Реклама

Главная - Услуги населению
Логистические технологии на российском рынке. Новые технологии логистики

Корпоративные системы (Украина) №5/2008

Александр Усов, генеральный директор

Олег Локтев, заместитель генерального директора по консалтингу и сервису ant Technologies

Приводятся основные проблемы и тенденции сегодняшнего логистического рынка, а также тенденции в области ИТ-решений для этого рынка.

Основная тенденция сегодняшнего логистического рынка - возрастание интереса к консолидации и развитие стратегических партнерств в целях повышения эффективности логистики.

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ЛОГИСТИКИ

Многие провайдеры логистических услуг говорят: «Мы хотим не просто оказывать услуги ответственного хранения, это малоинтересно. Наша задача - интегрироваться в нашего клиента, тем самым сделать так, чтобы наша деятельность по логистическому обслуживанию компании была для нее абсолютно прозрачной, а компания не чувствовала, что услуги оказываются внешним поставщиком».

Хочется также отметить тенденцию, которая на сегодняшний день на украинском рынке заметна даже больше, чем на российском, - когда компании-дистрибьюторы, накопив достаточный багаж знаний по управлению распределением и интенсивному сбыту большого количества товара, начинают думать о том, чтобы заняться коммерческой логистикой, предлагая свои услуги внешним компаниям, у которых есть схожие бизнес и ассортимент товаров.

С какими основными логистическими проблемами приходится сталкиваться? Здесь следует отметить неравномерность загрузки складских площадей, связанную с этим их низкую оборачиваемость, излишние или ограниченные страховые запасы, неточность сбора заказов, несвоевременность отгрузок, неэффективные процессы взаимодействия с поставщиками. Все это приводит к низкому уровню обслуживания клиентов и возникновению высоких логистических издержек. Применение современных информационных технологий является инструментом решения логистических задач.

Сегодня большинство компаний в цепочке Производство-Склад-Транспортировка выделяют склад как центральное звено.

Поэтому из всего спектра логистических ИТ-решений сегодня рынок в первую очередь выбирает (Warehouse Management System, WMS). Основная масса потребителей этих систем - это компании, предоставляющие широкий спектр услуг по ответственному хранению товара (3PL-операторы) и оптово-розничные предприятия. Для первых WMS-система является основой их деятельности, без нее невозможно на одном складе осуществлять эффективную обработку товара нескольких клиентов с различными требованиями, для вторых - также немаловажным инструментом бизнеса в связи со спецификой больших объемов отгрузок и мелкоштучной подборки.

ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИТ-РЕШЕНИЙ

Какие тенденции в области ИТ-решений можно отметить? Нижеперечисленные тенденции в большей степени относятся к российскому рынку. Безусловно, в Украине есть своя специфика, связанная с более ранним периодом зрелости рынка.

    Расширение «границ» склада - повышение интереса к смежным с WMS решениям: погрузки, управление контейнерами, управление доставкой, инструменты визуализации как средство принятия решений и оперативного мониторинга. Сегодня уже недостаточно, чтобы информационная система управляла только складом - логистика начинает выходить за пределы четырех стен. Некоторые заказчики начинают воспринимать средства графического отображения состояния склада уже как средства поддержки принятия решения, а не просто как инструмент мониторинга.

    Интерес к приложениям для анализа ключевых показателей эффективности (KPI). Компании, которые работают над вопросами оптимизации складских процессов, понимают, что нельзя улучшить то, что нельзя измерить.

    Появление на рынке систем прогнозирования и планирования восполнения запасов, призванных оптимизировать капитальные вложения в складские запасы или производство с одновременным достижением заданного уровня сервиса. Такие системы способны проанализировать весь сбыт, разделить его на классы, рассчитать прогнозы поступлений заказов и, используя полученные статистические данные и политику заказов, выделить ограничения, сформировать план восполнения запасов, наложить на него факторы риска, связанные с доставкой по ЖД и таможней. Грамотное прогнозирование сбыта и планирование восполнения потребностей позволяют компании увеличить свои конкурентные преимущества и укрепить свои позиции на рынке посредством достижения стратегического уровня сервиса (97-98 %), снижения стоимости страховых запасов, увеличения оборота склада, увеличения продаж и улучшения взаимоотношений с поставщиками

Некоторая статистика. На сегодняшний день, по нашим оценкам, рост российского рынка логистических ИТ-решений составляет около 40 % в год. Если посмотреть на объем сбыта систем управления складом в 2007 году, основное место занимают внедрения в сегменте провайдеров логистических услуг - 38 % продаж. Сегодня компания ant Technologies занимает лидирующие позиции в сегменте складов логистических операторов (около 28 % рынка). Систему Logistic Vision Suite, которую представляет ant Technologies на рынке, выбрали крупнейшие российские сетевые логистические операторы - Smart Logistic Group, Русская логистическая служба, ЮниТранс Логистик, Евросиб Терминал, ABX Logistics и другие.

Критерии выбора систем. Сегодня, в том числе и в Украине, вопрос цены решения имеет значение, но задают его уже после того, как оценят опыт, компетенции, ресурсы поставщика решения, далее - саму систему, широту ее функциональности и степень гибкости. Очень важный показатель - простота настройки системы, что непосредственно влияет на стоимость владения. Есть стоимость инвестиций (оборудования системы) и есть стоимость внесения изменений. Хорошо, если не нужно ежедневно бегать к интегратору, а можно вносить необходимые изменения самому.

В Москве, если компания арендует площадь склада больше 30 тыс. кв. м, то стоимость аренды составляет $160 за кв. м в год. Поэтому очень важно быстро найти клиентов, которых можно обслуживать. Но клиенты разные, у каждого своя специфика и свои требования к обработке товара: одному нужно управление по срокам годности, другому - учет серийных номеров и т. д. Понятна важность того, насколько быстро систему можно адаптировать, чтобы клиент подписал контракт и быстро заехал, а его смогли бы обслуживать, выставлять счета и т. п.

Многие уже осознали важность открытости, масштабируемости и современной архитектуры системы (бизнес развивается, и система не должна ограничивать его развитие), удобства эксплуатации, низкой стоимости владения, поддержки стандартов. И только последнее в этом перечне - стоимость проекта.

РЕШЕНИЯ ДЛЯ СКЛАДОВ

ant Technologies работает на рынке более пяти лет и фокусируется на логистических решениях. Системами управления складом мы начали заниматься в 2003 году, продвигая на российском рынке канадскую систему RadioBeaсon WMS (за два года было реализовано 11 проектов). В 2005 году было заключено партнерское соглашение с европейской компанией Mantis Informatics S. A., разработавшей продукт Logistic Vision Suite. В 2005 году он был локализован и адаптирован для российского рынка. Этот продукт развивается с 1996 года, ориентирован на крупные и средние предприятия, и обеспечивает все необходимое для построения цепочки поставок - управление складом, транспортом, планирование в цепи поставок.

Считается, что малый бизнес не готов платить за адаптацию систем и может работать так, как работает система. А вот крупный бизнес трудно подстроить под работу информационной системы, и, продвигая решения в крупный бизнес, нужно быть заранее готовым (и мы готовы) к тому, что решение должно легко адаптироваться согласно требованиям бизнеса, привычным правилам управления всей цепью поставок. Поэтому те решения, которые изначально проектируются для крупного бизнеса, имеют развитый механизм адаптации - изменения и включения дополнительных условий.

Система Logistic Vision Suite решает все складские задачи, и, в первую очередь, управления заказами (то есть то, ради чего склад организуется - какой товар и куда доставить). Обеспечивается также управление пространством, товаром, людскими ресурсами, техническими ресурсами, биллинговые операции - сколько какая операция стоит, сколько на нее затрачено, какой выставить счет и т. д. Это также одна из немногих систем, которая способна управлять одновременно и складом, и контейнерной площадкой.

Компания предлагает полный комплекс, который включает консалтинговые услуги, поставку и внедрение специализированного оборудования для штрихового кодирования (радиотерминалы, сканеры, принтеры для печати этикеток) и развертывания wi-fi сети. Мы считаем, что успех любого проекта - это вопрос передачи знаний, поэтому любой проект у нас включает не менее 20 дней обучения, причем не только ключевых специалистов, но и персонала склада. Для дистрибутора, склада при производстве или регионального центра розничной сети, внедрение проекта с полным обучением персонала занимает около 4-5 месяцев. Что касается провайдеров логистических услуг, то у нас есть достаточный опыт, когда мы за 2,5 месяца запускаем систему, обучаем персонал, помогаем настраивать первого клиента, второго и так далее, пока квалификация заказчика не позволит ему забрать эти полномочия.

Автоматизируя внутрискладские процессы, мы также предлагаем использовать технологии, повышающие производительность труда. Предположим, товары расставили по местам согласно указаниям системы - в соответствии с их свойствами и критериями. Дальше начинаем собирать заказ и сталкиваемся с тем, что работник 20 % времени тратит на собственно сбор, а остальное - на переход от ячейки к ячейке и выполнение сторонних операций. Как можно сократить это время?

Технология управления голосом (Pick-by-Voice). Все как на обычном складе, но система выдает указание не на экран терминала, а в наушник («возьми товар в ячейке 12»). Соответственно, подтверждение она также получает голосом - оператор, подходя к ячейке, называет контрольную сумму для этой ячейки (которая на ней висит), и система понимает, что человек дошел до нужного места, выдает следующее указание («возьми два») и дает следующее задание. При этом у оператора освобождаются руки и глаза - не нужно смотреть на экран, нажимать клавиши, переходить между пунктами меню. Такого рода возможности применимы на всем складе, но максимально эффективны при операциях сбора заказов. Причем могут учитываться и дополнительные параметры - ввод срока годности или даты производства. Можно подключить сканер для сканирования меток. По сравнению со стандартными процедурами повышение производительности при использовании данной технологии составляет порядка 20 %.

Технология световой индикации (Pick-to-Light). Эта технология также интересна, хотя имеет более узкий спектр применения - в основном на складах с очень высокой оборачиваемостью мелкого штучного товара. Вдоль полок вывешиваются световые индикаторы, на которых есть «моргающие» кнопки и цифровой дисплей. Заказ вводится в систему, оператор сканирует заказ и лампочки начинают мигать в тех местах, где необходимо взять товар, а на табло высвечивается - сколько требуется взять. При этом рабочую зону можно разделять на подзоны, в каждой из которых будет работать один оператор, то есть минимизируется перемещение человека по складу. Плюс обеспечивается резкое снижение требований к персоналу, что немаловажно. Такое решение подходит, например, и компаниям, занятым распространением прессы, которым требуется очень быстро сортировать большое количество газет и журналов.

НЕКОТОРЫЕ ПРОЕКТЫ 2007-2008

Домоцентр . В 2007 году мы автоматизировали складской комплекс крупной новосибирской компании, которая занимается дистрибуцией строительных материалов. Строительные материалы - это очень широкий ассортимент товаров, которым требуются разные технологии обработки и хранения. Сухие смеси хранятся согласно одним стратегиям, мелкие товары (краны, гайки, сантехника) - другим.

Вместе с заказчиком нам удалось выработать семь раздельных бизнес-процессов, которые объединяют товары по логистическим параметрам и позволяют обрабатывать их оптимальным образом.

Также был реализован многозвенный интерфейс обмена данных с ERP-системой, который позволяет в режиме онлайн отслеживать товарные остатки и прогресс выполнения заказов (это важно для многих мелких клиентов, которые ждут на месте выполнения заказа). Для них из WMS-системы выгружается информация о статусе заказа.

Основными целями заказчика явились увеличение доходности за счет снижения издержек и получение в ERP системе реальных данных по складу. Также важное требование - внедрение WMS без остановки операционной деятельности.

Внедрение заняло около полугода, запуск в промышленную эксплуатацию проводился постепенно. По требованию заказчика каждая из семи групп товаров запускалась последовательно, в это время заказы дробились на семь частей, часть заказов отбиралась вне системы, часть, возраставшая по ходу внедрения, - в WMS-системе. Дополнительная специфика - очень низкий уровень персонала (и компьютерная грамотность, и просто ответственность). Это сильно мешало внедрению, приходилось доучивать и переучивать людей, в чем мы получили сильную поддержку со стороны заказчика.

Сейчас Домоцентр запускает еще один крупный объект, в котором мы принимаем участие.

Русская логистическая служба (РЛС) - крупный сетевой логистический оператор, головной офис которого находится в Москве, а пять складов расположены по всей России (Хабаровск, Санкт-Петербург, Самара, Москва, Екатеринбург) и имеют централизованную систему управления. Несмотря на огромные расстояния и разницу во времени, компания предлагает комплексные услуги, когда клиент обслуживается на нескольких объектах (например, сеть «Эльдорадо»). Причем на каждом объекте своя специфика обработки, например, склад в Хабаровске работает как распределительный центр РЛС, московские склады - это фактически розничная доставка крупной бытовой техники.

Особенность проекта - сжатые сроки внедрения. Заказчик озвучил, что хочет получать прибыль с первого же дня, как только открылся. Необходимо было оперативно обрабатывать запросы на подключение клиентов, иногда они начинали заезжать на склад еще до того, как об этом узнают складские работники. По словам заказчика, система позволяет выбирать, кого они хотят обслуживать, а не искать клиента, процессы которого могут быть отражены в системе.

Здесь можно отметить три составляющие успеха: продукт, команда и методология внедрения с нашей стороны, компетенция - со стороны заказчика. Сотрудники РЛС понимают, как нужно делать коммерческую логистику. Их взвешенные и разумные подходы к логистике позволили сделать проект очень быстро и качественно. За год были запущены все пять складов (первым в Хабаровске). Причем, несмотря на некую начальную неуверенность, удалось за месяц «запустить» на склад трех крупных клиентов (Эльдорадо, Крафт Фудс Лебедянский (соки) и AmWay), причем на больших объемах.

В системе Logistics Vision Suite есть различные атрибуты и гибкие настройки (например, бизнес-процесс может быть «привязан» к собственнику товара). Фактически за год РЛС отдала нам на аутсорсинг все настройки системы, у заказчика не было ИТ-специалистов по WMS. Сейчас идет обучение специалистов для компании, которые смогут выполнять эти работы. Биллинг настраивается индивидуально для каждого клиента, в результате логистический оператор автоматически получает информацию в свою ERP-систему обо всех необходимых параметрах хранения и обработки товаров, что позволяет ему выставлять счета в любой момент за любой период - с учетом скидок.

ЕВРОСИБ - группа компаний с большими планами по мультимодальной логистике, совмещенные складские комплексы с контейнерной площадкой). Идея - обеспечить максимально быстрый транзит через Россию в сторону Юго-Восточной Азии и позволить обработать товар,находящийся в контейнере, на складе при контейнерной площадке.

Первый проект в Санкт-Петербурге, второй - в Новосибирске. Соответственно, требовалось централизованное управление обработкой грузов и контейнеров, характерное для мультимодальных терминалов.

Пришлось потратить много сил на кастомизацию и доработки системы для учета специфики российского контейнерного бизнеса. Он строится совершенно по-другому, чем в Европе и Америке, поэтому здесь мало смогли помочь даже иностранные консультанты. Тем не менее, мы смогли за довольно короткий срок описать все бизнес-процессы и в течение десяти месяцев получили первую версию контейнерной площадки, которая в данный момент успешно внедрена у заказчика.

Компания ABX Logistics - международная транспортная компания с большим числом филиалов (в том числе в Москве, Киеве, Минске). Был автоматизирован склад. До внедрения системы у заказчика работало 32 сотрудника, которые собирали порядка 30 заказов в день, работа склада (15 тыс.кв. м) шла круглосуточно, был достаточно высокий процент ошибок. После внедрения значительно снизился штат и зависимость от персонала - система автоматически осуществляла распределение заданий между работниками. Удалось перейти на двухсменный график работы и увеличить количество обрабатываемых заказов до 70.

Хенкель - внедрение на производственном складе сырья и готовой продукции. Требовалось организовать распределительный центр при производстве и интегрироваться с ERP-системой. Следует отметить специфику крупных компаний мирового уровня - их ERP-система фактически не подлежит никаким изменениям. Чтобы добавить поле информации или изменить интерфейс обмена - проходит год на различные согласования. Поэтому много бизнес-логики пришлось переместить в интерфейс обмена. Адаптивность нашей системы позволила интегрироваться без необходимости изменений интерфейса со стороны SAP.

Полностью автоматизированы складские бизнес-процессы - как по сырью, так и по готовой продукции. Специфика производства - учет номеров партий сроков годности. Также специфичны требования по отгрузке товаров. Предприятие занято производством промышленных клеев, и требования клиентов таковы, что заказы должны собираться со 100 % точностью. С этой целью созданы специальные «ребра жесткости» в бизнес-процессах, так что даже если люди очень захотят - им сложно будет собрать заказ неправильно.

Также в результате внедрения была повышена производительность, снижены производственные запасы сырья и зависимость от персонала, а главное - повысилось качество обслуживания клиентов.

В Украине мы закончили проект в компании «Логистик Плюс» . Склад рассматривается не только как центр затрат, но и как центр получения прибыли - обслуживаются «свои» дистрибуторские компании, а на оставшихся площадях предоставляются услуги ответственного хранения для внешних заказчиков. Первая очередь - 8 тыс. кв м (с 1 октября 2008г.), идет обучение и запуск в промышленную эксплуатацию. Вторая очередь - в следующем году.

В заключение стоит отметить: многие заказчики уже поняли, что на простом складе еще можно обойтись общецелевой ERP-системой, но на сложных складах (как только появляется интенсивный штучный или коробочный отбор, учет серийных номеров) - такие системы не смогут работать эффективно в силу своей идеологии.

В Logistic Vision Suite нет понятия документа, нет понятия периода. Точно также в учетных системах изначально нет в архитектуре тех специфических понятий, которые заложены в LVS. У нас есть заказчики с опытом решения своих складских задач при помощи ERP-систем, которые уже поняли, что в бизнесе есть области, где лучше применять профессиональные решения, ориентированные на конкретную область. Если бы соответствующие модули и подсистемы ERP были так хороши, WMS не было бы как класса.

Используя современную WMS-систему, компания сможет выполнять требования клиентов по быстрому восполнению запасов и минимизации стоимости обработки грузов. Для повышения оборачиваемости товарных запасов и сокращения затрат на обработку товаропотока могут использоваться сквозные операции логистики, такие как кросс-докинг. Модернизация бизнес-процессов складской логистики позволит повысить коэффициент использования емкости хранилищ и оптимизировать использование персонала, снижая таким образом затраты. Встроенные web-сервисы позволят клиентам самим размещать заказы на отгрузку и сократить тем самым затраты на обработку входящих документов.

В развитии мирового рынка логистических услуг можно выделить ряд тенденций. Во-первых, это тенденция глобализации деятельности логистических операторов, появившаяся в ответ на ужесточение требований владельцев товаров к логистическим компаниям. В результате оказываются более привлекательными поставщиками логистических услуг такие провайдеры, которые имеют более широкое (в географическом аспекте) поле деятельности, вплоть до глобальной зоны действия.

Во-вторых, следует отметить тенденцию консолидации деятельности логистических провайдеров, формами которой можно назвать различные модели слияния, поглощения, сотрудничества. Данная тенденция вызвана в том числе и предыдущей тенденцией глобализации, так как операторы вынуждены увеличивать ассортимент предоставляемых услуг, расширять территорию охвата логистических операций, а это трудно сделать оператору самостоятельно, в одиночку, поэтому востребованными становятся различные формы совместной деятельности.

Наиболее распространена данная тенденция консолидации и укрупнения логистических компаний в сфере контейнерных перевозок: на рынке представлены крупные судоходные компании и компании но перевалке контейнеров в морских портах (например, в порту Санкт-Петербурга это "Первый контейнерный терминал", "Петролеспорт" и др.).

Слияния и поглощения позволяют логистическим компаниям диверсифицировать свою деятельность по разным рынкам. Более крупная и мощная компания получает шанс стать лидером на глобальном или региональном рынке, становясь частью развитой международной диверсифицированной логистической сети, участие в которой может стать конкурентным преимуществом на глобальном логистическом рынке как в настоящее время, так и в будущих периодах.

Следует отметить, что тенденция слияния и поглощения получила распространение и на российском рынке логистических услуг. Компании, являющиеся мировыми лидерами, выходя на развивающиеся рынки, получают от поглощения местных компаний определенные выгоды: во-первых, экономят на инвестициях, поскольку совместная деятельность, слияния и поглощения намного дешевле создания собственной инфраструктуры; во-вторых, имеют возможность опередить конкурента, так как приобретение экономит время вхождения на региональный рынок. В регионах находится более 70% общего числа клиентов-потребителей, что делает сферу региональной логистики достаточно привлекательной.

Несмотря на то что основные тенденции аутсорсинга в сфере логистики в Российской Федерации соответствуют европейским, в целом наблюдается отставание сектора контрактной логистики в нашей стране. Отечественный рынок логистических услуг находится в стадии становления. На рис. 3.4 приведено распределение ответов представителей разных компаний на вопрос о состоянии рынка логистических услуг. Большая часть респондентов (41,86%) ответили, что рынок логистических услуг в пашей стране постепенно складывается. Ни один из опрошенных не ответил, что рынок контрактной логистики в пашей стране полностью сложился. Практически

Рис. 3.4.

каждый пятый ответил, что рынка логистических услуг в России нет. На наш взгляд, это достаточно частый ответ.

Качеством услуг ЗРL-провайдеров не удовлетворены 58,13% общего числа этих же респондентов, что говорит о низком уровне развития рынка.

Можно назвать несколько причин отставания российского рынка логистических услуг от мирового уровня. Отечественные предприятия еще до недавнего времени имели значительный потенциал снижения затрат, непосредственно связанных с производством или распределением (сбытом), при этом многие из них не хотели менять свои технологические и логистические цепочки, поставщиков и покупателей своей продукции. В условиях чреды экономических кризисов такой потенциал значительно ослабел, что создало благоприятные условия для аутсорсинга логистических видов деятельности и развития рынка логистических услуг.

Следует также отметить, что во многих компаниях сформировался стереотип, в соответствии с которым логистических операторов воспринимают исключительно как более дешевую альтернативу выполнению логистических операций усилиями собственной логистики. Такие предприятия, естественно, не стремятся к партнерским отношениям, боятся допустить логистического посредника к коммерческой информации, и многие, возможно, неправильно оценивают преимущества аутсорсинга в сфере логистики. Многолетняя мировая практика аутсорсинга в сфере логистики показывает, что обращение к логистическим посредникам обеспечивает:

  • лучшее отслеживание рынка и запросов потребителей;
  • повышение качества обслуживания потребителей;
  • снижение операционных логистических затрат;
  • упрощение процедуры оценки эффективности логистики;
  • повышение гибкости и степени адаптации предприятия к различным изменениям во внешней среде;
  • возможность оптимизации логистических решений в закупках и распределении (в том числе в периоды сезонного изменения спроса);
  • достижение эффекта синергии;
  • расширение доступа к передовым логистическим технологиям;
  • сокращение продолжительности логистического цикла;
  • снижение логистических рисков;
  • компенсацию недостатка знаний и опыта у компании в области логистики.

По мнению экспертов, компании, привлекающие логистических провайдеров уровня ЗРЬ, могут снизить затраты на управление запасами от 15 до 30%. Многие компании заметили, что благодаря аутсорсингу удалось снизить логистические затраты на 8,2%, стоимость логистических активов (кроме запасов) - на 15,6%, общий объем запасов - на 5,3%, среднюю продолжительность цикла заказа продукции удалось уменьшить с 10,7 до 8,4 дня .

Современные тенденции развития рынка логистических услуг, преимущества аутсорсинга логистических видов деятельности при решении задач оптимизации затрат в цепях поставок и других параметров обслуживания, сложная конкурентная ситуация на рынке логистики в России обусловливают необходимость решения проблемы стратегического развития российских логистических операторов с целью обеспечения конкурентоспособности.

Российский рынок грузоперевозок переживает сейчас непростые времена. Это заметно, фактически, во всех сегментах, включая и автомобильный. Ухудшение ситуации было очевидным еще в прошлом году. Такой вывод можно сделать исходя из снижения роста объемов грузоперевозок - с 2010 по 2013 год включительно рост был существенным. В 2015 году негативная тенденция обострилась, и то, что сейчас происходит на рынке в целом, можно назвать кризисом 10 .

В начале 2014 года эксперты предсказывали, что рост на рынке транспортно-логистических услуг составит 5-6 процентов. В реальности же вышло, что рост продолжается только в отдельных сегментах, и он гораздо скромнее тех цифр, которые прогнозировались. Так, по итогам первого полугодия рост объема автомобильных грузоперевозок составил только 0,2%. Для сравнения: за аналогичный период 2013 года показатель увеличился на 2,6%, а за январь-июнь 2012 года – примерно на 10%. Железнодорожные грузоперевозки выросли значительнее – где-то на 6%. Одним словом, ситуация для логистических операторов очень неоднозначная. Скажем так: рост пишем, кризис в уме.

По данным Минтранса, авиационный грузооборот в первой половине года сократился примерно на 6%. Притом, что мировой рынок пусть незначительно, но вырос – примерно на 3%. Такая динамика связана с рядом факторов, и прежде всего - нестабильностью на внутреннем рынке, сложной международной обстановкой, колебаниями курсов валют, негативной динамикой инвестиций, торговыми ограничениями. Все это сказывается на маржинальности бизнеса.

Пока нет статистических данных за первую текущего года, но в целом за 2015 ситуация принципиально не изменилась. Можно с уверенностью говорить о стагнации на рынке.

Рынок экспресс-доставки также негативно реагирует на ухудшение экономической ситуации, однако до существенных последствий пока не дошло. Конечно, роста на 15-20% в год, который показывал рынок в 2011-2013 г.г., сегодня нет. Но в целом динамика положительная. Главным драйвером здесь по-прежнему является интернет-торговля - этот сегмент в последние годы очень бурно развивался. По оценкам экспертов, онлайн-торговля уже составляет около 2% от общего объема оптово-розничного рынка. Логистическим операторам такая тенденция, безусловно, на руку. В целом это перспективное направление для бизнеса - если, конечно, государство не будет искусственно сдерживать развитие онлайн-торговли. А такие попытки в течение этого года предпринимались.

Возвращаясь к ситуации на рынке в целом, хотелось бы отметить, что на нем продолжается процесс реструктуризации, неэффективные компании уходят с рынка, усиливается конкуренция, в том числе со стороны «серых» перевозчиков 11 .

Следует подчеркнуть, что сегодняшние проблемы на российском рынке транспортно-логистических услуг обусловлены не только кризисными явлениями в экономике, которые лишь усугубляют системные недостатки. Сейчас в России уровень транспортно-логистических расходов для субъектов любой экономической деятельности, прежде всего - производственной, является одним из самых высоких в мире. Согласно различным оценкам, эти расходы доходят до 20% ВВП. Это примерно на четверть больше, чем в Китае, и почти втрое больше, чем в странах Европы.

Как было упомянуто ранее, Всемирный Банк полагает, что на сегодняшний день Россия находится на 90-м месте из 160 в рейтинге стран по уровню развития логистической системы. Соседствуют с Россией в этом рейтинге такие страны, как Уругвай и Шри-Ланка. Понятно, что по территории эти страны с Россией несопоставимы, и ситуация в нашей стране во многом обусловлена территориальным размахом. Однако такие немаленькие страны, как США, Канада, Австралия, Китай и даже Бразилия находятся в рейтинге значительно выше России.

Поэтому можно констатировать, что неэффективность транспортно-логистической системы является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост в России.

По некоторым данным, российские компании только на транспорт тратят в три раза больше, чем их европейские коллеги, но груз преодолевает одно и то же расстояние в несколько раз дольше.

Анализ состояния логистической отрасли в нашей стране свидетельствует о наличии существенных проблем и барьеров. Это, в частности:

– территория России, самая большая в мире и дальность доставки некоторых грузов исчисляется тысячами километров;

недостаток инвестиций (в том числе иностранных) в логистическую инфраструктуру;

– отсутствие сформированного рынка 3PL-провайдеров;

– недостаточный уровень квалификации персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок;

– несовершенство законодательной и нормативной базы в области логистики;

– отсутствие достоверной и унифицированной статистической отчетности по логистике;

– нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

– слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

– отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

– низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

– недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

По мнению экспертов, в логистической отрасли России наиболее важные сложности: законодательство и большие расстояния. Что касается первой, – проблема не в том, что Россия не имеет законов, а в том, что они по-разному интерпретируются.

Хотелось бы отдельно сказать о достаточно серьезной проблеме подготовки кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т. д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Важно подчеркнуть, что на развитие отечественного логистического рынка также влияет недоверие и страх новизны. Многие российские логисты до сих пор с недоверием относятся к инновационным информационным технологиям.

Кстати, до сих пор многие российские компании несут значительные потери, предпочитая осуществлять транспортировку и хранение грузов самостоятельно. В современных условиях ведения бизнеса данная бизнес-схема не всегда является оправданной с точки зрения эффективности. Иногда предприятию гораздо выгоднее не нести издержки на оплату труда водителей, экспедиторов, кладовщиков, грузчиков, охраны склада, техническое обслуживание машин, бензин, оснащение гаражей и складских помещения, и прочее, а пользоваться услугами профессиональных транспортно-экспедиционных компаний или отдавать осуществление своей логистической деятельности сторонней организации по договору аутсорсинга.

Основатель и генеральный директор логистического стартапа GroozGo Анна Качурец рассказывает о технологиях, которые начинают использовать крупные ритейлеры и перевозчики - в том числе и в России, и объясняет, как эти изменения отразятся на логистике в целом.

Какие технологии в логистике используют Amazon, DHL, Alibaba и другие гиганты

Анна Качурец

Совсем недавно команда логистического стартапа GroozGo провела опрос 45 специалистов - крупных игроков и логистики, таких как Dyson, Sony, Siemens, L’oreal, LaModa, «Деловые Линии» - о том, какие изменения ждут их логистические подразделения .

В последние несколько лет тяжело было всему бизнесу, но особенно кризис ударил по логистической отрасли.

Многие компании переориентировались на внутренние заказы из-за снижения объемов международной перевозки (сказались санкции и военное положение на Украине, а это был один из основных транзитных путей грузовиков и крупнейший торговый партнер России).

Из-за девальвации рубля выросли расходы на топливо и транспортное обслуживание. Нельзя не упомянуть о введении новых мер регулирования автоперевозок - это обязательная установка тахографов и плата за проезд в системе «Платон». Поэтому для компаний с собственным парком машин на первый план выходит эффективное управление цепочкой поставок и загрузкой транспортом.

Основная задача логистики - выстроить эффективную систему поставки. Согласно набирающей обороты стратегии lean-логистики («бережливая логистика») во многих компаниях все процессы, происходящие в цепочке поставок, являются потерями, а цель ведущих игроков ритейла и производственных компаний - эти потери минимизировать или устранить.

Первым шагом к lean-логистике является оптимизация затрат. Большинство респондентов (73%) считают, что снижение расходов и дальше поможет повысить рентабельность деятельности.

Также эксперты считают внедрение технологий одним из самых эффективных методов повышения рентабельности бизнеса (64% опрошенных). Сегодня технологии трансформируют практически каждую отрасль - от отельного и такси до сельского хозяйства. Наконец, дошли до логистики.

В логистике почти ничего не менялось десятки лет из-за сложности и непрозрачности процессов. Но перемены не ждут, пока логистические операторы адаптируются. Так, CEO Amazon Джеффу Безосу, похоже, есть что предложить рынку логистических услуг. И каждый день создается новый стартап, готовый навести порядок в .

Итак, мы решили проанализировать, как и какие технологии внедряют глобальные компании.

Технологии в логистике

По мнению наших респондентов, Alibaba и Amazon начнут активно расширять свои услуги в сторону логистики. Этот тренд мы наблюдаем уже сегодня: логистическое подразделение Alibaba Cainiao оценивается в 7,7 млрд долларов , что превышает оценку транспортного подразделения крупнейшего провайдера логистических услуг DHL .

Amazon Logistics Amazon также неуклонно улучшает качество предоставляемых услуг для своих клиентов и переходит на самовывоз для ускорения доставки. В 2016 году компания взяла в лизинг 20 «Боингов» для обеспечения бесперебойных поставок. Также Amazon находится на передовой внедрения новых технологий автоматизации: на складах, в доставке и клиентском сервисе.
Amazon Drones Amazon не раз заявляла о том, что хочет использовать мобильные воздушные дроны для доставки товаров покупателям. Кроме того, Amazon запатентовала строительство док-станций для дронов на фонарях и лоббирует разрешение доставки беспилотными летательными аппаратами - и уже за пределами США. Так, недавно английское правительство разрешило Amazon тестировать свои беспилотники в Туманном Альбионе, правда, только в определенных местах.
Amazon Robotics На складах Amazon работает более 30 тысяч роботизированных систем - грузчиков Kiva, которые полностью автоматизировали процесс хранения, комплектования и упаковки. Чтобы эффективно распределять товары, требуется около 90 крупных центров . С помощью роботов интернет-гигант сократил операционные расходы на 20%, что в денежном эквиваленте составляет 22 миллиона долларов на каждый склад .
Honeywell Intelligrated Honeywell купил компанию автоматизации управления цепи поставок и склада Intelligrated за $1,5 млрд. Intelligrated был успешным интегратором мобильных и стационарных роботизированных решений и систем для производства, складирования, обработки материалов и автоматизированного хранения и поиска на протяжении 20 лет. У компании большой портфель IP по автоматизации склада, выполнения заказов и программных решений.
FedEx Sensaware FedEx развивает бизнес-направление сенсорной логистики, которая представляет собой сервис для контроля цепочки поставок в реальном времени - не только от точки отправления до точки назначения, а в режиме постоянного наблюдения. То есть еще до того, как посылка покинет место отправления, есть возможность узнать, содержится ли она в правильном температурном режиме, проставлена ли на упаковке нужная маркировка.
DHL Smart Sensor DHL оснащает контейнеры устройством Smart Sensor, которое использует сверхвысокочастотные RFID-метки и встроенные температурные датчики. Это позволит клиентам компании отслеживать температурные режимы перевозок и получать предупредительный сигнал в случае их нарушения. Метка SmartSensor считывается в нескольких точках: на станции отправления, в тот момент, когда объект покидает станцию и когда отправляется с этой станции для доставки по соответствующему адресу.
IoT GM, Hyundai, BMW Производители автомобилей и транспортные операторы инвестировали значительные средства в подключение транспортных средств к интернету. Как в «восстановительные» системы, такие как LoJack , так и в автомобильные услуги вроде OnStar от компании General Motors . Применение технологий IoT предвещает новую эпоху в сфере управления трафиком и мониторинге транспорта .
Drive4Schenker DB Schenker объявил о партнерстве с uShip, в рамках которого сделает онлайн-платформу для перевозчиков под названием Вози для Schenker (Drive4Schenker). Запуск платформы планируется в этом году. Эксклюзивный контракт американской логистической платформой uShip обошелся компании в десятки миллионов долларов и будет действовать 5 лет на территории Европы. DB Shenker использует технологию американской компании для автоматизации управления сторонним транспортом (с компанией работает более 25 тысяч индивидуальных перевозчиков).
Delta Cargo Online Delta Cargo запустила платформу онлайн-бронирования авиаперевозок . Также компания внедрила систему электронных контрактов и обмена электронными документами. 77% всей работы с документами происходит онлайн .
CB Robinson Freightquote CB Robinson выкупил платформу моментального расчета тарифов доставки и грузоперевозок Freightquote. E-commerce платформа агрегирует службы доставки, моментально рассчитывает стоимость и помогает быстро заказать доставку .
KN FreightNet Kuehne+Nagel, ведущий игрок морских и авиаперевозок, запустил платформу онлайн-бронирования грузоперевозки при доставке сборных грузов (перевозка грузов нескольких заказчиков одним самолетом/машиной в одном направлении).
The UPS Store В 2013 году отдел по работе с розничными клиентами компании United Parcel Service начал тестирование принтера Stratasys UPrint SE Plus, который можно использовать для производства различных предметов - запчастей, функциональных прототипов, используемого реквизита, архитектурных моделей, крепежей для камер, осветительных приборов и кабелей . Уже в этом году UPS планирует добавить возможность в своих магазинах по всей территории США.
Global Ports На Усть-Лужском контейнерном терминале, входящем в группу Global Ports, впервые на российском стивидорном рынке внедрена технология электронного согласования заявок на пропуск в зону пограничного контроля.

В 2012 году американский журнал The Economist провел исследование влияния новых технологий на бизнес и цепочку поставок компаний. Казалось, что прогнозы абсолютно нереалистичные, но в 2016 г. они начали сбываться. Итоги исследования звучали так:

  1. «Технологизация» затронет все индустрии без исключения. Развиваться смогут лишь те компании, которые будут максимально быстро внедрять новые технологии.
  2. Компаниям будет тяжелее маскировать плохое качество и/или высокие цены, так как технологии откроют доступ к информации для всех потребителей в любой точки планеты и сделают все процессы более прозрачными и понятными.
  3. Те, кто смогут воспользоваться этим, начнут создавать бизнес на основе Big Data.

Этот опрос, а также анализ мировых , показали, что отрасль наконец-то готова к технологическим изменениям. Мы ожидаем, что в следующие 5 лет логистика станет более эффективной и быстрой благодаря автоматизации и выходу в онлайн.

Неизменно актуальной во все времена отраслей бизнеса является логистика. Рынок логистики один из самых развитых и объемных. В 2013 году его стоимость определили как $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП!

Но нельзя жить вчерашним днем. Современность диктует новые правила. Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий.

Какие тенденции способствуют этому, вы узнаете из сегодняшней инфографики.

Новые технологии логистики

Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий. Какие тенденции способствуют этому?

Факты и цифры

Логистика всегда развивалась за счет внедрения новых технологий и повышения их эффективности.

  • Мировой рынок логистики в 2013 году оценивался в $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП.
  • Наиболее быстрорастущий сектор – рынок транспортных услуг. Каждый год с 2011 его объем увеличивается на 7% .
  • 42% мирового сектора услуг принадлежит США.
  • В 2016 году транспортный сектор принес доход в $ 3.8 трлн .
Логистика будущего

Индустрия логистики не стоит на месте. Познакомимся с данными исследования EFT (мировой лидер в области бизнес-аналитики транспорта, логистики и поставок), проведенном на Third Party Logistics (3PL – логистика третьей стороны, обозначает концепцию покупки логистических услуг. Сторона поставщика услуги – промежуточная между производителем и потребителем).

3D печать

Текущая ситуация

  • Более 40% клиентов 3PL ожидают от компании опыта в 3D печати.
  • 19,2% производителей и розничных торговцев уже используют 3D-печать в своем бизнесе.
  • Тем не менее, только 1,5% может гарантировать качество таких услуг.

Роль в логистике

  • Развитие рынка: 3D печать позволяет наладить производство продукции на местах (децентрализовано), что благоприятно для развития регионов. Это позволяет быть ближе к ныркам сбыта. 3D печать способна удовлетворить любые запросы клиентов.
  • «Последняя миля»: больше нет необходимости пересылать товар через полмира. Он может быть произведен рядом с покупателем. Это стимулирует развитие местных рынков и производственных площадок, и как следствие – скорейшее удовлетворение запросов покупателей.
  • Запчасти больше не нужны: исчезает необходимость производить заранее и хранить большое количество запасных частей для техники, так как они могут быть напечатаны по требованию. Нужно хранить лишь цифровой макет издания.
Интернет вещей (IoT)

Текущая ситуация

  • 26.25% 3PL компаний в настоящее время пользуются М2М-технологиями («машина для машины»).
  • 46.62% планируют делать это в будущем.
  • 47% опрошенных заявили, что IoT будет иметь огромное влияние на логистику.
  • Лишь 3% отрицают этот факт.

Роль в логистике

  • Связь: интернет вещей позволяет поддерживать связь с производственными площадками и контролировать процессы, происходящие на них: производительность машин, условия окружающей среды, энергетические показатели, запасы ресурсов и материалов.
  • Повышение наглядности процесса: IoT предоставляет возможность удаленного отслеживания всего процесса логистики.
  • Мониторинг рабочего процесса: Интернет вещей позволяет контролировать работы оборудования и сотрудников, что повышает безопасность и эффективность труда.
БЛА (беспилотные летательные аппараты)

Текущая ситуация

  • 36% респондентов считают, что в течение в 5 – 10 лет появится беспилотная форма доставки.
  • 6.3% уверяют, что через 10 лет это будет обычным явлением.
  • 27.31% думают, что столь скорое появление беспилотной доставки маловероятно.
  • 5.88% уверен, что роботизации этого направления не произойдет вовсе.
  • 31% производителей и розничных торговцев хотел бы, чтобы логистические компании использовали беспилотные летательные аппараты для доставки продукции.

Роль в логистике

  • Первая и последняя мили: БЛА могли бы успешно применяться для доставки в условиях города: для первой (от начальной точки) и последней (завершающий этап) миль.
  • Для сельской местности: беспилотные аппараты могут существенно облегчить доставку в районы с неразвитой инфраструктурой, где нет дорог и прочих путей сообщения. Google работает над Project Wing, который уже тестируется в Австралии.
  • Наблюдение: в будущем клиент, вероятно, тоже смогут наблюдать в режиме реального времени за движением БЛА, доставляющего его груз.
Автономный транспорт

Текущая ситуация

  • 42% производителей и ритейлеров хотели бы, чтобы 3PL- компании имели знания и опыт в управлении грузовым автотранспортом.
  • Но только 0.75% представителей 3PL могут похвастаться этим.
  • Лишь 1.5% не только знают, но и умеют качественно самостоятельно управлять транспортом.
  • 12.78% 3PL-компаний заявляют, что они имеют теоретические представления о автомобильной доставке.
  • 6.02% хотят повысить свою компетентность в этой области.

Роль в логистике

Это экономно: компания AXA UK, осуществляющая страховую деятельность, выдвинула предположение, что автономные транспортные средства помогут сэкономить логистической отрасли 34 млрд. фунтов.

Зачем развивать технологии

Вот несколько тенденций, которые в будущем необратимо повлияют на логистику.

Новые модели развития

  • Логистика сегодня не заканчивается на экспорте из Азии в Северную Америку и Европу. Траектории экспорта становятся вариативнее.
  • Развитие инфраструктуры городов является мощным стимулом эволюции логистики.

Гибкость

  • Способы доставки становятся все разнообразнее. Это позволяет потребителям выбирать удобные для себя методы и сроки.

Близость к клиенту

  • Инвестиции в логистику постоянно растут. Доставка становится ближе к клиенту: открываются новые склады, офисы, пункты выдачи.

Мультиканальность

  • Современный покупатель активно использует все возможные каналы и девайсы для совершения покупки.
  • Логистика не должна отставать от ритейла. Мультиканальная стратегия здесь также актуальна и эффективна.

Информационные технологии

  • Развитие логистики требует внедрения передовых технологий. Это одна из главных сфер для инвестиций сегодня и в будущем.

Непрерывность

  • Для быстрого выхода продуктов на рынок и минимизации рисков, необходимо следить за непрерывностью процесса логистики и развивать аутсорсинг.

Стабильность

  • Сегодня все чаще покупатели предпочитают «правильный», проверенный товар. Доставка тоже должна быть надежной, ведь это неотъемлемая часть успешной покупки.

Прозрачность

  • Доступность логистической информации позволяет следить за поставками в любой момент времени, что благоприятно для планирования.

Многие современные технологии находят применение в сфере доставки и хранения. Процессы логистики многочисленны, многогранны и динамичны, они требуют постоянного развития средств их осуществления. Поэтому, не удивляйтесь, если однажды вашу посылку из интернет-магазина доставит не человек, а миниатюрный мирный дрон.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS