Реклама

Главная - Типовые образцы 
И ы после ц презентация. "ы-и после ц" урок презентация

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе
Буквы И – Ы после Ц

Слайд 2

Вы все талантливы!

Слайд 3

Разминка. Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения
И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).

Слайд 4

Текст-оригинал
И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

Слайд 5

Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А, жёлтую – если в слове пишется О, красную – если в слове пишется Ё
Ч_рный,
ё
р_сти,
р_сток,
о
ш_рох,
о
а
изл_гать,
а
ш_лк,
ё
ш_в,
о
предл_жение
о
прич_ска,
ё

Слайд 6

Отгадайте звук по «паспорту»: согласный глухой непарный, твердый непарный
[ц]

Слайд 7

Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци, где цы. Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр-1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена

Слайд 8

Происшествие в стране Орфографии
Ц
и
ы

Слайд 9

Исторические (этимологические) сведения о букве Ц
Буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (XIVв.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.

Слайд 10

Самостоятельная работа в группах
Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице 182 и выполните задания: Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после Ц» Вторая и третья группы: заполните предложенную таблицу

Слайд 11

Слайд 12

Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок
В существительных на -ция Мы всегда напишем -ия. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовке -цын, -цый, -цы Пишем только букву ы.

Слайд 13

Слова - исключения
Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»

Слайд 14

Алгоритм написания букв И-Ы после Ц

Слайд 15

Рефлексия
Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446: ц…нга, куц…й, овц… , синиц…н, у гостиниц…, ц…новка*(значение слова под «звездочкой» найдите в школьном толковом словаре), белолиц…й, панц…рь.

Слайд 16

Игра «Шпион»
Выпишите из каждого ряда лишнее слово: 1. с улицы, белгородцы, сестрицын, цыкнуть. 2. циркуль, секция, белолицый, дикция. 3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

Слайд 17

Отгадайте загадку:
Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая группа: Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! Третья группа: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.

Конспект урока русского языка для 5 класса
по теме «Буквы и - ы после ц»

Тип урока: открытие нового знания.

Ведущая цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы и - ы после ц».

Цели урока:

    Образовательные :

- различение звука и написания соответствующей буквы в слове;

- знакомство с правилом написания букв и – ы после ц;

- формирование навыка правописания по данному правилу;

- пополнение словаря иностранных корней;

Повторение изученных орфограмм (№ 12, 13, 14).

    Развивающие : развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения, делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом.

    Воспитывающие : формирование

Научного мировоззрения;

Умения взаимодействовать в коллективе;

Активного отношения к жизни.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры с выходом в интернет; презентация, составленная учителем; мультимедийный проектор, учебник, карточки с заданиями.

Педагогические технологии: информационные технологии, технология проблемного обучения, проблемнодиалогического обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии.

План урока:

    Мотивация к учебной деятельности.

II

1. Лексический диктант

2. Морфемный разбор

3. Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации )

III

IV . Построение проекта выхода из затруднения. Привлечение к открытию новых знаний.

V . Динамическая пауза (физкультминутка).

VI

VII . Первичное закрепление с комментированием.

VIII . Работа со словом

IX . Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.

X . Сопоставительный анализ орфограмм.

XI . Рефлексия.

XII . Домашнее задание

Ход урока:

    Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель

Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

УУД

Личностные : положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные : извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение


Приветствие обучающихся.

Добрый день, ребята.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Откройте тетради, нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.

Записываем число, классная работа, а следующую строчку оставляем, ее заполним позже. Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий).

II . Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

УУД

Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные : фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание.

    Лексический диктант (слайд 2)

Задание: по лексическому значению узнать слово, записать его, обозначить орфограммы (в споминают материал по темам «О,Ё после шипящих в корне слова», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов по «цепочке»).

    Письменный или устный пересказ. (Изложение)

    Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. (Прилагательное)

    Назовите глагол, который имеет значение «ухаживать за растениями, например, с целью получения плодов». (Выращивать)

    Цвет, антонимичный белому. (Чёрный)

    Отдельная область производства, науки. (Отрасль)

    Добавление к чему-нибудь, например, к журналу. (Приложение)

    Молодой побег. (Росток)

    Ткань из ниток, получаемых из коконов южного насекомого. (Шёлк)

    Догадка, предварительная мысль. (Предположение)

    Стать ветвистее, гуще, больше. (Разрастись)

    Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли)

    Плод дуба. (Жёлудь)

    Рассказывать. (Излагать)

Выполняя это задание, вам, ребята, пришлось разглядеть привычное в непривычном облике, и я хочу поприветствовать вас вот такими словами:

Мой привет вам, открыватели

Всех сокровищниц планеты!

Будьте счастливы, мечтатели ,

Беспокойные искатели,

Фантазеры и поэты!

    Морфемный разбор слова мечтатель (разбор слова по составу):

Мечтатель – имя существительное. Образуем формы слова:

Мечтателя

Мечтателем

Изменяемая часть слова будет окончанием.

Нулевое окончание указывает на сущ. в ед. числе, муж. роде, им. пад.

Основа слова – мечтатель.

Суффикс -тель- - суффикс сущ. со значением «лицо, человек» (например, читатель, писатель)

Суффикс -а- - суффикс глаг. со значением «действие» (играть)

Корень –мечт-. Подбираем однокоренные слова: мечта, мечтающий, замечтаться.

Молодцы! Справились.

    Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации.)

Слайд 3. Наблюдение. Произношение звука и написание буквы после твёрдого ц

Слайд 4. Сравните

Слово

Транскрипция

цирк

[цырк]

цифра

[цыфра]

станция

[станцый’а]

секция

[с’экцый’а]

сестрицы

[с’истр’ицы]

певицы

[п’ив’и цы]

лисицына

[л’ис’ицын а ]

п тицына

[пт’ицын а ]

III . Выявление места и причины затруднения.

Цель

Выявление и фиксация места и причины затруднения.

УУД

Какой звук мы слышим после твердого [ц]? ([ы])

Почему именно этот звук? ([ц] – твердый непарный, [и] не может его смягчить)

А какие буквы пишутся после ц? (и, ы)

Слайд 5 - Сформулируйте тему урока. Слайд 6 (Буквы и-ы после ц)

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

Цель

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Привлечение к открытию новых знаний.

УУД

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

А как мы узнаем, когда и что надо писать, т.е. -и или -ы, после всегда твёрдого [ц]? Есть ли правило?

Слайд 7.

Давайте понаблюдаем, когда в словах после ц пишется ы, а когда – и. В какой морфеме встречается орфограмма? (В корне, суффиксе, окончании)

Составляем таблицу Слайд 8

ци

цы

В корне: ц и фра, ц и нга

В словах на -ция: корпорац и я, авиац и я

В окончании

В суффиксе

Искл.: Ц ы ган (на) ц ы почках ц ы пленку ц ы кнул: «Ц ы ц!»

Работа по учебнику .

Открываем учебники на стр. 39, читаем правило, сравниваем таблицу (правильно ли сформулировали правило и составили таблицу).

V . Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель

Сменить вид деятельности.

УУД

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Слайд 9. Учим слова – исключения с движениями рук: на каждое слово одно движение (на плечи, вверх, в стороны, согнуть в локтях, кулаки упереть в бока).

VI . Реализация построенного проекта.

Цель

Построение и фиксация нового знания.

УУД

Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные : контроль, коррекция, оценка.

Личностные : оценивание усваиваемого содержания.

Слайд 10. Знакомство с образцом (алгоритмом) рассуждения.

Слайд 11. Применение алгоритма. Объясняют орфограмму.

Задание на карточках ( работа в парах ): данные слова записать в две колонки (в зависимости от написания), обозначить орфограмму.

Дверцы, цирк, демонстрация, отличницы, репетиция, станция, буфетчицы, цинга, корпорация, цыганский

Слайд 12. Словарная работа (цинга, корпорация).

( Работа в парах : пытаются объяснить значение слов, уточняют с помощью электронного словаря через интернет, устно составляют предложения).

VII . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель

Применение нового знания в типовых заданиях.

УУД

Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Упражнение № 462 с комментированием у доски. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.

VIII . Работа со словом (упр.465)

Цель

Расширение словарного запаса, осмысленное включение слова в речь

УУД

Познавательные : расширение словарного запаса, сопоставление, анализ, обобщение информации.

Регулятивные : способность ставить учебную цель и реализовывать ее, осознанное управление своим поведением.

Коммуникативные : работа в паре, аргументация своей точки зрения, взаимопомощь.

Личностные : развитие опыта межличностных отношений, умение вести диалог.

Слова «циркуль» и «цирк». Что между ними общего с точки зрения грамматики? (орфограммы)

А в значении? ( Работа со словарями в группах )

Послушайте, как рассуждал один ученик.

«Главное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглеры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочел в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». После этого я стал подыскивать другие родственные слова: «циркулярная» (пила), «циркулировать»».

Так что же общего в словах «циркуль» и «цирк»? (они произошли от одного и того же латинского слова и имеют общее в лексическом значении: круг, окружность.)

Пополним наш словарь иностранных корней (запись в «Словарики иностранных корней»):

Циркулюс (лат.) – круг, окружность. Циркулировать – двигаться по кругу, циркулярная (пила) – пила, имеющая круглый нож, который движется по кругу.

IX . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель

Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

УУД

Познавательные : умение действовать по образцу.

Регулятивные : умение решать проблемы, контроль, коррекция.

Личностные : способность самооценки своих действий

Задание: образовать прилагательные, отвечающие на вопрос чей? при помощи суффикса -ын.

Синица, лисица, птица, курица, царица, куница.

X. Сопоставительный анализ орфограмм

Цель

Предотвращение возможных ошибок при выборе применяемого правила.

УУД

Познавательные : анализ, умение различать орфограммы, умения обобщать, квалифицировать.

Регулятивные : фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, умение решать проблемы.

Личностные : способность самооценки своих действий.

Слайд 13

Слова целина и цена на то же правило? (работа в малых группах)

Дети рассуждают, доказывают и приходят к выводу, что – нет. Это безударные гласные, проверяемые ударением.

Слайды 14-20

XI . Контроль и самоконтроль (работа в группах).

    Лексический диктант.

    Тестовые задания.

Обсуждают, выбирают ответ в группах, называют его все, объясняет одна из групп (по очереди), затем проверяют.

Слайды 21-22

X . Итог. Домашнее задание:

§ 87, упр. 464.

Дополнительно – варианты по выбору обучающихся:

1) составить синквейн на изученную орфограмму,

2) написать лингвистическую сказку о буквах и - ы после ц,

3) подготовить лексический диктант по изученной орфограмме из 10-15 слов.

Слайд 23. XII . Рефлексия

( Самооценка и оценка деятельности).

Цель

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

УУД

Познавательные : рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные : самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные : уметь слушать и понимать речь других.

Дети оценивают свою работу, выбирают один из знаков и еще рисуют на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы об их настроении в конце урока. Слайд 24

Учитель благодарит всех за урок.

Как мы пришли к выводу орфограммы? Какие этапы урока самые интересные? Понятно ли мне правило? Что помогло мне его запомнить?


В каком из этих слов согласный глухой

непарный, твердый непарный звук

1)щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун

(циркуль - [ц]).

Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Лингвисти-ческая разминка


Материал для наблюдения

станц и я улиц ы

ц и рк синиц ы н

ц ы пленок

Сформулируем тему урока



Цели урока:

от чего зависит выбор и-ы после ц ;

применять на практике изученную орфограмму.


- ЦЫ - ЦИ

  • - ЦИЯ

Сформулируем правило


«И-Ы после ц»

В корнях слов пишем И: Ц и фра, ц и ркуль, ц и ферблат, ц и рк, ц и клон, ц и клоп

Слова на –ЦИЯ:

авиац и я, традиц и я, провокац и я, цивилизац и я, пропорц и я

Слова-исключения: ц ы плёнок, ц ы ган, ц ы почки, ц ы ц

В суффиксах пишем Ы:

сестриц ы н, куниц ы н

В окончаниях пишем Ы:

птиц ы , пальц ы , улиц ы , ровесниц ы , круглолиц ый , ресниц ы


СКАЗКА Жила-была в стране «Орфография» буква Ц…

Нет правил без исключений.

Пусть в словах цыган

(подошел) на цыпочках

(к) цыпленку и цыкнул: «Цыц »

пишется буква Ы.

Ну что ж, жалую тебе навеки право стоять после Ц в корне слова!

Разрешаю тебе стоять рядом со мной в суффиксах и окончаниях.

Во всех словах, оканчивающихся на ция, будет писаться буква И.


Прочитай! Запомни!

В существительных на - ция Мы всегда напишем - ия. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовке - цын, -цый, -цы Пишем только букву ы.



Физ ультми утк



ВСТАВЬ БУКВУ: И или Ы?

Ц___рковой артист

ц___тата из Пушкина

ц___гейковая шубка

жёлтенький ц___плёнок

Ц___ц! Сейчас же замолчите!

победившая революц___я

Свежие огурц___

танцевать ц___ганочку

ц___нковая стружка

встать на ц___почки

тигриц___н хвост

вязальные спиц___

свежие устриц___

генеральная репетиц___я

смуглолиц___е матросы

мощный ц___клон


Это интересно!

  • Что общего между циркулем и цирком? Я рассудил так: главное в цирке - это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.
  • Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочёл в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова "циркулюс", что значит "круг", "окружность".

Ц и ркуль и ц и рк – от латинского слова "циркулюс", что значит "круг", "окружность".

Оказывается…


Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Мелькнул купол городского ц..рка. Сверкнули панц..ри воинов. Нильсон уц..пился за камень и встал на ц..почки, чтобы посмотреть, не уц..лело ли что-нибудь.


Рац…я, цариц…но зеркальце, афганц…,

ц…гейка, ц…клон, ц…ганский,

мультипликац…онный фильм,

взять под уздц…

Вставьте пропущенные буквы

Рация - переносная радиостанция

Цигейка - стриженный и крашенный мех овцы

Циклон - вихревое движение атмосферы,

сопровождающееся обильными осадками, сильной

облачностью.


Работа у доски

  • Ц:ган, р:сла, р:сток, ц:ферблат, ц:ркуль, конституц:я, делегац:я, администрац:я, ц:тата, ж:лудь, ц:кнуть, ц:трусовые, коллекц:я, ш:рох, иллюминац:я.
  • Ц:вилизац:я, р:стение, ш:пот, сестриц:н, птиц:, ресниц:, троиц:н, круглолиц:й, демонстрац:я, цариц:н, пор:сль, авиац:я, аппликац:я, ц:плёнок, ц:нга.

Вариант I

Вариант II

птиц…ны перья

папин мотоц…кл

праздничная иллюминац…я

российская авиац…я

куниц…н хвост

твердый панц…рь

встать на ц…почки

крикнуть «ц...ц»

вчерашний ц…клон

наши пловц…


Взаимопроверка

Вариант II

Вариант I

птиц ы ны перья

папин мотоц и кл

российская авиац и я

праздничная иллюминац и я

твердый панц и рь

куниц ы н хвост

крикнуть «ц ы ц»

встать на ц ы почки

наши пловц ы

вчерашний ц и клон

Оценка: 0 ошибок – « 5 »;

1-2 ошибки – « 4 »;

3 ошибки – « 3 »;

4-5 ошибок – « 2 ».


Сегодня мы изучали…

Когда в слове после Ц пишется И, а когда Ы…

Достигли ли мы своей цели…

Подведём итог.


САМОРЕФЛЕКСИЯ

  • Какие задания вызвали затруднения? Почему?
  • Какие задания было выполнять легко и интересно? Почему?


Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 27

муниципального образования Новокубанский район

Краснодарского края

Подготовила и провела

Окунева Наталья Фёдоровна

2010 год

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

ЦЕЛИ УРОКА:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило “Гласные буквы и - ы после ц” ; у казать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы

    РАЗВИВАЮЩИЕ: р азвивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы ;

с овершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ :

Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

Использован УМК:

1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М.:

«Просвещение», 2009.

2. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе: к учебнику

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др – М.:

Издательский дом «Генжер»,2006

ХОД УРОКА:

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

    ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА СЛАЙД № 3- 6

    Учитель:

Свой урок мы начнём с лингвистическоё разминки, которая поможет вспомнить значение и написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Лицо, руководящее оркестром или хором

Опытный, бывалый, испытанный в боях воин

Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира

Запишите эти слова в свой словарик и запомните, как они пишутся. Устно составьте с ними предложения

    НЕМНОГО ИСТОРИИ СЛАЙД № 8

В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами».

    ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА СЛАЙД № 7

Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Расскажите об условиях написания букв И –Ы после Ц.

Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. /Работа с учебником/

    ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ - ИСКЛЮЧНИЯМИ. СЛАЙД №9

Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.

Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку:«Цыц!»

Повторное чтение правила по учебнику самостоятельно.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

Какие условия написания буквы И после Ц вы узнали?

Когда пишется буквы Ы после Ц?

IV . ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

Пришло время закрепить полученные знания. У вас на партах лежат рабочие листы. Задание 1 - распределительный диктант: заполните таблицу заданными словами, объясняя выбор написания

    РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 10

2.ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ, В ОТГАДКАХ ОБОЗНАЧЬТЕ ОРФОГРАММУ СЛАЙД № 11

3. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД № 12

4. БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 13 – 14

Ц..ферблат Проказниц..

Ц..тировать Революц..я

Ц..плячий Ц..клон

Лекц..я Ц..ганские

Синиц..н Акц..я

5. ПРОВЕРЬ СЕБЯ СЛАЙД № 15

6. ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ СЛАЙД № 16

А)Ра..писание

Бе..болезненный

Во..стание

И..парение

Б)Р..стение

Прор..сли

Отр..сль

Выр..щенный

В)Ра..брелись

Ра..таял

Бе..полезно

Делать

Г)Ц..тата

Ц..пячий

Лекц..я

Ц..клоп

7. ИГРА «ЭРУДИТ» СЛАЙД №17

Составьте слово

Прилетел (приставка)

Земля (корень)

Вилять (суффикс)

Решаешь (окончание)

Светится (постфикс)

Составьте с данным словом предложение, употребив в нём слово с изученной орфограммой.

/Например: На арену ц и рка приземляется воздушный акробат./

8. ВСТАВЬТЕ НУЖНУЮ БУКВУ, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧЬТЕ ИЗУЧАЕМУЮ ОРФОГРАММУ СЛАЙД № 18

1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .

2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!

3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.

4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.

5. Отец привез детям гостинц.. .

6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.

9. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ СЛАЙД № 19

1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:

А) ц..кнуть; Б) ц..новка;

В) ц..плёночек; Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется И:

А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

V . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СЛАЙД № 20

УРОВЕНЬ 1- составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц». Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.

УРОВЕНЬ 2- упражнение 447.

VI . РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ» СЛАЙД № 21

Я понял, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

VII . СПАСИБО ЗА УРОК СЛАЙД № 22

Класс: 5

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Деятельностная цель: организация работы для открытия и закрепления нового материала.

Задачи урока: Обеспечение формирования у школьников культуроведческой компетентности и целостной системы ведущих знаний по теме “Буквы И–Ы после Ц”.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать.

Личностные УУД:

  • Развитие творческих способностей и интереса к словарному богатству русского языка;
  • Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Регулятивные УУД :

  • Умение сопоставлять смешиваемые орфографические явления
  • Проговаривание вслух последовательности производимых действий.

– Коммуникативные УУД:

  • Развитие умения связно излагать мысли;
  • Сохранение и развитие умения слушать и слышать;

– Познавательные УУД:

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации, слова-исключения /слайд №2/

Ход урока: /Слайд №3/

I. Вступление учителя:

  • Мы сегодня, ребята, заканчиваем своё путешествие по какому княжеству?/Словообразование/.
  • Теперь вы мне можете сказать с уверенностью, чем же занимается мастер Словообразования? – /образованием новых слов/.
  • При помощи чего?
  • Завтра мы подведём итог нашему путешествию, ну а сегодня на уроке мы ещё познакомимся с одним интересным орфографическим правилом.
  • II. Орфографическая разминка: /Слайд №4-7/

    Работа с перфокартами на компьютере. Ученики вставляют –З- или –С- в приставки, -о- или –а- в корни –раст- -рос- и –лаг- -лож-! /взаимопроверка – в парах, ключ к проверке на компьютере/

    1. Бе..шумный, бе..численный, ..давать.
    2. Ра..бег, ..бегать, бе..брежный.
    3. Ра..мотреть, ра..писание, ..делать.
    4. Ра..дать, и..пугаться, ра..читать.
    5. Ра..жать, ра..шевелить, ра..резать.
    1. Зар..сли, пор..сль, подр..стёт.
    2. Отр..сль, водор..сли, прор..сли.
    3. Выр..сти, р..стение, р..сток.
    4. Изл..жение, предпол..гать, сл..жение.
    5. Р..сток, выр..с, выр..щенный.

    III. Объяснение нового материала. Лингвистическая сказка. /Слайд №8/

    Ну а сейчас наше новое орфографическое правило. Отгадайте, кто спешит к нам на урок? Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля Кто же это? Цапля. /Слайд № 9 /

    • Какая же буква стоит в начале слова? – Ц.

    Вот с этой буквой -Ц- связана удивительная история. Послушайте. Когда-то она была очень красивой царевной -Ц-, мягкой и доброй по характеру. В те далёкие времена Лень была просто Чёрной колдуньей. Она жила в избушке на берегу чернильной реки, собирала целебные травы и варила какие-то зелья. К Лени повадилась отвратительная зависть. Это безобразная старуха с огромными ушами и завистливыми глазами… Она только и смотрит, у кого что лучше, у кого что больше, и просто умирает от зависти. Так вот, с самого первого дня старуха стала завидовать царевне и возненавидела её лютой ненавистью. Однажды, когда -Ц- собирала цветы на поляне около избушки Лени, Зависть с Чёрной колдуньей заманили её к себе и опоили колдовским зельем. Царевна -Ц- потеряла сознание, а очнулась вот такой твёрдой безобразной старухой, какой мы видим её сейчас. Но Зависть и Лень не достигли своей цели. Эти “злыдни” надеялись, что мы не узнаем царевну в безобразной старухе. Но посмотрите ей в глаза и вы увидите: -Ц- – прекрасна. Несмотря на её безобразную внешность, её печальные глаза светятся добротой и разумом. И даже в таком облике все узнают добрую, прекрасную царевну -Ц-. После этого царевна тяжело заболела. Все жители страны Словографии приняли участие в судьбе царевны. Она ни на минуту не отходила от постели царевны. Словики и Буквята спрятали все зеркала и относились к -Ц- с таким почтением, что она постепенно забыла про свою безобразную наружность. Но после превращения -Ц появились трудности в обозначении гласных после Ц, так же, как и после шипящих. Ведь -Ц раньше была мягкой, и после неё и слышалось, и писалось И. Теперь, когда она отвердела, стало слышаться... /-Ы-/. А пишется по-прежнему -И- во всех основах слов и корнях: “цифра”, “циркуль”, “нарцисс”, “дисциплина”, “акация”, “коллекция”, “декорация”. В последних трёх словах -Ц- и -И- стоят в самом конце слова, но это же основа, а не окончание. Попробуйте изменить: акация, нет акации, под акацией. Есть только четыре русских слова – исключения, в которых после Ц пишется не -И-, а -Ы-.

    – Цыц!– сказал учитель… Я слышу какой-то писк. –Маленький пушистый цыплёнок… Откуда он? За ним на цыпочках вошёл рослый красивый цыган… Оба взволнованы… – Что с вами?

    – За нами гналась Ашипка,– сказал цыган… – Она кричала в свой кривофон, что в корне после “ц” пишется и, что в нас ошибка! Но мы же исключения!

    – Ну, конечно, вы – исключения. Только в четырёх словах: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц – в корне после “ц” пишется ы. Посмотрите на алгоритм и запомните: /Слайд №10/

    Буквы ы-и после ц

    В корне В основе слов на -ция В суффиксе прилагательных В окончаниях имён прилаг-ных и сущ-ных В корне:4 слова-исключения
    нарцисс акация сестрицын Огурцы цыган
    дисциплина милиция синицын Бледнолицый цыпочках
    мотоцикл дикция царицын Отцы цыкнул
    цитата ситуация лисицын Птицы цыплёнок
    панцирь репетиция куницын Молодцы

    IV. Закрепление нового материала в форме игры “Поле чудес”.

    • А сейчас мы сами подберём слова на это правило. Работа с компьютером.

    По рисунку и лексическому значению слова мы найдём слова с данной орфограммой, обозначим орфограмму. /Слайды №11-42/

    1. Знак для обозначения числа на письме /цифры/.
    2. Детёныш курицы /цыпленок/ искл.
    3. Инструмент, с помощью которого человек выполняет какую-либо работу: вытаскивает гвозди, придерживает что-то /плоскогубцы/.
    4. Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны /цирк/.
    5. А вот и загадка: Пять братьев, годами равные, ростом разные /пальцы/.
    6. Инструмент для вычерчивания окружностей /циркуль/.
    7. Вёрст не считали, по дороге не езжали, а за морем бывали /птицы/.
    8. Садовое растение с приятным запахом /нарцисс/.
    9. Резервуар для хранения и перевозки жидкости /цистерна/.
    10. Механизм для стрижки волос /ножницы/.
    11. Не прядут, не ткут, а людей одевают /овцы/.
    12. Средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания /мотоцикл/.
    13. Черепаху защищает крепкий /панцирь/.
    14. Без окон, без дверей полна горница людей /огурцы/.
    15. Фигуры овальной формы /цилиндр/.
    16. Плотная плетёнка из соломы или камыша для подстилки на пол /циновка/.
    17. Приспособление для вышивания /пяльцы/.
    • Ну а сейчас я назову ещё несколько лексических значений слов, которых вы, может, не слышали. Если вы не отгадаете, то мы их запомним, пополним свой лексикон этими словами. Найти эти слова можно в словаре. Слушайте внимательно.
    1. Вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками/циклон/.
    2. Дословный отрывок, из какого либо произведения /цитата/.
    3. Болезнь, вызванная недостатком витаминов в организме, выражается в разрыхлении и кровоточивости дёсен /цинга/.
    4. Плодовые растения, к которым принадлежат апельсины, лимоны, мандарины /цитрусовые/.
    5. Музыкальный инструмент... /цимбалы/

    – Здесь были слова в корне и в окончании. Ну а сейчас в гости к нам идут иностранные слова на -ция.

    V. Знакомство со словами иностранного происхождения:

    • В словах иностранного происхождения на -ция всегда пишется буква “и”.

    Чтобы легче запомнить эти слова, посмотрите на выделенные слова в компьютере, послушайте шуточный рассказ и постарайтесь запомнить как можно больше таких слов, потом мы их запишем, объясним значение.

    По уже сложившейся доброй традиции к нам в Россию едут гости из зарубежных стран: из Франции, Швеции, Турции. Прибывают они поездом к нам. Делегация каждой страны едет по своей специализации. Шведская делегация – геологов везёт на выставку в Москву изумительную коллекцию минералов, которую они привезли из экспедиции. Во втором вагоне – представители из Турции. Они едут в Москву на шоу, чтобы показать своё национальное искусство. Они и дорогой не отдыхают. Каждый день строго по расписанию – репетиции. Ведь они должны показать мастерство декламации. Ведущий шоу обладает хорошей дикцией и спокойной интонацией. Театралы из Турции для своего спектакля везут свои декорации: костюмы, фон. Есть у них и цирковой номер. Профессора – хирурги из парижской клиники едут на конференцию врачей. Один из них Ален Карпентье в своей лекции на конференции врачей решился объявить о необычной операции на сердце, о новой функции сердечной мышцы. Это хорошая консультация для всех врачей. Поезд сопровождает полиция в целях безопасности движения – непредвиденной ситуации. Радиостанции сообщили о надвигающемся стихийном циклоне. Поезд вынужденно остановился. Но иностранцы не расстроились. Среди французов были представители от спортивной секции. Они приготовили собак к заезду и первыми прибыли к лычковской станции.

    • Запись слов с обозначением орфограммы. /слайд №43/

    VI. Сочини рассказ: “В цирке”. Иллюстрации на компьютере. /Слайды №44-49/

    Совершим заочную экскурсию в цирк. Попробуем полюбоваться интересным зрелищем. Рассматриваем иллюстрации, составляем предложения и записываем их. Начать можно так:

    Мы давно мечтали пойти всем классом в цирк. И, наконец, наша мечта осуществилась…

    /Мы сидели близко к арене, и каких только чудес ни насмотрелись. Сначала фокусник достал из шляпы цыпленка. Жонглер подкидывал огурцы. Медвежата – борцы устроили состязания с папой – медведем. Лисицы катались на мотоциклах. Зайцы устроили танцы. Клоуны смешно передразнивали музыкантов, играли на цимбалах. Дрессировщицы занимались с тиграми. Тигры прыгали сквозь кольцо. Нам очень понравилось в цирке./

    VII. Итоги урока. Рефлексия.

    • О чём мы сегодня говорили на уроке?
    • Кто готов рассказать, что он запомнил о правописании И-Ы после Ц?

    Задание на смекалку:

    ЦИРК, ЦЕЛИНА, ОЦЕНИТЬ – эти слова на одно и то же правило?

    • Что понравилось на уроке?
    • Что не понравилось?
    • Как чувствовали себя на уроке?
    • Какую оценку поставите себе?

    VIII. Домашнее задание на выбор:

    • Из упражнения 434 взять слова и составить десять предложений со словами на -Ц-;
    • Сочинить рифмовки на данное правило, например:
    • Цыплёнок циркулем играл,

    На циферблат его сажал.

    • Сочинить детективную историю с использованием изученной орфограммы.


     


    Читайте:



    Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

    Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

    Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

    Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

    Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

    Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

    Проектный цикл включает следующие этапы

    Проектный цикл включает следующие этапы

    Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

    Медицинские осмотры: кто за кого платит?

    Медицинские осмотры: кто за кого платит?

    Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

    feed-image RSS