Разделы сайта
Выбор редакции:
- Вертикальный конгломерат
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
Реклама
Соц нормы и их функции план. Социальный контроль в обществе |
А. ЛАЗЕБНИКОВА
ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН Сравнительно недавно в экзаменационном варианте появилось задание С8, предусматривающее составление развернутого плана по предложенной теме. При этом тема может относиться к любой содержательной линии курса. Приводим формулировку задания с критериями оценивания. Тема 1 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) познавательная;
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.) При анализе
ответа учитываются:
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не за-считываются при оценивании. Отсутствие пунктов 2 и 3 плана в приведенной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы) - 3 балла. Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя не менее трех пунктов, один из которых детализирован в подпунктах, или формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах, - 2 балла. Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов, или в плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции; но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализированы в подпунктах - 1 балл. План по структуре и (или) содержанию и структуре не раскрывает указанной темы
(в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих
специфики содержания данной темы), или план по своей структуре является простым
и содержит один-два пункта - О баллов.
Тема 2 Посмотрим, как задание С8 выполняли выпускники.
План 1
Экономические циклы.
Традиционная;
4. Функции экономики в обществе.
2. Способы и методы воздействия экономики на социальную структуру.
1) занятость и безработица;
Комментарии
Инфляция.
Давайте разберемся. В рамках предложенной формулировки темы центральным объектом рассмотрения выступает социальная структура общества. Именно в ней предполагаются некие изменения. Следовательно, исходить (причем по существу, а не формально) нужно из понятия «социальная структура общества». Из курса обществознания известно, что под ней подразумевается совокупность существующих в обществе, занимающих в нем определенное положение и взаимодействующих социальных групп. Хорошо бы также помнить, что понятие «социальная группа» очень широкое. Сюда входят группы, выделяемые по численности (среди них такие большие группы, как классы, сословия, слои), по профессиональному принципу, по демографическому принципу и т.п. Какими же, исходя из этого определения, могут быть направления изменения социальной структуры? Они могут выражаться в появлении одних групп и исчезновении других; в существенных количественных изменениях, охватывающих отдельные группы; в изменении места группы в социальной структуре. Здесь полезно опереться на исторические знания и вспомнить какие-то реальные процессы, связанные с изменением социальной структуры, например: возникновение так называемого третьего сословия во Франции; ликвидация дворянского сословия в СССР; появление сравнительно недавно в нашей стране такой социальной группы, как фермерство, и т.п. Опора на конкретные знания и представления поможет в дальнейших рассуждениях. Очевидно, что все эти процессы происходят под влиянием многих факторов. Нам следует сосредоточиться на экономических. Следующий шаг в осмыслении темы связан с выявлением того, какие именно экономические процессы, явления оказывают первостепенное влияние на экономическую структуру. Здесь снова может помочь обращение к » историческим реалиям. Из курса истории хорошо известно, что существенные социальные сдвиги происходят с изменениями отношений собственности. Так, ликвидация частной собственности в нашей стране привела к исчезновению целых социальных групп: уже упоминавшегося дворянства, буржуазии, крестьян-единоличников. И, напротив, с ее возрождением в 1990-е гг. стал формироваться слой предпринимателей. При этом глубокие изменения в отношениях собственности часто являются результатом смены типа экономической системы в целом. В этом случае трансформации затрагивают и принцип распределения, что также не может не отразиться на социальной структуре общества. В частности, под его влиянием может усиливаться (или снижаться) социальная дифференциация. Если иметь в виду изменения в рамках профессиональной стратификации, то они связаны с другими экономическими факторами: общественным разделением труда, техническим прогрессом и т.п. Иными словами, планы могут быть разными, но они должны включать в себя пункты
об изменениях социальной структуры в условиях смены экономических систем, утверждения
новых отношений собственности, перехода к иным распределительным отношениям, развития
технического прогресса.
Проанализируем более детально план 1. Непосредственно на раскрытие темы здесь работает только последний пункт. При этом он никак не конкретизирован. Пункт 3 явно лишний. Включая в план пункт 2, выпускник, видимо, хотел обозначить аспект, связанный с критериями (факторами) социальной дифференциации общества, однако не сумел найти обобщающего понятия и должной формулировки. Конкретизация пункта 3 не соответствует заявленной позиции: влияние циклов экономики на общество. Тема 3
1) внутренний;
4. Социальный контроль реализуется в процессе социализации.
1) позитивные;
7. Тенденции развития социального контроля. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» Региональный
центр повышения квалификации
Контрольно-курсовая
работа по дисциплине «Социология»
2010
ВВЕДЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
2.
Понятие социального
контроля
.
социальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы или всего общества, от которой зависит реакция социальной среды на индивидуальное действие; категоризация индивидуального действия, т.е. отнесение его к определенной категории социально одобряемых или порицаемых действий, являющаяся результатом функционирования социальной шкалы оценок; характер общественного самосознания, включая характер общественной самооценки и оценки социальной группой ситуации, в рамках которой она действует, от которого зависит категоризация индивидуального действия; характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций и непосредственно зависящих от состояния общественного самосознания; индивидуальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида и определяющая реакцию индивида на социальное действие. Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента – нормы и санкции. 2.2.1 Социальные нормы как регулятор поведения Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом правилами. Эти правила, выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили название социальных норм. Социальные нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации. Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства. Социальные нормы – продукт духовной деятельности общества. Они находятся в постоянном развитии. Так, многие современные правила поведения кардинально отличаются от тех, которые были распространены еще сто лет назад. Социальные нормы выполняют важную функцию – поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что в обществе признается самым важным, значимым, неоспоримым, заслуживающим внимания: человеческую жизнь и достоинство личности, отношение к пожилым людям и детям, коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства, человеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, трудолюбие), религии. Ценности же являются основой норм. Социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые рекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы носят более жесткий, обязательный характер. Можно выделить несколько видов социальных норм: 1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения; 2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование; 3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства; 4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.; 5) религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев; 6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном. Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни, любое направление человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям: · по масштабам распространения – общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные; · по функциям – ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие; · по степени нарастания строгости – привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов. Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции: · регулируют общий ход социализации; · интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество; · контролируют отклоняющееся поведение; · служат образцами, эталонами поведения. Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. 2.2.2 Санкции как элемент социального контроля Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций. Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные , формальные и неформальные . · Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения. · Негативные санкции – осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими. · Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами. · Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть: · Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества; · Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор. Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований: · санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга; · санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе; · санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе. Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля. 2.3. Механизм социального контроля Механизм социального контроля играет важнейшую роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм – «центральная нервная система» социального института. Социальный институт и социальный контроль состоят из одних и тех же элементов, т. е. идентичных правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым. П. Бергер считает, что «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки». Социальный контроль по отношению к обществу выполняет две основные функции: · Охранительную функцию . Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества – это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. · Стабилизирующую функцию . Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору. 2.4 Самоконтроль В зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек, например, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего контроля. Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Самосознание – чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания. и т.д................. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья в современном обществе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. 1) Понятие семьи. 2) Функции семьи: а) репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др. 4) Виды семей: 5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др. 7) Изменения в обществе и современная семья: а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа; б) от многопоколенной семьи к нуклеарной. 8) Государство и семья. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Корректность формулировок пунктов плана. 1. Понятие «Социализация» а) первичная; б) вторичная. 3. Функции социализации: б) образование; г) СМИ и т.д. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. 1) Понятие нация: а) как этническая группа; 2) Признаки этноса: а) род и племя; б) народность; Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитывается: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. 1. Понятие семьи. 2. Функции семьи: а) репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др. 3. Права и обязанности членов семьи. 4. Признаки семьи как социального института: а) наличие норм и санкций, регламентирующих отношения в рамках института семьи; б) специфическая статусно-ролевая система (супруги, родители и дети и т.д.) 5. Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие семьи. 2) Функции семьи: а) репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др. 3) Права и обязанности членов семьи. 4) Виды семей: а) патриархальная, демократическая; б) многопоколенная, нуклеарная. 5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др. 6) Признаки семьи как малой группы: а) кровно-родственная и (или) супружеская связь членов семьи; б) совместное ведение хозяйства, быта и т.д. Наличие любых двух из 2, 4, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие социальной мобильности. 2) Факторы, влияющие на социальную мобильность: а) степень открытости социальных структур; б) уровень экономического и начнотехнического развития общества; в) степень свободы человека и т.д. 3) Виды социальной мобильности: а)вертикальная,горизонтальная; б) групповая, индивидуальная. 4) Социальные лифты: а) бизнес; г) церковь и др. 5. Показатели социальной мобильности. Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1) Понятие нация: а) как этническая группа; б) как общегражданская общность. 2) Признаки этноса: а) наличие территории проживания; б) общность языка, традиций, обычаев; в) общность исторического и социокультурного опыта; г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности. 3) Разновидности этнических групп: а) род и племя; б) народность; 4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений: а) межнациональная интеграция; б) межнациональная дифференциация. 5) Демократические принципы межнациональных отношений: а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества; б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций; в) право граждан на определение своей национальной принадлежности; г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе; д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности. 6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1) Понятие нация: а) как этническая группа; б) как общегражданская общность. 2) Признаки этноса: а) наличие территории проживания; б) общность языка, традиций, обычаев; в) общность исторического и социокультурного опыта; г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности. 3) Разновидности этнических групп: а) род и племя; б) народность; 4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений: а) межнациональная интеграция; б) межнациональная дифференциация. 5) Демократические принципы межнациональных отношений: а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества; б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций; в) право граждан на определение своей национальной принадлежности; г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе; д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности. 6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные институты». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 1. Понятие социального института. 2. Характеристики социального института: а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей; б) осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; в) осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями; г) является устойчивой формой организации деятельности; д) складывается исторически. 3. Основные социальные институты: а) институт семьи и брака; б) политические институты (государство, партии и др.); в) экономические институты (производство, обмен и др.); г) институты науки, образования и культуры; д) институт религии. 4. Функции социальных институтов: б) скрытые. 5. Дисфункции социальных институтов. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпун¬ктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная группа». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Понятие социальной группы. 2. Основания для классификации социальных групп: а) численность (малая и большая); б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная); в) по факту существования (номинальная и реальная); г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная); 3. Признаки малой социальной группы; а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей б) наличие общей цели или интереса; в) наличие общих внутригрупповых норм и правил; г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры; 4. Процессы протекающие в малых социальных группах: а) групповая интеграция; б) групповая дифференциация и лидерство. 5. Многочисленность социальных групп. Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 3. Виды социального контроля: а) внутренний (самоконтроль) Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1) Понятие нация: а) как этническая общность; б) как общегражданская общность. 2) Признаки нации: а) общая историческая память; б) национальное самосознание; в) национальные интересы; г) единство языка и т.д. 3) Этническое многообразие современного мира: а) русские; б) вьетнамцы; в) французы и т.д. 4) Межнациональные отношения в современном мире: а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.); б) межнациональные конфликты и пути их преодоления; в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов; Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Понятие социализация. а) усвоение социального опыта; б) освоение социальных ролей; в) усвоение норм, ценностей и моделей поведения. 3. Результаты социализации: а) интеграция индивида в систему социальных отношений; б) формирование мировоззрения и т.д. 4. Агенты (институты) социализации: а) агенты первичной социализации (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.); б) агенты вторичной социализации (администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.) 5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие «социальный контроль». 2. Функции социального контроля: а) регламентация и консолидация общества; 6) обеспечение стабильности общества; в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др. 3. Виды социального контроля: а) внутренний (самоконтроль) б) внешний (формальный и неформальный) 4. Элементы социального контроля: а) Социальные санкции (формальные и неформальные); б) Социальные нормы (право, мораль и т.д.) Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие «малой группы». 2. Особенности малых групп: а) поведенческая и психологическая общность членов группы; б) наличие общих интересов и ценностей; в) общие групповые нормы. 3. Виды малых групп: а) формальные; б) неформальные. 4. Примеры малых групп: б) компания друзей; в) трудовой коллектив. 5. Функции малых групп: а) социализирующая; б) поддерживающая; в) психологическая; г) деятельностная. 6. Межличностные отношения в малой группе. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как малая группа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие семьи. 2) Функции семьи: а) репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др. 3) Права и обязанности членов семьи. 4) Виды семей: а) патриархальная, демократическая; б) многопоколенная, нуклеарная. 5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др. 6) Признаки семьи как малой группы: а) кровно-родственная и (или) супружеская связь членов семьи; б) совместное ведение хозяйства, быта и т.д. Возможны другое количество и(или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 4, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальная группа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие семьи. 2) Функции семьи: а) репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др. 3) Права и обязанности членов семьи. 4) Виды семей: а) патриархальная, демократическая; б) многопоколенная, нуклеарная. 5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др. 6) Признаки семьи как малой группы: а) кровно-родственная и (или) супружеская связь членов семьи; б) совместное ведение хозяйства, быта и т.д. Возможны другое количество и(или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 4, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитывается: – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; – наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; – корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие социальный конфликт. 2. Основные причины возникновения конфликтов: а) неблагоприятные условия работы; б) неудовлетворённость оплатой труда; в) психологическая несовместимость людей; г) различие существенных интересов и принципов; д) перераспределение влияния в группе или между группами; е) идеологические разногласия (политические и религиозные); ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ). 3. Виды социальных конфликтов: а) внутриличностный; б) межличностный; в) межгрупповой; г) конфликт принадлежности; д) конфликт с внешней средой. 4. Стадии развития межгруппового конфликта: а) предконфликтная; б) конфликтная; в) постконфликтная. 5. Способы разрешения конфликтов: а) поиск компромисса, переговоры; б) подавление одной стороны другую и т.д. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. 1. Понятие «Социализация» 2. Основные этапы социализации: а) первичная; б) вторичная. 3. Функции социализации: а) Освоение системы знаний о мире, человеке и обществе; б) усвоение моральных ценностей и ориентиров; в) усвоение практических навыков и умений. 4. Факторы (агенты) социализации: б) образование; в) группа друзей (сверстников); г) СМИ и т.д. 5. Десоциализация и ресоциализация индивида. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитывается: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 1. Понятие «Социализация» 2. Основные этапы социализации: а) первичная; б) вторичная. 3. Функции социализации: а) Освоение системы знаний о мире, человеке и обществе; б) усвоение моральных ценностей и ориентиров; в) усвоение практических навыков и умений. 4. Факторы (агенты) социализации: б) образование; в) группа друзей (сверстников); г) СМИ и т.д. 5. Десоциализация и ресоциализация индивида. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Особенности семьи как малой группы». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие семьи. 2) Функции семьи: а) репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др. 3) Права и обязанности членов семьи. 4) Виды семей: а) патриархальная, демократическая; б) многопоколенная, нуклеарная. 5) Ресурсы семьи: Пояснение. При анализе ответа учитывается: Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 1. Понятие «социальный статус». 2. Виды статусов: а) предписанный статус; б) достигаемый статус. 3. Компоненты социального статуса: а) статусные права и обязанности; б) статусный образ; в) статусная идентификация и т.д. 4. Понятие социальная роль, ее взаимосвязь с социальным статусом. 5. Статусный набор. Возможны другое количество и(или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 1. Понятие «Социализация» 2. Основные этапы социализации: а) первичная; б) вторичная. 3. Функции социализации: а) Освоение системы знаний о мире, человеке и обществе; б) усвоение моральных ценностей и ориентиров; в) усвоение практических навыков и умений. 4. Факторы (агенты) социализации: б) образование; в) группа друзей (сверстников); г) СМИ и т.д. 5. Десоциализация и ресоциализация индивида. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Задание № 28 (бывшее С8) на составление плана доклада по определенной теме Задание направлено на проверку целостных представлений выпускников об обществоведческих явлениях и процессах. При его выполнении нужно продемонстрировать знание информации, с которой явление и процесс связаны, а также умение систематизировать эту информацию. Практические советы по выполнению задания 1. План по форме должен соответствовать плану сложного типа (т.е. разбиваться на пронумерованные пункты и обозначенные буквами подпункты), а не представлять собой сплошной текст или схему. Одна из самых распространённых ошибок при составлении плана - выпускник составляет схему (например, рисует стрелочки от понятия "Религия" и под каждой из них пишет, допустим, "мировые" и "национальные"). 2
. Минимум для почти любого плана включает в себя 5 основных структурных элементов
: Например, в плане по теме "Религия как элемент духовной жизни общества" следует выделить как минимум следующие пункты: 3. Рекомендуется в отдельные пункты плана вынести признаки различных видов данного явления (например, в плане по экономическим системам составить 4 отдельных пункта, каждый из которых раскрывает в подпунктах признаки соответственно традиционной, командной, рыночной и смешанной экономик). 4. Несмотря на то, что форма в соответствии с условием задания достаточно составить всего три пункта, необходимо составлять больше (до 8-10 пунктов). Это связано с тем, что выпускник должен попасть минимум в 2-3 пункта, которые изложены у экспертов в ключах (ответах), а там иногда бывают весьма необычные обязательные пункты. Например, в ключах (ответах) к планам достаточно странным представляется выделение пунктов, которые я выделил жирным шрифтом, но они в ключах названы обязательными (т.е. их отсутствие заставляет эксперта снижать балл за это задание).
Поэтому необходимо составлять больше, чем три пункта. 5
. Если тема плана включает в себя два обществоведческих явления / процесса, то в план следует включить пункты об одном из них, затем пункты о другом и, наконец, пункты о взаимосвязи двух явлений / процессов. Например, в плане по теме "Ценообразование в условиях рынка" следует Оценивание ответа осуществляется по трём критериям (максимально за задание можно получить 4 балла): Конечно за такой план выставляется 0 баллов из 4 возможных. Примеры правильных ответов на задания такого типа Далее приведены несколько правильных планов по ряду тем. Прежде чем открывать их и смотреть, попытайтесь самостоятельное составить план по каждой из тем, а затем ознакомьтесь с эталонным ответом и поставьте себе оценку от 0 до 3 первичных баллов. Задание 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будетеосвещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах. Задание 2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Взаимодействие общества и природы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будетеосвещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах. Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является условием удовлетворения растущих потребностей людей, а значит, и успеха в борьбе за выживание. В человеческой природе, склонной к девиантному поведению, действуют силы, препятствующие действиям, несовместимым со стандартами поведения, которые ведут к интеграции и стабильности. В исследовании Смелзера 99 % опрошенных признались, что хотя бы раз в жизни нарушали закон в силу противоречия между желанием чего-то и общественными нормами и ценностями. Роль механизма социального контроля — своеобразного «отвод но го клапана» — играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи «оттянуться», снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить контроль над ней со стороны старших и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. С взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Однако у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует отчетливое девиантное поведение и мотивацию. Крайней формой социального контроля является прежде всего изоляция от социальной среды — для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия. Изолированные оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения. Такая изоляция характерна для преступников, содержащихся в тюрьмах. Еще один механизм социального контроля - обособление девианта от социальной среды ограничением его контактов с другими людьми, предполагающее возможность возвращения в общество. И, наконец, возможна реабилитация девиантов, когда для них создают искусственные условия общения с себе подобными под контролем психиатров, надзирателей и т. п. Для заключенных такие обстоятельства складываются в условном освобождении, расконвоировании и т. п. Социальный контроль делится также на (1) неформальный и (2) формальный. Неформальный социальный контроль существует, по мнению Кросби, в виде: (а) вознаграждения (одобрение, повышение в должности и т. п.); (б) наказания (недовольный взгляд, критические замечания, угроза физического наказания и т. п.); (в) убеждения (аргументированное доказательство соблюдения нормального поведения); (г) переоценки культурных норм человеком (в результате всех предыдущих форм социального контроля плюс способности к самооценке). Формальный контроль осуществляется государственным аппаратом, который обеспечивает принуждение к соблюдению стандартов поведения и мотивацию такого соблюдения стандартов. В политических странах, где базисом общества является авторитарное или тоталитарное государство, подобный контроль осуществляется путем прямого насилия над людьми во всех сферах. Он часто остается нелегитимным, порождая разные виды девиант- ной мотивации и поведения в форме скрытого саботажа или даже восстания. Идея свободы как важнейшей ценности жизни народа никогда не разрабатывалась на Востоке (в Азии) — там главной ценностью считалось повиновение власти, а любое выступление против нее рассматривалось как девиантное и жестоко каралось. В экономических и экономико-политических странах, где базисом общества является рыночная экономика, формальный контроль за соблюдением правовых норм и стандартов поведения дополняется контролем над полномочиями чиновников, осуществляющих контроль за соблюдением конформного поведения и борьбой против девиантного поведения. Идея свободы давно уже стала ценностью западных обществ, породившей инициативу, которая нарушает традиционные стандарты поведения и которой современный человек обязан достижениями индустриальной эпохи: в их числе правовое государство и представительное правительство, независимость судов и трибуналов, судебное разбирательство и возмещение ущерба в случае незаконных действий государства, свобода слова и прессы, отделение церкви от государства. Функции системы социального контроляСоциальный контроль — это система социального регулирования поведения людей в обществе, обеспечивающая их упорядоченное взаимодействие. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую и подразделяется на два вида: 1. внутренний контроль, или самоконтроль . когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами общества, здесь главным критерием нравственной оценки выступает совесть; 2. внешний контроль представляет собой совокупность институтов и средств, гарантирующих соблюдение общепринятых норм. Система социального контроля осуществляется с помощью социальных норм, санкций и институтов (агентов контроля). Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого, общественно одобряемого поведения людей. Они выполняют в обществе следующие функции:
1. Формальные, на основе права:
2. Неформальные у на основе морали:
Сущность социальных норм заключается в следующем:
Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается через социальные санкции , которые представляют собой реакцию группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Все многообразие социальных норм в обществе по мере возрастания эффекта действия подразделяют на четыре вида:
Выделяют три способа реализации социального контроля в группе и обществе:
Таким образом, каждое общество вырабатывает определенную систему контроля, которая складывается из формальных и неформальных способов регулирования поведения людей и способствует поддержанию общественного порядка. В качестве агентов неформального контроля выступают семья, родственники, друзья, коллеги, тогда как формальный контроль осуществляют в первую очередь официальные представители государства, наделенные функциями контроля, — суды, армия, спецслужбы, правоохранительные органы и иные уполномоченные институты. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00