Разделы сайта
Выбор редакции:
- Вертикальный конгломерат
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
Реклама
Социальная мобильность населения. Пространственная мобильность |
Тема данной статьи - социальная мобильность. Это очень важная для социолога тема. Ее проходят сегодня в школе на уроках обществознания. Ведь знание общества, в котором мы живем, необходимо всем. В наши дни, когда изменения в мире происходят очень быстро, это особенно актуально. ОпределениеМиграция в широком и узком смыслахМиграции, то есть территориальные перемещения населения, также можно рассматривать как одну из форм социальной мобильности. В широком смысле под ними понимаются любые перемещения за границы некоторой территории ее населения (обычно территория эта является населенным пунктом). При этом то, с какой целью и на какой срок процедура происходит, несущественно. Однако в научно-популярной и научной литературе намного чаще используется узкая трактовка понятия "миграция". Согласно ей, это перемещение, которое связано с изменением места постоянного проживания. Сезонная и маятниковая миграцияВ широком смысле миграция включает в себя, кроме переезда на постоянное место жительства, также сезонную и маятниковую миграцию. Вторая представляет собой регулярное перемещение людей между несколькими (двумя или более) населенными пунктами. При этом место их жительства не меняется. Связана такая миграция с работой, отдыхом или учебой. Это чаще всего ежедневные поездки. Иногда, впрочем, рассматриваются как маятниковые миграции также путешествия, совершаемые на более длительный срок (обыкновенно в пределах одной недели). Два важных для социолога основания для классификации миграцииМножество признаков существует для классификации потоков миграции. Наиболее важными для социолога являются два следующих: 1. Миграции, происходящие между населенными пунктами, ранг которых различен. В одних случаях миграция - вертикальная социальная мобильность. Это наблюдается тогда, когда она связана с понижением или повышением статуса человека, который имеет определенное место жительства. В других она является горизонтальной (в том случае, если переезд происходит между населенными пунктами с одинаковым рангом). Сегодня миграция как вертикальная социальная мобильность - это явление, ассоциирующееся, главным образом, с процессом урбанизации. Ведь переезд из сел в города является необходимым элементом этого процесса. 2. Внешние и внутренние миграции. Деление это считается достаточно условным. Миграционная мобильность человека - это явление обширное, не поддающееся строгой классификации. В официальной статистике обычно понимается под внутренней миграцией переезд людей на новое место жительства, осуществляемый в пределах одной страны. Под внешней же подразумевается переезд на достаточно длительное или постоянное жительство в другую страну. Однако иногда, в зависимости от того, какие цели преследует то или иное социологическое исследование, как внешние рассматриваются также миграции, совершаемые между разными субъектами федерации. Социальная мобильность в России в 18-19 векахНа протяжении всей истории развития нашего государства менялся характер мобильности его населения. Эти изменения можно фиксировать достаточно точно с начала 18 века. Россия, как и любое другое полуаграрное и аграрное общество, характеризовалась вплоть до конца 19 века довольно низкими темпами мобильности вертикальной. В эти годы основу структуры общества составляли сословия. Границы сословных групп, однако, были в то время более проницаемыми, нежели в Европе времен классического феодализма. Политика абсолютизма, проводимая государством, этому способствовала. Хотя отток был малозаметен по отношению к общей численности крестьянства из-за высокой доли его представителей в населении страны, по отношению к городским сословиям и дворянству были очень высокими темпы мобильности. Выплачивая налоговую ставку и выкуп, выходцы из крестьян попадали достаточно легко в городские сословия, могли продвинуться в общественной иерархии вплоть до купцов первой гильдии. Весьма интенсивно также пополнялись ряды служилого дворянства. Из всех сословий России выдвигались его представители - из духовенства, купцов, мещан, крестьян. Структурная мобильность общества этого времени (со времен Петра I, по крайней мере) была незначительна. То есть составляющие структуру общества слои оставались неизменными. Незначительно менялось до 1870-х годов только количественное их соотношение. Мобильность в послепетровское времяРоссия в течение следующих 140 лет, последовавших после правления Петра I, пережила не только весьма интенсивную вертикальную мобильность. Структурная социальная мобильность общества этого времени также была значительна и проходила в несколько этапов. Сначала (1870-1917 гг.) постепенно формировался в России класс пролетариата и промышленной буржуазии. После этого, в основном с 1930 по 1970 гг., протекал интенсивный процесс модернизации. В это время формировалась структура, которая была уже близка к соответствующей в индустриальном и постиндустриальном обществах. Отличие состояло в том, что класс частных предпринимателей отсутствовал. Кроме того, сфера, в которой действовали рыночные отношения, была существенно ограничена. С 1990-х годов начался в нашем обществе третий этап мобильности структурной. Он связан с формированием в России постиндустриального общества, которое основано на рыночной экономике. Изменение престижа профессий, высокие темпы мобильности меж- и внутрипоколеннойМенялось в процессе вышеописанных структурных сдвигов не только количественное соотношение различных социальных слоев. Относительный престиж тех или иных профессий также не оставался неизменным. Например, в 1930-1950-е годы самыми престижными были технические специальности (квалифицированный рабочий, инженер), в 1950-1970-е - связанные с наукой профессии, а с середины 80-х годов прошлого столетия - связанные с финансами и торговлей. Наблюдались в течение всего периода очень высокие темпы межпоколенной и внутрипоколенной мобильности, а также низкий уровень замкнутости различных профессиональных групп. Это было отмечено не только отечественными социологами, но и западными. Территориальная миграция в разное времяВ этот период чрезвычайно высокими также были темпы мобильности территориальной (как горизонтальной - на стройки и вновь осваиваемые районы, так и вертикальной - из села в город). Миграция лишь с середины 70-х годов прошлого столетия начала сокращаться. Тем не менее, с начала 90-х годов вновь наблюдается рост ее темпов. Множество людей мигрирует в регионы РФ из бывших союзных республик. УДК 314.04;314.7;332.1 пространственная мобильность населения: экономическии и социальный аспекты* СТРОЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ, канд. экон. наук, директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected] КАН МАРИЯ ИГОРЕВНА, аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет, Москва, Россия В статье рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к определению процесса пространственной мобильности населения. На основе анализа ведущих практик международных организаций выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на процессы пространственной мобильности населения. Отражено влияние экономической и этнической составляющих на пространственное размещение мегаполисов и агломераций. Обоснована взаимосвязь пространственной мобильности населения и социально-экономического развития отдельных территорий, регионов и страны в целом. Проведен анализ моделей и методик оценки пространственной мобильности населения, сформулированы подходы к совершенствованию системы ее оценки. Ключевые слова: миграция; региональная экономика; пространственное развитие; социальная мобильность; население; уровень жизни; оценка пространственной мобильности. The Spatial Mobility of Population: Economic and Social Aspects STROYEV PAVEL V. , PhD (Economics), director of the Center for Regional Economics and Interbudget Relations, Financial University KAN MARIA I., PhD student at the State and Municipal Management Department, Financial University [email protected] The paper examines domestic and foreign approaches to the definition of the process of spatial mobility of population. The analysis of international best practices revealed factors that have the greatest effect on.mobility processes. The impact of the economic and ethnic components on the spatial distribution of megacities and agglomerations is reflected. The interdependence between the spatial mobility of the population and the socio-economic development of individual areas, regions and the country in the whole is substantiated. The analysis of models and methods for evaluation of the spatial mobility of population is made; approaches to improvement of the system for assessment of the spatial mobility of the population in Russia are developed. Keywords: migration; regional economy; spatial development; social mobility; population, living standards; spatial mobility evaluation. * Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2016 г. Подходы к определению пространственной мобильности населения Пространственная мобильность - это один из способов организации пространства обществом. Имеется много различных подходов к определению пространственной мобильности. Одним из наиболее распространенных является подход, где мобильность определяется как движение или перемещение от одного места к другому. Такое движение может подразумевать в качестве объекта не только людей, но и материальные товары, а также информацию. Соответственно от того, что движется, зависят способ оценки движения и единица ее измерения. Российский исследователь Н.В. Мкртчян под пространственной мобильностью понимает исключительно миграционные процессы . При этом пространственная мобильность включает как собственно миграцию, которая предполагает смену индивидом постоянного места жительства, так и временные, эпизодические перемещения, роль которых возрастает в последнее время. Пространственную мобильность через миграцию определяет также П.В. Василенко . Оценка пространственной мобильности при таком подходе основывается в первую очередь на показателях миграционной активности (коэффициент иммиграции и эмиграции - отношение числа прибывших/выбывших к средней численности населению той территории, куда они прибыли/выбыли, сальдо миграции и др.). Оценивается также внутренняя миграция населения, которая осуществляется между регионами, однако при оценке внутренней миграции возможны ограничения, поскольку в ряде случаев она может замещаться каждодневными поездками на работу из одного города в другой, иногда с пересечением границ регионов. Попытки оценить внутреннюю миграцию делают как статистические органы государства, так и различные исследовательские организации. Так, в 2013 г. отдел народонаселения департамента по экономическим и социальным вопросам секретариата Организации Объединенных Наций провел обширное исследование в области меж-странового сравнения внутренней миграции . С учетом быстроменяющихся реалий, в том числе моделей мобильности, за последние де- сятилетия произошла переоценка отношения исследователей к мобильности и ее восприятию исключительно как перемещения в пространстве. Исследователи приходят к выводу, что такое определение носит ограниченный характер. В настоящее время мобильность имеет тенденцию стать «целым», которое включает само движение, все, что предшествует, сопровождает и продлевает его1. Таким образом, пространственная мобильность больше, чем зазор или связь между отправной точкой и точкой назначения, - это структурированное измерение жизни в обществе. Такое широкое понимание мобильности приводит к тому, что мобильность воспринимается как метафора для обозначения совершенно иной формы отношения к расстоянию и пространству2. В таком контексте больше не противопоставляется двоичная классификация пространства - «близкий» и «далекий», «здесь» или «там», ряд значений становятся межпространственными, например исчезает понимание «эмигранты» и «иммигранты», они становятся просто «мигрантами». Мобильность становится образом жизни, который соединяет пространственные и социальные категории. Все больше исследователи в области пространственной мобильности приходят к тому, что пространственная мобильность неразрывно связана с социальной мобильностью. С целью подчеркнуть такую связь в исследованиях часто используется термин «пространственно-социальная мобильность» или «социально-пространственная мобильность». В трудах Зиммеля Г. и Баумана З. показано, что пространственное расположение и перемещение в физическом пространстве играют значительную роль в формировании социальных отношений. Возможность свободно перемещаться в пространстве составляет одну из базовых потребностей человека, с удовлетворением которой связан его социальный статус. В современном обществе исследователи отмеча- 1 См. работы: Kaufmann V. Re-thinking mobility // Contemporary sociology. Ashgate. 2002. P. 112; Urry J. Sociologie des mobilités. Une nouvelle frontière pour la sociologie? / Paris, Armand Colin. 2005. 2 Cattan N. Territoire mobile. De l"impossible concept à l"apport des études genres // Penser l"espace politique. Ellipses, Paris. 2009. ют не только интенсификацию миграционных процессов, но и превращение пространственной мобильности в один из важнейших социальных ресурсов индивидов и групп. В начале XX в. в результате повышенного интереса социологов к влиянию урбанизации на социальное положение человека Р. Парк и Р. МакКензи предложили «Теорию экологии человека», согласно которой экологический порядок представляет собой пространственное структурирование человеческих перемещений. В свою очередь, Р. Парк отмечал, что мобильность связана со сменой жительства, переменой места работы, изменением местоположения учреждения, службы или вида деятельности . Кроме того, в их совместной работе «Город» была выдвинута идея о том, что миграция (пространственная мобильность семей, индивидов, институтов) зачастую выступает как показатель и ускоритель социальной мобильности. Факторы пространственной мобильности населения Существуют показатели, которые влияют на пространственную мобильность. Одним из основополагающих факторов для перемещения является финансово-экономическая составляющая. Она определяет, действительно ли у индивида (домохозяйства) имеется возможность для переезда в другой район (регион) с более хорошими условиями и какие районы будут доступны исходя из его финансово-экономического положения . Кроме того, при оценке пространственной мобильности исследователи учитывают такие факторы, как успешность на рынке труда и этническую принадлежность3, а также класс происхождения индивида4. Кроме того, люди различаются в своих стремлениях организации жизни в различные моменты их жизненного цикла, когда на выбор места и продолжительность проживания оказывают влияние возраст, семейное положение и период 3 См. работы: Silvestre J. The Internal Migration of Immigrants: Differences between One-Time and Multiple Movers in Spain/ Population, space and place. 2014. No. 20, pp. 50-65; Magi K. Types of Spatial Mobility and the Ethnic Context of Destination Neighbourhoods in Estonia / IZA Discussion Papers. 2015. No. 9602, pp. 22. 4 Sociology of the European Union / Edited by A. Favell, V. Guiraudon. Palgrave, Basingstoke, 2011, pp. 224. в жизни, когда индивид принял решение переехать5. Экономическая составляющая и этническая принадлежность играют значимую роль в пространственном расположении городов, мегаполисов и агломераций. Со временем различия в уровне экономического развития и этнической принадлежности создали «жилые мозаики», которые стратифицированы классами и расами6. Результаты «жилой» мобильности не случайны и являются следствием выражения людьми своих предпочтений (например, с точки зрения доходов, состава и этнической принадлежности). В настоящее время экономическая составляющая становится все более мощным фактором в объяснении социально-пространственных результатов мобильности населения. В последние десятилетия миграционные процессы, направленные в развитые страны или наиболее развитые регионы страны (если речь идет о внутренней миграции) образовали один из основных узлов экономических, социальных и культурных проблем глобального мира. Значительный объем миграционных потоков составляют трудовые мигранты, с помощью которых решаются экономические проблемы не только бедных, но и развитых стран, которые нуждаются в притоке рабочей силы. В современном мире интенсивно развивается мобильность населения, связанная с удовлетворением культурных и рекреационных потребностей человека - научная, образовательная, туристическая и т.д. Доступ к такой мобильности является значимым фактором социальной стратификации как между группами, так и внутри них. Районы Торонто, например, стали значительно более поляризоваными по доходу населения за последние несколько десятилетий, что произошло в результате возросшего внимания 5 См. работы: Kulu H., Milewski N. Family change and migration in the life course: An introduction // Demographic Reasearch. 2007. No. 17 (19), рр. 567-590. и Lundholm E. Returning Home? Migration to Birthplace among Migrants after Age 55 / Population, Space and Place. 2012. No. 18 (1), рр. 74-84. 6 См. работы: Friedman S. Bringing Proximate Neighbours into the Study of US Residential Segregation / Urban Studies. 2011. No. 48, рp. 611639; South S.J. Exiting and entering high-poverty neighbourhoods: Latinos, Blacks and Anglos compared/ Social Forces. 2005. No. 84 (2), рр. 873-900. к более благополучному региону в социальном и экономическом отношении тех индивидов, у которых была возможность выбора7. При этом вероятность поляризации районов растет с ростом числа ресурсов, доступных для выбора среди возможных мест проживания. А селективные миграционные процессы могут нивелировать преимущества, достигнутые государственными инвестициями, вложенными в территорию. Связывая пространственную мобильность с социальной, исследователи отмечают, что ряд домохозяйств перемещается с целью получить более хорошие условия жизни, соответственно они перемещаются в более благополучные регионы по сравнению с местом пребывания, другая же категория домохозяйств имеет тенденцию к перемещению в районы, где характеристики населения похожи на их собственные8. Такое разделение предпочтений домохозяйств в выборе места проживания олицетворяет собой вертикальную и горизонтальную социальную мобильность. Кроме того, различными авторами отмечается феномен «пребывания, а не перемещения»9. Мобильность свойственна индивидам, которые могут и желают продолжить изменения, например когда они не удовлетворены своим пребыванием или их жилье больше не отвечает потребностям домохозяйства. Существует также категория людей, неудовлетворенных своим пребыванием, которые не в состоянии двигаться в соответствии со своими предпочтениями. В то же время другие индивиды могут представлять собой категорию удовлетворенных условиями проживания, однако не желающих двигаться, даже если они могут себе это позволить. Огромный вклад в изучение и оценку пространственной мобильности внесли У. А. В Кларк, М. ван Хэм и Р. Коултер в своих трудах «Социально-пространственная мобильность в Британском обществе» и «Пространственная 7 Hulchanski J.D. The three cities within Toronto: Income polarization among Toronto"s neighbourhoods, 1970-2000 / Centre for Urban and Community Studies. 2007. Research Bulletin 41, University of Toronto. 8 Schelling T. C. Dynamic models of segregation / Journal of Mathe - matical Sociology. 1971. No. 1, pp. 143-186. 9 Coulter R. and van Ham, M. Following People Through Time: An Analysis of Individual Residential Mobility Biographies / Housing Studies. 2013. No. 28 (7), pp. 1037-1055. мобильность и социальные последствия» . Одной из задач исследований стало изучение последствий перемещения людей в вертикальной социальной мобильности в результате переселения из одной территории в другую, особенно для бедных семей, а также измерение шансов людей на улучшение жизни при изменении их положения в социально-пространственной системе страны. Авторы исходят из того, что в течение жизни человек действует и принимает решения с целью привести в равновесие свои потребности в жилье и возможности трудоустройства, а также с целью достижения наиболее высокого удовлетворения жизненных целей. Действительно, правительства большинства стран в настоящее время признают, что мобильность ведет к социально-экономическому преимуществу и является ключевым механизмом для создания общего социально-экономического усиления . В Стратегии социальной мобильности и докладе «Высокие амбиции», подготовленными Департаментом по делам бизнеса, инноваций и навыков Великобритании (2009), указано, что достижение высокой социальной мобильности приносит пользу обществу в целом. Таким образом, социально-пространственная мобильность является ключевым вопросом государства, который имеет последствия для роста социально-экономического неравенства. Оценка пространственной мобильности населения Существует множество различных подходов к оценке пространственной мобильности населения. У. А. В Кларк, М. ван Хэм и Р. Коултер оценивают пространственную мобильность и ее социальные последствия через национальные индексы множественной депривации (Index of Multiple Deprivation - IMD), рассчитываемых с 1970 г. департаментом по делам общин и местного самоуправления Великобритании. Для исчисления показателей вся территория страны была разделена на небольшие районы Англии и Уэльса - LSOA (Lower-Layer Super Output Areas), численность населения в которых составляет в среднем 1500 человек, а для Шотландии используются DZ (DataZone) - данные записей о проживании физических лиц Шотландии, средняя численность DZ составляет 750 человек. Име- ются следующие индексы депривации (от лат. deprivatio - потеря, лишение), которые обеспечивают набор относительных мер депривации для небольших районов (LSOA/ DZ) по всей Великобритании с учетом семи основных областей лишений, испытываемых домохозяйства-ми: Недостаток средств к существованию (де-привация дохода); Отсутствие доступа к достойной работе (де-привация трудоустройства); Низкий уровень образования и квалификации (депривация образования, навыков и обучения); Неудовлетворительное состояние здоровья и питания (депривация здоровья); Неудовлетворенность условиями окружающей среды; Высокая преступность; Барьеры в получении жилья и необходимых услуг. Каждая из вышеуказанных областей основывается на группе показателей, данные для которых взяты из переписей, опросов и других источников. На уровне каждой области рассчитывается свой индекс депривации, а также два дополнительных показателя: депривация дохода, влияющие на индекс детей, и депривация дохода пожилых людей (оба этих показателя являются подиндексами депривации дохода). При этом каждой области лишений, которые испытывают домохозяйства, присваиваются следующие веса: депривация дохода - 22,5%; депривация работы - 22,5%; депривация образования, навыков и обучения - 13,5%; депривация здоровья - 13,5%; преступность - 9,3%; барьеры в получении жилья и необходимых услуг - 9,3%; неудовлетворенность условиями окружающей среды - 9,3%. Таким образом, Индекс множественной де-привации (IMD) включает информацию, полученную из семи областей, для определения общей меры относительной депривации. В результате для оценки и отслеживания пространственно-социальной мобильности населения каждый раз, когда фиксируется, что физическое лицо или домохозяйство перемещается из одного района в другой, сравнивается индекс IMD происхождения и назначения района. Положительные изменения в баллах показывают, что домохозяйство перемещается в менее благополучный район, в то время как снижение баллов означает переезд в более благополучные районы. Индекс IMD дает также возможность оценить, изменилось ли благодаря перемещению положение в децильной группе. Важно иметь в виду, что значительное влияние на исчисление индекса IMD оказывает распределение веса между областями лишения, которые испытывают домохозяйства, а также масштаб, при котором вычисляется IMD (LSOA или DZ). В работе «Типы пространственной мобильности и этнический контекст назначения микрорайонов в Эстонии»10 акцент в оценке пространственной мобильности делается на перемещении этнических групп и влиянии перемещения на их уровень жизни. Авторы начинают анализ с описательной информации относительно интенсивности перемещения между двумя этнолингвистическими группами. Данный показатель измеряется как процент тех, кто движется в различных направлениях, при этом сравнивается местоположение домохозяйства относительно расположения этнолингвистичеких групп (русскоязычные) до и после переезда. Данный процесс сопровождается применением бинарной регрессионной модели для исследования, есть ли существенные различия в вероятности того, что подгруппы населения остаются на прежнем месте пребывания или перемещаются. Анализ продолжается созданием модели линейной регрессии при использовании перемещающихся домохозяйств и индивидов только для изменения моделей в личных этнических жилых контекстах в результате перемещений. В качестве непрерывной зависимой переменной было использовано абсолютное процентное изменение (уменьшение или увеличение). Кроме того, модели также включают набор управляющих переменных, а именно: пол, возраст (10-летние группы), образовательный уровень, и статус занятости. Бразильский исследователь Л. М. Кавалканте де Мело подходит к оценке пространственной мобильности не только во 10 Magi K., Leetmaa K., Tammaru T. Maarten van Ham Types of Spatial Mobility and the Ethnic Context of Destination Neighbourhoods in Estonia/ IZA Discussion Papers. 2015, No. 9602, p. 22. взаимоувязке с социальной мобильностью, но отдельно выделяет профессиональную мобильность11. В основе пространственной мобильности лежит экономическая причина, так как в общем люди переходят из застойных регионов в поисках лучших условий к жизни , что влияет на их шансы перемещения по социально-профессиональной лестнице. Таким образом, работники мигрируют в поисках мест, которые предлагают более благополучные социально-профессиональные условия, представляют больше шансов доступа к образованию, здравоохранению, профессиональной подготовке и занятости в секторах большего социального престижа. Для большей части населения перемещение между социальными слоями ассоциируется исключительно с пространственной мобильностью. Необходимо также отметить, что исследователь указывает на сильную социально-профессиональную мобильность внутри и между поколениями, которые имели место в период интенсивной миграции и урбанизации в Бразилии с 1950-х гг. Для измерения социально-профессиональной и пространственной мобильности автор вводит ряд переменных, в том числе изменение социально-профессионального положения за определенный период времени, переменные, характеризующие уровень развития региона, в котором пребывал индивид и в который индивид переместился, а также переменные, касающихся уровня образования, возраста, опыта работы, рода занятий и пола. Затем при использовании полиноминальной логистической регрессии Л.М. Кавалканте де Мело предлагает способ оценки возможности социально-профессиональной мобильности мигрантов в новом регионе по сравнению с регионом происхождения. Исследователь приходит к выводу, что новые динамические пространства привлечения капитала и рабочей силы доказывают, что миграции присуща экономическая рациональность. Таким образом, индивидуум продолжает мигрировать в регионы с потенциалом роста, который, как ожидается, будет лучше для достижения желаемых социально-экономических условий. В случае с Бразилией эконо- 11 Cavalcante de Melo L.M. Mobilidade sócio-ocupacional e mobilidade espacial: diferenciaçôes entre hierarquias urbanas para o mercado de trabalho formal, Brasil, 2000-2009 // Belo Horizonte, MG UFMG/Cedeplar. 2012, p. 166. мический фактор является главенствующим на протяжении нескольких десятилетий. В современной науке пока не сложилось четкого и единого представления о том, что понимать под пространственной мобильностью. В зависимости от подхода к пониманию этого термина устанавливается методика оценки пространственной мобильности. Проведя анализ исследований, можно сделать вывод о том, что на данный момент большинство ученых сходятся в том, что процесс пространственной мобильности неразрывно связан с процессом социальной (а иногда и социально-экономической) мобильности. Пространственная мобильность рассматривается как сопутствующая социальной мобильности, иногда как ее результат или как ее предпосылка. Кроме того, исследователи сходятся во мнении, что пространственная мобильность имеет значительное влияние на социально-экономическое неравенство территории. Пространственная мобильность является одной из причин неравенства в доходах и благосостоянии регионов в стране. Любой индивид или домохозяйство стремится к более благополучным условиям, соответственно выбирает для себя наиболее комфортные территории для проживания, где есть возможность обеспечить себя требуемыми условиями. Индивид предъявляет определенные требования к условиям инфраструктуры, получению качественного образования и достойной работы, предоставлению медицинских услуг и обеспечению досуга. В связи с этим мигрируют в более развитые регионы те граждане, которые имеют хороший доход, высокую квалификацию в профессиональной деятельности. Таким образом, менее развитые регионы покидают наиболее талантливые и профессиональные кадры, что также сказывается на экономике этого региона. Большинство исследователей напрямую связывают перемещение в пространстве с перемещением по социальной лестнице. Поэтому необходимо учитывать уровень жизни в регионе, когда перемещаются граждане из одного региона в другой, и принимать меры по его увеличению и развитию экономики, если преследуется цель по привлечению населения на конкретную территорию. Литература 1. Мкртчян Н.В. Потенциал пространственной мобильности безработных в России // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 40-53. 2. Василенко П.В. Применение гравитационной модели для анализа внутриобластных миграций на примере Новгородской и Псковской областей // Псковский регионологический журнал. 2013. №15. С. 83-90. 3. Cross-national comparisons of internal migration: An update on global patterns and trends/ United Nations Department of Economic and Social Affairs. 2013, No. 1, p. 36. 4. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 34. С. 23-34. 5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. - 390 с. 6. McKenzie R. The Ecological approach to the study of the human community // American Journal of Sociology, 1924, Vol. 30, pp. 287-301. 7. Парк Р. Экология человека // Теория общества. М., 1999. С. 384-401. 9. Clark W. A. V. Spatial mobility and social outcomes / W.A. V. Clark, M. van Ham, R.J. Coulter // Journal of Housing and the Built Environment, 2014, No. 4, pp. 699-727. 10. Clark W.A. V. Socio-Spatial Mobility in British Society / W.A. V. Clark, M. van Ham и R. Coulter // IZA Discussion Papers, 2011, No. 5861, p. 23. 11. Строев П.В. Пространственная организация экономики России: тенденции и перспективы развития городов как точек экономического роста. М.: А-проджект, 2015. 144 с. 12. Фаттахов Р.В., Нещадин А.А. Приоритеты государственной политики в сфере регионального развития // Общество и экономика. 2013. No. 1-2. С. 108-123. 1. Mkrtchjan N.V. The potential of spatial mobility of the unemployed in Russia . Sociologicheskie issledovanija - Sociological researches, 2012, No. 2, pp. 40-53. 2. Vasilenko P.V. Application of gravity model for the analysis of intraregional migration in the example of Novgorod and Pskov regions . Pskovskij regionologicheskij zhurnal - Pskov regionologichesky Journal, 2013, No.15, pp. 83-90. 3. Cross-national comparisons of internal migration: An update on global patterns and trends/ United Nations Department of Economic and Social Affairs, 2013, No. 1, p. 36. 4. Zimmel" G. Big cities and spiritual life. . Logos - Logos, 2002, No. 34, pp. 23-34. 5. Bauman Z. Individualized society . Moscow, Logos, 2002, 390 p. 6. McKenzie R. The Ecological approach to the study of the human community. American Journal of Sociology, 1924, Vol. 30, pp. 287-301. 7. Park R. Human ecology. Theory of society . Moscow, 1999, pp. 384-401. 8. Park R., Burgess Е., McKenzie R. The City. Chicago, 1925. 9. Clark W.A. V. Spatial mobility and social outcomes / W.A. V. Clark, M. van Ham, R.J. Coulter. Journal of Housing and the Built Environment, 2014, No. 4, pp. 699-727. 10. Clark W. A. V. Socio-Spatial Mobility in British Society / W.A. V. Clark, M. van Ham и R. Coulter. IZA Discussion Papers, 2011, No. 5861, p. 23. 11. Stroev P.V. The spatial organization of the Russian economy: trends and prospects of urban development as a point of economic growth . Moscow, A-Project, 2015, 144 p. 12. Fattahov R.V., Neshhadin A.A. The priorities of the state policy in the part of regional development . Obshhestvo i jekonomika - Society and economy, 2013, No. 1-2, pp. 108-123. |
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» Кафедра социологии и работы с персоналом Социально-гуманитарный факультет КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Общая социология на тему Социальная мобильность населения и факторы ее формирования в Выполнила студентка группы 09-г-сц1 Серебрякова Мария Геннадьевна Допущен к защите Руководитель (нормоконтролер) проекта (работы) ____________________ Защищен __________________ Оценка ____________________ Члены комиссии ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ (подпись, дата, расшифровка подписи) Краснодар Реферат Курсовая работа: 31с., 14 источников, 1 прил. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ОБРАЗОВАНИЕ. Объект исследования – социальная мобильность. Цель работы – выявить основные факторы формирования социальной мобильности. Методы исследования: социологические методы эмпирического и теоретического исследования: анализ документов, анкетирование. В процессе работы были изучены первоисточники, рассмотрено общественное мнение, проанализированы исследования социальной мобильности, в результате чего было выявлено, что доминирующими факторами социальной мобильности являются экономические факторы. А наиболее значимым фактором для восходящей социальной мобильности выступает образование. Новизна курсовой работы: проведенные ранее исследования подвергаются вторичному рассмотрению и анализу. Практическая значимость. Проблема социальной мобильности и факторов ее формирования весьма актуальна в современном обществе, т.к. происходят постоянные процессы перемещения. Результаты данного исследования могут послужить для краткосрочных и долгосрочных прогнозов изменения в социальной структуре общества.
Введение Актуальность выбранной темы заключается в том, что социальная мобильность в каждом развитом, современном, демократическом обществе составляет неотъемлемую часть культуры. Важное значение имеет размер города, региональная специфика и т.д., и то, как процесс социальной мобильности протекает в этих условиях. Необходимо, также, выделить сходство и различие в разных типах территориальных поселений. Уникальность современной ситуации заключается в том, что процессы социальной мобильности в России обладают некими чертами, которые присущи только российской действительности. Исследование современных тенденций мобильности представляется сложным. Во-первых, официальная, государственная статистика не располагает достаточными данными по социальной динамике населения, во-вторых, речь идет о социальных процессах в трансформирующемся обществе. Важность социологического изучения этой проблемы на конкретно - историческом материале социальной реальности определяется необходимостью восполнить недостаток социальной информации о процессах социальной мобильности населения в городе, что поможет определить вектор их движения. Степень научной разработанности проблемы . Проблема социальной мобильности, впервые появилась в 1927 году с выходом в печать работы «Social Mobility» П.А. Сорокина. Работа Сорокина вызвала широкий интерес в научных кругах и послужила толчком к дальнейшему социологическому осмыслению сущности понятия социальной мобильности, его видов и каналов. . Таким образом, П. Сорокин создал основу для научного изучения важнейшей проблемы в социологии - социальной мобильности, в различных ее проявлениях. М. Вебер большое внимание уделил изучению социальных структур в рамках системного подхода. Он считал, что интенсивность перемещений дает основания для установления границ между классами. С начала 70-х годов появляются работы исследователей второго поколения, к которым относятся П. М. Блау, И. Блумен, Л. Гудман, О. Д. Данкен, Д. Трейман и др. Они анализируют изменения в образовательной и профессиональной межпоколенной мобильности, с целью выявления того, насколько «открыты» определенные социальные группы и слои. С 80-х годов появляется третье поколение исследователей социальной мобильности, наиболее яркими представителями которого являются Л. Джонс, Дж. Голдторп, Р. Эриксон, Д.Л. Фитерман, P.M. Хаузер. Фитерман, Джонс и Хаузер проводят испытания FJH-гипотезы, сравнивая социальную мобильность разных поколений. В постсоветский период проблематике социальной мобильности были посвящены работы Е.М. Авраамовой, Л.А. Беляевой, С.А. Белановского, В.А. Бондаренко и др. Объект исследования – социальная мобильность. Предметом исследования являются факторы, формирующие социальную мобильность. Цель исследования заключается в выявлении и рассмотрении факторов социальной мобильности, как необходимого критерия развития российского общества. Чтобы достичь поставленную цель необходимо определить задачи : ‒ дать определение понятию социальная мобильность; ‒ рассмотреть виды социальной мобильности; ‒ выявить факторы формирования социальной мобильности. Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общие гипотезы исследования : 1. Преобладающим фактором социальной мобильности выступает экономический фактор. 2. Социальная мобильность по образовательному мотиву наиболее интенсивна в группе лиц с высшим и средним образованием. 3. Важными факторами социальной мобильности являются предписанные возможности индивида. Теоретическая основа работы базируется на концепции социальной мобильности и стратификации П.Сорокина, работах М. Вебера, Ю. Г. Волкова, В. Н. Добренькова, С. С. Фролова, А. И. Кравченко, М. Ф. Черныша, О. А. Павленок. Методы исследования . Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: социологические методы эмпирического и теоретического исследования: анализ документов, анкетирование; Эмпирической базой исследования стали результаты социологического опроса, проведенные Институтом Социологии РАН в 2007 году в России. По репрезентативной общероссийской выборке во всех территориально-экономических районах страны (согласно районирования, принятого Росстатом) было опрошено 1750 респондентов, репрезентировавших население России по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания. Опрос проводился в 58 поселениях разных типов из 19 субъектов РФ. Рассматривалась оценка россиянами своего положения. Научная новизна курсовой работы заключается в том, что в ней используются готовые, проведенные ранее исследования, которые подвергаются вторичному рассмотрению и анализу. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут служить основой для дальнейших краткосрочных и долгосрочных прогнозов изменения социальной структуры общества. 1 Понятие, виды и факторы социальной мобильности 1.1 Определение понятия социальная мобильность, виды социальной мобильности Социальная мобильность, в широком смысле, это любые передвижения индивидов в социальном пространстве. Следует определить и рассмотреть, что есть социальное пространство. Как отмечал П. Сорокин, положение в социальном пространстве кординально отличается от геометрического: «Положение президента Гар-динга в геометрическом пространстве резко изменилось, когда он переместился из Вашингтона на Аляску, тогда как ето социальное положение осталось тем же, что и в Вашингтоне. Людовик XVI в Версале и Николай II в Царском Селе оставались в том же геометрическом пространстве, хотя их социальное положение в один момент круто изменилось» . Таким образом люди находящиеся рядом друг с другом в одном месте, могут быть отдалены друг от друга в социальном смысле, и наоборот. Например люди одной и той же религии живут в разных странах, они разделены геометрическим пространством, но социально они близки. Так между людьми существует не понимание, даже если они живет в одной местности. Разница между социальным и геометрическим пространством состоит в соотнесении положений индивидов, их места в обществе. Такими параметрами являются принадлежность и место в системе социальных отношений, близость ценностных ориентаций и способ восприятия социальной реальности. Социальное пространство является обширным и многомерным. В нем существуют различные общности с различной дифференцированной системой идеологий и верований. Таким образом соотнесение положений индивидов может существовать по нескольким критериям: профессиональному статусу, уровню участия в политической деятельности, по религиозным верованиям, национальности, полу, возрасту и некоторым другим. Основное определение социальной мобильности сформулировал П. Сорокин. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. К социальной мобильности относятся такие понятия, как социальные каналы или лифты и социальные агенты. Все, с помощью чего перемещается индивид, называют лифтами социальной мобильности. К ним относятся социальные институты. П. Сорокин относил к лифтам семью, церковь, армию, образовательные учреждения, политические и религиозные организации и т. п. К агентам относятся люди, которые каким-либо образом способствуют социальной мобильности. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне . Эти перемещения индивида, трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, на первый взгляд, сложно определить положение индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей доступа к власти, изменением дохода, изменений верований индивида, перемещение из одной религиозной группы в другую, смена одного места работы на другое, при сохранении своего профессионального статуса, из одной семьи в другую при разводе или при повторном браке. В итоге эти изменения положения индивида оказывают влияние на его поведении, на систему отношений в группе, меняют потребности, установок, и сказываются интересах и ориентациях. Горизонтальная мобильность проявляется так же в перемещении социальных объектов: транспорта, радио, моды, идеологии, законов и так далее. Во всех этих и других случаях изменения могут происходить без значительной смены социального положения индивида или социального объекта. Разграничение вертикальных и горизонтальных параметров отражает явления в социальном пространстве: иерархии, ранги, доминирование, авторитет и послушание, повышение и понижение по службе. Все эти явления и соответствующие им взаимосвязи представлены в виде вертикальной социальной мобильности. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. Итак, вертикальная мобильность – такое изменение положения индивида, при котором повышается или понижается его статус. Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги . Также следует заметить, что все хотят «подниматься» на социальном лифте, повышать свой статус, повышать и свое социальное положение, увеличивать доступ к власти, улучшать качество и уровень жизни. Никто не хочет «опускаться» и падать вниз. Таким образом, восхождение - явление добровольное, а нисхождение – принудительное . Рассмотрим подробнее групповую мобильность. Она вносит значительные изменения в структуру общества. Особенно интенсивны групповые перемещения в период структурных изменений экономики. Общество развивается, перестраивается структура, появляются новые престижные высокооплачиваемые профессиональные группы. Это способствует массовому передвижению и служит примером вертикальной восходящей мобильности. Падение своего социального статуса исчезновение некоторых профессий приводит к нисходящей вертикальной мобильности массового характера. Итак, массовые перемещения могут происходить из-за серьезных изменений в социально-экономической структуре общества, что приводит к появлению новых социальных слоев, новых классов; так же из-за смены идеологии и политических приоритетов, при этом поднимаются вверх те политические силы, которые смогли адаптироваться к новым условиям; и, наконец, вследствие сбоя механизма, обеспечивающего стратификацию структуры общества. Индивидуальная социальная мобильность и ее проблема является одной из наиболее притягательных для социологов. Индивидуальная социальная мобильность есть изменение, при котором один конкретный индивид перемещается, меняя свое положение. Индивидуальная мобильность характерна для стабильно развивающегося общества. В случае успеха индивид изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социопрофессиональную группу. В проблему индивидуальной социальной мобильности входит изучение интенсивности перемещений, их направленность, возможности детей достичь более престижного статуса, чем имеют их родители, изучение индивидуальных способностей, навыков, возможностей и других факторов помогающих индивиду подниматься вверх. П. Сорокин считает, что нет полностью эзотеричных обществ, т. е. в котором не происходит никаких перемещений. Однако в истории не говорится и об обществах с абсолютной, неограниченной мобильностью. Все общества стратифицированы. Существуют «фильтры», которые позволяют одним индивидам подниматься в новый верхний слой, а другим оставаться внизу. Роль этих «фильтров» выполняют социальные институты, которые регулируют вертикальные движения. Однако подниматься вверх только с помощью какого-либо социального института не всегда приводит к ожидаемому результату. Чтобы закрепиться в новой страте необходимо органично вписаться в новую окружающую среду, адаптироваться к новой жизни, вести себя согласно новым правилам и нормам. Иногда этот процесс бывает болезненным для индивида, так как трудно распрощаться с прежними привычками и пересмотреть свою систему ценностей. Аналогичная ситуация возникает при движении вниз. Будучи не способным ориентироваться к чуждой для него обстановке, индивид испытывает серьезные психологические затруднения. Следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество экономических, профессиональных или политических слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации. Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности . Интенсивность социальной мобильности – это скорость, с которой индивид поднимается на социальном лифте. Чем больше ступеней он прошел за определенное время, чем больше повысил свой статус тем больше скорость, интенсивность передвижений. А всеобщность – это количество индивидов, совершающих передвижения в социальном пространстве в конкретное отрезок времени. Если связать эти два явления получим совокупный показатель вертикальной социальной мобильности какого-либо общества. А рассматривая показатели разных обществ можно увидеть в каком из низ социальная мобильность выше. Т.е. можно сравнивать показатели. На ряду с горизонтальной и вертикальной мобильностью существуют такие формы как межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) заключается в сравнении социальных статусов родителей и их детей в определенный момент карьеры. Например, сопоставление уровня образования в каком-то конкретном возрасте родителей и их детей или ранг их профессий в приблизительно одинаковом возрасте. Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении. Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) выражается в сравнении социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое - исключением. Обобщая выше сказанное социальную мобильность можно представить схематично: Рисунок 1 – Социальная мобильность 1.2 Факторы формирования социальной мобильности Причины, позволяющие индивидам перемещаться называются факторами социальной мобильности . К ним относятся: · уровень полученного образования; · социальный статус семьи; · система общественного устройства; · национальность; · физические и умственные способности; · получение воспитания; · место жительства; · уровень рождаемости местности; · выгодный брак. Изучим факторы подробнее. В качестве доминантного фактора социальной мобильности выделяется социально-экономический, который становится базовым в России при укреплении роли собственности и предпринимательства. Богатство стало общепринятым критерием успеха, состоянием защищенности и возможности продвижения в более высшие страты. Социальная мобильность населения является важным аспектом социально-экономической жизни в любом обществе. Мобильность детерминируется необходимостью индивидов адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, а общество, как системный фактор, должно создавать благоприятные условия для успешной реализации этого мотива. Учитывая, что все в социальной жизни общества обуславливается стремлениями и действиями человека, основным аспектом для перемещения является личностная детерминанта. Но, она не всегла проявляется, в связи с личной природой индивида, либо ее подавляют социальные и экономические факторы. При этом к социальным факторам относятся: демографические и миграционные процессы, поселенческая и отраслевая структура общества, ситуация в системе образования. К экономическому фактору относятся состояние на рынке труда, социально-экономическое положение. Экономический фактор вызывает вынужденную социальную мобильность, ограничивая индивидуальную, т.к. индивиды вынуждены отвечать социально-экономическим требованиям на данный период времени. Вынужденная мобильность может быть не только негативной. В том случае, если результат перемещений индивида отвечает его представлениям о счастье и приносит удовлетворение, то мобильность обретает положительный характер. Следует заметить, что тенденция развития современного общества способствует переходу от вынужденной мобильности к формам свободным, т.е. к увеличению приоритета индивидуальной социальной мобильности. Это происходит посредством повышения уровня производительности труда, высочайшего научно-технического и информационного оснащения всей производственной и социокультурной жизни. Для экономического фактора велика роль образования, которое выступает отдельным, не менее важным фактором перемещений. Во-первых, образование необходимо в условиях перехода конкуренции из области финансовой, производственной и военно-технических ресурсов в информационную сферу. Во-вторых, с одной стороны, поможет в процессе социализации усвоить больше положительного опыта, а с другой стороны позволит сформировать новые корпоративные ценности для возникающих социальных слоев. Развитие в нашем обществе передовых технологий способствует появлению новых профессии, для которых необходима высокая подготовка и квалификация, и которые в большинстве своем являются высокооплачиваемыми и престижными. Здесь сочетаются добровольная мобильность индивидов, которые стремятся достичь большего, и вынужденная, обусловленная необходимостью повышения квалификации и переподготовки. М. Вебер в качестве критерия притязаний на «…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, «формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни», и в-третьих, престиж рождения или профессии . Отсюда можно сделать вывод, что полученное образование, и выработанный стиль жизни, также профессиональный статус и доход от него позволят индивиду занимать высшие страты. Таким образом, в российском обществе все пространство социальной стратификации определяется практически одним показателем, а именно материальным (богатство) при резком снижении значимости других критериев дифференциации, которые перестают играть уравновешивающую роль. К социальным факторам социальной мобильности относятся предписанные возможности индивидов (исторический тип стратификации, социальный статус семьи к которой принадлежит индивид, тип общества). Доступность путей социальной мобильности для индивида зависит от его стартовых возможностей, которые предоставляет ему семья, и от структуры общности в которой он живет. Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми. Если в обществе большинство статусов являются предписанными, то рамки перемещений суживаются. В открытых обществах ценятся индивидуальные социальные успехи и достигнутый статус. В этих обществах возможности для социальной мобильности велики. В сословном обществе люди не верят в возможность изменить свой статус, не имея богатства, родословной или покровительства монарха. То же происходит и в закрытом обществе. Например, в СССР люди, на заводах, фабриках, работая по времени, получали зарплату не зависимо от того сколько они производят, больше или меньше, лучше или хуже – вознаграждение одинаковое. Нет стимула, нет веры в себя. И наоборот, социологами наблюдается закономерность, чем больше возможностей для продвижения вверх, тем больше люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем больше пытаются достигать высот, продвигаться, то есть тем выше уровень социальной мобильности в обществе. Итак, как семья влияет на социальную мобильность. Существуют разные способы от выгодных браков, до финансовой помощи, позволяющие продвигаться в более высокие страты. Семья становится каналом вертикальной мобильности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX – начале XX в. в России достаточно распространенным явлением был бракобедневших, но титулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого брака оба партнера продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкой страты подготовлен к быстрому усвоению новых для него образцов поведения и образа жизни. Если же он не сможет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида. Итак, факторов формирования социальной мобильности много и они различны. Наиболее важными является экономический и фактор социальной позиции семьи. 2 Исследование факторов социальной мобильности 2.1 Экономический и поселенческий факторы В последние 15 лет российское общество претерпело масштабные изменения. Становление рыночных институтов в нашей стране не только создало новые возможности, но и заставило говорить о конкуренции во всех сферах жизни. Эту конкурентную борьбу довольно часто успешно выигрывали выходцы из «простых» семей, которые достигли в итоге довольно высоких позиций в современном российском обществе. Но является ли это правилом, или эти случаи стоит рассматривать как исключения? Насколько легко оторваться от своих «корней» и занять высокое положение в обществе? Может ли высокий статус родителей заведомо обеспечить благополучное существование их детей? И в какой степени положение человека в современной России определяется его личными качествами и амбициями? Ответить на эти вопросы помогут исследования. Изучение материала по теме социальная мобильность и факторы ее формирования свидетельствует, что высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот и получается четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. Рассмотрим наиболее престижные профессии в России. Социальный престиж – значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) рейтинг наиболее престижных и прибыльных профессий в России можно сделать вывод. Согласно опросу россияне с уверенностью отвечают, что быть юристом – престижно (20%). На втором месте по престижу врач и экономист, их выдели 12% респондентов. Далее в этом рейтинге расположилась такая профессия, как банкир (7%). За ней следуют программист, государственный служащий (6%), также привлекательным для россиян кажется заниматься бизнесом, чему отдают предпочтение тоже 6%. Учитель, артист, дизайнер – 4%. Нижнее место занимают профессии бухгалтер, нефтяник (3%). Наименее престижно, с точки зрения опрошенных, быть научным работником. . Рисунок 1 – Самые престижные профессии Из Рисунок 1 видно, что юрист занимает первое место, затем предприниматель, так 13% россиян считают, что прибыльнее всего быть предпринимателем, и 11% - банкиром. Далее следуют профессии экономиста и государственного служащего (по 8%), врача (7%). По 4% респондентов уверены, что наиболее высокие доходы у, нефтяников, по 3% – у обладателей творческих профессий, по 2% – у бухгалтеров. Наименее прибыльно, с точки зрения респондентов, быть учителем и научным работником (по 1%). Рисунок 2 – Самые прибыльные профессии Сравнивая Рисунок 1 и Рисунок 2 можно заметить, что по мнению россиян, самые прибыльные и престижные профессии, такие как юрист, экономист, банкир требуют образования, что подтверждает высокую роль образования в повышении своего статуса. В маркетинговом исследовании «Абитуриент – 2009», которое проводилось в июле – сентябре 2009 года, приняли участие, в основном выпускников школ г. Кемерово и Кемеровской области. При этом опрос показал, что целями получения высшего образования абитуриентов выступают получения статуса квалифицированного специалиста и получение профессии. Что представляет собой восходящую социальную мобильность, при помощи такого социального лифта, как образование. Данный вывод сделан на основании данных Рисунок 3, исследования целей образования. По ней видно, что самой главной целью получения образования является получение статуса квалифицированного специалиста, эту цель выделяют 41% абитуриентов. На втором месте желание получить престижную профессию – 28%. 17% опрашиваемых называют перспективу трудоустройства. Далее следует стремление повышения уровня знаний, эту цель выбирают 13%. И другое занимает лишь 1%. Рисунок – Цель получения высшего образования Итак, получение статуса квалифицированного специалиста и получение престижной профессии позволяет расширить возможности перемещения в социальном пространстве. Дополнительное профессиональное образование выступает как канал профессиональной мобильности, работающие перемещаются в областях экономики. При таком перемещении индивиды сохраняют свое благоприятное положение или даже улучшают его, изменяя позицию или повышая статус, посредством приобретения более престижной профессии. Трансформирующий профессиональное положение тип мобильности касается профессиональных групп с более низким уровнем квалификации и преимущественной занятостью на предприятиях частной собственности. Роль дополнительного образования в формировании социально-профессиональной структуры актуализируется в силу задач изменения модели экономического роста страны, стимулирования инновационного вектора и постиндустриальных тенденций в ее развитии. По сути, это – важный элемент механизма активизации интеллектуального потенциала страны, раскрытию которого до настоящего времени не уделялось действительно серьезного внимания. В идеале он представляется наиболее прозрачным и доступным в смысле институционализации механизмом перераспределения работающего населения в отраслях и секторах экономики и, соответственно, социально-профессиональной структуры через регулярное получение комплекса новых знаний и навыков. Россияне, получившие высшее образование, много чаще остальных добивались более высокого положения в обществе по сравнению со своими родителями. И наоборот – чем ниже был уровень образования, тем выше оказывались показатели нисходящей мобильности. Изучая социальную мобильность, стоит иметь ввиду страртовые возможности, т.е. положение родителей в обществе. По сравнению со своими родителями, достигли более высокого общественного положения те, кто имели более высокий уровень образования и имели тот комплекс навыков, который больше востребован на рынке труда. Умели пользоваться компьютером, знали иностранные языки, получали дополнительное образование, не отрываясь от работы, имели права на вождение автомобиля. Восходящая мобильность и поколенческая тесно переплетаются, т.о. по данным Рисунок 3 видно, что занимать более высокие страты, по сравнению со своими родителями, будут, в основном те, чьи родители имели наиболее высокий уровень образования. Т.е. основная тенденция это взаимосвязь образования родителей и детей, чем выше образование родителей, тем более высокое социальное положение будут иметь их дети. Итак, говоря о социальной мобильности, население главным считало собственные усилия человека, но отмечало, что положение и образование родителей также очень сильно влияет на жизненные шансы детей. Рисунок 4 – Положение россиян по сравнению с их собственными родителями в зависимости от уровня образования, в % Далее перейдем к рассмотрению другого типа факторов.. Судя по результатам исследования, важным для социальной мобильности выступает поселенческий фактор . Добились успеха, в большей степени жители мегаполисов – Москва, Санкт-Петербург. В этих городах больше возможностей получить образование, и хорошую должность не только его жителям, но и приехавшим из других городов. Причем если по месту жительства разрыв в показателях вертикальной мобильности между жителями сел и столиц составлял 10% (32 и 42% соответственно), то по показателю восходящей мобильности в зависимости от условий первичной социализации достигал 13% (28 и 41% соответственно). Рисунок 3 Оценка россиянами из разных типов населенных пунктов положения своего поколения по сравнению с поколениями родителей и детей, в % 2.2 Условия достижения успеха По полученным данным (Таблица 1) видно, что самое важное для собственного благополучия россиян – иметь нужные знакомства, так называемые “связи”. Но так же и велика роль собственного образования, особенно для тех людей, которые занимают более высокое положение, чем их родители. Важным условием для продвижения вверх является упорность и трудолюбие индивидов. Предписанный статус и положение семьи, как фактор мобильности выделили 74% всего населения. Образование родителей способствует социальной мобильности на 66%. Место жительства, пол и национальность как фактор выбрали не более 25% населения. Таблица 1 Условия, важные и очень важные для того, чтобы добиться благополучного положения в жизни, в %
Факторами восходящей социальной мобильности, т.е. условиями повышения статуса, достижения успеха россияне считают образование, упорный труд, знакомства и связи. При этом способностями являются как способность выживать в изменяющихся социально-экономических условиях, в условиях рынка и возрастающей конкуренции, так и присутствие определенных профессиональных навыков, например, умение пользоваться компьютерными программами, знание иностранных языков и т.п. В основном успех достижений зависит от самих индивидов, от их стараний и труда, но также велика роль влияния городской культуры и статусные позиции родителей. Заключение Социальная мобильность представляет собой перемещения в социальном пространстве. Они могут иметь различные направления, как вверх, так и вниз, а могут быть нейтральными, т. е. без изменения социального положения индивидов. Социальная мобильность обусловлена личностностными желаниями и стремлениями, а также на нее влияют социально-экономические условия, что, в основном, приводит к вынужденной мобильности. Доступность путей перемещения зависит как от индивида, так и от социальной структуры общества, в которой он находится. На ориентацию и социальное поведение человека оказывают политические перемены в стране, изменение способа принуждения к труду; трансформация ценностных ориентации общества, снижение социальной мобильности людей; резкое уменьшение спроса на рынке труда, общее снижение уровня жизни. Из анализа первичного материала и проведенных исследований просматривается тенденция – индивиды стремятся вверх, пытаются улучшить социальное положение, попасть в наиболее высшую страту, повышая свой профессиональный статус, накапливая богатство. Никто не хочет «опускаться». Для восходящей вертикальной мобильности наиболее важным фактором является образование, причем образование и социальная позиция родителей также значимыми. К факторам еще относят престиж профессии и получаемое за нее вознаграждение. К условиям достижения успеха в России относятся нужные знакомства, дополнительные профессиональные навыки и упорный труд. Таким образом, изучая вопросы социальной мобильности, стоит рассматривать как стартовые условия, т.е. положение родителей, так и индивидуальные личные особенности поведения и мышления. Значимость проведенного анализа важна, т. к. социальная мобильность полезна, необходима и служит неотъемлемой частью культуры в обществе. Список использованных источников 1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]/ Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М, 1992. – 373 с. 2 Вебер М. Основные понятия стратификации [Текст]// СОЦИС, 1994. № 5. - 326 с. 3 Волков Ю. Т., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов В.Н. Социология: Учебник [Текст] /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил. 4 Фролов С. С. Социология: Учебник – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001. – 364 с. 5 Кравченко А. И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2007. – 640 с.: ил. 6 Шерныш М. Ф. Социальная мобильность// Средний класс в современной России / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова; Ин-т социологии РАН. - М.: 2008. с. 143 – 154. 7 Крыштановская О. В., Хуторянский Ю. В. Элита и возраст: путь наверх // Социс. 2002. №3. с. 49 – 59. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.urgeu.ru/lib/polit/l_pol_2.pdf – Загл. с экрана. 8 Зборовский. Г. Е. Общая социология: Учебник для вузов.[Текст] – М.: Гарадарики, 2007. – 592 с. 9 Бабосов. Е. М. Общая социология: Учебник для вузов [Текст] Е. М. Бабосов. – Мн: «Тетра Системс», 2005. – 640 с. 10 Шевяков, А. «Болевые точки России»: избыточное неравенство и депопуляция/ А. Шевяков// Общество и экономика. – 2008. – с. 86 – 102. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0273/analit06.php – Загл. с экрана. 11 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2008 году. Программа ООН в Российской Федерации. – М.: Издательство ИНОН РАН, 2009. – 208с. 12 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2008 году. Программа ООН в Российской Федерации. – М.: Издательство ИНОН РАН, 2009. – 208с. 13 Социальное неравенство в социологическом измерении. 2006г. 14 Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 464 с. Приложение А Условия, важные и очень важные для того, чтобы добиться благополучного положения в жизни, в %
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00