Разделы сайта
Выбор редакции:
- Вертикальный конгломерат
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
Реклама
Открытое распределительное устройство (ору). Монтаж гибкой ошиновки ОРУ Ошиновка на подстанции 110 кв |
В последние годы значительное количество ОРУ 110-500 кВ выполняется с жесткой ошиновкой, которая позволяет создать компактные и экономичные распределительные устройства, занимающие меньшую площадь, имеющие более низкое расположение шин, высоту порталов, чем в с гибкой ошиновкой. Благодаря этому сокращается длина контрольных и , дорог, облегчается очистка изоляторов, улучшается обзор шин и аппаратов. При использовании жесткой ошиновки снижается трудоемкость монтажных работ. На основе конструкций с жесткими шинами созданы конструкции высокой заводской готовности, в том числе, компактные модули и комплектные ПС. Все это позволяет сократить сроки сооружения РУ. Жесткая ошиновка в нашей стране успешно применялась еще в 30-е годы прошлого века. Сборные шины изготовлялись из медных труб, внутриячейковые связи - из стальных (водопроводных) труб. В середине 50-х годов институт «Теплоэлектропроект» разработал проекты ЗРУ, а также ОРУ 110 и 220 кВ с жесткими сборными шинами из алюминиевых сплавов и однорядной установкой выключателей. В 1957 г. введено в эксплуатацию ЗРУ 150 кВ Каховской ГЭС, выполненное по схеме: одна рабочая секционированная и обходная системы шин, сборные шины которого изготовлены из медных труб. Широкое применение жесткая трубчатая ошиновка из алюминиевых сплавов получила в 60-е годы в ОРУ напряжением 110 кВ транзитных и тупиковых подстанций. В 70-х годах институт «Энергосетьпроект» выполнил проекты ОРУ напряжением 220 кВ по упрощенным схемам (типа КТП 220 кВ), а также типовые проекты ОРУ 110 кВ и выше со сборными шинами. В эти же годы институтом «Укроргэнергострой» (в те годы Одесским филиалом «Оргэнергострой») разработаны проекты КТПБ 110 кВ, производство которых освоено Самарским (Куйбышевским) заводом «Электрощит». Эти же организации позднее разработали и освоили выпуск блочных комплектных распределительных устройств (КРУБ) 110 кВ для схем одна или две системы сборных шин с обходной шиной, а в конце 80-х годов изготовили экспериментальные пролеты ошиновки КРУБ 220 кВ. До 80-х годов жесткая ошиновка ОРУ 110 кВ, разработанная институтом «Энергосетьпроект» и его филиалами, изготовлялась в мастерских электромонтажных организаций; позднее, как правило, на заводах ВПО «Союзлектросетьизоляция» (рис.1, а). Эти решения использовались при сооружении ОРУ 220 и 500 кВ с жесткими шинами (рис. 1, б). Кроме того, элементы жесткой ошиновки нашли применение в ОРУ 330 и 500 кВ с подвесными разъединителями (проекты института «Атомтеплоэлектропроект»). В последние годы ЗАО «Завод электротехнического оборудования» (ЗЭТО), ЗАО «КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг», ЗАО «КТП-Урал» и другие организации выполнили разработку, и внедрение ошиновки ОРУ 110 – 500 кВ (рис. 2). Следует отметить, что ряд шинных конструкций во многом копируют разработки 60-80 гг. прошлого столетия. Другие с аккумулировали наилучшие отечественные и зарубежные решения, а также используют новые оригинальные подходы. В этих условиях своевременным оказалось подготовка и утверждение четырех новых нормативных документов , которые определяют требования к проектированию, выбору, расчетам и испытаниям жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110-500 кВ. В документах нашли отражение результаты расчетов и испытаний шинных конструкций в рабочих и аварийных режимах, многолетней научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы российских ученых и специалистов , а также отечественный и зарубежный опыт эксплуатации жесткой ошиновки. В частности, в качестве шин рекомендуется использовать трубы из алюминиевых сплавов прежде всего 1915, 1915Т, а также АВТ1. Ответвления от шин выполняются жесткими шинами (трубами) или гибкими (сталеалюминиевыми проводами). При монтаже шинных конструкций сварочные работы, как правило, не используются. Жесткие ответвления от шин, повороты и другие элементы, требующие сварочных работ, обычно поставляются специализированными предприятиями. Шинодержатели и другие крепежные элементы являются важнейшим звеном современных шинных конструкций. В соответствии с рекомендуется (и впервые в отечественной практике допускается для сборных шин) использование шинодержателей и крепежных узлов - обжимного типа (рис. 3), которые не требуют выполнения сварочных работ или опрессовки для соединения жестких шин, а также жестких шин и гибких связей при монтаже ошиновки. Крепежные элементы позволяют проводить присоединение трубчатых шин к плоским аппаратным зажимам, выполнение различных типов ответвлений и соединений проводников. Шинодержатели и другие крепежные элементы обжимного типа обеспечивают: быстрый и качественный монтаж ошиновки, необходимую компенсацию температурных деформаций шин, компенсацию погрешностей при установке шинных опор, а также возможные просадки и наклоны опор. Кроме того, они выполняют роль экранов, устраняя возможность развития коронных разрядов и радиопомех. Вместе с тем, они должны обеспечивать высокое качество электрического соединения, а также необходимый уровень рассеяния энергии при колебаниях шин, в том числе, при ветровых возбуждениях (ветровых резонансах). Крепление жесткой ошиновкой, как правило, выполняется на одноколонковые фарфоровые изоляторы (изоляционные опоры) типа С6, С8, С10 или С12. Допускается использование полимерных опорных изоляторов. В РУ с жесткой ошиновкой применяются разъединители всех современных конструктивных решений, в том числе, горизонтально-поворотные, полупантографические и пантографические. Следует отметить, что использование пантографических разъединителей в РУ с жесткими шинами позволяет создать наиболее компактные конструктивные решения, а в некоторых случаях упростить компоновку оборудования. Жесткая ошиновка ОРУ и ЗРУ 110 кВ и выше отвечает нормативным требованиям и удовлетворяет требованиям эксплуатационной надежности, если выполнены проверки (испытания или расчеты), в том числе: σ max, св - максимальное расчетное напряжение в области сварного шва шины; σ доп, св - допустимое с учетом снижения прочности после сварки, которое можно принять равным 0,7 временного сопротивления материала шины в зоне сварного шва σ в.св. Временное сопротивление σ в, а 1915Т - 0,9 σ в. Неверная оценка, прежде всего, R max и R доп может привести к повреждениям шинной конструкции. На рис. 8 приводится пример такого повреждения при испытаниях жесткой ошиновки ОРУ 110 кВ на электродинамическую стойкость. Значения максимальных нагрузок на изоляторы и напряжений в материале шин при могут быть приведены к виду где α = √3 10 -7 Н/А 2 для параллельных шин, расположенных в одной плоскости при трехфазном КЗ; α - расстояние между фазами, м; i уд - ударный КЗ, А; η - динамический коэффициент; W - момент сопротивления поперечного сечения шины, м 3 ; λ и β - коэффициенты, зависящие от условий опирания шин на опоры пролета (расчетной схемы пролета шины). Динамический коэффициент зависит от взаимного расположения шин, вида КЗ, частоты собственных колебаний шинной конструкции, которая равна где r - параметр частоты собственных колебаний; E - модуль упругости, Па; J - момент инерции поперечного сечения шины, м 4 ; m - масса шины на единицу длины, кг/м; l - длина пролета шины, м. В качестве примера, на рис. 9 приводится одна из возможных расчетных схем (характерная для внутриячейковых связей) шины ОРУ 110-500 кВ и зависимость параметра частоты r от C оп l 3 /EJ (здесь C оп - жесткость средней опоры) при различных значениях отношения M оп /(ml) (где M оп - приведенная масса опоры) для данной расчетной схемы. Динамический коэффициент η для параллельных шин, расположенных в одной плоскости, в зависимости от частоты собственных колебаний приводятся, например, в . Следует отметить, что обычно частота собственных колебаний шин менее 10 Гц, поэтому динамический коэффициент меньше 1. σ max при неуспешных АПВ проводятся при наиболее неблагоприятных по условиям электродинамической стойкости углах включения и отключения тока КЗ. Вместе с тем, наибольшие в шине, нагрузки на изоляторы, а также прогибы конструкций при повторных включениях на не превышают соответствующих значений при первом КЗ, если продолжительность бестоковой паузы, с, составляет где δ х - декремент затухания при горизонтальных колебаниях шин. 9. Расчет шин на ветровую скорость (прочность) учитывает как статическую (неизменную во времени) – V, так и динамическую (пульсирующую) v(t) составляющую скорости ветра Динамические составляющие скорости v(t) и, следовательно, ветровой нагрузки рассматриваются как стационарные случайные процессы . q ст.в = 0,5 ρ в c x D V 0 2 - статическая составляющая ветровой нагрузки, Н/м; ρ в - плотность воздуха, кг/м 3 ; c x - коэффициент лобового сопротивления шины; V 0 - нормативная скорость ветра на высоте шины, м/с; ηв- динамический коэффициент в ветровой нагрузки, зависящий от частоты собственных колебаний и декремента затухания ошиновки, скорости ветра, а также стандартов случайных функций R и σ и определяемый по формуле ξ в - параметр динамичности, (м/с) -1/3 . Параметр ξ в в определяется по кривым (рис. 10). При первой (основной) частоте собственных колебаний шинной конструкции в горизонтальной плоскости больше 5 Гц параметр динамичности принимается, равным 0,3(м/с) -1/3 . Изоляторы и шины отвечают ветровой стойкости, если выполняются неравенства (9) и (10). γ 3 - коэффициенты, принимаемые в соответствии с рекомендациями ПУЭ и другими документами. Расчет изоляторов и шин ОРУ на прочность должен проводиться при следующих сочетаниях внешних нагрузок: 1) вес ошиновки, нормативная гололедная нагрузка и ветровая нагрузка при нормативной скорости ветра; 2) вес ошиновки, ветровая нагрузка при нормативной скорости ветра и ЭДН, без учета АПВ, равная 65 % максимального расчетного значения (то есть при токе КЗ, равном 80 % от максимума); 3) вес ошиновки, максимальная электродинамическая нагрузка (без учета АПВ) и ветровая нагрузка, равная 60 % нормативного значения; 4) вес ошиновки и электродинамическая нагрузка при максимальном расчетном токе КЗ, в том числе при неуспешных АПВ (при повторных включениях на КЗ). Жесткая ошиновка и ее элементы должны подвергаться приемо-сдаточным испытаниям и проверкам, указанным в табл. 3. Следует отметить, что испытания на электродинамическую стойкость требуется проводить на трехпролетных шинных конструкциях. Допускается испытывать двухпролетные конструкции. При этом контрольными являются изоляторы, установленные в середине опытной конструкции. Проводить испытания на электродинамическую стойкость однопролетных конструкций не допускается. Испытания проводятся при трехфазных КЗ. Для конструкций с шинами, расположенными в одной плоскости, допускается проводить испытания при двухфазных КЗ между фазами А-В и В-С. В этом случае трехфазный ток электродинамической стойкости пересчитывается по формуле Где i (2) дин - экспериментально установленное значение тока электродинамической стойкости при двухфазном КЗ; η (2) и ) - динамические коэффициенты при двухи трехфазном КЗ. Длительность устанавливается не менее половины периода собственных колебаний, то есть Т/2 = 1/(2f ). В этом случае будут достигнуты наибольшие значения нагрузок на и напряжений в материале шин. Наибольшая продолжительность определяется требованиями термической стойкости и устанавливается не менее времени термической стойкости выключателя. Проверку ошиновки на ветровую стойкость и отстройку от ветровых резонансов при приемо-сдаточных испытаниях допускается проводить на основе экспериментально-аналитических результатов. Но этот вопрос выходит за рамки настоящей статьи. ВЫВОДЫ 1. В РУ с жесткой ошиновкой целесообразно использовать прогрессивные крепежные элементы, исключающие выполнение сварочных работ при монтаже и обеспечивающие необходимый уровень надежности, а также компенсацию температурных деформаций, эффективное подавление ветровых резонансных колебаний и др. 2. Экономическая эффективность жесткой ошиновки в значительной мере определяется использованием современных компоновок ОРУ, применением быстромонтируемых компактных и комплектных модулей, использованием современных коммутационных аппаратов, в том числе, пантографических разъединителей. 3. Надежность жесткой ошиновки обеспечивается качеством ее изготовления, монтажа, а также строгим выполнением требований нормативных документов . Автор: Долин А.П., канд. техн. наук, ОАО «ФСК ЕЭС», Козинова М.А., ООО НТЦ «ЭДС» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. ГОСТ Р 50736-2007. Короткие замыкания в электроустановках. Методы расчета электродинамического и термического действия тока КЗ (водится с 01.07.2008 взамен ГОСТ Р 50254 – 92). 2. СО 153-34.20.122-2006. «Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ». 3. Руководящий документ по проектированию жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110-500 кВ (принят в качестве СтО 25.06.2007, приказ ОАО «ФСК ЕЭС» № 176). 4. Методические указания по расчету и испытаниям жесткой ошиновки ОРУ и ЗРУ 110-500 кВ (принят в качестве СтО 25.06.2007, приказ ОАО «ФСК ЕЭС» № 176). 5. Долин А.П., Шонгин Г.Ф. Открытые распределительные устройства с жесткой ошиновкой. - М.: Энергоатомиздат, 1988. 6. Кудрявцев Е.П., Долин А.П. Расчет жесткой ошиновки распределительных устройств. - М.: Энергия, 1981. 7. Долин А.П., Кудрявцев Е.П., Козинова М.А. Расчет электродинамической стойкости и других параметров жесткой ошиновки ОРУ высоких и сверхвысоких напряжений. - Электрические станции, 2005, № 4. 8. Долин А.П. Исследование стойкости жесткой ошиновки при ветровых нагрузках. - Известия АН ССР. Энергетика и транспорт, 1990, № 4. 9. Правила устройства электроустановок. - 7-е изд. «Группа «СВЭЛ» осуществляет строительство блочных комплектных трансформаторных подстанций (КТПБ) на класс напряжения 35, 110, 220 кВ (ТУ 3412-001-63920658-2009), выполняя функции генподрядчика (под ключ). КТПБ предназначены для приема, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока промышленной частоты 50 Гц, которые могут использоваться, на территории Российской Федерации и за рубежом для электроснабжения промышленных объектов нефтегазодобывающей и горнодобывающей отрасли, предприятий машиностроения, железнодорожного транспорта, городских и коммунальных потребителей, сельскохозяйственных районов и крупных строительств. Типовые варианты КТПБ разработаны на основании альбома «Типовые схемы принципиальные электрические распределительных устройств напряжением 6-750 кВ, подстанции и указания по их применению» №14198тм-т1, институт «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ» г. Москва — 1993 г. КТПБ рассчитаны для наружной установки на высоте не более 1000 м над уровнем моря и работы в условиях, соответствующих исполнениям УХЛ и ХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150. Блочные комплектные трансформаторные подстанции на класс напряжения 35; 110; 220 кВ, разработанные специалистами «группы «СВЭЛ» (код ОКП 34 1200), это современные компоновочные решения, отвечающие Правилам Устройства Электроустановок (ПУЭ), а также требованиям и рекомендациям ОАО «ФСК ЕЭС». Основные параметры и характеристики КТПБ соответствуют значениям, указанным в таблице «Технические параметры КТПБ». В настоящем каталоге приведены описание, основные характеристики, схемы и другая техническая информация на КТПБ в целом и комплектующие входящие в подстанцию. Обозначение изделия: Пример обозначения подстанции: КТПБ — 110 — 4Н — 16 — УХЛ1 КТПБ — Комплектная трансформаторная подстанция блочная; Технические параметры КТПБ
КонструкцияКомплектность КТПБ может включать в себя:
Комплектность КТПБ может изменяться в соответствии с индивидуальными требованиями проекта и заказчика и должна быть отражена в опросном листе на подстанцию. Силовые трансформаторы Устанавливаемые на КТПБ силовые трансформаторы, разработанные и изготавливаемые предприятием «Группы «СвердловЭлектро» («СВЭЛ Силовые — Трансформаторы»), применяются для объектов энергетики, электрифицированного транспорта и подстанций промышленных предприятий мощностью до 250 МВА на классы напряжения до 220 кВ (типов ТДН, ТРДН, ТДТН) по номенклатуре ГОСТ 12965-85. Также могут применяться силовые трансформаторы, изготовленные отечественными и зарубежными производителями. Потребителями преобразовательных трансформаторов являются заводы электролиза цветных металлов и продуктов химии, электроприводы прокатных станов и электродуговые печи в металлургии, электрифицированный железнодорожный и промышленный транспорт, специальные электрофизические исследовательские установки. Трансформаторы соответствуют всем требованиям ГОСТ 16772-77. ОРУ (Открытые распределительные устройства)ОРУ 6 (10), 35, 110, 220, в составе КТПБ, представляют собой распределительные устройства, в состав которых входят опорные металлоконструкции с установленным на них высоковольтным оборудованием, жесткая ошиновка, элементы гибкой ошиновки, кабельные конструкции, шкафы вторичной коммутации, элементы заземления. Опорные металлоконструкции под высоковольтное оборудование изготавливаются в блочном и блочно-модульном исполнении (ТУ 5264-002-63920658-2009 «Металлоконструкции для блочных комплектных трансформаторных подстанций на напряжение 6(10) — 220 кВ). Опорные металлоконструкции сертифицированы в соответствии с системой ГОСТ Р, качество и несущая способность металлоконструкции подтверждены расчетами и протоколами испытаний: Протокол испытаний № 19-10 от 16.03.2010 Испытательного центра «Ставан-тест» ОАО «Уральский институт металлов», рег. № РОСС RU. 0001.22ЭФ05 от 28.05.2007 Протокол испытаний №15.04.10 от 05.04.2010 Испытательного центра «УралНИИАС» ОАО «Уральский научно-исследовательский институт архитектуры и строительства», рег. № РОСС RU.0001.22СЛ07 от 04.12.2009 ОРУ 110 кВ (Схема 110-4Н)
Рисунок 1 — Состав ОРУ-110 кВ разработки группы «СВЭЛ» Рисунок 2 — Пример компоновки ОРУ-110 кВ (схема 110-4Н) разработки группы «СВЭЛ» Опорные металлоконструкции в зависимости от конструктивного исполнения рассчитаны на восприятие сейсмических нагрузок, соответствующих сейсмичности площадки строительства до 9 баллов включительно по шкале MSK — 64. Металлоконструкции имеют антикоррозионное покрытие для защиты от внешних источников воздействия, выполненное методами горячего или холодного цинкования, либо лакокрасочным покрытием. На ОРУ устанавливается высоковольтное оборудование отечественного и зарубежного производства, сертифицированное ОАО «ФСК ЕЭС», которое предусмотрено в схемах электрических соединений главных цепей (см. раздел «Схемы главных соединений»). Блоки с высоковольтным оборудованием 110, 220 кВ поставляются на объект в разобранном виде. Блоки с оборудованием на класс напряжения 35 кВ могут поставляться, как в разобранном состоянии, так и в собранном состоянии высокой заводской готовности (опорные металлоконструкции, высоковольтное оборудование, элементы ошиновки, шкафы вторичной коммутации, цепи вторичной коммутации (обвязка), кабельные лотки и тд.). Металлоконструкции могут быть изготовлены под любой тип высоковольтного оборудования, как отечественного, так и зарубежного производства с учетом индивидуальных требований проекта. Блоки с оборудованием, которые применяются в качестве основного решения при строительстве и реконструкции распределительных устройств 6(10) — 220 кВ, легко монтируются, что объясняется применением болтовых соединений взамен монтажной сварки на объекте. На блоки с оборудованием входящие в состав ОРУ различных классов напряжения, разработан широкий номенклатурный перечень изделий «блоков» (см. ниже), который постоянно обновляется. Каждый типовой блок имеет условное обозначение, который содержит информацию о составе и взаимном расположении оборудования, размещаемых на металлоконструкции, высоте такого блока и межфазовых расстояниях оборудования. Применение такого обозначения удобно для выбора требуемого исполнения блока и для правильного оформления заказа на его изготовление без затрат времени на дополнительное согласование. Металлоконструкция с установленным высоковольтным оборудованием имеет следующее обозначение: Сокращения в названии высоковольтного оборудования: ВЗ — высокочастотный заградитель Пример обозначения блока: Б. 110. ВК — 25 / 14,5 — УХЛ1 Б — блок опорный, Рисунок 3 — Блок разъединителя Б.220.Р3.2(1)-25,8/35,7-УХЛ1 Рисунок 4 — Блок разъеденителя, трансформаторов тока, опорных изоляторов Б.220.Р3.2/ТТ/ОИ-25/35,7-УХЛ1 Рисунок 5 — Блок конденсаторов связи Б.220.ВЛ-25,8/35-УХЛ1 и Блок выключателя Б.220.ВК-18/23-УХЛ1 Рисунок 6 — Блок выключателя Б.220.ВК-25,8/35,7-УХЛ1 Рисунок 7 -Блок выключателя Б.110.ВК-0,7/14,6-УХЛ1 и Блок разъеденителя Б.110.Р3.2(1)-25/20-УХЛ1 Рисунок 8 — Блок выключателя Б.110.ВК.-22,3/17,5-УХЛ1 и Блок опорных изоляторов Б.110.ОИ-24,5/20-УХЛ1 Рисунок 9 — Блок приёма ВЛ Б.110.ВЛ-24,6/26-УХЛ1 и Блок трансформаторов тока Б.110.ТТ-21/20-УХЛ1 Рисунок 10 — Блок заземления нейтрали Б.110.3Н-32/00-УХЛ1 и Блок трансформаторов напряжения Б.110.ТН-22/20-УХЛ1
Рисунок 11 — Блок конденсаторов связи Б.110.КС-24,6/20-УХЛ1 и Блок ограничителей перенапряжения Б.110.ОПН-26,6/20 УХЛ1 Рисунок 12 — Блок выключателя с ОПН (для двухобмоточного силового трансформатора) Б.035.ВК/Р3.2/ОПН-14/10-УХЛ1 и Блок выключателя с ОПН (для трёхобмоточного силового трансформатора) Б.035.ВК/ТТ/РЗ/ОПН-14/10-УХЛ1 Рисунок 13 — Блок трансформатора напряжения Б.035.ТН/Р3.1/ПР/ОИ-20/10-УХЛ1 и Блок контроля напряжения Б.035.ТН/Р3.1/ПР/ОИ-20/10-УХЛ1 (компактный) Рисунок 14 — Блок разъединителя Б.035.Р3.2.(1)-21/10-УХЛ1 и Блок опорных изоляторов Б.035.ОИ-35/10-УХЛ1 Рисунок 15 — Блок опорных изоляторов Б.010.ОИ-23/05-УХЛ1 Металлоконструкция с установленным высоковольтным оборудованием имеет следующее обозначение:Пример обозначения блочно-модульной конструкции: КБМ. 110. ВК/ РЗ/ ТТ — УХЛ1 КБМ — конструкция блочно-модульная, Ошиновка жёсткаяЖесткая ошиновка, разработанная специалистами «г руппы «СВЭЛ» предназначена для передачи и распределения электрической энергии между высоковольтными аппаратами в составе как открытых (ОРУ), так и закрытых распределительных устройств КТПБ. Жесткая ошиновка изготавливается, согласно технических условий 0ЭТ.538.002 ТУ «Ошиновка жесткая для открытых распределительных устройств на классы напряжения 6 (10) — 220 кВ». Применение жесткой ошиновки позволяет отказаться от применения шинных порталов, установки фундаментов под них, прокладки гибкой ошиновки, это ведет к уменьшению землеотвода распределительного устройства, сокращению строительно-монтажных работ, экономии материалов. Рисунок 16 — Ошиновка жёсткая по схеме 110-4Н Обозначение жёсткой ошиновки: Параметры жёсткой ошиновкиКонструктивно жёсткая ошиновка выполняется из следующих элементов и узлов :
Узлы крепления шин: Узел крепления шины 110 кВ.
Рисунок 17 — Узел крепления шины 110 кВ Узел крепления шины 220 кВ.
Рисунок 18 — Узел крепления шины 220 кВ Жесткая ошиновка рассчитана на номинальные токи от 1000 А до 2000 А. Рисунок 19 — Конструкции литых шинодержателей Рисунок 20 — Жесткая ошиновка на литых шинодержателях Преимущества ошиновки с литыми шинодержателями
Применение болтовых соединений вместо сварных при монтаже шин позволяет избежать опасности отжига металла и снижения механической прочности шин на участках со сварными швами.
Поскольку все механические усилия, возникающие в узлах соединения шин, воспринимаются литыми шинодержателями, это позволяет исключить негативное влияние таких усилий на состояние электрических контактов в гибких связях.
Литыми шинодержателями обеспечивается возможность свободного перемещения шин при температурных изменениях длины, а также при небольших отклонениях фундаментов, возникающих при строительстве и эксплуатации.
Ошиновка имеет высокую степень заводской готовности. Применение литых шинодержателей и болтовых соединений позволяет производить монтаж быстро и без применения сварочной техники, а так же выполнять быструю замену шин.
Маркировка фаз выполняется отрезками высоковольтной термоусаживаемой трубки производства компании «WOER» ™. Данное цветовое покрытие обладает широким диапазоном рабочих температур, влагостойкостью, длительным сроком службы при сохранении цветовых свойств и универсальностью (маркировка возможна на любом участке шины любой протяженности по желанию заказчика). Данное цветовое обозначение соответствует требованиям ПУЭ.
Применение литых шинодержателей позволяет значительно снижать или полностью гасить амплитуду ветровых резонансных колебаний системы жестких шин за счет рассеивания энергии колебаний на большой поверхности трения в литых шинодержателях (они выполняют роль демпфера). Контактно-натяжная арматураКонтактно-натяжная арматура применяется для электрического соединения высоковольтных аппаратов. На подстанциях производства «группы «СВЭЛ» применяется сертифицированная контактно-натяжная (линейная, сцепная, поддерживающая, натяжная, защитная, соединительная) арматура, которая не требует обслуживания, ремонта и замены в течении всего срока эксплуатации. Включает в себя следующие компоненты:
Кабельные конструкции
Комплектные распределительные устройства (КРУ) 10 (6) кВРазработанные специалистами группы «СВЭЛ» КРУ 10 (6) кВ, применяются в качестве распределительных пунктов КТБМ. КРУ — СВЭЛ комплектуется отдельными шкафами, в каждом из которых размещается аппаратура одного присоединения к сборным шинам. Разработанные КРУ обладают рядом преимуществ:
Более подробная техническая информация по КРУ содержится в каталоге «Комплектные распределительные устройства серии КРУ — СВЭЛ». Общеподстанционный пункт управленияОбщеподстанционные пункты управления (ОПУ) разработаны и используются для бесперебойной работы по передаче и распределению электроэнергии. ОПУ представляет собой модульное здание, в котором сосредоточена подстанционная аппаратура вспомогательных цепей релейной защиты, автоматики и управления, аппаратуры высокочастотной связи и телемеханики. ОПУ состоит из отдельных функциональных блоков, которые стыкуются между собой и собираются в отдельное помещение. В этом помещении смонтированы низковольтные комплектные устройства (НКУ) собственных нужд переменного и постоянного тока, устройства релейной защиты, автоматики, управления и сигнализации. В пункте предусмотрено все самое необходимое для штатного функционирования: электрическое отопление, освещение, вентиляция, а также осуществлен подвод кабелей и проводов внутренних связей. Количество блоков в модуле ОПУ, компоновка вспомогательных помещений и вид панелей управления определяются проектной организацией индивидуально для конкретного объекта в соответствии с рекомендуемыми компоновками. Как правило, в состав аппаратуры ОПУ входят:
Для подключения внешних контрольных кабелей предусмотрены шкафы промежуточных клемм, которые устанавливаются в каждом ряду НКУ РЗиА. Освещение ОПУ выполнено светильниками с люминесцентными лампами. Отопление осуществляется электронагревателями, расположенными вдоль стен и в полу боксов. Управление отоплением — ручное или автоматическое. ОПУ оборудовано естественной приточной вентиляцией через специальные жалюзийные окна и вытяжной принудительной вентиляцией с помощью вентилятора. В ОПУ возможна установка кондиционеров. ПорталыПорталы разработаны и изготавливаются на основании типовых альбомов «Унифицированные стальные порталы открытых распределительных устройств 35 -150 кВ» №3.407.2-162, «Унифицированные железобетонные и стальные порталы открытых распределительных устройств 220-330 кВ» №3.407.9-149, разработанных Северо-Западным отделением института «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ», также порталы могут быть изготовлены по индивидуальным требованиям заказчика. Порталы могут иметь покрытие методом горячего цинкования по ГОСТ 9.307, либо методом холодного цинкования (грунт ЦИНОЛ ТУ-2313-012-12288779-99, затем АЛПОЛ ТУ-2313-014-12288779-99). В настоящее время разрабатываются порталы на болтовых соединениях. Осветительные мачты и освещениеДля технологического освещения КТПБ применяются осветительные установки с двумя светильниками, направленными в противоположные стороны вдоль ячеек мощностью 1000 Вт каждый. Осветительные установки, как правило, крепятся к опорным металлоконструкциям приемных блоков опорных изоляторов, на высоте около 7 метров от уровня планировки. Конструкция установок позволяет обслуживать светильники непосредственно с земли. Также для освещения КТПБ применяются прожекторные мачты, изготавливаемые по типовому альбому «Прожекторные мачты и отдельностоящие молниеотводы» №3.407.9-172, разработанному Северо-Западным отделением института «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ». ЗаземлениеЗаземление металлоконструкций с высоковольтным оборудованием, корпусов силовых трансформаторов, шкафов КРУ и других металлических частей выполняется стальной полосой 4х40 ГОСТ 103-76, один конец которой крепится к оборудованию при помощи болтов заземления, а другой приваривается к балкам или рамам под электрооборудование опорной металлоконструкции. Опорная металлоконструкция заземляется непосредственно к контуру заземления подстанции путем сварки. Полоса заземления покрывается по месту в черный цвет. Контур заземления подстанции рассчитывается проектной организацией. ФундаментыЭлементы КТПБ могут быть установлены на различные типы фундаментов. Тип фундаментов, а также их расположение определяется проектной организацией на основе инженерно-геологических изысканий. Применяются фундаменты следующих типов:
При установке опорных металлоконструкций на свайные фундаменты и лежни применяются переходные элементы (ростверки) к которым прикручиваются опорные плиты стоек металлоконструкций. При установке на остальные типы фундаментов, опорные стойки металлоконструкций устанавливаются непосредственно на анкерные болты фундаментов. Опорные плиты стоек имеют отверстия Ш35 мм под анкерный болт М30, по квадрату 400х400 мм. Возможна установка опорных металлоконструкций, на фундаменты исходя из индивидуальных требований проекта. ГрозозащитаФункцию внешней грозозащиты на объекте выполняют стержневые и тросовые молниеотводы (грозозащитные тросы), которые обеспечивают защиты от прямых ударов молнии. Молниеотводы устанавливаются на шинных порталах 35-220 кВ и опорах ЛЭП 35-220 кВ. Система внешней грозозащиты, организованная по принципу молниеприёмной сетки, проектируется индивидуально под каждое конкретное сооружение. ОграждениеОграждение КТПБ изготавливается по собственной конструкторской документации. Ограждение представляет собой сетчатые панели (щиты), которые монтируются непосредственно на объекте путем приварки к стойкам из стальной трубы. По всему верхнему контуру ограждения КТПБ установлено ограждение колючее, спиралевидное ОКС 54/10 по ТУ-1470-001-39919268-2004. Оформление опросного листа
Шинные опоры гибкой ошиновки типа ШОСК 110 предназначены для изоляции и крепления проводов ошиновки в распределительных устройствах электрических станций и подстанций на номинальное напряжение до 110 кВ. В качестве изоляторов в шинных опорах применяются опорные стержневые изоляторы с цельнолитой кремнийорганической защитной оболочкой типа ОСК 110. Шинодержатели шинных опор выполнены из алюминиевого сплава. Применение шинных опор типа ШОСК позволяет избежать ошибок при подборе соответствующих изоляторов и шинодержателей. Приведенные на рисунках присоединительные размеры шинных опор являются рекомендуемыми с целью унификации и могут быть изменены по запросу в случае необходимости. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШИННЫХ ОПОР ГИБКОЙ ОШИНОВКИ НА НАПРЯЖЕНИЕ 110 кВ
Примечание: *) Более подробную информацию по сейсмостойкости шинных опор при различных массах закрепленных элементов электроустановки можно посмотреть поПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ШИННЫХ ОПОР ГИБКОЙ ОШИНОВКИ НА 110 кВ
Шинные опоры изготавливаются по ТУ 3494-026-54276425-2014 По согласованию с заказчиком возможно изготовление шинных опор для трех проводов, для проводов других диаметров и для любых расстояний между проводами в фазе. Открытое распределительное устройство (ОРУ) - распределительное устройство, оборудование которого располагается на открытом воздухе. Все элементы ОРУ размещаются на бетонных или металлических основаниях. Расстояния между элементами выбираются согласно ПУЭ. На напряжении 110 кВ и выше под устройствами, которые используют для работы масло (масляные трансформаторы, выключатели, реакторы) создаются маслоприемники - заполненные гравием углубления. Эта мера направлена на снижение вероятности возникновения пожара и уменьшение повреждений при аварии на таких устройствах. Сборные шины ОРУ могут выполняться как в виде жёстких труб, так и в виде гибких проводов. Жёсткие трубы крепятся на стойках с помощью опорных изоляторов, а гибкие подвешиваются на порталы с помощью подвесных изоляторов. Территория, на которой располагается ОРУ, в обязательном порядке огораживается. Преимущества ОРУ: ОРУ позволяют использовать сколь угодно большие электрические устройства, чем, собственно, и обусловлено их применение на высоких классах напряжений. При производство ОРУ не требуется лишних затрат на строительство помещений. Открытые распределительные устройства практичнее, чем ЗРУ в плане модернизации и расширения Визуальный контроль всех аппаратов ОРУ Недостатки ОРУ: Затруднённая работа с ОРУ при неблагоприятных погодных условиях. ОРУ намного больше, чем ЗРУ. В качестве проводников для сборных шин ОРУ и ответвлений от них применяются многопроволочные провода марок А и АС, а также жёсткие трубчатые шины. При напряжениях 220 кВ и выше необходимо расщепление проводов, чтобы уменьшить потери на коронирование. Длинна и Ширина ОРУ зависит от выбранной схемы станции, расположения выключателей (однорядное, двухрядное и т.д.) и линий электропередачи. Кроме того, должны быть учтены подъездные пути для автомобильного или железнодорожного транспорта. ОРУ должно иметь ограду высотой не менее 2,4 м. В ОРУ токоведущие части аппаратов, проводники сборных шин и ответвления от сборных шин во избежание пересечений размещают на различной высоте в два и три яруса. При гибких проводах сборные шины размещают во втором ярусе, а провода ответвлений в третьем. Минимальное расстояние от проводников первого яруса до земли для 110 кВ 3600 мм, 220 кВ - 4500 мм. Минимальное расстояние по вертикали между проводами первого и второго ярусов с учётом провеса проводов для 110 кВ - 1000 мм, для 220 кВ - 2000 мм. Минимальное расстояние между проводами второго и третьего ярусов для 110 кВ - 1650 мм, для 220 кВ - 3000 мм. Минимальные допустимые изоляционные расстояния (в сантиметрах) в свету на воздухе открытых установок между неизолированными проводами разных фаз, между токоведущими частями или элементами изоляции, находящимися под напряжением, и заземленными частями конструкций: Комплектное распределительное устройство с элегазовой изоляцией (КРУЭ) Комплектное распределительное устройство с элегазовой изоляцией представляют собой ячейки, чье пространство заполнено элегазом под давлением, соединённые в различные схемы распределительных устройств согласно нормам технического проектирования. Ячейки КРУЭ изготавливают из унифицированных деталей, что делает возможным сборку ячеек различного назначения из одних и тех же элементов. К ним относятся: полюсы выключателей, разъединителей и заземлителей; измерительные трансформаторы тока и напряжения; соединительные и промежуточные отсеки; секции сборных шин; полюсные и распределительные шкафы, шкафы системы контроля давления и шкафы трансформаторов напряжения. Ячейка каждого типа состоит из трех одинаковых полюсов и шкафов управления. Каждый полюс линейной, секционной или шинной соединительной ячейки имеет выключатель с приводом и элементами его управления, разъединитель с дистанционным электрическим приводом, заземлители с ручным приводом, трансформаторы тока и полюсные шкафы. Ячейки трансформаторов напряжения не имеют выключателей и трансформаторов тока. Ячейки и их полюсы соединяются одной или двумя системами однополюсных или трехполюсных шин. Линейные ячейки имеют выводы для присоединения к токопроводам и отходящим кабелям. Соединение ячеек с силовыми кабелями производится при помощи кабельных вводов специальной конструкции, а с воздушными линиями с помощью газонаполненных вводов. Безопасность и надежность электроснабжения зависит от выключателей, защищающих электрические сети от короткого замыкания. Традиционно на электростанциях и подстанциях устанавливались выключатели с воздушной изоляцией. В зависимости от номинального напряжения воздушного выключателя, расстояние между токоведущими частями и землей может составлять десятки метров, в результате чего для установки такого аппарата требуется очень много места. Напротив, элегазовый выключатель очень компактен, и поэтому КРУЭ занимает сравнительно небольшой полезный объем. Площадь подстанции с КРУЭ в десять раз меньше площади подстанции с воздушными выключателями. Токопровод представляет собой алюминиевую трубу, в которой устанавливается токоведущая шина, и предназначен для соединения между собой отдельных ячеек и элегазового оборудования подстанции. Так же в ячейку КРУЭ встраиваются измерительные трансформаторы тока и напряжения, ограничители напряжения (ОПН), заземлители и разъединители. Таким образом, ячейка содержит в себе все необходимое оборудование и приборы для передачи и распределения электроэнергии различных напряжений. И все это заключено в компактный надежный корпус. Управление ячейками осуществляется в шкафах установленных на боковой стенки. Распределительный шкаф вмещает в себя всю аппаратуру цепей дистанционного электрического управления, сигнализации и блокировки элементами ячеек. Применение КРУЭ позволяет значительно уменьшить площади и объемы, занимаемые распределительным устройством и обеспечить возможность более легкого расширения КРУЭ по сравнению с традиционными РУ. К другим важным преимуществам КРУЭ можно отнести: Многофункциональность - в одном корпусе совмещены сборные шины, выключатель, разъединители с заземляющими разъединителями, трансформаторы тока, что существенно уменьшает размеры и повышает надежность ОРУ; Взрыво - и пожаробезопасность; Высокая надежность и стойкость к воздействию внешней среды; Возможность установки в сейсмически активных районах и зонах с повышенной загрязненностью; Отсутствие электрических и магнитных полей; Безопасность и удобство эксплуатации, простота монтажа и демонтажа. Небольшие габариты Стойкость к загрязнению. Ячейки, отдельные модули и элементы допускают возможность компоновки КРУЭ по различным электрическим схемам. Ячейки состоят из трех полюсов, шкафов и сборных шин. В шкафах размещена аппаратура цепей сигнализации, блокировки, дистанционного электрического управления, контроля давления элегаза и подачи его в ячейку, питания приводов сжатым воздухом. Ячейки на номинальное напряжение 110-220 кВ имеют трехполюсное или пополюсное управление, а ячейки на 500 кВ - только пополюсное управление. В полюс ячейки входят: Коммутационные аппараты: выключатели, разъединители, заземлители; Измерительные трансформаторы тока и напряжения; Соединительные элементы: сборные шины, кабельные вводы («масло элегаз»), проходные вводы («воздух-элегаз»), элегазовые токопроводы и Стоимость КРУЭ достаточно велико перед традиционными видами РУ, поэтому применение нашлось только в случаях, где ее преимущества крайне необходимы- это при строительстве в стесненных условиях, в городских условиях для снижения уровня шума и для архитектурной эстетичности, в местах, где технически не возможно разместить ОРУ или ЗРУ, и на площадях где стоимость земли очень велика, а так же в условиях агрессивной среды для защиты токоведущих частей и увеличению сроку эксплуатации оборудования и в сейсмически активных зонах. http://smartenergo.net/articles/199.html Жесткая ошиновка предназначена для выполнения многопролетных сборных шин и электрических соединений между высоковольтными аппаратами в распределительных устройствах. Жесткая ошиновка высокой заводской готовности по сравнению с гибкой ошиновкой позволяет снизить металлоемкость распределительного устройства на 30-50%, расход железобетона на 10-20%, объем строительно-монтажных работ и трудозатрат до 25% в зависимости от схем электрических соединений ОРУ и конкретных условий района строительства. Распределительные устройства с жесткой ошиновкой не требуют строительства порталов, располагаются невысоко от земли, удобны для сборки и профилактических осмотров.
|
Параметр | ОРУ-110 | ОРУ-220 | ОРУ-330 | ОРУ-500 | ОРУ-750 |
Номинальное напряжение (линейное), кВ | 110 | 220 | 330 | 500 | 750 |
Наибольшее рабочее напряжение, кВ | 126 | 252 | 363 | 525 | 787 |
Номинальный ток ошиновки и компенсаторов токовых, А | 2000 | 2000 | 3150 | 3150 | 3150 |
Максимально допустимый ток одного провода, гибкого спуска, А* для провода АС-120/19 для провода АС-150/24 для провода АС-185/29 для провода АС-240/32 для провода АС-300/39 для провода АС-400/51 (АС-400/64) для провода АС-500/26 (АС-500/127,АС-500/64) |
|||||
Номинальный кратковременный выдерживаемый ток (ток термической стойкости), кА |
63 | ||||
Наибольший пик номинального кратковременного выдерживаемого ошиновкой тока (ток электродинамической стойкости), кА |
160 | ||||
Время протекания тока термической стойкости, с: | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00