Реклама

Главная - Изобретения 
Суда и корабли польской постройки. Корабли получат названия бывших польских городов

Александр ВАНИН

К синдрому утраченной державности нужно относиться с пониманием. Однако эта вполне простительная слабость наших ближайших западных соседей временами перерастает в болезненную манию, что не может не вызывать беспокойства.

Вот свежий пример. Бюро национальной безопасности Польши 10 февраля 2017 г. представило стратегическую концепцию морской безопасности страны. Документ этот достаточно «сырой», то есть в нем трудно обнаружить более-менее четкие параметры строительства будущего польского флота. Есть только одна константа – угроза, исходящая, якобы, от России. Дескать, Москва осуществляет в Балтийском море и на его берегах «милитаризацию, связанную прежде всего с развитием российского военного потенциала, в частности, с возможностью сдерживания и недопущения доступа в Калининградскую область, что приводит к росту значимости вооруженных сил как инструмента, используемого в международных отношениях в регионе». Еще одна российская, точнее антироссийская страшилка – «монополистическая позиция России в сфере поставок энергосырья, слишком сильная зависимость некоторых государств от импорта из РФ, а также от российской транспортной инфраструктуры».

Другими словами, если Россия поставляет свои нефть и газ на внешние рынки, а также вывозит другие товары, пользующиеся спросом за рубежом, дает возможность пользоваться своими коммуникациями для транзита грузов зарубежных государств, – это плохо. А если Россия укрепляет свою обороноспособность в Калининградской области, вокруг которой Североатлантический блок организует военные игрища с имитацией вторжения в этот отрезанный от остальной территории страны анклав, – это вообще из рук вон.

Составители концепции рекомендуют создать в Польше военно-морские силы «средней численности», например, близкие по составу к норвежским ВМС (23 боевые единицы). Этот «средний» флот должен иметь возможность действовать не только в Балтийском море, но и вдали от территориальных вод в сотрудничестве с «большими флотами». Под «большими флотами», очевидно, подразумеваются ВМС США, поскольку иных «больших» в Североатлантическом альянсе сегодня не наблюдается. Даже некогда великий британский Royal Navy нынче превратился в весьма скромное объединение из 48 вымпелов. Разумеется, суммарно военно-морские силы НАТО – весьма мощные, но они недостаточно сбалансированы и далеко не всегда способны отвечать на вызовы времени.

В стратегической концепции отмечается, что польский флот должен быть современным при одновременном сокращении числа кораблей, не «отвечающих нужному боевому уровню». Что под этим конкретно подразумевается, трудно сказать. Поэтому, дабы разобраться, посмотрим, что представляют собой Военно-морские силы Польши – Marynarka Wojenna, как именуются они, сегодня.

В составе ВМС – два фрегата типа Oliver H. Perry, списанные американским флотом и переданные польскому после вступления страны в НАТО. Их боеспособность изначально подвергалась сомнению. Еще более десяти лет назад на выставке Balt-Military-Expo, которая проводится в Гданьске, доводилось слышать от польских офицеров, что эти корабли для поддержания технической готовности нуждаются в постоянных ремонтах, поскольку на них все время что-то ломается, а это часто затруднительно, особенно в условиях плавания. По их мнению, бывшие американские фрегаты вообще нужны Marynarka Wojenna как рыбе зонтик, поскольку в условиях Балтики представляют собой легко обнаруживаемые цели, а, следовательно, в случае боевых действий неизбежно будут потоплены противокорабельными ракетами противника.

Из относительно крупных надводных кораблей польский флот располагает также корветом Kaszub проекта 620 полным водоизмещением 1183 т национальной постройки. Он вошел в строй в 1987 году. Корвет проектировался при участии Зеленодольского ПКБ и является польским аналогом советских малых противолодочных кораблей проекта 1124. Его вооружение преимущественно состоит из советских образцов: 76-мм универсальной артиллерийской установки АК-176, двух двухтрубных 533-мм противолодочных торпедных аппаратов и двух РБУ-6000, ПЗРК «Стрела». Польского «происхождения» – только три спаренные 23-мм зенитные артиллерийские установки Wrobel, впрочем, сделанные на основе советской ЗУ-23-2 50-х годов прошлого века. Недавно на корабле установили для испытаний новый польский 35-мм автомат Tryton. Kaszub, конечно, может еще послужить, но его вооружение и радиоэлектронное оснащение не соответствуют стандартам НАТО.

По списку в польском флоте числятся пять подводных лодок: ДЭПЛ Orzeі проекта 877Э «Варшавянка», которая вступила в строй в 1986 г., и четыре бывшие норвежские субмарины типа Kobben водоизмещением 485 т, построенные еще в середине 60-х годов прошлого века западногерманской верфью Nordseewerke по проекту 207. Эти подлодки устарели, особенно типа Kobben, чей возраст достиг уже пятидесяти лет. Поэтому они фактически списаны. Orzeі останется в строю до 2022 г. – преимущественно для тренировки противолодочных сил НАТО, поскольку характеристики субмарины, как нетрудно догадаться, близки к тем, что имеются у ДЭПЛ российского флота.

Ударный корвет Grom проекта 660.

У Marynarka Wojenna имеются пять средних десантных кораблей проекта 767 (тип Lublin) полным водоизмещением 1750 т, построенных на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Они способны транспортировать девять плавающих транспортеров и до 135 морских пехотинцев. Эти СДК активно используются на учениях НАТО и могут ставить мины.

Польский флот располагает почти двумя десятками базовых тральщиков, спроектированных и построенных еще в социалистические времена. Их вооружение и оснащение морально и физически устарели.

Самыми боеспособными единицами Marynarka Wojenna следует признать три ракетных катера проекта 660 (тип Orkan), которые в Польше и в НАТО классифицируются как корветы. Они создавались в ГДР при активном участии специалистов ЦМКБ «Алмаз» как проект 151 (Balcom 10 – по классификации НАТО). Их полное водоизмещение – 369 т, длина – 48,9 м, максимальная скорость хода – 36 узлов, дальность плавания – 1620 миль. РКА предполагалось вооружить КРК «Уран», 76-мм артиллерийской установкой АК-176, шестиствольным 30-мм автоматом АК-630 и двумя ПЗРК «Стрела-2М». К моменту крушения ГДР на Peenewerft в Вольгасте в разных стадиях готовности находилось 10 корпусов РКА проекта 151, на которые «ураны» еще не были поставлены. Власти ФРГ после снятия вооружения и переоборудования два катера передали германской Береговой охране, а три корпуса продали Польше, где их достроили по проекту 660 и назвали Orkan, Piorun и Grom. Остальные РКА, находившиеся в невысокой степени готовности, разобрали.

Пусковые установки ракет RBS-15 Mk3 на корвете Piorun проекта 660.

В 2006 г. при участии французского концерна Thales и шведской компании Saab началась модернизация трех польских корветов проекта 660, которая из-за проблем с финансированием продолжалась почти десять лет. В результате это трио получило современные системы боевого управления, РЛС Sea Giraffe 3-D и по восемь ракет RBS-15 Mk3. Ими можно поражать не только морские, но и береговые цели на дальности более 200 км. То есть эти корабли представляют серьезную угрозу кораблям Балтийского флота и объектам в Калининградской области.

Еще один элемент беспокойства – береговые ракетные комплексы NSM (Naval Strike Missile – «Морская ударная ракета») производства норвежской компании Kongsberg Defence & Aerospace. С 2013 г. эти БРК развертываются на побережье Балтийского моря, примыкающему к Калининграду. Малозаметные ракеты NSM со 125-килограммовой боевой частью и дальностью стрельбы до 185 км тоже предназначены для поражения надводных и береговых целей.

После того как ВМС Польши обзавелись корветами типа Orkan с ПКР RBS-15 Mk3 и развернули БРК с ракетами NSM, вызывают удивление истерики Варшавы по поводу переброшенных в Калининградскую область Россией в качестве ответной меры ЗРС С-400 «Триумф», оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», БРК «Бастион» со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс», способными стрелять по береговым объектам, а на Балтику – малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» с многофункциональными «калибрами».

Пусковая установка БРК NSM на огневой позиции.

Следует заметить, что со времени роспуска Варшавского договора, то есть за более чем четверть века, Marynarka Wojenna не пополнились ни одним новым боевым кораблем, если не считать за таковой многоцелевое судно логистической поддержки Kontradmiral Xawery Czernicki полным водоизмещением 2390 т и 14-узловой скоростью хода. Оно перестроено из судна размагничивания проекта 130, сборка которого велась в Гданьске по заказу ВМФ СССР, а после распада Советского Союза была заморожена. Это вспомогательное судно, предназначенное для транспортировки различных грузов в контейнерах, перевозки 140 военнослужащих, которые, благодаря наличию вертолетной площадки, могут перебрасываться на берег вертолетами. Kontradmiral Xawery Czernicki принимал участие в антипиратских миссиях в районе Африканского Рога, то есть использовался в качестве экспедиционного корабля. Наличие спаренной 23-мм артиллерийской установки Wrobel обеспечивало вполне надежную защиту от нападений флибустьеров Аравийского моря. Однако боевым кораблем его считать нельзя.

Впрочем, попытки укрепить польские ВМС предпринимались. На верфи Stocznia Marynarki Wojennej в Гдыне 28 ноября 2001 г. заложили корвет Slazak – головной проекта 621 Gawron II в серии из семи единиц. За его прототип был взят немецкий проект MEKO А-100. При полном водоизмещении 2050 т, длине 90,1 м, максимальной скорости хода в 29,5 узла он должен был нести две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет Saab RBS-15 Mk3, ЗРК ESSM или Mica, 76-мм артиллерийскую установку OTO Melara, торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами MU90 Impact, вертолетом Kaman SH-2G Super Seasprite с размещением в ангаре. То есть Slazak в полной мере отвечал современным требованиям, предъявляемым к кораблям класса «корвет».

Однако дело не заладилось. Польские кораблестроители за десять лет фактического простоя, минувшие после «освобождения от ига социализма», утратили квалификацию. А ведь они прежде строили быстро и качественно. Достаточно напомнить, что большие десантные корабли проекта 775, осуществляющие львиную долю перевозок на так называемой линии «сирийских экспрессов», снабжающих ВКС России в САР боеприпасами и другими средствами материально-технического снабжения, построены в Польше. Оттуда же родом значительная часть вспомогательных судов российского ВМФ. Но теперь все изменилось.

Стоимость сборки Slazak росла, а дело продвигалось медленно и конца ему видно не было. Наконец, в феврале 2012 г., когда цена корвета взяла планку в 1,5 млрд. злотых (360 млн. евро), тогдашний премьер-министр страны Дональд Туск, ныне занимающий пост председателя Европейского совета, закрыл программу Gawron II. Однако некоторое время спустя Slazak, в который уже были вложены большие деньги, решили все-таки достроить, но уже в качестве патрульного корабля. Серьезным образом поменялся состав его вооружения. Теперь бывший корвет оснастят 76-мм пушкой Oto Melara, четырьмя ПЗРК Grom, 30- или 35-мм автоматом и четырьмя 12,7-мм пулеметами. Вертолетная площадка останется, а вот ангара для винтокрылой машины не будет.

Но и этот упрощенный вариант достраивается крайне долго. В этом году планируется начать заводские ходовые испытания Slazak, а к началу 2018 г. передать корабль флоту.

Тогда же, когда Дональд Туск прекратил финансирование программы Gawron II, был оглашен план полного обновления ВМС Польши до 2030 года. Предполагалось ежегодный объем закупок на нужды Marynarka Wojenna удерживать на уровне 900 млн. злотых (216 млн. евро), что позволило бы «обеспечить качественный скачок с ограниченными финансовыми ресурсами». План предусматривал строительство трех подводных лодок, которые были отнесены к категории «стратегически важных», трех кораблей «обороны побережья» – легких корветов водоизмещением по 1000 т каждый, трех базовых тральщиков-искателей мин типа Kormoran II, трех патрульных кораблей с противоминными возможностями, двух кораблей радиоэлектронной разведки, двух спасательных судов и семи судов обеспечения. Предполагалась также закупка шести новых противолодочных и шести поисково-спасательных вертолетов, шести беспилотных летательных аппаратов (трех корабельного и трех берегового базирования), десяти дистанционно управляемых противоминных комплексов для оснащения тральщиков, а также двух комплексов ЗРК для обеспечения ПВО главной базы флота.

С тех пор минуло четыре года, но кроме головного тральщика-искателя мин Kormoran ничего не построено, да и тот пока не завершил испытания. Его полное водоизмещение – 850 т, длина – 58,5 м, ширина – 10,3 м, осадка – 2,7 м, максимальная скорость хода – 15 узлов, дальность плавания – 2500 миль. Экипаж состоит из 45 человек, еще 7 – морские пехотинцы или боевые пловцы. Главное вооружение корабля – противоминные аппараты Double Eagle шведской фирмы Saab, а также контактные и неконтактные тралы. Артиллерия представлена спаренной 23-мм зенитной установкой Wrobel, которую в перспективе предполагается заменить на 35-мм автомат Tryton. Кроме того, имеются четыре ПЗРК Grom и четыре 12,7-мм пулемета. На строительство всех трех тральщиков предполагается затратить 1,2 млрд. злотых ($332 млн.). Но когда это случится, точно никто сказать не может. По-прежнему деньги на военно-морское строительство выделяются крайне неохотно, хотя правящая сейчас в стране националистическая партия «Право и справедливость» заявила о намерении восстановить былое величие судостроительной промышленности Польши.

Не могли в «Праве и справедливости» равнодушно смотреть и на кораблестроительную программу ненавистного ей Дональда Туска, бывшего лидера партии «Гражданская платформа», которая находится в оппозиции нынешним властям. Это – тоже одна из причин появления новой стратегической концепции морской безопасности страны. «Предлагаемая модель флота требует в том числе получения многоцелевых фрегатов, способных обеспечить противовоздушную оборону, изменения структуры и активизации флота в союзнических операциях, – говориться в документе. – Только так Польша, дескать, способна нейтрализовать потенциальные угрозы, исходящие в том числе от России, а также продемонстрировать союзническую солидарность».

О том, как судостроительная промышленность Польши справилась со строительством корветов, мы знаем. Вряд ли дело пойдет бойчее с большими по водоизмещению фрегатами. Скорее наоборот. Да и денег в бюджете страны на них не хватит, даже если их придется заказывать за рубежом, что для националистов из «Права и справедливости» принципиально не допустимо.

Авторы концепции объясняют свое пристрастие к фрегатам так: «В условиях конфликта в связи с невыгодными для нее географическими условиями на Балтике Российская Федерация попытается использовать прежде всего возможности нападения с воздуха для воздействия на страны НАТО, а также Швецию и Финляндию – без необходимости использования в первую очередь сил ВМФ и проведения десантной операции». А по сему фрегаты с более широкими возможностями ПВО/ПРО более подходят для Marynarka Wojenna. Но польский флот должен вести не только оборонительные, но и активные наступательные действия в акваториях, прилегающих к российским портам, которые находятся в северо-восточной части Балтики, то есть в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. «В случае сотрудничества с силами НАТО, или по крайней мере с финскими и шведскими, – указывается в концепции, – эти выходы могут быть легко перекрыты ВМС Республики Польши в содействии с воздушными силами, способными уничтожать корабли». Войну на море против России требуется интенсивно вести в четырех сферах: на водной поверхности, под водой, в воздухе и в киберпространстве. Поэтому «Польша должна получить морские платформы, которые наилучшим образом подходят для совместных действий флота с ВВС», то есть фрегаты.

Вот так – говорили о взаимодействии со странами НАТО, а завернули в сторону Швеции и Финляндии, в Североатлантический альянс не входящими. Начали с мешающей жить Варшаве Калининградской области, а закончили штурмом северной столицы России. Вот до чего доводит мания утраты великой державности. Следует напомнить только, что две мировые войны прокатились по Польше кровавым колесом. В случае развязывания третьей от этой страны не останется камня на камне.

1.4.1. Польская кампания – война на море (польский флот)

Корабельный состав польского флота в августе 1939 г

К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды.

ЭСМИНЦЫ И МИНОНОСЦЫ

Эсминцы типа "Wicher" - 2 единицы

"Burza" (CNF, 1.11.1927/16.4.1929/7.1932 - слом в 1977),
"Wicher" (CNF, 19.2.1927/8.8.1928/7.1930 - погиб 3.9.1939)
1540/1920 т; 100,9/107,2x10,2x3,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 п.с., 33 уз., 330 т нефти, 3000 (15) миль. Эк. 155 чел. 4x1- 130-мм/40, 2x1 - 40-мм/40, 4 пул., 2 х 3 - 550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ.
Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой "малой программе" 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции - главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на выборе в качестве строителя верфи "Шантье Наваль Франсез" в Бланвилле, имевшей мало заказов и не обладавшей достаточным опытом строительства эсминцев - именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца передали заказчику с опозданием.
В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа "Bourrasque" французских ВМС. Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм "пом-помы" и установке оборудования для минных постановок.
Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Накануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. "Wicher" и "Burza" на модернизацию, в ходе которой планировалось стандартизировать вооружение с эсминцами типа "Grom" (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО.
На "Burza" в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. "Виккерс". В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение - вместо орудия ГК "А" смонтировали РБУ "Хеджехог"; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить "10-бомбовый залп". Орудие ГК "X" заменили на счетверенный 40-мм "пом-пом", а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные "пом-помы" - на 4 х 1 20-мм "эрликона" (впоследствии их число довели до шести: два - на крыльях мостика, два - по бокам третьей дымовой трубы и два - перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение "Burza" достигло 2430 т.
"Wicher" потоплен 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. "Burza" еще 30.8.1939 ушел в Англию в ходе операции "Пекин". 15.11.1944 г. выведен в резерв. В 1951 г. вернулся в Польшу. С 1960 по 1975 г. - корабль-музей.


фото эсминца "Wicher"

Эсминцы типа "Grom" - 2 единицы

"Blyskawica" (W, 9.11.1935/1.10.1936/11.1937 - с 1976 - корабль-музей),
"Grom" (W, 17.7.1935/20.7.1936/5.1937 - погиб 4.5.1940),
1975/2383 т; 109/114x11,3x3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК (+ 1 вспом. ПК), 54 000 л.с., 39 уз., 350 т нефти, 3000 - 3500(15) миль. Эк. 190 - 200 чел. 3 х 2 и 1 х 1 - 120-мм/60, 2 х 2 - 40-мм, 4 х 2 - 13,2-мм, 2x3 - 533-мм ТА, 44 мины, 2 БС (40 ГБ).
Строились в рамках 6-летней программы, принятой в 1936 г. (хотя сами эсминцы заказали раньше формального утверждения программы - 29.3.1935). Строились в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как в случае с первыми польскими эсминцами типа "Wicher").
Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные конструкторами верфи "Уайт", "Blyskawica" и "Grom" оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени, уступая лишь последним французским лидерам (объективно говоря, кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).
Артвооружение эсминцев было шведского производства фирмы "Бофорс" (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы "Гочкис"). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению - в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с "Blyskawica" и "Grom" по этому показателю.
Торпедное вооружение - английского производства, причем ТА имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток - плохо продуманная система блокировки взрывателей. По мнению англ, специалистов, именно это послужило причиной гибели "Grom".
Программой 1936 г. предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа. С целью развития отечественной промышленности их решено было строить в Гдыне. Заказ на "Huragan" и "Orkan" выдали 1.5.1939, но до начала войны успели подготовить лишь часть материалов, а до закладки дело не дошло.
После перехода кораблей в Англию в 1939 г. Польские эсминцы оказались под оперативным управлением Адмиралтейства. Остойчивость "Blyskawica" и "Grom" не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение "верхнего" веса - были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой ТА, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.
В декабре 1941 г. "Blyskawica" прошел основательное перевооружение - все 120-мм орудия шведского производства заменили на 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. В первую очередь, подобная замена объяснялась желанием англичан избавиться от "нестандартного" боеприпаса иностранного производства, который к тому же оказался на практике достаточно неудобным (унитарный выстрел весил почти 41 кг). Замена артиллерии ГК на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с корабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место ТА. Вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x1 20-мм "эрликона". Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ. В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.
"Blyskawica" и "Grom" 30.8.1939 ушли в Англию в ходе операции "Пекин". "Grom" потоплен герм, авиацией у побережья Норвегии 4.5.1940. В корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв ТА, после чего корабль переломился и затонул.
После войны "Blyskawica" вернулся в Польшу. С 1.5.1976 - корабль-музей (заменил в этом качестве "Burza").


фото эсминца "Grom"

Миноносец типа "Mazur" - 1 единица
(в 1939 г – учебно-артиллерийский корабль)

"Mazur" (V, 1914/26.8.1914/1.1915 -погиб 1.9.1939)
360/421 т; 62,6x6,2х2,5 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5500 л.с., 20 уз., 1400 (17) миль. Эк. 80 чел. 3x1 - 75-мм, 1x1 - 40-мм, 1х2 и 2х1 - 13,2-мм пул.
В 1921 г. Польша получила два миноносца бывшего немецкого флота V-105 и V-108. В свое время эти корабли были заказаны в Германии Голландией (серия из четырех единиц), но после начала Первой мировой войны их конфисковали и включили в состав кайзеровского флота. "Kasub" (б. V-108) погиб 20.7.1925 в результате взрыва котла. "Mazur" (б. V-105) в 1931 г. перестроили в учебно-артиллерийский корабль - с него сняли ТА, а число 75-мм орудий увеличили с двух до четырех. Полубак продлили до носовой надстройки. В 1935 г. на корабле ликвидировали одно котельное отделение (скорость хода в результате снизилась с 29 до 20 уз.), сняли кормовую дымовую трубу и перепланировали надстройку. Одно из 75-мм орудий заменили на 40-мм автомат "пом-пом".
"Mazur" потоплен германской авиацией 1.9.1939.

Кроме того, к сентябрю 1939 г. сохранялись фактически выведенные из состава флота бывшие герм. мм типа "А" (получены Польшей в 1921 г.) "Kujawiak" (б. А-68), "Podhalanin" (б. А-80) и "Slazak" (б. А-59). Боевой ценности они не имели и использовались в качестве плавсредств.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Подводные минные заградители типа "Wilk" - 3 единицы

"Zbik" (CNF, 1927/14.6.1930/2.1932 - 27.9.1939 интернирована в Швеции),
"Rys" (ACL, 28.5.1927/22.4.1929/8.1931 - 17.9.1939 интернирована в Швеции),
"Wilk" (N, 1927/12.4.1929/10.1931 - слом в 1954)
Надводное - 980 т, подводное -1248 т; 78,5x5,9x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 1800/1200 л.с., 14,5/9,5 уз., 139 т соляра, 7000 (10)/100(5) миль. Эк. 54 чел. 4 х 1 + 1 х 2 - 550-мм ТА (4 носовых и 1 сдвоенный поворотный, 10 торпед), 1 х 1 - 100/40-мм, 2 х 13,2-мм, 38 мин.
Строились по "малой программе" 1924 г. Заказаны 1.12.1926 во Франции и представляли собой увеличенный вариант французских лодок типа "Saphir". Отличались хорошей мореходностью, но были шумны, топливные цистерны в легком корпусе при малейшем повреждении пропускали воду, что вело к загрязнению соляра. Используемая система минной постановки Норман-Фюно была сложна и имела низкую надежность. Из шести ТА четыре размещались в прочном корпусе, еще два - вне прочного корпуса в кормовой поворотной установке.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения - 80 м. Автономность- 35 дней. Первоначально, помимо 100-мм орудия Шнейдера, имели на вооружении по одному 40-мм автомату "пом-пом". В 1935 г. последний заменили на спаренный 13,2-мм пулемет.
"Rys" и "Zbik" интернированы в Швеции 17 и 27.9.1939 соответственно. После войны в октябре 1945 г. вернулись в Польшу, сданы на слом в 1956 г.
"Wilk" с началом войны ушла в Англию, прибыла в Росайт 20.9.1939. Использовалась в учебных целях с сентября 1940 г. 2.5.1942 выведена в резерв. В 1951 г. вернулась в Польшу.

Подводные лодки типа "Orzel" - 2 единицы

"Orzel" (DS, 14. 8.1936/15.1.1938/2.1939 - погибла в мае - июне 1940),
"Sep" (RD, 11.1936/17.10.1938/4.1939 -интернирована 16.9.1939)
Надводное - 1100/1473 т, подводное - 1650 т; 84x6,7x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4740/ 1100 л.с., 19,4/9 уз., 123 т соляра, 7000(10)/100(5) миль. Эк. 60 чел. 8 х 1 и 2 х 2 - 550-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед), 1x1 - 105-мм/41, 1 х2 - 40-мм, 1x2 - 13,2-мм пул.
В начале 1930-х гг. в Польше развернулась кампания по сбору средств среди населения на постройку большой подводной лодки. К середине 1935 г. необходимая сумма была собрана, и в Голландии заказали ПЛ, получившую название "Orzel". Одновременно из бюджета выделили средства на постройку однотипной "Sеp". Отправной точкой в проектировании послужила голландская О-16. По сравнению с оригиналом, польские ПЛ были крупнее, быстроходнее и имели более мощное вооружение. Уже на их основе для голландского флота впоследствии построили ПЛ О-19.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения - 80 м. Автономность - 90 дней. При постройке широко использовалась сварка. Из 12 ТА восемь находились в прочном корпусе, еще четыре - вне прочного корпуса в двух поворотных спаренных установках перед и за рубкой. Интересной особенностью ПЛ этого типа стало то, что из 550-мм ТА можно было пускать как 550-мм, так и 533-мм торпеды.
"Orzel" с началом войны ушла в Англию (с заходом из-за неисправности в Таллин), прибыла в Росайт 14.10.1939. С 25.5.1940 пропала без вести в Северном море (по разным данным, либо погибла 25 мая на англ, мине, либо - приблизительно 8 июня - на герм. мине). "Sep" интернирована 17.9.1939 в Швеции. После войны в октябре 1945 г. вернулась в Польшу, сдана на слом в 1971 - 1972 гг.
В 1938 г. две ПЛ усовершенствованного типа "Orzel" (надводное - 1175 т, подводное - 1550 т; 86,9x8x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/ 1200 л.с., 20/9 уз., 3850(10) миль. Эк. 60 чел. 12 -550-мм ТА, 2x2 - 40-мм) были заказаны во Франции (верфи ACL и N), их основное отличие от прототипа заключалось в отказе от артиллерийского орудия в пользу второго зенитного автомата. Постройка началась в 1939 г., но уже 22.4.1939 заказ на постройку так и не получивших название лодок отменили. Недостроенные корпуса впоследствии были уничтожены на стапелях немцами.

МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ И ТРАЛЬЩИКИ

Минный заградитель типа "Gryf" - 1 единица

"Gryf" (N, 14.11.1934/29.11.1936/2.1938 - погиб 3.9.1939)
2227 т (стандартное); 103,2x13,1x3,6 м; 2 диз., 6000 л.с., 20 уз., 310 т соляра, 9500 (14) миль. Эк. 162 чел. 2 х 2 и 2 х 1 - 120-мм/50, 2x2 - 40-мм/60,4 х 2 - 13,2-мм пул., 600 мин.
Этот своеобразный корабль заказан польским правительством во Франции в 1934 г. Согласно техническому заданию, помимо своего основного назначения - минного заградителя, "Gryf должен был выполнять функции учебного корабля и президентской яхты. Желание разместить на нем как можно более сильное артиллерийское вооружение при одновременном ограничении водоизмещения (по финансовым соображениям) привело к тому, что на ЭУ удалось выделить слишком мало места, что предопределило тес­ноту МО.
Артвооружение - производства фирмы "Бофорс" (кроме 13,2-мм пулеметов).
Поврежден герм, авиацией 1.9.1939 и поставлен на ремонт в плавучий док. Потоплен герм, авиацией 3.9.1939 (вместе с плавучим доком) в ВМБ Хель.

Тральщики типа "Jaskolka" - 6 единиц

"Jaskolka" (WPM, 1934/11.9.1934/8.1935 -погиб 14.9.1939),
"Czajka" (PSM, 4.1934/10.4.1935/2.1936 - захвачен Германией в октябре 1939),
"Mewa" (SG, 1934/10.1.1935/10.1935 - погиб 3.9.1939),
"Rybitwa" (PSM, 5.1934/26.4.1935/12.1935 - погиб 3.9.1939),
"Czapla" (WPM, 1937/22.8.1938/8.1939 - погиб 14.9.1939),
"Zuraw" (WPM, 1937/ 22.8.1938/8.1939 - захвачен Германией в октябре 1939)

185/203т; 45x5,5x1,6 м; 2 диз., 1050 л.с., 18 уз. Эк. 30 чел. 1x1- 75-мм/35 ("Czapla" и "Zuraw" - 1x1 - 13,2-мм пул.), 2 пул., 20 мин.
Наиболее крупные военные корабли польского флота собственной постройки. Четыре из них заказаны в 1933 г. для замены бывших немецких тральщиков типа FM. Еще два тральщика ("Czapla" и "Zuraw") заказаны в соответствии с программой 1936 г.
"Jaskolka" и "Czapla" потоплены герм, авиацией 14.9.1939 в Ястрани. "Mewa" и "Rybitwa" потоплены 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. Подняты немцами в ноябре 1939 г. и переименованы в "Putzig" и "Rixhoft". В 1940 г. переклассифицированы во вспомогательные суда и переименованы в TFA-9 и TFA-8 соответственно. "Czajka" захвачен герм, войсками в Вестерплятте, вошел в состав Кригсмарине в качестве вспомогательного судна под названием TFA-11. В мае 1945 г. TFA-8, TFA-9, TFA-11 капитулировали в Киле и в 1946 г. возвращены Польше. "Zuraw" захвачен герм, войсками в октябре 1939 г. и под названием "Oxhoft" вошел в состав Кригсмарине. После войны возвращен Польше.

ДРУГИЕ БОЕВЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ

Канонерские лодки типа "General Haller" - 2 единицы

"General Haller" (CV, 1916/н.д./5.1921 -погиб6.9.1939),
"Komendant Pilsudski" (CV, 1916/Н.Д./1921 -затоплен 30.9.1939)
342/441 т; 50,1x6,8x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1150 л.с., 15 уз., 70 т угля, 700 (15) миль. Эк. 49 чел. 2 х 1 - 75-мм, 1x2 - 13,2-мм пул.
Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Водорез" (серия из 6 единиц), к началу революции находились в постройке, после которой захвачены финнами и включены в состав своего флота под названиями "Turunmaa" (б. "Водорез") и "Karjala" (б. "Лунь"). В 1921 г. куплены Польшей и переименованы в "General Haller" и "Komendant Pilsudski" соответственно.
Первоначально помимо 75-мм орудий несло еще 2x1 47-мм пушки, но перед Второй мировой войной последние заменены на 1x213,2-мм зенитный пулемет.
"General Haller" потоплен 6.9.1939 в ВМБ Хель герм, авиацией.
"Komendant Pilsudski" затоплен экипажем 30.9.1939 в ВМБ Хель. Поднят немцами и под названием "Heisternest" включен в состав Кригсмарине. В 1943 г. переименован в М-3109. 16.9.1943 потоплен в Нанте авиацией союзников.


Фото канонерки "Komendant Pilsudski"

Мониторы типа "Krakow" - 2 единицы

"Krakov" (Z, 1924/Н.Д./8.1926 - затоплен 21.9.1939),
"Wilno" (Z, 1924/ н.д.Л 0.1926 -затоплен 19.9.1939)
70/90 т; 35x6,1x0,4 м; 2 диз., 140 л.с., 7,3 уз. Бронирование 5 - 8 мм. Эк. 29 чел. 1 х 1 и 1 х 2 - 100-мм гаубицы, 1 или 2x2 - 13,2-мм зен. пул.
Заказаны 31.12.1923. Первые корабли, спроектированные и построенные в Польше. Первоначально вооружение состояло из двух 75-мм пушек в башне, вращающейся вокруг боевой рубки и 100-м гаубицы во второй башне гораздо меньших размеров. В 1932 г. перевооружены. "Wilno" затоплен экипажем 19.9.1939 около Особовиц.
"Krakov" затоплен экипажем 21.9.1939 на р. Пине. В том же месяце поднят советскими войсками и введен в строй РККФ 24.10.1939 под названием "Смоленск".

Мониторы типа "Warszawa" - 4 единицы

"Horodyszcze" (DW, 1920/1920/8.1920 - затоплен 18.9.1939),
"Pinsk" (DW, 1920/1920/10.1920 -затоплен 18.9.1939),
"Torun" (DW, 1920/1920/12.1920 - затоплен 18.9.1939),
"Warszawa" (DW, 1920/ 1920/8.1920 - затоплен 18.9.1939)
110/126 т; 34,5/34,7x5,1x0,8 м; 3 диз., 200 л.с., 8,6 уз. Бронирование 8 мм. Эк. 41 - 44 чел. 1 х 1 и 1 х 2 - 75-мм, 4 пул.
Речные мониторы. Первоначально вооружение состояло из 2 х 1 105-мм пушек. В 1930-х гг. перевооружены.
"Horodyszcze", "Pinsk", "Torun" и "Warszawa" затоплены экипажами 18.9.1939 на р. Припять. Подняты советскими войсками в сентябре - октябре 1939 г. и вошли в состав РККФ под названиями "Бобруйск", "Житомир", "Винница" и "Витебск" соответственно.

Прочие речные корабли
Помимо мониторов, в состав польских речных флотилий входили однотипные бронекатера "Zuchwala" и "Zawzieta" (построены в 1932 - 1933 гг., 32 т; 18,1x4,6x0,6 м; 1 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 17 чел. 1х1 100-мм гаубица, 1х1 37-мм, 2 пул. - затоплены экипажами 19.9.1939), близкий к ним по типу "Zaranda" (построен в 1933 - 1935 гг., 35,2 т; ; 18,1x4,6x0,5 м; 2 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 15 чел. 1x1 100-мм гаубица, 1x1 37-мм, 2 пул. - затоплен экипажем 19.9.1939) и 6 вооруженных колесных пароходов водо­измещением от 48 до 146 т и оснащенных 37 или 75-мм орудиями

21 октября 2017 года в Гданьске состоялась церемония передачи ВМС Алжира построенного польским судостроительно-судоремонтным предприятием Remontowa Shipbuilding SA большого парусно-моторного учебного корабля El Mellah (бортовой номер "938", название в переводе означает "Моряк").

Переданный ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah постройки польской верфи Remontowa Shipbuilding SA. Гданьск, 21.10.2017 (с) Przemysław Gurgurewicz / www.altair.com.pl

О реализации верфью Remontowa Shipbuilding контракта на постройку для ВМС Алжира большого парусно-моторного учебного корабля было объявлено на праздновании 70-летия предприятия 28 июня 2015 года. Корабль El Mellah был спущен на воду 7 ноября 2015 года и стал 1000-м кораблем и судном, спущенным на верфи Remontowa Shipbuilding за ее историю. До 2011 года это предприятие (ныне принадлежащее группе Grupa Remontowa) носило название Stocznia Północna и в свое время было известно постройкой для ВМФ СССР серий средних и больших десантных кораблей и вспомогательных судов.

Морские испытания El Mellah велись с ноября 2015 года. Корабль должен выйти в Алжир в ноябре 2017 года и станет учебным кораблем Военно-морской академии Алжира.

Проект учебного парусника для ВМС Алжира был разработан в 2012-2013 годах по отдельному контракту известным голландским судостроительным проектным бюро Dykstra Naval Architects в партнерстве с польским проектным бюро Choren Design & Consulting (проект В-103/1 по польской номенклатуре), при этом главным конструктором корабля был знаменитый польский проектировщик парусных судов Зигмунд Хорень. Разработчиком отделки корабля выступило бюро Midcon Designer Ltd. Первоначально предполагалось, что строительство корабля будет осуществляться судостроительным объединением Damen Shipyards Group (подобно спроектированному тем же бюро учебному паруснику Shabab Oman II для ВМС Омана). Однако в итоге контракт на постройку получила польская Remontowa Shipbuilding.

Учебный парусник El Mellah для Алжира является крупным кораблем водоизмещением 1820 тонн, оснащенным трехмачтовым фрегатским парусным вооружением общей площадью 3000 кв м. Длина корабля вместе с бушпритом составляет 110 м, ширина 14,5 м, высота верхней палубы над ватерлинией 8,6 м. Вместимость по экипажу и курсантам составляет 222 человека, включая 120 курсантов и 18 преподавателей. Предусмотрено, что треть курсантов могут быть женщинами.

Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях (с) Remontowa Shipbuilding SA




Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях в совместном плавании с польским учебным парусно-моторным кораблем Dar Mlodziezy, 21.08.2017 (с) Przemislaw Kozlowsky / www.am.gdynia.pl


Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях, 15.07.2017 (с) Piotr B. Stareńczak / www.portalmorski.pl

Ко второй половине 1960-х гг. находившиеся в боевом составе ВМФ СССР средние десантные корабли (СДК) польской постройки проектов 770, 771 и 773 уже перестали полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым военно-морским командованием к морским десантным силам, и не могли с достаточной степенью эффективности обеспечивать проведение советским флотом морских десантных операций – в том возросшем объеме, который уже требовался. Фактически, СДК указанных типов уже не могли обеспечивать транспортировку морем и высадку на необорудованное или оборудованное побережье роты морской пехоты в полном составе с личным оружием и средствами усиления, что требовалось, согласно тогдашней концепции проведения морских десантных операций ВМФ СССР. На повестке дня самым серьезнейшим образом встал вопрос о необходимости создания среднего десантного корабля нового типа, можно даже сказать нового для поколения того времени.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКУ ПОРУЧАЮТ СОЮЗНИКАМ

Учитывая возникший дисбаланс в корабельном составе морских десантных сил советского Военно-Морского флота, по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Сергея Горшкова в 1968 г. промышленности было выдано тактико-техническое задание на проектирование нового среднего десантного корабля, которому присвоили номер проекта 775.

Из-за чрезвычайно высокой загруженности отечественных конструкторских бюро, в том числе занятых БДК проекта 1174 () и десантными катерами и кораблями на воздушной подушке, а также по причине настоятельной необходимости упрочения военно-технического и экономического сотрудничества со странами – членами Организации варшавского договора (напомним, что с нашими союзниками по соцлагерю тогда существовала программа разделения отдельных программ с целью более равномерного промышленного и экономического развития всех стран), было принято принципиальное решение поручить выполнение проектных работ по СДК проекта 775 польским специалистам. Главным конструктором проекта был назначен польский инженер-кораблестроитель О.Высоцкий, главным наблюдающим от ВМФ СССР определен капитан 1 ранга Б.М. Моложожников (его впоследствии сменил гражданский специалист М.И.Рыбников), а старшим представителем заказчика в ПНР стал Л. В. Луговин.

Однако уже в процессе проектирования корабля командование ВМФ СССР приняло решение отказаться от самой концепции среднего десантного корабля – для транспортировки более тяжелой техники, появившейся на вооружении морской пехоты и для большего количества личного состава (до усиленного полубатальона морской пехоты включительно) требовались корабли большего водоизмещения. В результате было решено переклассифицировать десантные корабли проекта 775 из средних в большие десантные корабли второго ранга, с одновременным существенным увеличением водоизмещения.

Для серийной постройки БДК проекта 775 был выбран судостроительный завод «Stocznia Polnocna» (в переводе на русский «Северная верфь»; директор – инженер Б. Стандура), расположенный в городе Гданьск. Головной корабль, БДК-47 (строительный №1), был завершен постройкой в 1974 году. Первая серия строилась по проекту 775 и включала 12 кораблей, последний из которых был сдан заказчику в 1978 г. Следующим шагом была постройка второй серии кораблей – по несколько модифицированному проекту 775М (775.2), к которой относятся 16 кораблей – последний был сдан уже после распада Советского Союза, в 1992 году. На этих последних БДК были установлены новые РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, а начиная с третьего корабля серии – еще и другое артиллерийское вооружение, в составе одной 76-мм автоматической артустановки АК-176 и двух 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630 вместо ставившихся на корабли до того двух 57-мм артустановок АК-725 (ЗИФ-72), располагавшихся по одной в корме и в носовой частях корабля. Корабли вошли в боевой состав только ВМФ Советского Союза, однако впоследствии – в 1979 г. – один из БДК, входивший в состав группировки ВМФ СССР в Индийском океане (Индийской эскадры), был передан Йемену.

В системе классификации США/НАТО новые советские десантные корабли получили обозначение Ropucha («жаба»): Ropucha I class – для проекта 775 и Ropucha II class – для проекта 775М. В соответствии с планами военно-морского строительства, ВМФ СССР на смену большим десантным кораблям проекта 775/775М должен был получить новые БДК – проекта 778 (иногда также обозначается как «третья серия проекта 775»), разработка и серийная постройка которого были также поручены «польским товарищам». Главное отличие данных кораблей то, что они изначально были приспособлены для транспортировки новых советских основных боевых танков Т-80. Головной корабль нового типа, получивший имя «Контр-адмирал Грен», был заложен на стапеле польской судоверфи, но после распада Советского Союза наши «друзья» быстро избавились от наследия «советского режима»: в 1992-1993 гг. корабль был разрезан на металл. Кстати, в некоторых источниках также утверждается, что на судоверфи в Гданьске было заложено два корабля.

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Большие десантные корабли проекта 775/775М являются последним представителем советской эпохи кораблей данного класса и предназначены для транспортирования морем и высадки на необорудованное или оборудованное побережье с небольшим уклоном дна сил морского десанта (при оказании высаживающемуся десанту огневой поддержки), а также могут использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. Высадка сил морского десанта производится через носовое устройство со сходней (на плав или на упор). Кроме того, корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов.

Как правило, корабли проекта 775/775М действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но также могут с высокой эффективностью выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно, без кораблей прикрытия.

БДК проекта 775/775М – это многопалубный плоскодонный десантный корабль океанской зоны, с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По типу конструкции данный корабль соответствует коммерческим грузовым судам, выполненным по системе «Ro-Ro», то есть имеет грузовую – в данном случае танковую – палубу, проходящую по всей длине корабля, благодаря чему обеспечивается погрузка и выгрузка техники и грузов как с кормы, так и со стороны носовой части. Это обеспечивает данным десантным кораблям возможность осуществлять прием с оборудованного – порт, база, временный пункт базирования – или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой иной, подходящей по габаритам, военно-транспортной техники и личного состава десанта, а также позволяет выполнять прием из воды и спуск на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

Как уже отмечалось, грузовая (танковая) палуба и, соответственно, грузовой (танковый) трюм с размерами: длина 95 м, ширина носовой части 6,5 м (первые 55 м длины палубы), ширина кормовой части 4,5 м, высота по диаметральной плоскости 4,0 м и площадью около 540-600 кв.м проходит по всей длине корпуса корабля и ограничивается в носовой и кормовой частях аппарелями, облегчающими погрузку/разгрузку и обеспечивающими высадку плавающей техники десанта на плав при волнении моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном положении находится под створками ворот и опускается с помощью гидравлического привода. В кормовой части корабля находится опускаемая аппарель, а в носовой – несколько сдвижных люков, позволяющих грузить технику в танковый трюм при помощи портовых кранов (они также используются и для вентиляции танкового трюма в том случае, если техника стоит с работающими двигателями).

Техника и грузы – масса последних составляет до 480 тонн – размещаются в танковом трюме, а личный состав подразделений морского десанта – в нескольких кубриках десанта (с трехярусным расположением мест отдыха) и четырехместных офицерских каютах (командный состав).

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 775/775М – дизельная, включает в свой состав два 16-цилиндровых дизельных двигателя «Zgoda-Sulzer Type 16ZVB 40/48» мощностью примерно по 10500 л.с., каждый из которых работает на свой гребной винт фиксированного шага. Организационно ГЭУ размещена на корабле эшелонно, в двух бортовых отсеках. Часть кораблей оборудована двумя вспомогательными винторулевыми колонками,

В качестве источников электроэнергии используются три дизель-генератора «Cegielski-Sulzer 6A25» суммарной мощностью по 640 кВт каждый.

Силовая установка обеспечивает кораблю экономическую скорость до 12 узлов, при которой с учетом нормального запаса топлива на борту БДК проекта 775/775М может выполнять плавание на расстояние до 6000 миль (автономность корабля по запасам провизии достигает 30 суток – при экипаже 87 человек и десанте до 190 человек). Максимальная скорость, которую могут развить корабли проекта 775/775М – 17,5-17,8 узлов.

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское вооружение кораблей проекта 775/775М различается в зависимости от серии и включает либо (на первых 15 кораблях) две спаренные 57-мм артустановки АК-725 (ЗИФ-72), установленные по одной в корме и в носовой части корабля, либо же (на всех остальных) – одну носовую 76-мм артустановку АК-176 и две кормовые, расположенные побортно, 30-мм шестиствольные автоматические артустановки АК-630.

Артустановки АК-725 сопрягались с артиллерийской радиолокационной системой управления стрельбой МР-103 «Барс» (в случае выхода ее из строя имелась возможность вести огонь, управляя артустановкой с выносного пульта управления с кольцевым прицелом), имели табличную баллистическую дальность стрельбы 8420 м и боезапас 1100 выстрелов на каждую из двух артустановок. Артиллерийский комплекс АК-176-МР-123/176 является автоматической системой и включает в свой состав одноствольную установку А-221 закрытого типа с дистанционным и местным управлением и корабельную радиолокационную систему управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А». Наведение артустановки возможно:

Дистанционно-автоматически – при помощи электроследящего привода ЭСП-221 по данным от станции МР-123/176;

Полуавтоматически – с местного поста при помощи ЭСП-221;

Вручную – по визирам-дублерам ВД-221, установленным в самой башне артустановки.

Автоматические 30-мм артустановки АК-630/630М размещены в кормовой части корабля, по одной установке на борт. Боезапас – по 6000 выстрелов на каждую установку.

Ракетное вооружение кораблей данного семейства представлено двумя системами: комплектами ПЗРК типа «Стрела» или «Игла» (на корабле установлены четыре турельные установки на четыре ПЗРК каждая – суммарный боезапас 32 ЗУР), а также двумя выдвижными пусковыми установками МС-73 – каждая с 40 направляющими – из состава корабельного реактивного комплекса залпового огня А-215 «Град-М», предназначенного для стрельбы 122-мм неуправляемыми ракетами на дальность до 20 км. Боекомплект одной установки «Град-М» до 180 ракет, которые уложены в барабанные магазины и подаются наверх в пусковые установки двумя пакетами по 20 штук в каждом. Данные комплексы залпового огня устанавливались только на шести кораблях проекта 775 и всех кораблях проекта 775М.

Кроме того, корабли данного типа могут брать на борт мины в количестве до 92 штук взамен техники в танковый трюм. Постановка мин осуществляется с открытой аппарели вручную, с использованием только лебедок.

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

В качестве радиолокационных средств обнаружения воздушных и надводных целей – РЛС общего обнаружения – на кораблях проекта 775 была установлена станция МР-302 «Рубка», а на кораблях проекта 775М – более новая РЛС МР-352 «Позитив». Последняя закрывается радиопрозрачным обтекателем. Навигационные РЛС представлены двумя станциями «Дон-2» или двумя МР-212/201 «Вайгач-У». Для управления стрельбой артиллерийскими комплексами на кораблях стояли либо артиллерийская радиолокационная система управления стрельбой МР-103 «Барс» (для 57-мм артустановки АК-725), либо корабельная радиолокационная система управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А» (для 76-мм артустановки АК-176 и 30-мм автоматов АК-630).

ВЫСАДКА ДЕСАНТА

Большие десантные корабли проекта 775/775М, согласно спецификации, рассчитаны на использование в одном из следующих вариантов загрузки: либо 150 человек десанта и 10 основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 40 человек; либо 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажами 36 человек; либо подразделение в составе трех основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 12 человек, трех 120-мм минометов с расчетами, трех боевых машин с экипажами (командно-штабные машины), четырех автомобилей ЗиЛ-130, четырех автомобилей ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69 с водителями по штату. На корабле предусмотрено место для размещения до 190 человек десанта. Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль.

Высадка сил десанта осуществляется при помощи носового десантного устройства, в состав которого входят носовые ворота и аппарель. При этом высадка сил десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2-3 град. – в зависимости от общей массы принятых на корабль грузов, при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м. Кроме того, корабли проекта 775/775М обладают одной интересной особенностью, которую можно с успехом реализовать при высадке сил морского десанта или же при погрузке/выгрузке перевозимых морем различных грузов: благодаря наличию носовой аппарели и кормовых ворот, расположенных примерно на одном уровне, возможно соединение нескольких кораблей для создания «плавучего моста».

В свое время, будучи курсантом ВВМУ им. М.В.Фрунзе, автору данного материала пришлось побывать в качестве «десантника» на борту одного из десантных кораблей данного семейства – на «Константине Ольшанском». Нашу группу «студентов», как обычно называют курсантов военно-морских училищ на флоте, разместили в одном из многоместных кубриков, предназначенных как раз для личного состава десанта. Должен признать, что находиться в таком помещении – а рассчитано оно на взвод морской пехоты – в течение длительного времени, хотя бы даже тех 30 суток, что указаны в тактико-технических элементах корабля как его автономность по запасам провизии, вещь «не для слабонервных». Кубрик – очень тесный, высота подволока – примерно 1,9-2,0 м, а места для отдыха десантников (для простых смертных – койки) расположены в три яруса на минимально допустимом расстоянии друг от друга. Фактически места там хватало ровно на то, чтобы лечь на нее. Если над тобой спал достаточно «грузный» коллега, то пружинная сетка прогибалась едва ли до тебя самого. А уж подъем по тревоге представлял собой весьма забавное зрелище – не было ни разу, чтобы по тревоге кто-то из верхних товарищей не свалился на голову или иные части тела тем, кто спал на нижнем или втором снизу ярусе. В общем, после такого еще раз убеждаешься – в морской пехоте служат настоящие мужчины!



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS