Реклама

Главная - Франшизы
Понятие логистики. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Об­щепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на микро-, так и на макроуров­не.

На макроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, состоит из нескольких са­мостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

Показатели сквозного материального потока на выходе

(точка А) складываются случайно

Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3).

На выходе (точка А) сквозной материальный поток

имеет заранее спроектированные, контролируемые

показатели

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значитель­ной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает по­ступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из раз­личных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального по­тока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели матери­ального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптималь­ных.


Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне (уровень отдельного предприятия)

При логистическом подходе на предприятии выделяется и по­лучает существенные права служба, приоритетной задачей ко­торой является управление сквозными материальными потока­ми, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результа­те показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.


Показатели материального потока на выходе (точка в) управляемы и имеют заранее заданное значение

Рис. 5. Логический подход к управлению материальным потоком на микпоуровне (уровень отдельного предприятия)

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от тра­диционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по­токами; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечива­ющую эффективное управление сквозными материаль­ными потоками. *

* В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельно­стью по управлению материальными потоками начинает закрепляться на­звание «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

Александр Николаевич Митин

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии, главный редактор-директор Издательского дома «Уральская государственная юридическая академия»

Никита Геннадьевич Кормин

Финансовый директор ООО «ТрансЛогистик», аспирант кафедры теории и практики управления Уральской государственной юридической академии

Логистический подход к управлению персоналом организации

В последние годы в хозяйственной практике произошли существенные преобразования -увеличение скорости изменений в социальной сфере, постоянное усложнение взаимосвязей с окружающей средой. Необходимость все более точно реагировать на эти изменения привели к появлению концепции логистики, которая стала новой экономической категорией, отражающей современную реальность, характеризующуюся непрерывностью изменений, объединяемых в поток.

Быстрое развитие логистики обусловлено тем, что эта наука оказалась в центре современных проблем российского бизнеса. Переход от периода обретения предпринимателями самостоятельности к этапу развития рынка, заключающемуся в необходимости комплексного использования ресурсов, требует изменения предпринимательской философии. Основой ее становится объединение логистических партнеров в сквозном управлении материальными и другими потоками в организации на всем протяжении их движения. Кроме ускорения изменений не менее важной стороной современной предпринимательской деятельности являются усложнение отношений, повышение взаимозависимости в бизнес-деятельности - с партнерами: поставщиками и клиентами. Следует отметить, что термином «логистика» обозначают несколько понятий:

логистика как наука, объектом изучения которой является движение экономических потоков с целью их оптимизации;

логистика как управление хозяйственным процессом, обеспечивающее применение научных достижений на практике;

логистика как комплекс инфраструктурных элементов в экономике, связанный с обеспечением движения материальных потоков.

Логистику воспринимают как часть современной философии бизнеса, предпринимательского мировоззрения, концепции оптимизации деятельности предприятий в конкурентной борьбе.

По степени охвата объектов изучения и управления различают два подхода к пониманию логистики:

узкий, в соответствии с которым логистика охватывает операции по физическому перемещению товаров от поставщиков к потребителям и обеспечивает их доставку в требуемое время, место, в нужном количестве и с наименьшими затратами;

широкий, в соответствии с которым объектом логистики являются потоки разных видов (материальные, информационные, финансовые, кадровые), но при определяющем значении материальных.

Практика подтверждает правомерность расширенного понимания объекта логистики. Появляются такие направления, как банковская, транспортная, информационная логистика и др. Термин «логистика» используется в самых разных сферах деятельности и ситуациях, требующих точного согласования действий, строгой последовательности выстраивания операций.

Анализ определений, предлагаемых разными авторами в многочисленных публикациях, позволяет дополнить приведенное выше определение следующими аспектами:

логистика изучает и оптимизирует потоки всех видов в их взаимосвязи;

логистика способствует адаптации, устойчивости предприятий в быстро меняющейся рыночной среде;

логистика рассматривает всю цепь движения экономических потоков: «закупка сырья -производство - распределение - продажа - потребление» (логистика может рассматриваться как алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с требованиями потребителя);

логистика направлена на оптимизацию деятельности на основе координации и интеграции действий, участвующих в цепи фирм.

Сегодня преобладает взгляд на логистику как на транспортно-складскую технологию. С точки зрения формализации, этот подход содержит специфические множества логистических операций, которые образуют определенные совокупности технологий, таких как заготовительная, внутрипроизводственная и распределительная логистики. Однако, по мнению авторов, такой подход идет в ущерб многим другим сферам, где логистика оказывается очень эффективной. В основу транспортно-складской логистической деятельности положен этап воспроизводственного цикла, поэтому логистику данного вида можно характеризовать как функциональную. Технологии, связанные с продуктом на различных стадиях его изготовления, отображаются на множество технологий ресурсной логистики, представленной такими составляющими, как материальная (транспортно-складская), информационная, финансовая и кадровая логистики.

Если в разрезе системного подхода рассматривать предприятие как объект логистического воздействия, то управление им предполагает работу и с материальным, и с информационным, и кадровым, и, конечно, финансовым потоками. Тогда весь ресурсный потенциал фирмы (материальный, финансовый, информационный, кадровый, имиджевый и т.д.) можно показать в развитии, т.е. в каждый фиксированный момент времени организация будет представлена совокупным запасом из этих ресурсов.

Таким образом, логистика как совокупность алгоритмов и технологий может рассматриваться в системе координат трех и более измерений, отражающих основные направления и образующих главные составляющие логистической деятельности.

Логистика изучает особенности процессов, связанных с потоками, поэтому операционные термины непосредственно основываются на группе потоковых терминов: поток, материальный поток, информационный поток, финансовый поток, кадровый поток, поток услуг, поток основной, поток сопутствующий. В этой связи использование логистики дает новый угол зрения на деятельность фирмы и стратегию ее развития, изучая не ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, под которым понимается непрерывное изменение состояния ресурсов - их количества, качества, места нахождения, принадлежности собственнику и т.д.

Если учесть, что движение имеет направленность, то можно уточнить: логистика исследует возникновение, преобразование и выход потоков за пределы экономических объектов (логистических систем).

Материальные потоки, безусловно, являются основными в производственной сфере бизнес-процесса. Основные понятия и концепции логистики очень хорошо соответствуют и такому сложному и важному виду ресурсов, как кадры, которые характеризуются высокой подвижностью. Поэтому понятие «кадровый поток» достаточно раскрывает необходимость постоянного отслеживания и управления изменениями в человеческих ресурсах. При таком подходе необходимо помнить обо всех особенностях, присущих человеческим ресурсам. Кадровые ресурсы не являются собственностью предприятия. Работники в кадровой логистике рассматриваются как партнеры,

заключившие с предприятием договор о найме. Как и с любыми другими логистическими партнерами, предприятие должно выстраивать отношения с ними, используя логистические принципы интеграции, компромиссов и др. Кадровая логистика должна обеспечить соответствие между имеющимися на фирме рабочими местами, предъявляющими определенные требования к работникам (квалификация, личные качества), и работниками, обладающими различными качествами, профессиональной подготовкой, квалификацией. Достижение этого соответствия происходит в условиях постоянных изменений требований, предъявляемых к работникам, так и требований, предъявляемых работниками к условиям и содержанию их труда. В связи с этим формирование движения кадровых потоков на предприятии предполагает постоянный выбор наиболее эффективных вариантов с учетом всех факторов и обстоятельств. Чтобы правильно осуществлять этот выбор, необходимо четко понимать целевую направленность фирмы в области кадров.

Во взаимодействие с фирмой работник вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумный и сознательный индивид, обладающий устремлениями, желаниями, эмоциями, моралью. Это взаимодействие всегда имеет более широкую область, чем выполнение определенных работ на определенном рабочем месте. В любом предприятии кроме трудовых операций и функций, обеспечивающих движение материальных, финансовых, информационных, сервисных потоков, работники вступают в личные взаимоотношения, создавая тем самым культурную среду, социальный климат фирмы.

Кроме того, человеческим ресурсам присущ долгосрочный характер использования и, что самое главное, возможность развития в процессе использования. Развитие кадров через обучение в процессе их трудовой деятельности - важная отличительная особенность данных ресурсов по отношению ко всем остальным.

Кадровая логистика предприятия имеет три основных логистических функции: оптимизация входящих кадровых потоков в соответствии с потребностями фирмы, оптимизация внутренних кадровых потоков - использование кадров, развитие кадров и оптимизация выходящих кадровых потоков - высвобождение кадров (см. таблицу).

Структура кадровой логистики

Оптимизация Оптимизация внутренних потоков Оптимизация

входных потоков использование (обучение) развитие выходных потоков

Анализ обеспеченности кадрами Организация труда Обучение Планирование высвобождения работников

Планирование персонала Мотивация Планирование служебной карьеры Высвобождение (увольнение)

Отбор Оплата труда Социальное развитие Анализ обеспеченности кадрами

Прием Контроль Формирование культуры и имиджа фирмы

Адаптация Оценка работников

При таком подходе логистика должна обеспечить оптимальный баланс между входящими и выходящими кадровыми потоками, чтобы кадровый потенциал предприятия развивался в соответствии с развитием этого предприятия. Оптимизация и рационализация кадровых потоков являются главной целью и содержанием кадровой логистики. При этом, говоря об оптимизации, необходимо указать цель движения кадровых потоков. Только в таком случае можно судить об эффективности ее достижения.

При традиционном подходе управление каждым предприятием или его структурным подразделением, через которые проходит кадровый поток, осуществляется обособленно и задача оптимизации управления параметрами сквозного потока не ставится. В этом случае отдельные улучшения на пути движения кадрового потока, которых добивается какое-то предприятие (подразделение), могут не только не получить дальнейшего развития, но и быть разрушены. Таким образом, результирующие показатели движения кадрового потока (скорость, стоимость, качество составляющих его единиц и т.д.) складываются случайно и поэтому далеки от оптимальных.

При логистическом подходе управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и миссии организации. Определяя то, для чего создана и существует фирма, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше понимать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия - это

философия фирмы. Она определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми фирма осуществляет свою деятельность. Поэтому миссия связывает, ориентирует интересы и ожидания людей, имеющих к ней отношение. Смысл существования фирмы формулируется как отражение взаимосвязанных целей и интересов различных групп людей, заинтересованных в ее функционировании и оказывающих влияние на содержание и направленность ее деятельности. Такими группами являются:

собственники, создающие и развивающие фирму для того, чтобы за счет результатов ее деятельности удовлетворять свои потребности;

работники, которые своим трудом обеспечивают ее деятельность, получают оплату и удовлетворяют за счет этой оплаты свои потребности;

покупатели, которые приобретают продукцию фирмы и удовлетворяют с ее помощью свои потребности;

деловые партнеры, которые оказывают фирме услуги и получают за это плату; общество, получающее от фирмы в виде налогов часть создаваемой ею прибыли.

Субъектам внешней среды - покупателям, деловым партнерам и обществу в целом - миссия дает представление о фирме, способствует формированию ее имиджа. Для собственников и работников миссия создает возможность установления непротиворечивых целей деятельности, способствует выработке корпоративной культуры. Таким образом, миссия определяет целевые ориентиры кадровой логистики. При этом выстраивается необходимая последовательность, согласованность и взаимоувязка действий различных предприятий (подразделений), участвующих в едином потоке движения кадров: от приема на работу к его использованию, развитию и высвобождению. То есть выстраивается логистическая система управления сквозными потоками. В логистической системе управления происходит согласование отдельных кадровых процессов, осуществляемых различными подразделениями организации. При этом управленческие функции выполняются подразделениями самостоятельно, но при условии, что удовлетворяется общий критерий - оптимизация кадрового потока как единого целого.

Цель кадровой логистики можно сформулировать на основе общего логистического правила «семи Н»: обеспечить предприятие Нужными кадрами Необходимой квалификации в Нужное время (учитывая потребность в людских ресурсах на данный момент и на перспективу) в Необходимом количестве в Нужном месте (для выполнения конкретных работ) Необходимыми структурным подразделениям фирмы, с Наилучшими затратами (на оплату труда и другие расходы по содержанию персонала).

Управление кадровыми потоками требует выполнения функций управления (прогнозирования, планирования, организации, контроля, анализа, регулирования, мотивации), что возможно только в определенных организационных структурах. Это предполагает использование в логистике группы структурообразующих терминов, к которым следует отнести: логистическое звено, логистическую цепь, логистическую сеть, логистическую систему, микрологистическую систему, макрологистическую систему, мезологистическую систему, элемент логистической системы. Логистическое звено (отдельный работник) является неделимой минимальной единицей логистических структур и лежит в основе определения значений таких терминов, как «логистическая цепь» (связанные между собой линейной зависимостью подразделения), «логистическая сеть» (подразделения, имеющие функциональные и перекрестные связи), «логистическая система» (организационная структура), «элемент логистической системы» (подразделение, цех, участок).

Таким образом, логистика как бизнес-концепция базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании и может рассматриваться как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании. Следовательно, логистическая оптимизация, не разрушая конкурентных преимуществ и уникальных достоинств каждого предприятия, должна обеспечить «связывание границ» разных и самостоятельных субъектов рынка; снижение затрат в результате оптимизации движения кадровых потоков как внутри, так и за пределами фирмы; повышение эффективности использования кадровых ресурсов за счет согласованности действий подразделений внутри фирмы и взаимодействия фирмы с партнерами; повышение качества предоставляемых потребителям услуг на основе более полного учета их интересов на всех стадиях прохождения продукции от замысла до потребителя.

Логистическая кадровая система предприятия может считаться результативной, если:

все работники четко понимают и активно участвуют в реализации целей и задач фирмы, подразделения, в котором работают;

выполнение персоналом должностных обязанностей четко соответствует предъявляемым требованиям;

персонал всех структурных подразделений фирмы эффективно взаимодействует друг с другом;

эффективно осуществляется взаимодействие с внешними партнерами; работники постоянно повышают знания и применяют их в практической деятельности; уделяется необходимое внимание гуманизации процесса труда (улучшение условий труда и профессионального роста сотрудников, справедливое материальное и моральное поощрение, развитая социальная политика и т.д.).

Управление кадровой логистикой предприятия - это системное, планомерно организованное воздействие на процессы формирования, распределения, перераспределения кадров предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития его кадров.

Таким образом, инвестиции в человеческие ресурсы и развитие кадрового потенциала, основанные на логистическом подходе, становятся одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности предприятий, поскольку хорошо обученный персонал, с высоким уровнем мотивации на качественную работу имеет не меньшее значение, чем новейшие технологии и оборудование. Затраты, способствующие повышению квалификации и результативности труда работников, рассматриваются в современном бизнесе как инвестиции, которые будут многократно компенсированы возросшими доходами. Такой подход к управлению содержит новые возможности для оптимизации деятельности и повышения эффективности ее результатов.

Теоретические аспекты управления предприятием. Понятие системы управления предприятием и производственным процессом Общее понятие системы управления материальными потоками. Виды логистических систем управления материальными потоками в логистике...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Кафедра «Экономика и управление»

20151970

ШИФР:______________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Тайм-менеджмент»

на тему «Логистический подход в управлении производством»

Выполнил: студент 1 курса,группы ЭУ-12во и

Заочной формы обучения

Писарева Мария Юрьевна

Проверил:

Агиевич Татьяна Геннадьевна, доцент

Оценка:

Волгоград 2015

Введение…………………………………………………………………………3

Раздел 1. Теоретические аспекты управления предприятием………………..5

  1. Понятие системы управления предприятием и производственным процессом…………………………………………………………………5
    1. Общее понятие системы управления материальными

потоками…………………………………………………………………..7

Раздел 2. Особенности логистического подхода в управлении

производством…………………………………………………………………..9

2.1. Основные принципа логистики……………………………….………...9

2.2. Процедура разработки логистической стратегии фирмы………….…11

2.3. Виды логистических систем управления материальными потоками

В логистике………………………………………………………………15

Заключение………………………………………………...…………………...18

Введение

В рамках современных рыночных отношений эффективное функционирование предприятия является одной из наиболее приоритетных и актуальных задач. С каждым днём на рынке появляется всё большее количество новых товаропроизводителей, следовательно, обостряется конкуренция. Это требует внедрения более точных и совершенных методов управления процессом производства.

Актуальность темы данной работы объясняется тем фактом, что сегодня в своей хозяйственной деятельности многие предприятия используют новые методы и технологии в управлении производством. Их основой является концепция логистики.

Как наука логистика сформировалась в 60-е гг. XX века и в последнее время приобретает всё большее значение. Гаджинский А.М. говорит о том, что логистика – это одновременно и наука, и практическая деятельность. Цель логистики как науки он видит в изучении закономерностей в сфере образования и функционирования в товародвижении эффективных логистических систем. Как практическая деятельность логистика стремится к созданию данных систем и обеспечению их нормального функционирования . С точки зрения экономики логистика – это научная и практическая деятельность, которая связана с организацией, управлением и оптимизацией процесса движения материальных, финансовых и информационных потоков до конечного потребителя .

Логистика охватывает всю сферу деятельности предприятия. Кроме того, она стремится сократить затраты на всех стадиях производственного процесса и выпустить продукцию, которая соответствовала бы заданным стандартам качества, также в заданные сроки и в заданном месте.

Итак, целью данной работы является изучение влияния логистического подхода на деятельность предприятия, его роль в процессе управления производством.

Объект исследования – логистический подход как способ управления производством на предприятии, предмет – его взаимосвязь с эффективностью функционирования и результатов деятельности предприятия.

В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:

  • Выяснить специфику логистического подхода к процессу управления производством.
  • Применение прогрессивных способов оптимизации процесса производства, основанных на логистическом подходе.

Раздел 1. Теоретические аспекты управления предприятием

  1. Понятие системы управления предприятием и производственным процессом

Управление предприятием – это способ воздействия на производственный процесс для его упорядочения на базе объективных законов развития производства. Сложность состоит в масштабах, количестве и структуре проблем, которые возникают перед руководством предприятия и требуют конструктивного решения.

Для того, чтобы управленческая деятельность была как можно более эффективна, необходимо чтобы выполнялся ряд условий:

  • субъект и объект управления должны соответствовать друг другу;
  • субъект и объект управления должны быть автономны;
  • субъект и объект управления должны находиться в чётком взаимодействии и быть в нём заинтересованы.

Производственный процесс – это совокупность целенаправленных и целесообразных действий персонала предприятия по переработке сырья в готовую продукцию. Существует несколько типов производственных процессов (табл. 1) .

Таблица 1 – Виды производственных процессов

Основной (технологический) процесс

Процесс производства, подразумевающий изменение физических (химических) свойств предмета, который подлежит обработке, а также сборку.

Вспомогательный процесс

Процесс производства, подразумевающий сохранение свойств предмета труда. Данный вид производственного процесса способствует протеканию основного процесса.

Естественный процесс

Процесс производства, который протекает без применения труда (например, остывание нагретого металла).

Пролеживание

Процесс производства, в ходе которого предмет пролеживает, не подвергаясь ни основному, ни вспомогательному процессу. Предмет находится в запасах, стадии хранения или ожидания обработки.

Система процесса управления производством выполняет ряд функций, среди которых:

  • выдача заданий производственному персоналу;
  • контроль за соблюдением технических регламентов;
  • контроль за отклонениями от установленных стандартов;
  • контроль за выполнением операций производственного персонала;
  • регистрация выполнения производственных операций;
  • формирование технологических паспортов.
  1. Общее понятие системы управления материальными потоками

Под системой управления материальными потоками принято понимать организационный механизм формирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы. В свою очередь, материальный поток – это любые материальные ресурсы, которые находятся в процессе движения. Каждый материальный поток имеет определённой набор параметров. Этот набор характеризует происходящий процесс. К основным параметрам материальных потоков относят:

  • начальный и конечный пункты;
  • траекторию движения;
  • длину пути;
  • скорость движения;
  • время движения;
  • промежуточные пункты;
  • интенсивность.

В экономике материальные потоки складываются в результате совокупности действий нескольких участников, преследующих свою собственную цель. Эти участник способны вести свою деятельность согласованно друг с другом для того, чтобы рационализировать совместный объект управления, а именно, так называемый сквозной материальный поток. В этом случае они получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна как на всём предприятии в целом, так и в отдельных его подразделениях. Однако наибольшего эффекта можно добиться при оптимизации совокупного материального потока на всём протяжении процесса производства (начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем).

Существует также несколько видов материальных потоков. Она подразделяются по следующим основным признакам:

  • отношение к логистической системе (внешний, внутренний, входной, выходной);
  • натурально-вещественный состав потока (одноассортиментные, многоассортиментные);
  • количество образующих поток грузов (массовые, крупные, средние, мелкие);
  • удельный вес образующего поток груза (тяжеловесные, легковесные);
  • степень совместимости грузов (совместимые, несовместимые);
  • консистенция грузов (насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные).

Материальный поток в процессе своего движения от источника сырья до конечного потребителя проходит несколько звеньев. На этом этапе материальные потоки могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменяться и т.д. В этих условиях различные предприятия, которые необходимы для реализации того или иного продукта (поставщики ресурсов, предприятия, которые занимаются сбытом, торговлей, являются посредниками и т.д.) выступают как элементы логистической системы .

Раздел 2. Особенности логистического подхода в управлении производством

2.1. Основные принципы логистики

Существует ряд принципов логистики, которые определяют её место в решении проблем производственно-хозяйственного характера .

  • Принцип синергичности.

Определяется комплексные и системный подход к решению поставленных в процессе производства задач. На базе данного принципа возможности достичь наилучшего результата за счёт согласования действий во всех взаимосвязанных и взаимозависимых процессах логистической системы, чем при улучшении функционирования каждого отдельного элемента.

  • Принцип динамичности.

Данный принцип подразумевает, что все логистические системы должны в полной мере отражать сущность процессов, которые они охватывают. Логистический подход строится на прогрессивной динамике, которую можно достичь при развитии и стремлении к совершенствованию. Динамичность в свою очередь определяет снабженческие и сбытовые операции, средства труда, цели и задачи каждого нового этапа развития.

  • Принцип комплектности.

Логистические системы должны быть построены как совокупность нескольких элементов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Данный принцип не допускает постоянного автономного функционирования одного из элементов логистической системы.

  • Принцип инициативности.

Этот принцип предполагает проявлениями структур логистической системы способности опередительной реакции на возможные события. Кроме того, данные структуры должны регулировать субъективные условия, которые оказывают положительное влияние на процессы хозяйственной деятельности.

  • Принцип целесообразности.

Происходит привлечение потенциала, играющего положительную роль в достижении поставленных целей процесса производства. Характерным для данного принципа является стремление к снижению объёма затрат или времени перемещения в условиях вероятности решения тех или иных задач двумя и более способами.

Также специалисты выделяют ещё такие принципы логистики как:

  • системность (организация и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки продукции как единого процесса);
  • научность (усиление расчётного начала на всех стадиях управления материальными потоками, необходимость наличия высококвалифицированных работников);
  • конкретность (чёткая и точная оценка каждого из этапов производственного процесса);
  • надёжность (обеспечение безопасности на всех этапах производственного процесса);
  • вариантность (возможность гибкого реагирования предприятия на изменения внешней среды) .

2.2. Процедура разработки логистической стратегии фирмы

Данную процедуры можно изобразить в виде схемы (рис.1) .

Рис. 1 – Схема разработки логистической стратегии фирмы

Логистическая стратегия состоит из следующих основных элементов:

  • конфигурирование логистической сети;
  • разработка организационной структуры ЛС;
  • разработка направлений и технологий координации;
  • определение стратегических требований к качеству продукции;
  • создание единой системы управления запасами;
  • выбор логистической информационной системы.

При выборе логистической стратегии необходимо учитывать целый спектр факторов, которые могут повлиять на её эффективность и целесообразность в рамках функционирования данного предприятия. В качестве одного из таких факторов можно выделить внешнюю среду предприятия. Рассмотрим более подробно то, как влияют показатели внешней среды на элементы логистической стратегии (табл.2).

Таблица 2 – Показатели внешней среды

Ключевые факторы

Характеристики

Влияние на элементы логистической стратегии

Экономические изменения

Рост валового внутреннего продукта;

Уровень инфляции;

Процентные ставки;

Распределение капитала;

Динамика заработной платы;

Динамика развития отраслей экономики;

Цены на энергоносители.

Изменение затрат на поддержание запасов;

Внутренние ограничения на затраты и тарифы;

Динамика заработной платы;

Решения в складировании;

Решения в транспортировке.

Демографические изменения

Темпы роста населения;

Возрастная структура;

Размер семьи;

Миграция населения;

Численность работоспособного населения.

Расположение складской и транспортной инфраструктуры;

Мобильность менеджмента;

Наличие рабочей силы;

Состояние потребительского рынка (мощность);

Затраты на доставку продукции;

Длительность логистических циклов;

Уровни запасов.

Политические изменения в законодательстве

Величина налогов;

Схемы и нормы амортизации;

Структура налогов;

Торговая и таможенная политика;

Защита прав потребителей;

Защита окружающей среды;

Программы развития с/х;

Промышленная структурная политика;

Транспортное регулирование.

Инвестиции в строительство заводов и оборудование;

Глобализация ЛС;

Выбор транспорта и способа транспортировки;

Научно-технические исследования;

Упаковка;

Грузопереработка;

Расположение складов.

Ограничения на использования ресурсов

Тенденции использования собственных природных ресурсов;

Расположение новых источников ресурсов;

Нестабильность зарубежных поставок сырья и материалов;

Торговые и тарифные внешнеэкономические барьеры.

Затраты на транспортировку;

Глобализация источников снабжения (аутсорсиснг);

Использование взаимозаменяемых ресурсов;

Нехватка источников сырья;

Затраты на создание и поддержание запасов;

Требования к складированию.

Основными целями логистических стратегий являются:

  • сокращение совокупных логистических затрат;
  • сведение к минимуму инвестиций в ЛС;
  • повышение уровня качества логистического сервиса.

2.3. Виды логистических систем управления материальными потоками в логистике

Специалисты выделяют несколько видом систем управления материальными потоками. Однако стоит отметить, что существует традиционная система управления материальными потоками, которая является своеобразной базой для всех видов. Данную систему можно изобразить в виде схемы, которая отражает её функции (рис.2).

Рис.2 – Традиционная система управления материальными потоками

Теперь, имея общее представления о функционировании систем управления материальными потоками, рассмотрим их виды .

  • MRP – планирование потребности в материалах.

Данный вид системы управления материальными потоками подразумевает процесс выявления потребностей производства в необходимых материальных ресурсах. Осуществляется планирование приоритетных заказов, регулирование и контроль производственных запасов. Главные цели MRP это 1) удовлетворение потребности в материальных ресурсах; 2) повышение уровня точности планирования производственного процесса, а также закупок и поставок необходимых материалов.

  • DRP – планирование распределения ресурсов.

Иными словами, это система управления исходящей продукцией. В своей логике, средствах и методах данная система схожа с MRP . DRP обеспечивает планирование поставок и запасов на различных звеньях цепи распределения, информационное обеспечение процесса распределения, транспортные перевозки. Использование DRP напрямую связано с независимым спросом или его прогнозом. Таким образом, цели этого вида системы управление – 1) увязка производства и сбыта продукции; 2) оптимизация логистических издержек при помощи снижения затрат на транспортировку и товародвижение.

  • ЛТ – управление материальными и информационными потоками исходя из принципа «точно вовремя».

Данная система – это процесс производства, снабжения и сбыта, представляющий собой единый непрерывной производственный поток. Управление материальными потоками осуществляется посредством обратного планирования сроков (планирование последней операции + планирование всех предшествующих операций в обратном порядке).

  • KABAN – информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками исходя из принципа «точно вовремя».

Управление осуществляется на основе информации о запросах потребителей. Эта информация включает в себя: 1) наименование, шифр, маркировку детали; 2) вид и специфику ёмкости, её тип и количество деталей, для которых она предназначена; 3) название участка-производителя и участка-потребителя; 4) время доставки продукции; 5) время изготовления детали. Кроме того, существует специальная карта « KABAN », в которой указаны пункты технологической цепочки. Каждый из этих пунктов работает исходя из заказа, который поступил от предыдущего.

  • ОРТ – оптимизированная технология производства.

При использовании этого вида системы управления материальными потоками происходит интеграция процессов производства и снабжения. Основной принцип – это нахождение узких мест или критических ресурсов в процессе производства. При использовании ОРТ персонал предприятия не загружен максимально, потому что это является причиной увеличения объёма запасов незавершённого производства, что относится к критическим ресурсам. Цели ОРТ: 1) рост объёма выпускаемой продукции; 2) уменьшение издержек производства и на транспортировку; 3) снижение объёмов запаса незавершённого производства.

Заключение

Таким образом, исходя из проделанной работы, можно сделать вывод о том, что в условиях современной рыночной экономики для предприятий внедрение логистических методов управления процессом производства является необходимым. Причём данные методы должны быть максимально адаптированы к функционированию данного предприятия, а также к тенденциям сегодняшней экономики. Особенно это относится к построению международных логистических систем, которые должны быть приспособлены к современным требованиям и удовлетворять установленным стандартам обеспечения качества работы, которые на сегодняшний день приняты в подавляющем большинстве развитых стран.

Совершенно смело можно говорить о том, что логистика является современной наукой о целесообразной организации производственного процесса. Она делает возможным обеспечение доставки различных грузов при минимальных затратах в достаточно краткие сроки.

Как правило, логистическая система действует при ярко выраженной неопределённости стохастичности внешней среды, так как для конъюнктуры рынка или же для работы транспорта характерно наличие случайных процессов. В рамках их действия логистическая система должна непременно быть способна к адаптации к меняющимся условиям.

Специалисты в области экономики утверждают, что широкое применение логистического управления на производстве способствует:

  • сокращению времени движения продукции примерно на 25-30%;
  • снижению уровня запасов продукции у потребителя на 30-50%;
  • обеспечению комплексного учёта затрат на вывоз и ввоз грузов, перевозочные тарифы;
  • повышению уровня транспортного обслуживая за счёт улучшения работы транспортных подразделений, а также при помощи слаженного выполнения комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.

Невозможно спорить с тем, что всё вышеперечисленное является несомненными выгодами использования логистического подхода в управлении производством. Именно это и определяет актуальность изучения логистики сегодня, её широкого использования на предприятиях, а также координации научной и практической деятельности в области данной науки.

Список использованной литературы

  1. Гаджинский А.М. Логистика. 20-е изд. М.: 2012. — 484 с
  2. Мишина Л.А. Логистика: конспект лекций. М.: 2008 – 160 с.
  3. Чичкина В.Д. Организация и планирование производства. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2012 – 186 с.
  4. Ельдештейн Ю.М. Логистика. Электронно-учебно методический комплекс http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/00b_soderz.html
  5. Сергеев В.И. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов. М.: 2005 – 976 с.
  6. Корсаков А.А. Основы логистики. МЭСИ: 2005 – 69с.
  7. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. М.: 2004 – 416 с.
  8. Неруш Ю.М. Логистика. М.: 2006 – 520 с.
  9. Краткий словарь терминов современного менеджмента http://bigc.ru/publications/glossary/
  10. Бородушко И.В., Лукашевич В.В. Основы менеджмента. М.:2012 – 271 с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1784. Системный подход в управлении организацией 401.07 KB
Очевидный факт что главным показателем эффективного менеджмента является устойчивое развитие организации и процветание ее в современных рыночных условиях. Рассмотрение системного подхода является актуальной темой на сегодняшний день поскольку важными остаются вопросы эффективности созданной системы...
16574. Современный подход в применении ABC и XYZ-анализа в управлении запасами предприятия 919.21 KB
Решающее преимущество АВС-анализа заключается в простоте применения. Этот метод позволяет быстро сделать выводы, способствующие уменьшению перегрузки деталями в разработке стратегии управления запасами. Для наглядного применения АВС-анализа мы использовали исходные данные по ООО...
17822. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА 13.17 KB
Наблюдается сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами, усовершенствование методов управления логистическими процессами.
17610. Логистический менеджмент на предприятии и особенности совершенствования подразделений логистики 170.95 KB
На современном этапе развития рыночной экономики требуется интеграция существующих систем управления снабженческими, производственными и сбытовыми процессами на принципах логистики, которые в свою очередь основаны на принципах системного подхода, теории управления, методах имитационного и математического моделирования, стохастической идентификации и статистической обработки экспериментальных данных и т п.
20979. Оперативное управление производством и его совершенствование в «БК-Стройпром» 333.34 KB
Характеристика производственной системы предприятия. Основы организационно-правовой деятельности предприятия. Анализ производственной системы предприятия. Экономические показатели деятельности предприятия БК-Стройпром.
17446. Анализ управления производством предприятия «Classic Multimedia Group» 62.83 KB
Преддипломная практика завершает теоретическую часть обучения и предваряет работу над дипломным проектом помогает собрать материал для его практической части. Местом ее прохождения является организация соответствующая специализации студента предоставляющая ему материал для его будущей выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика как важнейший элемент учебного процесса предназначена для решения следующих задач: систематизация закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности Менеджмент...
8157. Диспетчерское управление автоматизированным производством на базе SCADA системы 2.27 MB
В процессе проектирования рассмотрены вопросы методического обеспечения использования SCADA систем для разработки объектов автоматизации для студентов 4-5 курсов и обобщены наработанные на кафедре РТС материалы по данному вопросу.
19836. Процессный подход к управлению 111.48 KB
Описание бизнес-процессов. Моделирование бизнес-процессов.23 Список литературы25 Введение Бизнес-процессы - один из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса. Технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ вовремя найти и исправить ошибку.
20173. Аксиологический подход в образовании 32.26 KB
Но взятые изолированно от главной идеи образования стало быть и содержания образования эти методы сократической беседы перенимали как правомерно отмечают Е. Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает что они есть следствие развития философии образования в этих странах а также степени ее врастания в педагогическую теорию и практику...
17251. Нормативистский подход к пониманию права 26.89 KB
В правоведении имеется множество школ права каждая из которых претендует на формулирование как собственной теоретической парадигмы так и особой онтологемы правопонимания. Целью работы является изучение нормативистского подхода к пониманию права. Задачами работы являются: изучение классификации различных типов правопонимания; общая характеристика нормативистского типа правопонимания; изучение нормативистского тип правопонимания в российской юридической доктрине Объектом исследования являются общественные отношения испытывающие на себе...

Известно, что на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ (ПРТС) на предприятиях приходится 80-90% времени, что обусловливает их значительную долю в себестоимости выпускаемой продукции.

Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Samsung , Siemens , «Мицубиси», General Motors , 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

Благодаря применению логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии:

Становится возможным эффективный переход на малосерийное

и индивидуальное производство;

  • налаживаются партнерские отношения с поставщиками;
  • сокращаются простои оборудования;
  • улучшается качество выпускаемой продукции;
  • сокращается производственный цикл и минимизируются затраты.

Основные проблемы логистики:

  • 1) оптимизация запасов. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему «канбан»), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%;
  • 2) сокращение численности вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ;
  • 3) снижение потерь материалов. Любая логистическая операция - это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций - это сокращение потерь;
  • 4) улучшение использования производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади, в частности при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений;
  • 5) снижение травматизма. Логистический подход органически вписывается в систему безопасности труда .

В логистической системе деятельность на стадиях производства материальных ресурсов и эксплуатации готовой продукции может также оцениваться и другими показателями.

Коэффициент отказа (брака) материальных ресурсов в процессе производства характеризуется уровнем качества материальных ресурсов, выявляемого на стадии производства готовой продукции:

где K QT - коэффициент отказа (брака) материальных ресурсов; ®пр К - процент брака материальных ресурсов, поставляемых данным поставщиком, выявленный в процессе производства; Б™" - минимальный процент брака, выявленный в процессе производства.

Коэффициент эксплуатационного брака характеризует количество рекламаций от потребителей по отказу готовой продукции в процессе эксплуатации в связи с браком материальных ресурсов:

где - процент брака материальных ресурсов, поставляемых

данным поставщиком, выявленный в процессе анализа рекламаций; - минимальный процент забракованной продукции по анализу рекламаций.

Эффективность хозяйственной деятельности современного предприятия зависит также от достижения управляемого резонанса логистической цепи - результата синхронизации его внутренних потоковых процессов и потоковых процессов логистических цепей, участником которых оно является.

Ключевые показатели управления логистической системой связаны с выполнением триады взаимосвязанных целей «быстрее - лучше - дешевле», обеспечивающих увеличение сбыта продукции и получение прибыли, к чему стремится любая предпринимательская деятельность. Поэтому в качестве обобщающего показателя эффективности функционирования логистической системы можно использовать общесистемный критерий эффективности производственнохозяйственной деятельности, получаемый с помощью стоимостных оценок результатов и затрат на ведение бизнеса.

Стоимостная оценка результатов складывается из показателей объемов реализации продукции и цены за единицу продукции. Затраты производственно-хозяйственной деятельности за определенный период времени складываются из затрат на трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы, обусловленные выполнением заказов потребителей.

Стремление управлять эффективностью, оптимизировать издержки в течение всего жизненного цикла товара (от разработки до потребления) требует системного подхода к определению и снижению логистических издержек. Вследствие отклонения технико-экономических факторов от принятых при разработке планов возникают определенные потери или так называемые зоны выявления логистических издержек.

Уровень логистических затрат определяется их отношением к другим экономическим показателям, которыми характеризуется деятельность предприятия:

  • 1) объемы продаж изделий (товаров) и услуг;
  • 2) совокупные расходы предприятия;
  • 3) другие относительные показатели, например:
    • затраты на запасы - к среднему объему запасов на предприятии;
    • логистические затраты в фазе закупки (снабжения) - к объемам закупки материалов;
    • логистические затраты в фазе дистрибуции - к объемам продаж изделий (товаров) и услуг.

Среди показателей уровня логистических затрат различают показатели уровня:

  • совокупных логистических затрат (отношение величины логистических затрат к обороту предприятия, умноженное на 100%);
  • затрат запасов (отношение затрат на запасы к объему запасов, умноженное на 100%).

Величина издержек обращения может быть представлена абсолютной суммой (стоимостный показатель), объемным показателем (площадь помещений) либо относительным показателем - уровнем, который рассчитывается как удельный показатель.

Уровень издержек обращения представляет собой процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота (уровень издержек отечественной розничной торговли составляет 18-20% при уровне рентабельности 4-6%). Он характеризует долю издержек в цене товаров и показывает, во что обходится доведение товаров от производства до потребителей (или обслуживание потребителей).

Зависимость между объемом товарооборота и издержками обращения можно выявить путем вычитания суммы издержек обращения за отчетный год из суммы издержек обращения за предшествующий год, пересчитанной на фактический товарооборот отчетного года. Для пересчета издержек предшествующего года необходимо сумму зависимых от товарооборота статей затрат умножить на темп роста товарооборота и к полученному результату прибавить сумму затрат по статьям расходов, независимых от товарооборота (условно-постоянных). Тогда сумму экономии можно определить как произведение фактического товарооборота на разность уровней издержек обращения (между отчетным и предшествующим годами), деленное на 100 (рассчитывается в сопоставимых ценах).

Для отдельных предприятий уровень издержек обращения зависит от структуры товарооборота. Так, для оптовых предприятий уровень издержек обращения определяется в процентах к оптовому товарообороту, в который включается как складской, так и транзитный оборот с вложением дополнительных средств (транзитный оборот без вложения средств при расчете уровня издержек обращения во внимание не принимается). Для розничного предприятия уровень текущих затрат определяется в процентах к розничному товарообороту.

Эффективность логистики может также проявляться в прямом повышении коэффициента возврата на активы предприятия, который является одним из основных показателей деятельности предприятия. Повышение эффективности дистрибуции и производительности снижает инвестиции в материалы и оборудование (уменьшение активов) и в то же время повышает прибыль, связанную с действующими дистрибутивными центрами. Положительное влияние оказывается одновременно на числитель и знаменатель коэффициента возврата.

Эффективное управление логистическими затратами предполагает увеличение одних из них и сокращение других. Однако существует часть логистических затрат, рост которых приведет к повышению общей эффективности коммерческой деятельности предприятия. В связи с этим систему показателей эффективности логистизации можно дополнить показателями дополнительного товарооборота:

где Т д - дополнительный товарооборот под воздействием затрат на логистизацию, руб.; Т с - среднедневной товарооборот до логистизации, руб.; П - прирост среднедневного товарооборота под влиянием логистизации, %; Д - количество дней учета товарооборота в период логистизации.

Экономический результат определяется соотношением между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием логистизации, и расходами на нее:

где Э 2 - экономический эффект от увеличения логистических затрат, руб.; Н г - торговая надбавка на товар, в процентах к цене реализации, %; Е - расходы на логистизацию, руб. Рентабельность логистизации:

где Р - рентабельность логистизации.

Таким образом, с помощью указанных выше критериев можно оценить уровень использования логистики на предприятии, а по результатам калькуляции издержек - их снижение от применения логистических технологий и концепций.

  • Гаджинский Л. М. Логистика: Учебник. - 16-е изд. - М.: Дашков и К°, 2008.С. 195-196.

При традиционном подходе к управлению каждое звено логистической цепи имеет собственную систему управления (рис. 2.7), ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена логистической цепи является входным для последующего. Результирующим материальным потоком является выходной поток последнего звена логистической цепи. Параметры последнего звена логистической системы получаются в результате независимых управленческих воздействий, осуществляющихся по­следовательно в каждом из звеньев логистической цепи. Поэтому с точки зрения общих целей они являются спонтанными.

При логистическом подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы управления к новому объекту управления – сквозному материальному потоку (рис. 2.8). Эти управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи, так что параметры выходного материального потока оказываются вполне предсказуемыми.


Информационный поток

Материальный поток

Рис. 2.7. Традиционный подход к управлению материальными потоками



Информационный поток

Материальный поток

Рис. 2.8. Логистический подход к управлению

Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики

Факторы развития логистики

Наиболее подробно факторы развития логистики были рассмотрены Аникиным Б. А. и Федько В. П. . Интерес к проблемам логистики связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определило следующие два фактора:

· усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

· создание гибких производственных систем.

Факторы сопровождались следующими воздействиями:

· осуществился переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Раньше сбыт подстраивался к производству, сейчас производство зависит от спроса;



· повысилось качество обслуживания, сократилось время выполнения заказов и соблюдался график поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке;

· усложнились проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству распределения. Это вызвало у фирм-производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между субъектами рынка, которая потребовала модификации моделей организации в сфере снабжения и сбыта;

· решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партии поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.;

· замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной;

· переход от массового производства к мелкосерийному с минимальными издержками повысил гибкость и конкурентоспособность;

· производство малыми партиями повлекло за собой изменение системы обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;

· отпала необходимость иметь большие склады и возникла потребность в транспортировке продукции небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Расходы на перевозку покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого:

· использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

· ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;



· унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщений подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

Этапы развития логистики

1. Период «фрагментаризации» (1920 – 1950)характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например, в производстве, транспортировке или скла­дировании.

2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 – 1970)характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистикикак интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на
това­ры в определенном месте и в заданное время». Вместе с тем в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики.

3. Период развития (1970 – 1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции
бизнес-логистики, а также распространением логистических систем и применений принципов промышленной логистики и философии всеобщего управления качеством.

4. Период интеграции (с 1980 г. до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь (т. е. закупка – производство – дистрибьюция и продажа), а такжеуправлением материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем.

Прогнозирование спроса

Анализ требований заказчика

Инвентаризация продукции

Складирование

Грузообработка

Упаковка

Распределение

Планирование распределения

Планирование заказов

Транспорт

Обслуживание клиентуры

Рис. 2.9. Динамика развития логистики

На основе вышеперечисленной периодизации были сделаны следующие выводы:

Во-первых, логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчеркнута важность управления сопутствующей информацией. В-третьих, впер­вые в сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервисных услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся зарубежом концепция всеобщего управления качеством(total quality management, TQM) . Эта концепция, взятая на воо­ружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела переворот в теории и практике менеджмента.

Согласно одному из определений концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде, как каждого члена фирмы, так и общества в целом.

Глобальная логистика

На современном этапе развития логистики большое значение приобрела глобальная логистика. Актуальные формы ее развития отразил Аникин Б. А. .

Глобальная логистика – стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

По мнению ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами современной глобализации являются :

· продолжающийся рост мировой экономики;

· новейшие технологии;

· развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;

· новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);

реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков (рис. 2.10).



Рис. 2.10. Движущие силы глобализации

В настоящее время происходит активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных разработок, изобретениями, что способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции. Известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции. Этому способствуют:

· сходство политических систем;

· укладов жизни населения;

· традиций;

· близость исторических корней;

· практика пользования едиными источника энергии и сырьевыми ресурсами;

· сопряженность коммуникаций;

· отсутствие торговых и таможенных барьеров.

Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети. Существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования , проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

Концепция позиционирования представляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизованных форматах (например, EDIFACT ), как правило, в режиме реального масштаба времени (on line).

Гибкость – третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения, как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS