Разделы сайта
Выбор редакции:
- Вертикальный конгломерат
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
Реклама
Тинтин: маленький герой большого комикса. Обзор: "Приключения Тинтина" от "Махаона" Комиксы tintin |
Приключения Тинтина придумал талантливый художник Эрже, который родился в 1907 году. С детства он был постоянно увлечен рисованием. Комиксы ЭржеВ школьных тетрадках Эрже рисовал разных героев и часто наделял их короткими репликами. Это было во времена зарождения комиксов как жанра, и таких художественных приемов еще никто не использовал . Комиксы про Тинтина отметят свой столетний юбилей через 12 лет . Сегодня он и его фокстерьер Снежок (Мелок или Милу) являются официальными символами Брюсселя. Первый комикс “Тинтин в Стране Советов” был издан в 1930 году. И сразу же стал популярным. Приключения Тинтина нельзя сравнивать с другими подобными историями. В каждой книге, на каждом рисунке комикса, в каждой его детали чувствуется искра таланта. ГероиТинтин — никогда не унывающий молодой репортер. Капитан Хэддок - любитель поворчать, выпить и выкурить трубку. Хэддок не любит госпожу Кастафьоре - другую героиню некоторых выпусков. Профессор Христоради - вечно рассеяный ученый и гениальный изобретатель, который плохо слышит и к тому же ухитрился стать другом капитану Хэддоку. Дюпон и Дюпонн - два смешных и рассеянных детектива, которые вечно совершают глупые ошибки. И по сравнению с Тинтином ничего не мыслят в преступлениях. Бьянка Кастафьоре - оперная дива, у которой самый большой гардероб нарядов, огромный алмаз, внимательная помощница и аккомпаниатор. Ее терпеть не может капитан Хэддок, но Бьянка об этом даже не подозревает. Американский миллионер Растопопулос - злейший враг Тинтина. Дворецкий Нестор - настоящий слуга своего хозяина капитана Хэддока. Всегда невозмутим, терпелив, исключительно вежлив. Приключения Тинтина: ЭкранизацииКраб с золотой клешней - кукольный мультфильм 1947 года. Приключения Тинтина - 103 пятиминутных серии, которые выходили с 1959 по 1964 год. Тинтин и загадка Золотого руна - первый игровой фильм, вышедший в 1961 году. Тинтин и синие апельсины - фильм 1964 года, который является продолжением фильма про Золотое руно. Тинтин и храм солнца - полнометражный мультфильм 1969 года про незадачливого профессора Христаради и приключения, которые он устроил Тинтину и его друзьям. Тинтин и озеро акул - снова полнометражный мультфильм 1972 года про то, как Тинтин с друзьями оказались в логове бандитов. Мультфильм Приключения Тинтина - 39 серий по полчаса, которые выходили с 1991 по 1992 год. Приключения Тинтина: Тайна Единорога — мультфильм 2011 года, который был снят Стивеном Спилбергом. Комиксы про Тинтина, молодого бельгийского репортера, обычно прода-ются в отделе детской литературы. Между тем «Приключения Тинтина» не просто детский комикс, а своеобразно показанная мировая история 1920-60-х годов — от коллективизации в СССР до кастровских барбудос. Про Тинтина есть множество исследований, в которых анализи-руется философия серии и ее язык, а также подробно разбирается историче-ский контекст каждого комикса. Попробуем разобраться, как создавался мир Тинтина. Кто такой ЭржеЖорж Реми (в центре) в группе скаутов. Бельгия, 1920-е годыАвтор комиксов про Тинтина — бельгиец Жорж Реми, взявший себе псевдоним Эрже (R. G.). Скаут, католик, брюсселец — все эти исходные данные впослед-ствии найдут отражение в мире Тинтина. Реми родился в 1907 году в пригороде Брюсселя Эттербеке — отсюда в его истории попадут брюссельские диалект-ные словечки, а на их основе Эрже придумает даже целые языки (например, силь-дав-ский в «Скипетре Оттокара»). Жорж получил строгое религиозное воспи-тание: сначала он состоял в светской скаутской организации, а затем родители отдали его в католические скауты при школе Святого Бонифация в Брюсселе. В 1920-е Эрже иллюстрировал бельгийские юношеские издания, а в 1929 году его пригласили в еженедельник Le Petit Vingtième Приложение для детей к газете Le Vingtième Siècle. , для которого и был создан Тинтин. Эрже проработал там до 1940 года, затем перешел в изда-тельство Casterman, и с тех пор приклю-че-ния Тинтина выходили в отдельном журнале под названием Tintin. Хронология приключений ТинтинаОбложки альбомов «Приключений Тинтина» Hergé / tintin.com Всего Эрже нарисовал 23 альбома про Тинтина На русский переведены 22 альбома, кроме самого первого, «Тинтин в Стране Советов». Последний, 24-й альбом «Тинтин и Альф-арт » так и не был дорисован Эрже. . Первый, «Тинтин в Стране Советов», так и не был ни перерисован, ни раскрашен при жизни Эрже. Репринт оригинального альбома вышел только в 1981 году, а цветная версия для коллек-ционеров появилась в начале 2017 года. Комиксы про Тинтина сначала публиковались в журнальном формате, по две страницы в номере, а через некоторое время (от нескольких месяцев до полутора лет) выходили в виде полноценных альбомов.
Кто такой ТинтинТинтин и Милу (Снежок) Тинтинопедия / tintin.wikia.comНа русский язык имя главного героя переводили как Тантан и Тинтин. Фонети-чески первое ближе к оригиналу, но называть его следует именно Тинтин: в первой половине XX века во Франции и Бельгии Валентинов, Константинов и других -тинов часто называли Tintin. Так, «Тинтин» оказался ближе к русскому произношению этих имен. Возраст Тинтина — тоже загадка. В первых комиксах он представлен как «юный репортер», на вид ему от 14 до 20 лет (в зависимости от альбома). При этом он ведет себя как взрослый: дерется, умеет ездить верхом, стрелять, — одним словом, идеальный скаут. В первых комиксах, особенно в «Тинтине в Стране Советов», он демонстрирует неправдоподобную силу, благодаря которой ему удается победить многих врагов. В более поздних альбомах преувеличен-ная ловкость исчезает, Тинтин становится более осторожным и рассудитель-ным. В первых альбомах Тинтин и в самом деле работает репортером: в Страну Сове-тов он едет от издания Le Petit Vingtième (того самого, где работал сам Эрже) и пишет репортаж за репортажем. Следующие поездки — в Конго («Тин-тин в Конго»), а потом и в Америку («Тинтин в Америке») — снова в качест-ве журналиста. Затем начинаются настоящие приключения, уже без привязки к работе, и Тинтин фактически становится частным сыщиком. Каждый раз новая детективная история начинается с удивительного совпаде-ния: случайной встречи с профессором-египтологом на борту корабля («Сигары фараона» и «Голубой лотос»), забытых на скамейке документов («Скипетр Оттокара»), найденной в мусорном ведре консервной банки («Краб с золотыми клешня-ми») и т. д. Затем, в более поздних альбомах Тинтин становится знаменитостью, и к нему часто обраща-ются за помощью. Прототипы ТинтинаЛеон Дегрель. Первая половина 1940-х годов Wikimedia CommonsТрадиционно считается, что на образ смелого репортера повлияли два чело-века. Автор одной версии — сам Эрже: он говорил, что Тинтин срисован с его младшего брата Поля. Исследователи его творчества, однако, считают, что про-образом Тинтина стал Леон Дегрель — репортер, редактор и политик. Дегрель был кумиром католической и ультраправой бельгийской молодежи 1920-х — начала 1930-х годов и не скрывал своих фашистских взглядов. Он писал стихи, редактировал студенческую газету, в 1928 году со своими соратниками разгромил в Брюсселе выставку, посвященную СССР, со словами: «Они хотят уничтожить все, что нам дорого: Церковь, государство, общество и семью». Дегрель, ярый антикоммунист и любитель приключений, в 1933 году отправился в Мексику, чтобы писать оттуда репортажи о восстании кристе-рос — крестьян, воевавших за Церковь и веру против революционного прави-тельства. С Эрже они довольно близко общались: когда Дегрель работал редактором в газете Le Vingtième Siècle, Эрже был иллюстратором к ее при-ло-жению Le Petit Vingtième для детей. По дороге в Мексику Дегрель посетил США и оттуда прислал Эрже американские комиксы. В начале 1930-х Дегрель вышел из Католической партии (с его точки зрения, она была недостаточно радикальной) и основал Рексистскую: ее члены высту-пали за корпоративное монархическое государство, а примером для подража-ния стали Муссолини и Гитлер. В 1940 году, после оккупации Бельгии, Дегрель заключил союз с немцами и набрал из бельгийских добровольцев легион «Валло-ния», впоследствии воевавший на территории СССР. Он пережил войну, денацифика-цию Денацификация (нем. Entnazifizierung) — комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного немецкого и австрийского общества от влияния нацистской идеологии. , прожил долгую жизнь (умер в 1994 го-ду) и охотно раздавал интервью, утверждая среди прочего, что Тинтин — это он. Более того, Дегрель даже написал книгу под названием «Мой приятель Тинтин». С точки зрения биографа Эрже Пьера Ассулина, эта версия абсурдна: фанфарон Дегрель не мог стать прототипом скромного Тинтина. К тому же в путешествие по Северной Америке будущий лидер рексистов отправился уже после того, как Эрже начал публиковать в журнале американские приключения Тинтина. Наконец, Эрже старался избегать прямых аналогий с реальными персо--нажами: Тинтин — совершенно самостоятельный герой, не похожий ни на кого и в то же время похожий на всех. Аббат Валлез и китайский студентАббат Норбер Валлез и Эрже tintinomania.comЭрже говорил, что на его карьеру больше всего повлияли два человека: аббат НорберВаллез, создатель издания Le Vingtième Siècle, и китайский студент Чан Чунжэнь. Валлез был яркой и одиозной фигурой: антисемит, антикомму-нист, он преклонялся перед Муссолини и после оккупации Бельгии нацистами сотруд-ничал с немцами. В 1948 году его приговорили к пяти годам тюрьмы за коллаборационизм. Но для Эрже он был наставником и кумиром: именно Валлез разрешил молодому художнику печататься в еженедельнике, и по сути благодаря ему появился Тинтин. После войны Эрже не отрекся от своего покро-вителя, хотя рисковал стать объектом расследования по делу о коллаборацио-низме. Не менее важное место в его жизни занимал Чан Чунжэнь. В 1934 году, работая над «Приклю-чениями Тинтина на Востоке» (позже этот альбом получит назва-ние «Голубой лотос»), Эрже обратился за консультацией к студенту из Китая Чану, учившемуся в Брюсселе. Выяснив, что Эрже ничего не знает про Китай, Чунжэнь убеждает его, что компиляции из баек и стереотипов недоста-точно: у любой истории должен быть правдоподобный фон. В 1935 году Чан уезжает в Китай; с Эрже они встретятся только в 1981 году, когда обоим будет по 74 года. Под именем Чан Чончен (в русском переводе Чан Чон Ень) Чан фигурирует в двух комиксах — «Голубом лотосе» и «Тинтине в Тибете» (в послед-нем Тинтин ищет своего друга, которого все считают погибшим). Эрже и Чан Чунжэнь. 1934 год tintin.comЧан Чунжэнь получил художественное образование и был скульптором. Он пострадал во время «культурной революции» «Великая пролетарская культурная революция» — серия репрессивных поли-тических кампаний в Китае, развернутых в 1966-1976 годах Мао Цзэдуном с целью борьбы с политическими оппонентами. в Китае: как и другие интел-лектуалы, остался без работы и был вынужден работать дворником. Во второй половине 1970-х годовЧунжэнь вернулся к работе, стал известен в Европе и уже после смерти Эрже получил французское гражданство. Обложка первого издания «Тинтин в Стране Советов». 1930 год Hergé / Издательство Le Petit VingtièmeСвое первое путешествие Тинтин совершил в СССР. В 1929 году Эрже начинает публиковать в Le Petit Vingtième историю репортера издания, якобы отправив-шегося собирать сведения о кровавом коммунисти-ческом режиме. Источник у автора был один — записки Жозефа Дуйе, бывшего бельгийского консула в Ростове-на-Дону. Один из эпизодов, описанных дипломатом, Эрже заимствует дословно. Комис-сар с загадочной фамилией Oubikone (скорее всего, Убийконь) проводит выбо-ры и сообщает избирателям о том, что есть три списка кандидатов. «Первый список — Коммунистической партии! Поднимите руки те, кто против этого списка!..» — говорит комиссар и достает пистолет. «Все за? Тогда принято единогласно», — ухмыляется Убийконь. Рисунок из альбома «Тинтин в Стране Советов» «Поднимите руки те, кто против этого списка!.. Ну что, кто против списка?» Hergé / bellier.org Воспоминания Дуйе, по своему содержанию полностью совпадавшие с про-пагандистски-ми задачами издания, Эрже получил от аббата Валлеза. Тинтин борется с агентами ОГПУ, видит, как коммунисты пускают пыль в глаза иност-ранным корреспондентам, рапортующим о процветании Советской России, находит тайник, куда свозятся отобранные у крестьян зерно, водка и черная икра — все эти богатства предназначены для финансиро-вания коммунистиче-ской пропаганды на Западе. Победив агентов ОГПУ, медведя и холод, Тинтин триумфально возвращается в Брюссель. Бельгийское КонгоОбложка первого издания альбома «Тинтин в Конго». 1931 годВ отличие от главных европейских держав, у Бельгии было немного колоний — и только одна большая. Сначала Конго принадлежало лично королю Леополь-ду II, но в 1908 году, за год до смерти, монарх продал ее собственному прави-тель-ству. Конго находилось во владении короля 23 года, и за это время насе-ление коло-нии сократилось почти в два раза: администрация старалась выжать из страны как можно больше слоновой кости и каучука, не слишком стесняясь в методах. В деревнях проводились карательные экспедиции против недоволь-ных: для на-глядности местным жителям отрубали руки. По всему миру подня-лась общест-венная кампания против этих зверств — и в том числе поэтому королю при-шлось продать колонию. Репортер Тинтин отправляется в Африку тоже в пропагандистских целях: белый просвещенный человек несет добро и цивилизацию аборигенам. Эрже представляет Конго как край, населенный дикими, примитивными, глупыми, но порой добрыми людьми. Позже Эрже признавался, что ему стыдно за пер-вые два альбома: «Тинтин в Стране Советов» был незамысловатой агиткой, а «Тинтин в Конго» — апогеем колонизаторской идеологии. Чикаго и Аль КапонеОбложка первого издания «Тинтин в Америке». 1932 год Рисунок из альбома «Тинтин в Америке» с изображением Аль Капоне, дающего взятку © Hergé / Издательство Le Petit Vingtieme Третьим эпизодом путешествий Тинтина стала поездка в Америку и борьба с гангстерами («Тинтин в Америке»). Тут снова клише: в США всем заправляет мафия, полицейские чуть что начинают стрелять, индейцев угне-тают капи-талисты. Но никаких аналогий с колониальной политикой Бельгии в Конго здесь нет: это две отдельные реальности, не имеющие отно-шения друг к другу. В американской истории в первый и последний раз в истории о Тин-тине по-яв-ляется реальный (хотя во многом мифологизированный) персонаж — Аль Капоне. Японское вторжение в КитайОбложка первого издания альбома «Голубой лотос». 1936 год Рисунок из альбома «Голубой лотос». 1936 год © Hergé / tintin.com «…И я могу официально заявить, что наше правительство прикажет вывести войска с территории, оккупированной после инцидента на железной дороге Нанкин - Тяньцзинь. К этому, господа, должен с величайшим сожалением добавить, что Япония после сегодняшнего инцидента вынуждена покинуть Лигу Наций». © Hergé / bellier.orgВ альбоме «Голубой лотос» (1936) Тинтин становится свидетелем истори-ческого события — Мукденского инцидента, после которого Императорская армия Японии вошла в Маньчжурию. 18 сентября 1931 годаяпонские военные подорвали участок железной дороги южнее китайского города Мукден, и это стало предлогом для японского вторжения. В «Голубом лотосе» этот эпизод пересказан максимально близко к реальности. В альбоме рассказывается, как ничтожный инцидент был превращен японской пропагандой в настоящий кровавый конфликт: сначала пресса перевирает телеграмму, добавив душераз-дирающие подробности, а в конце Япония обличает Китай в Лиге Наций. Чакская войнаОбложка первого издания альбома «Сломанное ухо». 1937 год Hergé / Издательство CastermanС 1931 по 1935 год в Южной Америке шла война между Парагваем и Боливией, в которой погибло более ста тысяч человек. Две страны боролись за обладание плато Гран-Чако: предполагалось, что там много нефти. В итоге тогда нефть там в XX веке никто не нашел (месторождения были открыты только в 2012 го-ду), а Боливия и Парагвай потом десятилетиями пытались восста-новить эко-номику. В альбоме «Сломанное ухо» (1937), как и в «Голубом лотосе», истори-ческие события у Эрже становятся просто фоном. Тинтин пытается найти загадочную статуэтку, пока вымышленные государства Сан-Теодорос и Нуэво-Рико ведут бессмысленную войну. Эрже удается вскользь провести читателя через все латиноамериканские реалии: это и беспрестанные государ-ственные перевороты, и диктаторы-самодуры, и индейцы в дебрях Амазонки, выпускающие отравленные стрелы. Василий Захарофф. 1928 год Bibliothèque nationale de France Рисунок из альбома «Сломанное ухо». 1943 год «Здравствуйте, генерал Алькасар! Я в вашей стране проездом и хотел показать вам наши последние модели. 75-милли -метровая гаубица. Это товар высшего сорта, легкая, управляемая, надежная, способная посылать на 15 километров подарки в виде маленьких никелированных снарядов». © Hergé / moserm.free.frВ альбоме есть и политическая сатира: к диктатору, генералу по фамилии Алькасар, чьим любимцем становится Тинтин, прилетает американский торго-вец оружием Базиль Базарофф. В итоге он продает оружие и той, и другой стороне, и сам же разжигает войну. Прототипом этого персонажа был грече-ский авантюрист Бэзил Захарофф (1849--1936), он же Басилейос Захароф, он же Василий Захаров. Захарофф раздавал взятки, скупал заводы, договаривался с изобретателями, продавал оружие всем сторонам всех конфликтов в начале XX века и настаивал на том, чтобы ведущие державы — от Великобритании и Франции до Османской империи и Японии — увеличивали расходы на воору-же-ние. Псевдоним более чем прозрачен, а у самого Базароффа в «Сломанном ухе» узнаваемая бородка клинышком и мягкая шляпа. АншлюсОбложка альбома «Скипетр Оттокара». 1942 год © Hergé / Издательство Casterman «Это и правда любопытно… Хм! Забудем об этом и почитаем журнал…» © Hergé / bellier.orgРисунок из Le Petit Vingtième за август 1938 года «Сильдавия. Королевство черного пеликана» © Hergé / bellier.orgВ 1938 году Эрже начинает публиковать «Скипетр Оттокара». Уже в частном порядке Тинтин едет в просвещенную страну Сильдавию, которой управляет молодой и справедливый король Мускар XII. С Сильдавией граничит Бордю-рия, где царит диктатура. Бордюрская разведка пытается лишить короля легитимности, похитив у него регалии и активизировав в тылу соседа «пятую колонну» «Пятая колонна» — термин, возникший во время гражданской войны в Испании (1936-1939) , как считается, благодаря франкистскому генералу Эмилио Мола. Перед наступлением на Мадрид, находив-шийся под контролем республиканцев, генерал объявил жителям столицы, что, помимо четырех армейских колонн, у него есть и пятая колонна в самом городе, которая неожиданно ударит с тыла по противнику. После этого «пятой колонной» в Европе стали называть сторонников нацистов. . Сильдавские поданные носят одежду как в Восточной Европе и исполь-зу-ют кириллицу. В этом альбоме Эрже не только иносказательно описывает современные ему события, но и передает общую атмосферу грядущей войны. Попытка аншлюса не удается: Тинтин находит скипетр и отбирает его у бордюрцев. В реально-сти все печальнее: за несколько месяцев до «Скипетра Оттокара» нацистская Германия аннексировала Австрию. В альбоме нашлось место всем главным тревогам эпохи: «пятая колонна», которая, как у Франко, ждет сигнала, чтобы атаковать врага; внутри Сильдавии действует пробордюрская партия «Стальная гвардия» Ср. румынская фашистская «Железная гвардия», организация, осуществлявшая репрессии в 1930--40-х годах. , которую возглавляет человек по фамилии Мюсстлер. Ближневосточный конфликтОбложка альбома «Тинтин в стране черного золота». 1956 год © Hergé / Издательство Casterman Рисунок к альбому «Тинтин в стране черного золота». 1948–1950 годы «(Тук-тук-тук) Войдите! Приветствую! Соломон Гольдштейн! Это вы?! Но тогда… Но… Но… Это не Гольдштейн!» © Hergé / bellier.orgСлева - рисунок из первого варианта альбома «Тинтин в стране черного золота», справа - в редакции 1971 года © Hergé / tintin.com В 1939 году Эрже начинает публиковать альбом «Тинтин в стране черного золота», потом бросает работу и возобновляет ее только в 1948-м. Израиля еще нет, а Палестина является подмандатной территорией Великобритании. Еврей-ские поселенцы воюют с британскими солдатами. В эту реальность и приез-жает Тинтин: его принимают за эмиссара еврейских подпольщиков, и еврей-ские же боевики отбивают репортера у англичан. В 1969 году Эрже перерисо-вы-вает альбом (как раз этот вариант известен современным читате-лям). Между двумя арабскими правителями — шейхом Баб эль-Эром и эмиром Бен Калиш Эзабом — идет война из-за нефти, одновременно в Европе из-за некачествен-ной нефти взрываются моторы, и Тинтин едет на Ближний Восток разбираться. Его ложно обвиняют в контрабанде и затем похищают сторон-ники шейха. Эрже объяснял, что первоначальная версия альбома не могла быть издана в Великобритании, ведь речь шла о борьбе еврейских организаций (группа Штерна, «Иргун», «Хагана») с британской оккупацией перед тем, как Израиль стал независимым. Полет на ЛунуОбложки альбомов «Пункт назначения - Луна» и «Путешественники на Луне». 1953 и 1954 годы © Hergé / Издательство Casterman Рисунок, посвященный высадке Нила Армстронга на Луну. 1969 год © Hergé / Moulinsart Тинтин полетел в космос в 1953 году, за восемь лет до Гагарина, и тогда же ступил на поверхность Луны (за 16 лет до Нила Армстронга). Два альбома («Пункт назначения — Луна» и «Путешествен-ники на Луне») полны техни-ческих деталей: профессор Турнесоль В переводе Вадима Левина — профессор Христаради. объясняет Тинтину и капитану Хэддоку, как устроена атомная энергетика, что такое вакуум, как выглядит поверхность Луны. Когда же первые люди по-настоящему оказались на Луне, Эрже, разумеется, поздравил американских астронавтов, посвятив им свой рисунок: Тинтин, профессор и капитан торжественно встречают недоумеваю-щего Армстронга на Луне. Холодная войнаОбложка первого издания альбома «Дело профессора». 1956 год © Hergé / Издательство Casterman «…Перед вами площадь Плекси-Гладза и Дворец правительства. Ваша гостиница в двух шагах отсюда». © Hergé / bellier.orgРисунок из альбома «Дело профессора». 1956 год «Перед вами город по ту сторону Атлантического океана, бросающий вызов Вселенной своими небоскребами. Нет смысла его вам называть. Господа, мы приговорили этот город к гибели. Через несколько мгновений от него останутся только жалкие руины. Все это произойдет на ваших глазах, как вспышка молнии. Мне достаточно будет нажать на эту кнопку… Вот так!» © Hergé / bellier.orgРисунок из альбома «Дело профессора». 1956 год «Посмотрите, как эти горделивые здания трясутся, как они скользят, рассыпаются, рушатся… и обращаются в пыль! Целый город стерт с карты мира!» © Hergé / bellier.orgИстория противостояния Сильдавии и Бордюрии, двух восточноевропей-ских государств, продолжается и в других альбомах. Именно из Сильдавии летит на Луну ракета. А в соседней Бордюрии разворачивается действие альбома «Дело профессора» (1956). Если раньше это было довольно абстрактное госу-дар-ство со славянско-немецким колоритом, то теперь у него все черты страны, участвовавшей в Варшавском договоре Варшавский договор — документ, заключен-ный 14 мая 1955 года и оформивший созда-ние военного союза европейских социали-стичес-ких государств при ведущей роли СССР. : тайная полиция, диктатура, атмосфе-ра подозрительности, всевластие спецслужб. Шпионы в Швейцарии, таинст-вен-ные агенты в длинных плащах, похищение известного ученого — все эле-менты холодной войны налицо. В Бордюрии культ личности генерала Плекси-Гладза — его пышные усы изображены повсюду. При этом нельзя сказать, что Эрже имеет в виду конкретно Сталина — он, как всегда, изобра-жает типичную диктатуру; с таким же успехом может существовать культ усов Гитлера или Франко. Разумеется, холодная война невозможна без оружия массового пора-же-ния — руководство Бордюрии решило уничтожить города стратегиче-ского соперника: судя по небоскребам, это США. Кубинские повстанцыОбложка первого издания альбома «Тинтин и Пикаросы». 1976 год © Hergé / Издательство Casterman Рисунок из альбома «Тинтин и Пикаросы». 1976 год © Hergé / bellier.org Последний законченный альбом Эрже, «Тинтин и Пикаросы», вышел в 1976 го-ду. В нем герои снова попадают в Сан-Теодорос. К власти в стране пришел диктатор Тапиока, режим которого помогают укреплять военные советники из братской европейской Бордюрии — бордюр-ский полковник Спонз работает под псевдонимом Эспонха. Тапиоке противо-стоит старый знакомый Тинтина генерал Алькасар, который вместе с отрядом заросших бородами партизан прячется в сельве. Очевидно, что это намеки на кубинскую революцию. К тому же Че Гевару и Фиделя Кастро действи-тель-но сопровождал репортер — француз Режис Дебре, друг кубинских парти-зан, соратник Че, которого чуть не расстреляли боливийские власти в 1967 го-ду. Тинтин фактически приводит к власти Алькасара и его повстанцев. При этом нельзя сказать, что Эрже описывает партизан с безусловной симпатией: к 1976 го-ду романтика кубинской революции уже позади. Из окна самолета герои видят ту же самую нищету и разруху, что и при преды-дущем режиме. Меняется только униформа патрульных и название столицы страны. Как менялись альбомыЭрже за работой в своей студии в Брюсселе. 1975 год DANNAU WIM / Gamma-Rapho via Getty Images Первые девять альбомов были черно-белыми. Начиная с «Таинственной звезды» (1942), приключения Тинтина выходят уже в цвете. В дальнейшем Эрже перерисовывает и раскрашивает первые альбомы, кроме нелюбимого им «Тинтина в Стране Советов». Но цветом изменения не ограничи-ваются: некоторые рисунки пришлось изменить или вовсе удалить — в одних случаях по соображениям политкоррект-ности, в других — по эстетическим. Таких изменений было много, и главные из них стоит назвать. В альбоме «Тинтин в Конго» главный герой стоит у доски и показывает конголезским детям карту со словами: «Я расскажу вам о вашей родине — Бельгии». В более поздней версии вместо карты появилась доска с примером «2 + 2» — во время борьбы за освобо-жде--ние Африки (1950-60-е годы) напо-минать о том, что Конго принадле-жало Бельгии, было совсем не кстати. Рисунки из альбома «Тинтин в Конго» Тинтин: «Дорогие друзья, сегодня я расскажу вам о вашей родине — Бельгии». Снежок: «Тинтин, вон там двое болтают». (Ниже) Тинтин: «Ну что же, начнем со сложения, если хотите. Кто мне скажет, сколько будет два плюс два? Никто? Ну же, два плюс два! Два плюс два будет?..» Снежок: «Тинтин, вон там двое болтают». Hergé / tintin.com В первой версии «Краба с золотыми клешнями» капитана Хэддока бьет палкой чернокожий бандит, в современной — белый. Любопытно, что сделано это было вовсе не для того, чтобы избежать обвинений в расизме, а совсем наобо-рот. Американские издатели в 1950-х настаивали на том, чтобы в комиксах не было расового смешения, и Эрже выполнил их просьбу. В том же альбоме американцы настояли на том, чтобы из истории исчезли картинки, где алко-голик Хэддок прикладывается к бутылке. Почти все первые версии альбомов — как цветные, так и черно-белые — сейчас переизданы, за исключением «Таинственной звезды» (почему — объясним позже). Рисунок из первого издания альбома «Черный остров» и его более поздний вариант Hergé / bellier.org После войны альбомы про Тинтина меняются. Эрже больше не рисует их в одиночку, он обращается за помощью к коллегам. Теперь Эрже занимается сценарием и эскизами, а другие художники — общим фоном и детализацией. Если сравнить первую версию «Черного острова» с более поздней, то видно, насколько глубок теперь задний план каждой картинки. Автомобили стали реальными, движение — левосторонним, как и положено в Великобритании, куда отправляется Тинтин. Это заслуга художника Эдгара Жакобса, автора классической серии комиксов «Блейк и Мортимер». Технические детали в двух комиксах про полет на Луну нарисовал Жак Мартен,автор серии о галле Аликсе, путешествующем по Древнему мира времен Цезаря. В 1950 году Эрже основал собственную мастерскую Studios Hergé, в которой в разные годы работали от десяти до пятидесяти художников. Последний альбом, «Тинтин и Пикаросы», как считается, почти целиком нарисовал не Эрже, а его правая рука Боб де Моор. Правда, на вопрос о том, почему бы не указать коллективное авторство, Эрже отвечал, что идея принадлежит всегда ему самому и только он придумывает, как герои расположены в кадре. Почему Эрже обвиняли в антисемитизмеСтраница, посвященная Жоржу Реми, из альбома «Galerie des Traitres» бельгийской группы Сопротивления L’Insoumis Musée national de la Résistance / Wikimedia Commons Эрже не участвовал в пропаганде, не работал на нацистов, а все обвинения в коллаборацио-низме после войны с него были сняты. Он мог попасть под суд за сотрудничество с пронацистской газетой Le Soir, но прокуратура решила не трогать одного из самых популярных бельгийских авторов. В одном из интер-вью Эрже вспоминал: «Я не присутствовал на процессе. Но мне рассказывали, что один из представителей защиты спросил: „А почему вы не привлекли Эрже?“ На что военный прокурор ответил: „Да надо мной бы все смеялись после этого!“». Но в его карьере есть действительно стыдный эпи-зод — альбом «Таинственная звезда» (1942). © Hergé / bellier.orgПо современной, переделанной версии невозможно понять, что тут не так. Репринты этого альбома не издаются, а оригинальное издание стоит целое состояние. Сюжет довольно невинный. На Землю падает кусок метеорита, обладающий невероятными свойствами, и Тинтин вместе с капитаном Хэд-доком отправляется в научную экспедицию, чтобы изучить инопланетную скалу, упавшую в море. Главное здесь в деталях. В первой версии альбома главный противник Тинтина и капитана — организатор альтернативной экспедиции, некий американский финансист по фамилии Блюменштейн. Изображен он в духе антисемитских карикатур, к тому же в альбоме появля-ется небольшая уличная комическая сцена с участием двух торгующихся евреев — и они уж точно показаны совершенно как в нацистской пропаганде. Позже Эрже убрал последний эпизод, США заменил на выдуманное государ-ство Сан-Рико, а Блюменштейну изменил фамилию. Но и это не помогло. Эрже назвал злоумышленника Больвинкель — на фламандском диалекте bollewinkel означает «лавка со сладостями» — и получил возмущенное письмо от еврей-ской семьи Больвинкель из Нью-Йорка. Наконец, среди ученых — участников экспедиции исключительно представи-тели стран, поддерживавших в войне Германию или сохранявших нейтралитет: сама Герма-ния, Бельгия, Испания, Португалия, Швеция. Рисунок из журнальной версии «Драгоценностей Кастафиоре». 1961-1962 годы Hergé / bellier.org Вместе со своим автором Тинтин прошел через все главные исторические события эпохи, в том числе через стыдные эпизоды. Но секрет популярности приключений Тинтина прежде всего в безупречном этическом выборе, к кото-рому в конце концов приходит сам Эрже и приводит своего героя. Тинтин не только репор-тер, исследователь и детектив. Почти в каждом альбоме он защищает более слабого, обиженного, пред-ставителя меньшинства. В «Голубом лотосе» он вступается за рикшу, которого избивает иностранец; в «Акулах Красного моря» — за бестолковых паломников, рискующих попасть вместо Мекки в рабство; в «Драгоценностях Кастафио-ре» — за цыган, которых подозревают в краже. И эти качества заставляют забыть о первых версиях первых альбомов. Источники
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00