Реклама

Главная - Типовые образцы 
Истории из моей собственной жизни людмила петрушевская. Написала книгу о своей жизни

Людмила Петрушевская не дает интервью и вроде бы автобиографическую книгу тоже сложила не как мемуарные откровения, а по всем законам художественной прозы. Никакой монотонности, вместо этого – изящное собрание текстов, где один жанр легко сменяет другой: повесть, новелла, рассказ, эссе, письмо, литературоведческий этюд, искусствоведческие заметки.

Людмила Петрушевская не дает интервью и вроде бы автобиографическую книгу тоже сложила не как мемуарные откровения, а по всем законам художественной прозы. Никакой монотонности, вместо этого – изящное собрание текстов, где один жанр легко сменяет другой: повесть, новелла, рассказ, эссе, письмо, литературоведческий этюд, искусствоведческие заметки. И все-таки по ним можно восстановить хронологию и последовательность событий, а фигура и судьба автора отчетливо проступают сквозь причудливую и мастерскую ткань прозы. Военное детство, эвакуация, голод, целина, работа на радио, встречи с Арбузовым, Ефремовым и Твардовским, работа с Юрием Норштейном, первые постановки пьес и их запрет. Бесконечно смешная и грустная книга о жизни, давшей автору повод заметить, что «особенно острое счастье зарабатывается лишениями, как ни крути. И только разлука дает возможность немыслимой встречи».

Петрушевская Людмила

Три истории о любви

Людмила Петрушевская

Три истории о любви

СПАСИБО ЖИЗНИ

Опустившись на самое дно, мы услышали стук снизу - т.е. всюду жизнь. Одни афоризмы. Копайте, и, пока есть питательная среда, в почве останутся жить мельчайшие, никогда не видевшие света - они действуют, потребляют, но они и создают все глубже и глубже почву. В лесах и на горах, в морском иле, в горячих источниках - всюду жизнь. Кроме лавы, огня, но и там все что-то трепещет, уж не живое ли? И на далеких замерзших континентах, на планетах, где нет ничего, - там тоже есть нечто, явно есть. Морозные легкие субстанции, питаться нечем, нет кислорода, они как парок вьются, у них там, к примеру, квартира.

Трехкомнатная распашонка, т.е. одна берложка посредине, две каютки по бокам запроходные. Когда население выросло и, к старости, увеличилось, распределили распашонку на три молекулы. И в одной живет морозная субстанция девяноста восьми лет, ее зовут Вера Ивановна (спросите - она добрая? Была добрая. Теперь такая же добрая как восьмимесячный младенец). Это раз, стало быть, лежачее существо. Два и три: вокруг нее дочь семидесяти с чем-то и таковой же зять. У дочери в свою очередь дочь шизофреник, она тоже там, с ними, хотя она имеет мужа, тоже инвалида по шизофрении, и иногда живет у него.

Стало быть, в трех молекулах четыре жизненных ядра, четыре сгустка, атомы существования. В дальней комнатке младенец почти ста лет, в большой каюте дочь шизофреник, в ближайшем к выходу закутке двое: зять младенца и собака. Таков взгляд со стороны, взгляд сочувствующих, которые возражают: а где же обитает дочь младенца, которая является матерью шизофреника и женой человека с собакой? Нигде. Когда шизофреник уходит к мужу, ее мать ночует в большой комнатке, а так у нее лежбище в отсеке старшей или (вопрос) она спит с мужем, но (вопрос) вряд ли. Семьдесят, однако, лет - с гаком. У людей потребность свободы, имеется в виду муж.

Главное - это проблема нищеты. Вопиющая нищета, приправленная (со стороны главного действующего лица, крошки М.И.) полной беззаботностью, т.е. когда нет чулок и колготок (их нет), свободно побежит по морозу в носочках и тапочках, скажем, в консерваторию по бесплатному билету, который достался от подруг.

Выслушает концерт, останется бешено довольна.

Причем, наивная, она и в тот раз, и в любые другие разы не видела ничего вокруг, полная поглощенность музыкой. Не видела вытаращенных глаз (носочки зимой, а юбка!).

Разумеется, вид гор. больной. Не будем говорить гор. сумасшедшей, это не так. Контактна, заботлива, энергична, поглощена своими хлопотами вокруг мамы-младенца, и - что интересно - муж ее в этом поддерживает, помогает. И сама младенец в полную силу пытается облегчить жизнь окружающим, т.е. ездит в туалет на стуле на колесиках (зять смастерил из детского велосипеда). Раньше она даже ходила, держась за спинку стула, по маршруту кровать-туалет-ванная-кухня и даже к зятю в закуток, полюбоваться телевизором. Правда, М.И. ненавидит телевизор, и муж ее смотрит передачи беззвучно, в наушниках, но правда и то, что зять глуховат в сильной степени и без наушников (а там еще слухоаппарат) ничего не схватывает, языка немых не изучил.

А вот его жена, энергичная М.И., побегала в свое время на курсы - и хоп - выучила язык, на первый случай английский. Выучила также еще много чего, энергия! Китайский начала. Но в жизни были большие сложности, так как дочь, ребенок, была скрытым психбольным, потому скрытым, что мать не хотела, чтобы кто-то знал о том, что дочь временами ловит бред.

Потом был частный врач, время от времени девочку оставляли дома вне школы и кормили таблетками, а когда сеанс радужных видений заканчивался, девочка возвращалась в стан нормального народа, училась как все, затем (уже как избранные) поступила в университет, вот вам и атом! Нет, явно созвездие атомов, но уже позже скрывать все дела стало труднее, студенты ведь ездят на практику, отбывают вдаль, матери нет, и это несчастное скопище атомов, выйдя из реальности на глазах чужих людей, оказывалось в психушке, и вполне закономерно.

Там девушка и познакомилась с другим таким же обездоленным и вышла (!) замуж. Как? А так, никому не запрещено. Закончила университет, тут стоп. Нельзя было преподавать в школе. Но обходом, тихой сапой, устроилась вести кружки, зарабатывала мизер, и жили на это с мужем. Устанет там, начинают роиться видения, перебегает к маме.

В описываемое время же всё, решила вести сибаритский образ жизни, кружки покинула, взяла деньги у государства, пенсию по шизофрении, малую малость. Руководила бы кружками, было бы лучше, разумеется, но все чаще это созвездие атомов отъезжает, задумывается, на вопросы молчит и сама ничего не сообщает. Сорок лет, однако. Да и платят теперь в кружках, если они и есть, копеечку.

Тяжело жить, граждане. Но спасает болезнь, инвалиды хоть как-то едят.

Теперь о М.И.

Стало быть, выучила английский, в дополнение к своей кандидатской диссертации, когда уже и девочку можно было, не скрывая, отпустить в психиатрическую лечебницу, то есть малость освободиться. Плюс затем наступило и это дочерино замужество с собратом по разуму и больничному коридору, и М.И. досталось кое-какое лишнее время. Девочка перешла жить к мужу, осталась опустевшая квартира, как на далекой планете, полная мороза, одиночества, и дохнуло вечностью, так что М.И. решила жениться, дело у нее шло к пятидесяти годам.

Девочку она в свое время родила уже тоже немолодой, за тридцать, внедрившись в жизнь одного замшелого гения, который проживал с лежачей мамой в своем книгохранилище и весь именно что зарос - даже нос покрылся какими-то паутинами. Этот мужчина был, как уже сказано, гением, комментатором древних, а также выпускал переводы, и его можно было спросить обо всем, он давал ответ и цитировал по памяти длинными пассажами на латыни и древнегреческом (причем безо всякого самолюбования, без охоты, вынужденно, только по делу, и сразу клал трубку).

Крошка М.И., худая и подвижная как мужской живчик, внедрилась в его жизнь влюбившись. Гений один раз снизошел до совокупления после бутылки (он охотно пил хорошее вино, а М.И. раскошелилась и притащила портвейн "Порто", а также сыр, колбасу и мятные пряники, прямо с зарплаты) - однако впоследствии выяснилось, что там уже есть две жены и трое детей, а также одна агрессивная претендентка без прав, еврейская красавица типа Барбры Стрейзанд с трехкомнатной квартирой и машиной, сыном-заикой и здоровенным шнобелем. Но герой был прикован к маме-инвалиду, и его дамы ухаживали за ним наперерыв, улучая каждую временную возможность. Как раз последняя упомянутая невеста без места прорвалась по телефону именно в момент совокупления гения и М.И., причем дважды, вела артподготовку, желала привезти "супчику", и бедная М.И. дважды застывала в неудобной позе, а гений отвечал, что да, запыхался, прибежал от мамы. И опять прибежал, да (опять запыхался). Не хотел травмировать претендентку второго эшелона или уже ее боялся.

1960 год. Сдала текст в «Крокодил» и уехала на практику

На практике в богатейшей Горьковской области. Повсюду паслись коровы, редкое для СССР зрелище. Практикантов послали в передовое хозяйство

Фото: из личного архива Людмилы Петрушевской

Октябрь 1985 года. К нам в гости пришел фотограф Валерий Плотников. Дома были дети - Федя и Наташа, а также внучка Анечка. Пишущую машинку «Колибри» мне подарила мама, купив ее на свою десятилетнюю страховку. На этой машинке я работала до 1993 года

Ноябрь 2008 года. Кабаре в концертном зале у Финляндского вокзала

Книга Людмилы Петрушевской «Истории из моей собственной жизни» вышла только что, в мае 2009 года.

«Это автобиографический роман, хотя, строго говоря, книга составлена из разных вещей, некоторые из них уже были опубликованы. Это эссе, рассказы, воспоминания, — рассказала проекту «Сноб» редактор Людмилы Петрушевской в издательстве «Амфора» Антонина Балакина. — Это не просто рассказы о жизни, а ее кредо, во всех смыслах. Это ее отношение к литературе, к театру, актерам. Полное исследование жизни и творчества Людмилы Стефановны».

Выстроены «Истории из моей собственной жизни» хронологически — с самого детства Петрушевской до наших дней. В прошлом году у Петрушевской был юбилей, но книгу никак нельзя назвать подведением итогов. Просто пока что это — самое полное собрание историй о жизни автора. Кстати, за повесть «Маленькая девочка из "Метрополя"», вошедшую в эту книгу, в 2008 году Петрушевской была присуждена Бунинская премия.

Проект «Сноб» публикует фрагменты и фотографии из книги. А вот что рассказывают об авторе несколько действующих лиц ее произведения.

«Она может быть очень простой во взаимоотношениях, откровенной и честной. Она может быть ироничной. Может быть злой. Она непредсказуемая. Если бы мне сказали нарисовать портрет Петрушевской, я бы не смог. Это была ее первая пьеса: "Три девушки в голубом" — название, к которому я не сразу привык, а потом очень полюбил. Это был спектакль сплошных актерских удач. Я очень радуюсь, что "Три девушки в голубом" есть в моем послужном списке».

Петрушевская о пьесе для Марка Захарова:

«Театр прислал за мной микроавтобус, и я привезла домой детей и пьесу "Три девушки в голубом". И стала скрываться от Марка Анатольевича. Мне казалось, что пьеса не удалась.

Однажды я пришла из магазина, и мой добряк-муж виновато мне сказал: "Приезжал Марк, и я ему отдал пьесу".

«Людмила Стефановна Петрушевская приходила ко мне домой, мы включали микрофон, подключали его к компьютеру, и она пела песни. Один раз она поразила нас тем, что взяла какую-то невероятную ноту, и казалось, что это не человек, а какая-то машина. Но при этом попала в тональность, с музыкальной точки зрения было все гениально.

И еще Людмила Стефановна готовила нам обеды. Приходила и готовила пиццу "по-петрушевски". Пицца делалась на основе двух армянских лавашей, а внутрь клалось какое-то дикое количество всего: помидоры, сыр, травки разные. С тех пор моя жена Оля иногда делает пиццу "по-петрушевски", дети сбегаются и кричат: "Пицца по-петрушевски, пицца по-петрушевски — это вкуснятина!"»

Эта же история в изложении Петрушевской:

«Начали записываться на квартире у потомка композитора Александрова (не того, который написал гимн), Бори Акимова, музыкального руководителя группы "Инквизиторум" по части компьютера. Одновременно он работает в журнале "Роллинг Стоун". Сначала, правда, была чистая импровизация, я распевала какие-то вокализы и даже издала некоторый длительный писк неожиданно для себя.

— Зашкалило, — довольно откликнулся от компьютера Боря Акимов. — Никто не поверит, все скажут, что это семплер.

— Жалко, что зашкалило, — сказала я. — Больше у меня так не получится.

— Ничего, — откликнулся Виктор, — все сделаем как надо.

<...> В тот же день я раз пять записала рэп "Май бой", и Боря с Виктором, по-моему, решили оставить все пять вариантов, наложили их друг на друга. Вообще большие мастера оказались! Все терпели, все принимали. Талантливая группа поддержки».

Людмила Петрушевская и The Inquisitorum — «Май Бой»

Николай Пророков, Татьяна Зарубина

СПб.: Амфора, 2009

В сборнике автобиографической прозы Людмилы Петрушевской есть и повести о детстве и предках, и «чистые» воспоминания, например, большой очерк об Олеге Ефремове, и короткие рассказы, и даже один из самых любимых Петрушевской жанров - сказки. «Жила-была тетрадка в клеточку. Она болталась в сумке закрытая и никому не показывала то, что в ней хранилось. Она спала, сомкнув странички, и ей снились чудесные края, горы и леса, принцессы и балы, а иногда слезы и кровь, крапива и страдания. <…> Единственно чего она боялась - это огня». Но это лишь завязка небольшой зарисовки про датскую приятельницу Людмилы Стефановны Хелле Дальгорд, которую в советское время задержали на границе за то, что она пыталась вывести на Запад рукопись с рассказами самой Петрушевской. Долго допрашивали, а потом «посадили в какой-то пустой вагон, и она, заснув, оказалась в Варшаве. Ее пришли будить. На выходе Хелле обнаружила, что у нее украдено кожаное пальто… Она вышла на перрон в русской зеленой телогрейке (подарок друзей). Билета не было. И тут явился волшебник, по виду простой подметальщик, и отвел ее к проводнику польского поезда, отправлявшегося в Данию. Хелле отдала человеку с метлой парадные туфли, а проводнику последние двадцать долларов. Так поступила бы каждая Золушка, чтобы оказаться дома!»

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
В нашей жизни часто происходят вещи, которые не поддаются объяснению, в существование которых верится с трудом. Новую книгу Людмилы Петрушевской, книгу мистики, составили произведения, где реальное… - Вагриус, (формат: 60x90/16, 304 стр.) 2002 230 бумажная книга
Вашему вниманию предлагается сказка Людмилы Петрушевской "Козявка" для детей дошкольного возраста - Астрель, АСТ, Малыш, (формат: 70x100/16, 12 стр.) Планета детства 2011 32.2 бумажная книга
Вашему вниманию предлагается сказка Людмилы Петрушевской "Козявка" для детей дошкольного возраста. Книжка с вырубкой - Астрель, АСТ, Малыш, (формат: 60x90/8, 8 стр.) Планета детства 2011 29 бумажная книга
Такой книги еще не было у Людмилы Петрушевской - она собрала под одной обложкой рассказы, стихи и сказки о детстве. О том времени, когда над пушистыми головочками склоняются взрослые, о том времени… - АСТ, Астрель, Астрель-СПб, (формат: 84x108/32, 347 стр.) 2011 232 бумажная книга
Представляем вашему вниманию сказку для детей дошкольного возраста "Дай капустки!.." - Астрель, Малыш, (формат: 75x95, 12 стр.) 2012 11.9 бумажная книга
Представляем вашему вниманию сказку для детей дошкольного возраста "Дай капустки!" - Астрель, Малыш, (формат: 70x100/16, 12 стр.) 2012 35.7 бумажная книга
Предлагаем вашему вниманию книгу "Сказка с тяжелым концом" . Для детей дошкольного возраста - АСТ, Астрель, Малыш, (формат: 70x100/16, 12 стр.) 2011 36.4 бумажная книга
2011 10.2 бумажная книга
Вашему вниманию предлагается сказка Людмилы Петрушевской для детей дошкольного возраста - Астрель, АСТ, Малыш, (формат: 80x95, 12 стр.) Планета детства 2011 11.9 бумажная книга
Где живет азбука? Где искать буквы, чтобы научиться читать? В городе Букв! В этом маленьком, но очень красивом городе живут 33 жителя, которые собираются вместе и рассказывают малышам интересные… - Харвест, Малыш, АСТ, 2013 201 бумажная книга
"Дикие Животные сказки", вернее, "Пуськи бятые", сочинялись для полуторагодовалой девочки на ее языке непосредственно у ее кроватки и на ночь (как многие сказки Людмилы Петрушевской, в том числе и… - Астрель, Астрель-СПб, (формат: 84x108/32, 344 стр.) 2012 234 бумажная книга
Серия "Союзмультфильм представляет" - это такие хитрые книги для тех, кто страстно любит смотреть мультики. Однако не всем детям разрешают сидеть перед телевизоромс утра до вечера. Зато ни один… - Астрель, Харвест, Малыш, (формат: 60x84/16, 48 стр.) Союзмультфильм представляет 2012 91 бумажная книга
"... Я проснулась и спросила у родных, как мне спастись от страшных снов. - Ну и как? - Они погладили меня по голове и поцеловали. Они не знают. - Никто не знает! - радостно взвизгнул колдун. - Никто… - Астрель, Малыш, (формат: 60x100/8, 32 стр.) Планета детства 2012 140.4 бумажная книга
Вашему вниманию предлагается сказка для детей дошкольного возраста. Книжка с вырубкой - Астрель, Малыш, (формат: 60x90/8, 12 стр.) 2011 33.6 бумажная книга
Вашему вниманию предлагается иллюстрированная сказка для детей дошкольного возраста "Все непонятливые" . Книга с вырубкой - Астрель, Малыш, (формат: 60x90/8, 12 стр.) 2012 57 бумажная книга

Людмила Петрушевская

Людмила Петрушевская

1 февраля 2009 г. на 25-летии рок-группы «Звуки Му »
Имя при рождении:

Людмила Стефановна Петрушевская

Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:
Род деятельности:
Годы творчества:

1972-наши дни

Дебют:

«Через поля»

Произведения на сайте Lib.ru

Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская - российский прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой .

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета . Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983).

Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове . Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке , «Квартира Коломбины» в «Современнике », «Московский хор» во МХАТе . Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» - редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 - повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» - «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS