Реклама

Главная - Бизнес идеи
Представителями работников в социальном партнерстве не являются. Иные представители работников в трудовых правоотношениях

Глава 4 Трудового кодекса (ст. 29-34) закрепила представительство работников и работодателей как социальных партнеров. Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (ст. 29 ТК).

Интересы работников организации в социальном партнерстве, в реализации права на участие в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров представляют первичная проф­союзная организация или иные избираемые работниками пред­ставители.

Работники, не являющиеся членами профсоюзов, имеют пра­во уполномочить профсоюзный орган организации представлять и их интересы во взаимоотношениях сработодателем.

Работодатель обязан создавать условия для деятельности представителей работников.

Представителями работодателя в социальном партнерстве со­гласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации или упол­номоченные им лица в соответствии с Кодексом, трудовым зако­нодательством, учредительными документами организации и ло­кальными нормативными актами.

При коллективных переговорах, заключении соглашений и трудовых спорах о них интересы работодателей представляют соответствующие (по уровню соглашений) объединения работо­дателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, на добровольной основе объединяющая работодателей для пред­ставительства их интересов и защиты своих членов в социаль­ном партнерстве с профсоюзами, органами государственной вла­сти и органами местного самоуправления.

Следовательно, объединение работодателей - это форма неком­мерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Представлять работодателей - государственные и муници­пальные организации, финансируемые из соответствующих бюд­жетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления соответственно.

Органами социального партнерства являются создаваемые партнерами комиссии по регулированию социально-трудовых от­ношений на всех их пяти уровнях, составляющих систему социального партнерства.

На федеральном уровне образуется постоянная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Ее правовой статус определен Федеральным законом от 1 мая 1999 г «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Она состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Прави­тельства Российской Федерации. Каждая из указанных трех сторон Комиссии определяет своих представителей самостоятельно, и каж­дое объединение выделяет в Комиссию по одному представителю. Представители Правительства Российской Федерации в Комиссии утверждаются постановлением Правительства. Все представители сторон являются членами этой Комиссии. По количеству от ка­ждой стороны не должно превышать 30 человек.


Указанный Федеральный закон предусмотрел цели и принци­пы деятельности Комиссии.

В субъектах Российский Федерации могут быть образованы трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории данного субъекта (региона). Их деятельность регулируется законом субъекта Федерации.

На территориальном уровне могут обрадоваться такие трех­сторонние комиссии Их деятельность регулируется положения­ми об этих комиссиях, утверждаемыми представительными орга­нами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут образовываться как на федераль­ном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

На уровне организации комиссия создается для ведения кол­лективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора.

Если во всех указанных комиссиях возникают споры, то они решаются в порядке, предусмотренном для коллективных споров, для чего составляется по спорным вопросам протокол разногла­сий комиссии. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все стороны комиссии.

Работники вправе защищать свои интересы лично, а также через своих представителей.

Лица, представляющие интересы работников, определяются в ст. 3 Конвенции МОТ N 135 о защите прав представителей трудящихся на предприятии, ст.

Ст. 29 - 31 ТК РФ, ст. 2 Закона о коллективных договорах и соглашениях, ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) (далее Закон о профсоюзах).

К представителям работников относятся:

1) профессиональные союзы;

2) объединения профессиональных союзов;

3) иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов;

4) первичная профсоюзная организация;

5) органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им;

6) иные представители, избираемые работниками.

Профсоюзом на основании п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах является добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профессиональные союзы разделяются в зависимости от отраслевых, территориальных и иных признаков на несколько видов, а именно на:

1) общероссийский профсоюз, которым является добровольное объединение членов профсоюза, работающих в одной или нескольких отраслях деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами. Общероссийский профсоюз действует на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

2) межрегиональный профсоюз, который действует на территории менее половины субъектов РФ;

3) территориальную организацию профсоюза, представляющую собой объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного или нескольких субъектов РФ, на территории города или района.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации).

Среди таких объединений Закон выделяет:

1) общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, которые представляют собой объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины ее субъектов;

2) межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, которые образуют межрегиональные профсоюзы или территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, действующих на территориях менее половины субъектов РФ;

3) территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, действующие, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).

Указанная организация действует на основании принимаемого ею положения.

Понятие данной организации содержится в Законе о профсоюзах. К первичной профсоюзной организации относится добровольное объединение членов профсоюза, работающих на одном предприятии, в учреждении либо организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Однако работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).

Интересы работников вправе представлять органы общественной самодеятельности. Данные органы формируются в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.) (далее - Закон об общественных объединениях). Согласно указанной статье органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Данный орган формируется по инициативе работников и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Каждый из представителей работников обладает определенным правовым статусом, который включает в себя их правоспособность, полномочия, гарантии, деятельность и ответственность.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации (ст. 8 Закона о профсоюзах). Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в орган государственной регистрации по месту нахождения соответствующего профсоюза представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Однако представители работодателей вправе и не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица, а их правоспособность возникает в момент создания.

Представители работников наделяются определенными полномочиями, которые можно классифицировать на:

1) представительские полномочия (органы общественной самодеятельности представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство);

2) полномочия в сфере нормотворчества (представители работников правом законодательной инициативы не обладают. Однако проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Представители вправе выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы);

3) полномочия по обеспечению условий труда и охраны труда (профсоюзы участвуют в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных и других актов, регулирующих данные вопросы. Кроме того, профсоюзы наделены полномочиями по осуществлению контроля за состоянием охраны труда и окружающей природной среды).

На практике вопросы социального партнерства реализуются через представителей сторон рассматриваемого правового института трудового права. Как известно такими сторонами выступают представители работников и представители работодателей, субъектный состав которых зависит от уровня и целей социального партнерств. В широком смысле такие цели могут носить как "общий" характер, присущий социальному партнерству в целом, так и "специфический" характер, заключающийся в достижении определенных социально-трудовых целей.

Так для достижения "общих" целей социального партнерства представителями работников могут выступать следующие субъекты:

1) профессиональные союзы и их объединения;

2) иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

3) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Для достижения "специфических" целей, таких как:

1) проведение коллективных переговоров, заключение или изменение коллективного договора, осуществления контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками;

2) при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Таким образом, в первом случае (локального регулирования социально-трудовых отношений, представителями работников могут выступать как профессиональные союзы в лице первичной организации, так и иные представительные органы. Во втором - регулировании рассматриваемых отношений за пределами организации - работников могут представлять профессиональные союзы различных уровней.

Вместе с тем, указанные случаи представительства работников имеют свои особенности.

Так представление интересов работников первичными профсоюзными организациями и их органами осуществляется, как правило, в отношении работников являющихся членами соответствующих профсоюзов. Однако, как следует из содержания ст. 9 Закона о профсоюзах, отсутствие такого членства не может являться препятствием в реализации работников своих трудовых прав и свобод. Именно поэтому в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем, представляет первичная профсоюзная организация.



Кроме того, работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

В практике трудовых и иных связанных с ними отношений достаточно широко распространены случаи, когда работники не объединены в профессиональные союзы, поскольку такое объединение осуществляется только на добровольных началах. Может сложиться ситуация и когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в указанном выше порядке, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Вместе с тем, такое положение не должно ограничивать право указанных работников на представительство в социальном партнерстве. В таких случаях, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель - представительный орган работников. Таким представительным органом может выступать "трудовой коллектив", "органы общественной самодеятельности" и другие. В то же время наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Наряду с добровольным (диспозитивным) характером формирования представительных органов работников, ТК РФ (например, ст. 32) содержит и ряд императивных норм, согласно которых работодатель обязан создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Такие условия должны быть закреплены трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

В зависимости от целей социального партнерства представителей работодателя можно классифицировать по трем категориям.

К первой категории относится руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Рассматриваемая категория представляет интересы работодателей в случаях:

1) проведения коллективных переговоров;

2) заключения или изменения коллективного договора;

3) рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Во вторую категорию входят объединения работодателей, представляющие собой некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Указанные органы представляют интересы работодателей при:

1) проведении коллективных переговоров;

3) разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения коллективных договоров и соглашений;

4) при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Необходимо заметить, что особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Законом о работодателях.

К третьей группе относятся представители работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций. В состав таких представителей входят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность при:

1) при проведении коллективных переговоров;

2) заключении или изменении соглашений;

3) разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;

4) осуществлении контроля за выполнением соглашений;

5) формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности.

Согласно ст. 29 ТК РФ, представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Представлять интересы работников в сфере социального партнерства могут любые профессиональные союзы, созданные и зарегистрированные в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 25 июля 2002 года).

Статья 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», помимо профсоюзов, в качестве представителей работников предусматривает органы общественной самостоятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников.

В соответствии со ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Первичная профсоюзная организация – это добровольное объединение членов профсоюзов, работающих, как правило, в организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профессионального союза.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Согласно ст. 30 ТК РФ, работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. На основании Федерального закона «О профсоюзах», профсоюзы и их органы вправе представлять и защищать права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство.

Профсоюз – добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.


Право работников на объединение, включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, включено в число основных нрав работников ТК РФ (ст. 21).

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику принципу (общероссийские, межрегиональные, территориальные).

Все профсоюзы наделяются равными правами и независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, т.е. им неподотчетны и неподконтрольны.

Права профсоюзов по представительству и защите интересов работников закреплены законом и не зависят от наличия или отсутствия у них прав юридического лица.

В своей деятельности профсоюзы руководствуются законодательством и принятыми ими самими уставами.

В правовую основу деятельности профсоюзов входят Конституция РФ (ст. 13, 19, 30), ТК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты, в том числе соглашения и коллективные договоры (их нормы о правах профсоюзов).

Среди федеральных законов после Конституции и ТК РФ первостепенное значение в регулировании отношений с участием профсоюзов имеют Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», международные акты. ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и указывает на иных представителей лишь при определенных условиях.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность существования иных представителей работников в следующих случаях:

1) когда на предприятии отсутствуют профсоюзные органы;

2) когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с законом. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Гарантией, относящейся к деятельности как профсоюзов, так и иных представителей работников, служит обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие эту деятельность в соответствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ). Такие обязанности предусматриваются не только ТК РФ, законами, но и могут включаться в коллективные договоры, соглашения.

03.05.2016

Представители сторон социального партнерства

Положения ТК РФ о представительстве интересов работников в социальном партнерстве значительной мере опираются на Конвенцию МОТ N 135 «О представителях трудящихся» (1971). Конвенция МОТ N 135 в ст. 2 предусматривает, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции. Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего работодателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ТК РФ определены два возможных вида представителей интересов работников:

  • Профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов.
  • Иные представители, избираемые работниками на общем собрании (конференции) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Представители работников - членов профсоюза

Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы. В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положении о первичной профсоюзной организации.

Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель – профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа и другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора , осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация, или иные представители, избираемые работниками. Иные представители, в соответствии со ст. 31 ТК РФ избираются в случае, когда первичная профсоюзная организация не создана или не объединяет большинство работников.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений , осуществлении контроля их выполнения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участие не принимают.

Представители работников, не являющихся членами профсоюза

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить органы профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. На практике полномочия обычно передаются путем обращения в соответствующий профсоюзный орган с заявлением о предоставлении интересов конкретного работника.

Передача полномочий на представительство осуществляется только в организации, на других уровнях она невозможна. Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность передачи полномочий на представительство не только для проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора , но и для иных форм социального партнерства, например, участие в принятии локальных нормативных актов.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профессиональной организацией своих полномочий.

В такой ситуации возможны 4 варианта поведения:

  1. Работники, не являющиеся членами профсоюза, передают ему полномочия в порядке, предусмотренном ст. 30 Трудового кодекса РФ.
  2. Созывается общее собрание (конференция) работников и принимается решение предоставить действующей профсоюзной организации полномочия по представительству интересов всех работников организации.
  3. Общее собрание (конференция) поручает выступить от имени работников действующему в организации представительному органу (например, совету трудового коллектива).
  4. Общее собрание (конференция) избирает представительный орган (представителя) для ведения коллективных переговоров, участия в управлении организацией.

По смыслу ст. 31 Трудового кодекса РФ:

  • представители работников, не являющихся членами профсоюза, могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в том случае, когда в организации нет первичной профсоюзной организации или она объединяет менее половины работников;
  • от имени работников при отсутствии первичной организации (либо ее малочисленности) могут выступать как представительный орган, так и специально избранные работники – представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименование, срок полномочий и т.п., отнесено к компетенции общего собрания (конференции).

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, коллективным договором , соглашениями. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Представители работодателей и их правовой статус определены в ст. 33 Трудового кодекса РФ. Представительство работодателей, как и работников, регламентировано применительно к формам и уровням социального партнерства. Представителем работодателя – юридического лица является его единоличный исполнительный орган – руководитель. Индивидуальный предприниматель действует без представителя либо через уполномоченное лицо.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, то представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функцию единоличного исполнительного органа.

Надо учитывать возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему. Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будет действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности (в соответствии с приказом или уставом организации) руководителем структурного подразделения.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п. Делегирование полномочий или поручение отдельных действий должно быть надлежащим образом оформлено. Целесообразно в этом случае издать приказ или распоряжение с точным указанием передаваемых прав или поручаемых действий.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения. Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. Это организация, не имеющая прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Она основана на членстве. Основной задачей объединения работодателей является представительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально – трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Федеральным законом «Об объединениях работодателей». Будучи некоммерческой организацией, объединение работодателей не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно гарантировать и выполнение работодателем принятых на себя обязательств. Объединение выполняет лишь представительские функции – правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип подтверждается и правилами определения сферы действия соглашений (ст. ст. 35, 48, 398–408 ТК РФ). От имени объединения работодателей выступает сформированный им исполнительный орган.

Представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, которые финансируются из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

Работодатели, действующие в интересах государства либо муниципального образования, могут не создавать объединения и уполномочить на представительство своих интересов органы, указанные выше: органы исполнительной власти или местного самоуправления. На практике таким представителем чаще всего выступает государственный орган отраслевого управления или ведомство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство законодательством, например, законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей. На практике органы исполнительной власти наделяются полномочиями на участие в системе социального партнерства путем направления работодателем писем с соответствующим содержанием.

Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, заключение соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК РФ).

tagPlaceholder Tags: труд , партнерство



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS