Реклама

Главная - Изобретения 
Средства рекламы и принципы их выбора. Классификация рекламных средств и особенности их выбора

Решиться снять наращённые ресницы самостоятельно может быть непросто. Как понять, что вам подойдёт: готовый косметический продукт или народные рецепты? На что обращать внимание при выборе одного из этих средств, и как их правильно использовать?

Домашние и профессиональные средства

Средство для снятия наращённых ресниц можно приготовить своими руками или приобрести уже готовое.

В домашних условиях чаще всего используют жирные кремы и косметические масла. Недостаток их в том, что они могут размягчать клей на ресницах не так быстро, как профессиональные. Но раз вы самостоятельно выбрали, какое средство подойдёт для нежной кожи век, и уверены в его составе, то можно не опасаться, что долгое воздействие обернётся плохо. Если подобрать питательный крем или масло (касторовое, репейное), можно совместить удаление наращённых ресниц с бережным восстанавливающим уходом.

Профессиональные продукты называются дебондерами или ремуверами. Чем они отличаются? Даже производители иногда смешивают эти названия, ведь суть у них одна — растворить или размягчить клей, на который крепились искусственные ресницы. Дебондерами чаще называют жидкости и лосьоны, ремуверами — пасты, кремы и гели.

Выбор подходящей текстуры

Оптимальный вариант — средство той же марки и линии, что и применявшиеся для наращивания искусственные ресницы и клей. Если есть возможность, поинтересуйтесь об этом у мастера заранее. При самостоятельном выборе лучше всего руководствоваться вопросом удобства, особенно, если некому помочь вам со снятием наращённых ресниц. Рассмотрим особенности применения жидких и более плотных продуктов.

Жидкие средства

Мастера, занимающиеся наращиванием ресниц, чаще всего используют подобные виды дебондеров. Жидкости и лосьоны действуют быстрее всего, экономичны в нанесении и позволяют вносить точечные изменения — не только удалять наращённое полностью, но и выполнять коррекцию. Для домашнего употребления такие средства не так удобны, они более склонны к растеканию и могут попадать в глаза, вызывая раздражение. Выбирайте такие продукты только если уверены, что сможете быть предельно аккуратной.

Гели и кремы

Такие ремуверы комфортнее при самостоятельном использовании, они наносятся проще и не растекаются — попасть ими в глаза практически невозможно. Пастообразная консистенция позволяет им практически не выделять растворители в воздух во время действия, чтобы вам не приходилось дышать вредными испарениями. Их недостатки — больший по сравнению с жидкими дебондерами расход и более высокая цена, а с очищением после процедуры иногда возникают сложности. Некоторые средства быстро застывают на ресницах хлопьями, которые сложно удалить, или плёнкой, поэтому, выбирая ремувер, изучите отзывы тех, кто уже успел воспользоваться конкретным продуктом.

Как понять, что состав безопасен

Многие клеи, используемые при наращивании ресниц, содержат цианоакрилаты — основной компонент всем известных «суперклеев». Поэтому дебондеры и ремуверы представляют собой мягкие, но сильные растворители, способные размягчить и растворить такой клей, не причиняя сильного вреда коже век и ресницам. Но как понять, не будет ли этот вред слишком сильным, по составу средства?

Полезные добавки

Лучше выбирать средства с маркировкой «для бережного снятия» и «для чувствительных глаз», показывающей, что в составе нет слишком агрессивных компонентов. А эфирные масла и витамины обеспечат дополнительный уход во время процедуры.

Нежелательные компоненты и цена

На цене лучше не экономьте, борьба с раздражением от некачественного продукта обойдётся дороже, ещё и настроение подпортит. В дешёвых средствах легко найти жёсткие растворители, вредящие коже и волосяным луковицам.

Некоторые дебондеры могут содержать ацетон, резко раздражающий слизистую глаз и способный плохо сказаться на состоянии кожи. Проверьте перед покупкой, чтобы его не было в составе.

Плохой признак — наличие отдушек, чем часто грешат низкокачественные средства. Ими обычно маскируют слишком резкий «химический» запах, от таких дебондеров тоже ничего хорошего ожидать не приходится.

Каким должен быть запах

Если вы покупаете дебондер в магазине или у мастера по наращиванию (оптимальный вариант, снижающий риск приобрести дешёвый и опасный продукт), попробуйте понюхать его. Едкий раздражающий запах растворителей практически гарантирует, что глаза при снятии ресниц будут слезиться, и оно может закончиться сильным раздражением. Выбирайте продукты, пахнущие как можно слабее.


Проверка на гипоаллергенность

Даже продукты с пометкой «гипоаллергенно» и самым щадящим составом могут вызывать сильную реакцию у организма. Перед использованием средства (где-то за день до этого) выполните пробу на индивидуальную чувствительность. Нанесите его точечно на кожу у сгиба локтя или за ухом — там же, где рекомендуют тестировать краски для волос. Выдержите дебондер столько времени, сколько рекомендует инструкция для снятия наращённых ресниц, сотрите остатки и проследите, что нежелательной реакции не возникло.

Виды средств выразительности и их особенности

А ктерское творчество

Актёрское искусство, искусство театральной игры, создания сценических образов. Художественная специфика театра - отражение жизни в форме непосредственно происходящего перед зрителями драматического действия - может осуществляться только посредством актерского искусства. Цель его - воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию. Выступление перед зрителем является важнейшим и завершающим актом воплощения роли, и каждый спектакль требует творческого воспроизведения этого процесса.

Творчество актёра исходит из драмы - её содержания, жанра, стиля и т. д. Драма представляет собой идейную и смысловую основу актерского искусства. Но известны такие виды театра (например, народная комедия масок), где актёр располагает не полным текстом пьесы, а лишь его драматической канвой (сценарием), рассчитанной на искусство актёрской импровизации.

Актёрский образ убедителен и эстетически ценен не сам по себе, а в той мере, в какой через него и посредством него, развивается главное действие драмы, выявляется её общий смысл и идейная направленность. Исполнитель каждой роли в спектакле тесно связан, поэтому со своими партнёрами, участвуя вместе с ними в создании того художественного целого, каким является театральная постановка. Драма предъявляет актёру порой весьма сложные требования. Он должен выполнять их как самостоятельный художник, действуя вместе с тем от имени определённого персонажа. Ставя себя в обстоятельства пьесы и роли, актёр решает задачу создания характера на основе сценического перевоплощения. При этом Актерское искусство - единственный вид искусства, в котором материалом художнику служит его собственная природа, его интеллектуальный эмоциональный аппарат и внешние данные. Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в некоторых видах театра - к помощи маски); в арсенале его художественных средств - мастерство речи (в опере - вокальное искусство). движение, жест (в балете - танец), мимика. Важнейшие элементы актерского творчества- внимание, воображение, эмоциональная и моторная память, способность к сценическому общению, чувство ритма и др.

Мизансцена

Мизансцена (франц. mise en scиne - размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы, мизансцена представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла представления . В характере построения мизансцены находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Процесс отбора точных мизансцен связан с работой художника, который вместе с режиссёром находит определённое пространственное решение предсавления и создаёт необходимые условия для сценического действия. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.

Энциклопедическое объяснение мизансцены не полно. Не сказано, что мизансцена имеет не только пространственную, но и временную протяженность, что она связана не только с художником, но находится в особой взаимосвязи со словом и музыкой.

Мизансцена – это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой, действующий человек. Цвет, свет, шумы и музыка – дополнительные, а слово и движение – основные ее компоненты. Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы выраженными пластически через актеров. Как танец – язык балета, так пластическая выразительность непрерывной цепи мизансцен является языком режиссера.

В эпоху деспотического господства режиссера в театре… режиссер, заранее разрабатывая весь план постановки, намечал, считаясь, конечно, с данными участников спектакля, общие контуры сценических образов и указывал актерам все мизансцены. В настоящее время творческая работа режиссера совершае тся совместно с работой актеров, не опережая и не связывая ее.

Мизансцена – это расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их среде.

Мизансцена всегда есть картина перемещений и поступков персонажей. Это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой человек.

Мизансцена имеет свою мизансцену и темпо - ритм. Хорошая образная мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть самоцелью для режиссера, она всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач. Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов и физическое самочувствие действующих лиц и атмосфера, в которой протекает действие. Всем этим формируется мизансцена. Мизансцена это самое материальное средство творчества режиссера. Мизансцена- если она точна, то уже есть образ. Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это до рождения этой мизансцены.

Выстраивая представление необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы и перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия говоря в это время по-своему.

Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой, тогда, когда исполнители находятся на первом плане. Ибо здесь даже самое маленькое движение считается как смена мизансцены. Строгость, чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации. Как только язык мизансцены становится выражением внутренней жизни героя, сверхзадачи, она обретаем богатство и многообразие.

Разновидности ми зансцен. Нам известны плоскостные, глубинные, мизансцены, построенные по горизонтали, вертикали, диагональные, фронтальные. Мизансцены прямолинейные, параллельные, перекрестные, построенные по спирали, симметричные и асимметричные.

Мизансцена не является особым этапом работы режиссера, оторванного от всей его предшествующей работы с исполнителями. Мизансцены рождаются из тех органических действий, которые делают исполнители действий представления . Мизансцена является средством воплощения и сценическим выражением идеи пьесы. Все, что было найдено исполнителем по линии правды жизни, находит свое выражение в яркой и выразительной мизансцене.

Мизансцена – понятие более широкое. Это не только переходы действующих лиц и размещения, но и все действия актера, жесты и детали его поведения, это так же все – мизансцена.

Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:

1.Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы над пьесой.

2.Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в пьесе борьбу а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.

3.Быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной.

Искусство построения ярких, выразительных, правдивых мизансцен зависит и от общекультурного уровня режиссера. От его художественного вкуса, от его знания жизни, от понимания им великих произведений живописи и скульптуры. Они могут служить образцами мизансцен так как в их основе лежит ясная мысль органического действия.

Итак, образно-пластическое решение театрализованного представления это одна из важнейших задач режиссуры, а мизансцена - одно из самых мощных выразительных средств режиссуры.

Темпо-ритм

Прежде чем говорить о значении темпа и ритма в сценическом искусстве и о практических приемах овладения ими, необходимо уточнить сами понятия, которым придаются различные значения. Взятые из музыкального лексикона термины темп и ритм прочно вошли в сценическую практику и педагогику для обозначения определенных свойств человеческого поведения.

Темп - это степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, умеренно, быстро и т. п., что потребует от нас различной затраты энергии, но не всегда окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Так, неопытный режиссер, желая поднять тон спектакля, заставляет актеров говорить и действовать быстрее, но такое внешнее механическое ускорение не рождает еще внутренней активности.

Иное дело - ритм поведения. Если говорится, например, что «спектакль идет не в том ритме», то под этим подразумевается не просто скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, то есть ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве. Когда мы говорим, что человек ритмично двигается, говорит, дышит, работает, мы имеем в виду равномерное, плавное чередование моментов напряжения и ослабления, усилия и покоя, движения и остановок. И наоборот, можно говорить об аритмии больного сердца, походки хромого, путаной речи заики, о неритмичной, плохо организованной работе и т. п. И то и другое, то есть ритмичность и неритмичность, также входит в понятие ритма и определяет динамический характер действия, его внешний и внутренний рисунок.

Таким образом, под термином «ритм» подразумевается как интенсивность, так и размеренность совершаемого действия. При одном и том же быстром темпе действия могут быть совершенно различными по характеру и, следовательно, обладать разными ритмами.

Темп и ритм понятия взаимосвязанные, поэтому Станиславский нередко сливает их воедино, употребляя термин темпо-ритм. Во многих случаях они находятся в прямой зависимости друг от друга: активный ритм ускоряет процесс осуществления действия и, наоборот, пониженный ритм влечет его замедление. Темпо-ритм спектакля - по К.С.Станиславскому - синтез темпа и ритма спектакля; нарастание или спад, ускорение или замедление, плавное течение или бурное развитие сценического действия.

Ритм и темп связаны между собой, поскольку характеризуют одну элементную единицу действия, взятого на протяжении одной элементной единицы сценического времени. Ритм определяет собой темп, но изменения темпа (при сохранении структуры ритмической единицы) влекут за собой изменения в характере ритма. Поэтому оба явления практически существуют одновременно, составляя вместе единое понятие темпо - ритма.

Развитие темпо-ритма представления - волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы темпо-ритмов действий, эпизодов, сцен. В целом темпо- ритм представлени я есть показатель интенсивности его сквозного действия. К.С. Станиславский утверждал: «Темпо-ритм всей пьесы - это темпо - ритм ее сквозного действия и подтекста».

Темпо-ритм представлени я - это динамическая характеристика его пластической композиции. И как говорил Станиславский, «... Темпо-ритм пьесы и спектакля - это не один, а целый ряд больших и малых комплексов, разнообразных и разнородных скоростей и размеренностей, гармонически соединенных в одно большое целое.

До сих пор весьма распространено мнение, что существует два вида ритма: внутренний и внешний. Представление о внутреннем ритме связывают с «жизнью человеческого духа роли», а представление о ритме внешнем с «жизнью ее человеческого тела». Между тем, наука говорит нам, что жизнь духа и жизнь тела объединены в одном процессе действия, где на долю первой приходятся две части, на долю второй - третья. В сценическом действии первые два этапа протекают в сознании актера, а третий выявляется в слове или в движении - в словесном или телесном (двигательном) проявлении действия. Как соотносятся между собой эти три части действия, зависит и от объективных предлагаемых обстоятельств данного действия, и от субъективных свойств личности, а в случае сценического действия - личности артистороли. Этими свойствами являются: сила основных нервных процессов (раздражительного и тормозного), уравновешенность этих процессов между собой и их подвижность. Таким образом, говоря о первых двух этапах действия актера в роли, надо иметь в виду не только быстроту реакции, но и ее силу и устойчивость. Проще говоря, характер персонажа выявляется не только в том, какие действия он совершает, но и в том, насколько быстро он оценивает каждый факт, каждую ситуацию, а также в том, насколько сильны и определенны его чувства и намерения, связанные с восприятием ситуации. Ибо от этих качеств зависит, какими будут его ответные действия, выраженные в слове или движении.

Таким образом, исполнителю в любой момент сценической жизни его героя нужно: оценить что-то, принять некое решение и осуществить это решение в действии, словесном или двигательном.

Действие не словесное, а телесное - будем называть его двигательным связано с перемещением в сценическом пространстве и также осуществляется в сценическом времени. Этого уже достаточно, чтобы подтвердить зависимость двигательного действия от темпо-ритма действия как такового. Поскольку в каждой роли есть какие-то типичные, преобладающие для этой роли ритмы, постольку они проявляются как в словесном, так и в физическом действии. Если кому-то свойственны медлительные решения, то они выражаются одинаково медленно и в словах, и в движениях, а свойственная кому-то быстрота реакции остается быстротой и ори словесном, и при пластическом выражении.

И как из темпо-ритмов действий складывается темпо-ритм сценической жизни каждого персонажа представления , так из темпоритмов двух и более участников эпизода, сцены складывается темпо-ритм каждого отрезка сквозного действия представления я. Если два или более человек делают одно дело, то действие каждого из них равно по времени действию другого. Если двое задались целью переубедить в чем-то третьего, они будут его уговаривать, убеждать, внушать ему, доказывать до тех пор, пока этот третий не согласится с их доводами. И хотя бы убеждающие приводили свои доводы не хором, а поочередно, кончается их общее воздействие на партнера абсолютно одновременно - в тот момент, когда он будет ими убежден, и так или иначе обнаружит это. С другой стороны, сопротивление убеждаемого тоже длится ровно столько времени, сколько длилось воздействие убеждающих: действие и противодействие равновелики. Противодействие рождается в ответ на воздействие, одновременно с ним - и одновременно с ним кончается, когда их борьба приводит к какому-либо результату.

Таким образом, все действия, направленные одновременно на одну цель, равны по времени между собой и равны действию сопротивления. Поэтому, хотя каждое из них в отдельности может иметь отличную от других ритмическую структуру, количественно они равновелики, благодаря чему несколько разных темпо-ритмов сливаются в один общий темпо-ритм эпизода, сцены, представления .

От темпо-ритма эпизода, определяющего продолжительность паузы, зависят количество, скорость, размер и сила движений, составляющих двигательное действие, а следовательно, и его образный характер (отрывистость, резкость, стремительность или - мягкость, плавность и т.д.), а в конечном счете - мизансцена.

Атмосфера

На сцену понятие атмосферы пришло из жизни. А в жизни оно сопутствует нам каждую минуту. Атмосфера - явление глубоко человеческое, и в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный комплекс взаимоотношений с окружающей действительностью, мир наших мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего немыслимо было бы наше существование, это и есть атмосфера жизни, без нее наша жизнь была бы обескровлена, автоматична, а человек напоминал бы робота.

Атмосфера - это как бы материальная среда, в которой живет, существует актерский образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи, все, все...

«...атмосфера -понятие динамическое, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий.»

«Атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей.» «Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера, связанная именно с этим делом, местом и временем.»

Нужно отыскать тот эмоциональный возбудитель, который поможет найти среду, атмосферу, максимально выражающую процесс внутреннего течения «жизни человеческого духа». В этом сопряжении среды и внутренней жизни человека и проявится убедительность или неубедительность замысла.

Для этого непременно нужно найти точное сочетание происходящего с жизнью, идущей до, после и параллельно развивающемуся действию, либо в контрасте с тем, что происходит, либо в унисон. Это сочетание, сознательно организованное, и создает атмосферу.

Вне атмосферы не может быть образного решения. Атмосфера - это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении каждого момента представления .

И, наконец, необходимо отличать второй план от атмосферы представления , сцены, куска. Атмосфера - тоже понятие конкретное, она складывается из реальных предлагаемых обстоятельств. Второй план - из эмоциональных оттенков, на основе которых должна строиться реальная бытовая атмосфера на сцене.

Из всего вышесказанного следует вывод, что мизансцена, атмосфера и темпо-ритм, являясь выразительными средствами режиссуры, взаимообразно составляют друг друга и находятся в полной зависимости друг от друга.

Композиция

Композиция (лат. сompositio - составление, соединение) - это понятие является актуальным для всех видов искусств. Под ней понимают - значимое соотношение частей художественного произведения. Драматургическая композиция может быть определена как способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение (в частности текст), как организация действия в пространстве и во времени. Определений может быть много, но в них мы встречаем два различных по своей сути подхода. Один рассматривает соотношение частей литературного текста, другой - непосредственно склад событий, действий персонажей. В теоретическом плане подобное разделение имеет смысл, но в практике сценической деятельности вряд ли возможно его осуществить.

Основы композиции были заложены в «Поэтике» Аристотеля. В ней он называет части трагедии, которыми следует пользоваться как образующими (eide) и части составляющие (kata to poson), на которые трагедия разделяется по объему (пролог, эписодий, эксод, хоровая часть, а в ней парод и стасим). Здесь мы также обнаруживаем те же два подхода к проблеме композиции. На это же указывал Сахновский-Панкеев, говоря о том, что одновременно возможно «изучение композиции пьесы по формальным признакам различия частей (подразделений) и анализ построения, исходящий из особенностей драматического действия» . Нам же представляется, что эти два подхода на самом деле являются этапами в анализе драматической композиции. Композиция в драме одновременно зависит от принципа построения действия, а он от типа конфликта и его природы. Кроме того, композиция пьесы зависит от принципа распределения и организации литературного текста между персонажами, и отношения фабулы к сюжету.

С развитием драматургии первоначальное деление на середину начало и конец в технике драматургии более усложнилось, и на сегодняшний день эти части драматического произведения имеют следующие названия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог

Пролог в настоящее время выступает как Предисловие - этот элемент не связан непосредственно с сюжетом пьесы. Это место, где автор может выразить свое отношение, это демонстрация идей автора. Так же он может быть ориентацией изложения.

Эпилог - (epilogos) - часть композиции, которая производит смысловое завершение произведения в целом (а не сюжетной линии). Эпилог можно считать неким послесловием, резюме в котором автор подводит смысловые итоги пьесы. В драматургии может выражаться в виде завершающей пьесу сцены, следующей после развязки.

Развязка - здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции - разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой это зона сюжета.

Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы.

Развитие действия - наиболее обширная часть пьесы, ее основное поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определенных эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия.

Завязка - важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие.

Экспозиция (от лат. expositio - «изложение», «объяснение») - часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия.

Музыка

Одним из самых ярких выразительных средств является музыкальное оформление представлени я. От подобранной музыкальной композиции в той или иной части представлени я напрямую зависит его атмосфера, темпо-ритм и органичность в целом.

В работе по музыкальному оформлению представлени я можно наметить следующие этапы:

Режиссерский замысел музыкального оформления;

Сочинение оригинальной музыки или подбор готовых музыкальных номеров;

Репетиционная работа по введению музыки в представление ;

Руководство музыкой во время представлени я.

Как уже говорилось, замысел постановки складывается у режиссера в результате тщательной и глубокой работы над сценарием . Известно, что каждый режиссер по-своему видит одну и ту же пьесу, по-своему трактует ее сверхзадачу. Имеют значение и особенности художественного мышления режиссера и его культура, темперамент, вкус- его творческая индивидуальность. Режиссер нередко развивает авторский материал, усиливает те или иные сюжетные линии, расставляет идейные акценты и т. д.

И, конечно, существенную помощь в этом может оказать музыка. Музыка должна входить в действие как естественный и необходимый элемент, помогать раскрытию идеи пьесы, оттенять образы действующих лиц. Поэтому музыкальное решение режиссер начинает искать только после того, как продуманы основные ходы драматургии пьесы. Естественно, что свой замысел музыкального оформления режиссер строит в основном на включении в представление условной музыки, так как сюжетная уже предопределена авторскими ремарками. Вместе с тем режиссер может в своем решении изменить и сюжетную музыку. Существуют драматические произведения, которые не мыслимы на сцене без музыкального оформления. Это водевили, музыкальные комедии, сказки. Но есть и такие, смысл и стиль которых выразятся ярче, если в представлении будет введена условная музыка, музыка от режиссера.

Музыкальный образ представления складывается в воображении постановщика не сразу. Творческая мысль режиссера нередко идет сложным путем, и в процессе работы над представлением , при встрече с композитором, художником, звукорежиссером, актерами его музыкальный замысел может измениться. Нередко вопрос ввода отдельных музыкальных номеров в тот или иной эпизод сценического действия решается только в процессе репетиции и не всегда заранее может быть предусмотрен. Однако общее музыкальное решение обязательно намечается режиссером заранее. Это позволяет ему поставить перед композитором и звукорежиссером определенные задачи. Бывает и так, что режиссер, не обладая необходимыми музыкальными знаниями, решает музыкальное оформление только после встречи с композитором или профессиональным музыкантом. Таким образом, основной замысел музыкального оформления представления рождается у режиссера в период его работы над сценарием и фиксируется в постановочном плане. Музыкальное решение представления - сугубо творческая задача, и естественно, что режиссер вводит музыку в представление , согласуясь со своим воззрением на се роль в драматическом искусстве. Одни режиссеры, тонко чувствуя музыку, вводят ее в представление только в тех местах, где она действительно необходима и несет вполне определенную функцию. Другие режиссеры насыщают музыкой и шумами каждый акт, каждую картину. Нередко мастерство режиссера состоит именно в том, чтобы отказаться от музыки там, где кажется, что ее ввод может быть оправдан. Известно, что тишина н а сцене - тоже звуковая окраска.

К. С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Я думаю, что за все существование театра И. А. Сац впервые явил пример того, как нужно относиться к музыке в нашем драматическом искусстве... Посвященный во все тонкости общего замысла, он понимал и чувствовал не хуже нас, где, то есть в каком именно месте пьесы, для чего, то есть в помощь ли режиссеру, для общего настроения пьесы, или в помощь актеру, которому не хватает известных элементов для передачи отдельных мест роли, или же ради выявления основной идеи пьесы нужна была его музыка» . В этих словах Станиславского, по существу, определена многогранная роль композитора в драматическом театре.

Выбор композитора - ответственнейший для режиссера момент в работе над пьесой, от удачного или неудачного выбора во многом зависит успех будущего спектакля.

Свет

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. С вет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в современных постановках свет является почти единственным средством оформления. Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Представления , оформленные объемными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления. При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения. Сценические осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким углом рассеяния света. В зависимости от расположения осветительное оборудование сцены делится на следующие основные виды:

1) Аппаратура верхнего света, к которой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

2) Аппаратура горизонтального освещения, служащая для освещения театральных горизонтов.

3) Аппаратура бокового освещения, к которой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.

4) Аппаратура выносного освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в различных частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа.

5) Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов, устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля (в зависимости от требований).

6) Различные специальные осветительные и проекционные приборы. В театре часто применяются также разнообразные осветительные приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы, свечи, фонари, костры, факелы), изготовляемые по эскизам художника, оформляющего спектакль. В художественных целях (воспроизведение на сцене реальной природы и др.) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или пленочные. Цветовые изменения по ходу действия представления осуществляются:

а) путем постепенного перехода с осветительных приборов, имеющих одни цвета светофильтров, на приборы с др. цветами;

б) сложением цветов нескольких, одновременно действующих приборов;

в) сменой светофильтров в осветительных приборах.

Большое значение в оформлении театрализованого концерта имеет световая проекция. С ее помощью создаются различные динамичные проекционные эффекты (облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.) или статичные изображения, заменяющие живописные детали декорационного оформления (так называемые светопроекционные декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль света в представлении и обогащает его художественные возможности. Иногда применяется также и кинопроекция. Свет может быть полноценным художественным компонентом театрализованного концерта лишь при наличии гибкой системы централизованного управления им. С этой целью электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии, относящиеся к отдельным осветительным устройствам или аппаратам и отдельным цветам установленных светофильтров. На современной сцене бывает до 200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать, выключать и изменять световой поток, как в каждой отдельной линии, так и в любой комбинации их.

1. Понятие оборотных средств и их особенности.

2. Состав и структура оборотных средств.

3. Размещение оборотных средств.

4. Методы определения потребностей предприятия в оборотных средствах.

5. Источники формирования оборотных средств.

6. Показатели состояния оборотных средств.

7. Показатели эффективности оборотных средств.

8. Пути улучшения использования оборотных средств.

Оборотные средства представляют собой денежные ресурсы, которые вложены в оборотные производственные фонды и фонда обращения, в целях обеспечения бесперебойного производства и реализации изготовленной продукции.

Оборотные средства относятся к активам предприятия. Состав оборотных средств представлен на рис.6.1.


Рис. 6.1. Состав оборотных средств

Оборотные средства классифицируются по трем категориям:

1. в зависимости от участия их в кругообороте средств;

2. от методов планирования, принципов организации и регулирования;

3. от источников формирования.

В зависимости от участия их в кругообороте средств ,

- оборотные средства, авансированные в оборотные производственные фонды;

- оборотные средства, авансированные в фонды обращения.

В зависимости от методов планирования оборотные средства подразделяются на:

- нормированные;

- ненормированные.

К нормированным относятся оборотные средства в производственных запасах, незавершенном производстве, расходах будущих периодов, в остатках готовой продукции на складе.

К ненормируемым оборотным средствам относятся готовая продукция в отгрузке и денежные средства.

В зависимости от источников формирования оборотные средства подразделяются на:

- собственные и приравненные к собственным;

- заемные;

- прочие .

Система организации оборотных средств на предприятиях строится на следующих принципах:

1. оперативная самостоятельность в использовании оборотных средств;

2. определение плановой потребности и размещение оборотных средств;

3. корректирование нормативов с учетом условий хозяйствования, объемов производства, цен, поставщиков и потребителей, форм расчетов;

4. рациональная система финансирования оборотных средств;

5. контроль за рациональным размещением и использованием оборотных средств.


Определение потребности в оборотных средствах осуществляется через их нормирование.

Норматив оборотных средств представляет собой минимальный плановый запас товарно-материальных ценностей, необходимой для нормальной работы предприятия. Нормированию подлежат:

а) производственные запасы;

б) незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства;

в) расходы будущих периодов;

г) готовая продукция на складе.

Совокупный норматив оборотных средств определяется: Нос = Нпз+ Ннп + Нрбп + Нгп (6.1)

Методика определения норматива оборотных средств по элементам представлена в таблице 6.1.

Таблица 6.1.

Расчет норматива оборотных средств

Вид оборотных средств Данные для расчета нормативов Формула расчета нормативов
Относительный показатель, по которому исчисляется норматив Показатель норматива оборотных средств
Производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара, топливо, запасные части для ремонтов, мало-ценные и быстроизнашивающиеся предметы, специальные инструменты и оснастка Суточный расход производственных запасов (Рсут.) Дни запасов (Дзап.) Норматив производственных запасов (Нп.з.): Нп.з = Рсут.+ + Дзап
Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства 1. Суточный выпуск продукции по производственной себестоимости (Sсут) 2. Коэффициент готовности продукции(коэффициент нарастания затрат) Кгот Длительность производственного цикла (Тц) Нормативы незавершенного производства (Ннп): Ннп = Sсут * *Тц *Кгот
Расходы будущих периодов 1. Средства, вложенные в расходы будущих периодов на начало года (РБПнач) 2. Расходы, предусмотренные в планируемом году (РБПпл) 3. Расходы, включаемые в себестоимость продукции планируемого года (РБПсеб) Норматив рас-ходов будущих периодов (Нрбп): Нрбп= РБПнач+ +РБПпл-РБПсеб
Готовая продукция Норматив оборотных средств по предприятию в целом Суточный выпуск продукции по производственной себестоимости (Sсут) Дни запасов (хранение на складе и оформление документации по отгрузке (Дхр) Норматив готовой продукции (Нгп): Нгп = Sсут*Дхр Нос=Нпз+Ннп+ +Нрбп+Нгп

При определении суточной потребности в производственных запасах исходят из годовой (квартальной) потребности сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, запасных частей для ремонтов, топлива и т.д., для выполнения производственной программы.

Суточная потребность (расход) в определенных видах производственных запасов рассчитывается:

Рсут = Р/Д; (6.2.)

где Р – расход соответствующего вида производственных запасов (годовой, квартальный) по смете затрат на производство;

Д – длительность планового периода в днях (год – 360 дней, квартал – 90 дней).

Норма запаса производственных запасов в днях определяется:

Дзап = Дтек + Дстр + Дподг + Дтр; (6.3.)

Где Дтек – текущий запас, дн.

Дстр – страховой запас, дн.

Дподг – подготовительный запас, дн.

Дтр - транспортный запас, дн.

Текущий запас принимается в размере 50% от продолжительности интервала между поставками. Страховой запас определяется в размере 30-50% текущего запаса. Подготовительный запас определяется конкретными условиями. Транспортный запас определяется разницей в днях между длительностью грузопробега и документооборота.

Определение потребности в оборотных средствах определяется двумя методами:

1. метод прямого расчета;

2. экономический метод.

Как правило, минимальная потребность в оборотных средствах покрывается за счет собственных средств: уставного фонда, фонда специального назначения, целевого финансирования и целевых отчислений (из бюджетных, отраслевых, внебюджетных фондов), устойчивых пассивов и других источников.

При определении источников финансирования оборотных средств рассчитываются устойчивые пассивы по заработной плате работникам, отчисления на социальные мероприятия, авансовые платежи.

Минимальная задолженность отчислений на социальные мероприятия определяется в установленных процентах от суммы устойчивых пассивов на заработную плату.

Минимальная задолженность по резерву предстоящих платежей, авансовым платежам устанавливается на основе анализа отчетных данных.

Последовательность покрытия прироста оборотных средств:

Прирост устойчивых пассивов;

Прибыль;

Другие источники.

Состояние оборотных средств характеризуется наличием на определенную дату собственных оборотных средств.

Наличие собственных оборотных средств определяется:

ОбСоб = I П + II П – IА, (6.4.)

где I П, II П – 1-й и 2-й разделы пассива,

IА – первый раздел актива.

При сравнении фактического наличия собственных оборотных средств, может оказаться их излишек или недостаток. Излишек собственных оборотных средств может возникнуть вследствие перевыполнения плана по прибыли, не полностью внесенных средств в бюджет, безоплатного поступления товарно-материальных ценностей и т.д.

Недостаток собственных оборотных средств, когда фактическое наличие их меньше норматива.

Для характеристики эффективности использования оборотных средств используются различные показатели:

1. время оборачиваемости (скорость оборота);

2. коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

3. коэффициент закрепления оборотных средств;

4. коэффициент эффективности оборотных средств

5. высвобождение оборотных средств.

Важнейшим показателем эффективности оборотных средств является скорость оборачиваемости или время оборачиваемости.

Время оборачиваемости определяется:

Оос= ОС.н.ср*Д/РП (6.5.)

где, Оос – время оборачиваемости;

ОС.н.ср. – средние остатки нормированных оборотных средств;

Д – время периода;

РП – объем реализации продукции.

или Оос=Д/Коб (6.6.)

где, Коб – коэффициент оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости определяется:

Коб=РП/ ОС.н.ср (6.7.)

Коэффициент закрепления (загрузки) оборотных средств определяется:

Кзак= ОС.н.ср/РП (6.8.)

Кзак=1/Коб (6.9.)

Коэффициент эффективности оборотных средств определяется:

Кэф= Пр.реал/ ОС.н.ср (6.10.)

где, Пр.реал. – прибыль от реализации продукции.

В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит их высвобождения, которое может быть как абсолютным так и относительным.

Абсолютное высвобождение определяется как разность планируемых средних остатков оборотных средств и фактических остатков за данный период:

DОсабс = Оспл.ср. – Осф. (6.11.)

или DОсабс = РПсут (Воб.пл. – Воб-ф), (6.12)

где РПсут – суточный объем реализации.

Относительное высвобождение оборотных средств определяется с учетом выполнения задания по реализации продукции:

DОсотн = Оспл * РПф - ОСф (6.13.)

где, РПпл, РПф – объемы реализации плановые и фактические.

На практике используются показатели эффективности использования материальных ресурсов:

- материалоемкость:

- материалоотдача;

Функционирование оборотных средств на предприятии начинается с момента их формирования и использования.

В зависимости от размещения, условий организации производства и реализации продукции, оборотные средства имеют разный уровень ликвидности и риски использования.

Степень ликвидности оценивается следующими основными показателями:

- коэффициент обеспечения оборотных средств собственными средствами;

- коэффициент покрытия;

- коэффициент абсолютной ликвидности.

Собственные оборотные средства определяются:

Оссоб = I П – IА, или (6.14)

Оссоб = I П + II П – IА. (6.15.)

Где I П – первый раздел пассива баланса «собственные и приравненные к ним средства;

IА – первый раздел актива баланса «основные средства и необоротные активы»

II П – долгосрочные пассивы;

Коэффициент покрытия баланса определяется

Кпокр=ОС/ Ок.с. (6.16.)

Где ОС – сумма оборотных средств (текущих активов предприятия)

Ок.с. – сумма обязательств предприятия, краткосрочных

К обязательствам краткосрочным относятся: кредиты, займы краткосрочные, кредиторская задолженность, просроченные долги.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется:

Кл.абс.=(ДС+ Вл.к.с.)/ Ок.с. (6.17)

Где ДС – денежные средства;

Вл.к.с. – вложения краткосрочные.

Вопросы для контроля.

1. Из каких элементов состоят оборотные средства предприятия?

2. В чем состоят отличительные особенности оборотных средств от основных?

3. Какие фонды входят в состав оборотных средств?

4. Для чего производится нормирование оборотных средств?

5. Что такое норматив оборотных средств?

6. В чем отличие норматива от норм расхода оборотных средств?

7. Какие элементы оборотных средств подлежат нормированию?

8. Что понимается под структурой оборотных средств?

9. Как устанавливается норматив оборотных средств в производственные запасы?

10. Как определяется норматив оборотных средств в готовую продукцию на складе?

11. Как исчисляется норматив оборотных средств в незавершенное производство?

12. Какие показатели оценивают состояние оборотных средств на предприятии?

13. Какие показатели оценивают эффективность использования оборотных средств?

14. Как влияет размещение оборотных средств на предприятии на его финансовое состояние?

Основные специфические средства воспитания быстроты как способности, «ответственной» за скоростные характеристики движений, получили название «скоростные упражнения», или, точнее, «собственно-скоростные упражнения». Важнейший отличительный признак их - выполнение движений с максимальной (индивидуально наивысшей) или близкой к ней скоростью.

Далеко не все упражнения, выполняемые с предельно возможной скоростью движений, правомерно считать собственно-скоростными (как это допускается подчас в литературе и практике). Если кто-либо, например, пробегает среднюю или длинную дистанцию с наивысшей для себя скоростью или поднимает без промедлений штангу предельно посильного веса, эти упражнения, конечно, нельзя причислить к собственно-скоростным. К ним правомерно относить лишь упражнения, выполняемые с достаточно высокой реализацией индивидуальных скоростных возможностей, что выражается в индивидуально максимальном уровне скорости.движений - наивысшем по сравнению со скоростью движений по всему ряду аналогичных действий - либо (как минимум) близком к данному уровню.

В целом для собственно-скоростных упражнений характерны:

Установка на полную реализацию в действии индивидуальных скоростных возможностей;

Относительная кратковременность действия (или комплекса действий), составляющего содержание упражнения: его продолжительность в принципе должна быть не больше той, при которой возможно поддерживать максимальную скорость движений (упражнение перестает быть скоростным, как только скорость по мере его продолжения начинает существенно падать под влиянием возникающего утомления). Даже у высокотренированных спортсменов она составляет, например, в спринтерских упражнениях не более 20-22 с;

Отсутствие или предельное лимитирование дополнительных отягощений (поскольку скорость движений и величина отягощений связаны обратно пропорционально);

Отсутствие неоправданных задержек и промедлений по ходу действия, что обеспечивается достаточно высокой степенью освоения его техники (если она находится лишь в начальных стадиях формирования, быстрота будет проявляться на заниженном уровне, в частности потому, что основное внимание вынужденно концентрируется не на скорости, а на способе выполнения действия).

Упражнения, не обладающие указанными признаками, не могу служить специфическими средствами воспитания быстроты .

Это не означает, однако, что с этой целью есть смысл использовать лишь собственно-скоростные упражнения . В дополнение к ним применяют скоростно-силовые упражнения , силовые упражнения и другие упражнения, создающие предпосылки для увеличения скорости движений, поскольку, во-первых, развитие быстроты так или иначе связано с развитием всего комплекса основных двигательных способностей; во-вторых, в реальных формах жизненно важных двигательных действий быстрота проявляется не в чистом виде, а в скорости движений, значительно различающихся по длительности и величине отягощений.

Практически в процессе общей физической подготовки в качестве средств воспитания быстроты широко используют спринтерские упражнения, прыжки и метания снарядов относительно небольшого веса (малого мяча, гранаты и т. п.), элементарные подвижные и спортивные игры с высокой скоростью движений, скоростные элементы единоборств.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с. - 2. Воспитание скоростных способностей . 2.2. Средства и определяющие черты методики. 2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений. - Особенности средств воспитания быстроты. - С. 223-224.

Согласно законодательству ЕАЭС, шифровальные (криптографические) средства (далее – ШКС ) – это “аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении ” .

Данное определение весьма абстрактно, в связи с чем отнесение или неотнесение конкретного товара к ШКС может вызывать существенные затруднения.

Список товаров, относящихся к ШКС

В Положении о ввозе (вывозе) ШКС приведен список функций (компонентов), которые должен содержать товар, чтобы он мог считаться ШКС:

  • средства имитозащиты
  • средства электронной цифровой подписи
  • средства кодирования
  • средства изготовления криптографических ключей
  • сами криптографические ключи
  • системы, оборудование и компоненты, разработанные или модифицированные для выполнения крипто-аналитических функций
  • системы, оборудование и компоненты, разработанные или модифицированные для применения криптографических методов генерации расширяющегося кода для систем с расширяющимся спектром, включая скачкообразную перестройку кодов для систем со скачкообразной перестройкой частоты
  • системы, оборудование и компоненты, разработанные или модифицированные для применения криптографических методов формирования каналов или засекречивающих кодов для модулированных по времени сверхширокополосных систем.

Однако, на практике нередко возникает ситуация, что таможенные органы, руководствуясь перечнем из раздела 2.19 (и даже только кодом ТН ВЭД из перечня), могут решить, что ввозимый продукт является шифровальным средством (и неважно, есть ли там шифрование на самом деле или нет). В этом случае импортеру придется получать разрешительные документы или доказывать таможне, что в товаре отсутствует шифрование.

Процедура импорта (экспорта) ШКС

В зависимости от таможенной процедуры для ввоза (вывоза) ШКС необходимо оформить различные виды документов:

12 категорий ШКС

На практике подавляющее большинство товаров с функцией шифрования ввозятся на основании нотификации.

Нотификация может зарегистрирована только на товары, относящиеся к одной или нескольким из 12 категорий шифровальных средств, технические и криптографические характеристики которых подлежат нотификации. Данный перечень приведен в Положении о нотификации .

Категория №1

1. Товары, содержащие в своем составе шифровальные (криптографические) средства, имеющие любую из следующих составляющих: 1) симметричный криптографический алгоритм, использующий криптографический ключ длиной, не превышающей 56 бит; 2) асимметричный криптографический алгоритм, основанный на любом из следующих методов: разложение на множители целых чисел, размер которых не превышает 512 бит; вычисление дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, размер которого не превышает 512 бит; дискретный логарифм в группе конечного поля, отличного от поля, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта, размер которого не превышает 112 бит.

ШКС данной категории выполняются различные криптографические функции, но определяющим фактором отнесения к данной категории является длина криптографического ключа. Указанные длины ключей существенно меньше рекомендованных минимальных значений для соответствующих групп алгоритмов. Использование таких коротких криптографических ключей делает возможным на современном оборудовании вскрытие зашифрованных сообщений методом полного перебора.

Симметричное шифрование в основном используется для обеспечения конфиденциальности данных, и основано на том, что отправитель и получатель информации используют один и тот же ключ как для зашифровки сообщений, так и для их расшифровки. Этот ключ должен храниться в тайне и передаваться способом, исключающим его перехват. Примеры симметричных алгоритмов шифрования: RC4 , DES , AES .

Из перечисленных алгоритмов только DES (считающийся устаревшим) безусловно попадает в категорию 1; также алгоритм RC4 иногда может использоваться с короткими ключами (например, в протоколе WEP технологии связи Wi-Fi: длина ключа 40 или 128 бит).

В асимметричных алгоритмах шифрования (или криптографии с открытым ключом) для зашифровывания информации используют один ключ (открытый), а для расшифровывания – другой (секретный). Данные алгоритмы широко используются для установления защищенных соединений по открытым каналам связи, для целей ЭЦП. Примеры алгоритмов: RSA , DSA , Протокол Диффи - Хеллмана , ГОСТ Р 34.10-2012 .

Указанные методы относятся к математической базе функционирования асимметричных алгоритмов:

  • разложение на множители целых чисел - алгоритм RSA
  • вычисление дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля - алгоритмы DSA, Диффи-Хеллмана, Эль-Гамаля
  • дискретный логарифм в группе конечного поля, отличного от поля, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта - алгоритмы на эллиптических кривых: ECDSA, ECDH, ГОСТ Р 34.10-2012.

Примеры нотифицируемых ШКС: теоретически любой товар может использовать устаревшие алгоритмы, либо короткие ключи в современных алгоритмах. На практике, однако, это имеет мало смысла, т.к. не обеспечивает достаточный уровень защиты. Одним из реальных примеров может быть Wi-Fi в режиме WEP с ключом длины 40 бит.

Категория №2

2. Товары, содержащие шифровальные (криптографические) средства, обладающие следующими ограниченными функциями: 1) аутентификация, включающая в себя все аспекты контроля доступа, где нет шифрования файлов или текстов, за исключением шифрования, которое непосредственно связано с защитой паролей, персональных идентификационных номеров или подобных данных для защиты от несанкционированного доступа;

Проверка подлинности пользователя в рамках данной категории предусматривает сравнение введённого им пароля или других аналогичных идентифицирующих данных с информацией, сохранённой в базе данных авторизованных пользователей, а сам процесс шифрования заключается в защите секретных данных пользователя от копирования и незаконного использования при их передаче от объекта аутентификации (пользователя) контролирующему устройству.

Примеры нотифицируемых ШКС: устройства систем контроля и управления доступом – считыватели паролей, устройства для хранения и формирования баз данных авторизованных пользователей, сетевые устройства аутентификации – шлюзы, роутеры, маршрутизаторы и т.д., устройства с защитой информации, хранящихся на них – жесткие диски с функцией парольного ограничения доступа.

2) электронная цифровая подпись (электронная подпись).

Процесс подписи реализуется путем криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и позволяет проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи (целостность), принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи (авторство), а в случае успешной проверки подтвердить факт подписания электронного документа (неотказуемость).

Примеры нотифицируемых ШКС: генераторы ЭЦП, программное обеспечение для сопровождения и реализации механизма применения ЭЦП, устройства хранения ключевой информации ЭЦП.

Категория №3

3. Шифровальные (криптографические) средства, являющиеся компонентами программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной пользователю.

Операционная система это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для управления ресурсами компьютера и организации взаимодействия с пользователем.

Примеры нотифицируемых ШКС: операционные системы и программные комплексы на их основе.

Категория №4

4. Персональные смарт-карты (интеллектуальные карты): 1) криптографические возможности которых ограничены их использованием в категориях товаров (продукции), указанных в пунктах 5 - 8 настоящего перечня; 2) для широкого общедоступного применения, криптографические возможности которых недоступны пользователю и которые в результате специальной разработки имеют ограниченные возможности защиты хранящейся на них персональной информации.

Смарт-карты это пластиковые карты со встроенной микросхемой. В большинстве случаев смарт-карты содержат микропроцессор и операционную систему, управляющую устройством и контролирующую доступ к объектам в его памяти.

Примеры нотифицируемых ШКС: SIM-карты доступа к услугам мобильных операторов, банковские карты, оснащенные чипом-микропроцессором, интеллектуальные карты идентификации ее владельца.

Категория №5

5. Приемная аппаратура для радиовещания, коммерческого телевидения или аналогичная коммерческая аппаратура для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, кроме случаев использования шифрования исключительно для управления видео- или аудиоканалами, отправки счетов или возврата связанной с программой информации провайдерам вещания.

Данная категория относится к товарам, предназначенных для предоставления пользователю доступа к платным кодированным цифровым спутниковым, эфирным и кабельным телеканалам и радиостанциям (радиоканалам) (примеры стандартов: DVB-CPCM , DVB-CSA).

Примеры нотифицируемых ШКС: TV-тюнеры, приемники телесигналов, спутниковые телеприемники.

Категория №6

6. Оборудование, криптографические возможности которого недоступны пользователю, специально разработанное и ограниченное для применения любым из следующих способов: 1) программное обеспечение исполнено в защищенном от копирования виде; 2) доступом к любому из следующего: защищенному от копирования содержимому, хранящемуся только на доступном для чтения электронном носителе информации; информации, хранящейся в зашифрованной форме на электронных носителях информации, которые предлагаются на продажу населению в идентичных наборах; 3) контроль копирования аудио- и видеоинформации, защищенной авторскими правами.

Примеры нотифицируемых ШКС: Игровые консоли, игры, программное обеспечение и т.п.

Категория №7

7. Шифровальное (криптографическое) оборудование, специально разработанное и ограниченное применением для банковских или финансовых операций.

Товары данной категории должны являться аппаратным устройством, т.е. иметь законченный вид банковского оборудования, применение которого не предполагает дополнительной сборки или доработки за исключением целей модернизации.

Примеры нотифицируемых ШКС: Банкоматы, платежные терминалы, пин-пады (банковские карты относят к категории №4).

Категория №8

8. Портативные или мобильные радиоэлектронные средства гражданского назначения (например, для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не способны к сквозному шифрованию (от абонента до абонента).

В данную категорию отнесены все устройства мобильной сотовой связи, работающие в стандартах GSM , GPRS , EDGE , UMTS , LTE , а также некоторые радиостанции. Главным требованием, предъявляемым к товарам данной категории в области выполняемого функционала – отсутствие способности к сквозному шифрованию , т.е. связь между абонентами должна осуществляться через устройство ретрансляции.

Примеры нотифицируемых ШКС: Мобильные устройства связи и устройства, имеющие в своем составе модули сотовой связи вышеуказанных стандартов, радиостанции.

Категория №9

9. Беспроводное радиоэлектронное оборудование, осуществляющее шифрование информации только в радиоканале с максимальной дальностью беспроводного действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в соответствии с техническими условиями производителя.

Сюда относится большинство устройств, которые иначе можно назвать как «радиоэлектронные средства малого радиуса действия» . Шифрование происходит при передаче/приеме информации по беспроводному радиоканалу в целях ее защиты от перехвата, проникновения несанкционированных пользователей в сеть связи. Как известно, такую защиту поддерживает большинство беспроводных стандартов передачи данных: Wi-Fi , Bluetooth , NFC , иногда RFID .

Примеры нотифицируемых ШКС: роутеры, точки доступа, модемы, устройства, содержащие в своем составе модули беспроводной радиосвязи ближнего радиуса действия, бесконтактные карты доступа/оплаты/идентификации.

Категория №10

10. Шифровальные (криптографические) средства, используемые для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи.

Данная категория описывает товары, которые являются сетевыми устройствами, выполняющие коммутационные и сервисные функции. Как правило большинство данных устройств поддерживают простые сетевые протоколы управления, позволяющие производить мониторинг состояния сети, ее производительность, а также направлять команды администратора сети в ее разные узлы.

Примеры нотифицируемых ШКС: Серверы, коммутаторы, сетевые платформы, шлюзы.

Категория №11

11. Товары, криптографическая функция которых заблокирована производителем.

Данная категория может быть представлена абсолютно разными типами устройств разных назначений и области применения. Решающим фактором отнесения таких товаров к категории №11 является наличие предустановленного программного или аппаратного обеспечения , которое производит целенаправленную блокировку выполняемых товаром криптографических функций.

Категория №12

12. Иные товары, которые содержат шифровальные (криптографические) средства, отличные от указанных в пунктах 1 - 11 настоящего перечня, и соответствуют следующим критериям: 1) общедоступны для продажи населению в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза без ограничений из имеющегося в наличии ассортимента в местах розничной продажи посредством любого из следующего: продажи за наличные; продажи путем заказа товаров по почте; электронных сделок; продажи по телефонным заказам; 2) шифровальные (криптографические) функциональные возможности которых не могут быть изменены пользователем простым способом; 3) разработаны для установки пользователем без дальнейшей существенной поддержки поставщиком; 4) техническая документация, подтверждающая, что товары соответствуют требованиям подпунктов 1 - 3 настоящего пункта, размещена изготовителем в свободном доступе и представляется при необходимости изготовителем (лицом, им уполномоченным) согласующему органу по его запросу.

Стоит отметить, что на практике ЦЛСЗ ФСБ России предъявляет повышенные требования к представлению материалов для регистрации нотификаций на товары данной категории. Так, все перечисленные критерии должны быть подтверждены (ссылками на сайт производителя с информацией на русском языке или документально).

Наиболее распространенные категории ШКС

В Едином реестре для каждой нотификации приводится перечень категорий, к которым отнесен товар. Данная информация закодирована в поле "Идентификатор" : поле представляет собой 12-значный код, при этом, если товар относится к категории с номером N из списка выше, то на позиции N в коде будет стоят цифра 1, в противном случае - 0.

Например, код 110000000110 говорит о том, что товар нотифицировался по категориям №№ 1, 2, 10 и 11.

Интересно посмотреть на статистику использования различных категорий.

Как видно из диаграммы, наиболее распространёнными и часто встречающимися криптографическими функциями в ШКС является шифрование данных в беспроводном радиоканале малого радиуса действия (Wi-Fi, Bluetooth) – 27% от общего числа зарегистрированных ШКС, что логично, учитывая объем производимых мобильных средств связи, персональных компьютеров и других технических устройств, оснащенных модулями, поддерживающими данные технологии связи.

Второе место занимают ШКС, поддерживающие функции аутентификации и осуществления контроля доступа к защищенной информации – 19,5% . Данная тенденция также легко объясняется повышенными стандартами и запросами потребителей к защите персональной информации как на физических носителях (жесткие диски, USB-флеш накопители, серверы и т.п.), так и на сетевых (облачные хранилища, сетевые банки данных и т.п.). Дополнительно стоит отметить, что подавляющее большинство ШКС, используемые в системах контроля и управления доступом (более известные как СКУД) также выполняют криптографический функционал, относящийся к категории № 2.

Поскольку работа в сети является неотъемлемой частью функционирования любой информационной системы, то аспекты администрирования данной сетью связи реализованы в сетевых устройствах управления. Безопасность же организуемого данными устройствами интерфейса управления реализована посредством применения механизмов шифрования технологических каналов связи, что является основание для категорирования такого рода ШКС по категории №10, являющейся третьей по распространенности – 16% .

Важно также отметить, что наименее распространенные функции ШКС распределяются по категориям №5 (0,28% ), №12 (0,29% ) и №7 (0,62% ). Товары реализующие данные криптографические функции являются редкими и при проведении регистрации в ЦЛСЗ документация на них подвергается более детальному анализу, т.к. «не поставлена на поток» и наборы используемых криптографических протоколов и алгоритмов могут быть уникальны в каждом отдельном случае. Именно поэтому товарам данных категорий необходимо уделить максимальное внимание при составлении необходимых документов, поскольку в противном случае риск отказа в регистрации нотификации крайне велик.

Примечания

Ссылки

  • Электронная подпись (ЭЦП), - Единый портал Электронной подписи, - http://www.techportal.ru/glossary/identifikatsiya.html
  • Криптографические методы защиты информации, - Сборник лекций по основам локальных сетей Национального открытого Университета, - http://www.intuit.ru/studies/courses/16655/1300/lecture/25505?page=2
  • Понятие операционной системы, - Материалы портала об операционных системах, - http://osys.ru/os/1/ponyatie_operatsionnoy_sistemy.shtml
  • Введение в SNMP, - Материалы по сетевой безопасности, - http://network.xsp.ru/6_1.php


 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS