Разделы сайта
Выбор редакции:
- Вертикальный конгломерат
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
Реклама
Инновационная деятельность в сфере культуры рассматривается как. Вопросы для самоконтроля |
Важным условием активизации инновационной деятельности в стране является создание необходимых культурных предпосылок, что требует проведения активной информационной и образовательной политики, совместными усилиями государства, бизнеса и некоммерческих организаций. С 2011 года в рамках проведения творческих конкурсов на создание кинофильмов, сериалов, анимационных фильмов будут введены соответствующие условия, предполагающие в теле- и кинопродуктов, создаваемых с привлечением государственных средств популяризацию научной и изобретательской деятельности, инновационного бизнеса, личного успеха людей, занимающихся инновациями. С участием телевизионных каналов, финансируемых государством, будет проработан вопрос о создании научно-популярного развлекательного телеканала, проработан вопрос о покупке и адаптации части зарубежного контента для данного канала и создания собственного контента на основе российских научных достижений. Развлекательные передачи, доносящие до населения важность и ценность инноваций, будут создаваться на государственных телевизионных каналах, включая детские каналы и будут встроены в общую политику канала, чтобы создаваемый контент был конкурентоспособным и рейтинговым. Будет осуществляться конкурсная поддержка изданию научно-популярной литературы, периодическим печатным изданиям, радио передачам, интернет-ресурсам, посвященным научной и изобретательской деятельности, достижениям в области науки и техники, вопросам управления инновационными проектами и исследовательской деятльностью. Также будет обеспечено создание в регионах России современных музейных комплексов, посвященных научно-технической и инновационной деятельности и содействующих повышению интереса общества, и в первую очередь – детей и молодежи к инновационной деятельности. В частности, необходимо реконструировать и расширить в крупных городах и региональных центрах сеть музеев технической и естественнонаучной направленности по образцу Политехнического музея и музея Дарвина в Москве с организацией системы кружков для научно-технического творчества. Эти музеи помимо экспонатов и действующих моделей могут включать учебные и экспериментальные лаборатории для школьников, организованные вузами и научными институтами, в которых молодые люди смогут приобрести практические навыки проведения научных экспериментов. Будет также предусмотрена программа поддержки (субсидирования) издания научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи. Знакомство школьников с развитием науки и техники, современными достижениями науки позволит в раннем возрасте выявить талантливую молодежь, пробудить у нее интерес к занятиям научной деятельностью, сформировать контингент будущих студентов и аспирантов, сознательно и целенаправленно желающих заниматься наукой и инженерными разработками. Во взаимодействии с ведущими экспертными организациями, бизнес- ассоциациями с 2012 года будет учреждена национальная инновационная премия (за лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки и т.д.). Будет введена практика награждения государственными наградами наиболее успешных предпринимателей в инновационной сфере с широким освещением их успехов и достижений в средствах массовой информации. Важным условием эффективной реализации задач формирования инновационной культуры должно стать вовлечение в эту деятельность ведущих ученых, реализация конкурсной поддержки соответствующих проектов и программ, реализуемых организациями науки и образования, благотворительными фондами и иными некоммерческими организациями. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ инновационный культура развитие реализация
Размещено на http://www.allbest.ru/
В то же время на статус наукограда претендуют: · в ракетно-космической отрасли 19 муниципальных образований; · в ядерной отрасли 14 муниципальных образований; · в области биотехнологий 4 муниципальные образования; · в области электроники и радиотехники 3 муниципальные образования; · в области машиностроения 5 муниципальных образований; · в отрасли химии и физической химии 5 муниципальных образований. На статус наукограда так же претендуют ещё 5 муниципальных образований, отраслевую принадлежность которых сложно оценить однозначно. Уже сегодня эти претенденты приравниваются экспертами к официальным наукоградам. Аналогом наукоградов за рубежом являются технополисы, развитие которых в широких масштабах развернулось в ведущих странах во второй половине XX века, в частности знаменитая Силиконовая долина - регион в штате Калифорния, отличающийся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п. Возникновение и развитие этого технологического центра связано с сосредоточением ведущих университетов, крупных городов на расстоянии менее часа езды, источников финансирования новых компаний, а также мягкого климата. C первого взгляда структуры наукоградов и Силиконовой Долины похожи, однако имеется одно очень существенное различие. Оно состоит в том, что инвестиционный климат в Силиконовой долине благоприятствует появлению новых инновационных компаний. В нашей же стране подобные инфраструктуры очень слабо развиты. Государство возлагает на наукограды ряд функций, за осуществлением которых ведётся контроль и при выявлении нарушений наукоград может досрочно лишиться своего статуса. Так же проверяется целевой характер расходования выделяемых средств. Таким образом, поддержка наукоградов, специализирующихся на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, является одной из важнейших условий конкурентоспособности России в мировой экономике. На сегодняшний день в стране существуют 14 городов, официально получивших статус наукоградов, и порядка 70 заявили о желании получить этот статус. Наукограды условно разделились на категории «статусных» и «претендентов». Однако практика показывает, что многим претендентам пришлось отказаться от получения статуса наукоградов, поскольку процедура утверждения статуса оказалась длительной и скрупулёзной, а дополнительное бюджетное финансирование -- не гарантировано и подробно регламентировано. С течением времени стали обнаруживаться и другие проблемы наукоградов -- старение научно-исследовательской базы и кадров, конфликты с общественностью, коррупционные скандалы и прочие. Отдельные проблемы, характерные для наукоградов России, представлены в таблице 3. Таблица 3. Отдельные проблемы, характерные для наукоградов России
Ещё одной из ключевых проблем, заслуживающей отдельного подробного рассмотрения, является проблема законодательства в области создания и развития наукоградов. Согласно Федеральному закону от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», статус «наукоград» предоставлялся на 25 лет. Предполагалось, что по каждому городу будет издаваться президентский указ, определяющий его специализацию - космос, ядерная физика, медицина и т.п. - и утверждаться программа развития на 5-6 лет. А по заключённому тройственному соглашению (правительство - губернатор - муниципальное образование) каждый уровень власти должен был брать на себя определённые обязательства по выполнению программы. В 2004 году в закон внесли изменения, согласно которым решение о присвоении научного статуса стало принимать правительство, а предоставлялся он только на пять лет. Но основным изменением стало введение метода подушевой поддержки, взамен программного. На практике это выглядит так: деньги, выделяемые из федерального бюджета на все наукограды, распределяются между ними в зависимости от количества жителей. В конце 2011 года Министерство образования и науки подготовило законопроект, который может кардинально изменить систему наукоградов. В первую очередь документ предлагает изменить механизм присвоения и сохранения статуса наукограда. Сейчас документ находится на рассмотрении у других ведомств и у глав регионов, в которых есть наукограды. Если он принципиально не изменится, то статус наукограда будет присваиваться бессрочно, однако подтверждать его надо будет каждые десять лет. Однако эксперты, в том числе члены Союза развития наукоградов России, новым законопроектом недовольны, и считают, что он противоречит политике Президента РФ в части поддержки развития научной инфраструктуры вообще, и поддержки наукоградов в частности. По мнению Михаила Королёва, доктора технических наук, профессора Национального исследовательского университета Московского государственного институт электронной техники, в Министерстве образования и науки не до конца понимают как устроены наукограды и каковы основные цели их деятельности. Ещё одной значительной проблемой, которую можно отнести к сфере законодательства, является проблема налогообложения. Как говорится в пояснительной записке к рассмотренному выше законопроекту, «он направлен на стимулирование научной и инновационной деятельности в наукоградах». Однако, по словам экспертов, наукоградам больше нужен закон о налоговых льготах, подобных тем, что установлены в Сколково. Напомним: по недавно подписанному президентом закону Сколково освобождается практически от всех налогов. Вся прибыль будет идти в пользу разработчиков. 2.2 Перспективы реализации инновационной культуры Недостаточность бюджетного финансирования, непродуманный механизм его распределения и проблемы в законодательном обеспечении не являются единственными проблемами наукоградов. Наиболее крупной и «богатой» проблемой в 2011 году для всех городов науки, ставящих под вопрос возможность и необходимость их существования, стал инноград Сколково. По сути, Сколково - это тот же наукоград, отличающийся от традиционных тем, что официально он городом не называется. Это инновационный центр, в рамках которого, однако, предполагается строить вполне реальную городскую инфраструктуру, пригодную и для работы, и для проживания. При этом концепция нового наукограда с нуля победила не сразу. Сначала предлагалось создавать центр на основе существующих научных центров, например на базе Обнинска, где был сделан первый российский атомный реактор, или в Томске, который является крупнейшим университетским городом Сибири. Название «Сколково» официально было обнародовано в марте. До сих пор этот небольшой подмосковный поселок был известен лишь одноименной бизнес-школой. Было решено на его месте строить полноценный город для развития инноваций. Название «наукоград» сменилось «инноградом». В марте приоритетными для этого центра президент России Дмитрий Медведев назвал пять направлений -- телекоммуникации, IT, энергетику, биомедицинские и ядерные технологии. Тут стоит отметить, что совсем новыми для традиционных российских исследовательских центров можно считать лишь первые два направления. Например, различных наукоградов и ЗАТО, которые занимаются ядерной тематикой, в России около десятка; из биомедицинских центров можно упомянуть Пущино или Кольцово в Новосибирской области. Энергетикой в чистом виде (без учета ядерной отрасли) наукограды не занимались, но сказать, что эта отрасль для отечественной науки и инженерии новая, тоже нельзя. Телекоммуникации и IT -- направления, которые наиболее активно развивались уже после отхода от советской модели развития науки. Большинство современных технологий создано в конце прошлого века и в этом десятилетии, отечественные исследовательские центры в силу разных причин уже не могли успеть за текущими мировыми научными трендами. Наверстать упущенное в этих областях науки, по задумкам создателей, должен инноград Сколково. У инновационной деятельности в России сейчас существует множество проблем. Попытка восстановления традиционной модели развития науки через государственное финансирование (в рамках которой, кстати, наукограды получали свой статус) показала, что значительных прорывов на этом направлении пока ждать не приходится. Инноград должен работать иначе, встраивая западную венчурную модель финансирования инноваций в российскую действительность. Однако независимые эксперты уверены, что даже в случае успеха отдельных проектов опыт «Сколково» нисколько не приблизит Россию к построению инновационной экономики. «Инновационная экономика создается в странах с высоким уровнем конкуренции, где инновации становятся насущной необходимостью для бизнеса, поскольку без них предприятия просто обречены на поражение в конкурентной борьбе. У нас же гарантией успеха является дружба с губернатором, а вовсе не внедрение каких-либо технологий. Поэтому нынешняя российская экономика и не создает рыночного спроса на инновации. А без рыночного спроса проект «Сколково» практически никак не повлияет на развитие отечественной экономики», - считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Таким образом, главными препятствиями на пути к инновационной экономике является не взаимное недопонимание между учеными и бизнесменами, а более важные причины. Эксперты уверены, что даже в случае коммерческого успеха разрабатываемых в Сколково проектов Россия получит не более чем ещё один патронируемый государством наукоград, «причем далеко не самый лучший». Подобные документыПроблемы формирования корпоративной культуры, типологии и описания эффективных и неэффективных корпоративных культур. Основные показатели внутреннего корпоративного поведения. Система мотиваций, обучения студентов и повышения квалификации сотрудников. реферат , добавлен 07.02.2010 Понятие инноваций как конкурентного ресурса в деятельности компаний. Значения инновационной деятельности в процессе формирования целей и стратегии компании. Анализ методов оценки инновационного потенциала и оценки эффективности инновационной деятельности. курсовая работа , добавлен 03.10.2011 Инновационная стратегия Республики Башкортостан. Отраслевые приоритеты инновационного развития. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности. Повышение инновационной активности населения. Инвестиционная поддержка инновационных проектов. реферат , добавлен 06.05.2011 Задачи инновационной деятельности предприятия. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге, особенности создания инновационной инфраструктуры. Изучение перспективы развития инновационной деятельности на предприятиях. реферат , добавлен 16.11.2009 Характеристика инновационной деятельности: понятие и виды инноваций, этапы инновационного процесса и организационные формы. Рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности. Основные тенденции развития отечественной инновационной системы. курсовая работа , добавлен 13.11.2009 Успешное ведение бизнеса. Внутренняя интеграция. Понятие и сущность корпоративной культуры управления. Корпоративная культура, ориентированная на прибыль, на задачу, на человека, на власть (силу). Понятие и сущность инновационной культуры управления. курсовая работа , добавлен 19.02.2009 Теоретические основы инновационной деятельности. Анализ теории и практики инновационного развития регионов. Основные направления региональной инновационной политики. Управление созданием и совершенствованием региональной инновационной системой. магистерская работа , добавлен 24.09.2009 Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем. Инструменты государственной инновационной политики и целевые программы в этой сфере. Создание национальной инновационной системы. курсовая работа , добавлен 31.10.2007 Изучение основных элементов системы управления персоналом инновационной организации. Рассмотрение различных форм и методов стимулирования и мотивации трудовой деятельности работников. Характеристика развития культуры непрерывного обучения и изменений. реферат , добавлен 17.01.2012 Механизм формирования инновационной политики государства. особенности формирования государственной инновационной политики в зарубежных странах: Западная Европа, США, Япония. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности. Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный, духовный миры и самого себя таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, культивируются, т.е. все более полно обретают черты универсального культурного триединства Истины, Добра и Красоты. Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов (прежде всего немецких) ещё в середине XIX века и означало введение (инфильтрацию) некоторых элементов одной культуры в другую. При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации производства и жизнедеятельности в традиционные (архаичные) азиатские и африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций (нововведений). Позднее (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания - инноватика.Специалисты по инноватике используют накопленные данные самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии, технической эстетики, культурологии и т.д. Одной из наиболее разработанных современных прикладных научных дисциплин является инновационный менеджмент, понимаемый как совокупность знаний и система действий, направленных на достижение конкурентоспособности создаваемых новшеств (Ф.,10) http://www.sociology.mephi.ru/docs/innovatika/html/innovacionnya_kultura.htm (11.01.14). Инноватика сегодня - это наука о том, какими должны быть технологии создания новых вещей (в широком смысле слова) и каковы те социальные, технические, экономические, психологические и иные предпосылки, которые обеспечивают повышение эффективности таких инновационных технологий. Является общепризнанным фактом, что современная постиндустриальная цивилизация связана с коренным поворотом в системе отношений «человек - производство», а именно с тем, что современная экономика приобретает всё более инновационный характер Поскряков А.А. Инновативная культура: поиск «экодинамики». / Научная сессия МИФИ-2000. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2000.. Помимо прочего это означает, что материальные и вещественные факторы производства перестают быть главными, т.к. устаревают каждые 5-6 лет. Орудия труда, машины, станки, различного рода техника меняются прямо на глазах. Дополнительный импульс этому процессу придаёт широкомасштабная информатизация производства и всей жизнедеятельности общества. Главным фактором обновления производства и повышения его эффективности становится человек, его знания, умения, опыт, творческие способности. В связи с этим весь общественный организм подвергается резким трансформациям, а на смену делению обществ по социально-экономическим, технологическим или социально-политическим критериям приходит классификация общественных систем с «быстрыми» или «медленными» экономиками. «Быстрые» экономики основаны на инновациях, на принципе уникальности, неповторимости. Имитация, повторы здесь, как правило, не имеют общественного признания, а часто просто осуждаются. «Медленные» экономики - устойчиво традиционны и инерционны. Здесь изменения обычно внедряются бессистемно и в рамках существующих традиций. На Востоке, например, если кому-то желали неблагополучия, говорили: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» Бердяев Н.А. Смысл творчества. / Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. (С. 325-399).. Вместе с тем отметим, что инновативность и традиционность являются взаимосвязанными сторонами в развитии производства, науки, техники, экономики, искусства и т.д. В широком культурологическом контексте традиции можно (и нужно!) рассматривать как необходимое условие всякого развития. Общество, утратившее традиции, свою историческую память перестает развиваться, деградирует, поскольку прерывается связь между поколениями и происходят маргинализация (от франц. margo - край) больших социальных групп и иные деструктивные процессы. С другой стороны, общество не может существовать, не изменяясь. Таким образом, единство инновативности и традиционности, которое фиксируется в общекультурном принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой социального прогресса. Связующим звеном в таком динамически изменяющемся единстве являются те элементы культуры, которые мы привычно относим к современному - современная наука, современная техника, современная экономика и т.п. Именно в этом смысле можно говорить об основной задаче инновационной культуры как о задаче по достижению своеобразной инновационной «экодинамики», т.е. поиска оптимального (в конкретно-историческом плане) равновесия между старым (прошлым, «классикой»), современным (настоящим, «модерном») и новым (будущим, «футуромом») http://www.sociology.mephi.ru/docs/innovatika/html/innovacionnya_kultura.html (11.01.14). А поскольку порог инновационной восприимчивости у старого, современного и нового неодинаков, постольку инновативное “сечение” этого многомерного пространства в заданных конкретно-исторических параметрах (социальных, экономических, политических, технических, религиозных, информационных и т.д.) приводит к неравномерному изменению энергетического потенциала каждого из взаимозависимых элементов этой триады. Иными словами, всякая инновация как разновидность нормативной (культурной) девиации провоцирует отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового. При этом, однако, сохранение идентичности социокультурной системы в целом оказывается возможным именно как такой триединой интердепендеции, т.е. целостной взаимообусловленности. А вот архаика или, скажем, “fantasy” лишь корреспондируют, т.е. сосуществуют на периферии этой ойкумены. Вместе с тем, очевидно, что в каждом конкретном случае инновация, связанная с необходимым отрицанием прежних норм и правил, начинается с проявления творчества, оригинальности, отхода от существующих общепринятых традиций. Естественно, что такими способностями обладают избранные члены общества, так называемое «меньшинство». Однако, с помощью различных средств подавления, жесткого социального контроля, цензуры, всяческих запретов, законодательной обструкции и т.д. консервативная (а подчас и агрессивная) часть общества может не допустить осознания или начального принятия инноваций более широким социальным сообществом. Здесь одним из основных вопросов является вопрос о принятых в данной культуре критериях отбора или селекторах, которые одним новациям не дают распространяться, а другим позволяют прорываться. Правомерно предположить, что важнейшим критерием отбора, действующим на больших временных интервалах, являются объективно выраженные интересы большинства членов общества. Но, как известно, большинство часто может заблуждаться, и даже весьма охотно. На исторически коротком отрезке времени, прежде чем конечный результат инновации утвердит себя, селекция происходит либо благодаря искаженным интересам большинства («ложное сознание», идеология), либо благодаря навязанным интересам тех, кто обладает властью и способен подавить любые притязания со стороны приверженцев альтернативных (инновационных) норм и ценностей. Хрестоматийным примером из истории науки в этом плане являются гонения на сторонников развития генетики и кибернетики в нашей стране в середине прошлого века. Академика Дубинина тогда обвиняли в том, что он «на народные деньги занимается какой-то мухой» (имелись в виду его эксперименты по изучению механизмов наследственности у мухи дрозофилы), вместо того, чтобы работать над проблемой повышения поголовья крупного рогатого скота. А кибернетику иначе как «буржуазной лженаукой» не называли. По словам известного американского философа и социолога Р. Мертона, определенная степень отклонения от действующих норм является функциональной (в положительном смысле) для базовых целей всех основных социальных групп. Новаторство, достигшее некоторого критического уровня, может вылиться в формирование новых институциональных моделей поведения, которые окажутся более адаптивными, чем старые. Если инновации прорываются сквозь все фильтрующие механизмы и получают широкое общественное признание, начинается фаза их распространения. Здесь можно наблюдать несколько вариантов дальнейшего развития или, наоборот, регресса инновации: а) может произойти так называемая «компенсация», когда начальные инновационные изменения вызывают отрицательные обратные связи, которые стремятся уменьшить значение инноваций, а то и вовсе уничтожить их средствами контрреформы; б) может произойти и «чрезмерная компенсация», когда сопротивление внедряемой инновации столь велико, что компенсаторный механизм реагирует слишком сильно и как бы «переполняется», т.е. не только сохраняет существующее положение вещей (status quo), но и окончательно изменяет данную структуру в направлении, противоположном тому, что предполагалось инноваторами. Этот ответный удар именуется «эффектом бумеранга»; в) изменения, вызванные внедрением инновации, могут ограничиться заданной локальной областью (производства, науки, техники и т.д.) без каких-либо последствий для других сфер общественной жизнедеятельности; г) встречаются ситуации, когда некоторые начальные инновации в какой-либо области ведут к случайным трансформациям определенного ограниченного количества компонентов в других смежных социокультурных подсистемах; это придает существующему социальному (экономическому, политическому, духовному) пространству хаотический характер; происходят некоторые модификации в различных его фрагментах, но в конечном счете оно сохраняется в прежнем виде http://www.sociology.mephi.ru/docs/innovatika/html/innovacionnya_kultura.html (11.01.14); д) наконец, наиболее важный вариант развития инновации заключается в системном усилении изменений благодаря действию положительных обратных связей, или «второй кибернетики» («снежного кома»?); здесь начальные инновационные изменения влекут за собой цепь последовательных сдвигов в других компонентах уже мегасистемы и без непосредственного участия инициаторов нововведения вплоть до полной ее трансформации. Это часто случается в сфере технологии: например, с изобретением автомобиля, аэроплана, конвейерного производства, компьютера радикально изменяется сам образ жизни миллионов людей http://www.sociology.mephi.ru/docs/innovatika/html/innovacionnya_kultura.html (11.01.14). Ироничный Р. Музиль, автор сатирического романа “Человек без свойств” (1942), был убеждён, что гусиным пером писали по-немецки лучше, чем стальным, а стальным пером лучше, чем авторучкой. Когда же будет “усовершенствован диктофон”, полагал он, то по-немецки прекратят писать вообще. Полное инновативное смещение, по всей видимости, также трёхстадийно: “стальное перо” и даже “авторучка”ещё остаются адекватными средствами “письма по-немецки”, но “диктофон” оказывается уже абсолютно инородным новообразованием в органике немецкого “письма”, как, впрочем, и немецкого “чтения”: эпоха “диктофона” уже не может аутентично прочитать то, что написано “гусиным пером”. Динамический импульс инновативного культургештальта («классика-модерн-футурум») реконструирует как институциональные, т.е. формализованные, так и внеинституциональные, т.е. ненормативные, сегменты социального пространства. Радикализм такой реконструкции определяется уровнями институциональной и внеинституциональной толерантности общества к инновативным отклонениям, а также степенью сопряжённости этих уровней. Очевидно, реставрация (как и сверхкомпенсация или “эффект бумеранга”) обнаруживается, в том числе, и как следствие резкого диссонанса различных социальных фрагментов. Нормальная же инновация предполагает наличие именно необходимых и достаточных сходств и различий между ними. В этом случае социокультурная окраина (напр., арго, сленги, андеграунд и т.д.) на крутых виражах исторической спирали либо погружается в архаику, либо прорывается в современный культурный фон некой экзотикой (новейший образец подобной «культурной инновации»: блатное “Все путем!” на майках молодых людей, митингующих в поддержку президента). Сегодня является общепризнанным, что культурные девиации, пусть даже и совершаемые скрытно и умышленно как асоциальные, составляют необходимое функционально значимое звено в цепи инновативных измененийСм.: Фонотов А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М.,1993.. Более того, может наступить момент, когда большинство начинает открыто принимать культурные девиации (особенно если “нарушители” преуспевают), и когда, по меткому замечанию Р. Мертона, “эти удачливые жулики становятся образцом для подражания”. Но если апология постмодернистского пастиша оказывается всепроникающей, а социальная структура и социальные институты становятся фрагментированными до россыпи несоединимых пазлов, тогда плотина модерна опрокидывается, классика как некогда Атлантида погружается в бездну (на внеинституциональное “интеллектуальное дно”), а весь инновативный культургештальт с его “новизной” как самостью превращается в некий инфантильно-нудистский (варварский, плебейский) “праздник непослушания” с воздушными шарами, видеоклипами, “пальцами веером”, “гешефтами”, мыльными операми и т.п. “Синдром новизны” (новизны, во что бы то ни стало) и его бесчисленные квазисюрпризы (фальшпродукты) - это один из наиболее распространённых видов инновационной патологии, а его носитель - своего рода мутант постмодернистской аккультурации, трагифарс которого пронизан его невозможностью “восшествия в традицию”, чего он (как и респектабельный модернист) втайне от других и от самого себя вожделеет. Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов во многом определяется состоянием так называемого инновационного климата общества, который, в свою очередь, зависит от характера отношения к нововведениям со стороны основных социальных групп, со стороны различных поколений. Как правило, инновация ведет к возрастанию конфликтности в обществе, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспособность) общества. При этом отмечается следующая тенденция в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более короткой по времени является такая инновация, тем большее сопротивление она встречает. Поэтому инновационная культура здесь проявляется в том, что подобные изменения осуществляются эволюционно, постепенно. Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совершенствование управления, например, тоже осуществляется через введение новшеств. Все эти изменения объединяет то, что они представляют собой деятельность по обновлению, т.е. преобразованию чьей-то другой деятельности http://www.sociology.mephi.ru/docs/innovatika/html/innovacionnya_kultura.html (11.01.14). Основным конституирующим (движущим) противоречием этого мира является противоречие между «старым» и «новым», а отношение к этому противоречию, по справедливому замечанию Н.Ф. Фёдорова, высказанному почти сто лет назад, по существу есть отношение к самому прогрессу со всеми вытекающими отсюда философскими, политическими, моральными, экономическими и иными последствиямиСм.: Фонотов А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М.,1993. Хотя сами по себе, объективно, категории «старого» и «нового» не являются аксиологически нагруженными, в конкретном социокультурном контексте они воспринимаются именно со стороны своей ценности, формируя саму потребность либо в новом, либо в старом. Признавая, что в общеисторическом плане противоречие между старым и новым фиксируется по преимуществу в Новое время, следует, вместе с тем, отметить уходящую в глубь веков традицию его философской рефлексии. При этом отметим, что «новое» и «старое» рассматриваются исключительно как динамические (исторические) категории. В социально-историческом контексте противоречие между старым и новым раскрывается как соотношение прошлого, настоящего и будущего. Новое часто претерпевает различные метаморфозы. Так, оно может мимикрировать под старое или использовать иные формы «конспирации», разновидности которых определяются теми функциями, которые несёт в себе новое. В новейшей истории России, например, безымянная ваучерная приватизация (очевидный элемент «шоковой терапии») мимикрировала под социальную программу, призванную обеспечить рост благосостояния большинства населения страны (известный экономист и политик ничтоже сумняшеся публично приравнял стоимость одного ваучера к стоимости двух автомобилей «Волга»). Сама же потребность в новом как социокультурный феномен является сравнительно молодым образованием, которое характерно для новоевропейского рационалистического (сциентистского) сознания в его отличии от религиозного и мифологического сознания. По проблеме соотношения нового и старого, их основных социальных функций существуют, по меньшей мере, две точки зрения. Согласно одной из них, потребность в новом социально деструктивна и представляет собой случайную флуктуацию, тогда как основной закономерностью общественного развития является традиционалистская преемственность. И наоборот, оппоненты этой точки зрения полагают, что именно потребность в новом является источником самодвижения социальных систем. С этим взглядом согласуются выводы современных системных исследований: системы, стратегически ориентированные на стабильность, гармонию и т.п., рано или поздно обречены на стагнацию. В конкретно-научных исследованиях проблем инновационной культуры также обнаруживается весьма широкий разброс концепций, взглядов и интерпретаций. Так, например, в теории культуры существует точка зрения, согласно которой инновация в искусстве представляет собой так называемую «вторичную обработку», т.е. обмен между сферой ценного и неценного. Примером может служить авангардное искусство именно как вторичная обработка архаичного и примитивного искусства, которое в эпоху Возрождения и Просвещения находилось в сфере неценного. Иными словами, инновация выступает как отказ от традиционных ответов и поиск нового ответа в неценном (см. Б. Гройс). С такой трактовкой перекликается понимание инновативности, которое предлагает известный итальянский философ А. Менегетти. Он полагает, что подлинным («свободным») инноватором может быть лишь индивид, полностью «устранивший систему из самого себя» и тем самым получающий возможность использовать любую «систему» в качестве средства, как если бы она представляла собой просто-напросто пишущую машинку, т.е. такой индивид представлял бы собой человека так называемого «мефистофелевского» типа. И этот «инноватор» уже не просто новыми средствами, а новым применением старых средств может добиться совершенно новой социальной, экономической, политической или технической цели. В инноватике в качестве системного объекта рассматривается именно инновационная система, включающая в себя: 1) материальные и интеллектуальные ресурсы инновации - “вход”; 2) создаваемое новшество - цель (“выход”); 3) рынок, являющийся внешней средой для инновативной системы и определяющий саму потребность и параметры создаваемого новшества (“обратная связь”)См.: Фонотов А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М., 1993.. Следует особо отметить, что при теоретическом анализе инновационных систем и рационализации их функционирования необходимо всячески избегать следующей логической подмены: использование системного подхода в изучении инновационной деятельности не означает, что эта деятельность являет собой во всех случаях собственно систему, тем более в каком-то ее завершённом виде. Системообразующей категорией, интегрирующей некоторое множество элементов в целостную инновационную систему, является понятие “новое”, понимаемое как отношение (вещь, свойство), которое знаменует переход меры, определявшей качественную специфику прежней (пра)системы. Поэтому, кстати, взаимосвязанными элементами инновационной системы в строгом смысле могут быть лишь те, которые несут в себе данную характеристику (обеспечение перехода меры) в качестве сущностной. Поэтому никакие иные элементы (вещи, свойства, отношения) не могут быть включены в структуру инновационной системы как таковой. Они могут лишь сосуществовать в ней наряду с собственно базовыми элементами, обеспечивающими ее системное качество (новизну). Согласно фундаментальному системному принципу, в ту или иную инновационную систему входят лишь те элементы, связи между которыми внутри данной системы являются существенно необходимыми, а также принципиально более устойчивыми и более взаимозависимыми, чем связи между этими элементами и какими-либо внесистемными образованиями (вещами, свойствами, отношениями). Проще говоря, это должны быть такие элементы, которые обеспечивают необходимую целостность данной системы. Как уже говорилось, в нашем случае (в контексте повышения инновационной культуры) речь идет об обеспечении гармонической целостности старого, современного и нового. Памятуя о том, что слишком большое стремление к точности не полезно, а часто бывает даже помехой в исследовании, тем не менее, определим всякую инновационную систему как открытую(получающую ресурсы извне, на “входе”) и дискретную (части которой связаны между собой и как бы нуждаются друг в друге). Классическим примером здесь (приводимым Л.Н. Гумилёвым в его книге «География этноса в исторический период»; см. Л.Г., 26) может быть семья. Она основана на том, что муж и жена любят друг друга (или это может быть односторонняя любовь). А дети, тёща, свекровь, другие родственники - все они, хотя и являются элементами этой системы, но и без них можно обойтись. Важна только связующая нить - любовь. Но как только кончается эта невидимая связь, система разваливается, а её элементы немедленно входят в какие-то другие системные целостности. По поводу самого примера можно, конечно, и поспорить. Но все-таки классическим (т.е. верным на все времена) его делает именно подчеркивание единственно необходимого, сущностного признака семьи - любви Поскряков А. А. Инноватика: наука и учебный предмет. / Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов. Ч.1. М., МИФИ, 1998.. Повышению инновационной культуры при проектировании и реализации различного типа новшеств призвано способствовать строгое соблюдение принципов системности. Некоторые из основных принципов системного подхода применительно к инновационной деятельности модифицируются следующим образом Поскряков А. А. Инноватика: наука и учебный предмет. / Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов. Ч.1. М., МИФИ, 1998.: а) важнейший принцип - первичность целого по отношению к составляющим его частям. Для инновационной системы как целостности (сущностная характеристика которой - новизна) такими её частями являются старое, современное и новое. Именно динамическое единство старого, современного и нового является первичным по отношению к каждому из этих элементов (в т.ч. новому!) и обеспечивает оптимальное функционирование инновационного комплекса в целом; б) принцип неаддитивности (несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов) применительно к инноватике проявляется в нетождественности характеристик старого, современного и нового(!), как частей инновационного объекта, его доминантным характеристикам как целостности. Так, либерализацию экономики нельзя сводить к свободной купле-продаже государственной собственности (новое), поскольку подлинная свобода - это та, которая способствует благу всех, что отнюдь не является следствием приватизации; в) принцип синергичности (однонаправленность действий элементов системы усиливает эффективность функционирования всей системы) обусловливает необходимость поиска баланса целей старого, современного и нового в едином инновационном комплексе с сохранением сущностного отличия (новизны); г) принцип эмерджентности (неполного совпадения целей системы с целями её компонентов) при осуществлении инновационного проекта требует построения именно дерева целей (иерархии параметров) для системы в целом и каждой её составной части; д) при проектировании инновационных систем следует учитывать принцип мультипликативности, означающий, что эффекты функционирования компонентов в системе (положительные и отрицательные) обладают свойством умножения, а не сложения (например, вероятность безотказной работы компьютерной сети равна произведению вероятностей безотказной работы её компонентов); е) принцип структурности предполагает, что оптимальная структура инновации должна иметь минимальное количество компонентов; вместе с тем эти компоненты в полной мере должны выполнять заданные функции и сохранять доминантные свойства инновационной системы, т.е. те, которые обеспечивают ее новизну Поскряков А. А. Инноватика: наука и учебный предмет. / Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов. Ч.1. М., МИФИ, 1998.; ж) при этом структура системной инновации должна быть мобильной, т.е. легко адаптируемой к изменяющимся требованиям и целям, что вытекает из принципа адаптивности; з) эффективное инновационное проектирование предполагает также в качестве обязательного условия реализацию принципа альтернативности, согласно которому необходима разработка нескольких взаимозаменяемых инновационных версий. Например, чем выше неопределённость ситуации на предполагаемом рынке сбыта или его сегментах, тем больше должно быть вариантов альтернативного развития (количества версий, форм внедрения, тиражирования и т.п.) проектируемой инновации; и) наконец, принцип преемственности требует обеспечения возможностей для продуктивного существования старого в соответствующем инновационном пространстве и, наоборот, эффективного функционирования нового в условиях сохраняющегося старого. У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями. В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура. Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций Поскряков А. А. Инноватика: наука и учебный предмет. / Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов. Ч.1. М., МИФИ, 1998.. Культурные традиции как историческая память - непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности - это общий закон развития, который действует и сфере культуры имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников. Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру - на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно Поскряков А. А. Инноватика: наука и учебный предмет. / Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов. Ч.1. М., МИФИ, 1998.. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство - творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей. В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее - это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций Поскряков А.А. Инновативная культура: поиск «экодинамики». / Научная сессия МИФИ-2000. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2000.. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться. Такова концепция культуры, получившая разработку в советско-философской литературе. Социальная инноватика - современная отрасль научного знания, которое позволяет понять современные изменения, происходящие как в объекте, так и в субъекте управления. Сегодня процесс управления все в большей степени связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Слово «инновация» является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ними. Культура - все что создано или создается творческой человеческой деятельностью. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главное функцией инновационной деятельности является функция изменения. Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требует разработки их классификации. Социальные инновации направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры. Понятие традиции и инновации могут быть соотнесены с разными пластами человеческой культуры, человеческой истории. Традиция возникла и развивалась в первобытной культуре, где определенный набор символов и знаний передавался из поколения в поколение и осваивался всеми членами первобытного коллектива. В то время как для рождения цивилизаций как центров посреди первобытной периферии потребовалось нечто большее, а именно появление культурных инноваций. Цивилизация формируется на базе неолитической деревни, чей коллектив был сплочен традицией Поскряков А.А. Инновационная команда и ее психотипы. / Научная сессия МИФИ-2003. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2003.. Коллективная сплоченность носила характер консервации, удерживания на одном месте. Несмотря на это, неолитическая община обладала богатым культурным потенциалом, рост потребностей членов общины постепенно увеличивался, что приводило к возрастанию культурной вариативности, индивидуальности. Творческие силы начинают концентрироваться и локализоваться посреди первобытной периферии, что порождает процесс формирования цивилизаций как крупных культурных новообразований. Для роста цивилизации было необходимо наличие постоянного инновационного процесса. Но для того, чтобы наладить постоянный процесс роста, требовалось наличие базы ядра, на которое мог бы опираться инновационный процесс. Именно традиция стала культурным ядром, на котором зиждется цивилизация. Потому что первые цивилизации возникают как результат творчества, выходящего за рамки традиций. Но сам процесс роста цивилизаций все же не мог происходить сам по себе. Несмотря на то, что цивилизация возникает стихийно и спонтанно, цивилизационные процессы есть результат человеческого мышления и человеческой деятельности. Цивилизацию можно определить как культурное единство, способ выживания представителей разных культур на одном ландшафте. Для дальнейшего культурного процесса, постоянного инновационного роста был необходим механизм, который преодолевал бы консервацию традиции, но при этом не разрушал бы сами основы традиционных представлений. Таким механизмом в цивилизации стало патриархальное общество, где жестокий диктат старшего поколения способствовал рождению протеста в душах юного поколения, что, как правило, приводило к инновационным процессам в обществе. Юное поколение стремилось обособиться от старшего поколения, обрести новые ценности, локализовать новую семью, в которой следующее юное поколение пойдет по подобному пути отмежевания от старшего поколения. Надо отметить, что патриархальная семья начинает формироваться еще в неолитической деревне, для которой был характерен оседлый, размеренный образ жизни. Главой патриархальной семьи становится самый старший мужчина в роду, который своею властью объединяет несколько поколений ближайших родственников. В принципе, неолитическая деревня могла стать местом проживания одной или нескольких патриархальных семей. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел потребовало привлечения мужской физической силы, в то время как за женщиной закрепилась функция хранительницы домашнего очага Поскряков А.А. Инновационная команда и ее психотипы. / Научная сессия МИФИ-2003. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2003.. В патриархальном обществе складываются религиозные системы, где во главе пантеона богов стоит верховный бог -- творец, чья грозная власть простиралась над богами и людьми. В религиозных системах особняком стоят патриархи, праотцы -- люди, которые продолжают миротворение на уровне человеческой истории. Патриархи были призваны передавать сакральные знания о творце, начала этики и необходимых знаний о жизни и обществе. В религиозных системах особое место занимает образ дома как микрокосмоса в макрокосмосе, и принцип человеческой деятельности как обустройства первобытного, первозданного хаоса, претворения его в упорядоченный космос. Патриархат предполагает патрилинейные отношения, где счет родства ведется по отцовской линии и жена уходит жить в семью мужа. Имущество же передается либо по принципу майората, либо распределяется только между сыновьями. Позднее имущество могло распределяться неравномерно между сыновьями и дочерьми в пользу сыновей. Производительность в цивилизации резко отличается даже от производительности в неолитической общине. Цивилизация, чьей неотъемлемой чертой явилась социальная пирамида, представляет собой сложное взаимопереплетение традиций и инноваций. Те члены общества, кто был непосредственным производителем инноваций, относились к низам, хранителям традиций. А социальные верхи, которые были потребителями новшеств, чаще всего, выступали как новаторы в политике, в искусстве. Реформаторская деятельность долгое время была уделом представителей правящего меньшинства, которые порой призывали вернуться к традиционным ценностям. В цивилизации патриархальная форма семьи закрепилась, приобретя более выпуклые черты. Взаимоотношения между членами общества в цивилизации получают форму социальной пирамиды, на первый план выступает принадлежность к социальному слою или социальной группе. Складывание социальных и государственных институтов, появление фигуры правителя приводит к проекции патрисемейных отношений на членов общества. Образ государства, правителя осмысляется как фигура отца. Главным требованием к социальным и государственным институтам становится отеческое отношение, отеческая забота к членам общества. Отношения между социальными слоями и группами представляют собой взаимопереплетение традиций и инноваций Поскряков А.А. Инновационная команда и ее психотипы. / Научная сессия МИФИ-2003. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2003.. Следует отметить, что патриархальная семья выполняет ряд функций: 1. Патриархальная семья становится основной социальной единицей в цивилизации, патриархальные отношения являются прообразом и основой религиозных, экономических, политических, социальных и культурных отношений в обществе. 2. Патрисемейные отношения способствуют сохранению и поддержанию традиций, а также постоянному инновационному процессу в цивилизации. При этом инновационный процесс в цивилизации связан с разрушением старых традиций и созиданием новых традиций. По мере развития цивилизации патрисемейные отношения трансформируются, модифицируются. Следует добавить, что цивилизация представляет собой множество центров и периферий. Внутрицивилизационная периферия имеет в основе своей окаменевшую неолитическую деревню, в которой возникла патриархальная семья. Внутрицивилизационная периферия есть то культурное ядро, на котором зиждется индивидуальность каждой цивилизации. А инновационные процессы связаны с цивилизационными центрами, где концентрируются большие притоки населения из периферии. Центры -- это города, органы власти и институты, которые способствуют инновационным процессам в обществе. Социальным процессам в обществе свойственно темпоральное переживание происходящего. Поэтому ритм общественной жизни в центре подвержен количественным и качественным изменениям. Цивилизационные процессы в центрах модифицируются, инновационизируются. В самом начале существования цивилизации патрисемейные отношения концентрировались в городах. Но по мере развития цивилизации в результате постоянного роста инноваций городская среда ослабляла жесткие патрисемейные отношения, делала человека более свободным от семьи в социальном плане. Наоборот, в деревне и провинции патриархальная форма семьи процветала, окостеневала, превращалась во вполне стабильную ячейку сельской общины. В городах патриархальность из внутрисемейной связи трансформировалась в одну из форм социальных отношений. В культурном пространстве цивилизации патриархальность связана с проблемой «отцов» и «детей». В связи с темой центра и периферии можно резюмировать, что периферия является средоточием патриархального быта, хранительницей традиций, а центр в плане патрисемейных отношений выступает в роли грозного отца-творца и правителя, вносящего изменения в жизнь общества. В современном обществе несмотря на отказ от традиционных ценностей патриархальные отношения в модифицированном виде сохраняются в семье и обществе и остаются основной формой цивилизационного образа жизни Поскряков А.А. Инновационная команда и ее психотипы. / Научная сессия МИФИ-2003. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2003.. Традиция -- это культурное ядро цивилизации, на котором покоится ее индивидуальность, но инновации необходимы для развития самой цивилизации. Культурные инновации задают необходимую динамику всех сфер деятельности человека внутри цивилизации Поскряков А.А. Инновационная команда и ее психотипы. / Научная сессия МИФИ-2003. Сборник научных трудов. Т.6. М., МИФИ, 2003.. традиция инновация патриархальный культурный социология ИННОВАТИКИ Инновационная культура Б. К. Лисин, д. ф. н., профессор, Российский государственный институт интеллектуальной собственности Инновационная культура - это область общекультурного процесса, характеризующая степень восприимчивости личностью, группой, обществом различных новшеств в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности к превращению их в инновации. инновационная культура является формой общечеловеческой культуры, новой исторической реальностью, порожденной осознанным стремлением общества к материальному и духовному самообновлению. она выступает как исходная предпосылка качественных изменений в жизнедеятельности людей и методологическая основа прогресса и гармонизации всех сфер жизнедеятельности общества. в условиях интенсивного развития общественных процессов, связанных с обновлением объектов материальной культуры, ускорением темпов социальных перемен, возникает ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. нарастание инновационных перемен в сфере материальной культуры дает мощный толчок изменениям сферы социокультурной. важно не упустить этот шанс, ибо инновационная культура отражает уровень развития инновационных процессов, степень включенности в эти процессы людей, удовлетворенности их от такого участия и, в целом, состояние микро- и макросреды, измеряемое набором критериев инновационной культуры. таким образом, она берет на себя регулятивную функцию, условие реализации прав человека. понятие инновационной культуры органически вырастает из понятия культуры вообще как исторически определенного уровня жизнедеятельности общества и его отдельных членов, обусловленного материальными и духовными ценностями. согласно такому определению в каждый момент исторического времени культура является конечным звеном цепи последовательных эволюционных или скачкообразных переходов с одного из предшествующих уровней на другой. Каждый такой переход тем результативнее, чем более он использует возможности инновационной культуры как методологии и технологии перемен, гармонизации общества. инновационная культура гораздо более распространенное явление в обществе, чем представляется. она обогащается как практикой, так и результатами научной деятельности, что требует соответствующих способностей. инновационная культура обнаруживает новые пути создания ценностей. иными словами, инновационность - это качество, имманентное культуре в целом, поскольку обновление есть необходимое условие культурного процесса. в обстановке подъема инновационной культуры процессы обновления различных отраслей приобретают более интенсивный и всеобщий характер, охватывают изменения все более высокого порядка, например, переход на новые информационные и иные технологии и т.п. - вплоть до трансформации общественно-экономического уклада. эти положения приобретают особую актуальность в наше время - время перехода от информационного общества к обществу знаний. при этом значение инновационной культуры возрастает по мере такого перехода, и это связано с природой самого знания как такового, о чем подробнее будет сказано далее. в этой связи имеет большое значение соотношение инноваций и традиций. традиции - устойчивым элемент культуры, основа механизма преемственности и в силу своей безусловной важности не могут не учитываться при трактовке понятия инновации. но инновации по самой своей сути находятся в определенном противоречии с традициями. разрешить это противоречие можно лишь в том случае, если инновации возникают в недрах традиций, а те служат основой для творческого процесса как источника инновационной культуры. в этих условиях нужна не просто хорошая работа с новшествами, оценка их значимости и последствий использования. этот путь многие страны уже прошли. необходима целостная концепция формирования в обществе устойчивой традиции воспринимать новое, способности и готовности комплексно использовать это новое в интересах общего прогресса. налицо острая общественная потребность в принципиально новом уровне инновационной культуры, расширении и углублении ее функций, охвате ею широких слоев населения. фактически можно говорить о новом типе ключевой компоненты общей культуры. инновационная культура отражает ценностную ориентацию человека на нововведение, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образцах и нормах поведения. она показывает как уровень инновационности деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами. через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру общества и, прежде всего, культуру профессиональной деятельности и ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008 ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008 производственных отношений людей. можно также вооружить практику методами оценки и пресечения использования новшеств, способных причинить вред человеку, обществу, природе. при интернациональной сущности инновационной культуры усилия по ее развитию должны опираться, прежде всего, на культурные традиции каждой отдельной страны и сферы деятельности, так как эти традиции по-разному детерминируют феномен инновационной культуры. по мнению профессора варнеке «азиатские культуры за счет своих культурных и исторических особенностей добиваются более высокой слаженности действий человека, техники и организации». инновационная культура как социальный, экономический и политический феномен был использован в 1995 году в зеленой книге по инновациям, выпущенной Евросоюзом. там инновационная культура была определена как ключевое направление инновационной деятельности. в силу ряда причин не все страны смогли в полной мере реализовать эту задачу, что не замедлило сказаться на их инновационном развитии. одним из условий развития инновационной культуры и реализации ее задач является организованность этого процесса. таким образом, становится актуальной и необходимой институциализация инновационной культуры, то есть превращение ее активных проявлений в организованное учреждение, в формализованный упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, дисциплиной, правилами поведения, инфраструктурой и т.д. отсюда вытекает необходимость в поддержке этих институтов. при этом показателями институциализации будут выступать эффективность деятельности учрежлений (институтов), ориентация на общие смыслообразующие ценности, соответствие целей и результатов. важное значение будет иметь интеграция деятельности государственных органов, организаций гражданского общества и частных фирм, гармоничное взаимодействие публичного и частного права. таким образом, инновационная культура - это фактически глобальное транскультурное явление как по функциям в общекультурном процессе, так и по последствиям для разных социальных групп, региональных и государственных образований. это создает благоприятные предпосылки для диффузии элементов инновационной культуры в другие ее виды. следует особо подчеркнуть, что при кажущейся сложности понятия инновационной культуры на самом деле она больше принадлежит к той категории, которую Гегель называл «практической культурой». инновационная культура имеет широкий диапазон проявления. прежде всего, это позитивное влияние на мотивационную сферу, восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность к поддержке и реализации новшеств. применительно к сфере экономической деятельности она способна выступить той силой, которая введет в оборот технологические, организационные и другие новшества, обеспечивающие стремительное инновационное раз- витие стран и целых континентов. именно идеи инновационной культуры должны составить основу обустройства инновационного пространства, широкого использования достижений науки и техники в целях искоренения нищеты и иных проявлений неравенства, обеспечить равноправный доступ к образованию, высоким технологиям, ноу-хау, высококачественной продукции, справедливому устройству общества. становится все более популярной точка зрения, что ряд ведущих промышленных держав находятся на пороге общества знания или даже вступили в фазу его построения. следовательно, категория «знание» становится ключевой для определения содержания таких обществ. однако, эта же категория является доминирующей для постиндустриального общества. Если здесь можно спорить о точности и классификации дефиниций, то нельзя не признать правоту американского ученого питера дракера (Р. Dшker), который именно «знание» выделяет как движущую силу трех революций. первая из них в производительности труда за счет широкого использования паровых машин. другой рывок в производительности труда связан с именем Ф. У. Тейлора и был достигнут при использовании знаний для анализа продуктивной деятельности и проектировании трудовых процессов. наконец, третий этап состоял в революционном использовании знаний для управления. таким образом, знания по меньшей мере трижды выступали в качестве движущей силы в революционном преобразовании социально-экономических структур общества. в своем определении «постиндустриального общества» Д. Белл связывает его опять со знаниями: «...центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии, рост класса носителей знаний...». равнозначно ли тогда постиндустриальное общество обществу знаний или общество знаний является высшей формой постиндустриального общества? При такой постановке вопроса возникает какая-то противоестественная завершенность развития. принципиальное различие его этапов, на наш взгляд, в объеме, глубине, возможностях распространения и технологии использования знаний, т.е. уровне культуры. итак, накопившиеся в обществе знания дают основу для перехода к новому этапу развития. Однако самих знаний в чистом виде для этого недостаточно. поскольку знания охватывают все без исключения сферы жизнедеятельности общества, нужен определенный баланс не только знаний, но навыков, умений, мотивов и т.д. по этим сферам, их определенная гармония. такое гармоническое состояние и создает набор элементов, обеспечивающих кардинальные технологические или иные сдвиги. На этапе 60-70-х годов прошлого века стали интенсивно развиваться элементы информационного общества. в информационной сфере произошли такие изменения, которые открыли через коммуникации новые возможности в управлении, культуре, науке, образовании, производстве и т.д. однако оказалось, что информация и знания не одно и то же, и правила поведения их в этих двух сферах далеко не совпадают. в 70-х годах прошлого века в США и Японии стали настойчиво говорить об обществе знаний. правда, эта концепция возникла не на основе научного предвидения, а на базе анализа развития так называемого информационного общества. начался процесс отделения собственно знания от информации. далее на этот путь вступили Канада, Австралия, швеция, дания, великобритания, финляндия. на старте вхождения в новую экономику знаний находятся и ранее отсталые в экономическом плане государства, в частности, Индия, Китай, Малайзия. сшА, население которого в мире составляет менее пяти процентов, финансируют более 40% от уровня мировых расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), имея при этом около 60% рабочей силы с высшим и незаконченным высшим образованием. Канада намерена по уровню расходов на ниоКр войти в пятерку ведущих стран мира, а по уровню относительных расходов сравняться с США. примечательно, что резко возрастают ассигнования не только на подготовку студентов, но и аспирантов, и других высококлассных специалистов. Такой подход закономерен, так как знание есть субстанция бесконечно пополняемая и обновляемая. Ее пополнение и обновление носит, как правило, дивергентный характер, то есть новые компоненты знаний возникают как продукты отдельного творца или небольшого коллектива, а затем распространяются по всему обществу, становятся достоянием индивидуумов, сами пополняют или обновляют их собственный запас знаний. новое знание, усвоенное индивидуумом, способно претвориться в его новые навыки. их реализация требует определенных условий и инструментов, которые нередко также должны создаваться заново. таким образом, перечисленные акты (получение новых знаний, их передача, распространение, усвоение, реализация) играют важную роль в процессе не только формирования, но и самого существования общества знаний. поскольку каждый такой акт представляет собой инновацию, постольку его успешность зависит от уровня инновационной культуры человека, группы людей, общества. дело в том, что перемещение знаний в пространстве даже одной страны не может быть спонтанным и неуправляемым процессом. знания представляют собой самый дорогостоящий товар (ресурс), поэтому его перемещение неизбежно должно подчиняться правилам, выработанным национальными органами и мировым сообществом. в настоящее время это прежде всего система международных договоров и конвенций, регулирующих охрану, защиту и использование интеллектуальной собственности. с другой стороны, должно резко возрасти циркулирование знаний. система защиты, складывающаяся десяти- летиями, может превратиться в тормоз их полнокровного использования. выхода здесь два. первый заключается в реконструкции всего международного и национального комплексов защиты, охраны и использования интеллектуальной собственности. второй - в развитии инновационной культуры как индивидуального, группового, корпоративного, национального и мультинационального феномена, позволяющего быть обладателями не только собственно знаний, но и знаний из области мотиваций, методологий и технологий их эффективного использования. Как точно высказался украинский ученый Г.И. Калитич: «Ключевым сейчас является не знание, а знание как эффективно использовать знание». Элементы инновационной культуры в значительной степени способствуют или препятствуют реализации знания как инновации. К основным из них можно отнести мотивационно-психологическую способность к восприятию новшеств (знаний) в объеме от нейтрального до активного участия, а также готовность к реализации новшества (знаний) через выполнение различных профессиональных инновационных функций, наличие для этого специальных знаний, навыков и умений. важно, чтобы процесс происходил позитивно не только в сугубо профессиональной среде, но имел доброжелательную оценку (поддержку) других слоев общества: потребителей, наблюдателей, а также тех, кто формально непричастен, но должен понимать, что получает от новшеств (знаний) косвенную выгоду (экология, рабочие места и т.д.). учитывая эти обстоятельства, можно формулировать ряд базовых тезисов, основываясь на которых мы рассматриваем инновационную культуру и общество знаний как систему: 1. Тесная взаимосвязь инновации и знания. Инновация имеет в своей основе знания, знания могут быть реализуемы только через инновации как процесс и в виде инновации как результата. Это относится к любой сфере деятельности: культуре, бизнесу, образованию, управлению, коммуникации, науке, политике и т.д. 2. Комплексность формирования инновационной культуры и общества знаний. Успешность инновационного процесса, его взаимодействия с процессом формирования общества знаний зависит во многом от того, насколько учитываются основные факторы, детерминирующие этот процесс и образующие инновационно-культурное пространство, благоприятное для проявления знаний во всех аспектах. 3. Человек выступает как объект и субъект инновационной культуры и общества знаний. Он является разработчиком, распространителем и потребителем всех их блоков. От его позиции, успешной деятельности зависит качество не только любого из них, но и интеграционные возможности в рамках системы «инновация - знание». причем человек является главным в этом процессе как создатель и носитель всех элементов как инновационной культуры, так и знаний. 4. Долгосрочная перспектива - условие наиболее полной реализации возможностей инновационной ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008 ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008 культуры и общества знаний. Характер знаний, инноваций, а также условий построения и функционирования инновационно-культурного пространства требует наличия четких перспективных линий, поскольку на коротких отрезках времени многие цели недостижимы, а вложения не могут быть рентабельны. поэтому задача формирования инновационной культуры и построения с ее участием общества знаний относится к кругу стратегических задач как в целом, так и по каждому из ключевых направлений. 5. Новые требования к партнерству в условиях инновационной культуры и общества знаний. отличительной особенностью нового этапа развития инновационной культуры и общества знаний является максимально полное как по охвату, так и по глубине включение факторов, обеспечивающих эффективное функционирование системы. Уходит в прошлое время, когда инновации или знания рассматривались лишь в узких сферах экономики, образования и т.д., вне связи между собой, вне связи различных секторов гражданского общества, разных субъектов деятельности, включая национальные и международные. 6. Производство знаний и инновационная культура - ключ к развитию. вышеизложенное показывает, что в отдельности ни производство знаний, ни инновационная культура не в состоянии обеспечить нужный нашему времени темп, качество, объем, всесторонность развития, для этого требуется их объединение. 7. Образование - главный путь объединения и реализации возможностей инновационной культуры и общества знаний. Совершенно очевидно, что главный путь решения задач максимального использования возможностей инновационной культуры и общества знаний лежит в сфере образования. в этом существенное преимущество стран имеющих мощный образовательный потенциал от дошкольного до последипломного. формирование инновационной культуры представляет собой создание инновационно-культурного пространства как части общесоциального пространства. Категория «инновационно-культурное пространство» включает в себя систему элементов, его образующих, их связи, плотность, а также меру взаи-мопересечения, опосредованности и многообразия. охватить одновременно все элементы инновационной культуры невозможно, нужно стремиться определять и развивать те из них, через которые можно выделять и решать задачи иного порядка. основной характеристикой инновационно-культурного пространства являются его глобальность, а также значимость основных характеристик независимо от страны, социально-экономического строя, сферы жизнедеятельности и т.д. это позволяет выявить и изучить наиболее существенные черты инновационной культуры, планировать и реализовывать акции по ее распространению в крупных масштабах вплоть до всемирного. именно здесь нужно закладывать такие регулятивные функции инновационной культу- ры как легитимность, смыслообразующие ценности (справедливость, гуманность, демократизм и т.д.), нацеленность на эффективность. Конкретные формы и наполнение акций по распространению инновационной культуры будут зависеть от особенностей национального менталитета, сфер жизнедеятельности, роли и места в инновационно-культурном пространстве населения в целом, отдельных его профессиональных групп (руководителей, законодателей, специалистов, рабочих и т.д.), социальных групп (детей, молодежи, женщин, чиновников, предпринимателей и т.д.). общность подходов к изучению и формированию инновационной культуры в сферах, традиционно патронируемых ЮНЕСКО - наука, культура, образование, информация, коммуникации, - создает уникальные возможности влияния на их состояние посредством консолидации возможностей этих сфер, а также приращения этих возможностей на базе общих принципов инновационной культуры и построения общества знаний. Ключевую роль в формировании инновационной культуры имеют такие социальные институты как семья, школа, университет, последипломное образование, производственная среда, средства массовой информации, кино, художественная литература. важно - проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», содержание которых следует концентрировать вокруг следующих тем: Исследование феномена «Инновационная культура и построение общества знаний», его структуры и содержания, специфики и особенностей проявления в различных национальных, социальных и профессиональных средах; Исследование социальных, психологических и иных факторов, стимулирующих или тормозящих инновационную активность человека, группы, общества в условиях формирования общества знаний; Исследование инновационного потенциала и инновационной активности личности, предприятия, города, региона, отрасли, страны. положительные результаты таких исследований предстоит широко распространять в обществе через средства массовой информации, компьютерные сети. К ожидаемым результатам от реализации вышеназванных мероприятий можно отнести: Придание нового серьезного импульса активности научных учреждений и отдельных специалистов, занимающихся проблемами инновационной культуры в обществе знаний; Расширение и укрепление межведомственных, межрегиональных и международных связей и сотрудничества вышеназванных учреждений и специалистов: Создание глобальной сети научно-практической деятельности по проблемам инновационной культуры в обществе знаний; социология ИННОВАТИКИ Издание практических пособий по осуществлению мер, направленных на повышение уровня инновационной культуры и усиление инновационной активности личности, группы, региона, отрасли, страны; Выработку эффективных средств поощрения инновационной активности, а также средств против косности, консерватизма, лености мысли и других пороков, препятствующих нововведениям, на основе более глубокого понимания феномена инновационной культуры в обществе знаний; Привлечение внимания общественности к проблемам инновационной культуры в обществе знаний; Анализ и распространение опыта инновационной деятельности, накопленного в различных национальных, социальных и профессиональных средах и, прежде всего, во взаимодействии «наука - производство - образование». Предстоит пропагандировать необходимость коренных преобразований в воспитании и образовании школьников, студентов, специалистов. Необходимы исследования, нацеленные на выработку методик оценки работы с детьми, одаренными в художественной, научной, технической сферах. воспитание инновационно активной, творческой личности следует провозгласить в качестве одной из основных целей школьного, университетского, последипломного и последующего непрерывного образования взрослых. Средствам массовой информации предстоит формировать установку на то, что отношение каждого гражданина к нововведениям есть отношение к будущему своих детей, к богатому и достойному будущему государства. это будет способствовать обстановке здоровой состязательности, морального и материального поощрения новаторских предложений. Результатом вышеназванного должно явиться: Разработка программ для детских садов, школ, университетов, последипломного и непрерывного образования взрослых по курсу «инновационная культура в обществе знаний»; Подготовка методических материалов для педагогов всех ступеней обучения по вопросам инновационной культуры в обществе знаний; Подготовка серии учебных пособий для школьников, студентов и взрослых по курсу «Инновационная культура в обществе знаний»; Использование прогрессивных методик и новейших обучающих систем для внедрения тематики инновационной культуры на всех образовательных уровнях; Организация циклов учебных телевизионных передач по тематике инновационной культуры в обществе знаний; Организация конкурсов среди школьников и студентов по тематике инновационной культуры в обществе знаний; Организация конкурсов на уровне городов, регионов, а также на международном уровне на лучшее новаторское предложение по отраслям с определенными гарантиями их последующего внедрения и материального поощрения. важнейшее значение имеет бережное отношение к накопленному опыту в различных странах. Интерес к инновационной культуре в последние годы интенсивно растет: читаются лекции, защищаются диссертации. Большое значение имело подписание в ноябре-декабре 1999 года в Ульяновске и Москве Национальной хартии инновационной культуры. Она стала первым общественным программным документом, концентрированно отражающим задачи инновационной культуры и пути их решения. под хартией поставили подписи представители науки, культуры, образования, органов управления, деловых кругов различных регионов России. Инновационная культура - это комплексный социальный феномен, органически соединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной, прежде всего, профессиональной практикой. Инновационная культура в рамках общества знаний является стратегическим ресурсом нового века. ПОДПИСКА - 2009 на январь-июнь по Объединенному каталогу «Пресса России». На почте с сентября 2008 г проводится подписная кампания на научно-практический журнал «ИННОВАЦИИ» по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2009, первое полугодие» по индексу 42228 Условия оформления подписки (аннотация, индекс(ы), стоимость) вы найдете в I томе каталога, на страницах, указанных в Тематическом и Алфавитном указателях. ТРЕБУЙТЕ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КАТАЛОГ НА ПОЧТЕ! Инновационная культура – это восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни, и как следствие - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности. С развитием инновационной культуры можно добиться:
Только наличие развитой инновационной культуры обеспечит грамотную инновационную политику, базирующуюся на ответственности перед обществом и контроле безопасности при внедрении инноваций в таких областях как: экологической, информационной, психологической, социальной, экономической и правовой. Говоря об ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ,прежде всего, необходимо определить само понятие «инновация» . Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направлении». Таким образом, дословный перевод «Innovatio» - «в направлении изменений». Сейчас существует огромное множество определений термина «Иннова́ция» в экономике, маркетинге, культурологи и других областях науки и знаний. Если постараться обобщить, то получается, что инновация – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, синтезирования новых идей, создания новых моделей действия и ценностей. Оно является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации . Но инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы
. Формирование инновационной культуры как восприимчивости людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни, связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала человека. При высоком уровне инновационной культуры общества в силу взаимозависимости ее частей изменение одной составляющей вызывает быстрое изменение других. Этим обусловлен успех инновационной деятельности и инновационной политики таких Европейских инновационных лидеров как Финляндия и Германия. Однако в России мы часто сталкиваемся с консерватизмом мышления и отсутствием творческого подхода в решении как социальных, так и политических и экономических проблем, что является причиной задержки развития инновационной культуры и создания благоприятного инновационного климата. В этих условиях необходим ключевой импульс, которым может быть Образовательно-воспитательная компонента. Что это значит? Это значит, что начинать закладывать основы инновационной культуры, воспитывать инновационную толерантность и восприимчивость необходимо с детского возраста, вводя новые методы обучения и воспитания у молодого поколения жителей нашего города, страны и планеты в целом. Конечно, здесь нельзя говорить только о воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Основы инновационной культуры в максимальной степени должны быть усвоены в вузовском и последипломном образовании, и здесь необходимо тесное сотрудничество с теми, кто в этой области уже преуспел . Поэтому разработка и внедрение международных обучающих программ, направленных на повышение уровня инновационной культуры, является не просто полезной, но и необходимой для скорейшего создания благоприятного инновационного климата, ускорения инновационных процессов и развития экономики в различных регионах современной России . |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00