Реклама

Главная - Бизнес с Китаем
Разработка урока по обществознанию на тему "Роль экономики в жизни общества" (11 класс). обеспечение экономической свободы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: «Роль экономики в жизни общества».

Виды экономической деятельности: 1. Производство. 2. Распределение. 3. Обмен. 4. Потребление.

Уровень жизни Уровень жизни – возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования.

Показатели уровня жизни: 1. Уровень здоровья людей. 2. Состояние окружающей среды. 3. Степень неравномерности распределения доходов. 4. Доступность культуры. 5. Прожиточный минимум.

Виды экономических механизмов: – разделение труда. – специализация. – торговля.

Причины низкой эффективности экономики: 1. Использование устаревших технологий. 2. Низкий уровень квалификации кадров. 3. Расточительное использование ресурсов.

Уровень бедности Уровень бедности – уровень денежных доходов человека, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

Предпосылки экономического роста в постсоветском пространстве: 1. Приватизация. 2. Снижение регулирующей роли государства.

Функции государства в рыночной экономике: 1. Повышение экономической свободы. 2. Обеспечение правовой надежности. 3. Обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Экономика – это совокупность отношений между людьми в сфере производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ.

Экономику необходимо рассматривать как хозяйство конкретной страны, включающее определённые отрасли и виды производства и как науку о законах развития и способах рационального ведения хозяйства.

Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три основных вопроса экономики: что производить, как производить, для кого?

Выбор типа экономической системы зависит от законодательной системы, форм собственности, механизмов принятия экономических решений, норм морали, привычек, обычаев, приятых в данном обществе.

Наиболее важным показателем развития экономики является экономический рост.

В период экономического роста необходимо больше рабочей силы, а в период спадов часто происходят увольнения. Такие люди становятся безработными. Недостаток денег в экономике сдерживает её рост. Контроль за денежной массой осуществляет Центральный банк России.

Российские граждан, имея средние доходы ниже, чем зарубежные, вынуждены большую часть своих доходов тратить на питание в ущерб потребностям в услугах и промышленных товарах.

Какова же роль экономики в жизни общества?

  1. Обеспечивает людей материальными условиями их существования – продуктами питания, одеждой, жилищем и т.д.
  2. Охватывает широкую область жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, финансы, денежное обращение.
  3. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству.

Класс: 11.

Тип : закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Технология проведения урока: практическое занятие.

Технологическая карта урока №1

Тема урока

Экономическая сфера общества

Тип урока

Закрепления знаний и формирование умений и навыков

Дата урока

Образовательные ресурсы

Учебник

План урока

1. Что такое наука и в чём заключается главная проблема экономики

2. Решение заданий на определение

а) основных частей экономики
б) типа экономических систем
в) спроса и предложения
г) определение уровня безработицы
д) функций денег, бюджет семьи
е) направления политики государственного регулирования экономики
ж) особенностей современной экономики
з) направления политики государства в международной торговле
и) применение закона Энгеля

3. Вывод

Цель урока

Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания по разделу «Экономика»;
  • устранить пробелы в знаниях;
  • добиться усвоения учащимися понятий;

Развивающая:

  • применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Воспитательная:

  • создать условия для объективной оценки значимости экономики в жизни человека и общества и показать значение экономических знаний на современном этапе; сформировать уважительное отношение к чужой собственности

Формы и методы обучения

Методы : словесный, проблемное изложение, практический

Формы : индивидуальная, фронтальная, коллективная

Основные понятия и термины

Акция, банки, безработные, валовый внутренний продукт, государственный бюджет, деньги, дивиденты, закон спроса, закон предложения, занятость, издержки производства, инфляция, импорт, конкуренция, кривая предложения, кривая спроса, макроэкономика, микроэкономика, прибыль, протекционизм, сальдо, сбережения, структурная безработица, факторы производства, фрикционная безработица, циклическая безработица, экономическая система, экономика, экспорт.

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Научатся: понимать сущность экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами

Получат возможность научиться: анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни

Умеют: применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, налогоплательщика);

Ход урока представлен в Технологической карте №2 – Приложение .

Литература:

  1. Автономов В.С. экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: – 10-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 256 с.: ил.
  2. Баранов. П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2011 / П.А. Баранов, С.В. Шевченко, – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.-157 с.
  3. Савицкая Е.В. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: пособие для 10-11 кл. / Е.В. Савицкая, А.О. Евсеева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 128 с.
  4. ЕГЭ-2014. Обществознание: тематические варианты: 20 вариантов / под ред. Рутковской. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – 256 с.
  5. ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брант и др. – М.: Эксмо, 2011.-208 с.-(ЕГЭ. Репетитор)

Роль экономики

в жизни общества.

Атанов Муса Мухаметгалеевич преподаватель истории и обществознания ГБПОУ Акъярский горный колледж имени И. Тасимова.



Экономика как подсистема

общества


Под экономикой понимают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной жизни.

Экономика – это сознательно построенная и используемая людьми система жизнеобеспечения »


Экономическая жизнь существенно влияет на различные явления общественной жизни и общества в целом:

существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ

  • общественное производство обуславливает развитие его социальной структуры
  • экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества
  • в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества

Ответьте на вопросы:

1.Может ли общество развиваться без экономики?

2.Зачем изучать экономику?

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.


Производство- процесс преобразования природных материалов в экономические блага

Обмен деятельностью, товарами, услугами.

Потребление- основополагающий стимул развития производства

Распределение созданных товаров и услуг

Виды экономической

деятельности


При перепечатке материала одного сообщения секретарша поменяла местами некоторые виды экономической деятельности. Рассмотрите схему и найдите ошибки, допущенные при наборе материала

ПРОИЗВОДСТВО

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Изготовление мебели. Медицинские услуги. Продажа квартир. Сбор налогов. Передача права пользования земельным участком

Составление бюджета. Товарообмен между предприятиями. Обед в ресторане. Покупка продовольствен

ОБМЕН

ных товаров.

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Получение пенсии. Розничная торговля. Изготовление витрин. Использования в быту отопления.

Индивидуальный пошив одежды. Выплата пособий на детей. Посещение бассейна. Приобретение медикаментов.


ПРОВЕРИМ

ПРОИЗВОДСТВО

Изготовление мебели. Медицинские услуги.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБМЕН

Сбор налогов. Выплата пособий на детей.

Изготовление витрин.

Индивидуальный пошив одежды.

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Товарообмен между предприятиями.

Получение пенсии.

Передача права пользования земельным участком

Розничная торговля.

Посещение бассейна. Приобретение медикаментов

Обед в ресторане. Использование в быту отопления.

Составление бюджета.

Покупка продовольственных товаров.

Продажа квартир.


Выводы:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2.Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3.Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4.В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.


  • Задание. Проиллюстрируйте примерами соответствующее положение текста.




Уровень жизни определяют

1.ВВП(валовый внутренний продукт) на душу населения.

2.Прожиточный минимум.

3.Уровень здоровья людей.

4.Состояние окружающей среды.

5.Доступность культурных благ.

6.Степень неравномерности распределения доходов в обществе.


Сравните экономические показатели стран и ответьте на следующие вопросы:

В какой из стран уровень жизни самый низкий, а в какой самый высокий? Что влияет на этот показатель?

Какую роль играют в экономическом развитии страны следующие факторы:

Наличие или отсутствие богатых природных ресурсов, эффективность использования производственных ресурсов ?

ВНП на душу населения (1995 год, в долларах США)

Страны

Индия

Китай

Россия

Бразилия

Германия

Япония


Темпы ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА в развивающихся странах в среднем заметно выше, чем в развитых, причем в последнее время это их преимущество в темпах даже усилилось




Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления : чтобы больше потреблять, надо больше производить.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности.

Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.


Черты бедности, установленные Всемирным банком

Страна

Долл. В день на человека

Восточная Европа и СНГ

1 долл.

4 долл.

Страны с рыночной экономикой

14,4 долл.



Социальная структура общества – это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии.


Опираясь на текст учебника, стр.130-131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияние экономики и социальной сферы.

Состояние здоровья

населения

Народонаселение

Формирование социальных

общностей


Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет неравенство доходов.

В современных промышленных развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделённых слоёв и др.




  • абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду.
  • неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в обществе.
  • полное равенство доходов без адекватного экономического роста может привести к банкротству, а экономический рост без социальной защищённости может привести к социальным беспорядкам.


Воздействие государства на экономику

Государство может действовать в том же направлении, что и экономика -тогда развитие экономики идет быстрее.

Государство может действовать наперекор экономическому развитию –тогда оно терпит крах через определенное время.

Государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других


Обсудим.

1. Почему потерпела крах экономическая система, основанная на централизованном планировании. 2. Какие новые функции и задачи должно выполнять государство в условиях рыночной экономики.


Общественное благосостояние

Общественно-политические цели: свобода, правовой порядок,

Цели экономической политики: стабильность цен, полная занятость, экономический рост, внешнеэкономическая

стабильность.




Спасибо

за

внимание




Экономические институты Нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют свою экономическую деятельность ее участники. Формальные (кодексы, законы, подзаконные акты) Формальные (кодексы, законы, подзаконные акты) неформальные (традиции,привычки, стереотипы поведения) неформальные (традиции,привычки, стереотипы поведения)


2.Экономика и уровень жизни Выявить взаимосвязь между экономическим развитием и уровнем жизни Величина прожиточного минимума, согласно Росстату , в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от ФЗ, от ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Величина прожиточного минимума, согласно Росстату , в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от ФЗ, от ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.










«Цель государства- это совместное продвижение к высокому качеству жизни» Аристотель «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется с разумом, то постыдны богатства и почести» Конфуций «Цель государства- это совместное продвижение к высокому качеству жизни» Аристотель «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется с разумом, то постыдны богатства и почести» Конфуций

Обществознание, 10

Урок № 26-27

Д.З.: § 12, ?? (с.136), задания (с.136-137) , составить таблицу «Виды экономической деятельности» или «Общественное благосостояние»

© ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • содействовать осознанию влияния экономики на уровень жизни, пониманию роли собственности в распределении общественного продукта;
  • развивать навыки экономического анализа;
  • воспитывать экономически грамотных и социально активных граждан

Понятия, термины

  • экономика;
  • информационный ресурс;
  • экономическая сфера общества;
  • экономические институты;
  • экономические механизмы;
  • уровень жизни;
  • потребление,
  • ВВП на душу населения;
  • уровень бедности

Знать и уметь

  • Знать:
  • что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе;
  • что представляет собой производство;
  • сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства.
  • Уметь:
  • определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере;
  • определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;
  • решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни.

Изучение нового материала

  • Роль экономики в жизни общества.
  • Экономика как подсистема общества.
  • Экономика как основа жизнеобеспечения общества.
  • Экономика и социальная структура.
  • Взаимовлияние экономики и политики.

Актуализация знаний

  • Может ли общество развиваться без экономики?
  • Как побороть бедность и добиться экономического процветания?
  • Каков портрет «новой экономики» на рубеже веков?
  • Политика государства: помощь или помеха рынку?

Роль экономики в жизни общества

Экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

ЭКОНОМИКА ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО.

СУЩЕСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВА НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛИЯТ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА СОЗДАЮТСЯ НЕОБХОДИМ ЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.


Экономика (от гр. oikos домашнее хозяйство и nomos - правила)

СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

НАУКА

система хозяйствования,

обеспечивающая

удовлетворение потребностей

людей путем создания и

использования необходимых

жизненных благ

наука, которая исследует,

как люди в условиях

ограниченности ресурсов

удовлетворяют

постоянно растущие

потребности

Основные задачи:

Основные задачи:

  • общественное производство ( материальное, нематериальное)
  • поиск путей эффективного ведения хозяйства
  • поиск оптимальных механизмов использования ограниченных ресурсов


Экономическая жизнь общества представляет собой отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

ПРОИЗВОДСТВО (процесс создания экономических благ и услуг, которые

выступают исходным пунктом экономической деятельности)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (разделение производственного продукта, дохода между

участвующими в его производстве)

ПОТРЕБЛЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ (стадия, в процессе которой произведенный продукт

используется или уничтожается)

ОБМЕН (процесс, в котором взамен продукта люди получают

деньги или другой продукт)

Принцип распределения: по количеству и качеству труда и уравнительный принцип.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ - НОРМЫ И ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ДЕЙСТВУЮТ УЧАСТНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

неформальные правила - традиции, обычаи, привычки, стереотипы.

формальные правила-

законы, кодексы, нормы

экономического поведения

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В ХХ I веке

экономика знаний:

- ускоренное развитие нематериальной сферы, и нематериальной среды

хозяйственной деятельности

- основа новой экономики производство, распределение

и использование знаний.

- лидерство переходит к духовному производству; человеческий интеллект- главный фактор развития

положительные изменения связаны

с НТР- компьютеризация,

информатизация,

новые технологии,

Интернет


Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни

Действительный критерий

уровня экономического

развития для сравнения уровня развития стран применяется - валовый внутренний продукт(ВВП)

на душу населения – стоимость всех продуктов и услуг, произведенных

страной за год, поделенная на численность населения

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗЫВАНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

РЕСУРСОВ.

Пример- Япония.

-уровень здоровья людей;

-состояние окружающей среды;

-степень распределения доходов;

-доступ к культуре;

- прожиточный минимум.

Эксперты ООН: уровень жизни характеризирует особый показатель на основе трёх величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительности жизни и уровня образования - индекс человеческого развития

УРОВЕНЬ

ЖИЗНИ


зависит от совершенства

экономических механизмов:

- разделение труда

- специализация и торговля.

Низкий уровень экономического развития – использование старых технологий, низкий уровень кадров, расточительное

использование природных ресурсов; ведёт к снижению потребления.

уровень бедности - уровень доходов, чтобы обеспечить минимальное существование.

УРОВЕНЬ

БЛАГОСОСТОЯНИЯ


1. Народонаселение.

2. Состояние здоровья населения.

3. Формирование профессиональных социальных общностей.

4. Чрезмерное неравенство в

доходах, если не проводится

государственная социальная политика в интересах большинства.

Вывод: экономическая и социальная

сферы должны дополнять

и поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

ВЛИЯЕТ НА


В рыночной экономике государство облегчает и стимулирует рыночные силы с помощью мер государственной политики.

обеспечение экономической свободы.

ГОСУДАРСТВО

создание правового порядка

обеспечение внутренней и внешней безопасности

борьба с монополизмом

разработка стратегии экономического развития

финансирование органов власти, армии, правоохранительных органов, науки, здравоохранения, образования, культуры


1.Создает хозяйственную основу для развития культуры.

2. Процессы глобализации

3. Способствуют обмену культурами.

4. Культурное развитие самого

человека.

5. Развитие образования

ЭКОНОМИКА

1. Творческая направленность

экономики

2. После начала НТР наука стала

движущей силой прогресса.

3. Телевидение - важное средство экономической информации.

4. Образование влияет на качество трудовых ресурсов.

КУЛЬТУРА



  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS