Реклама

Главная - Услуги населению
Котину жозефу яковлевичу присвоено ученое звание профессор. Смотреть что такое "Котин, Жозеф Яковлевич" в других словарях

Южный Урал в годы Великой Отечественной войны стал одним из самых крупных центром танковой промышленности Советского Союза и стал известен и в нашей стране, и во всем мире как Танкоград.

« Среди названий славных и наград,

Которыми особенно гордятся,

Есть огненное слово: Танкоград,

Есть боевое званье: Танкоградцы!

И в этом пути, где год сменяет год,

Где для волненья годы не преграды,

Хранит в сердцах и памяти народ

Неугасимый подвиг Танкограда! »

Ефим Ховив

«Сердцем» Танкограда в 1941 годом стал Челябинский тракторный завод. Осенью этого же года года на ЧТЗ стало прибывать оборудование с промышленных предприятий СССР: Ленинградского Кировского и Харьковского завода дизельных моторов.

Возглавил объединение этих заводов Исаак Моисеевич Зальцман.

Непосредственно эвакуацией заводов на Урал в первые месяцы войны занимался заместитель Народного комиссара танковой промышленности, главный конструктор наркомата танковой промышленности и главным конструктором танкового производства в Челябинске Жозеф Яковлевич Котин.

Жозефу Котину, Исааку Зальцману и другим прославленным инженерам и конструкторам суждено было стать легендами Танкогограда.

Кто же он легендарный конструктор Танкограда Жозеф Котин? О нем нам расскажет Михаил Скрябин, главный библиограф библиотеки №32 им.М.Горького.


Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1908 года на Украине в городе Павлограде в рабочей семье. Он начал трудовую деятельность учеником слесаря на заводе «Труд» в Харькове. Затем Котин поступил учиться в Харьковский политехнический институт, оттуда на третьем курсе в августе 1929 года он был переведен в Ленинградскую Военно-техническую академию им. Дзержинского. После ее окончания в 1931 году Жозеф Котин остался работать в академии в должности военного инженера-конструктора.

Дом на Кронверкской улице в Ленинграде, в котором жил Ж. Я. Котин

Еще во время учебы в Ленинградской Военно-технической академией им. Дзержинского Котин знакомится со своей будущей женой, студенткой того же вуза Анастасией Поклоновой. Вскоре они поженились. В 1935 году в семье Котиных родился сын Феликс.

Анастасия Петровна Поклонова — жена Ж.Котина
Жозеф Котин и Анастасия Поклонова

Анастасия Петровна Поклонова стала одной из первых советских женщин-танкистов. В годы Великой Отечественной войны она работала военпредом на Челябинском Кировском заводе.

А. П. Поклонова - военпред Челябинского Кировского завода

В середине 30-х годов карьера Жозефа Котина не стоит на месте. В 1937 году он становится главным конструктором СКБ-2 Кировского завода. Его задачей стало проектирование и разработка новых тяжёлых танков КВ («Клим Ворошилов»). Первый образец этого танка был изготовлен в сентябре 1939 года, а уже через несколько месяцев в декабре был принят на вооружение Красной Армии.

В 1940-1941 годах конструкторское бюро Жозефа Яковлевич Котина разрабатывает вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50.

Началась Великая Отечественная война, возникла необходимость в массовом производстве танков. Между тем, обстановка в Ленинграде все более накалялась. Фашисты стали бомбить город постоянно и методично. Вот тогда и было принято решение об эвукуации танкового производства на Урал.

6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомата танковой промышленности (ЧКЗ).

Ж. Я. Котин дает пояснения о конструкции боевой машины Маршалу Советского Союза В. И. Чуйкову.

Жорес Яковлевич Котин, возглавивший конструкторский коллектив Челябинского Кировского завода, принялся за разработку тяжелых танков КВ-1С, КВ-16, КВ-85. Его КБ занялся также разработкой тяжелого танка с установкой нескольких орудий в невращающейся башне КВ-7, огнеметного танка КВ-8 и тяжелого танка, вооруженного гаубицой калибра 122 мм КВ-9.

19 сентября 1941 г. Жозефу Яковлевичу Котину за выдающиеся заслуги в создании и освоении производства тяжелых танков в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Следующее «детище» конструкторского бюро Ж. Я. Котина – первая серийная советская самоходная установка СУ-122. Она была сразу принята на вооружение. Самоходные установки пришлись по душе танкистам за отличную проходимость и безотказность в работе. А затем были созданы самоходные артиллерийской установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. Все это непрерывным потоком шло на фронт.

"Броню и железо, свинец и литье

Везут по дорогам, рожденным войною.

Страна моя, мать моя, сердце мое,

Я слышу дыханье твое за спиною,

Заботу, привет согревающий твой,

Я чувствую в каждом движенье и взгляде,

В письме и посылке моей фронтовой,

В челябинском танке, в уральском снаряде".

Михаил Матусовский

В 1943 г.оду Ж. Я. Котин назначен директором специального Опытного завода № 100 на базе опытного завода ЧТЗ и Харьковского станкостроительного завода им. Молотова.

Жозеф Котин и его КБ приняли участие в создании более совершенного тяжелого танка чем КВ — танка ИС (Иосиф Сталин). Они превосходили немецкие танки по таким параметрам, как огневая мощь, защита и подвижность. Осенью 1943 года тяжелые танки ИС поступили в серийное производство и были приняты на вооружение Красной Армии. Танк ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой стал самым мощным танком 2-й мировой войны и стал основным в гвардейских тяжелых танковых полках прорыва.

Ж. Я. Котин на испытаниях тяжелого танка ИС

— Наш тяжелый танк — это машина, способная прогрызать любую немецкую оборону на танкодоступной местности, — говорил Ж. Я.Котин

За создание тяжелых танков ИС Котину была присвоена ученая степень доктора технических наук, кроме того в 1942 году Котину было присвоено воинское звание «генерал-майор технических войск, а в 1944 году – звание «генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы».

А 5 августа 1944 г. за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых танков и артиллерийских самоходных установок Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина был награжден орденом Ленина.

Без этой страницы истории

России могло бы – не быть.

Отцы становились героями,

Чтоб внукам и правнукам – Жить!

Их подвиг – во имя Отечества,

Во имя Счастливого дня.

Спасла от чумы – человечество

Их танков святая броня!

Нина Пикулева

В 1945 году Жозеф Котин и его жена Анастасия отмечали двойной праздник: День Победы и рождения дочери Нади.

Ж. Я. Котин с женой, сыном Феликсом и дочерью Надей. 1948 г.

Весной 1946 года Котин вернулся на Кировский завод в Ленинград. С 1948 года он работал профессором и заведующим кафедрой Ленинградского политехнического института

Последние годы жизни Жорес Яковлевич занимал должность заместителя министра оборонной промышленности. Жил в Москве.

Легендарный конструктор Танкограда Жозеф Котин скончался в 1979 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Он был награждён золотой звездой Героя Социалистического Труда, четырьмя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Суворова первой и второй степени, орденом Отечественной войны первой степени, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почёта, медалями, в том числе «За боевые заслуги», четырьмя сталинскими премиями.

Соратники и ученики Жозефа Яковлевича Котина издали о нем в 1988 году книгу «Конструктор боевых машин» .

В Челябинске помнят Ж. Я. Котина. В Тракторозаводском районе Челябинска установлены три мемориальные доски в его честь. Одна – на жилом доме, находящемся в по адресу: проспект В.И. Ленина, дом № 15.

На ней можно прочесть следующие слова: «В годы Великой Отечественной войны в этом доме жили выдающиеся создатели боевой техники главные конструкторы трижды Герой Социалистического Труда Николай Леонидович.Духов; Герой Социалистического Труда Жозеф Яковлевич Котин».

Награждён 4 орденами Ленина (17.04.1940; 19.09.1941; 30.12.1956; 9.03.1978), 2 орденами Октябрьской Революции (25.10.1971; 8.10.1975), Красного Знамени (17.05.1951), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.04.1945) степеней, орденом Отечественной войны 1-й степени (5.08.1944), 3 орденами Трудового Красного Знамени (2.04.1951; 12.03.1958; 28.07.1966), 3 орденами Красной Звезды (5.06.1942, 20.01.1943; 6.11.1945), орденом «Знак Почёта» (21.06.1957), медалями.

Звания

генерал-полковник

Должности

заместитель Народного комиссара танковой промышленности СССР

главный конструктор Народного комиссариата танковой промышленности СССР

главный конструктор СКБ-2 Кировского завода.

Биография

Котин Жозеф Яковлевич - заместитель Народного комиссара танковой промышленности СССР, главный конструктор Народного комиссариата танковой промышленности СССР, главный конструктор СКБ-2 Кировского завода.

Родился 26 февраля (10 марта) 1908 года в городе Павлоград ныне Днепропетровской области Украины.

С 1923 года - слесарь котельно-механического завода в Харькове, одновременно учился на вечернем рабфаке. С 1927 года учился в Харьковском политехническом институте.

С 1930 года – в Красной армии, по спецнабору. В 1932 году окончил Военно-техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского. В 1932 - 1937 годах проходил службу инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В. Сталина.

В 1937 году назначен главным конструктором конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе в Ленинграде. Первой его самостоятельной конструкторской работой стала модернизация среднего танка Т-28. Однако изучая опыт боевых действий в Испании Котин пришел к выводу о неэффективности легких и средних танков с легкой броней, главным достоинством которых считалась высокая скорость и хорошая маневренность. В 1938 начал работу по созданию тяжелых танков с противоснарядной броней: СМК (двухбашенный двухорудийный) и однобашенный танк КВ с 76-мм пушкой. Танки были созданы в кратчайшие сроки, их опытные экземпляры прошли боевые испытания в советско-финляндской войне 1939–1940. В результате тяжелый и уязвимый СМК был забракован, а танк КВ («Клим Ворошилов») был принят на вооружение. Сразу же Котин развернул работы по созданию его модификации, в том же 1940 году принятой на вооружение под наименованием КВ-2. Его ведущим конструктором был Н.Л.Духов. Уступая иностранным тяжелым танкам по ряду показателей, тем не менее КВ-2 был достойным соперником гитлеровских танков в первый период Великой Отечественной войны. Там, где командование правильно применяло их в боевых действиях, КВ наносили большой урон врагу и выходили победителями в неравных боях.

Также в предвоенный период СКБ-2 под руководством Котина разработало в 1940 году еще более мощный танк – изделие 220, на котором была установлена 85-мм танковая пушка, применена планетарная трансмиссия. Развернуты работы по созданию литых танковых башен, выполненные на Ижорском заводе. Велась разработка других танков и самоходных артиллерийских установок: тяжелого танка КВ-3, САУ с 152-мм пушкой Бр-2, легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50. Однако до начала войны эти работы завершены не были.

За выдающиеся заслуги в создании и освоении производства тяжелых танков в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года Жозефу Яковлевичу Котину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В первые дни Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности (до 1943), главным конструктором наркомата танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске (Челябинский Кировский завод). В первые месяцы войны Котин непосредственно занимался эвакуацией Кировского завода на Урал, ряда иных заводов и созданием в Челябинске крупнейшего центра танковой промышленности, известного во всем мире как «Танкоград».

Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, КВ-16, КВ-85, тяжелого танка с установкой нескольких орудий в невращающейся башне КВ-7, огнеметного танка КВ-8, тяжелого танка, вооруженного гаубицой калибра 122 мм КВ-9. Непрерывно улучшался серийный танк KB: была поставлена более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5, литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Весной 1942 г. началась разработка нового танка KB-13, который, будучи выполненным в массе среднего (порядка 30 т.), должен был обладать свойствами тяжелого.

Понимая, что запас для улучшения танков КВ ограничен, Котин летом 1942 года организовал работу по созданию перспективного тяжелого танка ИС-1. Развитием его стало появление самого мощного танка 2-й мировой войны – ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой. В период 1943–44 под руководством Котина на базе танков КВ, Т-34 и ИС конструктором Ф.Ф.Петровым были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. Их производство было стремительно налажено на заводах «Танкограда». За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В августе 1943 года танковые заводы СССР перешли к устойчивому выписку продукции для фронта, в связи с чем было принято решение об освобождении Котина от обязанностей заместителя Народного комиссара танковой промышленности СССР. Для концентрации усилий на конструкторской деятельности Ж.Я.Котин назначается главным конструктором и начальником опытного танкового завода № 100 в Челябинске. Им разработаны и поставлены на производство на ЧКЗ в конце 1943 года самоходная артустановка ИСУ-152 (заменившая СУ-152) и танк ИС-2 с мощной 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф.Петрова. Велось непрерывное улучшение серийных машин, для чего оперативно учитывался опыт боев на фронте, изучались новые образцы вражеской и союзной техники. Генерал-майор технических войск (6.01.1942). Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы (31.07.1944).

В 1945 году Котин вернулся в Ленинград на должность главного конструктора СКБ-2. 19 марта 1949 года в Министерстве среднего машиностроения СССР создается Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ-100), главной задачей которого является конструирование новых танков и тракторной техники. Директором и главным конструктором института назначается Ж.Я.Котин. В 1951 году из состава ВНИИ-100 было выделено отдельное Опытное конструкторское бюро (ОКБТ) на базе Ленинградского Кировского завода, начальником и главным конструктором которого вновь назначен Котин.

В послевоенные годы Котин разработал тяжелый танк ИС-4 (1947), плавающий танк ПТ-76 (1951), тяжелый танк Т-10 (1953), плавающий бронетранспортер БТР-501 на базе танка ПТ-76, а также трелевочный трактор КТ-12 (1948) и колесный трактор К-700 «Кировец» (1963), ряд шасси под ракетные и артиллерийские установки. Одновременно был руководителем кафедры в Ленинградском политехническом институте.

С 1968 года - заместитель Mинистра оборонной промышленности СССР. С 1972 года – член научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР.

Ж.Я. Костин скончался 21 октября 1979 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1950 и в 1966-1970 годах.

Доктор технических наук (1943).

Лауреат четырёх Сталинских премий СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968).

Генерал-полковник инженерно-технической службы (13.11.1965, в 1971 году воинское звание переименовано в "генерал-полковник-инженер"). Награждён 4 орденами Ленина (17.04.1940; 19.09.1941; 30.12.1956; 9.03.1978), 2 орденами Октябрьской Революции (25.10.1971; 8.10.1975), Красного Знамени (17.05.1951), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.04.1945) степеней, орденом Отечественной войны 1-й степени (5.08.1944), 3 орденами Трудового Красного Знамени (2.04.1951; 12.03.1958; 28.07.1966), 3 орденами Красной Звезды (5.06.1942, 20.01.1943; 6.11.1945), орденом «Знак Почёта» (21.06.1957), медалями.

На родине Героя, в городе Павлоград Днепропетровской области установлен памятник, в Санкт-Петербурге, на территории Кировского завода - бюст. Именем выдающегося конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). Мемориальные доски установлены на домах в Челябинске и Санкт-Петербурге, где жил конструктор.

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

Источники

Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энц.словарь.-М,Вече,2000

Жозеф Котин фотография

Конструктор. Генерал-полковник-инженер (1965). Доктор технических наук (1943), Герой Социалистического Труда (1941).

В 1927-30 года - студент Харьковского политехнического института

В 1932 году окончил Военно-техническую академию им. Ф.Э.Дзержинского. В

1932-37 гг. - инженер, затем начальник конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА. В 1937 году - главный конструктор Кировского завода в Ленинграде.

Под руководством Котина в 1938 началась работа по созданию тяжелого танка с противоснарядной броней СМК и КВ, эксперимент. образцы которых прошли испытания в Советско-Финляндской войне 1939–40 (КВ был принят на вооружение).

С первых дней Великой Отечественной войны Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске. Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, ИС-1, КВ-85.

В своё время сам завод строился под руководством Сафразяна Леона Богдановича, который с 1929 стал начальником строительства, а потом и первым директором Челябинского тракторного завода.

Лучшие дня

Завод строился с использованием техники, технологии и при технической помощи американской фирмы "Катерпиллар". Индустриализация делалась преимущественно так, как описывается в этой статье.

День рождения тракторного - 01 июня 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Челябинский тракторный завод им. Сталина зачислен в числе действующих предприятий страны приказом по ВСНХ СССР от 01 июня 1933 года.

Котин является одним из создателей самого мощного танка 2-й мировой войны – ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой. В период 1943–44 под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжелого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжелого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортера БТР-501 (на базе танка ПТ-76), а также трелевочного КТ-12 (1948) и колесного К-700 (1963) тракторов.

В 1941-43 гг. - заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор танкового завода в Челябинске.

Возглавлял работы по созданию тяжелых танков КВ-2, КВ-16, КВ-85, ИС-1, ИС-2, тяжелых самоходных артиллерийских установок У-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

После 1945 года Котин руководил разработкой тяжелых танков ИС-4, Т-10, плавающего танка ПТ-76, плавающего бронетранспортера БТР-50П, трелевочного трактора КТ-12, колесного трактора К-700 и др.

С 1968 года - заместитель министра оборонной промышленности СССР. Депутат ВС СССР (1946-50, 1966-70).

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968). Лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1948). Награжден 16 орденами.

Награжден 3 орденами Ленина, орденом Суворова 1-й и 2-й степ., орд. Октябрьской революции, 3 орд. Труд. Кр. Знамени, орд. Кр. Звезды, орд. «Знак Почета».

Костин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Именем конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петебургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). На доме № 17 Ленина проспекта в Челябинске, где жил конструктор, установлена мемориальная доска его имени.

Павлоградцы помнят своего земляка
Александр (Павлоград) 05.02.2006 07:10:30

Павлоградцы помнят своего знаменитого земляка. На пьедестале стоит танк ИС-3 , принимавший участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Рядом установлена мемориальная доска с барельефом Жозефа Яковлевича. Но вот на доме, где он родился такой доски нет. Покрайней мере я об этом ничего не слышал. да исохранился ли дом не знаю. Но я обязательно узнаю и дополнительно сообщу. А так же сообщу ссылку на сайт, где можно посмотреть виды Павлограда и в частности памятник Жозефу Яковлевичу.

Жозеф Яковлевич Котин

Жозеф Яковлевич Котин – прямая противоположность А. А. Морозова. Это был талантливый организатор и незаурядный политик. Далее названия создаваемых КБ тяжелых танков имели политический оттенок: СМК (Сергей Миронович Киров), КВ (Клим Ворошилов), ИС (Иосиф Сталин). Это психологически действовало, прежде всего, на заказчиков, да и на других чиновников.

Он никогда не высказывался отрицательно о действиях и предложениях государственных деятелей. Брался сразу за реализацию их идей. Примерами тому могут быть пожелание Н.С. Хрущева спроектировать танк на воздушной подушке, а также предложение В. А. Малышева создать танк с газотурбинным двигателем.

Когда меня вызывали на какие-нибудь совещания в Ленинград, в танковый институт, я всегда, в порядке интереса, посещал Кировский завод. Котин принимал меня всегда радушно, рассказывали показывал, чем они занимаются. Во время одного такого посещения по дороге в КБ я зашел к военпредам, где работали мои товарищи по Академии. У нас состоялся такой разговор с районным инженером, полковником А.П. Павловым.

– Александр Петрович, чем сейчас занимается Котин?

– Американский колесный трактор сдирает.

– Не понимаю, при чем тут трактор? Ведь Котин танкист...

– Котину, если скажут: «Сделай спутник», он возьмется, не сделает, а его заместитель Ермолаев докажет, что спутник летает.

В данном случае получился трактор под названием К-700. За его создание была получена Ленинская премия. Котин много раз пытался предложить трактор К-700 Министерству обороны, но почему-то это не получалось. И вот, когда 14 сентября 1964 г. закончился показ танков Хрущеву, все увидели, что дорогу от смотровой площадки перегородил трактор К-700. Всем правительственным машинам пришлось его объезжать.

На одном из показов Хрущеву Котин представил танк с чудесно сделанными деревянными макетами двух газовых турбин. Из доклада Котина все поняли, что это готовый танк. Я подумал тогда: «Сейчас Никита Сергеевич попросит его завести...»

Морозова я никогда не видел в военной форме, а Котина – в гражданской. Морозов на моей памяти ни разу не был на полигонных и войсковых испытаниях опытных образцов, Котин – всегда. Он много заботился о быте конструкторов, но и много от них требовал. В рутинную конструкторскую чертежную работу он не вмешивался. Это делали его заместители. Мне кажется, после снятия с производства тяжелых танков Котин немного растерялся, чего не скажешь о его сопернике в Челябинске П.П. Исакове, который переключился сразу на создание боевой машины пехоты (БМП), в чем добился больших успехов.

Кировчане (коллектив СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде) решили вклиниться в разработку средних танков, где были три конструкторских бюро, свои традиции, где ЦК КПСС и Министерство обороны сделали ставку на А. А. Морозова. Начали они с создания ракетного танка, «объекта 287», который не мог быть массовым. Я как-то сказал в шутку: «Жозеф Яковлевич, зря вы стараетесь, все равно эта машина не увидит света, она пьяная...» (в то время пол-литра «Московской» водки стоило 2 р. 87 коп.).

После неудачи с «объектом 287» Котин начал заниматься танком с ГТД, а потом в июне 1968 г. стал заместителем министра оборонной промышленности. В ранге заместителя министра он с большой свитой представителей министерства и институтов прибыл к нам. Мы в это время трудились над «объектом 172», в котором закладывались основы будущего танка. Уже был изготовлен опытный образец.

Вспоминается один эпизод. Когда мы шли по корпусному цеху, Котин спросил о чем-то рабочего-расточника, а тот ему в ответ: «А вы почему не здороваетесь?» Генерал-полковник извинился и потом, пока мы шли по цеху, всем кланялся.

Через некоторое время я понял, что Котин сделал ставку на Нижний Тагил, хотя на эту тему мы никогда не говорили. Это мне очень мешало в работе, так как у нас постоянно торчали какие-то люди из институтов и Министерства. Так, например, он потребовал от меня ежедневно ему докладывать по ВЧ телефону, как идут работы по «объекту 172». Я ему ответил: «Жозеф Яковлевич, я этого сделать не могу, так как аппарат находится далеко, в заводоуправлении. В самом лучшем случае на доклад надо тратить не менее часа». Он на это никак не отреагировал.

После этого разговора я вспомнил случай, как во время моего дипломного проектирования конструктор Сергеев сказал: «Котин не будет спать ночами, если кого-то не подцепил на крючок». На этот раз он прислал ежедневного докладчика С.Ю. Выгодского. С ним я был давно знаком. Он до отставки работал начальником моторного отдела на полигоне в Кубинке. Исследователи, сборщики и водители стали жаловаться мне, что он отвлекает их от работы разными вопросами и советами. Я рекомендовал на него не обращать внимания.

Весной 1969 г. на испытаниях «объекта 172» по заводскому кольцу аварийный люк водителя грязью вдавило внутрь. К счастью, от человеческой жертвы спасло то, что водителем был В.М. Назаренко – абсолютный чемпион области по поднятию штанги. Неимоверным физическим усилием Валентин Мсфодьевич, зажатый между сидением и крышкой люка, остановил танк, дотянувшись до рукоятки сектора подачи топлива к двигателю, после чего открыл люк и выбрался наружу.

Чтобы не остановить испытания танка в особо тяжелых условиях распутицы, мы заварили люк, и я дал задание разработать новый запор вместо харьковского. Вечером того же дня Выгодский зашел ко мне и сказал, что я принял такое решение неправильно. Мое терпение лопнуло. Я сказал начальнику цеха, чтобы его не пускали на сборку, чему все были рады. После этого Выгодский уехал, и никто больше из соглядатаев к нам не появлялся.

Котин не соглашался пять месяцев с моим заявлением об освобождении от занимаемой должности, но я настоял на своем. После этого, став заместителем председателя НТК УНТВ, я говорил с ним как заказчик с исполнителем.

Из книги Папийон автора Шаррьер Анри

Тетрадь девятая СЕН-ЖОЗЕФ

Из книги Три Дюма автора Моруа Андрэ

Глава третья «ЖОЗЕФ, МОЕ ДВУСТВОЛЬНОЕ РУЖЬЕ!» Дюма никогда не отличался постоянством в любви. И хотя Мелани Вальдор оставалась «его ангелом», Дюма окружал еще целый сонм ангелов второстепенного значения. Он увлекался не только Виржини Бурбье из Комеди Франсез, но,

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ЖОФФР ЖОЗЕФ ЖАК 1852-1931 Главнокомандующий французской армией в Первой мировой войне. Маршал Франции.Жозеф Жак Жоффр был сыном мелкого виноторговца. Он окончил Политехническую школу. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов служил младшим офицером (в офицеры произведён в

Из книги Марина Цветаева автора Швейцер Виктория

Сергей Яковлевич И, наконец, – чтоб было всем известно! - Что ты любим!любим!любим! – любим! - Расписывалась – радугой небесной. Занавес опустился. Всё, что произойдет с Эфроном дальше, будет совершаться в страшной темноте кулис НКВД/КГБ и лишь частично выйдет на свет

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

МАРИ-ЖОЗЕФ ШЕНЬЕ 179. ГИМН НА ПЕРЕНЕСЕНИЕ ПРАХА ВОЛЬТЕРА ВО ФРАНЦУЗСКИЙ ПАНТЕОН (11 июля 1791 г.) Музыка Госсека Нет, слезы проливать теперь совсем не время; Сегодня - торжества, не сожалений день: Пусть песни бодрости славнейшую меж всеми Французами венчают тень. Давно ли

Из книги Эй, там, на летающей соске! автора Романушко Мария Сергеевна

MAPИ-ЖОЗЕФ ШЕНЬЕ Шенье М.-Ж. (1764–1811) - драматический поэт, автор трагедий, сатир и гимнов, внушенных революционным духом, направленных против религиозного фанатизма тирании; младший брат Андре Шенье (1762–1794), казненного на эшафоте за протесты против террора. Переводы

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

НАШ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ Уже трудно это представить, но когда-то мы были не знакомы. С нашим дорогим Александром Яковлевичем.Мы познакомились семь лет назад.А произошло это так:В один прекрасный день я получила письмо от читателя. Это был действительно прекрасный день.

Из книги Три Дюма [Другая редакция] автора Моруа Андрэ

Католическая больница «Сен-Жозеф» в Бронксе И так я попала, как говорят, из огня да в полымя.Всю ночь бушевала буря. В плохо закрепленные рамы со свистом проникал в палату ветер, всю ночь - гу-гу-гу, фю-фю-фю-фю, соседка всю ночь, бедная, кашляла так, что уснуть было

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Из книги Бриджит Бардо. Икона стиля автора Фомина Маргарита

ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ (род. в 1809 г. – ум. в 1865 г.) Французский философ и общественный деятель. Создатель теории анархизма. Будущий «отец анархизма» родился 15 января 1809 года в наполеоновской Франции в предместье Безансона. Его отец был из крестьян, работал на пивоваренном

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Гаврилов Владимир Яковлевич Родился в 1908 году в Донбассе. С 1926 года учился в Тульской оружейно-технической школе, по окончании которой до 1934 года работал в ней преподавателем. В 1934 году поступил в Борисоглебскую летную школу, после чего служил в ряде авиационных частей.

ЖОЗЕФ ЛУИ ГЕЙ-ЛЮССАК (1778–1850) В доме прокурора Гей-Люссака царило необычное оживление.Слуги то и дело выбегали из большого, празднично убранного зала в кухню, спускались в подвал и возвращались с корзинами, полными груш, винограда и бутылок вина. Хозяйка дома время от

Котин Жозеф Яковлевич родился 26 февраля (10 марта) 1908 г. в г. Павлоград Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровской области Украины). Из семьи обрусевших поляков. По данным доктора исторических наук И. Маляра и военного историка Марка Штейнберга, Котин был из еврейской семьи. Член ВКП(б) с 1931 г.

С 1923 г. - слесарь котельно-механического завода в Харькове, одновременно учился на вечернем рабфаке. С 1927 г. учился в Харьковском политехническом институте.

С 1930 г. – в Красной Армии, по спецнабору. В 1932 г. окончил Военно-техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского. В 1932 - 1937 гг. проходил службу инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА имени И. В. Сталина.

В 1937 г. назначен главным конструктором конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе в Ленинграде. Первой его самостоятельной конструкторской работой стала модернизация среднего танка Т-28. Однако изучая опыт боевых действий в Испании Котин пришел к выводу о неэффективности легких и средних танков с легкой броней, главным достоинством которых считалась высокая скорость и хорошая маневренность. В 1938 г. начал работу по созданию тяжелых танков с противоснарядной броней: СМК (двухбашенный двухорудийный) и однобашенный танк КВ с 76-мм пушкой. Танки были созданы в кратчайшие сроки, их опытные экземпляры прошли боевые испытания в советско-финляндской войне 1939–1940. В результате тяжелый и уязвимый СМК был забракован, а танк КВ («Клим Ворошилов») был принят на вооружение. Сразу же Котин развернул работы по созданию его модификации, в том же 1940 году принятой на вооружение под наименованием КВ-2. Его ведущим конструктором был Н. Л. Духов. Уступая иностранным тяжелым танкам по ряду показателей, тем не менее КВ-2 был достойным соперником гитлеровских танков в первый период Великой Отечественной войны. Там, где командование правильно применяло их в боевых действиях, КВ наносили большой урон врагу и выходили победителями в неравных боях.

Также в предвоенный период СКБ-2 под руководством Котина разработало в 1940 г. еще более мощный танк – изделие 220, на котором была установлена 85-мм танковая пушка, применена планетарная трансмиссия. Развернуты работы по созданию литых танковых башен, выполненные на Ижорском заводе. Велась разработка других танков и самоходных артиллерийских установок: тяжелого танка КВ-3, САУ с 152-мм пушкой Бр-2, легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50. Однако до начала войны эти работы завершены не были.

За выдающиеся заслуги в создании и освоении производства тяжелых танков в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 г. Жозефу Яковлевичу Котину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В первые дни Великой Отечественной войны, в июне 1941 г., Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности (до 1943), главным конструктором наркомата танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске (Челябинский Кировский завод). В первые месяцы войны Котин непосредственно занимался эвакуацией Кировского завода на Урал, ряда иных заводов и созданием в Челябинске крупнейшего центра танковой промышленности, известного во всем мире как «Танкоград».

Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, КВ-16, КВ-85, тяжелого танка с установкой нескольких орудий в невращающейся башне КВ-7, огнеметного танка КВ-8, тяжелого танка, вооруженного гаубицой калибра 122 мм КВ-9. Непрерывно улучшался серийный танк KB: была поставлена более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5, литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Весной 1942 г. началась разработка нового танка KB-13, который, будучи выполненным в массе среднего (порядка 30 т), должен был обладать свойствами тяжелого.

Понимая, что запас для улучшения танков КВ ограничен, Котин летом 1942 г. организовал работу по созданию перспективного тяжелого танка ИС-1. Развитием его стало появление самого мощного танка 2-й мировой войны – ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой. В период 1943–44 гг. под руководством Котина на базе танков КВ, Т-34 и ИС конструктором Ф. Ф. Петровым были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. Их производство было стремительно налажено на заводах «Танкограда». За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тыс. танков и самоходных установок.

В августе 1943 г. танковые заводы СССР перешли к устойчивому выписку продукции для фронта, в связи с чем было принято решение об освобождении Котина от обязанностей заместителя Народного комиссара танковой промышленности СССР. Для концентрации усилий на конструкторской деятельности Ж. Я. Котин назначается главным конструктором и начальником опытного танкового завода № 100 в Челябинске. Им разработаны и поставлены на производство на ЧКЗ в конце 1943 г. самоходная артустановка ИСУ-152 (заменившая СУ-152) и танк ИС-2 с мощной 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф. Ф. Петрова. Велось непрерывное улучшение серийных машин, для чего оперативно учитывался опыт боев на фронте, изучались новые образцы вражеской и союзной техники.

В 1945 г. Котин вернулся в Ленинград на должность главного конструктора СКБ-2. 19 марта 1949 г. в Министерстве среднего машиностроения СССР создается Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ-100), главной задачей которого является конструирование новых танков и тракторной техники. Директором и главным конструктором института назначается Ж. Я. Котин. В 1951 г. из состава ВНИИ-100 было выделено отдельное Опытное конструкторское бюро (ОКБТ) на базе Ленинградского Кировского завода, начальником и главным конструктором которого вновь назначен Котин.

В послевоенные годы Котин разработал тяжелый танк ИС-4 (1947), плавающий танк ПТ-76 (1951), тяжелый танк Т-10 (1953), плавающий бронетранспортер БТР-501 на базе танка ПТ-76, а также трелевочный трактор КТ-12 (1948) и колесный трактор К-700 «Кировец» (1963), ряд шасси под ракетные и артиллерийские установки. Одновременно был руководителем кафедры в Ленинградском политехническом институте.

С 1968 г. - заместитель Mинистра оборонной промышленности СССР. С 1972 г. – член научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР.

Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1950 и в 1966-1970 годах.

Доктор технических наук (1943).

Лауреат четырёх Сталинских премий СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968).

Воинские звания: военинженер 2-го ранга, военинженер 1-го ранга, ген.-майор технических войск (06.01.1942), ген.-лейтенант инженерно-танковой службы (31.07.1944), ген.-полковник инженерно-технической службы (13.11.1965), ген.-полковник-инженер (1971).

Награды: четыре Ордена Ленина (17.04.1940; 19.09.1941; 30.12.1956; 09.03.1978), два Ордена Октябрьской Революции (25.10.1971; 08.10.1975), Орден Красного Знамени (17.05.1951), Орден Суворова I степени (16.09.1945) Орден Суворова II степеней (19.04.1945), Орден Отечественной войны I степени (05.08.1944), три Ордена Трудового Красного Знамени (02.04.1951; 12.03.1958; 28.07.1966), три Ордена Красной Звезды (05.06.1942, 20.01.1943; 06.11.1945), Орден «Знак Почёта» (21.06.1957), медаль «За боевые заслуги» (03.11.1944), медалями.

На родине Героя, в городе Павлоград Днепропетровской области установлен памятник, в Санкт-Петербурге, на территории Кировского завода - бюст. Именем выдающегося конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). Мемориальные доски установлены на домах в Челябинске и Санкт-Петербурге, в которых жил Ж.Я. Котин.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS