Разделы сайта
Выбор редакции:
- Вертикальный конгломерат
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
Реклама
И ы после ц презентация. "ы-и после ц" урок презентация |
Слайд 1Урок русского языка
в 5 классе Слайд 2Вы все талантливы! Слайд 3Разминка. Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения Слайд 4Текст-оригинал Слайд 5Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А, жёлтую – если в слове пишется О, красную – если в слове пишется Ё Слайд 6Отгадайте звук по «паспорту»:
согласный глухой непарный, твердый непарный Слайд 7Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении Слайд 8Происшествие в стране Орфографии Слайд 9Исторические (этимологические) сведения о букве Ц Слайд 10Самостоятельная работа в группах Слайд 11Слайд 12Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок Слайд 13Слова - исключения Слайд 14Алгоритм написания букв И-Ы после Ц Слайд 15Рефлексия Слайд 16Игра «Шпион» Слайд 17Отгадайте загадку: Конспект урока русского языка для 5 класса Тип урока: открытие нового знания. Ведущая цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы и - ы после ц». Цели урока: Образовательные : - различение звука и написания соответствующей буквы в слове; - знакомство с правилом написания букв и – ы после ц; - формирование навыка правописания по данному правилу; - пополнение словаря иностранных корней; Повторение изученных орфограмм (№ 12, 13, 14). Развивающие : развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения, делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом. Воспитывающие : формирование Научного мировоззрения; Умения взаимодействовать в коллективе; Активного отношения к жизни. Оборудование: интерактивная доска, компьютеры с выходом в интернет; презентация, составленная учителем; мультимедийный проектор, учебник, карточки с заданиями. Педагогические технологии: информационные технологии, технология проблемного обучения, проблемнодиалогического обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии. План урока: Мотивация к учебной деятельности. II 1. Лексический диктант 2. Морфемный разбор 3. Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации ) III IV . Построение проекта выхода из затруднения. Привлечение к открытию новых знаний. V . Динамическая пауза (физкультминутка). VI VII . Первичное закрепление с комментированием. VIII . Работа со словом IX . Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму. X . Сопоставительный анализ орфограмм. XI . Рефлексия. XII . Домашнее задание Ход урока: Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. УУД Личностные : положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные : извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение Приветствие обучающихся. Добрый день, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Откройте тетради, нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока. Записываем число, классная работа, а следующую строчку оставляем, ее заполним позже. Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий). II . Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. УУД Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные : фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. Лексический диктант (слайд 2) Задание: по лексическому значению узнать слово, записать его, обозначить орфограммы (в споминают материал по темам «О,Ё после шипящих в корне слова», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов по «цепочке»). Письменный или устный пересказ. (Изложение) Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. (Прилагательное) Назовите глагол, который имеет значение «ухаживать за растениями, например, с целью получения плодов». (Выращивать) Цвет, антонимичный белому. (Чёрный) Отдельная область производства, науки. (Отрасль) Добавление к чему-нибудь, например, к журналу. (Приложение) Молодой побег. (Росток) Ткань из ниток, получаемых из коконов южного насекомого. (Шёлк) Догадка, предварительная мысль. (Предположение) Стать ветвистее, гуще, больше. (Разрастись) Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли) Плод дуба. (Жёлудь) Рассказывать. (Излагать) Выполняя это задание, вам, ребята, пришлось разглядеть привычное в непривычном облике, и я хочу поприветствовать вас вот такими словами: Мой привет вам, открыватели Всех сокровищниц планеты! Будьте счастливы, мечтатели , Беспокойные искатели, Фантазеры и поэты! Морфемный разбор слова мечтатель (разбор слова по составу): Мечтатель – имя существительное. Образуем формы слова: Мечтателя Мечтателем Изменяемая часть слова будет окончанием. Нулевое окончание указывает на сущ. в ед. числе, муж. роде, им. пад. Основа слова – мечтатель. Суффикс -тель- - суффикс сущ. со значением «лицо, человек» (например, читатель, писатель) Суффикс -а- - суффикс глаг. со значением «действие» (играть) Корень –мечт-. Подбираем однокоренные слова: мечта, мечтающий, замечтаться. Молодцы! Справились. Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации.) Слайд 3. Наблюдение. Произношение звука и написание буквы после твёрдого ц Слайд 4. Сравните Слово Транскрипция цирк [цырк] цифра [цыфра] станция [станцый’а] секция [с’экцый’а] сестрицы [с’истр’ицы] певицы [п’ив’и цы] лисицына [л’ис’ицын а ] п тицына [пт’ицын а ] III . Выявление места и причины затруднения. Цель Выявление и фиксация места и причины затруднения. УУД Какой звук мы слышим после твердого [ц]? ([ы]) Почему именно этот звук? ([ц] – твердый непарный, [и] не может его смягчить) А какие буквы пишутся после ц? (и, ы) Слайд 5 - Сформулируйте тему урока. Слайд 6 (Буквы и-ы после ц) IV . Построение проекта выхода из затруднения. Цель Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Привлечение к открытию новых знаний. УУД Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. А как мы узнаем, когда и что надо писать, т.е. -и или -ы, после всегда твёрдого [ц]? Есть ли правило? Слайд 7. Давайте понаблюдаем, когда в словах после ц пишется ы, а когда – и. В какой морфеме встречается орфограмма? (В корне, суффиксе, окончании) Составляем таблицу Слайд 8 ци цы В корне: ц и фра, ц и нга В словах на -ция: корпорац и я, авиац и я В окончании В суффиксе Искл.: Ц ы ган (на) ц ы почках ц ы пленку ц ы кнул: «Ц ы ц!» Работа по учебнику . Открываем учебники на стр. 39, читаем правило, сравниваем таблицу (правильно ли сформулировали правило и составили таблицу). V . Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель Сменить вид деятельности. УУД Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Слайд 9. Учим слова – исключения с движениями рук: на каждое слово одно движение (на плечи, вверх, в стороны, согнуть в локтях, кулаки упереть в бока). VI . Реализация построенного проекта. Цель Построение и фиксация нового знания. УУД Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные : контроль, коррекция, оценка. Личностные : оценивание усваиваемого содержания. Слайд 10. Знакомство с образцом (алгоритмом) рассуждения. Слайд 11. Применение алгоритма. Объясняют орфограмму. Задание на карточках ( работа в парах ): данные слова записать в две колонки (в зависимости от написания), обозначить орфограмму. Дверцы, цирк, демонстрация, отличницы, репетиция, станция, буфетчицы, цинга, корпорация, цыганский Слайд 12. Словарная работа (цинга, корпорация). ( Работа в парах : пытаются объяснить значение слов, уточняют с помощью электронного словаря через интернет, устно составляют предложения). VII . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель Применение нового знания в типовых заданиях. УУД Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Упражнение № 462 с комментированием у доски. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга. VIII . Работа со словом (упр.465) Цель Расширение словарного запаса, осмысленное включение слова в речь УУД Познавательные : расширение словарного запаса, сопоставление, анализ, обобщение информации. Регулятивные : способность ставить учебную цель и реализовывать ее, осознанное управление своим поведением. Коммуникативные : работа в паре, аргументация своей точки зрения, взаимопомощь. Личностные : развитие опыта межличностных отношений, умение вести диалог. Слова «циркуль» и «цирк». Что между ними общего с точки зрения грамматики? (орфограммы) А в значении? ( Работа со словарями в группах ) Послушайте, как рассуждал один ученик. «Главное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглеры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочел в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». После этого я стал подыскивать другие родственные слова: «циркулярная» (пила), «циркулировать»». Так что же общего в словах «циркуль» и «цирк»? (они произошли от одного и того же латинского слова и имеют общее в лексическом значении: круг, окружность.) Пополним наш словарь иностранных корней (запись в «Словарики иностранных корней»): Циркулюс (лат.) – круг, окружность. Циркулировать – двигаться по кругу, циркулярная (пила) – пила, имеющая круглый нож, который движется по кругу. IX . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. УУД Познавательные : умение действовать по образцу. Регулятивные : умение решать проблемы, контроль, коррекция. Личностные : способность самооценки своих действий Задание: образовать прилагательные, отвечающие на вопрос чей? при помощи суффикса -ын. Синица, лисица, птица, курица, царица, куница. X. Сопоставительный анализ орфограмм Цель Предотвращение возможных ошибок при выборе применяемого правила. УУД Познавательные : анализ, умение различать орфограммы, умения обобщать, квалифицировать. Регулятивные : фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, умение решать проблемы. Личностные : способность самооценки своих действий. Слайд 13 Слова целина и цена на то же правило? (работа в малых группах) Дети рассуждают, доказывают и приходят к выводу, что – нет. Это безударные гласные, проверяемые ударением. Слайды 14-20 XI . Контроль и самоконтроль (работа в группах). Лексический диктант. Тестовые задания. Обсуждают, выбирают ответ в группах, называют его все, объясняет одна из групп (по очереди), затем проверяют. Слайды 21-22 X . Итог. Домашнее задание: § 87, упр. 464. Дополнительно – варианты по выбору обучающихся: 1) составить синквейн на изученную орфограмму, 2) написать лингвистическую сказку о буквах и - ы после ц, 3) подготовить лексический диктант по изученной орфограмме из 10-15 слов. Слайд 23. XII . Рефлексия ( Самооценка и оценка деятельности). Цель Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. УУД Познавательные : рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные : самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные : уметь слушать и понимать речь других. Дети оценивают свою работу, выбирают один из знаков и еще рисуют на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы об их настроении в конце урока. Слайд 24 Учитель благодарит всех за урок. Как мы пришли к выводу орфограммы? Какие этапы урока самые интересные? Понятно ли мне правило? Что помогло мне его запомнить? В каком из этих слов согласный глухой непарный, твердый непарный звук 1)щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун (циркуль - [ц]). Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока. Лингвисти-ческая разминка Материал для наблюдения станц и я улиц ы ц и рк синиц ы н ц ы пленок Сформулируем тему урока Цели урока: от чего зависит выбор и-ы после ц ; применять на практике изученную орфограмму. - ЦЫ - ЦИ
Сформулируем правило «И-Ы после ц» В корнях слов пишем И: Ц и фра, ц и ркуль, ц и ферблат, ц и рк, ц и клон, ц и клоп Слова на –ЦИЯ: авиац и я, традиц и я, провокац и я, цивилизац и я, пропорц и я Слова-исключения: ц ы плёнок, ц ы ган, ц ы почки, ц ы ц В суффиксах пишем Ы: сестриц ы н, куниц ы н В окончаниях пишем Ы: птиц ы , пальц ы , улиц ы , ровесниц ы , круглолиц ый , ресниц ы СКАЗКА Жила-была в стране «Орфография» буква Ц… Нет правил без исключений. Пусть в словах цыган (подошел) на цыпочках (к) цыпленку и цыкнул: «Цыц » пишется буква Ы. Ну что ж, жалую тебе навеки право стоять после Ц в корне слова! Разрешаю тебе стоять рядом со мной в суффиксах и окончаниях. Во всех словах, оканчивающихся на ция, будет писаться буква И. Прочитай! Запомни! В существительных на - ция Мы всегда напишем - ия. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовке - цын, -цый, -цы Пишем только букву ы. Физ ультми утк ВСТАВЬ БУКВУ: И или Ы? Ц___рковой артист ц___тата из Пушкина ц___гейковая шубка жёлтенький ц___плёнок Ц___ц! Сейчас же замолчите! победившая революц___я Свежие огурц___ танцевать ц___ганочку ц___нковая стружка встать на ц___почки тигриц___н хвост вязальные спиц___ свежие устриц___ генеральная репетиц___я смуглолиц___е матросы мощный ц___клон Это интересно!
Ц и ркуль и ц и рк – от латинского слова "циркулюс", что значит "круг", "окружность". Оказывается… Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Мелькнул купол городского ц..рка. Сверкнули панц..ри воинов. Нильсон уц..пился за камень и встал на ц..почки, чтобы посмотреть, не уц..лело ли что-нибудь. Рац…я, цариц…но зеркальце, афганц…, ц…гейка, ц…клон, ц…ганский, мультипликац…онный фильм, взять под уздц… Вставьте пропущенные буквы Рация - переносная радиостанция Цигейка - стриженный и крашенный мех овцы Циклон - вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью. Работа у доски
Вариант I Вариант II птиц…ны перья папин мотоц…кл праздничная иллюминац…я российская авиац…я куниц…н хвост твердый панц…рь встать на ц…почки крикнуть «ц...ц» вчерашний ц…клон наши пловц… Взаимопроверка Вариант II Вариант I птиц ы ны перья папин мотоц и кл российская авиац и я праздничная иллюминац и я твердый панц и рь куниц ы н хвост крикнуть «ц ы ц» встать на ц ы почки наши пловц ы вчерашний ц и клон Оценка: 0 ошибок – « 5 »; 1-2 ошибки – « 4 »; 3 ошибки – « 3 »; 4-5 ошибок – « 2 ». Сегодня мы изучали… Когда в слове после Ц пишется И, а когда Ы… Достигли ли мы своей цели… Подведём итог. САМОРЕФЛЕКСИЯ
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 27 муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края Подготовила и провела Окунева Наталья Фёдоровна 2010 год УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило “Гласные буквы и - ы после ц” ; у казать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы РАЗВИВАЮЩИЕ: р азвивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы ; с овершенствовать орфографические умения и навыки учащихся. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. Задачи урока: Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ : Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся. Использован УМК: 1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М.: «Просвещение», 2009. 2. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе: к учебнику Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др – М.: Издательский дом «Генжер»,2006 ХОД УРОКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Прозвенел
звонок для нас. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА СЛАЙД № 3- 6 Учитель: Свой урок мы начнём с лингвистическоё разминки, которая поможет вспомнить значение и написание слов с непроверяемыми орфограммами. Лицо, руководящее оркестром или хором Опытный, бывалый, испытанный в боях воин Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира Запишите эти слова в свой словарик и запомните, как они пишутся. Устно составьте с ними предложения НЕМНОГО ИСТОРИИ СЛАЙД № 8 В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами». ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА СЛАЙД № 7 Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Расскажите об условиях написания букв И –Ы после Ц. Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. /Работа с учебником/ ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ - ИСКЛЮЧНИЯМИ. СЛАЙД №9 Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения. Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку:«Цыц!» Повторное чтение правила по учебнику самостоятельно. ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ: Какие условия написания буквы И после Ц вы узнали? Когда пишется буквы Ы после Ц? IV . ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Учитель: Пришло время закрепить полученные знания. У вас на партах лежат рабочие листы. Задание 1 - распределительный диктант: заполните таблицу заданными словами, объясняя выбор написания РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 10 2.ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ, В ОТГАДКАХ ОБОЗНАЧЬТЕ ОРФОГРАММУ СЛАЙД № 11 3. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД № 12 4. БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 13 – 14 Ц..ферблат Проказниц.. Ц..тировать Революц..я Ц..плячий Ц..клон Лекц..я Ц..ганские Синиц..н Акц..я 5. ПРОВЕРЬ СЕБЯ СЛАЙД № 15 6. ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ СЛАЙД № 16 А)Ра..писание Бе..болезненный Во..стание И..парение Б)Р..стение Прор..сли Отр..сль Выр..щенный В)Ра..брелись Ра..таял Бе..полезно Делать Г)Ц..тата Ц..пячий Лекц..я Ц..клоп 7. ИГРА «ЭРУДИТ» СЛАЙД №17 Составьте слово Прилетел (приставка) Земля (корень) Вилять (суффикс) Решаешь (окончание) Светится (постфикс) Составьте с данным словом предложение, употребив в нём слово с изученной орфограммой. /Например: На арену ц и рка приземляется воздушный акробат./ 8. ВСТАВЬТЕ НУЖНУЮ БУКВУ, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧЬТЕ ИЗУЧАЕМУЮ ОРФОГРАММУ СЛАЙД № 18 1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. . 2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница! 3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки. 4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой. 5. Отец привез детям гостинц.. . 6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта. 9. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ СЛАЙД № 19 1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы: А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра. 2. Укажите слово, в котором в корне пишем И: А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) уц..питься. 3. В какой группе слов пишется И: А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые. Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. . V . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СЛАЙД № 20 УРОВЕНЬ 1- составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц». Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте. УРОВЕНЬ 2- упражнение 447. VI . РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ» СЛАЙД № 21 Я понял, что… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно выучить… VII . СПАСИБО ЗА УРОК СЛАЙД № 22 Класс: 5 Тип урока: урок усвоения новых знаний. Деятельностная цель: организация работы для открытия и закрепления нового материала. Задачи урока: Обеспечение формирования у школьников культуроведческой компетентности и целостной системы ведущих знаний по теме “Буквы И–Ы после Ц”. Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать. – Личностные УУД:
– Регулятивные УУД :
– Коммуникативные УУД:
– Познавательные УУД:
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации, слова-исключения /слайд №2/ Ход урока: /Слайд №3/I. Вступление учителя:II. Орфографическая разминка: /Слайд №4-7/Работа с перфокартами на компьютере. Ученики вставляют –З- или –С- в приставки, -о- или –а- в корни –раст- -рос- и –лаг- -лож-! /взаимопроверка – в парах, ключ к проверке на компьютере/
III. Объяснение нового материала. Лингвистическая сказка. /Слайд №8/Ну а сейчас наше новое орфографическое правило. Отгадайте, кто спешит к нам на урок? Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля Кто же это? Цапля. /Слайд № 9 /
Вот с этой буквой -Ц- связана удивительная история. Послушайте. Когда-то она была очень красивой царевной -Ц-, мягкой и доброй по характеру. В те далёкие времена Лень была просто Чёрной колдуньей. Она жила в избушке на берегу чернильной реки, собирала целебные травы и варила какие-то зелья. К Лени повадилась отвратительная зависть. Это безобразная старуха с огромными ушами и завистливыми глазами… Она только и смотрит, у кого что лучше, у кого что больше, и просто умирает от зависти. Так вот, с самого первого дня старуха стала завидовать царевне и возненавидела её лютой ненавистью. Однажды, когда -Ц- собирала цветы на поляне около избушки Лени, Зависть с Чёрной колдуньей заманили её к себе и опоили колдовским зельем. Царевна -Ц- потеряла сознание, а очнулась вот такой твёрдой безобразной старухой, какой мы видим её сейчас. Но Зависть и Лень не достигли своей цели. Эти “злыдни” надеялись, что мы не узнаем царевну в безобразной старухе. Но посмотрите ей в глаза и вы увидите: -Ц- – прекрасна. Несмотря на её безобразную внешность, её печальные глаза светятся добротой и разумом. И даже в таком облике все узнают добрую, прекрасную царевну -Ц-. После этого царевна тяжело заболела. Все жители страны Словографии приняли участие в судьбе царевны. Она ни на минуту не отходила от постели царевны. Словики и Буквята спрятали все зеркала и относились к -Ц- с таким почтением, что она постепенно забыла про свою безобразную наружность. Но после превращения -Ц появились трудности в обозначении гласных после Ц, так же, как и после шипящих. Ведь -Ц раньше была мягкой, и после неё и слышалось, и писалось И. Теперь, когда она отвердела, стало слышаться... /-Ы-/. А пишется по-прежнему -И- во всех основах слов и корнях: “цифра”, “циркуль”, “нарцисс”, “дисциплина”, “акация”, “коллекция”, “декорация”. В последних трёх словах -Ц- и -И- стоят в самом конце слова, но это же основа, а не окончание. Попробуйте изменить: акация, нет акации, под акацией. Есть только четыре русских слова – исключения, в которых после Ц пишется не -И-, а -Ы-. – Цыц!– сказал учитель… Я слышу какой-то писк. –Маленький пушистый цыплёнок… Откуда он? За ним на цыпочках вошёл рослый красивый цыган… Оба взволнованы… – Что с вами? – За нами гналась Ашипка,– сказал цыган… – Она кричала в свой кривофон, что в корне после “ц” пишется и, что в нас ошибка! Но мы же исключения! – Ну, конечно, вы – исключения. Только в четырёх словах: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц – в корне после “ц” пишется ы. Посмотрите на алгоритм и запомните: /Слайд №10/
IV. Закрепление нового материала в форме игры “Поле чудес”.
По рисунку и лексическому значению слова мы найдём слова с данной орфограммой, обозначим орфограмму. /Слайды №11-42/
– Здесь были слова в корне и в окончании. Ну а сейчас в гости к нам идут иностранные слова на -ция. V. Знакомство со словами иностранного происхождения:
Чтобы легче запомнить эти слова, посмотрите на выделенные слова в компьютере, послушайте шуточный рассказ и постарайтесь запомнить как можно больше таких слов, потом мы их запишем, объясним значение. По уже сложившейся доброй традиции к нам в Россию едут гости из зарубежных стран: из Франции, Швеции, Турции. Прибывают они поездом к нам. Делегация каждой страны едет по своей специализации. Шведская делегация – геологов везёт на выставку в Москву изумительную коллекцию минералов, которую они привезли из экспедиции. Во втором вагоне – представители из Турции. Они едут в Москву на шоу, чтобы показать своё национальное искусство. Они и дорогой не отдыхают. Каждый день строго по расписанию – репетиции. Ведь они должны показать мастерство декламации. Ведущий шоу обладает хорошей дикцией и спокойной интонацией. Театралы из Турции для своего спектакля везут свои декорации: костюмы, фон. Есть у них и цирковой номер. Профессора – хирурги из парижской клиники едут на конференцию врачей. Один из них Ален Карпентье в своей лекции на конференции врачей решился объявить о необычной операции на сердце, о новой функции сердечной мышцы. Это хорошая консультация для всех врачей. Поезд сопровождает полиция в целях безопасности движения – непредвиденной ситуации. Радиостанции сообщили о надвигающемся стихийном циклоне. Поезд вынужденно остановился. Но иностранцы не расстроились. Среди французов были представители от спортивной секции. Они приготовили собак к заезду и первыми прибыли к лычковской станции.
VI. Сочини рассказ: “В цирке”. Иллюстрации на компьютере. /Слайды №44-49/Совершим заочную экскурсию в цирк. Попробуем полюбоваться интересным зрелищем. Рассматриваем иллюстрации, составляем предложения и записываем их. Начать можно так: Мы давно мечтали пойти всем классом в цирк. И, наконец, наша мечта осуществилась… /Мы сидели близко к арене, и каких только чудес ни насмотрелись. Сначала фокусник достал из шляпы цыпленка. Жонглер подкидывал огурцы. Медвежата – борцы устроили состязания с папой – медведем. Лисицы катались на мотоциклах. Зайцы устроили танцы. Клоуны смешно передразнивали музыкантов, играли на цимбалах. Дрессировщицы занимались с тиграми. Тигры прыгали сквозь кольцо. Нам очень понравилось в цирке./ VII. Итоги урока. Рефлексия.
Задание на смекалку: ЦИРК, ЦЕЛИНА, ОЦЕНИТЬ – эти слова на одно и то же правило?
VIII. Домашнее задание на выбор:
На циферблат его сажал.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00