Реклама

Главная - Автобизнес
Сергей Кузнецов. Правовой статус государственных корпораций

Государственное предпринимательство реализуется, главным образом, через деятельность государственных корпораций. Необходимо отметить, что несмотря на практическое применение, термин «корпорация» не свойствен российскому законодательству, в отличие от законодательства зарубежных стран, где он активно применяется либо при определении юридического лица, либо при характеристике различных его организационно-правовых форм (Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности: учеб. Пособие. – М., 2006) .

В словаре русского языка С.И. Ожегова «корпорация - это:

1) объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия;

2) одна из форм монополистического объединения».

В широком смысле корпорация рассматривается как собирательное понятие, под которым понимаются предпринимательские объединения капитала, имеющие различные организационно-правовые формы. В узком смысле под корпорацией понимаются такие формы предпринимательского объединения капитала, как акционерное общество и его «модификации». Следовательно, корпорация - это объединение капиталов, создаваемое для достижения общих целей. Цели эти могут быть различного типа, что в некоторой степени предопределяет различные виды корпораций.

Законодательство России не содержит самого понятия «корпорация», хотя законодатель применил его для обозначения организационно-правовой формы юридического лица в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» для определения такой организационно-правовой формы некоммерческой организации, как «государственная корпорация».

Государственной корпорацией (далее - ГК) в России признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления управленческих, социальных или иных общественно полезных функций. Задача функционирования таких корпораций достаточно специфична и сводится к реализации общих для государства или общества интересов, что предопределяет необходимость создания подобной организации.


Наименование

Дата создания

Цель деятельности

ГК «Банк развития внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк)

Май 2007 года

Обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации,
стимулирования инновационной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической,
страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе, с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства

ГК «Российская корпорация нанотехнологий» (ГК «Роснанотех»)

Июль 2007 года

Содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитию инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Июль 2007 года

Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда

ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»)

Октябрь 2007 года

Осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством
и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолнмпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта

ГК по содействию разработкам, производству и экспорту
высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (ГК «Ростехнологии»)

Ноябрь 2007 года

Содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей
высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс

ГК по атомной энергии «Росатом»
(ГК «Росатом»)

Декабрь 2007 года


в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования
организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

ГК «Российские автомобильные дороги» (ГК «Росавтодор»)

Июль 2009 года

Проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управления государственным имуществом
в области дорожно-коммунального строительства, формирования эффективных механизмов управления дорожным фондом.


Данная организационно-правовая форма некоммерческих юридических лиц не предусмотрена в Гражданском кодексе РФ. Она была введена в российскую правовую систему сравнительно недавно.

Согласно действующему законодательству, можно выделить следующие основные черты государственной корпорации:

  1. Госкорпорация - это юридическое лицо, обладающее имущественной обособленностью, которое самостоятельно выступает в гражданском обороте.

  2. Это некоммерческая организация, т.е. организация, не ставящая своей основной целью деятельности извлечение прибыли. Прибыль, получаемая в результате осуществления госкорпорацией предпринимательской деятельности, направляется на достижение поставленных перед ней целей.

  3. Государственная корпорация является субъектом со специальной целевой правосубъектностью, она создается только для осуществления тех функций, которые прямо прописаны в законе о ее создании.

  4. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

  5. Имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является собс­венностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличаются от ФГУПов). Таким образом, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счетной палаты РФ.

  6. ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

  7. Государственная корпорация отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на госкорпорации не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов, ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

  8. ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, государственные органы без согласия ГК не могут:

    а) запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
    б) запрашивать и получать информацию о финансовохозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
    в) направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
    г) проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
    д) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
    е) устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.


  9. На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК...». Кроме того, статья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации, и есть то преимущество, па основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля - эффективность Управления имущественным взносом Российской Федерации.

  10. Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. Госкорпорация не обязана публиковать указанную отчетность.

  11. Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе назначение руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов, руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Особенности правового статуса

ГК создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы без согласия ГК не могут:

запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;

запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;

проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;

устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля -- эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.

Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

руб. 2,000.00

Готовая дипломная по гражданскому праву на тему «Правовой статус государственных корпораций». Данная работа выполнена с учетом изменений российского законодательства по состоянию на ноябрь 2009 года. Индивидуальность данной работы при проверке в системе Антиплагиат 71 %.

Описание

Введение
Глава I. Понятие и особенности государственных корпораций как субъектов гражданско-правовых отношений
1.1 Общая характеристика нормативно-правовой базы РФ, посвященной государственным корпорациям
1.2. Понятие и признаки государственной корпораций
1.3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственной корпораций
Глава II. Общая характеристика государственных корпораций и их деятельности
2.1. Общее положение современных государственных корпораций в РФ
2.2. Специфика правового регулирования государственных корпораций
2.3. Перспектива развития законодательства РФ на примере государственных корпораций
Заключение
Библиография

Дипломная по гражданскому праву на тему «Правовой статус государственных корпораций» написана в ноябре 2009 года.

Объем работы 70 страниц.

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Бурное развитие российской экономики в период роста цен на нефть и газ, активное привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в 2000-2008 годах, а также относительная стабильность глобальной экономики, позволили Российскому Правительству аккумулировать огромные финансовые средства, которые направлялись на различные дорогостоящие социальные проекты (Например, национальный проект доступное жилье), сложные инфраструктурные проекты (Подготовка к проведению саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке и зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году). Вышеуказанные и другие стратегические проекты, требующие больших финансовых вливаний требуют в том числе и высокой эффективности управления организационных структур использующих бюджетные средства. В результате было принято решение не использовать форму унитарного предприятия или акционерного общества, а создать государственные корпорации наделенные широчайшими полномочиями, которые по мнению государственной власти, способны решить грандиозные задачи, запланированные Правительством РФ.

Использование государственных корпораций для решения стратегических проектов Российского государства было мотивированно жизнеспособностью созданной в 2003 году первой в России государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Данная государственная корпорация эффективно влияла на развитие банковского сектора, а также управляет значительными финансовыми ресурсами .

Фонд страхования вкладов госкорпорации на начало года 2008 года увеличился до 68 миллиардов рублей. Это более 5 процентов застрахованных депозитов, что соответствует признанному мировой практикой коэффициенту достаточности. В 2007 году доходность размещения временно свободных средств фонда составила 7,2 процента. Прибыль от инвестирования дала возможность увеличить фонд страхования вкладов на сумму около 2,7 миллиарда рублей. По словам главы госкорпорации А. Турбанова, денежные запасы Агентства по страхованию вкладов к концу 2008 года увеличатся до 95-97 миллиардов рублей.

Заключение

Государственная корпорация — новый субъект права, чья правоспособность реализуется преимущественно в сферах гражданского и административного права.

Публичное происхождение, тесная управленческая связь с государством и в целом управленческий облик — это каркас статуса государственной корпорации. Оригинальный имущественный режим и «свободное плавание» в рыночных отношениях — гражданско-правовые черты. Очевидно, государственные корпорации подвергаются смешанному правовому регулированию. Во всяком случае, так мы это станем называть до тех пор, пока статус публичных юридических лиц не будет урегулирован в полной мере в рамках публичного права.

Само появление государственных корпораций свидетельствует об усилении непосредственного участия государства в экономических отношениях. «В известной мере продемонстрирована существенная корректировка либерального курса экономического развития станы, направленная на усиление государственного сектора экономики». Безусловно, государственные корпорации — еще один проводник экономической политики государства, а это требует закрепления их особой связи с государством.

Наиболее распространенными причинами создания государственных корпораций в мире являются экономический кризис, нехватка товаров и услуг общественного значения, их низкое качество или завышенные цены, необходимость ослабления исторически сложившейся зависимости страны от иностранного капитала. Поэтому госкорпорации — новое субъектное звено проведения государственной политики в той или иной области. Они — следствие дерегулирования, так как должны, с одной стороны, вписываться в рыночную систему, с другой — осуществлять управленческие функции, «разгружая» государство.

Библиография

I . Нормативно – правовые акты и материалы судебной практики

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2009) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145
  3. Федеральный закон от 08.07.1999 N 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3472
  4. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст.3477.
  5. Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3223
  6. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 22.12.2008, с изм. от 27.09.2009) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 28.11.2003) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2003, N 52 (часть I), ст. 5029
  7. Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития» (принят ГД ФС РФ 20.04.2007) // Собрание законодательства РФ, 28.05.2007, N 22, ст. 2562
  8. Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЗ (ред. от 09.04.2009) «О Российской корпорации нанотехнологий» (принят ГД ФС РФ 04.07.2007) // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, N 30, ст. 3753
  9. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007) // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, N 30, ст. 3799
  10. Федеральный закон от 30.10.2007 N 238-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (принят ГД ФС РФ 18.10.2007) // Собрание законодательства РФ, 05.11.2007, N 45, ст. 5415
  11. Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «О Государственной корпорации «Ростехнологии» (принят ГД ФС РФ 09.11.2007) //Собрание законодательства РФ, 26.11.2007, N 48 (2 ч.), ст. 5814
  12. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (принят ГД ФС РФ 13.11.2007) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49, ст. 6078,
  13. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 28.04.2009) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492
  14. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431
  15. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об автономных учреждениях» (принят ГД ФС РФ 11.10.2006) // Собрание законодательства РФ, 06.11.2006, N 45, ст. 462
  16. Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2253.
  17. Приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 12 декабря 2008 г. N 658 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Государственной корпорации «Росатом», признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации»
  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

II . Специальная и публицистическая литература

  1. Бизнесмены атаковали Медведева // Независимая газета. 2008. 9 апреля.
  2. Богданов Е. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. 2008. N 5.
  3. Вербицкая Ю.О. О делении организаций на коммерческие и некоммерческие // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007.
  4. Гражданское право. Том 1: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002
  5. Гражданско-правовое регулирование создания и деятельности государственных корпораций по российскому законодательству (А.Б. Целовальников, «Законы России: опыт, анализ, практика», N 4, апрель 2009 г.)
  6. Долинская В.В. Государственные акционерные общества // Сборник научных трудов, посвященный памяти В.А. Рясенцева. МГЮА / Отв. ред.: А.Г. Калпин, А.И. Масляев, В.В. Долинская. М., 1995;
  7. Долинская В.В. Юридические лица: Гл. 6 // Гражданское право. Часть первая: Учебник / Отв. ред. А.И. Масляев, В.П. Мозолин. М., 2007.
  8. Ефимова Л.Г. О правовой природе государственных корпораций // Хозяйство и право.2008. N 8
  9. Зурабян А.А. Правовая природа органа корпорации // Юридический мир. 2006. N 11.
  10. Интернет-интервью с Е.А. Сухановым // www.consultant.ru/law/interview/sukhanov.html
  11. Кашанина Т.В. Корпоративное право. М., 2006.
  12. Комсомольская правда. 2008. 9 июня.
  13. Кулик А.А. Корпорации в гражданском праве Российской Федерации // Право и политика. 2007. N 7.
  14. Курбатов А.Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц.
  15. Курбатов А.Я. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Хозяйство и право. 2006. N 4.
  16. Лузан С. Регулирование и управление предприятиями с государственным участием: международный опыт // Вопросы экономики. 2004. N 9.
  17. Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2000.
  18. Новак Д.В. К упорядочиванию системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3.
  19. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М., 2002.
  20. Петухов В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности корпораций в России // Право и экономика. 2000. N 4.
    1. Потапов В.А., Лазарев В.В. Корпорации и их виды в российской правовой системе // Внешнеторговое право. 2006. N 2.
  21. Правовое положение Агентства по страхованию вкладов (Л.Г. Ефимова, «Юридическая работа в кредитной организации», N 3-4, июль-декабрь 2008 г.)
  22. Проблемы законодательства о государственных корпорациях (В.В. Долинская, «Законы России: опыт, анализ, практика», N 4, апрель 2009 г.)
  23. Семенов А., Серегина Т. Особенности правового положения государственной корпорации // Право и экономика. 2008, N 2; Курбатов А. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. 2008. N 4; Богданов Е. Правовой режим имущества государственной корпораций // Хозяйство и право. 2008. N 5; Кудашкин В.В. Мифы и реальность госкорпораций // ЭЖ-Юрист. 2008. N 24; Ефимова Л. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008. N 8.
  24. Солдатоваь В.И. «Новый Федеральный закон «О банке развития» // «Право и экономика» 2007 г. N 10.
  25. Степашин С. Модернизация — рывок России по плану Путина // Российская газета. 2007. 2 ноября.
  26. Суязов Е.Е. Юридическая природа корпораций в РФ // Юрист. 2002. N 6.
  27. Чемезов С. Капитал // Коммерсантъ. 2008. 14 июля
  28. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007

Д. М. СТРИХАНОВА

Московская государственная юридическая академия имени

О ПУБЛИЧНОМ СТАТУСЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

В настоящей работе анализируется правовая природа государственных корпораций в рамках новой организационно-правовой формы. Отмечена возможность существования юридических лиц публичного права, которые не вписываются ни в одну из существующих форм коммерческих и некоммерческих организаций , и возможность их появления в российском праве. Обозначены присущие им специфические признаки. Выявлено, что государственные корпорации являются разновидностью юридических лиц публичного права.

Создание государственных корпораций основано на ряде исключений из правил, характерных для юридических лиц, поэтому каждая из государственных корпораций является уникальной по своему правовому статусу. Это позволяет рассматривать государственные корпорации с точки зрения их правовой формы как новую организационно-правовую форму.

Так, государственная корпорация представляет собой организационно-правовую форму некоммерческой организации, которая создается для выполнения общественно значимых, по существу государственных (публичных) функций. Учредителем любой государственной корпорации выступает государство, т. е. субъект, обладающий публичной властью и наделяющий частью своих полномочий создаваемую организацию. Следовательно, государственные корпорации наделены властными полномочиями, в частности, по нормативно-правовому регулированию, что является исключительной прерогативой государственных органов. Однако важно отметить отсутствие у них учредительных документов , функции которых выполняет закон. Таким образом, юридические лица одной организационно-правовой формы действуют на основании разных законов и по разным правилам.

Публичность статуса государственных корпораций выражается также в том, что имущество, передаваемое Российской Федерацией в собственность государственной корпорации, используется только для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание, а именно для социальных, управленческих и иных общественно полезных. Таким образом, государственная корпорация является качественно новой организационно-правовой формой, что обусловило появление новой формы собственности.

Принимая во внимание все вышесказанное, целесообразно говорить о существовании таких юридических лиц, которые не вписываются ни в одну из существующих форм коммерческих и некоммерческих организаций, т. е. о категории юридических лиц публичного права. Под данную категорию подпадают те юридические лица, которые действуют от имени публично-правовых образований или в публичных интересах, но не являются при этом органами государственной власти или местного самоуправления. Юридические лица публичного права создаются для достижения различных общественно значимых целей и могут наделяться властными полномочиями. Они должны обладать строго целевой правоспособностью.

Действующее российское законодательство в отличие от некоторых европейских стран не знает категории «юридическое лицо публичного права». В правовой доктрине дискуссия о возможности появления в российском праве особой категории юридических лиц, а именно юридических лиц публичного характера, ведется относительно недавно. Основной целью создания и деятельности таких юридических лиц являются «общие дела», «общее благо», «общеполезная деятельность», для достижения которой они используют властные методы. Важно отметить, что российским законодательством предусматривается существование юридических лиц, выполняющих публичные функции. В качестве примеров таких юридических лиц можно привести: Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, воинские части Вооруженных Сил РФ.

Ученые придерживаются различных концепций юридического лица касательно его отраслевой принадлежности и поэтому определяют конструкцию юридического лица публичного права по-разному. Некоторые авторы, главным образом цивилисты, придерживаются отраслевой концепции юридического лица. Они отмечают, что конструкция юридического лица рождена потребностями имущественного (гражданского) оборота и представляет собой не межотраслевую, а гражданско-правовую категорию . Цивилисты упоминали о юридических лицах публичного права в основном при анализе иностранного законодательства. Так, указывал, что когда «буржуазные кодексы устанавливают те или иные положения о юридических лицах публичного права, они подходят к ним как к участникам гражданского оборота, т. е. как к носителям гражданской правоспособности, иными словами, – как к юридическим лицам именно гражданского права» . Такую же позицию отстаивал . Другие же авторы поддерживают идею о межотраслевой концепции юридического лица. Сторонники межотраслевой концепции юридического лица полагают, что она может использоваться любой отраслью права для обозначения субъекта права, отличного от физического лица .

Однако, изучая природу юридических лиц публичного права, можно обозначить присущие им общие специфические признаки, исходя их которых государственные корпорации являются разновидностью юридических лиц публичного права, а именно:

1. Юридическое лицо публичного права – публичное образование, назначение которого осуществлять не предпринимательскую деятельность , а решать задачи общественного, социального характера. Государственные корпорации создаются для достижения какой-либо общественно полезной цели, в том числе для выполнения управленческих функций.

2. Эти лица всегда связаны с публичной властью: они либо осуществляют ее, либо сотрудничают с ней, либо составляют источник такой власти. Юридические лица публичного права в определенной мере выполняют функции управленческого характера.

3. Юридические лица публичного права представляют собой группу юридических лиц, разнородных по организации и правовому положению, которых объединяет одна цель – они создаются для выполнения общественных функций. Следовательно, их организационно-правовые формы отличны от обычных юридических лиц. Государственные юридические лица публичного права создаются в организационно-правовой форме бюджетных учреждений или государственных корпораций.

4. Порядок их создания сильно отличается от порядка создания иных юридических лиц. Так, государственные корпорации учреждены в распорядительном порядке на основании федеральных законов Российской Федерацией . Таким образом, они созданы в результате властных мер, а не на основе объединения членов, как традиционные корпорации. Также государственные корпорации не имеют учредительных документов, на них не распространяются правила о лицензировании отдельных видов деятельности .

5. Юридические лица публичного права могут иметь систему органов управления , похожую на систему органов обычной коммерческой организации . Однако подход к их формированию иной, так как здесь доминирует назначаемость, подчиненность, строгое разграничение компетенции. Государство принимает непосредственное участие в формировании высших органов управления государственных корпораций и назначении их единоличных исполнительных органов.

6. Указанные юридические лица, как правило, наделяются имуществом и могут финансироваться из бюджета. Все государственные корпорации имеют имущество на праве собственности, которое необходимо им для осуществления ими профессиональной деятельности . Такое право им предоставлено федеральными законами об их создании. Некоторые из них могут получать бюджетные средства, но в разовом порядке, а не на основе постоянного финансирования.

7. Ответственность таких юридических лиц чаще всего имеет публичный характер. Законодательство не устанавливает специальных форм публично-правовой ответственности государственных корпораций. Однако такая ответственность и не устанавливается в отношении федеральных министерств, федеральных служб и агентств, которые являются публично-правовыми образованиями. Вместе с тем, законодательство устанавливает вместо специальной ответственности таких лиц персональную ответственность, например, министра за выполнение возложенных на него полномочий. На практике министр, не оправдавший доверия, освобождается Президентом РФ от занимаемой должности. Аналогичным образом применяется ответственность к должностным лицам государственных корпораций.

Таким образом, государственные корпорации – это разновидность юридических лиц публичного права наряду с органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами и агентствами). В связи с этим необходимо понять причины отказа государства от традиционных организационно-правовых форм, в которых оно вправе создавать юридические лица, и необходимость создания государственных корпораций. До недавнего времени государство создавало юридические лица в формах бюджетного учреждения или государственного (муниципального) унитарного предприятия . Однако бюджетное учреждение и государственное унитарное предприятие не в состоянии оперативно решать проблемы, возникающие при осуществлении их деятельности, так как их полномочия по распоряжению имуществом сильно ограничены. Так, государственное имущество в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ закрепляется за учреждением на праве оперативного ведения . Согласно ст. 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов (иных договоров), бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов (иных договоров) .

Права государственного унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения имуществом также сильно ограничены Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» . Государственное унитарное предприятие вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Сделки, совершенные государственным унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Оно не вправе без согласия собственника продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставное (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом. В связи с вышеуказанными причинами рассматриваемые организационно-правовые формы юридических лиц оказались менее эффективными для государства как для цели его участия в гражданском обороте, так и для решения управленческих задач, и постепенно вытиснились государственными корпорациями.

В 2007 году были созданы 6 крупных государственных корпораций, которые должны решать поставленные перед ними задачи гораздо быстрее по сравнению с иными государственными юридическими лицами, деятельность которых осложнена разнообразными запретами. Однако, в соответствии с посланием президента РФ Федеральному Собранию 2009 года, государственная корпорация рассматривается как бесперспективная форма. Исходя из этого корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны быть ликвидированы по завершении их деятельности, а те, которые работают в коммерческой среде, должны быть преобразованы в акционерные общества . Тем не менее, важно пересмотреть не только законодательство о государственных корпорациях, но и законодательство о государственных юридических лицах с целью детализации условий и принципов их деятельности и избежания пробелов в законодательстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. , Юридические лица в современном российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. Т. 6. № 1.

2. Государственная социалистическая собственность. М., 1948.

3. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. Избранные труды. М.: Статут, 1997.

4. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007.

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть первая от 01.01.2001 г. // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

6. Бюджетный Кодекс РФ в ред. от 01.01.2001. // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

7. Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»// Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, № 48, ст. 4746.

2 октября 2016 года законодательно определено положение публично-правовых компаний и государственных корпораций в Российской Федерации.

  • конкретизирован статус публично-правовой компании,
  • установлено, что государственная корпорация - отдельная организационно-правовая форма некоммерческой организации.

Такие нововведения предусматривает «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 236-ФЗ). На его основании теперь можно определить сходства и различия публично-правовой компании и государственной корпорации.

Публично-правовая компания

Возможность создать некоммерческую организацию в форме публично-правовой компании законодатель закрепил еще с 1 сентября 2014 года (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Однако правовое положение этой формы он не конкретизировал. Единственное уточнение состояло лишь в том, что публично-правовая компания - унитарное юридическое лицо (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Со 2 октября правовой статус публично-правовой компании подробно урегулировал Закон № 236-ФЗ. В частности, он раскрыл понятие этой формы (ч. 1 ст. 2).

Так, публично-правовая компания - это унитарная некоммерческая организация, которую Российская Федерация:

  • создала по правилам Закона № 236-ФЗ и
  • наделила функциями и полномочиями публично-правового характера, для того чтобы компания действовала в интересах государства и общества.

Особенности правового положения публично-правовой компании для наглядности стоит рассмотреть в сравнении с признаками государственной корпорации.

Государственная корпорация

После 1 сентября 2014 года возникла неопределенность в том, считать госкорпорацию самостоятельной организационно-правовой формой или нет.

  • отдельная форма некоммерческой организации (подп. 14 п. 3 ст. 50 ГК РФ). В частности, это не разновидность публично-правовой компании и не некая дополнительная форма юридического лица;
  • унитарное юридическое лицо (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Другими словами, как бы странно это ни звучало, госкорпорация - совсем не корпорация (с точки зрения разделения всех юридических лиц на корпоративные и унитарные).

Вместе с тем отдельных положений, регулирующих деятельность госкорпораций, в Гражданском кодексе РФ не появилось. Это означает, что правовой статус госкорпорации по-прежнему определяют:

  • статья 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) и
  • федеральные законы о создании конкретных госкорпораций (например, «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"»).

Сходства публично-правовой компании и госкорпорации

У публично-правовой компании и госкорпорации есть три основных сходства:

  • оба юридических лица - унитарные некоммерческие организации;
  • учредитель - Российская Федерация;
  • высший орган управления - наблюдательный совет (в госкорпорации его также разрешено именовать советом директоров).

Различия публично-правовой компании и госкорпорации

Различия для наглядности стоит рассмотреть в виде таблицы.

Критерий для сравнения

Публично-правовая компания

Государственная корпорация

Способ создания

Либо учреждение (создание компании с нуля), либо реорганизация одного из трех юридических лиц:

1) государственной компании;

2) акционерного общества с единственным акционером - Российской Федерацией;

3) государственной корпорации, за исключением пяти корпораций:

Учреждение

Основание для создания

Федеральный закон или указ Президента

Федеральный закон

Учредительный документ

Федеральный закон

Функции и (или) полномочия

Функции и полномочия публично-правового характера, в том числе:

  • проводить госполитику;
  • предоставлять госуслуги;
  • управлять госимуществом;
  • модернизировать и развивать экономику;
  • выполнять контрольные, управленческие и иные общественно полезные функции в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализовывать особо важные проекты и госпрограммы (в частности, по социально-экономическому развитию регионов)

Социальные, управленческие или иные общественно полезные функции

Источник формирования имущества

Обязательный источник - имущественный взнос Российской Федерации или имущество юридического лица, преобразованного в публично-правовую компанию.

Дополнительные (возможные) источники:

  • добровольные взносы;
  • доходы от деятельности компании;
  • иные поступления, не запрещенные законом

Обязательный источник - имущественный взнос Российской Федерации.

Дополнительный (возможный) источник - доходы от деятельности госкорпорации

Правовой статус имущества, переданного организации

Собственность публично-правовой компании.

Однако компания должна использовать имущество в целях своей деятельности и для выполнения своих функций.

Наблюдательный совет компании вправе безвозмездно передать часть ее имущества в собственность Российской Федерации

Собственность госкорпорации.

Однако корпорация должна использовать имущество для целей, предусмотренных законом о ее создании

Государственная корпорация обладает перечисленными в таблице признаками, если федеральный закон о ее создании не предусматривает иное ().



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS