Реклама

Главная - Продукты питания 
Политика финансирования и финансовая политика. Лекция финансовая политика

Введение

1. Понятие финансовой политики

3. Типы финансовой политики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Цель контрольной работы - рассмотреть понятие финансовой политики и ее типы.

Понятие финансовой политики

финансовый политика классический неоклассический

Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов. направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

Управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

Общность функций всех финансовых учреждений;

Общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

Зависимость от конечной цели;

Макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

Соответствие интересам всех членов общества;

Использование экономических законов;

Учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Финансовый механизм -- наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

В составе финансовой политики, как правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом.

Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.

Политика управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.

Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.

Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.

Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур - монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Финансовая политика на рынке ценных бумаг - управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).

Все большее значение приобретает международная финансовая политика . В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

Задачами финансовой политики являются:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

Организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

Типы финансовой политики

Классическая.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Заключение

Таким образом, финансовая политика - понятие многоплановое. В целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапов развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ. Важнейшим местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Кроме того, внутри нее различают достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И, поэтому, должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

Финансовая политика - это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Например, очень много зависит от общественного мнения, который влияет на финансовый процесс - это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам и фондовому сектору и т.д.

Также, при проведении финансовой политики необходимо учитывать существующую социально-экономическую реальность (обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения).


Похожая информация.


В статье разберем, что такое финансовая политика предприятия, какова ее структура и из чего она состоит, как ее разработать в конкретной компании и что при этом учесть.

Каждый финансовый директор знает, что в управлении финансами компании очень много ежедневной рутинной работы, «текучки», которая поглощает все рабочее и даже внерабочее время финансовой службы и ее руководителя. Но в преддверии нового года приходит пора не только подводить итоги года уходящего, но и оторваться от текущих дел и взглянуть на деятельность предприятия в целом, как в плане достижения тактических и стратегических задач, так и с точки зрения постановки новых. Наступает время для анализа различных аспектов функционирования организации, выявления несоответствия действующих бизнес-процессов и стандартов изменяющимся условиям внешней среды и внутренним потребностям бизнеса. То есть приходит время вплотную заняться финансовой политикой компании.

Что такое финансовая политика в практической деятельности компании

Финансовая политика – это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений в компании, которые позволяют обеспечивать решение задач, отраженных в стратегии и тактике развития предприятия.

При разработке финансовой политики необходимо обязательно проверять ее на соответствие стратегии организации и ее уставным документам.

Вспомним основные стратегические задачи каждой коммерческой компании:

  • получение максимально возможной прибыли как основной цели функционирования коммерческой организации;
  • оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;
  • обеспечение прозрачности компании как для кредиторов, так и для повышения ее инвестиционной привлекательности;
  • использование различных возможностей привлечения внешних заимствований, в том числе таких как облигационный заем, различные варианты банковского кредитования, товарный кредит;
  • разработка эффективного механизма управления финансами, который позволит на основании данных анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и учитывая его стратегические цели, получать наиболее соответствующие этим целям результаты.

Финансовая политика организации включает:

  • разработку концепции управления финансами компании, отвечающей стратегическим целям;
  • определение основных направлений использования ресурсов в соответствии с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными планами предприятия;
  • практическое достижение поставленных целей и их оценку.

Стратегическая финансовая политика обязательно включает долгосрочное планирование и прогнозирование, построение финансовых моделей , подготовку альтернативных вариантов развития, идентификацию, оценку и управление рисками.

Тактическая финансовая политика решает текущие задачи управления финансами компании и состоит в постоянном реагировании на вызовы рынка. Она тесно связана со стратегией и является ее практическим выражением на конкретном временном отрезке: месяц, квартал, год и т.п.

Также важно не забывать следующие основные принципы:

  • принцип самофинансирования и самоокупаемости, который означает, что все средства, вложенные в предприятие, как собственные, так и заемные, должны вернуться и принести доход, соответствующий плановому уровню рентабельности (см. подробнее про оценку рентабельности бизнеса );
  • принцип самоуправления (имеет место для самостоятельных организаций, а также предприятий в составе холдинга, группы в пределах, определенных управляющей компанией);
  • принцип материальной ответственности за результаты деятельности;
  • принцип заинтересованности в результатах деятельности компании;
  • принцип непрерывности контроля за деятельностью организации;

В компании могут действовать негласные правила управления финансами, которые можно отнести к элементам финансовой политики компании, а могут разрабатываться внутренние нормативные акты, регулирующие каждое или некоторые из вышеперечисленных направлений финансовой политики. Чем крупнее компания, тем выше уровень формализации.

Пример

В нашей компании приняты следующие стандартные условия работы с покупателями по оплате: 30–50% предоплата, 70–50% оплата через 14 дней после отгрузки. Эти положения никак не формализованы, но закреплены в оперативном учете через программное обеспечение. При этом для некоторых клиентов это правило не работает, им мы отгружаем продукцию без предоплаты и отсрочку даем до 90 календарных дней. Это крупные контрагенты, которые на других условиях не будут с нами работать. При этом они берут продукцию на большие суммы. Следовательно, при возникновении просрочек в оплате у нашей организации возникают серьезные проблемы. Учет операций по таким клиентам мы выделяем.

Из чего состоит финансовая политика и как воплощать ее на конкретном предприятии

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся:

  • анализ и оценка финансово-экономического состояния;
  • разработка учетной и налоговой политики ;
  • выработка правил и ограничений в области привлечения банковских кредитов других видов заемных ресурсов;
  • политика управления капиталом и амортизационная политика;
  • управление оборотными активами и кредиторской задолженностью ;
  • разработка правил бюджетирования и планирования;
  • разработка правил ценообразования, системы скидок, ценообразования при проведении акций и распродаж;
  • утверждение порядка расчета и выплаты дивидендов;
  • разработка порядка оценки инвестиционных проектов и управления их реализацией.

Таким образом, финансовая политика имеет сложную и многоступенчатую структуру. Она во многом зависит от сложности, структуры и объемов бизнеса, от горизонтов планирования, от масштабности задач, которые перед компанией ставят собственники, а также от вызовов внешней среды. Ниже приведена укрупненная структура финансовой политики предприятия, которая применима практически в любой компании (см. рисунок).

Рисунок . Структура финансовой политики.

Чтобы определить, какие элементы описанной выше структуры необходимо воплощать на практике, нужно выяснить, какие из них более всего актуальны на вашем предприятии или в группе.

Так, например, в организации много структурных подразделений, сложная система их взаимодействия и разная степень влияния на конечный результат деятельности. В таком случае обязательно нужно вводить и развивать , чтобы четко видеть, как расходы различных подразделений влияют на финансовый результат.

Или предприятие выпускает продукцию с длинным циклом производства, сложной структурой себестоимости продукции и явно выраженным сезонным характером реализации. В этом случае обязательными элементами финансовой политики являются бюджетирование и подходы к обеспечению заемными средствами.

Важно: при формировании перечня мероприятий на следующий год обязательно необходимо учесть имеющиеся проблемы в финансовом обеспечении деятельности организации и спрогнозировать проблемы будущего года, чтобы заранее к ним подготовиться и своевременно среагировать, введя новые инструменты управления.

Основные направления финансовой политики

Анализ и оценка финансово-экономического состояния организации. является неотъемлемой частью подведения итогов деятельности предприятия за год. Он включает в себя:

  • сбор и подготовку данных управленческой, оперативной и бухгалтерской отчетности;
  • сравнение плановых и фактических показателей и выявление как самих отклонений, так и причин их возникновения(план-факт анализ);
  • оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;
  • оценку эффективности управления движением денежных средств в разрезе направлений деятельности организации (основная, финансовая, инвестиционная) исходя из реализации стратегических и тактических задач;
  • выявление потребностей в денежных ресурсах и определение источников их получения;
  • оценку эффективности использования финансовых ресурсов предприятия (анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности, складских запасов, себестоимости продукции, структуры прямых и косвенных затрат);
  • оценку финансово-экономического состояния компании, в том числе с точки зрения достижения целевых уровней.

Каждая из перечисленных выше составных частей финансово-экономического анализа представляет собой значительный по сложности объем работы и заслуживает отдельного описания.

Бюджетная политика . Бюджетирование является важнейшей составляющей финансовой политики компании. Бюджетная политика определяет порядок планирования и бюджетирования в организации. В ней содержится перечень статей (бюджетный классификатор), финансовая структура предприятия (места возникновения затрат, центры финансового учета, центры финансовой ответственности), периодичность планирования, определение используемых видов бюджетов и их детализация.

Наиболее распространены на практике следующие виды бюджетов:

1. Операционные:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов.

2. Основные:

  • бюджет движения денежных средств;
  • бюджет доходов и расходов;
  • бюджет балансового листа (расчетный баланс).

Необходимо проводить подробный анализ выполнения бюджетов всех видов и учитывать полученную информацию при планировании на следующий год. Также следует соотносить цифры, указанные в бюджете на 2017 год, с тактическими и стратегическими целями, поставленными перед компанией ее собственниками.

Ценовая политика . Порядок ценообразования, выбранный компанией, влияет на реализацию такой стратегической задачи как увеличение прибыли и определяется внутренними и внешними факторами. Для большинства предприятий в условиях рынка ценовая политика в первую очередь определяется внешними факторами: уровнем спроса на продукцию компании, конкурентной средой, гибкостью условий, предлагаемых конкурентами, масштабностью задач, которые стоят перед предприятием (например, увеличение доли рынка, выход на новые рынки сбыта и т.д.). Но внутренние факторы (себестоимость, прямые и полные издержки, целевой уровень рентабельности) не менее важны, поскольку именно они определяют в конечном итоге финансовый результат.

Кредитная политика. Кредитная политика на практике наиболее подвержена изменениям, поскольку потребность в финансировании зависит как от внутренних, так и от внешних факторов, поэтому постоянно меняется. Также на нее может значительно повлиять изменение . Так, принятие решения о снижении цены при условии сохранения уровня расходов влечет за собой необходимость увеличения объемов и сроков внешних заимствований.

Важно отметить: все элементы финансовой политики связаны между собой, поэтому всегда при изменении одного элемента обязательно надо проверять, как это отражается на других.

Что учесть при формировании финансовой политики на 2017 год

Финансовому директору необходимо особенно внимательно подходить к изучению внешних факторов. Российская экономика находится в состоянии глубокого финансово-экономического кризиса, который начался в 2014 году и сейчас его влияние усиливается. (см. табл.1).

Таблица 1 . Темпы роста ВВП в России в 2010-2015 годах

Темпы роста ВВП

Прогноз падения ВВП Росси в 2017 году – -0,8%.

В результате в 2017 году компаниям придется функционировать в условиях:

  • падения объемов производства;
  • снижения реальных доходов населения;
  • повышения уровня безработицы;
  • дефицита бюджета РФ и региональных бюджетов;
  • кризиса неплатежей;
  • повышения стоимости заимствования;
  • возможного банкротства компаний;
  • низкой цены на нефть и других неблагоприятных внешнеэкономических факторах.

В сложившейся ситуации компании вынуждены переходить от политики развития к политике выживания. Она выражается в сосредоточении на решении текущих финансовых проблем и откладывании (замораживании) инвестиционных проектов, направленных на развитие. Вместе с тем, именно кризис дает компаниям возможность получить дополнительные преимущества, по сравнению с менее предусмотрительными конкурентами.

Пример

В нашей компании на 2017 год мы сделали три варианта бюджета. Самый пессимистический предусматривает снижение выручки при повышении цены на единицу продукции, по сравнению с оптимистическим на 30 %. Это допущение позволило протестировать, сможем ли мы пережить подобное снижение, при этом мы заложили рост цен на сырье выше роста цен на нашу продукцию (превышение оценили в 10–15%).

Тема. Финансовая политика РФ.

    Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

    Финансовый механизм

    Характеристика основных направлений финансовой политики

1. Финансовая политика: понятие, цели и задачи формирования

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве - это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют: ♦ финансовое регулирование и стимулирование производства; ♦ финансирование научно-технического прогресса; ♦ страховая защита общественного производства. Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

    определение основных направлений, целей и задач финансовой политики.

    формирование финансового механизма.

    управление финансовой деятельностью.

Главными задачами финансовой политики являются:

    обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществленных государством;

    установление рационального распределения и использование ресурсов;

    достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

    создание благоприятных условий для функционирования хозяйствующих субъектов;

    формирования уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

В РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в своих посланиях определяет основные направления экономики на планируемый год и перспективу. (3 года)

Правительство РФ действует в рамках этого послания и вырабатывает основные направления развития экономики и обеспечение социальной стабильности. Им разрабатывается необходимые законодательные акты для реализации финансовой политики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использование финансов.

Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования, финансовых отношений. При выработке финансовой политики учитывают особенности исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внешней и внутренней обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Цели финансовой политики:

    Фискальная политика – связанна со сбалансированием доходов и расходов государства. (Кривая Лаффера)

    Регулирование налоговых процессов – проводится с помощью экономических инструментов. Регулирование может осуществляться стихийно или сознательно. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики. В качестве инструментов регулирования выступают налоги, государственный кредит, бюджетное ассигнование и т.д.

Виды финансовой политики:

    Политика экономического роста. Представляет собой систему финансовых мер, направленных на увеличение ВНП и повышения уровня занятости. Эта политика включает рост государственных расходов, и снижение налоговой бремени. Эта политика применяется в период экономического кризиса. В долгосрочном аспекте данная политика может привести к росту инфляции. (Доход снижается и Расходы повышаются).

    Политика стабилизации. Характеризуется ограничением государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования, сбалансированного бюджета. (Расход = Доходу).

    Политика ограничения деловой политики. Направлена на уменьшение реального объема ВНП. Она связана с уменьшением государственных расходов и увеличение налогового бремени. Эта политика применяется тогда, когда произошел кризис (Расходы уменьшаются и Доходы увеличиваются).

2. Финансовый механизм.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Финансовый механизм – это система, установленная государством: форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм это наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением тактических задач государства.

Финансовый механизм подразделяется на:

    Директивный (прямое воздействие) – разрабатывается для отношений, в которых непосредственно участвует государство.

    Регулирующий (косвенное воздействие) – связан с финансовыми отношениями предприятий.

Система инструментов финансовой политики:

    Правовые – нормативно-правовые акты, принятие государственных программ, заключение международных соглашений.

    Административные – порядок регистрации, получение лицензии, квотирование, применение государственных санкций, ведение административных мер, управление государственной собственностью.

    Экономические инструменты:

I.гр. Активно-структурные – это государственная поддержка, инвестиционные скидки, использование на льготных условиях недвижимости, государственные инвестиции, государственные закупки.

II.гр. Фискально-структурные – это специальные налоговые режимы, налоговые льготы, бюджетное ассигнование, амортизационную политику.

III.гр. Монетарные – связанно с регулированием денежной массы, процентных ставок, операции на рынке ценных бумаг и с иностранной валютой.

IV.гр. Инструменты антимонопольной политики, земельное регулирование.

    Характеристика основных направлений финансовой политики

Финансовая политика включает восемь основных направлений:

    Налоговая политика должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения государством своих функций и обязательств.

    Бюджетная политика предусматривает:

    определение доли ВВП, мобилизуемого в бюджет;

    установление оптимальных взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти;

    оптимизация расходов бюджета;

    распределение расходов бюджета между бюджетами разных уровней;

    управление государственным долгом;

    определение источников финансирования дефицита бюджета.

Денежно-кредитная политика имеет следующие элементы:

  • эмиссионная политика;

    политика стабилизации национальной валюты;

    кредитная политика.

Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком РФ.

    Ценовая политика – регулирование цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Ценовая политика преследует следующие цели:

    регулирование цен на все товары и услуги внутри страны;

    компенсация низких внутренних цен за счет высоких внешних:

    субсидирование цен с целью их снижения и завоевания новых рынков сбыта (в т.ч. внешних).

Таможенная политика – это часть ценовой политики, т.к. таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Социальная политика включает:

  • разработку механизма защиты наименее обеспеченных слоев населения;

    реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

    регулирование вынужденной миграции.

Инвестиционная политика предполагает:

  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений накопления;

    развитие ипотечного кредитования;

    привлечение прямых иностранных инвестиций и т.д.

Политика в области международных финансов:

  • интеграция России в мировую финансовую систему;

    признание России страной с рыночной экономикой;

    вступление в международные организации (в т.ч. во Всемирную торговую организацию);

    урегулирование внешней задолженности;

    повышение устойчивости курса рубля.

Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.

Финансовая политика предприятия - это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.

Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:

оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

максимизация прибыли;

достижение прозрачности (не секретности) финансовоэкономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

¦ использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.).

Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.

В помощь предприятиям для разработки финансовой политики были подготовлены в свое время Методические рекомендации бывшим Министерством экономики Российской Федерации1.

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся2:

анализ финансовоэкономического состояния;

1 См.: Реформа предприятий (организаций): Методические рекомендации. М.: Ось89,1998.

2 См.: там же.

разработка учетной политики;

разработка кредитной политики;

управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики;

дивидендная политика;

7) управление финансами. Охарактеризуем эти направления более подробно.

1. Анализ финансовоэкономического состояния является той базой, на которой строится разработка финансовой политики.

Внимание уделяется не только методам финансового анализа, но и исследованию полученных результатов и выработке управленческих решений.

Основными компонентами финансовоэкономического анализа деятельности предприятия является анализ бухгалтерской отчетности, в том числе горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ бухгалтерского баланса, расчет финансовых коэффициентов.

Анализ финансовой отчетности представляет собой изучение представленных в ней абсолютных показателей с целью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственных средств, размера заемных средств, оценки объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Фактические показатели отчетности сравниваются с показателями, запланированными предприятием.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности на конец года с показателями на начало года и предыдущих периодов. Вертикальный анализ производится в целях выявления удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Для аналитической работы при разработке финансовой политики предприятия рекомендуется рассчитывать:

а) показатели ликвидности:

общий коэффициент покрытия;

коэффициент срочной ликвидности;

коэффициент ликвидности при мобилизации средств;

б) показатели финансовой устойчивости:

соотношение заемных и собственных средств;

коэффициент обеспеченности собственными средствами;

¦ коэффициент маневренности собственных оборотных средств;

в) показа т е ли интенсивности использования ресурсов:

рентабельность чистых активов по чистой прибыли;

рентабельность реализованной продукции;

г) показатели деловой активности:

коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;

коэффициент оборачиваемости собственного капитала.

2. Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Учетная политика для всех предприятий должна осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.

Опираясь на результаты анализа финансовоэкономического состояния предприятия, рассчитывают варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависят количество и сумма перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значение ряда ключевых финансовоэкономических показателей. При определении учетной политики у предприятия существует выбор методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, применения ускоренной амортизации и др.

Разработка кредитной политики предприятий. В этих целях проводится анализ структуры пассива баланса и рассчитывается доля собственных и заемных средств, их соотношение, определяется недостаток собственных средств. На основе расчета устанавливается потребность в заемных средствах. Иногда предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, если эффект от привлечения и использования заемных, кредитных средств может быть выше, чем процентная ставка. Кредитная политика предприятия предусматривает выбор кредитной организации, размера процентной ставки, сроков погашения кредита.

Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью. При разработке финансовой политики считают, что это основная проблема управления финансами. От правильного решения этой проблемы зависит эффективность использования как собственных, так и заемных средств. Важнейшим фактором повышения эффективности использования оборотных средств, который учитывается при разработке финансовой политики предприятия, является оборачиваемость оборотных средств.

Управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики. Для разработки раздела финансовой политики, посвященного управлению издержками (затратами) производства (на предприятиях промышленности) и издержками обращения (на предприятиях сферы обращения), используются данные финансового анализа об уровне издержек и рентабельности. На основе анализа вырабатываются мероприятия по оптимизации издержек (переменных, постоянных и смешанных) и достижению безубыточной работы предприятия.

Выбор амортизационной политики имеет большое значение в финансовой политике предприятия. В соответствии с действующим законодательством предприятие вправе применять ускоренную амортизацию, т. е. ускоренно накапливать средства на замену оборудования, в то же время увеличивая издержки (себестоимость продукции). Предприятие имеет также право проводить переоценку основных фондов, определять способ расчета амортизационных отчислений.

6. Дивидендная политика предприятия разрабатывается в акционерных обществах, производственных кооперативах, потребительских обществах. При ее выборе необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

¦ выплата дивидендов обеспечивает защиту интересов членов акционерных обществ и кооперативов;

¦ высокая выплата дивидендов сокращает долю прибыли, направляемой на развитие организации.

При разработке финансовой политики следует оценить преимущества и недостатки дивидендов, найти оптимальный вариант выплаты дивидендов, учесть затраты на перспективное развитие предприятия.

7. Управление финансами предприятия. Современная система управления финансами предприятия базируется на территории планирования, нормирования и регулирования.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивости производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;

свободного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия1.

Эти процессы включают: формирование бюджетов и их структуры; ответственность за формирование и исполнение бюджетов; согласование, утверждение и контроль за исполнением бюджетов.

Бюджетное планирование деятельности структурных подразделений предприятия необходимо в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, а также повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования), большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции.

1 См.: Реформа предприятий (организаций). Методические рекомендации. С. 64.

Преимущества бюджетного планирования следующие:

помесячное планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные показатели размеров и структуры затрат и соответственно прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи в государственные целевые фонды);

в рамках месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании экономики по бюджету фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников;

минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволяет сократить непроизводственные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;

бюджетное планирование дает возможность осуществлять режим экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

На предприятиях целесообразно создать следующую сквозную систему бюджетов:

бюджет фонда оплаты труда;

бюджет материальных затрат;

бюджет потребления энергии;

бюджет амортизации;

бюджет прочих расходов;

бюджет погашения кредитов и займов;

налоговый бюджет.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные целевые фонды и часть налоговых отчислений.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Кроме того, фактически амортизационные отчисления, накопленные в амортизационном фонде, до момента их расходования по назначению могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.

Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах.

Бюджет погашения кредитов и займов дает возможность выполнять операции по погашению кредитов и займов в соответствии с планомграфиком платежей.

Налоговый бюджет включает налоги и обязательные платежи в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также в государственные целевые фонды. Он планируется в целом по предприятию.

Примерная система бюджетов предприятия приведена в табл. 4.2.

Примечание. Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету (стр. "Итого") плюс кредитный и налоговый бюджеты.

Приведенная система бюджетов охватывает всю фазу финансовых расчетов предприятия. Бюджеты разрабатываются в целом по предприятию и для структурных подразделений. При этом рекомендуется руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня - это детализация бюджета более высокого уровня.

Сводный бюджет составляется на основе данных функциональных бюджетов и состоит из доходной и расходной частей. При формировании бюджета определяются приоритетные направления расходов, среди которых можно назвать: заработную плату; затраты на покупку материалов, комплектующих и т.п., необходимых для выполнения производственной программы; платежи в государственные целевые фонды, налоги.

Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимой для обеспечения платежеспособности предприятия.

Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей, основные статьи сводного бюджета показаны в табл. 4.3.

Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, учитываются остатки средств на счетах предприятия.

Расходная часть сводного бюджета планируется на основе: планаграфика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; планаграфика платежей в государственные целевые фонды, бюджета материальных затрат, планаграфика погашения кредитов и других бюджетных расходов.

Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды .

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов , которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы состоят из и , и .

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является

Предпосылки образования государственных финансов:

  • Денежное хозяйство
  • Использование в экономике развитых форм
  • Создание системы формирования общественных потребностей
  • Создание системы ранжирования расходов на общественные потребности

В условиях недемократических политических систем (монархия, диктатура, олигархия) государственные финансы являются личной казной правителя или правителей, в демократических обществах, включая конституционные монархии, госфинансами распоряжаются парламенты и министерства финансов, им подчиненные.

В любой стране общественные , в широком смысле этого слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенные отличия. Государственные потребности, как правило, носят косвенный характер, так как население (индивидуумы, семьи, различные группы) может этих потребностей непосредственно не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии, внешней разведки, аппарата управления (госчиновников) или такие научные потребности, как создание устройств по термоядерному синтезу далеки от повседневных нужд граждан. Для определения таких потребностей и нужны выборные законодательные и исполнительные органы госвласти.

Объем, структура, направленность госфинансов определяются специальными выборными органами (законодательными и исполнительными).

Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.

Государственные финансы и финансовая политика

Государственные финансы — важнейший элемент . Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% .

Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.

Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.

В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

В финансовой политике можно выделить два аспекта : чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).

Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

Рис. 3 Структура финансовой и денежной политики

Структура финансовой и денежной политики:
  • Денежная политика центрального банка
  • Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
    • Политика доходов
      • Налоговая политика
      • Политика в сфере собственности
    • Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
      • Инвестиционная политика
      • Социальная политика
      • Политика в сфере управления
    • Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)

Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения . Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.

Приоритетные задачи финансовой политики:
  • формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
  • снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
  • планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
  • достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
  • создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.


 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS