Реклама

Главная - Автобизнес
Мощность услуга по передаче и электрическая мощность. Услуга по передаче электроэнергии

Свет / Подключение к электросетям

Передача электрической энергии является составным элементом электроснабжения конечных потребителей электрической энергии. Для осуществления передачи потребитель должен урегулировать данные отношения с уполномоченным лицом. Одним из вариантов урегулирования является заключение договора на передачу электрической энергии.

Договор на передачу электрической энергии – нормативная база

Заключение договора на передачу электрической энергии регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК);
  • Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ « Об электроэнергетике» (далее – « Закон об Электроэнергетике»);
  • Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 8613 (далее – Правила);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 « О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и др.

В соответствии с пунктом 4 Правил услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Такой договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

Существенные условия договора на передачу электрической энергии установлены Правилами. Основным условием заключения договора на передачу электрической энергии является наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации (п. 10 Правил).

Однако на практике возникают случаи, когда энергопринимающее устройство заявителя присоединено к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства другого лица.

При этом у данного лица имеется возможность влиять на заявителя, например, посредством отсоединения от своей сети, а также требованиями заключить договор на передачу электрической энергии через его объекты за плату. Возникает вопрос, возможно ли заключение такого договора? Необходимо отметить, что в со- ответствии со ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение однократно. При этом Закон не оговаривает, присоединение к каким сетям. Таким образом, если объекты заявителя присоединены к электрическим сетям третьих лиц (не являющихся сетевой организацией), повторное присоединение не требуется.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства в соответствии с п. 6 Правил вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Таким образом, законодательство допускает заключение договора на передачу электрической энергии с лицом, не являющимся сетевой организацией. Вместе с тем, установлено обязательное (императивное) условие: для такого лица должен быть определен тариф на передачу электрической энергии. В противном случае такое лицо неправомочно заключать договор на передачу электрической энергии, а заключенный договор не будет соответствовать императивным нормам законодательства.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Требования законодательства к собственнику электросетей

Необходимо отметить, что ст. 26 Закона об электроэнергетике, а также п. 6 Правил установлено, что владелец объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии и энергоснабжение энергопринимающих устройств другого субъекта, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии, а также требовать платы за транспортировку электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства.

В соответствии же с п. 9, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, а также нарушение установленного порядка ценообразования.

Однако владелец объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии и энергоснабжение энергопринимающих устройств другого субъекта, вроде бы не осуществляет деятельности, которая относится к естественной монополии. Например, основной деятельностью такого хозяйствующего субъекта может быть заключение договоров купли-продажи, договоров аренды, договоров лизинга и т.п. Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии - на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ « О естественных монополиях» (далее – закон о естественных монополиях), естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Владелец электросетей как естественная монополии: особенности правового статуса и обязанность заключить договор на передачу электроэнергии

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Поскольку владелец объектов электросетевого хозяйства (основной деятельностью которого является, например, заключение договоров аренды) как хозяйствующий субъект не представлен на соответствующем товарном рынке энергоснабжения, т.е. не имеет статуса сетевой организации, не включен в реестр субъектов естественной монополии, не обращался в регулирующий орган за установлением тарифа, не осуществляет технологическое присоединение к своим электрическим сетям, не имеет инвестиционной программы, которая должна быть у сетевой организации, его доля на этом товарном рынке составляет 0%.

Вместе с тем, в соответствии с указанными выше нормами владелец объектов электросетевого хозяйства, фактически оказывая услуги по передаче электрической энергии и энергоснабжению потребителю, занимает доминирующее положение в границах протяженности своих сетей. См. например, практику ФАС России дело № 110/105-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО « Гема-инвест» ; дело № 110/97-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО « Инфоком» , Решение от 18.06.2010 по делу № А40-135438/09-122-999 Арбитражного суда г. Москвы , Постановление Федерального суда Московского округа от 28.12.2010 № КА-А41/15370-10 (1 ,2).

Чтобы иметь возможность взимать плату за передачу электрической энергии, владелец объектов электросетевого хозяйства обязан обратиться в тарифный орган для установления тарифа на передачу электрической энергии. Если такое лицо все же взимает плату за передачу электрической энергии (или плату за трансформацию, переработку и т.д.) без установления тарифа, а также препятствует перетоку электрической энергии, то данные действия нарушают п. 9, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, договор на передачу электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства лица, не являющегося сетевой организацией, заключенный в отсутствии тарифа, является ничтожным, так как нарушает императивные нормы законодательства.

Кроме того, действия лица, которое взимает плату за передачу электрической энергии через свои электрические сети в отсутствие тарифа, а также создает препятствия перетоку электрической энергии по своим электрическим сетям в пользу иного потребителя, являются нарушением антимонопольного законодательства (в частности, нарушением установленного порядка ценообразования и созданием препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам).

Корнеев О. С., главный специалист-эксперт Управления контроля электроэнергетики ФАС России

20.01.2016

О выборе варианта тарифа услуг по передаче электроэнергии

1 января начался не только Новый год, но и новый расчетный период. C целью оптимизации расходов на электроэнергию вы можете самостоятельно выбрать для расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке вариант цены, не позднее одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (*). Выбор варианта цены производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику.

Напоминаем, что расчеты можно осуществлять по разным вариантам цен на электроэнергию и мощность.

Законодательством предусмотрено 6 ценовых категорий (ЦК) (**):
С учетом одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче:

Первая ЦК - для покупки электроэнергии в целом за месяц;

Вторая ЦК - для покупки электроэнергии по зонам суток;

Третья ЦК - для покупки электроэнергии и мощности по часам суток без почасового планирования;

Пятая ЦК - для покупки электроэнергии и мощности по часам суток с осуществлением почасового планирования.

С учетом двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче:

Четвертая ЦК - для покупки электроэнергии и мощности по часам суток без почасового планирования;

Шестая ЦК - для покупки электроэнергии и мощности по часам суток с осуществлением почасового планирования.

Для выбора ОАО «Татэнергосбыт» советует провести сравнительный анализ затрат и предлагает вашему вниманию «Выбор варианта тарифа услуг по передаче электрической энергии ».

В случае отсутствия уведомления в расчетах будет применяться ценовая категория, выбранная вами в предыдущем периоде регулирования.
Стоит учитывать, что в течение года изменение уже выбранного на текущий период регулирования варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии допускается только по соглашению с сетевой организацией.

В рамках выбранного тарифа на услуги по передаче ценовую категорию вы можете менять один раз в месяц путем направления уведомления гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагаете производить расчеты по-новому.

Более подробную информацию о ценах на электроэнергию и мощность и выборе ценовых категорий вы можете получить у специалистов нашего Контакт-центра, позвонив по бесплатному номеру 8-800-200-25-26 .

(*) Согласно п.74. Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

(**) Потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт могут выбрать только с третьей по шестую ценовые категории. Согласно п. 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012г. №442. Потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями.

Наша миссия - сделать энергоснабжение клиентов надежным и удобным

АО «Татэнергосбыт»

ЗАО ведет работы на земле, которая принадлежит физ. лицу. ЗАО необходима электроэнергия для питания электрооборудования, у физ. лица имеется комплектная трансформаторная подстанция (КТП). Может ли он нам предоставить услугу по передаче электроэнергии со своего КТП, как это оформить? С кем в данном случае оформить договор?

Ответ

В данном случае возможно два выхода.

Первый состоит в том, что физическое лицо и ЗАО заключают субабонентский договор. Для этого потребуется получить согласие энергоснабжающей организации.

Второй выход состоит в том, что ЗАО может осуществить опосредованное техподключение через ТП физического лица. В этом случае достаточно соглашения сторон, которое оформляется по форме, утв. Приложением 12 к Правилам техподключения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Абонент может передавать энергию, которую он принял от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу - субабоненту. Чтобы правильно осуществлять такие поставки, абоненту важно знать:

  • в чем состоят ;
  • какие ;
  • чем .

Эти правила устанавливает параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ. О разграничении общих и специальных правил, которые установлены законом для договора энергоснабжения, см. .

Какие особенности имеет энергоснабжение субабонента

Договор энергоснабжения заключают между собой:

  • энергоснабжающая организация как поставщик энергии;
  • абонент - потребитель энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Однако Гражданский кодекс РФ допускает возможность получения энергии другим лицом - субабонентом от абонента (ст. 545 ГК РФ). Для этого абонент и субабонент заключают между собой субабонентский договор энергоснабжения (т. е. договор на пользование электроэнергией).

В таком случае абонент:

  • выступает потребителем энергии в отношениях с энергоснабжающей организацией;
  • отвечает перед энергоснабжающей организацией за нарушение обязательств субабонентом;
  • выступает для субабонента в качестве энергоснабжающей организации.

При этом абонентом является одно лицо (с которым энергоснабжающая организация заключила договор энергоснабжения), а субабонент с поставщиком энергии не состоят в договорных отношениях. Из этого следует, что в рамках договора энергоснабжения ответственность абонента перед энергоснабжающей организацией не зависит от исполнения своих обязательств субабонентом перед абонентом.

Кроме того, закон не устанавливает, что за ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения ответственность несет фактически потребившее энергию лицо, то есть субабонент. Правоотношения между абонентом и субабонентом вне заключенного договора энергоснабжения не относятся к предмету спора, который может возникнуть между абонентом и поставщиком энергии.

Поэтому в приведенном ниже примере из практики суд удовлетворил иск энергоснабжающей организации и взыскал задолженность по оплате за энергию с абонента, а не с субабонента.

Пример из практики: суд взыскал с абонента задолженность по потребленной энергии, так как счел, что тот не исполнил обязательства по договору. В данном случае закон не устанавливает, что за неисполнение обязательств по договору отвечает субабонент

ОАО «В.» (энергоснабжающая организация) и муниципальное учреждение (абонент) заключили договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде. По его условиям ОАО «В.» приняло обязательство отпускать абоненту тепловую энергию в горячей воде, а абонент - осуществлять своевременную и полную оплату потребленной энергии в порядке, который стороны согласовали в договоре. Стороны согласовали объем тепловой энергии, а также, что МУП «С.» является субабонентом.

Впоследствии энергоснабжающая организация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к абоненту. Она просила суд взыскать задолженность по договору на снабжение тепловой энергией и проценты за незаконное пользование денежными средствами. К участию в деле суд привлек третье лицо - МУП (субабонента).

Суд первой инстанции установил, что абонент не исполнил обязательства по договору. Поэтому исковые требования ОАО «В.» он удовлетворил.

Однако абонент, не согласный с таким решением, указал, что доказательства опровергают наличие неисполненного обязательства по оплате услуг по теплоснабжению. По его мнению, неисполнение обязательства по оплате услуг по теплоснабжению имело место не со стороны абонента, а со стороны МУП - субабонента. Тепловую энергию фактически потреблял субабонент, поэтому оплачивать сумму долга должен непосредственно субабонент как потребитель энергии.

Апелляционный и кассационный суды отказали абоненту и поддержали решение суда первой инстанции по следующим основаниям:

  • Несвоевременная оплата субабонентом потребленной тепловой энергии не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины абонента, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности. Поэтому ссылку абонента на положения статьи 401 Гражданского кодекса РФ суд счел несостоятельной.
  • Должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо (ст. 403 ГК РФ). В рамках договора теплоснабжения ответственность абонента не дифференцирована и не поставлена в зависимость от исполнения своих обязательств субабонентом перед абонентом. Абонентом по договору является только муниципальное учреждение. Правоотношения абонента и субабонента вне заключенного договора теплоснабжения не относятся к предмету спора.
  • В данном случае закон не устанавливает, что за ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения ответственность несет фактически потребившее тепловую энергию лицо. Доказательства потребления МУП как субабонентом тепловой энергии отсутствуют. Кроме того, абонент не отрицал, что в заключении отдельного договора по оплате коммунальных услуг третьим лицом в пользу абонента было отказано энергоснабжающей организацией. Требования закона в части документального оформления отношений между абонентом и субабонентом абонент также не выполнил, доказательств передачи третьему лицу тепловой энергии как субабоненту через присоединенную сеть от абонента не представил.

Такие обстоятельства изложены в постановлении ФАС Поволжского округа от 18 июня 2010 г. по делу № А57-21599/2009.

Если же потребитель энергии заключил договор энергоснабжения непосредственно с ее поставщиком, то собственник или иной законный владелец сетей (т. е. еще один потребитель, смежный, который также находится в договорных отношениях с поставщиком) обязан не препятствовать транспортировке ресурса или энергии от поставщика такому потребителю. Такая обязанность установлена в следующих положениях:

  • часть 3 статьи 11 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
  • часть 6 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
  • пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861(далее - Правила № 861).

В таком случае собственник или иной законный владелец сети выступает как сетевая организация (например, абз. 2 п. 6 Правил № 861). Субабонентсткий договор между смежным потребителем и конечным потребителем в этом случае не заключается.

Какие условия нужно соблюсти для передачи энергии субабоненту

Общие правила о субабонентском договоре энергоснабжения содержит параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ.

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Такое правило установлено в статье 545 Гражданского кодекса РФ.

Согласие энергоснабжающей организации на заключение субабонентского договора абоненту нужно получить в письменном виде. Оно может быть дано и на определенный срок с возможностью продления.

Пример из практики: суд признал незаконным отказ абонента от субабонентского договора и обязал не препятствовать перетоку электрической энергии, так как абонент получил согласие на заключение субабонентского договора

ООО «В.» (далее - субабонент) и ОАО «Э.» (далее - абонент) заключили договор на передачу и потребление электрической энергии. Энергоснабжающая организация выразила согласие (разрешение) на передачу электрической энергии субабоненту через электрические сети абонента. Разрешение на передачу энергии она выдала сроком на один год и в последующем неоднократно продлевала его действие (далее - Разрешение).

Впоследствии абонент уведомил субабонента об одностороннем расторжении договора и отказе от передачи электрической энергии на его объект. В связи с этим субабонент обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконным решения об одностороннем отказе от договора. Одновременно он просил суд возложить на абонента обязанность не препятствовать перетоку электрической энергии.

Суд удовлетворил иск субабонента. Также он отметил, что энергоснабжающая организация предоставила свое согласие (в виде Разрешения) на передачу электрической энергии через электрические сети абонента (определение ВАС РФ от 24 января 2011 г. № ВАС-18354/10 по делу № А45-4227/2010).

Чем отличается соабонент от субабонента

Понятие «субабонент» необходимо отличать от понятия «соабонент». Соабонентами являются долевые собственники здания, в котором находится энергопринимающее оборудование. Возможна ситуация, при которой один из долевых собственников заключил договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией, став ее абонентом, а с другим долевым собственником заключил субабонентский договор энергоснабжения. Такой договор в действительности не является субабонентским и считается ничтожным.

Пример из практики: поскольку субабонент фактически являлся соабонентом, суд удовлетворил его иск о взыскании с абонента неосновательного обогащения

ООО «К.» (энергоснабжающая организация) и ОАО «К.» (абонент) заключили договор на теплоснабжение.

Абонент, в свою очередь, заключил договор на теплоснабжение (далее - договор) с ООО «Ф.» (субабонент). В соответствии с условиями данного договора абонент с согласия энергоснабжающей организации через присоединенные сети передавал, а субабонент получал тепловую энергию и оплачивал ее. Кроме того, субабонент компенсировал долю амортизационных расходов на содержание сетей в размере 30 процентов фактического объема потребляемой абонентом тепловой энергии (условие).

Субабонент оплатил выставленные абонентом счета в полном объеме. Однако позднее пришел к выводу, что условие ничтожно, и обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с абонента уплаченных ему денежных средств как неосновательного обогащения.

Суд установил, что абонент и субабонент являлись долевыми собственниками части нежилых помещений, находящихся в здании. Суд отметил, что система отопления (теплопотребляющая установка и внутренние тепловые сети), при помощи которой происходит теплоснабжение всего здания, относится к его общему имуществу. При этом субабонент и абонент имеют право ее использовать как участники общей долевой собственности на нее. Исходя из этого, суд сделал вывод, что абонент и субабонент по отношению к энергоснабжающей организации обладали статусом соабонентов. ООО «Ф.» не могло быть субабонентом, и отношения сторон, оформленные в виде договора, не соответствовали закону.

Суд указал на неправомерность метода расчета расходов на содержание сетей, которые ООО «Ф.» уплатило в пользу абонента. Суд сослался на то, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). Суд пришел к выводу, что указанный неправомерный метод расчетов привел к возникновению у абонента неосновательного обогащения, и удовлетворил иск (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 декабря 2011 г. по делу № А33-18518/2010, определением ВАС РФ от 21 мая 2012 г. № ВАС-5673/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).»

Еще одним из методов снижения затрат на электроэнергию для потребителей юридических лиц, у которых есть на балансе линии электропередач или трансформаторные подстанции является получение тарифа на передачу электроэнергии по своим электрическим сетям. В основном такими объектами владеют промышленные потребители. Таким образом, после получения тарифа на передачу электроэнергии произойдет снижение стоимости электроэнергии для юридических лиц . Как произвести расчет тарифа на передачу электроэнергии и что такое вообще услуги по передаче электрической энергии об этом и пойдет речь в этой статье.

Почему это может быть актуально для потребителей?

Потому что многие крупные потребители, у которых на балансе есть объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач, трансформаторные подстанции) от которых запитаны не только сам потребитель, но и объекты других собственников (так называемые субабоненты). Получается, услуги по передаче электроэнергии собственником осуществляется, более того, он обязан содержать эти объекты электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, а использовать их будет не только указанный собственник, но также и субабоненты, подключенные к ним. Таким образом, электроэнергия для предприятий, на чьем балансе есть линии электропередач будет дороже, чем электроэнергия для предприятий, у которых нет электросетевого хозяйства. При этом, в соответствии с п.5 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, собственник объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через его сети и требовать за это плату. Также собственник линий электропередач и трансформаторной подстанции должен оплачивать потери электроэнергии, которые возникают в элементах сети.

Возникает резонный вопрос, а кто же компенсирует указанному собственнику затраты на содержание этих объектов.

Ответ содержится в п. 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче», в котором говорится о том, что «указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии». Т.е. собственник таких объектов может произвести расчет тарифа на передачу электроэнергии по своим сетям (произвести расчет НВВ - необходимой валовой выручке от оказания услуг по передаче электроэнергии), собрать определенный перечень документов и обратиться за установлением тарифа на передачу электроэнергии в местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (РЭК или комитет по тарифам). В свою очередь, РЭК оценивает и производит расчет величны НВВ сетевой организации и принимает решение об установлении тарифа на передачу электрической энергии в отношении компании. Т.е. предприятие получает статус сетевой организации.

Что это значит на практике? Собственник объектов электросетевого хозяйства заключает договор оказания услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией (либо с гарантирующим поставщиком - с кем заключать договор оказания услуг зависит от принятой в регионе схеме расчетов «котел сверху или снизу»), также он заключает договор купли - продажи электроэнергии в целях компенсации потерь в его объектах электросетевого хозяйства с гарантирующим поставщиком и обращается в местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении для него тарифа на услуги по передаче электроэнергии по его электрическим сетям. Стоит отметить, что тариф ему может быть установлен, начиная с любого месяца (например, с 15 июня, а не с 1 января следующего года, как зачастую на этом настаивает местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов). Таким образом собственник должен предпринять ряд действий, чтобы ему установили тариф на передачу электроэнергии по его электрическим сетям.

После выполнения всех мероприятий (расчета тарифа на передачу электроэнергии, расчета НВВ, подготовки документов для получения статуса сетевой организации и т.д.) указанному собственнику устанавливается индивидуальный тариф на передачу электроэнергии для взаиморасчетов с вышестоящей сетевой организаций или другим получаетелем платы за передачу электроэнеергии (так называемый "котлодержатель"). После этого, указанный собственник наделяется статусом сетевой организации и имеет право получать плату за оказанные им услуги по передаче электроэнергии по установленному тарифу за каждый кВт.ч. электроэнергии, переданной по своим сетям.
Таким образом путем получения тарифа на передачу электроэнергии по своим сетям, потребитель может снизить конечный тариф на электроэнергию для предприятий, тем самым снизив затраты на электроэнергию (стоимость электроэнергии для компаний).

Важно!!! Если у потребителя есть на балансе объекты электросетевого хозяйства, но субабоненты к его сетям не присоединены (объекты электросетевого хозяйства используются только для «личных» целей), то в таком случае указанный собственник имеет право провести указанные выше мероприятия, получить тариф на передачу электроэнергии и требовать оплаты за оказанные «самому себе» услуги по передаче электроэнергии. Однако, 7 марта 2014 года подписано постановление Правительства РФ №179, в соответствии с которым, такие электросетевые компании (оказывающие услуги по передаче электроэнергии "сами себе") относятся к моносетевым компаниям при соответствии ими любому их двух критериев:

1. Максимальная мощность "основного потребителя" составляет более 80% от всей максимальной мощности всех потребителей, присоединенных к электросетям этой сетевой организации.

2. Годовой объем отпуска электроэнергии "основному потребителю" составляет более 80% от всего отпуска электроэнергии такой сетевой компании за последний год.

Если один из этих двух критериев выполняется, то оплату за оказанные услуги по передаче электроэнергии такой сетевой компании должен производить непосредственно "основной потребитель" по утвержденному для сетевой организации тарифу на передачу электроэнергии.

Т.е. просто напросто бремя содержания электросетей перекладывается на основного потребителя.

Кроме того, с 2015 году для сетевых компаний постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 утвержены критерии отнесения организации к сетевым компаниям. Вот эти критерии. Если организация не удовлетворяет указанным критериям , то не она не имеет право на получение индивидуального тарифа на передачу электрической энергии.

В случае, если указанные собственники не имеют желания или возможности проводить указанные мероприятия, то они могут заключить договор аренды и сдать находящиеся в собственности объекты электросетевого хозяйства в аренду специализированным организациям, для которых оказание услуг по передаче это основной вид деятельности. Размер арендной платы определяется индивидуально и зависит в этом случае от множества факторов: степени износа объектов, величины перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства и мн. другое.

  • Глава 2. Оптовый рынок. Структура, субъекты, договоры
  • 2.1. Оптовый рынок электроэнергии (мощности) как организованная торговая площадка
  • 2.2. Инфраструктурные организации оптового рынка
  • Глава 4. Рынок мощности в ценовых зонах 118
  • Глава 10. Рынки тепловой энергии. Актуальное состояние и возможности развития 358
  • 2.2.2. Технологическая инфраструктура оптового рынка электроэнергии (мощности)
  • 2.3. Участники оптового рынка
  • 2.4. Договорная конструкция оптового рынка. Предмет торговли на оптовом рынке
  • 2.4.1. Договор о присоединении к торговой системе: роль, значение, структура, порядок заключения
  • 2.4.2 Регламенты оптового рынка - приложения к Договору о присоединении к торговой системе
  • 2.4.3. Предмет торговли на оптовом рынке: электроэнергия и мощность
  • 2.4.4. Структура договоров оптового рынка
  • 2.5 Порядок разрешения разногласий и решения споров на оптовом рынке
  • Глава 3. Оптовый рынок электрической энергии в ценовых зонах
  • 3.1. Двусторонние договоры
  • 3.1.1. Общие свойства двусторонних договоров
  • 3.1.2. Регулируемые договоры
  • 3.1.3. Свободные договоры
  • 3 .2. Рынок на сутки вперед
  • 3.2.1. Принцип маржинального ценообразования
  • 3.2.2. Возможные типы аукционов в рынках электроэнергии
  • Аукцион с учетом пропускной способности зональные пены
  • 3.2.3 Аукцион с учетом всех системных ограничений
  • 3.2.4. Свойства цен рынка на сутки вперед
  • 3.2.5. Конкурентные и регулируемые механизмы торговли электроэнергией в плановом режиме
  • 3.3. Балансирующий рынок электроэнергии
  • 3.4. Рыночные механизмы выбора состава включенного генерирующего оборудования
  • 3.6. Заключение
  • Глава 4. Рынок мощности в ценовых зонах
  • 4.1 Основы рынка мощности. Цели введения рынка мощности
  • 4.3. Обязательства поставщиков и пуловое соглашение поставщиков мощности
  • 4.4. Обязательства покупателей по покупке мощности
  • 4.5. Способы торговли мощностью оптового рынка в ценовых зонах
  • 4.5.1. Регулируемые договоры купли-продажи мощности
  • 4.5.2. Свободные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности (сдэм)
  • 4.5.3. Покупка и продажа мощности атомной и гидрогенерации.
  • 4.5.4. Покупка и продажа мощности через централизованного контрагента.
  • 4.6 Биржевая торговля как механизм заключения свободных двусторонних договоров на мощность и электроэнергию
  • 1 Месяц
  • Глава 5. Рынок электроэнергии и мощности в «неценовых» зонах
  • 5.1. Особенности функционирования оптового рынка на территории Дальнего Востока
  • 5.2 Особенности функционирования оптового рынка на территориях Республики Коми и Архангельской области
  • 5.3. Особенности функционирования оптового рынка на территории Калининградской области
  • Глава 6. Учет фактического производства и потребления на оптовом рынке. Финансово-расчетная система
  • 6.1. Финансово-расчетная система оптового рынка
  • 6.2 Коммерческий учет электроэнергии (мощности) на оптовом рынке
  • Глава 7. Розничные рынки
  • 7.1. Основы модели розничного рынка переходного периода
  • 7.2 Субъекты розничного рынка
  • 7.2.1. Гарантирующий поставщик Требования к гарантирующему поставщику
  • 7.2.2. Энергосбытовые организации, не относящиеся к гарантирующим поставщикам
  • 7.2.3. Энергоснабжающие организации
  • 7.2.4. Особый порядок принятия потребителей на обслуживание
  • 7.2.5. Производители электрической энергии
  • 7.2.6. Территориальные сетевые организации
  • 7.2.7. Исполнители коммунальных услуг
  • Система договорных отношений розничного рынка
  • 7.3.1. Договоры энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии)
  • 1) Договорные величины потребления электроэнергии (мощности): в зависимости от принадлежности потребителя к той или иной классификации определяются следующие договорные величины:
  • 7.3.2. Договоры поставки (купли-продажи) электрическом энергии, заключаемые производителями электрическом энергии
  • 7.4. Ответственность за надежность энергоснабжения потребителей
  • 7.5. Ценообразование на розничных рынках
  • 7.5.1. Регулируемые и свободные цены на розничных рынках в ценовых зонах
  • 7.5.2. Регулируемые тарифы
  • 1 Группа. Базовые потребители
  • 2 Группа. Население
  • 3 Группа. Прочие потребители
  • 7.5.3. Нерегулируемые цены
  • 7.5.4. Система ценообразования в неценовых зонах
  • 7.5.5. Система ценообразования в технологически изолированных электроэнергетических системах
  • 7.6. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике
  • 7.6.1. Виды перекрестного субсидирования
  • 7.6.2. Пути решения проблемы
  • 7.7. Основы организации коммерческого учета на розничных рынках
  • 7.7.1. Требования к организации коммерческого учета у потребителей
  • 7.7.2. Бездоговорное и безучетное потребление
  • 7.8. Развитие розничных рынков
  • Глава 8. Сетевая инфраструктура рынков электроэнергии
  • 8.1 Услуги по передаче электроэнергии
  • 8.1.1. Содержание услуги
  • 8.1.2. Магистральные (передающие) и распределительные сети
  • 8.1.3. Договоры на оказание услуги по передаче
  • 8.1.4. Система договоров на услуги по передаче в субъекте рф
  • 8.1.5. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
  • 8.1.6. Особенности системы отношений по оказанию услуги по передаче электрической энергии
  • 8.2.1. Содержание услуги
  • 8.2.2. Проблемы технологического присоединения потребителей и производителей
  • 8.2.3. Процедура технологического присоединения
  • 8.2.5. Стандарты раскрытия информации по технологическому присоединению
  • 8.2.6. Присоединение к сетям, которыми владеют лица, не являющиеся сетевыми организациями
  • 8.2.7. Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям
  • 8.2.8. Законодательство рф об электроэнергетике и законодательство рф о тарифах организаций коммунального комплекса
  • 8.2.9. Принципы формирования платы за технологическое присоединение по группам потребителей услуг
  • 8.3. Потери электроэнергии
  • 8.3.1. Классификация потерь в электрических сетях
  • 8.3.2. Покупка сетевыми организациями электроэнергии для компенсации потерь в сетях
  • 8.3.4. Учет нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность, приобретаемую для целей компенсации потерь
  • Глава 9. Государственное регулирование электроэнергетического рынка - прогнозирование, тарифное регулирование, антимонопольное регулирование.
  • 9.1 Государственная система прогнозирования
  • 9.1.1. Значение прогнозирования и планирования в отрасли
  • 9.1.2. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики
  • 9.1.3. Инвестиции и согласование программ развития
  • 9.1.4. Планирование строительства сетевых объектов
  • 9.2. Система тарифного регулирования в электроэнергетике рф
  • 9.2.1. Нормативная база тарифного регулирования
  • 9.2.2. Текущая система ценообразования
  • 9.2.3. Роль ежегодного сводного баланса
  • 9.2.6. Особенности тарифного регулирования для неценовых зон и технологически изолированных энергетических систем
  • 9.3 Антимонопольное регулирование
  • 9.3.1. Органы антимонопольного регулирования и их полномочия в энергетике
  • 9.3.2. Особенности антимонопольного регулирования на оптовом и розничном рынках
  • 9.3.3. Рыночная сила
  • 9.3.4. Обеспечение недискриминационного доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электроэнергии, к услугам администратора торговой системы
  • 9.3.5. Меры антимонопольного регулирования
  • 9.3.6. Государственное регулирование в условиях ограничения или отсутствия конкуренции
  • Глава 10. Рынки тепловой энергии. Актуальное состояние и возможности развития
  • 10.1. Актуальное состояние рынков тепловой энергии в Российской Федерации
  • 10.1.1. Предпосылки и потенциальные возможности для развития рынков тепловой энергии
  • 10.1.2. Система отношений между субъектами теплоэнергетики и потребителями тепловой энергии
  • 10.1.3. Тарифообразование в теплоэнергетике
  • 10.2. Основные направления развития рынков тепловой энергии
  • 10.2.1. Цели и задачи развития рынков тепловой энергии
  • 10.2.2. Инструменты и механизмы решения задач развития рынков тепловой энергии
  • 10.3. Законодательная база рынков тепловой энергии
  • Функционирования рынков электроэнергии
  • 8.1.5. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии

    Принципы формирования тарифов

    В состав платы за услуги по передаче электрической энергии включаются средства, компенсирующие собственные расходы организации на оказание таких услуг (экономически обоснованные затраты на их оказание), а также средства, обеспечивающие обоснованную доходность капитала, используемого при оказании таких услуг.

    Система тарифов на услуги по передаче электрической энергии основана на следующих двух главных принципах:

    > Каскадный принцип: часть необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на высоком уровне напряжения учитывается вместе с IIBB сетевых организаций на среднем напряжении при формировании тарифа на среднем уровне напряжения и так далее по цепочке до низкого уровня напряжения. Соответственно, для потребителя услуг по передаче тариф включает расходы по оплате услуг по передаче всей «вышестоящей» сетевой инфраструктуры, с использованием которой осуществлялась (могла осуществляться) передача электроэнергии для этого по требителя;

    > Принцип единых («котловых») тарифов. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в одном регионе на одном классе напряжения (а также в иных сопоставимых условиях) должны быть равны, вне зависимости от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, о Данный принцип для ЕНЭС и для территориальных сетевых организаций нормативно реализуется различными механизмами, об этом будет рассказано ниже. Два указанных выше принципа отвечают на вопрос, как осуществляется распределение необходимой валовой выручки (НВВ) между потребителями услуг.

    Кроме того, в различных методах регулирования сетевых организаций НВВ для расчета тарифов на передачу определяется по- разному. В методе экономически обоснованных расходов органами исполнительной власти в области регулирования тарифов на каждый год устанавливается НВВ сетевой организации исхода из расходов, относимых на деятельность по передаче, и суммы прибыли отнесенной на передачу. До недавнего времени этот метод был единственным, применявшимся в практике регулирования.

    Новым важным моментом тарифного регулирования услуг по передаче электрической энергии является регулирование методом доходности на инвестированный капитал (RAB - regulated asset base). Хотя метод RAB считается методом долгосрочного регулирования тарифов, строго говоря, он является методом долгосрочного регулирования НВВ сетевых организаций, поэтому метод RAB свободно сочетается с котловым принципом установления тарифов. Особенности регулирования услуг на передачу в субъекте РФ, если некоторые сетевые организации перешли на метод регулирования RAB, заключается в том, что при формировании суммарного НВВ сетевых организаций по уровням напряжения (перед расчетом единых (котловых) тарифов) для таких сетевых организаций берется «долгосрочное» НВВ, сформированное методом RAB.

    В методе доходности инвестированного капитала (RAB) TIBB (необходимая валовая выручка) в ценах базового года рассчитывается как сумма: эксплуатационных затрат, определенных на основе сопоставления с эффективными компаниями в отрасли; прибыли, определенной исходя из нормы доходности на инвестированный капитал, установленный органами регулирования для данного вида деятельности; величины регулируемой базы капитала (RAB), приходящейся на один год. НВВ устанавливается на период тарифного регулирования сроком не менее 5 лет (на переходный период - не менее 3-х лет).

    Основные цели регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии с использованием метода RAB:

    1) Обеспечить инвестиционную привлекательность распределительного сетевого бизнеса для частных инвесторов (установлением приемлемой для инвестиционного сообщества нормы доходности на инвестированный в распределительные сети капитал) при одновременном контроле за процессом инвестирования путем согласования инвестиционных программ и обоснования размера инвестированного капитала, на который начисляется возврат на инвестированный капитал, и установления нормативов по надежности.

    2) Создать экономические стимулы снижения эксплуатационных затрат, выполнения нормативов надежности и удешевления инвестированного капитала (за счет увеличения доли заемного капитала выше нормативного уровня, снижения эксплуатационных затрат ниже нормативного уровня и т.д.).

    Еще один параметр существенно влияет на тарифную модель - это вопрос адекватного отражения в системе тарифов условно- постоянных и переменных расходов регулируемой организации, вопрос выбора тарифной базы.

    Для сетевых организаций практически все расходы, связанные с текущей эксплуатацией, не зависят от количества переданной электрической энергии. Исключение составляют расходы на компенсацию потерь электрической энергии.

    Расходы, связанные с развитием (в разных методах регулирования - прибыль, амортизация, доход на инвестированный капитал), также не зависят от количества переданной электрической энергии.

    В этой связи, при поиске ответа па вопрос, как будет справедливо распределить на потребителей услуг по передаче электрической энергии суммарную НBB, мы приходим к необходимости введения как минимум двух тарифных ставок:

    Тарифная ставка на содержание электрических сетей (куда, в том числе, могут включаться расходы на развитие). Тарифная база по данной ставке должна быть относительно стабильной и не зависеть от количества переданной электроэнергии - сети ведь должны быть готовы в любой момент передать электрическую энергию по максимальной потребности. Логичным является выбрать в качестве базы величину мощности - присоединенной или заявленной или максимально потребленной;

    Тарифная ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии. Поскольку величина потерь зависит от количества переданной по сетям электрической энергии, хоть и не прямо пропорционально, то логичным является принять за тарифную базу киловатт-часы;

    Тарифная ставка на оплату потерь электрической энергии компенсирует только нормативные потери (технологический расход). Нормативы технологических потерь утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

    Установление тарифов за оказание услуг по передаче имеет свои особенности для территориальных сетевых организаций (включая распределительные сетевые компании (РСК, МРСК), муниципальные сетевые компании, сети потребителей, оказывающих услуги по передаче и пр.), организации по управлению национальной общероссийской) электрической сетью (ОАО «ФСК ЕЭС»). Некоторые особенности тарифообразования существуют также для собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, которые самостоятельно оказывают услуги по передаче электрической энергии.

    Особенности установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС

    Котловой принцип установления единых тарифов на одном классе напряжения для сетей, входящих в ЕНЭС, установлен на уровне Федерального закона «Об электроэнергетике» и предусматривает ограничение права иных владельцев ЕНЭС на заключение самостоятельных договоров, на оказание услуг по передаче электрической. Такие договоры должны заключаться организацией по управлению ЕНЭС - ОАО «ФСК ЕЭС».

    То есть, для ОАО «ФСК ЕЭС» в НВВ при установлении тарифов на передачу должна также включаться сумма, которая обеспечивает возврат собственникам или иным законным владельцам объектов ЕНЭС, доходов, получаемых в результате осуществления их прав, и которая уменьшена на сумму текущих расходов на эксплуатацию указанных объектов ОАО «ФСК ЕЭС» - если объекты переданы ей в эксплуатацию.

    Базой для расчета ставки (тарифа) на содержание сетей ЕНЭС в настоящее время является заявляемая потребителями услуг ФСК активная мощность потребления, поскольку:

    о максимально прогнозируемая величина для потребителя услуг позволяет рассчитывать мощность по отпуску из сети и, соответственно, использовать фактические и статистические данные по отпуску из сети, получение которых регламентировано правилами оптового рынка в части коммерческого учета;

    о используется в методических указаниях для расчета тарифов по передаче на розничном рынке (то есть, может быть легко учтена в конечных тарифах).

    Тарифы на услуги по передаче по ЕНЭС в настоящий момент не дифференцируются по классам напряжения, так как все сети, входящие в ЕНЭС, относятся к высокому классу. Они также устанавливаются едиными на всей территории РФ (кроме ставки за потери).

    Исключение может быть предусмотрено только для иных владельцев ЕНЭС, если они самостоятельно оказывают^ услуги по передаче (так как они в таком случае вынуждены платить ОАО «ФСК ЕЭС»), чтобы сохранить принцип относительного равенства конечных тарифов на услуги по передаче по ЕНЭС. Однако этот момент не формализован в нормативной базе.

    Порядок определения фактического размера платы за услуги по передаче по ЕНЭС

    За каждый расчетный период потребители услуг ФСК оплачивают ФСК величину, равную:

    о [ставка (тариф) на СОДЕРЖАНИЕ сетей] х [заявленную мощность];

    о потери.

    В части потерь платеж изменяется каждый месяц в зависимости от объема нагрузочных потерь в ЕНЭС, учтенных в равновесных ценах, и равен:

    [установленная ставка на компенсацию потерь в ЕНЭС} x ([фактический отпуск из ЕНЭС за месяц] x [норматив потерь] - [нагрузочные потери в ЕНЭС, учтенные в равновесных ценах на оптовом рынке в текущем месяце]).

    О том, что такое нагрузочные потери, и почему они вычитаются из обязательств потребителей услуг по передаче электрической энергии смотри в следующих разделах.

    Порядок применения тарифа на оплату услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС

    В соответствии со статьей 9 Ф3-35, а также методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденными приказом ФСТ России от 21.03.2006г. N° 56-э/1, установлено, что тарифы на оплату потребителями услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС устанавливаются для субъектов оптового рынка, а также иных лиц, имеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, используемой Организацией для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе для:

      сетевых организаций, технологически присоединенных в установленном порядке к ЕНЭС;

      энергоснабжающих, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков электрической энергии, заключивших договоры на услуги по передаче электрической энергии с Организацией в интересах потребителей (покупателей), имеющих на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС;

      потребителей (покупателей) - субъектов оптового рынка электрической энергии и потребителей розничного рынка электрической энергии, самостоятельно заключивших договоры на услуги по передаче электрической энергии с Организацией, имеющих на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС;

      собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, самостоятельно использующих объекты ЕНЭС;

      субъектов оптового рынка электрической энергии, осуществляющих экспортно-импортные операции в отношении электрической энергии.

      Установлен следующий порядок оплаты потребителями услуг по передаче стоимости потерь:

      потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе платы за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организации, с которой у соответствующих лиц заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) на электрическую энергию, в целях избежания их двойного учета;

      потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг;

      величина потерь электрической энергии в электрических сетях, входящая в состав платы за услуги по передаче электрической энергии, определяется исходя из норматива потерь электрической энергии. Нормативы потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ПНД и методикой определения нормативных и фактических потерь электрической энергии в электрических сетях.

    Нормативы технологических потерь электрической энергии определяются в соответствии с Порядком расчета и обоснования нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным приказом Минпромэнерго.

    Особенности установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям.

    Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по территориальным сетям устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить их равенство для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). То есть фактически подразумевается равенство тарифов на передачу как минимум по уровням напряжения, возможна более детальная детализация, но она сейчас не предусмотрена методическими указаниями.

    То есть, иными словами, если не представляется возможным индивидуализировать издержки каждого конкретного потребителя, го предлагается в рамках региона распределить сумму издержек всех сетевых компаний на всех потребителей на данном напряжении, а не дискриминировать отдельных потребителей из-за сложившейся структуры собственников. Региональный подход проистекает из того, что в масштабах региона потребителей равного по классу напряжения обслуживает одинаковая инфраструктура сети (примерно одинаковой топологии). Следовательно, потребители на одном классе напряжения оказываются в равных условиях (что справедливо в рамках регулирования естественно-монопольного вида деятельности), кроме того «котловой» тариф обеспечивает устойчивость тарифа на передачу к смене собственников сетей или реорганизации сетевой компании.

    С 2008 года «котловой» принцип используется во всех субъектах РФ.

    Тарифы (ставки) за услуги по передаче по территориальным сетям дифференцируются по следующим уровням напряжения: высокое (110 кВ и выше); среднее первое (35 кВ); среднее второе (20-1 кВ); низкое (0,4 кВ и ниже).

    При расчете НВВ по оказанию услуг по передаче для территориальных сетевых организаций учитываются:

      затраты на содержание сетей РСК;

      планируемая плата за услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС для РСК;

      стоимость нормативных потерь в сетях РСК.

    Нормативные потери в сетях РСК определяются как произведение планового отпуска (полезного отпуска) из РСК на норматив потерь, установленный Минпромэнерго РФ для сетей РСК дифференцированно по регионам.

    Порядок определения фактического размера платы за услуги по передаче по распределительным сетям

    ГП (ЭСК) оплачивает РСК в отношении конечных потребителей стоимость услуг по передаче по установленному для РСК тарифу за вычетом:

      стоимости нагрузочных потерь в ЕНЭС, учтенных в ценах НОРЭМ, и не оплаченных РСК в составе фактической оплаты услуг ФСК в текущем месяце;

      стоимости нагрузочных потерь в сетях РСК, учтенных в ценах НОРЭМ, и не оплаченные РСК в составе своих фактических потерь ГП (ЭСК) в текущем месяце.

    Особенности установления тарифов на передачу между сетевыми организациями

    На основе принятых «котловых» тарифов на передачу для потребителей электроэнергии для каждой пары сетевых организаций в субъекте РФ определяются индивидуальные тарифы на передачу для взаиморасчетов с тем чтобы каждая сетевая организация получила свое НВВ.

    У одних сетевых организации образуется превышение выручки (от потребителей электроэнергии, полученной по котловым тарифам) над НВВ, а у других оказывается недостаточно средств для покрытия своей НВВ:

    Дефицит(-)/Избыток(+) сетевой организации = Выручка от конечных потребителей - НВВ.

    Избыток выручки над НВВ одних сетевых организаций должен быть перераспределен на погашение дефицита выручки других сетевых организаций в рамках региона. Сумма всех дефицитов/излишков выручек сетевых организаций по территории должна быть равна нулю. На основе определенных дефицитов /излишков рассчитываются платежи (трансферты) между сетевыми организациями. Величина трансферта, отнесенная к перетоку мощности между сетевыми организациями, и есть тариф на услуги по передаче, оказываемые друг другу сетевыми организациями.

    В зависимости от договорных отношений, сложившихся в регионе, тарифы на услуги по передаче могут устанавливаться для расчетов по принципу «снизу вверх», либо наоборот.

    Оплата услуг по передаче электрической энергии по транзитным перетокам

    В соответствии с правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территориях разных субъектов Российской Федерации, потребителем услуг является та из двух смежных сетевых организаций, в электрические сети которой по итогам предыдущего периода регулирования была передана электрическая энергия в большем объеме, чем было отпущено из ее сетей, при этом стоимость оказанных услуг определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти по тарифам.

    Это означает, что при наличии существенных транзитных перетоков в прошедшем году между территориальными сетевыми организациями, находящимися на территории различных субъектов РФ, должен быть заключен договор об оказании услуг по передаче между такими сетевыми организациями. Размер платы по договору должен определяться в соответствии с методическими указаниями федерального органа регулирования. Однако, в настоящий момент, такие положения методическими указаниями не предусмотрено, по ряду причин:

      необходимость учитывать платежи за услуги по передаче между соседними субъектами РФ требуется согласованности тарифных компаний этих регионов, что представляет определенную трудность;

      на практике нет случаев, когда присутствует действительно существенных (по отношению к объему услуг по передаче внутри субъекта РФ) транзитных перетоков, то есть не встает вопрос о справедливом переложении на потребителей региона- получателя транзита, части расходов РСК того региона, из которого осуществляется транзит.



     


    Читайте:



    Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

    Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

    Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

    Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

    Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

    Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

    Проектный цикл включает следующие этапы

    Проектный цикл включает следующие этапы

    Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

    Медицинские осмотры: кто за кого платит?

    Медицинские осмотры: кто за кого платит?

    Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

    feed-image RSS