Разделы сайта
Выбор редакции:
- Вертикальный конгломерат
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
Реклама
Военно-морские учения и события. Военно-морские учения и события Подводные лодки проекта 671 ртм |
В декабре 1983 г. большая АПЛ К-324 несла боевую службу у атлантического побережья Северной Америки. Автономное плавание проходило в сложных условиях: возникли проблемы с водоснабжением, вышла из строя холодильная установка, в отсеках стояла изнуряющая жара. Лодке было поручено слежение за американским фрегатом "Макклой" (тип "Бронштейн"), проводящим испытания новейшей системы подводного наблюдения ТАSS с протяженной буксируемой низкочастотной гидроакустической антенной. К-324 удалось записать информацию о параметрах работы системы. Более того, в ходе слежения были выявлены некоторые особенности взаимодействия американского надводного корабля со своими подводными лодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения. Однако неожиданно "Макклой" прекратил испытания и ушел на базу. К-324, оставшись "без работы", получила приказ сменить район плавания. Однако сделать этого не удалось - внезапно возникла сильная вибрация, потребовавшая остановки главной турбины. Всплыв в надводное положение, командир К-324 обнаружил, что получил неожиданный "ценный подарок дяди Сэма" - на винт его корабля намоталось 400 м сверхсекретной бронированной кабельантенны ТА58. Разумеется, советская лодка, всплывшая в районе американского полигона, вскоре была обнаружена "потенциальным противником". К утру в район происшествия прибыли эсминцы "Питерсон" и "Николсон" (тип "Спруенс"), установившие за К-324 плотную опеку. Очевидно, командиры этих кораблей получили вполне конкретный приказ - любыми средствам не позволить русским завладеть антенной. "Совместное плавание" практически лишенной хода лодки и эсминцев продолжалось почти 10 дней, американцы вели себя все более "резко" (а что им еще оставалось делать?), стремясь пройти в непосредственной близости за кормой АПЛ и отрубить антенну. Опасаясь еще более решительных действий эсминцев, командир лодки капитан 2 ранга В. А. Терехин дал приказ приготовить свой корабль к взрыву. Обстановка разрядилась лишь тогда, когда на помощь К-324 прибыло советское судно "Алдан". Американское командование, наконец, осознало, что вернуть свою антенну мирными средствами вряд ли удастся, а начинать третью мировую войну из-за "шланга" никому не хотелось. В результате эсминцы были отозваны на базу, К-324 была "Алданом" отбуксирована на Кубу, где встала на ремонт, а злополучную антенну доставили в СССР для детального изучения. Главным "героем" описанных событий стала крейсерская подводная лодка проекта 671РТМ - седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре. Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ проектов 945 и 971, в СССР была предпринята весьма успешная попытка "выжать" максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 и 671РТ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр "Щука") легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения - мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически, проект 671РТМ так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, "плавно перешел" из 2-го в 3-е поколение атомоходов. Главным конструктором проекта 671РТМ стал Г. Н. Чернышев (создатель лодок 671 и 671РТ), в 1984 году его сменил Р. А. Шмаков. Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс "Шквал", разработка которого началась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ ССР в 1960 г. "Идеологами" нового комплекса явились ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н. Е. Жуковского (ныне ГосНИЦ ЦАГИ), в частности, академик Г. В. Логвинович. Непосредственную разработку оружия осуществляло НИИ-24 (ныне ГНПО "Регион") под руководством главного конструктора И. Л. Меркулова (в дальнейшем его сменил В. Р. Серов, а завершил работу Е. Д. Раков). В состав комплекса "Шквал" входила сверхскоростная подводная ракета, развивающая 200 узлов (при дальности хода 11 км). Это достигалось использованием двигателя, работающего на гидрореагирующем топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством инерциальной системы, не чувствительной к помехам. Первые пуски подводной ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 году, а 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 "Шквал" с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Следует заметить, что аналогов этому высокоэффективному комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, попавшей в пределы его досягаемости, за рубежом не существует и в настоящее время. Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности АПЛ за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (1 н. "отключение фундаментов"), акустической развязке механизмов и конструкций. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами. Гидроакустический комплекс "Скат-КС" (главный конструктор Б.Е Индии) обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию. По своим возможностям комплекс "Скат-КС" втрое превосходи ГАК предшествующего поколения вплотную приближался к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в специальном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки. Навигационный комплекс "Медведица-671РТМ" обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы. Боевая информационная управляющая система "Омнибус" производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятие решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой. Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи "Молния-Л" с системой космической связи "Цунами-Б", а также специальным разведывательным комплексом. Строительство подводных лодок проекта 671РТМ было решено одновременно организовать на ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на судоремонтном заводе "Звездочка") и в Комсомольске-на-Амуре, на СЗЛК (с достройкой на судоремонтном заводе в Большом камне). Освоение на флотах подводных лодок проекта 671РТМ несколько затянулось. Причина этого заключалась в недоведенности БИУС "Омнибус": до середины 80-х годов система была не способна в полной мере решать возложенные на нее задачи. На кораблях ранней постройки "Омнибус" приходилось доводить уже в ходе эксплуатации лодок, что существенно ограничивало их боевые возможности. Наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия - стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты "Гранат" с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР "Гранат" фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-мм торпедных аппаратов. Пять последних лодок ленинградской постройки были введены в строй по проекту 671РТМК (с комплексом вооружения, дополненным КР). В дальнейшем крылатыми ракетами были дооснащены и остальные корабли проекта 671РТМ. Уже после вступления в строй часть лодок получила "имена собственные". С 1996 г. К-414 носит название "Даниил Московский", а К-448 (последняя лодка пр. 671 РТМ, введенная в строй уже после распада Соведского Союза) с 10 апреля 1995 г. именуется "Тамбов". К-138 получила название "Обнинск". Пожалуй, одними из самых ярких фрагментов в биографии кораблей проекта 671РТМ стало участие в крупномасштабных операциях "Апорт" и "Атрина", проведенных в Атлантике силами 33-й дивизии и в значительной мере поколебавшими уверенность "потенциального противника" - США - в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи. 29 мая 1985 г. из Западной Лицы одновременно вышли три лодки проекта 671РТМ (К-299, К-324 и К-502), а также К-488 (пр. 671РТ). Чуть позже к ним присоединилась и К-147 (пр. 671). Разумеется, выход в океан целого соединения атомных подводных лодок не мог остаться незамеченным для американской военно-морской разведки. Начались интенсивные поиски, которые, однако, не принесли ожидаемых результатов. В то же время советские атомоходы, действуя скрытно, сами вели напряженную работу по слежению за американскими ракетными подводными лодками в районах их боевого патрулирования (в частности, К-324 имела три гидроакустических контакта с американской АПЛ, общая продолжительность которых составила 28 часов), а также изучали тактику действия противолодочной авиации ВМС США. Американцы сумели установить контакт лишь с К-488 (которая уже возвращалась на базу). Операция "Апорт" завершилась 1 июля. В марте-июне 1987 г. была проведена близкая по размаху операция "Атрина", в которой приняли участие пять лодок проекта 671РТМ - К-244 (командир капитан 2 ранга Аликов), К-255 (командир капитан 2 ранга Муратов), К-298 (командир капитан 2 ранга Попков), К-299 (командир капитан 2 ранга Клюев) и К-524 (командир капитан 2 ранга Смелков), действия которых обеспечивались самолетами морской авиации, а также двумя разведывательными кораблями типа "Колгуев", оснащенными ГАС с протяженными гидроакустическими антеннами. Хотя о выходе атомоходов из Западной Лицы американцам было известно, они потеряли их в Северной Атлантике. Вновь началась драматическая "подводная охота", в которой приняли участие практически все противолодочные силы Атлантического флота США - самолеты палубного и берегового базирования, шесть противолодочных АПЛ (в дополнение к лодкам, уже развернутым ВМС США в Атлантике), три мощные корабельные поисковые группы, а также три новейших корабля гидроакустического наблюдения типа "Столуорт", использующие для формирования гидроакустических импульсов мощные подводные взрывы. К поисковой операции присоединились и корабли английского флота. По рассказам командиров советских лодок, концентрация противолодочных сил была такова, что казалось почти невозможно подвсплыть для сеанса радиосвязи и подкачки воздуха. Тем не менее, АПЛ сумели незамеченными выйти в район Саргассова моря, где советская "завеса" была, наконец, обнаружена. Первые контакты с подводными лодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после начала операции "Атрина". При этом АПЛ проекта 671РТМ были ошибочно приняты за РПКСН, что еще больше усилило обеспокоенное американского военно-морского командования и политического руководства США (следует напомнить, что описываемые события пришлись на очередной пик "холодной войны", которая в любой момент могла трансформироваться в "горячую"). При возвращении на базу для отрыва от американских противолодочных средств командирам АПЛ было разрешено и пользовать секретные приборы гидроакустического противодействия. Успешное проведение операции "Апорт" и "Атрина" подтвердило предположение, что ВМС США при массированном использовании СССР современных атомных подводных лодок не смогут организовать им сколько-нибудь эффективного противодействия. Сложнейшее подледное плавание в конце 1985 года совершила K-524 (командир - капитан 1 ранга В. Протопопов, старший на борту - командир 33-й дивизии капитан 1 ранга А. И. Шевченко). Замысел похода состоял в том, чтобы пройти из Северного Ледовитого в Атлантический океан, обойдя Гренландию с северо-востока. За этот поход командир АПЛ был удостоен звания Героя Советского Союза. Войдя в море Линкольна, лодка прошла через узкие и мелководные проливы Робсон и Кеннеди, отделяющие Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, миновала бассейн Кейна и через пролив Смита вышла Баффинов залив и далее - в северную Атлантику. Маршрут был чрезвычайно сложным и опасным. Он изобиловал мелями и айсбергами, обильно подбрасываемыми ледниками Гренландии. В море Баффина из-за айсбергов безопасных глубин вообще не существовало. В этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика. Уже в Атлантике К-524 встретилась с американским авианосцец; "Америка" и скрытно его "атаковала (разумеется, условно). Весь поход продолжался 80 суток, 54 из которых - подо льдами, на глубинах более 15 м. За участие в этой операции капитану 1 ранга В. В. Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза. Лодки проекта 671РТМ первым освоили и трансполярные переходы Тихоокеанского на Северный театр 1981, 1982 и 1983 гг. в целях оптимального распределения многоцелевых АПЛ между флотами такие переходы были выполнены лодками К-255 (командир капитан 2 ранга В. В. Ушаков), К-324 (командир капитан 2 ранга Терехин) и К-218 (командир капитан 2 ранга Ю. П. Авдейчик), построенными в Комсомольске-на-Амуре. В начале 1989 года в соответствии с российско-американскими договоренностями с многоцелевых АПЛ ВМС США и ВМФ России было снято и складировано на берегу оружие, оснащенное ядерными боевыми частями. В результате лодки проекта 671РТМ лишились "Шквала" и "Граната". Корабли проекта 671РТМ участвовали в решении не только военных, но и сугубо мирных задач. Так, "Даниил Московский" (капитан 1 ранга П. И. Литвин), после обеспечения ракетных пусков тяжелого подводного крейсера ТК-20 из района Северного полюса, доставил в конце августа 1995 г. в полярный порт Харасавэй, закрытый льдами для прохода надводных судов, 10 т сахара и муки. 29 августа 1991 г. у АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 945, 945А, 670М буквы "К" в тактических номерах были заменены на букву "Б". В середине 90-х годов корабли проекта 671РТМ стали постепенно покидать строй. 31 июля из состава ТОФ были исключены К-247, К-492 и К-412, совершившие, в общей сложности, 12,10 и 6 автономных походов. После пожара в турбинном отсеке, произошедшего в 1994 году, в строй так и не вернулась К-305, перейдя в состав технического резерва. Однако, пребывая в уже весьма почтенном возрасте, "Щуки" продолжали демонстрировать высокие боевые качества. Об этом говорит случай, произошедший зимой 1996 г. в 150 милях от Гебридских островов. 29 февраля российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь матросу подводной лодки (командир капитан 1 ранга М. Иванисов), перенесшему на борту корабля операцию по удалению аппендицита, после которой обнаружился перитонит (лечение которого возможно лишь в стационарных условиях). Вскоре больной был перенаправлен на берег вертолетом "Линкс" с эскадренного миноносца "Глазго". Однако британская печать не столько умилялась неожиданному проявлению российско-британского военно-морского сотрудничества, сколько выражала недоумение тем фактом, что в то время, когда в Лондоне шли переговоры об эвакуации больного, в Северной Атлантике, как раз в том районе, где находилась российская подводная лодка, проходили противолодочные маневры НАТО (кстати, в них принимал участие и ЭМ "Глазго"). Однако АПЛ удалось засечь лишь тогда, когда она сама всплыла в надводное положение, чтобы передать на вертолет несчастного матроса. По словам влиятельной английской газеты "Таймс", русская субмарина продемонстрировала, насколько она скрытна, осуществляя слежение за противолодочными силами и оставаясь при этом незамеченной. Примечательно, что "Щука" была принята англичанами за более современную (и, естественно, более малошумную) лодку проекта 971. В 1999 году в составе Северного флота находились Б-138, Б-255, Б-292, Б-388, Б-414, Б-448, Б-502 и Б-524. В строю Тихоокеанского флота имелись Б-264 и Б-305. Вероятно, в дальнейшем темпы "вымывания" из состава флота кораблей проекта 671РТМ еще более ускорятся. Однако часть лодок этого типа, скорее всего, доживет до 2010 года. Можно предположить, что эти АПЛ подвергнутся модернизации, направленной на снижение их шумности, усиление вооружения и бортового радио-электронного оборудования. Впрочем, объемы этих работ будут зависеть от того, в какой степени правительству удастся профинансировать ВМФ.
NUCLEAR SUBMARINE PROJECT 671 12.12.2017 7 декабря 2017 года состоялась научно-техническая конференция, приуроченной к 50-летию со дня сдачи ВМФ головной атомной подводной лодки проекта 671. Конференция прошла на базе Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» и была организована совместно со старейшим предприятием в сфере военного кораблестроения – «Адмиралтейскими верфями». Со мной списался капитан сухогруза "Братство" Вадим Демченко. Очень возмущался на счет дезы, которая написана про его судно. Цитирую часть его псьма: Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская АПЛ 2-ого поколения проекта 671РТМ «Щука» (по классификации НАТО - Victor III), выполненная в масштабе 1/350 китайской фирмой Hobby Boss. ПрототипБурное развитие науки, техники и промышленности создали предпосылки для более радикального совершенствования многоцелевых подводных лодок. Резко ужесточились требования к шумности АПЛ, появились более совершенные виды оружия (противолодочные ракетоторпеды, мины и т.д.). Быстро менялась элементная база и сами электронные комплексы вооружения (штурманское, гидроаккустическое) и боевая информационно-управляющая система, радиосвязь. Параллельно с началом работ по созданию принципиально новых субмарин проекта 945 и проекта 971, в Советском Союзе предприняли весьма успешную попытку «выжать» все возможное из конструкции подлодок проекта 671 и проекта 671РТ. В связи с этим СПМБМ «Малахит» во главе с его начальником - главным конструктором Г.Н. Чернышовым была создана еще одна модификация АПЛ 671 проекта с новейшим радиоэлектронным вооружением, получившая индекс 671РТМ. В основе модернизированного проекта 671РТМ (был присвоен шифр «Щука») лежали проработки по установке нового радиоэлектронного вооружения - мощного гидроакустического комплекса, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, аппаратуры разведывательного комплекса, автоматизированного комплекса средств связи, а также мер по уменьшению демаскирующих полей корабля . Фактически проект 671РТМ, также как и РПКСН проекта 667БДРМ являлся переходным из 2-ого в 3-ье поколение атомоходов. Главная энергоустановка лодки (31 тыс. л. с.) была фактически аналогична энергоустановке атомных подлодок проекта 671(РТ): два водоводяных реактора ВМ-4, ГТЗА-615, винт на 290 об., два вспомогательных электродвигателя, мощность каждого 375 л. с.
«Скат-КС» - гидроакустический комплекс, разработанный под руководством главного конструктора Б.Б. Индина - обеспечивал обнаружение, классификацию целей, и автоматическое их сопровождение при шумопеленговании в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот. Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания. Автономность АПЛ увеличилась до 80 суток, наибольшая длина достигла 107,1 м. Титановый обтекатель ГАС заменили на неметаллический. Большое количество мероприятий было проведено на АПЛ пр. 671РТМ для того, чтобы шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых АПЛ типа «Los-Angeles». Был принят дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации (так называемое «отключение фундаментов»), акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами. На лодке были применены вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум. Также атомная подводная лодка несла специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире. В частности, в ОКБ им. Камова в 1975 году создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки. Новые американские субмарины по-прежнему превосходили аналоги Советского Союза по характеристикам гидроакустического комплекса и уровню скрытности. Но данный разрыв, по признанию американцев, сократился значительно и не носил больше «драматического» характера. При этом АПЛ ВМС США фактически сравнялись с субмаринами СССР по максимальной скорости подводного хода (но уступали по максимальной глубине). «Щуки» при этом имели лучшую боевую живучесть и маневренность. В вооружении они обладали и некоторым преимуществом. Благодаря более высокому уровню комплексной автоматизации субмарины проекта 671РТМ имели меньший экипаж по сравнению с «Лос-Анджелесом», что дало возможность создать на борту «Щук» лучшие условия обитаемости. По оценкам специалистов подлодки проекта SSN-688 и 671РТМ в целом являлись равноценными кораблями. Всего было построено 26 лодок данного проекта. Строительство велось на Адмиралтейском ССЗ (Ленинградское Адмиралтейское Объединение) в г. Ленинграде (Санкт-Петербурге) и на заводе имени Ленинского Комсомола в г. Комсомольск-на-Амуре. ТТХ АПЛ:
НаборОбзоры лодки уже подготовил наш уважаемый коллега Данила ака Danila77
. Посмотреть можно здесь:
Критических как видим нет, что-то можно легко поправить, что-то нет - тут уж зависит от личных пожеланий самого моделиста. СборкаСборка проходила в рамках GB: Советско-Российский ВМФ на дружеском сайте каропка.ру. Далее очередь кормового оперения. Вертикальное оперение особых проблем не вызвало, просто клеим , стыки шпаклюем, шлифуем. Горизонтальное оперение потребовало небольших доработок. Расшивкой имитировал малые горизонтальные рули, странно, что китайские товарищи проигнорировали этот момент . Также срезал ступицы вспомогательных рулей. К ним приклеил травленые лопасти, которые также отрезал от соответствующих деталей травления . Затем настала очередь доработки гребного винта. Травленые лопасти обточил, убрав излишнюю «пузатость» лопастей и немного завернул их винтом. Получилось не идеально, но чуть больше похоже на прототип. На ступице винта сточил торцевые гребни и сделал их из пластика 0,13 мм - так более масштабно . Штоки НГР заменил на металлические трубки D = 0,9 мм. ОкраскаМодель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya , Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная. Следы эксплуатации - пудреницы Tamiya, жидкости АК. 1-ый: линеек марок углубления только 2 пары, а нужно 3, т.к. они располагаюся не только в носу лодки и на кормовом оперении, но и в средней части корпуса, сразу за ограждением рубки. Поскольку у меня есть еще одна РТМ-ка, то взял декали оттуда. Большая атомная подводная лодка К-324 в декабре 1983 года несла боевую службу у атлантического побережья США. «Автономка» велась в сложных условиях: появились проблемы с водоснабжением, из строя вышла холодильная установка, изнуряющая жара стояла в отсеках... Экираж лодки получил задание следить за фрегатом «Макклой» (тип «Бронштейн») ВМС США, который проводил испытания новой системы подводного наблюдения Towed Array Surveillance System (TASS) с протяженной буксируемой гидроакустической низкочастотной антенной. Субмарина К-324 смогла записать данные о параметрах работы TASS. Кроме того, во время слежения выявили некоторые особенности взаимодействия надводного корабля американских ВМС со своими подлодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения. Но неожиданно «Макклой» испытания прекратил и вернулся на базу. Оставшись без работы, К-324 получила приказ перейти в другой район плавания. Однако сделать этого не удалось - возникла сильная вибрация, которая потребовала остановить главную турбину. После всплытия командир субмарины К-324 увидел, что «дядя Сэм» сделал неожиданный и очень «ценный подарок» - на винт субмарины намоталось 400 метров сверхсекретного бронированного кабеля от антенны TASS. К-324 в «Эпизоде с антенной» Естественно, советская подводная лодка, которая всплыла на поверхность в районе американского полигона, вскоре была обнаружена «вероятным противником». В район происшествия к утру прибыли эсминцы «Николсон» и «Питерсон» (тип «Спрюенс»), которые установили плотную опеку за К-324. Очевидно, командиры данных кораблей получили вполне конкретное задание – любыми способами не позволить русским получить в свое распоряжение антенну. «Совместное плавание» эсминцев и практически лишенной хода субмарины продолжалось 10 дней. Американские военные вели себя все «резче» (а что им оставалось делать?), стараясь пройти за кормой атомной подлодки в непосредственной близости и отрубить антенну. Боясь, что эсминцы предпримут более решительные действия, командир субмарины капитан второго ранга Терехин приказал приготовить свой корабль к взрыву. Лишь после того, как на помощь субмарине К-324 прибыло судно «Алдан», обстановка разрядилась. Наконец американское командование осознало, что мирными средствами вернуть свою антенну вряд ли получится, а развязывать третью мировую из-за «шланга» не хотелось. Эсминцы в результате были отозваны, а К-324 была отбуксирована «Алданом» на Кубу, где ее поставили на ремонт. Злополучная антенна для детального изучения была доставлена в СССР. Главным «героем» этих событий стала крейсерская подлодка проекта 671РТМ - седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре. Параллельно с началом работ по созданию принципиально новых субмарин проекта 945 и проекта 971, в Советском Союзе предприняли весьма успешную попытку «выжать» все возможное из конструкции подлодок проекта 671 и проекта 671РТ. В основе модернизированного проекта 671РТМ (был присвоен шифр «Щука») лежали проработки по установке нового радиоэлектронного вооружения – мощного гидроакустического комплекса, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, аппаратуры разведывательного комплекса, автоматизированного комплекса средств связи, а также мер по уменьшению демаскирующих полей корабля. Проект 671РТМ, как и подводный ракетный крейсер 667БДРМ, «перешел» в третье поколение атомных подводных лодок. Главным конструктором 671РТМ проекта стал Чернышев (разработчик лодок 671 и 671РТ), Шмаков его сменил в 1984 году. Важнейшим элементом вооружения модернизированной атомной подводной должен был стать ракетный противолодочный комплекс «Шквал», разработку которого начали в 1960 году в соответствии с постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС. «Идеологами» нового комплекса были ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского (сегодня ГосНИЦ ЦАГИ), в частности, академик Логвинович. Непосредственной разработкой занималось НИИ-24 (сегодня ГНПО «Регион»). Руководитель проекта – главный конструктор И.Л. Меркулов (в дальнейшем В.Р. Серов, а Е.Д. Раков завершил работу). В состав «Шквала» входила подводная сверхскоростная ракета, которая развивала скорость до 200 узлов, дальность хода при этом составляла 11 тыс. м. Данные характеристики достигались за сет использования двигателя, который работал на гидрореагирующем топливе и движения снаряда в газовой каверне, которая обеспечивала уменьшение гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, которая снабжалась ядерной боевой частью, осуществлялось при помощи инерциальной системы, которая не чувствительна к помехам. Первые пуски данной ракеты выполнили в 1964 году на озере Иссык-Куль, а 29.11.1977 комплекс ВА-111 «Шквал», оснащенный ракетой М-5, приняли на вооружение Военно-Морского . Необходимо отметить, что аналогов данному высокоэффективному комплексу, который обладает практически абсолютной вероятностью поражения целей, попавших в пределы досягаемости, в других государствах нет и по сей день. Главная энергоустановка лодки (31 тыс. л. с.) была фактически аналогична энергоустановке атомных подлодок проекта 671(РТ): два водоводяных реактора ВМ-4, ГТЗА-615, винт на 290 об., два вспомогательных электродвигателя, мощность каждого 375 л. с. Приняли дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации (так называемое «отключение фундаментов»), акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами. «Скат-КС» – гидроакустический комплекс, разработанный под руководством главного конструктора Б.Б. Индина – обеспечивал обнаружение, классификацию целей, и автоматическое их сопровождение при шумопеленговании в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот. Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания. 1 - основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 - 533-мм ТА; 3 - 650-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - носовой (торпедный) отсек; 6 - носовой аварийный буй; 7 - носовой люк; 8 - выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 9 - запасная 533-мм торпеда; 10 - запасная 650-мм торпеда; 11 - цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 12 - носовая дифферентная цистерна; 13 - аппаратная выгородка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Скат-КС»; 14 - АБ; 15 - ЦГБ; 16 - второй (жилой) отсек; 17 - третий (центрального поста) отсек; 18 - антенны ГАК «Скат-Б»; 19 - ходовой мостик; 20 - репитер гирокомпаса; 21 - перископ комплекса МТ-70-10; 22 - ПМУ «Синтез» (системы космической навигации); 23 - ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 24 - ПМУ антенны РЛК «Альбатрос»; 25 - ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 26 – ПМУ антенны «Анис»; 27 - прочная рубка; 28 - центральный пост; 29 - выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 30 - выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общекорабельной системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 31 - четвертый (реакторный) отсек; 32 - реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 33 – ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 34 - пятый (турбинный) отсек; 35 - паровая турбина; 36 - планетарный редуктор; 37 - главный упорный подшипник; 38 - конденсатор; 39 - баллоны системы ВВД; 40 - шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 - кормовой люк; 42 - кормовой аварийный буй; 43 - седьмой (жилой) отсек; 44 - восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 45 - кормовая дифферентная цистерна; 46 - приводы горизонтальных рулей; 47 - вертикальные стабилизаторы; 48 - гондола УПВ «Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-КС»; 49 - АТГ; 50 - приводы кормовых горизонтальных рулей; 51 - ВФТ (вспомогательные движители) Комплекс «Скат-КС» по своим возможностям втрое превосходил гидроакустические комплексы предшествующего поколения и приближался к комплексам американской разработки (хотя продолжал уступать по массогабаритным характеристикам). Дальность обнаружения цели при нормальных гидрологических условиях равнялась 230 километрам. Были использованы бортовые приемники шумов, которые работали в пассивном режиме, и буксируемая протяженная инфразвуковая антенна, которая в свернутом виде размещалась в бульбообразном спец. контейнере, который расположен над вертикальным оперением подлодки. Навигационным комплексом «Медведица-671РТМ» обеспечивалась непрерывная автоматическая выработка курса, координат места, скорости относительно грунта и воды, углов килевой и бортовой качки, а также автоматическая передача данных параметров в другие системы корабля. Боевой информационно-управляющей системой «Омнибус» производился автоматизированный сбор, обработка и наглядное отображение информации, которая обеспечивала принятие решений на боевое применение оружия и маневрирование, а также управление ракетной и торпедной стрельбой. Субмарина оснащалась «Молния-Л» (автоматизированный комплекс связи) с «Цунами-Б» (система космической связи), и специальным разведывательным комплексом. Вооружение атомной подводной лодки проекта 671РТМ включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 калибра 650 мм. На субмаринах проекта 671РТМ использовались новые противолодочные комплексы. Также атомная подводная лодка несла специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире. В частности, в ОКБ им. Камова в 1975 году создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки. Строительство подлодок проекта 671РТМ было решено организовать одновременно на Адмиралтейском объединении в Ленинграде (с последующей доводкой на СРЗ «Звездочка») и на СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре (с достройкой на СРЗ в Большом Камне). Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671РТМ:
Создание субмарин проекта 671РТМ в СССР совпало с началом реализации американской программы строительства многоцелевых АПЛ третьего поколения типа SSN-688, которые стали самыми массовыми АПЛ в мире (в 1996 г. американские ВМС получили последнюю, шестьдесят вторую АПЛ данного типа), оснащенных мощным ГАК AN/BQQ-5. «Лос-Анджелес» (головной корабль серии, водоизмещение 6080/6927 тонн, максимальная скорость 31 узел, глубина погружения до 450 метров, вооружение 4 ТА калибра 533 мм с боекомплектом 26 ракето-торпед и торпед) вступил в состав американских военно-морских сил в 1976 году. Новые американские субмарины по-прежнему превосходили аналоги Советского Союза по характеристикам гидроакустического комплекса и уровню скрытности. Но данный разрыв, по признанию американцев, сократился значительно и не носил больше «драматического» характера. При этом АПЛ ВМС США фактически сравнялись с субмаринами СССР по максимальной скорости подводного хода (но уступали по максимальной глубине). «Щуки» при этом имели лучшую боевую живучесть и маневренность. В вооружении они обладали и некоторым преимуществом. Благодаря более высокому уровню комплексной автоматизации субмарины проекта 671РТМ имели меньший экипаж по сравнению с «Лос-Анджелесом», что дало возможность создать на борту «Щук» лучшие условия обитаемости. По оценкам специалистов подлодки проекта SSN-688 и 671РТМ в целом являлись равноценными кораблями. АПЛ проекта 671PTMK построенные в Ленинграде:
Освоение подлодок проекта 671РТМ на флотах несколько затянулось. Причиной этого была недоведенность боевой информационно-управляющей системы «Омнибус»: до середины 1980-х гг. система не могла в полной мере решать задачи, возложенные на нее. На субмаринах ранней постройки «Омнибус» доводился во время эксплуатации лодок, что значительно ограничивало боевые возможности. Наиболее важным усовершенствованием, которое было внедрено на 671РТМ проекте, стало использование принципиально нового типа оружия - стратегических малоразмерных дозвуковых крылатых ракет «Гранат», максимальная дальность стрельбы которых составляла 3 тыс. м. Оснащение крылатыми ракетами атомных подводных лодок превратило их в многоцелевые корабли, которые могли решать широкий круг задач не только в обычной, но и в ядерной войне. Крылатые ракеты «Гранат» по массогабаритным характеристикам от стандартных торпед фактически не отличались. Это позволило применять «Гранат» из штатных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. Пять последних субмарин ленинградской постройки вводились в строй по 671РТМК проекту (комплекс вооружения дополнялся крылатыми ракетами). В дальнейшем КР были дооснащены остальные подлодки проекта 671РТМ. ПЛА пр.671-РТМ в базе Некоторым лодкам уже после их вступления в строй были даны «имена собственные». К-414 с 96-го года носит название «Даниил Московский», К-448 (последняя АПЛ проекта 671РТМ, в строй введена после распада СССР) с 10.04.1995 именуется «Тамбов». АПЛ К-138 носит название «Обнинск». Пожалуй, самым ярким фрагментом в биографии лодок проекта 671РТМ стало их участие в крупных операциях «Атрина» и «Апорт», проведенных силами 33-й дивизии в Атлантике и значительно поколебавших уверенность Соединенных Штатов в возможности своих ВМС решать противолодочные задачи. Из Западной Лицы 29 мая 1985 года одновременно вышли три подлодки проекта 671РТМ (К-502, К-324, К-299), а также субмарина К-488 (проекта 671РТ). Позднее к ним присоединилась АПЛ проекта 671 – К-147. Разумеется, выход целого соединения атомных подлодок в океан для военно-морской разведки США не мог остаться незамеченным. Начались интенсивные поиски, но они ожидаемых результатов не принесли. При этом действующие скрытно советские атомоходы, сами следили за ракетными подводными лодками ВМС США в районе их боевого патрулирования (например, у АПЛ К-324 было три гидроакустических контакта с АПЛ США, общей продолжительностью 28 часов). Кроме того субмарины изучали тактику действия американской противолодочной . Американцам удалось установить контакт только с возвращающейся в базу К-488. 1 июля операция «Апорт» завершилась. В марте-июне 1987 года провели близкую по размаху операцию «Атрина», в которой участвовало пять субмарин проекта 671РТМ - К-244 (под командованием капитана второго ранга В. Аликова), К-255 (под командованием капитана второго ранга Б.Ю. Муратова), К-298 (под командованием капитана второго ранга Попкова), К-299 (под командованием капитана второго ранга Н.И. Клюева) и К-524 (под командованием капитана второго ранга А.Ф. Смелкова). Действия субмарин обеспечивались самолетами морской авиации и двумя разведывательными кораблями типа «Колгуев», которые оснащены гидроакустическими системами с протяженными (буксируемыми) антеннами. Хотя о выходе атомных подлодок из Западной Лицы американцы узнали, они потеряли их в Северной Атлантике. Вновь началась «подводная охота», к которой привлекли практически все противолодочные силы американского Атлантического флота - самолеты берегового и палубного базирования, шесть противолодочных атомных подлодок (в дополнение к субмаринам, уже развернутым военно-морскими силами Соединенных Штатов в Атлантике), 3 мощные корабельные поисковые группы и 3 новейших судна типа «Сталворт» (корабли гидроакустической раведки), которые использовали мощные подводные взрывы для формирования гидроакустического импульса. К поисковой операции были привлечены корабли английского флота. По рассказам командиров отечественных подлодок, концентрация противолодочных сил была настолько большой, что казалось невозможно подвсплыть для подкачки воздуха и сеанса радиосвязи. Несмотря на это, атомным подводным лодкам удалось незамеченными достигнуть района Саргассова моря, где советскую «завесу», наконец, обнаружили. ПЛА пр.671-РТМ на показательных учениях. На заднем плане - ПЛАРБ пр.941 Первые контакты с подлодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после того как началась операция «Атрина». АПЛ проекта 671РТМ при этом были ошибочно приняты за ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, что только усилило обеспокоенность военно-морского командования США и политического руководства страны (нужно напомнить, что данные события пришлись на пик «холодной войны», которая в любое время могла превратится в «горячую»). Во время возвращения в базу для отрыва от противолодочных сил американских ВМС командирам субмарин было разрешено применять секретные средства гидроакустического противодействия. Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, что военно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использовании Советским Союзом современных атомных подлодок не смогут организовать сколько-нибудь эффективного противодействия им. В конце 1985 года сложнейшее подледное плавание совершила К-524 под командованием капитана первого ранга В.В. Протопопова, старший на борту - командир тридцать третьей дивизии капитан первого ранга Шевченко. Замысел похода заключался в том, чтобы пройти в Атлантический океан из Северного Ледовитого океана, обойдя с северо-востока Гренландию. Командира АПЛ за этот поход удостоили звания Герой Советского Союза. Подводная лодка, войдя в море Линкольна, прошла через мелководные и узкие проливы Робсон и Кеннеди, которые отделяют Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, прошла бассейн Кейна и вышла в Баффинов залив через пролив Смита, после чего отправилась в северную Атлантику. Маршрут был опасным и чрезвычайно сложным. Он изобиловал мелями, а также айсбергами, которые обильно подбрасывались ледниками Гренландии. Из-за айсбергов в море Баффина безопасных глубин не существовало. Единственным надежным информационным средством в данных условиях была гидроакустика. К-524 уже в Атлантике встретилась с авианосцем ВМС США «Америка» и скрытно «атаковала» его (естественно, условно). Продолжительность похода составила 80 суток, из которых 54 – на глубинах свыше 150 метров подо льдами. За участие в данной операции капитан первого ранга Протопопов получил звание Герой Советского Союза. Подлодки проекта 671РТМ первыми освоили трансполярные переходы на Северный театр с Тихоокеанского. В 1981–1983 годах с целью оптимального распределения многоцелевых атомных подлодок между флотами данные переходы были выполнены построенными в Комсомольске-на-Амуре подлодками К-255 (командир корабля капитан второго ранга Ушаков), К-324 (капитан второго ранга Терехин), К-218 (капитан второго ранга Авдейчик). В начале 1989 года в соответствии с советско-американскими договоренностями с многоцелевых атомных подводных лодок американских ВМС и советского ВМФ было снято и складировано оружие, которое оснащено ядерными боеголовками. В результате подлодки проекта 671РТМ лишились «Граната» и «Шквала». Корабли проекта 671РТМ принимали участие в решении как военных, так и сугубо мирных задач. Например «Даниил Московский» под командованием капитана первого ранга П.И. Литвина после обеспечения ракетных пусков из района Северного полюса подводного тяжелого крейсера ТК-20, доставил в закрытый льдами порт Харасавэй в конце августа 1995 года 10 тонн муки и сахара. 29 августа 1991 года у атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 945, 945А, 670М буква «К» в тактическом номере была заменена буквой «Б». В середине 1990-х гг. лодки проекта 671РТМ начали постепенно выводить из боевого состава ВМФ. Из состава Тихоокеанского флота 31 июля исключили К-247, К-492, К-412, которые в общей сложности совершили 12, 10 и 6 автономных походов. К-305 после пожара, произошедшего в 1994 году в турбинном отсеке, в строй не вернулась, и перешла в состав тех. резерва. Однако «Щуки», пребывая в почтенном возрасте, продолжали демонстрировать свои высокие боевые качества. Об этом говорит случай, который произошел зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство России в Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании с просьбой оказать помощь матросу подлодки (командир капитан первого ранга Иванисов), который перенес на борту лодки операцию по удалению аппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только в условиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца «Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столько умилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией и Великобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что во время того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в том районе, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовские противолодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Но атомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхность для передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русская подлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слежения за противолодочными силами. Примечательно, что англичане приняли «Щуку» за более современную (более малошумную) субмарину 971-го проекта. В состав Северного флота в 1999 году входили субмарины Б-138, Б-255, Б-292, Б-388, Б-14, Б-448, Б-502 и Б-524. В Тихоокеанский флот входили Б-264, Б-305. К 2006 году На Северном флоте проходят службу пять лодок этого типа. Большая часть остальных находится на консервации. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00