Реклама

Главная - Типовые образцы 
Истребители f 22 raptor сравнение. F22 против Су37

С началом антитеррористической операции Вооруженных сил РФ в Сирии значительно возрос интерес к российской военной авиации, и в особенности к передовым разработкам в этой области. Успехи наших Воздушно-космических сил в Сирии подтвердили: в этом компоненте у Российской армии – полный порядок, даже при том, что на боевые вылеты с базы в Латакии отправляются самолеты, разработанные еще в 1970-е годы (основу авиационной группы ВКС составляют Су-24М и Су-25, а также истребители прикрытия Су-30М). Гордость нашего военного авиастроения – Су-35 – в Сирийской операции не участвует. Впрочем, и тех сил, и средств, что задействованы в Сирии, хватает для выполнения поставленных руководством России задач. Хотя, думаю, многим было бы интересно сравнить боевые возможности Су-35C 4++ поколения с основным истребителем 5-го поколения ВВС США F-22A «Raptor». Кто-то может спросить, почему F-22, а как же более современный F-35? Дело в том, что F-35 еще окончательно не принят на вооружение – ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён с 2015 аж на 2019(!) год из-за серьезных проблем с двигательной установкой и программным обеспечением самолёта. Есть у него недоработки и с несущими элементами вооружения. Перспективы F-35 вообще довольно туманны – многие страны НАТО уже отказываются от покупки этого «кота в мешке», или значительно сокращают количество закупаемых машин, поэтому уместнее сравнивать наш Су-35 именно с F-22, стоящим на вооружении ВВС США с 2005 года.

История появления на свет динозавра, «Раптора» («Raptor») – как окрестили F-22, очень интересна. Идея создания истребителя 5-го поколения возникла в Пентагоне еще в конце 1970-х, конечно, в свете противостояния с СССР. В 1981 году, на пике холодной войны, командование ВВС США начало формировать задание на разработку передового фронтового истребителя (ATF) пятого поколения, который должен был заменить уже устаревающий F-15 Eagle. В июле 1986 года был объявлен конкурс на проект истребителя пятого поколения, а к началу 1990 году было построено 2 прототипа будущего флагмана истребительной авиации США - YF-22 и YF-23. Однако, на программу ATF к концу 80-х годов были затрачены столь огромные средства, что в итоге начальные требования к истребителю были существенно снижены, - дабы избежать дальнейшего увеличения стоимости разработки и испытаний, а затем самих и серийных самолётов.

Спустя год, 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/ Boeing/ General Dynamics победителем в конкурсе на разработку и выпуск истребителя пятого поколения, названного F-22 «Raptor». Его основными особенностями стали сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15. Немаловажной особенностью самолета должна была стать и его малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, достигаемая в результате применения технологии «стеллc» (stells). Первая предсерийная машина F-22 поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. Но прошло целых восемь лет, прежде чем 15 декабря 2005 года на авиабазе Лэнгли (Вирджиния, США) была проведена торжественная церемония сдачи в эксплуатацию ВВС США многоцелевого истребителя Локхид Мартин F-22A «Raptor». СМИ рассыпались в хвалебных эпитетах в честь нового истребителя, военного руководства Америки и ВПК США. Казалось, господство в воздухе обеспечено американцам навсегда…

Но недолго музыка играла. 13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в городе Мариэтта, (Джорджия, США) покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года, и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем F-22A, переданным ВВС США. Что же стало причиной того, что вместо почти 1000 истребителей, планировавшихся к выпуску, в итоге на вооружение ВВС США было принято менее 200 единиц. Ответ прост - цена!

На текущий момент самолёт F-22A является самым дорогим истребителем в мире, стоящим на вооружении ВВС. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22A (с учётом всех косвенных затрат, в том числе стоимости программы разработки) достигла 411,7 млн. долларов. Главным образом такая высокая стоимость обусловлена многократным сокращением объёмов закупки данного самолёта - в связи с распадом СССР и окончанием холодной войны из первоначально запланированных 750-900 было закуплено всего 187 единиц. В 2006 появилась шутка, что F-22 идет «на вес золота» («costs more than its weight in gold»), что буквально соответствовало действительности - на тот момент стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого "Раптора") составляла те же 400 млн. долларов. Почти полмиллиарда за один самолет – как вам?

Ну да, Бог с ним, с «Раптором», нас должны больше интересовать свои передовые разработки. С военным бюджетом Пентагона мы тягаться, конечно, не можем, зато всегда брали другим - надежностью, высоким эксплуатационным ресурсом и прорывными техническими решениями. И Су-35 – как раз живое воплощение российской военной инженерной мысли, всегда опережавшей свое всемя.

Су-35 (по кодификации НАТО «Flanker-Е+») - российский многоцелевой сверх- манёвренный истребитель поколения 4++, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги. Серийная модификация для ВКС России обозначается как Су-35С. Обозначение «поколение 4++» является условным и указывает, что характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам машин пятого поколения; "Сушка" удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.

Разработка Су-35 явилась ответом на появление в США (и планах - в ряде стран НАТО) истребителей пятого поколения. Задание на разработку нового истребителя было направлено в ОКБ «Сухой» в начале 2000-х, а в 2006 году было начато производство установочной партии. Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке. Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Прошло три с лишним года, прежде чем 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С (С – значит серийный). И дальше дело пошло куда быстрее – уже 25 декабря 2012 года Минобороны получило на вооружение первые шесть серийных истребителей. А 9 мая 2015 4 Су-35С ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне.


Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (Су-27). Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка – торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны. Су-35 обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Истребитель имеет специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины, применяются специальные материалы для снижения ЭПР. Су-35 оснащен новейшей системой управления вооружением, которая включает оптоэлектронную систему, многофункциональную РЛС, цифровой комплекс управления вооружением. Многорежимная помехозащищенная РЛС имеет режим атаки наземных целей, возможность картографирования земной поверхности, позволяет обнаруживать и «вести» воздушные цели на дистанции до 400 км, а также наземные – до 200 км. Согласно данным ОКБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 - 6000 лётных часов или 30 лет эксплуатации.

А теперь самое интересное, - в 2013 году стоимость Су-35С, производимого для ВС РФ, составляла в пересчете на доллары США - 45 млн $ (экспортный вариант Су-35 стоит 82-85 млн.$, в зависимости от комплектации). После падения курса рубля, стоимость "Сушки" в долларовом эквиваленте упала до 20 млн. $, что сделало наш самолет абсолютным лидером на рынке истребительной авиации по соотношению цена/качество. Судите сами – один F-22A обходился американской армии в 450 млн.$., а Су-35С обходится российской – в 20 млн.$. В двадцать раз дешевле! Один F22 против 20 Су-35?! Можно услышать возражения, ну так «Раптор» – это пятое поколение, а наша "Сушка" – это всего лишь 4++? И пусть, американские военные хвастливо заявляют, что один F- 22 способен в воздушном бою «завалить» 10 или даже 30 новейших российских самолетов, но мы им не поверим, а попробуем разобраться, насколько Су-35 уступает американским F-22 и F-35, – и уступает ли вообще.

В июле 2008 г. было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против нескольких американских истребителей – F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, с крайне печальным для заокеанских военных итогом – всего одна победа американских истребителей в более чем 20 воздушных боях против Су-35. Моделирование было проведено на базе ВВС США Хикам (Гавайские острова), чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС США и два – военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-22 и F-35 были «беспощадно избиты русским истребителем Су-35». Его способность сбивать «стеллс»-самолеты во многом объясняется его сверхманевренностью. Силовая установка Су-35 позволяет выполнять ряд сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и уникальный «блин» (или «Pancake» – горизонтальный разворот на 360 градусов с минимальной потерей скорости).

Американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». «С появлением Су-35 эта тактика должна быть пересмотрена. F-22 или F-35, возможно, первым обнаружит русский истребитель, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. В этом случае преимущество стеллс-невидимости значительно снижается, – считает Свитман, военный эксперт Defense Industry Daily, – технологии стеллс очень полезны, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Тактическое преимущество выполнения маневров на сверхвысоких углах атаки с резким изменением скорости полета состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает (моделирует), где будет находиться цель через некоторое время, – но только не в случае с «коброй» или «блином». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, заметно снижают дальность эффективного пуска ракет противника», – считает Свитман.


Может быть, "Raptor" хорош в преодолении насыщенной противовоздушной обороны противника? По данным другого исследования, проведенного в 2012 г. по заказу командования ВВС США, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже многоцелевой истребитель пятого поколения F-22. По результатам этого исследования, для того, чтобы в случае войны с Россией достичь подавляющего превосходства в воздухе, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400-500 самолетов F-22 «Raptor». В ином случае американская авиация не сможет преодолеть эшелонированную систему противовоздушной обороны России. Для примера: комплекс С-400 «Триумф» способен обнаружить и поразить сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП), которую имеет пятирублевая монета – 0,002 м2 (ЭОП F-22 составляет около 0,3 м2, что, 150 раз больше площади монеты). На испытаниях С-400 в штатном режиме поражал воздушные цели, которые выполнены по технологии «стеллс», то есть самолеты-«невидимки» (в том числе с ЭОП менее 0,1 м2, что превосходит показатели как F-22, так и F-35).

Итак, что же получается: F-22, вовсе не так хорош, как это расписывают американские СМИ и НАТОвские «эксперты», а Су-35С, наоборот, по соотношению эффективность/стоимость не просто наравне с американскими истребителями пятого поколения, а на порядок превосходит их. Кошмарный сон для Пентагона и НАТО. Еще страшнее для американских ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят все недостатки и проблемы нового F-35, когда тот еще даже не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся «самолеты будущего» – истребители-невидимки «Сухого» ПАК ФА. Впрочем, это – тема для отдельной статьи…

P.S. 1 февраля 2016 года было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии 4 истребителя Су-35С для испытания в боевых условиях. Свершилось – лучший истребитель в мире появился в небе Сирии! Приближая день победы сирийского народа – в союзе с Россией – в войне против терроризма!

Андрей Князев , специально для News Front

Американские СМИ сравнили два истребителя пятого поколения F-22 Raptor и российский Су-57. Каковы главные козыри истребителей пятого поколения, и кто одержит победу? Американский F-22 Raptor против ПАК-ФА/Т-50.

Американские СМИ сравнили специфику двух истребителей пятого поколения и попытались выяснить, на что самолеты будут делать упор в воздушном бою. Речь идет об американском F-22 Raptor и российском Су-57, известном также, как ПАК-ФА/Т-50.

Как отмечает The National Interest, особенностью F-22 является максимальное использование стелс-технологий, позволяющих сделать самолет менее заметным для радаров противника. При этом издание отмечает высокую маневренность истребителя и хороший обзор из кабины пилота. Это позволяет быстро обнаруживать угрозы, возникающие в визуальном диапазоне, и реагировать на них.

У F-22 имеются более мощные, чем у его предшественника F-15 Eagle, двигатели, а также радар, благодаря которому «американец» может заметить и классифицировать угрозу прежде, чем его самого обнаружит противник.

У Raptor есть три отсека, в двух из которых может разместиться управляемая ракета ближнего боя класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой наведения AIM-9M / X Sidewinder. Также в F-22 могут быть размещены шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух» с дальностью действия до шестидесяти пяти миль AIMRA-120 AMRAAM («Slammer»). Кроме того, самолет может нести корректируемые бомбы JDAM или четыре топливных бака емкостью 600 галлонов. А у 20-миллиметровой пушки M61A2, имеется достаточно боеприпасов, чтобы вести непрерывный огонь в течение почти пяти секунд.

«О Су-57 известно гораздо меньше», — пишет The National Interest. Но издание подчеркивает, что он имеет принципиальные отличия от F-22. Если конструкторы Raptor делали упор на маневренность и скрытность, то Су-57 в большей степени ориентирован на маневренность и скорость. При этом эксперты признают, что российский истребитель имеет гораздо более высокую маневренность на сверхзвуковых скоростях, чем любой другой.

Благодаря авиационной радиолокационной станции Н036 «Белка», Су-57 способен обнаруживать самолеты-«невидимки». Кроме того, пилот может использовать систему инфракрасного поиска и слежения.

Издание приводит в качестве примера некоторые виды вооружения российского истребителя. Так, у Су-57 имеется два вместительных оружейных отсека, в каждом из которых могут быть размещены четыре ракеты класса «воздух-воздух» K-77M, которые способны захватывать цели на дальности до 100 миль. Кроме того, самолет вооружен управляемыми ракетами ближнего боя с системой инфракрасного самонаведения K-74M2.

The National Interest пишет, что приоритетом Су-57 является обнаружение и устранение угроз на дальних дистанциях. При этом самолет, благодаря высоким скоростным данным, может быстро реагировать на угрозы или выходить из боя, в котором не сможет победить. Но и это еще не все.

«Комбинация маневренности и системы инфракрасного поиска делает Су-57 смертельно опасным противником», — признает издание.

С другой стороны, F-22, ориентированный на скрытность и маневренность, тоже может обнаруживать противника на больших дистанциях, а если ему удастся уклониться от вражеского радара, Raptor сумеет получить инициативу на ранней стадии боя.

«Трудно понять, кто победит, если учесть, что мы не знаем, насколько маневренным является Су-57, но инфракрасная система поиска и слежения российского самолета, которой нет у американского истребителя-«невидимки», станет основным преимуществом в бою», — говорится в публикации.

Издание отмечает, что если F-22 и Су-57 когда-нибудь сойдутся в бою, то это окажется «битвой века».

«Надеемся, что мы будем лишь размышлять об этой встрече», — резюмирует The National Interest.

30 сентября 2014 г. «The Aviationist» развязал очередную дискуссию, связанную с противостоянием американского малозаметного истребителя 5-го поколения F-22A «Raptor» с европейскими истребителями «Rafale» и EF-2000 «Typhoon». Источник ресурса сообщает, что эти истребители способны уничтожить «Раптора», если тот позволит подойти к нему на дистанцию ближнего воздушного боя.

Данные размышления появились после ночных боевых операций F-22A по уничтожению баз террористической организации «Исламского государства Ирака и Леванта»(сокращённо «ИГИЛ») на территории Сирии.

Три самые сильные стороны этой боевой машины, которые нужно помнить при её сравнительном анализе с истребителями поколений 4, 4+ и 4++ в дальнем воздушном бою – БРЛС, ЭПР и силовая установка.

Мощная высокопотенциальная БРЛС AN/APG-77, изготовленная на основе АФАР из 1500 ППМ, способна сопровождать около 60 воздушных целей типа «истребитель» с ЭПР 5 м 2 на дальности 310 км (это базовые истребители , Су-33), «Рафаль», «Еврофайтер», МиГ-35, — машины переходного поколения 4++, имеющие ЭПР около 1 м 2 , и могут быть обнаружены «Раптором» с 205 км. В режиме ДВД преимущество «американца» в обзорных возможностях неоспоримо.

А опасность он начинает представлять при приближении менее чем на 120 км, это дальность пуска усовершенствованной ракеты AIM-120 AMRAAM C-7. После пуска ракета набирает скорость 4300 км/ч, и может быть запущена в режиме «LPI» (Low Probability of Intercept), при котором интенсивность передающего канала АФАР минимальна, самолёт противника не сможет обнаружить облучение своей СПО, а значить будет дезинформирован до последнего, когда уже будет захвачен АР ГСН ракеты AIM-120C-7. Такая игра может быть опасна для стандартных истребителей поколения 4, особенно не обладающих сверхманевренностью F-15C, F-16C.

МиГ-35, «Рафаль», «Еврофайтер» обладают специальными оптическими станциями обнаружения атакующих ракет СОАР, а станция МиГа способна не только засечь цель, но и передать её координаты на БРЛС «Жук-АЭ», которая повысив интенсивность луча АФАР в узком угле подлётной траектории AIM-120, обнаружит её, и даст возможность перехватить ракетой Р-27ЭМ или Р-77. Т.е. сбить ракету ракетой, РЛС с ПФАР и АФАР это позволяют. Если помеховая обстановка сверхсложная, то маневренные истребители способны будут «выкрутиться» от «Амррамки», измотав её скорость многочисленными манёврами, да и дипольные отражатели никто не отменял.

Когда же МиГ-35, «Рафаль» и «Еврофайтер» смогут обнаружить «Раптор»? На МиГ-35 устанавливается БРЛС «Жук-АЭ» с АФАР на 1016 ППМ, она сможет обнаружить «Раптор», стандартная ЭПР которого 0,07 м 2 (по последним данным источников это наиболее правдоподобная цифра) на расстоянии 65 км, атаковать «Раптор» ракетой Р-77 МиГ сможет с расстояния около 60 км. Зная о помехозащищённости РЛС «Жук-АЭ» и отличной маневренности Р-77, можно утверждать, что «срывов захвата» будет не много, ещё эффективной на этой дистанции будет ракета Р-27ЭТ с высокочувствительной ИК ГСН, в которой частично реализован принцип «пустил-забыл».

Именно 60-километровый подлётный рубеж ознаменует начало больших проблем лётчика «Раптора». Если он и не будет сбит нашим самолётом, то ему всё равно придётся вступить в БВБ, где маневренность его прямо говоря «хромает» в сравнении с , который и «Кобру Пугачёва» выполнит при надобности, да и в простом развороте на хвост «Раптора» сядет.

В принципе, в БВБ с F-22A могут справиться практически все наши истребители, даже МиГ-29А и Су-27, которые освоили «Кобру Пугачёва», «Чакру Фролова» или «Колокол». Почему для борьбы с «Раптором» желательны эти фигуры? F-22 – истребитель высокоманевренный: отклоняемый по вертикали вектор тяги, два ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100 суммарной тягой 31000 кг, площадь крыла 78 м 2 позволяют ему достичь тяговооружённости 1,2 и угловой скорости разворота около 24 град/с при минимальном радиусе разворота в вертикальном вираже.

Также «Хищника» научили упрощённой «Кобре Пугачёва» с резким торможением, и для простых истребителей типа «Мираж 2000-5» или «Еврофайтер», не имеющих ОВТ, F-22 является весьма шустрой машиной, это Вы можете оценить из видео ниже, где проходили учебные бои между «Рафалем» и «Раптором». Каждый раз, когда французский лётчик выходил в хвост «Раптору», тот отклонял сопла (вектор тяги) и перекручивал «Рафаль», теряясь из поля зрения французского лётчика. Наиболее чётко это видно на 4-й минуте 13-й секунде.

Собственно «Рафаль», обладая немного более слабой, чем у МиГ-35 БРЛС PBE-2, способен обнаруживать «Раптор» с расстояния 50 км, у «Еврофайтера» такие же показатели. Также у «Рафаля», «Еврофайтера» и МиГ-35 есть ОЛС (оптико-локационные станции): OSF, Pirate-IRST и ОЛС-УЭМ. Данные средства отличает пассивный тип визирования и «захвата». F-22A полагается только на свою мощную БРЛС.

OSF (Rafale) : способен обнаружить «Раптор» на дистанции 50-60 км и дать целеуказание ракете MICA-IR.

Pirate IRST (EF-2000) имеет дальность идентификации «Раптора», аналогичную «Рафалю», но способна отслеживать одновременно 200 целей.

ОЛС-УЭМ (МиГ-35) визирует F-22 с 20-25 км. Эти характеристики действительны при сканировании в ППС; в ЗПС они значительно выше, и приближаются к 80-100 км. Эта ОЛС полностью синхронизирована с нашлемной системой целеуказания пилотов, что позволяет начать бой средней дальности без участия БРЛС.

Экипаж МиГ-35 состоит из двух летчиков, это позволяет вести более эффективный воздушный бой с малозаметным американским самолетом, так как второй летчик-оператор, не отвлекаясь на моменты пилотирования и противоракетного маневрирования, может полностью углубиться в процесс поиска, сопровождения и уничтожения стелс-истребителя. Приборные панели двух летчиков почти полностью продублированы, поэтому они могут меняться задачами в случае усталости одного из членов экипажа.

Три эти самолета полностью готовы к сражению с F-22A на средних дистанциях до 50 км и маневренном БВБ ; причём у МиГа-35 шансов на победу значительно больше, чем у европейских машин.

Подводя итоги нашей сегодняшней статьи, попытаемся разбить все истребители поколений 4 — 4++ по категориям готовности противостоять американскому истребителю. Построим наше аналитическое дерево по схеме «ближний воздушный бой — бой средней дальности — дальний воздушный бой».

1. БВБ — ближний воздушный бой .

Здесь, помимо трёх вышеописанных истребителей, F-22A могут превзойти такие высокоманевренные машины, которые обладают наиболее высокой угловой скоростью разворота, способные к элементам сверхманевренного пилотажа и оснащённые квантовыми оптико-локационными прицельными комплексами; к ним можно смело отнести: все модификации МиГ-29, кроме тяжёлого перехватчика МиГ-31Б, все истребители семейства на базе Су-27, кроме тяжёлого Су-34, «Мираж 2000-5», J-10, J-31, Jas-39 «Gripen», F-2A,B.

2. Воздушный бой средней дальности : в пределах визуальной видимости (5-20 км) и за её пределами(20-50 км).

В пределах визуальной видимости с «Раптором» способны «тягаться» почти все истребители поколения 4, 4+, 4++, поскольку все их БРЛС способны работать по F-22 в пределах 20-25 км, а дальше 5 км уже не нужен режим сверхманевренности или высокоманевренности. В эту категорию вписываются: вся серия «Мираж 2000», все МиГ-29, МиГ-23-98, F-15C, F-16C, F\A-18C,E,F, вся серия Су-27го, включая Су-34, МиГ-31Б, БМ, и остальные.

За пределами визуальной видимости. В этот раздел в основном попадают истребители поколения 4++, оснащённые АФАР и ПФАР с дальностью не менее 150 км, а также отдельные малочисленные машины поколения 4+. В эту нишу попадают: «Рафаль», «Еврофайтер», МиГ-29СМТ (модификация с БРЛС Н019МП), МиГ-29КУБ, МиГ-35, Су-27СМ, Су-30МК2, Су-30МК, Су-30СМ, Су-34, Су-35С, МиГ-31БМ, Jas-39 «Gripen», F-2A,B, F-16C Block60, F-15SE, F-35C, F/A-18E/F.

3. ДВБ — Дальний воздушный бой .

Эта категория принадлежит только лучшим из лучших, самолётам — обладателям мощнейших БРЛС с дальностью обнаружения такой цели, как «Раптор» — 150-160 км. На такой дальности F-22A могут противостоять: МиГ-31БМ, Т-50 ПАК-ФА, Су-35С и с «натяжкой» фронтовой высокоточный истребитель-бомбардировщик Су-34. Возможности их БРЭО феноменальны, и будут рассмотрены в наших следующих публикациях.

Примерно такой, на сегодняшний день, расклад с боевой авиацией, которая способна к воздушным баталиям с самым многочисленным и проверенным истребителем 5-го поколения F-22A. Меняться этот расклад будет в зависимости от будущих модернизаций и инноваций в области радиолокационных средств военной авиации.

/Евгений Даманцев /

В конце прошлого века в США для обновления тактической авиации были запущены программы создания двух самолётов. Уровень закладываемых технологий позволял говорить о новом, пятом поколении истребителей. Они в 21 веке должны были стать основой американских ВВС. Эти две машины должны были дополнять друг друга в воздушных операциях, выполняя каждая свою функцию. По программе ATF (Advanced Tactical Fighter – передовой тактический истребитель) создавался самолёт, преимущественно для воздушного боя и завоевания господства в воздухе. По программе JSF (Joint Strike Fighter – единый ударный истребитель) – самолёт для ударов по наземным целям. Надо сказать, принцип был абсолютно правильным, поскольку «универсальная порода лётчиков» пока не выведена, и пилоты современной авиации по-прежнему имеют или «бомбардировочную», или «истребительную» специализацию. Одинаково хорошо справляться с обеими задачами могут только уникальные лётчики. Примерно то же можно сказать и о самолётах: особенности выполняемых задач диктуют характеристики и облик самолёта. Однако обе программы, в ходе своей реализации претерпели существенные изменения в сторону большей универсальности. В конечном итоге, программа ATF дала F-22 Раптор, а JSF – F-35.

F-22 стал первым самолётом выполнившим требования «пятого поколения», главные из которых следующие: малая заметность (в радиолокационном и инфракрасном диапазонах), отличные от предшественников лётные характеристики («сверхманевренность» и сверхзвуковая скорость в бесфорсажном режиме двигателей), совершенный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и . Несмотря на любую критику (включая запредельную стоимость, не позволившую сделать самолёт массовым) – Раптор отвечает этим требованиям, и является одним из лучших истребителей воздушного боя. Что касается функции нанесения ударов по наземным целям, то она появилась в его задачах на достаточно раннем этапе корректировки проекта, как дополнительные возможности. То, что эти задачи не были основными, привело к достаточно скромному набору средств поражения наземных целей: две 450-кг бомбы GBU-32 JDAM или восемь бомб GBU-39, весом 113 кг. Разместить более серьёзный набор оружия «воздух-поверхность» не позволяют размеры внутренних отсеков вооружения, предназначенных, прежде всего для ракет «воздух-воздух». А подвеска на внешних узлах сводит на нет преимущества – лишает самолёт малой радиолокационной заметности и высоких маневренных характеристик.

Между тем, со временем, ударные функции стали считаться для F-22 основными, поскольку американские ВВС принимали участие в боевых действиях с противником, который практически не обладал собственной авиацией. С катастрофой Советского Союза показалось, что Раптор вообще не увидит в небе достойного противника. И воздушный боец стал бомбардировщиком со слабыми возможностями работы по земле, и сильными, но ненужными в реальности возможностями по воздушным целям. Но изменение в расстановке сил привело и к другому интересному факту – главным противником самолёта стал не другой самолёт, а средства ПВО, основные успехи в создании которых, принадлежат нам. Здесь малая заметность и возможности БРЭО, безусловно, очень кстати. Но возможности Раптора в действиях против ПВО противника, упёрлись в то, что самолёт не предназначен для этого изначально. Например, отсутствие в арсенале противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM, компенсируется совершенством бортового комплекса разведки. Но, для поражения объектов ПВО, Раптору придётся полагаться на корректируемые бомбы, которые имеют меньшую дальность. То есть, ему придётся подходить ближе к средствам ПВО противника, вместо пуска ракеты с расстояния в 100 км. При этом, как все помнят, именно в момент раскрытия створок отсека вооружения, попал под раздачу один из двух* «невидимок» F-117, сбитых в небе Югославии, перестав в этот момент быть «невидимым». А вся статистика реальных боевых действий говорит о том, что большая часть потерь приходится не на этап поиска цели или сближение с ней, а на выход из атаки. С этой точки зрения, работа «невидимки» в ближней зоне ПВО выглядит самоубийственно, несмотря на совершенство БРЭО и малую заметность. И Раптору остаётся работа по земле в зоне, уже расчищенной от системной ПВО, с помощью ограниченного набора оружия. Но с этой задачей способны справится и гораздо более простые машины. Таким образом, F-22 остаётся истребителем воздушного боя, каким и планировался первоначально. А ударные задачи и прорыв/уничтожение ПВО, должны по большей части возлагаться на какие-то другие машины.

Ну что же, для ударных функций, вроде бы создавался самолёт по программе JSF. Однако, и эта программа претерпела немало изменений, по сравнению с первоначальным замыслом. Во-первых, почти сразу к участию в ней подключили страны-партнёры США, которые желали получить полноценный многофункциональный самолёт в условиях запрета на экспорт F-22. Во-вторых, сами американцы хотели заменить одной новой машиной почти все типы своего довольно разношерстного парка (F-15, F-16 и А-10 – в ВВС; F-18 и EA-6 «Праулер» – в ВМС; AV-8 «Харриер» – в КМП). В результате, у F-35 всех трёх модификаций (для трёх заказчиков - ВВС, ВМС и КМП) появились следующие тактические задачи: нанесение ударов по наземным целям, завоевание превосходства в воздухе и обеспечение непосредственной авиационной поддержки войскам. Так из малозаметного штурмовика, он стал превращаться в универсальный самолёт, который должен был стать и истребителем тоже. При этом в наследство от своей ударной специализации F-35 получил ограниченные маневренные возможности и лётные характеристики, которые не позволяют считать его самолётом пятого поколения, а только так называемого «4+». Посмотрим, как F-35 должен справляться со своими новыми задачами.

Начнем с поддержки войск. В КМП эту функцию выполняет Харриер, главным достоинством которого, можно считать вертикальную посадку. К недостаткам относят маленький боевой радиус и плохую защищённость (которая для штурмовика очень важна). Но номенклатура вооружения Харриера весьма разнообразна: неуправляемые ракеты и свободнопадающее бомбы, кассетные боеприпасы, управляемые ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 «Мэверик», корректируемые бомбы и даже ракеты «воздух-воздух» ближнего боя AIM-9. На флоте F-18 – скорее универсальный самолёт, который кроме основного предназначения (бомбардировщик и штурмовик) имеет неплохие возможности для воздушного боя и атаки кораблей. В ВВС был чистый штурмовик А-10, специально сконструированный для поддержки войск на поле боя, имевший кроме соответствующего задачам вооружения, хорошую защищённость.

F-35 – машина достаточно сложная и дорогая. Так же как F-22, имеющая совершенный и сложный комплекс БРЭО, малую заметность, а так же, информационно-управляющее поле кабины, существенно облегчающее работу лётчика. Однако, технология малой заметности и ограничения по габаритам (требование ВМС, КМП и иностранных заказчиков), не позволили сделать самолёт защищённым ни конструктивно, ни с помощью брони. К тому же, F-35 – самолёт «плотной компоновки», то есть множество сложных систем упакованы в достаточно скромные габариты, что ещё больше повышает его уязвимость даже от лёгкого поражения. А штурмовик должен работать на переднем крае с малых высот, долгое время, находясь в зоне боя и делая за один вылет по несколько заходов на различные цели. Здесь он будет подвергаться обстрелу зенитно-ракетных комплексов ближнего боя и зенитной артиллерии, для которых технология «стелс» не является препятствием, поскольку огонь ведётся по непосредственно наблюдаемой цели или в видимом диапазоне, с оптическим наведением. Например, отечественные ЗРПК «Тунгуска» и «Панцирь» имеют возможность поражения целей в пассивном режиме РЛС, с автоматическим захватом, сопровождением и наведением по телевизионному оптическому каналу (захват оптически контрастной цели на фоне неба или движущейся на фоне горизонта/рельефа местности, если цель идёт на малой высоте). Современные западные ПЗРК оснащены не ИК головками самонаведения, а работают в полуавтоматическом режиме с радиокомандным или лазерным наведением.

Номенклатура вооружения F-35 хотя и шире, чем у Раптора, но предназначена не столько для поддержки войск на поле боя, сколько для ударных задач, требующих короткого пребывания в зоне атаки, что и понятно, учитывая, уязвимость машины. Отсеки вооружения F-35А и F-35С могут вмещать больше корректируемых и свободнопадающих бомб (две по 900-кг, или четыре по 450-кг, или большее количество лёгких). У F-35В они имеют почти вдвое меньшую вместимость. Впрочем, подвеска главного для штурмовиков оружия (неуправляемых и противотанковых ракет) возможна на внешних узлах, что так же как в случае с F-22 делает самолёт радиоконтрастным и ухудшает лётные характеристики, сводя на нет его преимущество. При этом живучесть самолёта остаётся не штурмовой, а применение, например, вертолётных противотанковых ракет «Бримстон» (в английской версии) со сверхзвуковой машины, представляется возможным только в стерильных полигонных условиях.

Для ударных операций по заранее разведанным целям, F-35 имеет более широкий арсенал, чем F-22. Возможность выжить без длительного нахождения в зоне действия ПВО, подходя к цели по заранее рассчитанным курсам и высотам, и пытаясь уйти от поражения после сброса бомб, примерно аналогична Раптору. Здесь дорогостоящее БРЭО и технологии «стелс» вполне оправданы. Но отсеки вооружения снова не предназначены для «оружия длинной руки», а значит те же F-15, F-16 и F-18, не обладающие малой заметностью, но способные работать с большей дальности, будут решать те же задачи с меньшим риском. Внешняя же подвеска практически уравнивает возможности F-35 и более дешевых машин предыдущего поколения. Развитие высокоточного оружия всё больше делает самолёт только платформой для его доставки. А внутренняя подвеска только двух тонн боеприпасов малых габаритов ограничивает применение F-35 в условиях сильной ПВО только особо важными, точечными целями. При этом, борьба с ПВО будет мало предсказуема, или ляжет на плечи других средств (например, малозаметных ударных беспилотников, которые пока только проектируются, и эффективность которых против ПВО следующего поколения, пока представляет собой открытый вопрос).

Но может быть, F-35 способен заменить полноценный истребитель в воздушном бою? Ведь его комплекс БРЭО и оружие «воздух-воздух» по возможностям не сильно уступает F-22. Однако, он сильно уступает Раптору по лётным характеристикам, что не позволяет считать его, как писалось выше, полноценным истребителем пятого поколения. Оказалось, что в воздушном бою, совершенство БРЭО и малая заметность не способны их заменить. В августе 2008 года на Гаваях было проведено моделирование воздушных боёв F-35 с российскими машинами (обладающими характеристиками, примерно аналогичными Су-30). На виртуальной воздушной войне присутствовали австралийцы, как заказчики F-35. Конечно, результаты моделирования являются закрытыми, а американцы многократно опровергали провал F-35. Тем не менее, результаты привели к замораживанию закупки этих самолётов Австралией, а ознакомленный с отчётом член либеральной партии Деннис Дженсен, не раскрывая подробностей, заявил, что «Сухие» побили F-35, как пингвинов!» Впрочем, аналогичный результат был у вполне открытых учений Австралии и Малайзии, в ходе которых малазийские Су-30 выиграли у австралийских F-18 все 32 дуэльных воздушных боя, а также четыре из пяти боев «двое на одного». Возможно шансы F-35 против Су-30 несколько выше, чем у не самой современной комплектации австралийских самолётов, что и привело только к замораживанию, но не отмене закупки. Тем не менее, понятно, что F-35 не способен превосходить в воздушном бою даже самолёт четвёртого поколения, несмотря на совершенство бортовых систем и малую заметность.

Итак, F-35 так же, как и F-22 остался в той нише, для которой и планировался изначально. Эти авиационные комплексы могут дополнять друг друга в рамках воздушной операции, где точечные удары по земле F-35, прикрываются от авиации противника F-22. При этом для обеих машин наибольшую опасность будут представлять средства ПВО, бороться с которыми оба самолёта полноценно не могут. Понимая это, американцы запускают программу разработки новой универсальной ракеты NGM. Она создаётся на базе ракеты «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM, которая является основой противовоздушного вооружения F-22 и F-35. Новая ракета должна иметь большую, чем AMRAAM дальность и возможность применения против радиолокационных станций ПВО, при этом, сохранив габаритные размеры (чтобы помещаться в отсеки вооружения обоих самолётов). Возможно, её появление как-то изменит текущее положение. Правда, если разработчикам («Локхид» и «Рейтеон» на конкурсной основе) удастся удовлетворить требование универсальности, не потеряв эффективность каждой из задач, и сохранив прежние размеры. Ну, и если средства ПВО не станут развиваться, а даже немного деградируют, по сравнению с текущими возможностями.

Сейчас сами американцы признают, что их воздушный флот не находился в ситуации, подобной нынешней, за всю послевоенную . Средний возраст авиапарка составляет около 25 лет. В обозримой перспективе подлежит списанию большое количество боевых самолётов различного назначения. При этом замена их новыми представляет не ближнюю перспективу, поскольку производство F-22 прекращено, а F-35 пока не является «доведённой до ума» машиной, к тому же вызывающей массу критики. Замена многих типов самолётов на F-35, даже если она произойдёт в оптимистичные сроки и с хорошим темпом, не будет полноценной, поскольку его функциональность вызывает сомнения. В самой тяжелой ситуации окажутся ВМС и КМП. В случае полной замены корабельной авиации только на F-35, флот лишится прежних ударных возможностей (особенно в действиях против корабельных группировок противника). А поскольку все программы палубных истребителей завоевания превосходства в воздухе свёрнуты с надеждой на F-35 – ослабнет и противовоздушная составляющая американских авианосных ударных группировок. Корпус морской пехоты уже потерял надежду на новые машины и продлевает срок эксплуатации Харриеров (производство которых прекращено) до 2030 года, закупив у британцев 72 списанных самолёта для разбора на запчасти. Выходить из сложившейся ситуации, американцы будут модернизируя и проводя капремонт существующего авиапарка, конечно, там где это возможно, и вероятно, закупая новые машины четвёртого поколения.

На этом фоне совсем не плохо выглядят перспективы других стран, развивающих собственные программы боевой авиации. Партнёры США по Североатлантическому альянсу, которые не стали надеяться на американский F-35, могут оказаться обладателями вполне современного и дееспособного воздушного флота, даже без «пятого поколения». Так Франция, ставшая локомотивом воздушной операции в небе Ливии, оказалась обладательницей собственного истребителя поколения «4+» Рафаль, который по боевым возможностям как минимум не уступает F-35. Собственные программы истребителей пятого поколения развивают Япония, Китай, совместно Южная Корея и Индонезия, а также Россия совместно с Индией. Эти программы стартовали позже американской, учитывают американский опыт и ошибки, а также последние технические достижения.

Россия, подобно США, имеет большой парк авиации с близким к предельному сроком эксплуатации. Его боеготовность также поддерживается капремонтом и модернизацией. Американцы пока балансируют на грани принятия решения: то ли продолжать тянуть программу F-35, то ли вернуться к закупкам новых самолётов старой конструкции, то ли сочетать оба решения. Последние два варианта компрометируя F-35 на внешнем рынке, и в случае отказа от закупок партнёрами, делают затраты на новый самолёт чрезмерными и бесполезными. В отличие от американцев, мы уже запустили программу перевооружения ВВС на самолёты поколения «4+», которые, как минимум, не уступают по боевым возможностям F-35 (Су-34, Су-30СМ, Су-35 и обновлённых версий МиГ-29). Программа же истребителя пятого поколения ПАК ФА имеет над американской ряд преимуществ.

У нас самолёт нового поколения изначально понимался как авиационная система, состоящая собственно из самолёта и из его вооружения и БРЭО, которые, в зависимости от поставленных задач, будут диктовать облик и характеристики машины. Проходившие параллельно с американскими, почти аналогичные по назначению программы МФИ (многофункциональный истребитель) и ЛФИ (лёгкий фронтовой истребитель) не получили реального воплощения после катастрофы Советского Союза. В начале 2000-х было принято решение о возобновлении работ. При этом, когда стало понятно, что новая машина должна стать универсальной по применению, а не чистым перехватчиком или ударным самолётом – предшествующие проекты не стали натягиваться под новые требования, а отправились в корзину.

По основным параметрам ПАК ФА не уступает Раптору.

Радиолокационная заметность обычно вычисляется как ЭПР (эффективная поверхность рассеяния отражённой от самолёта энергии электромагнитного излучения) и выражается в квадратных метрах, принимая как эталон отражение от «идеальной сферы», обладающей такими же характеристиками отражения, как исследуемый объект, мерой здесь будет площадь сечения этой сферы. Если у Су-27 ЭПР будет порядка 12-13 кв.м., то для ПАК ФА это значение составляет 0,3-0,4 кв.м., что аналогично показателю F-22. Здесь, правда, следует оговориться, что в реальных условиях обнаружение радиолокационными средствами сильно зависит от ракурса облучения, от длины волн и её изменения в процессе облучения. В целом, для отечественных средств обнаружения ПВО и бортовых РЛС самолётов, машина, выполненная «по технологии стелс» не представляет затруднений с обнаружением. Гораздо полезней «сложная отражающая форма» активно маневрирующего самолёта будет для срыва атаки ракеты, имеющей радиолокационное самонаведение. Впрочем, и здесь отечественное оружие не первый день готовится к встрече с «невидимкой». Так что «незаметность» гостей не будет большим преимуществом, тогда как западные разработчики, считая технологию «стелс» своей прерогативой, до последнего времени уделяли борьбе с ней мало внимания.

Бортовой радиолокационный комплекс ПАК ФА - Н036, состоит из антенн с активными фазированными решетками (АФАР), которые расположены в различных элементах планера (в носовом обтекателе, в предкрылках, в носках крыльев, на боковых поверхностях), могут работать в нескольких диапазонах, обеспечивают практически круговой обзор. Это решение аналогично применённому на Рапторе. Характеристики комплекса не известны, однако, возможности отечественных БРЛС, которые применяются для самолётов предыдущих поколений сравнимы с американскими, или превосходят их. Так же, как на Рапторе, комплекс ПАК ФА может работать и в пассивном режиме, ведя разведку радиоизлучающих целей без собственного излучения, а так же определяя координаты целей по отраженному сигналу от других источников, которые будут взаимодействовать с ПАК ФА на поле боя. Так же в комплекс БРЭО включены системы радиоэлектронного противодействия. Комплекс БРЭО дополняет оптико-электронная интегрированная система (ОЭИС) - изделие 101КС. Она состоит из: оборонительной системы (101 КС-0), обеспечивающей противодействие средствам поражения, использующим инфракрасное наведение; всеракурсной системы обзора в ультрафиолетовом спектре (101 КС-У), обнаруживающей работу реактивных и ракетных двигателей; квантовой (лазерной) локационной системы (101 КС-В), обнаруживающей цели и определяющей их координаты в оптическом диапазоне; многоканальной оптической прицельной системы (101 КС-Н), обеспечивающей применение оружия (главным образом по наземным целям). Все элементы комплекса БРЭО интегрированы между собой и с внешними источниками, комплекс обладает большой вычислительной мощностью и высокой автоматизацией, выполнен полностью на отечественной элементной базе, включая вычислительную часть.

Лётные характеристики ПАК ФА превосходят F-22. Хотя существующие на данном этапе двигатели уступают американским по тяге, даже они позволяют ПАК ФА иметь достаточную тяговооруженность и обеспечивают крейсерскую сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Маневренные возможности самолёта превосходят Раптор. Здесь сыграла роль не очень удачная конструкция F-22, которая продиктована требованиями технологии «стелс»: крыло имеет высокое индуктивное сопротивление, его плоские профили имеют плохие несущие свойства, что никак не компенсировано другими аэродинамическими решениями. Двигатели расположены близко друг к другу, что сделано для того, чтобы во фронтальной проекции лопатки компрессоров двигателей не засвечивались на радарах (воздушный канал изогнут от расположенных широко по бокам фюзеляжа воздухозаборников). Вкупе с необходимостью размещения четырёх внутренних отсеков вооружения, это сделало фюзеляж переразмеренным в районе центроплана. У ПАК ФА двигатели разнесены от продольной оси самолёта, что позволило придать всей конструкции несущие свойства, и увеличить «плечо» тяги при маневрировании. В добавок, это позволило сделать большой центральный отсек вооружения способный вместить оружие, недоступное Раптору из-за размеров отсеков. А для прикрытия компрессоров двигателей в гондолах с относительно прямым воздушным трактом, применено оригинальное решение - радар-блокер. Это устройство из композитного материала, имеющее искривлённые лопатки, которые пропускают воздушный поток, но закрывают от прямой радарной засветки сам компрессор. С точки зрения аэродинамики, такая конструкция очень не проста, поскольку искривлённые радар-блокером потоки воздуха должны быть синхронизированы с работой двигателя и не иметь возмущений и уплотнений, мешающих его работе на разных режимах. Однако выигрыш в данном случае будет не только в области радиолокационной заметности, но и в длине воздушного тракта, которая чем меньше, тем меньше «пустой» объем конструкции и соответственно, габариты и вес. Благодаря всем этим решениям, ПАК ФА имеет лучшие чем Раптор скорости разворота; лучшую управляемость в вертикальной и горизонтальной плоскости, как на сверхзвуке, так и на низких скоростях. Кроме того, разнесённые двигатели увеличивают живучесть самолёта, а возможность полёта с отказом или поражением одного из двигателей, обеспечивается их расположением относительно оси симметрии самолета в виде буквы «V»,благодаря чему вектор тяги будет проходить вблизи центра тяжести самолета.

В заключение нельзя не отметить лучшее вооружение отечественной машины. Его универсальность и разнообразие, позволяет применять ПАК ФА как ударный самолёт или истребитель, выбирая для любой из выбранных задач соответствующую номенклатуру вооружения и лётчиков, без ущерба возможностям.

Арсенал средств воздушного боя будет включать новые ракеты малой дальности (предположительно К-МД или изделие «300» МКБ «Вымпел»), которые будут оснащены матричной головкой самонаведения с возможностью распознавания цели (!), повышенной вдвое дальностью захвата, и автоматической корректировкой от БРЭО самолёта в полёте, которая нужна в случае срыва захвата, пуска вне видимости цели (стрельба «за спину») или смены приоритетной цели. Она также станет средством противоракетной обороны самолёта. Вместе с ней будет и более простая ракета, модернизация Р-73, продемонстрированная на последнем МАКСе, как РВВ-МД (это - изделие «760» того же «Вымпела»). Для неё возможен вариант не только с оптической головкой самонаведения, но и с радиолокационной 9Б-1103М диаметром 150-мм, разработки МНИИ «Агат». До сих пор создание активной РГСН для ракет малой дальности считалось невозможным технически, поскольку её габариты должны быть сравнимы с оптическими головками. Тем не менее, это удалось отечественным конструкторам.

На средней дальности, (около 100 км - для американцев это уже большая дальность) будет новая генерация РВВ-АЕ (Р-77) - РВВ-СД (К-77М или изделие «180»). Она имеет новую многорежимную активно-пассивную головку самонаведения, которая позволит наводить ракету на источники помех и излучающие РЛС; плоские рули вместо решетчатых, для удобства размещения в отсеке вооружения (маневренность сохранена благодаря газодинамическому управлению) и также коррекцию от БРЭО. На большой дальности (до 200 км.), есть даже несколько различных вариантов. Это и РВВ-БД (модернизированный вариант Р-37, которая в свою очередь – развитие Р-33 – «главного калибра» МиГ-31), и РВВ-ПД с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, и КС-172, разработки НПО «Новатор».

Арсенал для ударных функций, не менее впечатляющий. Корректируемые авиабомбы (КАБ) традиционных для нас калибров 500 и 1500 кг, дополнены новой, калибром 250 кг. Варианты наведения различные: инерциальное, спутниковое, телевизионное, тепловизионное, лазерное, пассивное радиолокационное, а так же варианты комбинированного. Практически такие же варианты наведения предусмотрены для новой ракеты малой дальности (до 40 км) Х-38М. Часто демонстрируемая на выставках противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ – это версия хорошо себя зарекомендовавшей Х-58, отличающаяся новой головкой самонаведения, увеличенной до 250-км дальностью пуска и складными рулями для размещения в отсеке вооружения. Ещё в 1992 году принята на вооружение противокорабельная версия этой ракеты, отличающаяся траекторией полёта, ГСН и БЧ. Можно предположить, что для ПАК ФА есть и такой её вариант. Сведений по новому более дальнему оружию ПАК ФА пока не открывают. Впрочем, он может применять почти все имеющиеся сейчас авиационные комплексы вооружения, хотя бы с внешней подвески, узлы которой отчетливо просматриваются даже на испытательных машинах (под крыльями и гондолами двигателей). Например, участвующие в проекте индийцы сообщали, что готовится облегченная до двух тонн версия противокорабельной ракеты «Брамос» (название отечественной версии – «Оникс», экспортное для третьих стран – «Яхонт»), специально для размещения на индийской версии ПАК ФА.

Сейчас проходит испытания третья машина, на которой уже установлена часть БРЭО (в частности, БРЛС). На четвёртом ПАК ФА, который взлетит в этом году, будет испытываться некоторое вооружение. На стадии начала сборки ещё два борта, впрочем, их облик может быть изменён по результатам проходящих испытаний.

Авиация всегда будоражила умы людей, а боевые истребители по праву считались венцом её развития. Сейчас, когда в мире вновь неспокойно, а многие политики всё чаще употребляют выражение «Вторая холодная война», интересно сравнить арсеналы потенциальных «друзей». Модное выражение «изделие пятого поколения» впервые появилось в боевой авиации. Давайте попробуем разобраться, что оно означает.

На самом деле термину уже очень много лет. Впервые военные и конструкторы СССР и США задумались о таком истребителе ещё в самом начале 1980-х годов. Основными признаками такого самолёта стали так называемые три «С»:

  • сверхманёвренность;
  • сверхмалая заметность;
  • сверхзвуковой полёт.

Фантомы холодной войны

Программы по созданию истребителей 5-го поколения практически одновременно стартовали в США и СССР. Ожидалось, что уже в 1990-е годы истребители поступят на вооружение военно-воздушных сил. Однако Советский Союз распался, и в 2000 году из-за отсутствия финансирования программа многофункционального фронтового истребителя (1.42) была заморожена и прекращена. Единственный построенный лётный образец –«изделие 1.44» – совершил всего два полёта и был законсервирован.

Параллельно в СССР, а затем в России велись работы над другим экспериментальным самолётом с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут» (по кодификации НАТО – Firkin). Истребитель планировалось оснастить самыми современными комплексами: бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) повышенной дальности обнаружения, РЛС заднего обзора, оптико-электронным комплексом, широкой номенклатурой вооружения для выполнения функций воздушного перехвата, поражения морских и наземных целей. С-37, также как и МиГ-1.44, оснащался двигателями АЛ-41Ф. Программа «Беркута» также не вышла дальше опытного образца, но послужила летающей платформой для проектирования нового самолёта 5-го поколения.


Истребитель F-22А

Тем временем США удалось серьёзно опередить российских разработчиков. В рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter) к 1990 году уже были готовы первые прототипы новых истребителей, создававшихся на конкурсной основе. По итогам тендера, в котором участвовали две пары прототипов, победителем стал проект компании Lockheed (ныне Lockheed Martin), в серии получивший обозначение F-22 Raptor. Контракт на производство двигателей был заключён с компанией «Pratt&Whitney», разработавшей изделие F119-PW-100.

Изначально планировалось построить девять предсерийных одноместных F-22A и два двухместных F-22B (от последних позже отказались). Во время лётных испытаний в 1992 году опытный образец потерпел катастрофу в ходе посадки на авиабазе Эдвардс. После этого в течение пяти лет в конструкцию истребителя вносились серьёзные изменения. Самолёт в окончательном облике был спроектирован к 1995 году, в середине которого началась сборка опытной машины, совершившей первый полёт 7 сентября 1997 года. Серийное производство «Рэпторов» началось в 2000 году, однако на вооружение ВВС США они стали поступать только спустя три года.

Дорогой и очень секретный

Программа F-22 оказалась одной из самой дорогостоящих в истории авиации. По оценкам специалистов, разработка и серийное производство значительно сокращённого количества самолётов (187 вместо изначально планировавшихся к закупке 750) составили 62 миллиарда долларов, или около 339 миллионов в расчёте на 1 серийный истребитель. В настоящий момент серийное производство самолётов завершено, и они состоят на вооружении 8 авиакрыльев ВВС США.


Сборочная линия F-22А (на текущий момент производство прекращено)

На сегодняшний день F-22А Raptor является единственным в мире серийным истребителем 5-го поколения, в котором реализованы перечисленные выше основные признаки самолётов этого типа. Кроме того, он характеризуется высокой автоматизацией процессов пилотирования, навигации, обнаружения цели и применения вооружения. Самолёт оснащён бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77. Основное вооружение размещается в трёх внутренних отсеках – 6 ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (от 50 до 100 км) в центральном подфюзеляжном отсеке и 2 ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder (до 30 км) в двух боковых отсеках.


Пуск авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM

Кроме того, машина имеет четыре точки подвеса под крыльями, которые могут использоваться для размещения внешних топливных баков и авиационных ракет. Однако данные варианты вооружения резко увеличивают заметность самолёта и значительно снижают его манёвренные качества.


Истребитель F-22А с открытыми отсеками вооружений

Облик F-22 сформировался ещё в годы холодной войны: его приоритетной задачей было завоевание превосходства в воздухе. Однако борьба с наземными целями и участие в локальных конфликтах стран третьего мира в число задач «Рэптора» тогда не входили. Применять на нём высокоточные боеприпасы типа JDAM начали только в 2005 году. В 2012 году ВВС США получило первый модернизированный самолёт F-22, обладавший улучшенными возможностями борьбы с наземными целями и вооружённый управляемыми бомбами малого калибра GBU-29 SDB (Small Diameter Bomb). Кроме того, в настоящее время он не способен применять новейшие модификации авиационных ракет класса «воздух-воздух»: малой дальности AIM-9X Sidewinder и средней дальности AIM-120 DAMRAAM (дальность поражения до 180 км). Эти типы ракет будут доступны для вооружения F-22 начиная с 2015 и 2018 годов соответственно.


Отработка применения авиационных ракет малой дальности AIM-9X

Учебное и боевое применение F -22

Учитывая секретность технологий, используемых в программе F-22, США долгое время не разрешали размещение истребителей за пределами страны. Только в 2007 году они впервые стали базироваться за рубежом – на острове Окинава (Япония). В 2014 году «японские» самолёты участвовали в учениях с Королевскими ВВС Малайзии, в составе которых находятся многофункциональные истребители поколения 4++ российского производства Су-30 МКМ (по кодификации НАТО – Flanker-C). В 2007 году истребители впервые осуществили перехват пары российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (по кодификации НАТО: Bear) у берегов Аляски.

Размещать F-22 на американских авиабазах на Ближнем Востоке сначала отказались. Однако уже в 2009 году самолёты появились в ОАЭ на базе AlDhafra. Сообщается, что в марте 2013 года истребитель перехватил иранский F-4 Phantom II, который, в свою очередь, пытался перехватить ударный БПЛА MQ-1 Predator, летевший вдоль побережья. По сообщениям прессы, только в сентябре 2014 года США приняли решение использовать F-22 для нанесения ударов по наземным позициям боевиков Исламского государства, расположенным на территории Сирии. В ходе этого рейда истребители примененили 1000-футовые бомбы, корректируемые по сигналам GPS. Однако применение столь дорогих самолётов в борьбе с повстанцами власти США сочли нецелесообразным.

Что же в России?

Как уже говорилось, по ряду причин (и в первую очередь в связи с распадом СССР) в России разработка истребителя 5-го поколения шла значительно медленнее. Однако это дало возможность переосмыслить цели и задачи программы, ведь 1990-е и 2000-е годы не прошли даром для российской авиационной промышленности. В этот период появились очень удачные многофункциональные истребители промежуточного поколения – 4++ Су-30МК (по кодификации НАТО – Flanker-C) в различных версиях. Они стали хитами экспортных поставок по всему миру и составляют основу ВВС Индии, Китая, Малайзии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии и других стран.


Су-35С (по кодификации НАТО – Flanker-Е+)

Как оказалось, залог успеха в современной авиации – это подходящая аэродинамическая платформа и современные бортовые РЛС вкупе с пилотажно-навигационными комплексами, а также мощные реактивные двигатели с всеракурсным изменением вектора тяги и широкой номенклатурой применяемого вооружения всех классов. Дальнейшим развитием этого направления стало появление истребителя Су-35С (по кодификации НАТО –Flanker-Е+), который создавался в интересах российских ВВС и должен быть основным многофункциональным истребителем до появления серийных самолётов 5-го поколения.

Долгострой сдвинулся с мертвой точки

Приняв во внимание сложные экономические условия, а также опыт и затраты США на создание F-22, Россия решила разрабатывать истребитель среднего класса – по своей размерности он должен был оказаться между лёгким МиГ-29 (по кодификации НАТО – Fulcrum) и тяжёлым Су-27 (по кодификации НАТО – Flanker). При этом отечественный истребитель должен превосходить все западные аналоги и обеспечивать разнообразие возможностей боевого применения. На основании этих требований в 2001 году был объявлен тендер на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Конкурс выиграла компания «Сухой» с проектом Т-50.


Первый полёт Т-50–1. Фото АХК «Сухой»

Постройка опытных образцов и подготовка серийного производства велась на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Свой первый полёт опытный Т-50 совершил в январе 2010 года. В настоящее время на испытаниях уже находятся 5 образцов. В 2014 году начались государственные испытания истребителя на полигоне Министерства обороны в Ахтубинске, где одновременно с лётчиками-испытателями к освоению машины приступили военные. По данным компании «Сухой», в рамках предварительных испытаний Т-50 были проведены оценки аэродинамических характеристик, показателей устойчивости и управляемости, динамической прочности, а также проверка функционирования комплекса бортового оборудования и систем самолёта.


Полёт пары Т-50. Фото АХК «Сухой»

Оборудование и вооружение Т-50

С лета 2012 года на двух самолётах проводятся испытания новейшей бортовой радиолокационной системы с АФАР, а также перспективного оптико-электронного комплекса обнаружения.


Опытный образец бортовой РЛС с АФАР на авиашоу МАКС-2009

Уже отрабатываются дозаправка самолёта в воздухе и режим сверхманёвренности. В качестве основного двигателя для Т-50 планируется использовать новое изделие «117», которое будет обладать более высокими характеристиками, чем созданный ранее двигатель АЛ-41Ф.


Двигатель АЛ-41Ф1

В отличие от F-22, российский истребитель пятого поколения с самого начала будет многофункциональным. На Т-50 в бортовую РЛС будет интегрирована оптико-электронная система, которой до сих пор нет на американском аналоге. На Т-50 планируется гораздо более широкая номенклатура средств поражения. В качестве оружия воздушного боя Т-50 будет нести несколько ракет РВВ (по кодификации НАТО – AA-12 Adder) в модификациях малой, средней и большой дальности. Причём последняя способна поражать вражеские самолёты на расстоянии до 200 км – по крайней мере, об этом сообщают рекламные материалы на МАКС-2013. Аналогов ей в мире сегодня не существует.


Авиационная ракета большой дальности РВВ-БД

На выставках демонстрировались и ракеты класса «воздух-земля», которыми может быть вооружён новый истребитель. Одной из подобных, возможно, станет новая авиационная ракета Х-38МЭ (по кодификации НАТО – AA-11 Archer). Она спроектирована по модульному принципу, который позволяет использовать разные комбинированные системы наведения. Последние могут включать в себя инерциальную систему и варианты конечного точного наведения – на основе головок самонаведения (лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа) или спутниковой навигации. В зависимости от модификации ракета оснащается осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боевой частью.

Ожидается, что первые серийные истребители Т-50 начнут поступать на вооружение российских ВВС уже в 2016 году, а до 2020 года их количество возрастёт до 55 единиц.


Полёт трёх Т-50 во время МАКС-2013

Т-50 vs F -22 Raptor

Хотя российский истребитель 5-го поколения несколько запоздал, в итоге он может существенно превосходить американский аналог. Попробуем подвести итоги сравнения двух машин.

Соотношение цены и качества

Американский самолёт проектировался в годы холодной войны и, как показало время, оказался невостребованным и очень дорогим. Отставание от США Россия использовала с умом – были оценены опыт создания F-22, его эксплуатация и возможности. ПАК ФА будет многофункциональным истребителем с широким спектром решаемых задач.

Манёвренность

Чрезмерно увлекшись стремлением к малозаметности, США создали летательные аппараты, неспособные к сверхманёвренности и плохо приспособленные для ведения ближнего боя. Опытный образец Т-50 публично демонстрирует фигуры высшего пилотажа, а в полной конфигурации с базовыми всеракурсными двигателями покажет настоящую сверхманёвренность.


Господство в воздухе и на земле

F-22 планировался как истребитель завоевания превосходства в воздухе с применением ракет только класса «воздух-воздух» с предельно дальних и средних дистанций. Использование его в качестве носителя высокоточного оружия для поражения наземных целей стало возможным значительно позже. При этом F-22 может применять крайне ограниченный набор вооружения с наведением по сигналам GPS. Отсутствие собственной оптико-электронной системы не позволяет использовать более широкий спектр ракет и управляемых бомб.

Т-50 будет иметь сразу все возможности по поражению воздушных и наземных целей, в том числе таких специфических, как РЛС ПВО противника, тогда как американская противорадиолокационная ракета HARM не проходит по габаритам внутреннего отсека вооружений F-22. Наличие режимов сверхманёвренности и эффективных ракет малой дальности типа РВВ-МД даст Т-50 преимущество в ближнем манёвренном бою. Обладание же ракетами сверхбольшой дальности РВВ-БД позволит Т-50 поражать противника на дистанции, на которой он не сможет ответить.


В заключение приведём цитату человека, которого вряд ли можно заподозрить в предвзятости. «Данные анализа, которые я видел по ПАК ФА, указывают, что у самолёта довольно сложная конструкция, которая по меньшей мере не уступает, а по мнению ряда экспертов, даже превосходит американские самолёты пятого поколения», – сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS