Реклама

Главная - Бизнес-производство
Презентация модели общения педагога с учащимися. Презентация - педагогическое общение и его функции

  • а втократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов
  • авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни
  • демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов
  • игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов
  • попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов
  • непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства

Стили педагогического общения классификация (психолог В.А. Кан-Калик):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога

2. Общение на основе дружеского расположения

3. Общение-дистанция

4. Общение-устрашение

5. Общение-заигрывание


Модели поведения преподавателя

  • Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов .

  • Модель неконтактная ("Китайская стена") между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь

Следствие : слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

  • Модель дифференцированного внимания ("Локатор") Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть

Следствие : нарушается целостность взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов


Модель гипорефлексная ("Тетерев") преподаватель в общении как бы замкнут на себя

Следствие : практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума

Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми

Следствие : возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.


Функции взаимодействия

  • конструктивная
  • организационная
  • коммуникативно-стимулирующая
  • информационно-обучающая
  • эмоционально-корригирующая
  • контрольно-оценочная

Причины препятствующие педагогическому общению

  • педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;
  • студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;
  • действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;
  • преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
  • студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива .

  • ПОТРЕБНОСТИ и умений общения
  • способность ЭМПАТИИ и понимания людей
  • ГИБКОСТЬ
  • Умение поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
  • умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
  • способность к СПОНТАННОСТИ
  • умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ
  • ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
  • владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
  • способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

«Деловая коммуникация» - Принципы делового общения. Профессиональные навыки. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Деловая коммуникация. Приветственная речь; торговая речь. Совместимость и сработанность членов коллектива. Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала.

«Психология делового общения» - Любезность, доброжелательность и приветливость. Способы воздействия на партнеров. Убеждение. Способы установления психологического контакта. Коммуникативные барьеры. Внушение. Стили общения. Социальные роли. Этика и психология делового общения. Манипулятивное общение. Приветливое и предупредительное отношение.

«Искусство делового общения» - Выделяют четыре основные дистанции общения. Политическая компетентность. Введение. Деловое общение. Пускать все на самотек. Невербальное общение. Специфика. Модель вербального коммуникативного процесса. Структура общения. Цели и задачи курса. Виды. Поведение при ведении переговоров. Деловой этикет. Общая схема общения.

«Особенности делового общения» - Этнориторика. Дела «о`кей». Смех. Общие принципы. Согласие и несогласие. Первым представляют «низшего» «высшему». Первенство старших. Выражения приветствия и прощания. Дистанциирование. Трехименная система называния людей. «Да ты с ума сошел». Особенности общения через переводчика. Организация пространства.

«Особенности деловой коммуникации» - Что делать с руками. Публичное выступление. Советы начинающим ораторам. Как построить основную часть выступления. Как построить вступление. Роль жестов в выступлении. Владеть навыками. Требования к публичной речи. Правильность выдвинутых положений. Суммировать сказанное. Виды монологического делового общения.

«Сущность делового общения» - Коммуникативные установки. Формы делового общения. Сущность делового общения. Прямое общение. Принципы деятельности. Сферы общественной жизни. Природа человека. Деловое общение. Иерархичность. Особенности служебно-делового общения. Телефонный разговор. Беседа. Обмен деловой информацией. Непродуктивные совещания.

Всего в теме 9 презентаций

Стили общения

Подготовила учитель музыки 1 категории:

Копылова Е.Н


Исследователи различают разные подходы к проблеме количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит немецкому психологу Курту Левину Он выделяет две стороны стилей руководства:

  • содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект),
  • техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект).

Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • либеральный.


Лидер «всё знает сам» и не терпит возражений.

Своим подчинённым он представляет лишь минимум информации.

Он никому не доверяет и может никого не ставить в известность о своих намерениях.

Подчинённых он считает пешками,

ему свойственно подавление или удаление сильных и оригинальных людей.

Его окружает хор поддакивающих,

В этой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Некоторые работники многим ему обязаны, он не только пугает и наказывает, но и награждает.


Такая система руководства не воспитывает самостоятельности, со всеми вопросами помощники, заместители бегут к «главному». Если в коллективе руководитель – автократ, то он всех будоражит, создаёт кратковременную активность и часто оставляет после себя неразбериху, создаёт вокруг себя враждебную атмосферу. Этот стиль руководства лежит в основе большинства конфликтов.


Демократический стиль

Предполагает взаимодействия на уровне «взрослый» - «взрослый.»

У руководителя и подчинённого возникает чувство доверия и взаимопонимания.

Руководитель ведёт себя, как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам.

В зависимости от выполняемой задачи руководство может передаваться от одного участника к другому. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой.

Большинство проблем обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников по разным вопросам объясняется не тем, что он этого не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти правильное решение.



Либеральный стиль.

Характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ.

Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности за решения.

Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять своё решение по одному и тому же вопросу.

В организации, где руководитель – либерал, часто важные вопросы решаются без его участия.

Во взаимоотношениях с подчинёнными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчинённым и не любит контролировать их работу.

поощрения.

Обычно в такой роли выступают

люди недостаточно компетентные,

неуверенные

в прочности служебного положения.



  • Лидер (учитель) – над детским

коллективом, он единолично

планирует работу и несёт

единоличную ответственность;

  • Он постоянно проявляет

неверие в силы учеников;

  • Указывает не только задание, но и способы выполнения, этапы, распределяет кто с кем работает;
  • Чаще использует приказной тон, замечания, выпады к одним, восхваление других учеников;
  • Субъективная оценка личностей учеников (часты замечания не по поводу работы, а по поводу личности.

Эмоциональный настрой учеников характеризует подавленность, и одновременно возникает вражда между учениками.


Демократический стиль педагогического общения

  • Лидер внутри коллектива практикует коллективное принятие решений и разделение ответственности;
  • Проявляет веру в учеников, в их силы;
  • Стимулируется самостоятельность в поиске решений задач, самоуправление учащихся;
  • Оцениваются факты, а не личности.

В результате такого стиля общения

развивается уверенность в себе,

возрастает общительность,

отмечается рост сплоченности и

взаимопомощи в детском коллективе,

доминирующий настрой –

спокойствие, радость.


Либерально - попустительский стиль педагогического общения.

  • Неопределённая позиция лидера, его самоустранение от ответственности;
  • Отсутствие чётких планов;
  • Неопределённость, непоследовательность в отношениях к ученикам;
  • непредсказуемость, нелогичность оценок.

При либеральном стиле общения в результате непоследовательности учителя у учеников фиксируются такие эмоциональные проявления, как гнев, злость.



Татьяна Зверева
Презентация для педагогов «Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Предлагаю вам, уважаемые коллеги,еще одну тему Образовательного клуба для педагогов, имеющих небольшой опыт работы. Она тоже актуальна не только в современных условиях, но и вообще для каждого педагога. От того, насколько педагог владеет умением общаться с детьми, многое значит как для него, так и для детей. Для него - это удовлетворение от работы, высокая продуктивность занятий, а для детей - радость от общения со взрослым, радость открытия окружающего мира. По-моему, это каждый из нас знает из собственного опыта посещения детского сада и школьных лет. И лишь тот из нас состоялся как педагог если он умеет выстраивать правильные отношения с детьми, правильно общаться и занимать правильную профессиональную позицию по отношению к детям.

Текст к презентации

«Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Тема нашего занятия сегодня звучит следующим образом. Тема выбрана не случайно. Эти моменты вызывают у нас затруднения при самоанализе занятий, при составлении конспекта и проведении занятия. Ну и еще выбор темы обусловлен тем, чтобы сформировать представление о современных требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам педагога.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

1 СЛАЙД: Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности

Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

Мы рассмотрим 3 позиции разных педагогов на классификацию стилей общения.

СЛАЙД 2: Стили педагогического руководства (по В. А. Кан-Калику) .

В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:

1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

2) Общение-дистанция

3) Общение – устрашение

4) Заигрывание

Все стили общения вам понятны по названию.

Какой стиль на ваш взгляд самый продуктивный?

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

СЛАЙД 3: Стили педагогического общения

(по Р. Липпиту и К. Уайту)

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения была положена в основу работ американских ученых Липпита и Уайта, которые предложили свою классификацию стилей педагогического общения.

Характеризуется следующими моментами в общении педагога и детей.

СЛАЙД 5: Демократический

Аналогично

СЛАЙД 6: Либеральный (попустительский, конформный)

Аналогично

СЛАЙД 7: Смешанный стиль

В практической работе педагогов преобладает смешанный стиль. Он характерен для большинства педагогов, потому что демократический стиль общения в полной мере дается самым «продвинутым и талантливым».

СЛАЙД 8: Типы профессиональной позиции

(по Н. Е. Щурковой)

Н. Е. Щуркова предлагает свою систематизацию стилей общения, которую мы тоже используем при анализе занятий, при его проведении.

СЛАЙД 9: Характеристики профессиональной позиции педагога Позиция уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов к друг другу по вертикали. Для позиции «Над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Эта позиция характерна при авторитарном стиле общения. «Под» - эта позиция соответствует попустительскому стилю общения. «Наравне» - Это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.

Какие схемы вы отнесете к уровневым?

В дистанционной позиции можно выделить три признака: «далеко», «близко», «рядом».

«Рядом» Предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подчиненным, принятие их интересов и чаяний.

«Далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формально выполнение своих обязанностей.

Педагог, избравший дистанцию «близко» - друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы.

Какой признак на этой таблице относится к дистанционной? (Позиция «В»)

Позиция кинетическая («Г») – кинетическая (движение) предполагает совместное движение к цели: «Вместе» - субъекты вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Кроме того для этой позиции характерны движения педагога «впереди» и «сзади». Думается, однозначного выбора здесь нет. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет он по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности и ответственности за свой выбор.

Мы с вами рассмотрели стили общения. Еще хотелось бы немного остановиться на моменте, который еще характеризует выстраиваемые отношения (взаимодействие) педагога и детей. Я говорю о субъектно – субъектных и субъектно-объектных отношениях.

СЛАЙД 10: Стили взаимодействия

СЛАЙД 11: Субъекты и объекты

Для того, чтобы при анализе занятий иметь четкое представление о субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношениях, давайте вспомним и освежим в памяти, что такое субъект и объект.

СЛАЙД 12 -17: Примеры для практического задания

СЛАЙД 18: Эволюция позиций участников педагогического процесса

Долгое время отношения учителя и ученика носили субъектно - объектный характер. Оно строилось на том, что авторитет педагога держался за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия. Педагог нес ответственность за учение, использовались иерархический и авторитарный методы, акцент был на аудиторные занятия под руководством педагога, контроль и оценка производились педагогом, основным средством обучения была книга.

Теперь в связи с меняющимися условиями жизни меняются и отношения между учениками и учителем. Авторитет педагога создается не за счет дистанции перед учителем, а за счет его личностных качеств, обучающиеся принимают ответственность на себя за свое учение, в обучении используются демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся; учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. А это заставило эволюционировать отношения из субъект-объектных в субъектно – субъектные.

СЛАЙД 19-20: Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения

Современный период развития образования можно назвать периодом существенного обновления. Для него характерны образовательные реформы, которые, в свою очередь, ведут к изменению профессионально-педагогической деятельности. Теперь в соответствии с требованиями времени педагогический процесс следует осуществлять на основе личностно – ориентированного подхода к детям. Само название этого подхода говорит само за себя - ориентированный на личность. Путь к осуществлению такой модели обучения лежит через преодоление стереотипов традиционализма в обучении.

На данной таблице даются сравнения двух моделей обучения. Рассмотрим их и еще раз уточним для себя понятие о личностно-ориентированном подходе.

СЛАЙД 21: Характеристики профессиональной позиции педагога Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть впереди.

СЛАЙД 22: Спасибо за внимание и сотрудничество!

¢ ¢ ¢ Стиль тесно связан с психологическими особенностями его мышления, коммуникативными свойствами и т. п. ; Стиль общения не является врожденным качеством; Описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы; Социально-экономические, политические, социальнопсихологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения; Стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т. д.

Особенности мышления человека, коммуникативные свойства Процесс взаимодействия с окружающими Стиль Общения Характеристики деловой сферы Культурные ценности, традиции Сферы общественной жизни (политика, экономика и т. д.)

Ритуальное общение ¢ ¢ Главная задача - поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Партнер - как бы необходимый атрибут выполнения ритуала. Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры. Например, мы здороваемся со знакомыми и малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности - это все элементы ритуального общения.

Манипулятивное общение ¢ ¢ ¢ В манипулятивном общении своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. В этом виде общении мы, по сути, «подсовывает» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным. Большое количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. Любое обучение убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше –один тон, если ниже –другой.

Гуманистическое общение ¢ ¢ ¢ Это в наибольшей степени личное общение. Позволяет удовлетворить человеческие потребности(понимание, сочувствие, сопереживание). Цели не закрепляются и не планируются

Авторитарное общение ¢ ¢ Это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, исповедующие авторитарный стиль взаимодействия, имеют догматическое мышление. Инициатива других людей не поощряется.

Демократическое общение ¢ ¢ ¢ Для него присуще коллегиальное принятие решений Поощрение активности участников. Учет интересов, потребностей, желаний участников коммуникативного процесса.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS