Реклама

Главная - Технологии 
Как читать рентгеновские снимки легких, позвоночника, пазух носа. Чтение рентгеновских снимков – особенности

Сподвиг меня написать для начинающих о том, что же такое EXIF и какие его полезные применения существуют

EXIF (от англ. Exchangeable Image File Format) — это формат, который позволят включать в себя дополнительную информацию (метаданные) о фотографии, так например, производитель камеры, модель, когда и при каких условиях был сделан снимок, и даже сработала ли при этом вспышка или нет.

EXIF любого снимка можно посмотреть как в фоторедакторах, как Photoshop, смотрелках как ACDSee или даже в Windows. Давайте, рассмотрим, как посмотреть EXIF данные фотографии в каждой из этих программ.

1. Самый простой вариант — посмотреть EXIF фотографии в Windows . Щелкаете правой кнопкой мышки на фотографии и открываете меню Properties, далее Details. Вот пример EXIF данные одной из моих фотографий:

Так можно увидеть параметры съемки — значение , фокусное расстояние, время и дату съемки и много другой информации. Помимо этого, внизу есть строка «Remove Properties and Personal Information», щелкнув на которой вы получите возможность удалить все EXIF данные или некоторые по выбору, но об этом позднее.

2. В ACDSee также просто можно посмотреть EXIF фотографии . Открываете фото в режиме просмотра (View) и нажимаете Alt+Enter или заходите в пункт меню File->Properties. Слева появится панелька, внизу которой необходимо выбрать вкладку EXIF и перед вами откроется вся информация о фото.


3. В Фотошопе EXIF фотографии можно посмотреть, нажав Alt+Shift+Ctrl+I или пройдя в меню File->File Info, и дальше выбрав вкладку Camera Data.

Без наличия специальной подготовки, не просто. Существует несколько школ, подходы к описанию рентгенограмм у которых отличаются. Наиболее популярной среди врачей-рентгенологов считается Ленинградская тактика. Еще с советских времен ее представители считались одними из лучших лучевых специалистов. На основе их учения подготовлена данная статья.

Как быстро разобраться в рентгенограмме

Быстро разбираться в рентгеновских снимках сможет каждый читатель, который не пожалеет для нас драгоценного времени.

Рентгенограмма представляет собой суммарное изображение анатомических структур, через которые проходят рентгеновские лучи. Степень поглощения их тканями разная, поэтому рентген-снимок состоит из черно-белых оттенков различной интенсивности (см. рисунок).

Яркость на рентгенограмме различных анатомических структур (по Матиасу Хоферу)

Органы и ткани представлены скоплением теней и просветлений различной интенсивности, к которым должен «привыкнуть» глаз рентгенолога (радиолога).

Чтение рентгеновских снимков легких

Чтобы читать рентген-снимки легких, изучить следует структурные элементы грудной клетки: легочные поля, средостение и костный остов. При подготовке врачей-рентгенологов в Ленинградской школе профессора применяли практический подход и рекомендовали врачу на начальных этапах смотреть максимальное количество нормальных снимков . Затем они должны были на ощупь определить, какой анатомический элемент скелета у них в руках. Только через несколько месяцев можно было приступать к изучению рентгенологических синдромов. В ускоренном курсе обучения предлагаем изучить структурные составляющие рентгенограммы органов грудной клетки по схеме (см. рисунок).


Схема чтения рентген-снимка легких и схематическая рентгеноанатомия (по Хоферу), где 23 – ключицы, 27 – лопатки, 26 – позвоночник, 22b – ребра. Темные участки справа и слева грудной клетки – легочные поля (в них при патологии появляются белые участки)

На вышеприведенном рисунке под номером 26 изображен . На рентгеновском снимке он представлен интенсивными тенями позвонков, между которыми светлые участки – межпозвонковые диски, которые имеют хрящевую структуру, поэтому не поглощают рентгеновские лучи. При патологических изменениях вертикальная ось может:

  • отклоняться в сторону (сколиоз);
  • «обрастать» костными шипами (спондилез);
  • иметь уменьшенную высоту межпозвонковых щелей (остеохондроз).

При заболеваниях прослеживается также уменьшение интенсивности позвонков (остеопороз, гемангиома).

Учимся описывать рентген-снимки пазух носа

Описать рентген-снимки пазух носа при (воспалительное скопление жидкости) любой человек может самостоятельно, если изучит рентгеновские синдромы заболевания. Достаточно запомнить нормальную интенсивность просветлений, образованных лобными и верхнечелюстными пазухами носа, чтобы научиться определять на рентгенограмме гайморит или кисты (полостные образования, наполненные жидкостью).

Рентгенограмма придаточных пазух носа. Стрелками обозначены верхнечелюстные (гайморовы) и лобные пазухи
Фрагмент рентгенограммы показывает, как выявлять двусторонний гайморит

Если сравнить рисунок 2 с предыдущим, можно обнаружить интенсивные затемнения (белого цвета) в проекции обеих верхнечелюстных пазух на фоне двустороннего гайморита. Они образованы скоплением жидкости.

Подведем итог: легко читать рентгеновские изображения легких, и даже зубов можно лишь после изучения рентгеноанатомии областей исследования в норме. Так советуют представители Ленинградской школы рентгенологов, и мы с ними согласны. Для определения на снимках переломов требуется практический опыт.

Фотографии способны рассказывать истории наравне с текстами, созданными на естественном языке, быть инструментом и объектом социального исследования. Представленный курс позволит овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

О курсе

Курс предполагает последовательное освоение девяти тематически взаимосвязанных модулей. Представленный теоретический материал и выполнение практических заданий позволят овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

Формат

Еженедельные занятия предполагают просмотр видео-лекций и других материалов с вопросами на самопроверку, а также выполнение тестовых и творческих заданий.

В курсе предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому разделу и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

Информационные ресурсы

  1. Банников К. Социальная фотосессия // Социальная реальность. 2008. № 8-10. С. 108-116.
  2. Барабанщиков В.А., Ананьева К.И., Харитонов В.Н. Организация движений глаз при восприятии изображений лица // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 2. С. 31–60.
  3. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.
  4. Барт Р. Риторика образа // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С. 297-318.
  5. Барт Р. Camera Lucida. M.: Ad Marginem, 1997.
  6. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания, IX (2/96). С. 521-559.
  7. Богданова Н. М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Том XV. № 2 (61). С. 98 – 113.
  8. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии.//INTER. – 2007. - № 4. С. 13-32.
  9. Воронкова Л. «Социологические выставки»: визуальные презентации в социальных кругах» //Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – 296с.
  10. Гомбрих Э. История искусства. – М.: Изд-во АСТ, 1998. – 688 с.
  11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д.Ковалёва. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
  12. Зонтаг С. О фотографии. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013.
  13. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 3-14.
  14. Круткин В. Л. Фоторепортаж как источник социологической информации // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 65-76.
  15. Лапин А. Фотография как… Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 296 с.
  16. Лишаев С. А. Помнить фотографией. – СПб.: Алетейя, 2012. – 140 с.
  17. Михалкович О.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989. – 296 с.
  18. Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический Проект, 1999. С. 43 -57.
  19. Пауэлс Л. Репрезентируя движущуюся культуру // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 37-63.
  20. Петровская Е. Антифотография. – М.: «Три квадрата», 2003. – 112 с.
  21. Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2008.
  22. Харпер Д. Фотовыявление: истоки, развитие, темы и формы / Пер. с англ. и вступительное слово Н. М. Богдановой // Социологический журнал. 2013 №3. С. 16-42.
  23. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник /пер. пол. Н. В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с. + 32 с. цв. Ил.
  24. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир / Пер. с англ. Вильнюс: ЕГУ, 2010.
  25. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
  26. Ball M. S., Smith G. W. H. Analyzing visual data. London: Sage. 1992.
  27. Banks M. Visual methods in social research. London: Sage, 2001.
  28. Becker, H. S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It"s (Almost) All a Matter of Context. // Visual Sociology 10 (1-2), 5-14.
  29. Bolton A., Pole C. and Mizen P. Picture This: Researching Child Workers/ Sociology, Vol. 35,No. 2,pp. 501–518.
  30. Cheatwood D., Stasz C. Visual Visual Sociology // Images of information. Still photography in the social sciences. Ed. by J. Wagner. Beverly Hills: Sage, 1979. P. 301–308.
  31. Hall S. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices/ Edited by Stuart Hall. Sage Publication. London. Thousand Oaks/ New Delhi/ The Open University, 1997.
  32. Harper D.A. Visual sociology. New York: Routledge, 2012.
  33. Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Routledge, 2001.

Требования

Полное среднее образование, бытовое знакомство с фотографией и базовые навыки владения фотокамерой.

Программа курса

Модуль 1. Фотография и язык. Фотография как текст, или Зачем нужна «визуальная грамотность». Как «говорит» фотография, или Истории в картинках. Четыре агента фотописьма и фотографическое приключение. Где рождается смысл: текст и контекст. «Чтение» фотографии: от узнавания до понимания.

Модуль 2. Восприятие фотографии: время и пространство, статика и динамика. Фотография как образ прошлого, или Что значит «помнить фотографией». Время и пространство фотографии. Геометрия фотографии, или Куда приводят углы. Движение в статике фотографии.

Модуль 3. Фотография и общество. История человека в фотографии. Фотография: реальность или вымысел. Фотография как «зеркало» и «идеализатор поведения». Фотоконструкция образа «Я». Жажда жанра.

Модуль 4. Прикладные возможности фотографии в науке. Интеграция фотографии и науки. Назначение фотографии в науке. Партнёрская работа с фотографией. Визуальные методы обратной связи: фотовыявление. Визуальные методы обратной связи: фотоотклик. Фотография и маркетинг: как картинки заставляют нас покупать.

Модуль 5. Практика создания фотографии в целях исследования. Как и зачем фотографировать, если ты не фотограф, а исследователь. Как развить визуальное воображение. Этика работы с фотографией: «вхождение» VS «вторжение». Что такое «портрет с окружением». Три ошибки фотографирующего исследователя.

Модуль 6. Практика анализа фотографии. Секвенционная интерпретация Р. Брекнер. Семиотическая и структурная интерпретация. Герменевтическая и дискурсивная интерпретация. Иконография и иконология Э.Панофского. Контент-анализ фотографии: за и против. Комплексный подход к анализу фотографии.

Модуль 7. Предметное поле фотографических исследований. (Авто)биография и фотография в семейном альбоме. Фотография в исследованиях городского пространства. Идеологичность видения в фокусе фотокамеры. Мода, красота и телесность в зеркале фотографии. Фотография в СМИ: функции и возможности.

Модуль 8. От фотографии к киноплёнке. Кино аттракционов и первые оптические приборы. Фотография как застывший кадр. Фотография как основание природы фильма З. Кракауэра.

Модуль 9. Фотографирование само по себе. К вопросу о мотивах фотосъёмки. Туристическая фотография. Фотография в обрядах перехода. Мобилография, вернакулярная фотография и социальные сети. Фотография как повседневное искусство.

Модуль 10. Итоговое тестирование.

Результаты обучения

  • оперировать основными понятиями визуалистики и теории зрительного восприятия плоского изображения;
  • выделять и оценивать роли отдельных агентов фотографических практик;
  • выбирать наиболее релевантные подходы к анализу визуальных данных;
  • самостоятельно проводить анализ фотографии;
  • проблематизировать и объяснять визуальные проявления социальной жизни;
  • создавать собственные информативные визуальные тексты;
  • выстраивать ряд фотографий в связный и последовательный визуальный нарратив.

Формируемые компетенции

  • Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1 ФГОС ВПО)
  • Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-2 ФГОС ВПО)
  • Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6 ФГОС ВПО)
  • Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 ФГОС ВПО)
  • Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность презентовать результаты собственных фундаментальных и прикладных исследований с использованием современной аппаратуры и учетом особенностей потенциальной аудитории (ОК-42 ФГОС ВПО)
  • Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-1 ФГОС ВПО)
  • Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 ФГОС ВПО)
  • Способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9 ФГОС ВПО)

Магнитно-резонансная томография (МРТ) - метод исследования с использованием магнитного поля и компьютера для получения подробных изображений структуры мозга, позвоночника, костей и тканей, поэтому этот способ диагностики очень важен для врачей. В большинстве медицинских центров пациенту выдают диск или флеш-карту с записью МРТ - обычно об этом даже не нужно просить. Конечно, диагноз будет ставить врач, но вы можете и сами посмотреть диск дома, правда, не стоит делать никаких выводов, не обсудив это с врачом.

Шаги

    Вставьте диск в дисковод компьютера. Обычно после обследования пациенту везде выдают диски. Делается это для того, чтобы у человека была возможность показать запись врачу, но никто не запрещает вам посмотреть диск самостоятельно дома, поэтому для начала вставьте диск в компьютер.

    Если программа загрузится автоматически, следуйте инструкциям на экране. Если вам повезет, при загрузке диска программа запустится сама. Тогда вам останется только нажимать на соответствующие кнопки. Обычно в этом нет ничего сложного: "да", "нет", "применить", "отменить".

    При необходимости установите программу для просмотра МРТ. Если программа не открылась автоматически, обычно на диске с записью можно найти файл для установки приложения. Откройте диск, посмотрите, какие на нем есть файлы, найдите установщик и запустите его. Конкретная последовательность действий зависит от того, какую программу вам записали.

    Просмотрите все изображения. Обычно в программах для просмотра МРТ с одной стороны экрана есть большая черная область, а с другой - панель инструментов. Если вы видите изображения предпросмотра в панели инструментов, дважды кликните по нужному изображению. Оно откроется в большой черной области.

    • Не спешите. Может показаться, что снимков мало, но на самом деле в каждом исследовании содержится огромное количество информации, поэтому ваш компьютер может не сразу загрузить изображение.

    Интерпретация исследования

    1. Узнайте, какими способами можно просматривать снимки. Когда МРТ загрузится, если вам повезет, вы сразу поймете, что перед вами. Однако очень часто на снимке будет лишь совершенно непонятная смесь из черного, белого и серого. Понимание того, как делается МРТ, поможет вам прочитать снимок. Есть три плоскости, в которых просматривают органы при МРТ:

      • Саггитальная . Обычно такие снимки проще всего интерпретировать. Саггитальный просмотр - это просмотр органов или тканей сбоку или в профиль. Изображение представляет собой вертикальный разрез в двусторонней симметрии.
      • Корональная . Это фронтальная плоскость. Вы рассматриваете органы человека, который словно стоит лицом к камере.
      • Поперечная . Как правило, с этой плоскостью работать непрофессионалам сложнее всего. Эта плоскость словно нарезает тело на мелкие горизонтальные полоски.
    2. Обратите внимание на контраст. МРТ - это черно-белая запись, поэтому иногда сложно понять, где находится какой орган. Поскольку здесь нет цвета, ориентироваться надо будет по контрасту. К счастью, разные ткани по-разному отображаются на снимке, поэтому вы сможете рассмотреть контраст на их стыке.

      Выберите подходящий режим просмотра. Программы для просмотра МРТ часто умеют показывать более одного изображения за раз. Благодаря этому врачам проще сравнивать разные проекции одной и той же области или даже снимки, сделанные в разное время. Непрофессионалу лучше выбрать режим, при котором будет показываться только одно изображение за раз, и просматривать снимки последовательно. Тем не менее, в программе должна быть кнопка, позволяющая показывать 2, 4 и более снимков одновременно, поэтому не бойтесь ее нажимать.

      Нажмите на специальную линию, чтобы увидеть, где пересекаются проекции. Если вы решите открыть изображение с пересекающимися проекциями, вы увидите особую прямую линию, пересекающую изображение. Она бывает не на всех записях. Если на вашей ее нет, на втором снимке будет показано, где находится область пересечения. Вы сможете смещать линию к центру, направо и налево. Это позволит рассмотреть органы под другим углом.

      • Линия также укажет, с какой стороны был сделан снимок. К примеру, если бы МРТ был снимком обычного предмета (к примеру, дерева), линия указала бы вам на то, откуда была направлена камера: сверху с самолета, из окна второго этажа или с земли.
    3. Перетяните линию, чтобы рассмотреть разные области на снимке. Это позволит вам перемещаться внутри изображения. Снимок будет автоматически менять проекцию.

      • К примеру, если вы рассматриваете изображение позвоночника в саггитальной плоскости и также загрузили область с пересекающимися плоскостями, двигая линию, вы сможете изучить позвонки как сверху, так и снизу. Этот инструмент особенно полезен для диагностирования грыжи межпозвоночных дисков.

    Анализ органов

    1. Ищите несимметричные участки. В целом, тело симметрично. Если на снимке вы заметили светлый или темный участок, которого нет с другой стороны, это может быть причиной для беспокойства. Если в части тела есть повторяющиеся фрагменты, их отсутствие с другой стороны также может указывать на проблему.

      • Примером второго случая служит грыжа межпозвоночных дисков. Позвоночник состоит из разных позвонков, которые располагаются друг на другом. Между ними есть диск, наполненный жидкостью. Когда диск надламывается, жидкость вытекает, в результате чего образуется грыжа. Из-за давления на нервные окончания в позвоночнике появляется боль. Все это можно увидеть на МРТ позвоночника: там будет длинная цепь здоровых позвонков и один очень заметный позвонок.
    2. Изучите структуру позвонков, если вы рассматриваете МРТ позвоночника. МРТ позвоночника прочитать едва ли не проще всего остального (особенно в саггитальной проекции). Поищите нарушения в расположении позвонков или межпозвоночных дисков. Если хотя бы один будет не не своем месте (как в примере выше), это может стать источником сильной боли.

      • За позвоночником в саггитальной проекции вы увидите что-то белое, похожее на веревку. Это спинной мозг, который связан со всеми нервными окончаниями в организме. Поищите участки, где позвонки или диски прижимают спинной мозг. Поскольку нервные окончания очень чувствительные, даже небольшое давление приводит к боли.
    3. Используйте горизонтальную проекцию при просмотре МРТ мозга. МРТ тканей мозга используется для диагностики опухолей мозга, нагноений и других заболеваний мозга. Проще всего рассмотреть их в горизонтальной проекции, спускаясь сверху вниз. Ищите несимметричные участки. Светлое или темное пятно, которого нет с другой стороны, может стать причиной для беспокойства.

      Если вы просматриваете МРТ колена, ищите отличия в снимках двух коленных чашечек. Сравните снимок здорового колена в корональной проекции со снимком травмированного колена, и вы найдете проблему. МРТ колена часто делают для диагностики следующих заболеваний и травм:

      • Остеоартрит . На снимке расстояние между суставами будет меньше, чем должно быть. Может быть заметно образование костного нароста.
      • Разрыв связок . На снимке расстояние между суставами будет больше, чем должно быть. Пазуха может наполняться жидкостью, которая будет отображаться белым или светло-серым. Может быть виден сам разрыв.
      • Разрыв мениска . На снимке расстояние между суставами будет ненормальным. Будут видны темные участки, направленные внутрь, с любой стороны сустава.
    4. Не ставьте себе диагноз сами на основании просмотра МРТ. Повторим снова: если вы увидите что-то, в чем вы не уверены, не предполагайте, что у вас тяжелое заболевание, не показав запись врачу. У непрофессионалов нет нужных знаний и опыта в интерпретации снимков, поэтому если сомневаетесь, обратитесь за помощью к врачу.

Когда цифровая эра добралась до фотографии, она принесла с собой множество преимуществ для фотографов: создание огромного количества фотографий без увеличения стоимости, как в случае с пленкой. Мы можем видеть сделанный кадр сразу после съемки, мы можем изменять ISO после каждого кадра, в пленочной фотографии для этого нужно было поменять пленку. Но одним из самых важных преимуществ цифровой фотографии является то, что поначалу пугает многих начинающих фотографов и это гистограмма .

Но нет причин избегать ее - на самом деле гистограмму довольно легко использовать, но как только вы поймете, как она работает. Гистограмма - это просто графическое представление тонального диапазона вашей фотографии, которое поможет вам оценить экспозицию.

В эру пленочной фотографии нам приходилось ждать пока мы проявим пленку, чтобы точно знать, получилось ли у нас хорошая фотография или нет. Теперь, используя гистограмму, эта информация у вас под рукой.

Как прочитать гистограмму?

Это легко: На горизонтальной оси графика гистограммы отображается яркость оттенков на фотографии. За самые темные оттенки отвечает ее левая часть, за самые светлые правая часть, а за оттенки средней яркости или как их иначе называют полутона отвечает центральная часть. На вертикальной оси отображается сколько пикселей такой яркости есть на фотографии, чем выше пик на графике, тем больше пикселей

Самое важное, что нужно знать о гистограмме это то что если пик прикоснулся к правому краю графика, то у нас проблема с фотографией. Это большая часть вашего изображения пересвечена или даже полностью белая, без каких-либо деталей в светлых участках. И самая большая проблема заключается в том, что область, которая пересвечена, не содержит данных вообще, поэтому вы не сможете ничего сделать даже при пост-обработке и даже если вы снимали в формате RAW. Это применимо только в том случае, если пик касается края графика. Если это пик перед краем, все в порядке.

Если пик касается левого края, это означает, что часть вашего изображения полностью черная. Вы можете использовать компенсацию экспозиции в плюс, чтобы скорректировать свой следующий снимок. Но если вы сейчас заняты ночной съемкой, например, звездного неба, то это вполне “здоровая” гистограмма для такого случая.

Нет такой вещи, как идеальная гистограмма. Это просто графическое представление тонального диапазона в вашем изображении. Вы должны, как художник, решать, что делать с этой информацией. Наличие большого количества темных или светлых участков (при условии, что нет пересветов и недосветов) не обязательно плохо.

Давайте рассмотрим некоторые примеры того, как будут выглядеть гистограммы для разных типов фотографий.

Примеры гистограмм

Сцена, снятая в “высоком ключе”

Когда вы снимаете в высоком ключе, то снимок будет иметь много светлых тонов, и мало средних и темных тонов. Когда вы хотите сфотографировать сцену в высоком ключе, ваша гистограмма должна быть смещена вправо - но чтобы пик графика не касался правого края. Если вы хотели сделать снимок в высоком ключе, но ваша гистограмма показывает много оттенков в середине графика, ваши светлые тона на снимке, вероятно, будут выглядеть более серыми, чем вы хотели бы.

Пеликаны в Салтонском море, Калифорния

Сцена в высоком ключе

Гистограмма для изображения выше показывает преобладание светлых тонов

Сцена в низком ключе

Сцена в низком ключе – это темна сцена, которую вы получаете при фотосъемке ночью. В этом случае ваша график гистограммы будет смещен влево. Так же у вас может быть пик у левого края, который указывает на наличие самых темных областей

Подобная сцена будет иметь график смещенный к левой стороне.

Гистограмма для фотографии выше показывает темную сцену.

Высококонтрастная сцена

Высококонтрастная сцена - это та, где много очень темных и очень ярких тонов, и, возможно, не так много средних тонов. В этом случае на вашей гистограмме будут подъемы слева и справа, а посередине будет либо провал, либо ровный график.

Высококонтрастная сцена. Экстремальные светлые и экстремальные темные тона и совсем немного средних тонов.

Гистограмма высококонтрастной сцены выше.

Низкоконтрастная сцена

Низкоконтрастная сцена (в тональном плане) имеет средних тонов, и довольно мало светлых тонов. Гистограмма такого снимка будет иметь форму колокола. Обратите внимание, в тональном плане это низкоконтрастная сцена, а в цветовом высоконтратснаяJ

Опять же, вам как художнику решать, что делать с этой информацией, использовать ее или нет. Это просто еще один инструмент в вашем арсенале, чтобы помочь вам превратить свое художественное видение в отличные снимки.

Если вы не довольны гистограммой снимка, то используйте компенсацию экспозиции. С ее помощью вы сможете скорректировать экспозицию, сделав изображение темнее или светлее. Или вы можете повлиять на освещенность сцены другим способом, используя вспышку, отражатель или рассеиватель. Выбор за вами.

Понимание цветовой гистограммы

Вы, наверное, заметили в приведенных выше примерах, что гистограмма не только отображает яркость в оттенках серого, но также показывает цвета. Да, можно пересветить или недосветить цвет! Случается, что есть какой-то цвет, который выходит очень ярким на фото, и иногда этот цвет может быть настолько насыщенным, что вы теряете в нем детали. Обычно это происходит с красными цветами, например.

Как бороться с этим? Самый простой способ, это слегка обесцветить именно этот цвет при пост-обработке, чтобы вернуть часть деталей в лепестках цветка. Гистограмма выше показывает увеличение красных тонов в зоне светлых тонов.

Когда использовать гистограмму

Непосредственно во время съемки вы можете использовать гистограмму в сочетании с режимом Live View (при работе с зеркальной камерой), чтобы увидеть ее, прежде чем сделать снимок (или просто включить отображение гистограммы на ЖК экране, если у вас беззеркальная камера). Вы также можете посмотреть гистограмму после тога как сделали снимок. В любом случае, важно, чтобы вы использовали гистограмму, чтобы проконтролировать правильность выставленной экспозиции, пока вы находитесь на съемке “в полях”. Таким образом, у вас будет возможность переснять кадр пока вы находитесь на нужной локации.

Не стоит полагаться только лишь на визуальный осмотр снятой фотографии на ЖК экране камеры, чтобы оценить правильность экспозиции, включите гистограмму. Это нужно делать потому, что яркость вашего ЖК-дисплея не имеет ничего общего с яркостью вашего фотоснимка.

Гистограмма также доступна вам при последующей обработке фотографий в любом графическом редакторе. Используйте ее, чтобы увидеть, какие настройки необходимо подкорректировать, чтобы не получить слишком яркие или слишком темные области на снимке при обработке.

Надеюсь, это даст вам лучшее представление о том, как использовать этот удобный инструмент. Если у вас есть вопросы о гистограмме, пишите их в комментариях.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS