Реклама

Главная - Типовые образцы 
Бюджетное ограничение потребителя. Микроэкономика

Экономическая теория поведения потребителя очень проста: экономисты полагают, что потребители выбирают лучший товарный набор, который могут себе позволить. Чтобы наполнить эту теорию конкретным содержанием, мы должны более точно описать, что именно подразумевается под "лучшим" и что именно подразумевается под "могут себе позволить". В настоящей главе сосредоточимся на изучении описания того, что потребитель может себе позволить, а в следующей главе - на концепции определения потребителем того, что является "лучшим". После этого мы сможем приступить к детальному изучению значения этой простой модели поведения потребителя.

2.1. Бюджетное ограничение

Начнем с рассмотрения понятия бюджетного ограничения . Предположим, что имеется некое множество товаров, в пределах которого потребитель может осуществлять свой выбор. В реальной жизни существует много товаров, выступающих объектами потребления, однако для наших целей удобно рассмотреть случай всего двух товаров, поскольку тогда можно описать поведение потребителя в отношении выбора товаров графически.

Обозначим потребительский набор данного потребителя через (х 1 , х 2). Это просто два числа, говорящие нам о том, сколько товара 1, х 1 , и сколько товара 2, х 2 , хочет потребить данный потребитель. Иногда удобно обозначать потребительский набор лишь одним символом, скажем, X , где X - просто сокращенное обозначение указанного перечня двух чисел (х 1 , х 2).

Предположим, что из наблюдений нам известны цены этих двух товаров, (р 1 , р 2), и та сумма денег, которую может израсходовать потребитель, m . Тогда бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде

р 1 х 1 + р 2 х 2 £ m . (2.1)

Здесь р 1 х 1 - сумма денег, расходуемая потребителем на товар 1, а р 2 х 2 - сумма денег, расходуемая им на товар 2. Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затраченная на оба товара, не превышала общей суммы денег, которую может израсходовать данный потребитель. Доступными для потребителя наборами являются те, которые стоят не дороже m . Мы называем это множество доступных потребительских наборов при ценах (р 1 , р 2) и доходе m бюджетным множеством данного потребителя.

2.2. Двух товаров зачастую вполне достаточно

Предпосылка о наличии всего лишь двух товаров носит более общий характер, чем можно было бы поначалу подумать, поскольку часто можно считать один из товаров представляющим все другие товары, которые потребитель мог бы захотеть потребить.

Например, если мы хотим изучить спрос потребителя на молоко, мы можем обозначить через х 1 его ежемесячное потребление молока в квартах, а через х 2 - все остальные товары, которые мог бы захотеть потребить данный потребитель.


Приняв эту трактовку товара 2, удобно думать о нем как о том количестве долларов, которое потребитель может истратить на все другие товары. При подобном истолковании цена товара 2 автоматически оказывается равной 1, поскольку цена одного доллара есть доллар. Таким образом, бюджетное ограничение примет вид

р 1 х 1 + х 2 £ m . (2.2)

Данное выражение говорит нам просто о том, что сумма денег р 1 х 1 , израсходованная на товар 1, и сумма денег, израсходованная на все другие товары, х 2 , взятые вместе, не должны превышать общей суммы денег m , которую может расходовать данный потребитель.

Мы говорим, что товар 2 представляет композитный товар , воплощающий в себе все то, что хотел бы потребить данный потребитель, помимо товара 1. Что касается алгебраической формы бюджетного ограничения, уравнение (2.2) есть просто особый случай формулы, заданной уравнением (2.1), при р 2 = 1, так что все то, что можно сказать о бюджетном ограничении вообще, будет верным и для трактовки товара 2 как композитного.

2.3. Свойства бюджетного множества

Бюджетная линия есть множество наборов, которые стóят в точности m :

p 1 x 1 + p 2 x 2 = m. (2.3)

Это товарные наборы, на которые полностью расходуется весь доход потребителя.

Бюджетное множество изображено на рис.2.1. Жирной линией изображена бюджетная линия - наборы, стóящие в точности m ; а под этой линией располагаются наборы, которые стóят строго меньше m .

Прежде чем перейти к более детальному изучению полезности как основы выбора потребителя, определим границы открытого для потребителя поля выбора. Не всякое желание потребителя может быть реализовано, не всякий выбор может быть осуществлен. Одним из важных ограничителей является время. Мы часто жалуемся на то, что в сутках только 24 часа и нельзя успеть сделать многого из того, что хотелось бы.

Другим важным ограничителем, который будет в дальнейшем учитываться при анализе, является доход индивида. Потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его кошелек. Это важное ограничение называется бюджетным. Графически его можно изобразить в виде некоторой линии, очерчивающей поле возможностей (поле выбора) потребителя (рис. 11.1).

Представим, что все многообразие товаров на рынке сведено к двум продуктам. Это не будет большим прегрешением против действительности, поскольку часто в быту вопрос стоит именно так: купить на обед мясо или рыбу, купить жене платье или мужу ботинки, купить автомобиль или заплатить за обучение сына.

Если весь доход будет потрачен исключительно на приобретение товара Л, то на вертикальной оси мы получим точку, показывающую, сколько единиц этого товара можно будет потребить. Это количество товаров определяется, с одной стороны, доходом потребителя и, с другой стороны, ценой товара А. Если весь доход будет затрачен на приобретение товара В , количество единиц товара В (в зависимости от его цены) будет отображено соответствующей точкой на оси горизонтальной. Соединив эти две точки, мы получим бюджетную линию, или линию бюджетного ограничения.

Бюджетная линия есть совокупность точек, каждая из которых показывает некоторую комбинацию из двух товаров А и В, которую можно приобрести, полностью израсходовав весь доход. Все точки слева от бюджетной линии характеризуют возможные выборы для потребителя: он вполне может приобрести соответствующие комбинации двух товаров. Однако при этом его бюджет не будет использован целиком. Какие-либо точки, лежащие справа от бюджетной линии, находятся вне бюджетных возможностей данного потребителя. Соответствующие этим точкам рыночные решения не могут быть приняты.

Совокупность точек слева от бюджетной линии и всех точек, принадлежащих самой бюджетной линии, характеризует область допустимых значений потребительского выбора при данном уровне дохода и заданных ценах, или поле выбора. Поле выбора может менять свою форму и размеры в зависимости от размеров дохода, цены товара А и цены товара В. При изменении одного только дохода бюджетная линия будет перемещаться параллельно вправо, если доход растет, и влево, если величина дохода падает (рис. 11.2).

Если же цена товара А растет, а цена товара В неизменна и доход остался прежним, то бюджетная линия изменит угол своего наклона. При прежнем бюджете покупатель сможет купить меньше подорожавшего товара^, если весь доход будет истрачен исключительно на этот товар. Следовательно, бюджетная кривая пересечет горизонтальную ось в прежней точке (цена товара В не менялась), а вертикальную ось - на более низком уровне. Бюджетная линия станет более пологой, а поле возможностей потребителя сократится (рис. 11.3).

Рис. 11.3. Бюджетная линия при повышении цены товара А

При понижении цены одного из товаров точка пересечения бюджетной кривой с осью координат будет отодвигаться все дальше от начала координат, а поле выбора потребителя увеличится.

Бюджетное ограничение представляет собой совокупность всех товарных наборов, доступных потребителю при данных доходе и ценах (рис.2.13).

Мы предполагаем, что потребитель свой доход М полностью тратит на покупку блага Х по цене Рх и блага Y по цене Рy.

Бюджетное ограничение :

М= РхХ+ РyY. (2.1)

Таким образом, бюджетная линия , представляет собой прямую линию, т.е. мы рассматриваем ограничения, соответствующие постоянным относительным ценам двух товаров.

Решив равнение (2.1) относительно Х и Y, получим:

Y =М/ Рy - (Рy/Рх) Х(2.2),

где Рy / Px - наклон бюджетной линии, его величина показывает норму замещения товаров при условии, что сумма затраченных денег остается неизменной.

Х=М/ Рх - (Рх/Рy)Y (2.3)

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и сложившихся ценах на товары.

Наклон бюджетной линии отражает пропорцию, в которой потребитель сможет заменить один товар другим. Наклон бюджетной линии равен относительной стоимости двух товаров, т.е. цены одного из них по отношению к цене другого. Это означает, например, что если единица Q 1 стоит 10 р., а единица Q 2 - 20 р., то при перемещении влево по бюджетной линии потребитель должен отказаться от приобретения двух единиц продукта Q 1 по 10 р. каждая, чтобы получить в свое распоряжение 20р., необходимых для покупки одной единицы продукта Q 2 .

Пример. Предположим, что доход М = 12. Цена товара Рх= 4, цена товара Р Y = 3 (рис. 2). Подставим эти значения в бюджетное ограничение (1). Если Y = 0, т.е. весь доход тратим на товар X, то X =M/Р X =12/4=3. Если X = 0, то Y =M/P Y =12/3=4.

Свойства бюджетной линии:

1. Изменение дохода .

При росте дохода (M) линия бюджетного ограничения пройдет правее. Если, например, доход вырос в 2 раза, то линия бюджетного ограничения будет лежать в 2 раза правее. Сокращение денежного дохода перемещает линию бюджетного ограничения влево параллельно самой себе. Направление сдвига бюджетной линии при изменении дохода зависит от характера потребляемого блага. Если благо нормальное, т.е. растет с ростом дохода, то бюджетная линия с ростом дохода, смещается вверх. Если благо – инфериорное (низкокачественное), то его потребление с ростом дохода сокращается и бюджетная линия смещается вниз (рис.2.14).

Изменение цены .

Изменение цены одного товара при неизменной цене другого, приводит к движению бюджетной линии против (или по) часовой стрелки, если цена товара X падает (растет), т.е. потребитель сможет данного блага купить больше (меньше) (рис. 2.15).



Если пропорционально снижаются (растут) цены на оба продукта, то это приводит к смещению линии бюджетного ограничения вправо (влево).

В реальной жизни возникают ситуации, которые могут быть представлены ломаными бюджетными линиями. Это происходит из-за изменения в какой-то момент времени альтернативной стоимости одного из двух товаров, выраженной в единицах другого товара.

Государство, осуществляя экономическую политику повышения уровня жизни населения, может воздействия на доход потребителя (т.е. фактически на его бюджетное ограничение).

Например, если потребление одного товара нормируется, то часть бюджетного множества, выходящая за рамки того количества, которое было нормировано, отсекается. Потребитель может приобрести благо Х только в объеме Х 1 . Тогда бюджетная линия приобретает вид, изображенный на рис. 2.16 а.

Правительство может для поддержания наиболее бедных слоев населения осуществить программу повышения их благосостояния путем введения продовольственных талонов, которые позволяют по льготным ценам приобретать продовольствие. Фактически программа продовольственных талонов представляет собой долевую субсидию.

Например, в США в 1979г. действовала программа, по которой семья, по уровню своего дохода претендующая на поддержку со стороны правительства могла приобрести на 25 долларов талонов, которые позволяли ей фактически купить товаров на 153 доллара. Это составляет субсидию на покупку продовольствия примерно на 84%. Таким образом, наклон бюджетной линии при субсидии будет более пологим, чем при ее отсутствии, Поэтому бюджетная линия будет иметь излом в точке окончания действия субсидии (рис.2.16 б).

В России существуют льготные категории граждан, которые могут получать некоторые виды лекарств за 50% их стоимости или совсем бесплатно. (В качестве самостоятельного упражнения проиллюстрируйте, какую форму в этом случае будут иметь бюджетные множества).

Может возникнуть ситуация, когда до определенного уровня потребитель имеет возможность потреблять товар X по цене Р X1 до определенного уровня (X 1 на рис. 2.17.). Наклон бюджетной линии на этом участке составляет -Р X /P Y .

Дальнейшее увеличение потребления (сверх Х 1) возможно лишь при уплате налога t за каждую дополнительную единицу блага Х. В этом случае бюджетное ограничение потребителя будет иметь вид ломаной линии (рис. 2). Наклон бюджетной линии справа от Х 1 составит теперь – (Р X + t)/P Y . (рис.2.17)

Бюджетная область потребителя

Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.

При этом способность потребителя удовлетворять ϲʙᴏи вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, кᴏᴛᴏᴩый он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие товары.

Оба данные фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

P 1 Q 1 + P 2 Q 2 ≤ R

  • P 1 P 2 — цены на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие товары Q 1 и Q 2
  • R — доходы потребителя

Бюджетная линия

В случае если потребитель полностью расходует ϲʙᴏй доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:

P 1 Q 1 + P 2 Q 2 = R

Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии , имеющее вид:

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, кᴏᴛᴏᴩые может приобрести потребитель, расходуя весь ϲʙᴏй денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:

P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R

Смещение бюджетной линии

Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.

Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.

Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Вот к примеру, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии

Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие ϲʙᴏйства бюджетных ограничений потребителя:
  • при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней.
  • увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.

Экономическое поведение потребителя

Точка оптимума

Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя.

Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, то есть его покупательную способность. Объединение данных графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор будет лучшим для потребителя.

Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя то есть имеет положительную предельную полезность)

Условия оптимума

Для оптимального потребительского набора выполняются следующие условия:
  • равновесная комбинация товаров (х*1,х*2) всегда лежит на бюджетной линии, а не под нею. Это означает, что для максимизации полезности потребитель должен полностью использовать имеющийся доход (сбережения тоже рассматриваются как доступный для "покупки" товар);
  • в точке равновесия угол наклона кривой безразличия равен углу наклона бюджетной линии, или

Угла наклона кривой безразличия = МRS = — Δх2/ Δх1,

Угла наклона бюджетной линии = — Р1/Р2.

Следовательно, второе условие максимизации полезности предполагает такое распределение дохода потребителем, при кᴏᴛᴏᴩом предельная норма замещения одного товара другим равно обратному отношению их цен

МRS = — Р1/Р2 ,

Δх2/ Δх1=Р1/Р2 .

Экономический смысл данного условия — МRS товара 2 товаром 1 определяет уровень, при кᴏᴛᴏᴩом потребитель желает заменить один товар на другой. Отношение цен (Р1/Р2 ) определяет уровень, при кᴏᴛᴏᴩом потребитель может заменить товар 2 товаром 1. Пока данные уровни не сравняются, возможны обмены, увеличивающие совокупную полезность потребителя.

Второе условие максимизации может быть записано по-другому. Из определения предельной полезности

MU1= Δ TU/ Δх1;

MU2= Δ TU / Δх2.

В случае если разделить МU1 на МU2, то мы получим

МU1/МU2 = Δх2/ Δх1 ,

МU1/МU2 = Р1/Р2 .

Отсюда вытекает равенство

МU1/ Р1 = МU2/ P2 .

В случае товаров, выражение принимает вид

MU1/P1= MU2/P2 = …= MUn/Pn = MU сбережений .

Это означает, что условия максимизации полезности, выведенные путем анализа кривой безразличия (ординалистским путем) и с помощью кардиналистской модели полезности, могут быть записаны одинаковым способом.

Теория потребительского поведения логично и закономерно рассматривает прежде всего категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.

В любой данный момент времени личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную Денежную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т.д. Каждый вид дохода представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает своеобразным бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя. В данном случае на индивидуальном уровне каждый потребитель решает для себя уже известную дилемму совмещения ограниченности «ресурса» денежного дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и услугах.

Бюджетные ограничения

Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют «бюджетными ограничениями». Количество товаров, или потребительских благ, которое может быть куплено на фиксированную сумму из личного бюджета, ограничено по сравнению с потребностью и доходами. Товары, покупаемые на денежные доходы, являются ресурсом потребления, ограниченным по сравнению с безграничной потребностью в нем. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для малодоходных групп населения. По этой причине каждый товар имеет свою, выраженную в деньгах цену. Потребительские цены, учитывая денежные доходы, ограничивают набор товаров и уровень жизни, увязывают их с личным бюджетом покупателя.

Функция бюджетного ограничения, представленная в виде графика (рис. 6.1), имеет вид уже известной по предыдущим темам кривой, которая подобна линии производственных возможностей. Разница лишь в том, что на графике бюджетных ограничений линия ресурсных возможностей очерчивает предел покупательной способности данного дохода. Соответственно ее называют «линией, или кривой, бюджетных ограничений».

Рис. 6.1. Линия бюджетных ограничений

Линия бюджетных ограничений на нашем графике - это сочетание покупок гипотетических товарных наборов X (одежды, шт.) и наборов Y (продуктов, шт.), осуществляемых в пределах имеющегося денежного дохода, равного 10 денежным единицам (см. рис. 6.1). Любая точка на кривой бюджетных ограничений - это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой денежный доход, личный бюджет. Всякое изменение величины денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а следовательно, платежеспособности и спроса на товары. Так, если при прочих равных условиях возрастают денежные доходы, то возрастает платежеспособность (покупательная способность) потребителей. Рост платежеспособности происходит и в том случае, если денежные доходы не изменились, но снизились потребительские цены. На графике бюджетных ограничений эта ситуация может быть показана смещением вправо и вверх всей бюджетной линии. И наоборот, при прямом снижении денежных доходов и неизменных ценах имеет место сокращение платежеспособности и спроса покупателей. Снижение покупательной способности произойдет и в том случае, если повысились цены на товары, тарифы на услуги и т.д. при неизменном денежном доходе потребителей. Такая ситуация может быть показана на графике смещением влево и вниз всей кривой бюджетных ограничений.

Номинальный и реальный уровень дохода

Рост или снижение бюджетных ограничений потребителя Представляют собой изменения, которые обычно называют «номинальным» и «реальным» уровнем дохода, определяющего благосостояние людей. Так, номинальный доход - это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей.

Реальный доход - это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах. Покупатели их ощущают в виде реальных возможностей личного бюджета. Чаще всего это происходит в виде частичного изменения цен на отдельные товары или товарные группы. Так, рост даже отдельных цен усиливает бюджетные ограничения, снижает возможности покупок и уровень благосостояния. И наоборот, любое даже частичное снижение цен отдельных товаров снимает ограничения личного бюджета потребителя, увеличивает возможности благосостояния. Такие ситуации могут быть показаны на графике смещением линии бюджетных ограничений вдоль той оси, где представлены товары с изменяющимися ценами (рис. 6.2, а, б).

А - снижение цен на одежду б - повышение цен на продукты Рис. 6.2. Бюджетная линия: изменение цен и доходов

Снижение цен, например, на товарную группу X (одежда), при неизменных ценах продовольствия, вызывает смещение вправо линии бюджетных ограничений вдоль горизонтальной оси графика, где показаны покупки одежды. В случае роста цен этой группы товаров линия бюджетных ограничений сместится влево по оси X.

То же самое произойдет с линией бюджетных ограничений в случае соответственно снижения или роста цен на продовольствие и неизменных ценах на одежду. В частности, снижение цен сместит линию ограничений вправо вверх вдоль оси Y (продукты); рост этих цен вызовет смещение бюджетной линии вниз вдоль оси Y, означая снижение возможностей закупок продуктов



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS