Реклама

Главная - Услуги населению
«Золотой» карьер угрожает разливом нефти в Челябинской области. Конфликт в Березняках: кому помешало золото

16 декабря на Березняковском карьере (Еткульский район) были приостановлены на неопределенный срок работы по добыче золота. Без работы (пока временно) остались около тысячи человек.

Причиной стали оползень и трещина в породе в непосредственной близости от магистрального нефтепровода, принадлежащего компании «Транснефть-Урал», который пролегает рядом с карьером. Выходом из ситуации могло бы стать укрепление бортов карьера и перенос нефтепровода на безопасное расстояние, однако диалога между предприятиями пока не получается.

Спор между «ЮГК» и «Транснефть-Урал» длится несколько лет, но сами корни проблемы - еще глубже. Как пояснили в пресс-службе ЮГК, собственно Березняковское золоторудное месторождение было открыто еще в 40-х годах прошлого века, а его запасы были поставлены на госбаланс в 60-х годах (сейчас они оцениваются в 82,5 тонны), что само по себе исключало использование земли в других целях. Отработка месторождения началась в конце 90-х годов, с 2007-го года ее ведет ЮГК, которая три года назад построила Березняковский ГОК.

Что же до нефтепровода, то он был проложен в границах участка, отведённого для добычи золота, когда месторождение уже разрабатывалось. Однако при его прокладке это почему-то не было учтено. Строительство нефтепровода велось с нарушением требований законодательства СССР и Российской Федерации, считают в ЮГК.

«Оползень, возникший неделю назад, рано или поздно случился бы, - считает управляющий директор „Южуралзолото“ Роман Бергер. - Дело в том, что нефтепровод из-за рельефа местности находится в своеобразной „канаве“, в которой скопилась вода. Местность начала заболачиваться, а вода наполнила породу, что и привело к оползню на северном борту карьера. Ничего бы этого не было, если бы собственники нефтепровода вовремя провели работы по осушению участка».

По словам Романа Бергера, по инициативе ЮГК были разработаны проектные решения и мероприятия по укреплению борта карьера, которые позволяют безопасно эксплуатировать нефтепровод. Но есть условие: все работы должны быть согласованы с «Транснефть Урал».

«Начиная с 2014 года, мы обращались к ним с просьбой согласовать работы, но положительного ответа не было», - подчеркивает Роман Бергер. По его словам, нефтяники настаивают на переносе магистрального трубопровода, оценивая эти работы в два миллиарда рублей, что, по мнению руководства «Южуралзолото», выглядит, мягко говоря, необоснованным, и может попросту сделать дальнейшее освоение месторождения невозможным с экономической точки зрения.

На прошлой неделе ситуация обострилась - «Транснефть - Урал» пошел в информационную атаку, разослав по СМИ сообщение, в котором было заявлено, что ЮГК провоцирует аварию на нефтепроводе. После чего на разрезе и появилась комиссия по чрезвычайным ситуациям министерства безопасности области, которая совместно с Ростехнадзором и приказала приостановить все работы.

«Ничего лучше, чем закрыть карьер, они не придумали, - возмущен Роман Бергер. - У меня есть вопросы по поводу компетентности этих „специалистов“, ведь они своими действиями проблему не решили, а людей оставили без работы. Борт так и висит, ситуация достаточно аварийна, и что будет дальше, прогнозировать сложно. Но мы ведем наблюдение, пока в районе самой трубы ничего не происходит. Движений нет никаких».

Из-за приостановки работ в карьере работу могут потерять около тысячи человек - сотрудники разреза, а также смежных с предприятием компаний. Если работы не возобновятся, семьи останутся без средств к существованию, а областной бюджет недосчитается значительных налоговых поступлений, считают в компании.

На прошедшем во вторник совещании у губернатора Челябинской области Бориса Дубровского глава региона еще раз подчеркнул необходимость достижения соглашения между компаниями.

«Компаниям „Южуралзолото“ и „Транснефть - Урал“ надо искать приемлемое техническое решение... Необходимо понимать перспективы решения этой проблемы, потому что без работы остались сотни человек», - подчеркнул Борис Дубровский.

А пока сотрудники «Южуразолота» написали открытое письмо президенту страны Владимиру Путину, к которому, как сказано в документе, подписанном более 500 рабочими, обращаются «как к последней инстанции»...

Березняковское золоторудное месторождение было открыто в 40-х годах прошлого столетия. Запасы месторождения были поставлены на государственный баланс Министерством геологии СССР в 60-е годы, что уже исключает возможность использования земельных участков в других целях. Непосредственная отработка месторождения началась в конце 90-х годов. Лицензию на недропользование тогда приобрела компания «Еткульзолото» и оформила земельный участок с обнаруженным месторождением в долгосрочную аренду. Разработкой Березняковского месторождения по договору подряда в 2007 году занялась группа компании «Южуралзолото» (АО «ЮГК»), а в 2013 году был построен «Березняковский» ГОК.

В 50 метрах от границ карьера оказался нефтепровод, принадлежащий АО «Транснефть-Урал». Строительство его, по словам представителей АО «ЮГК», с самого начала велось с нарушением требований законодательства СССР и Российской Федерации. Так, при его укладке не учли близость к месту добычи драгоценного металла. В итоге трубопровод был проложен по месторождению, которое уже значится в реестре ГКЗ СССР.

Первые проблемы начались два года назад. Нефтепровод и северную часть «Березняковского» ГОКа, расположенные в и без того сильно заболоченной местности, начали подтоплять подземные и талые воды. Появившиеся вскоре оползни серьезно повредили один из бортов карьера. Разрушение было зафиксировано по всем правилам - представители «Южуралзолота» и «Транснефть-Урал» совместно подписали соответствующий акт и договорились устранить проблему с подтоплением соседних объектов общими усилиями. По заказу группы компаний «ЮГК» исследовательский институт ЗАО «Маггеоэксперт» провел тщательный анализ ситуации и постановил, что северный борт карьера подвергся горно-геологическим изменениям. Чтобы разрушения не привели к катастрофе, эксперты рекомендовали принять срочные меры. Проект решения ситуации с затоплением нефтепровода в 2015 году разработали инженеры ООО «Уралгеопроект». Специальные мероприятия по укреплению северного борта карьера должны были обезопасить дальнейшую эксплуатацию магистрального нефтепровода. Проект одобрили в Ростехнадзоре РФ - 13 октября прошлого года он получил положительную оценку экспертов, но к инженерам почему-то никто не прислушался. К восстановительным мерам не приступили до сих пор.

Мы готовы сами все сделать, за свой счет, но АО «Транснефть-Урал» не пускает специалистов на свою территорию, - рассказал представитель группы компаний «Южуралзолото». - Переговоры не прерываем, но и договориться не можем. Утверждают, что в проект закралась ошибка и мероприятия по укреплению нефтепровода в таком виде проводить нельзя. На положительную экспертизу Ростехнадзора просто закрывают глаза.

Вторым вариантом решения конфликта рассматривали перенос нефтепровода на другое, более безопасное место. Однако стороны и тут не смогли договориться.

- «Транснефть» хочет перенести нефтепровод на территорию золотодобывающей фабрики, на наш законный участок, - рассказали в «ЮГК». - Мы сначала, конечно, возмутились - земля у нас в собственности, на карьере ведутся постоянные работы. Но «Транснефть» пользуется своими связями. Это очень напоминает рейдерский захват.

Между тем ситуация в Березняках близка к критической. В декабре 2016 года карьер золотодобывающей компании пережил еще один оползень. В результате полученных разрушений северный борт осел настолько, что производство пришлось остановить. После второго оползня «Южуралзолото» вынуждено пойти на уступки:

Ради восстановления производства мы готовы уступить. Согласны на временный перенос нефтепровода на наш участок. Направили официальное письмо «Транснефти», ждем ответ, - говорят в ЮГК. - После того, как работу предприятия остановили, компания каждый день несет колоссальные убытки.

Недоумевают и китайские партнеры, приехавшие в Березняки для установки нового оборудования и оказавшиеся в эпицентре конфликта. За невыполнение условий договора с китайцами «Южуралзолоту» грозит солидный штраф. Самое же страшное, что без средств к существованию в аккурат перед новогодними праздниками оказались порядка 700 семей.

Я работаю третий год, у меня трое детей, я многодетный отец, - рассказывает сотрудник ГК «Южуралзолото» Ильдар Гильмухаметов. - Я еще перед государством в долгу - взял кредит. Но теперь остаюсь без средств к существованию. Они все-таки надеются, что решение будет найдено в кратчайшие сроки. На работу сюда приезжают даже из других регионов. «Южуралзолото» - одна из передовых компаний страны. Поэтому здесь и впредь намерены отстаивать свою репутацию.

Березняковское месторождение открыто в 1990 году, его прогнозные ресурсы оцениваются в 60 тонн золота. В 2012 году построили Березняковскую золотоизвлекательную фабрику. Драгметаллы извлекаются на фабрике методом автоклавного выщелачивания. Среднегодовая добыча на Березняковском месторождении составляет 2000 кг золота в год.

«Золотой» карьер угрожает разливом нефти в Челябинской области
«Золотой» карьер угрожает разливом нефти в Челябинской области – отказ ОАО «Южуралзолото Группа Компаний» (ЮГК, владелец Константин Струков) прекратить разработку Березняковского месторождения в 43 метрах от «трубы» может спровоцировать экологическую катастрофу; сложившаяся ситуация вынесена на повестку ноябрьского заседания региональной КЧС, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
С просьбой остановить разработку карьера «Березняковский» (Березняковское золоторудное месторождение) к руководству Челябинской области обратилось АО «Транснефть – Урал». Обращение продиктовано тем, что земляные работы в карьере ведутся в непосредственной близости от двух крупных магистральных нефтепроводов Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск (УБКУА) и Нижневартовск – Курган – Куйбышев (НКК), стратегических артерий, по которым перекачивается треть отправляемой на экспорт российской нефти.
Напомним, земляные и, тем более, взрывные работы в непосредственной близости от нефтепроводов, по которым под высоким давлением транспортируется нефть, запрещены законодательством – в местах прохождения «трубы» установлены охранные зоны и зоны минимально допустимых расстояний.
АО «Транснефть – Урал», которое обслуживает указанные нефтепроводы, настаивает на прекращении всех работ на месторождении и требует укрепить северный борт карьера «Березняковский», который находится в непосредственной близости от нефтепровода УБКУА.
История эта началась в 2007 году, когда в 1,5 км юго-восточнее поселка Депутатский (Еткульский район) «Южуралзолото» начало разработку Березняковского золоторудного месторождения открытым способом. Создание карьера потребовало масштабных взрывных работ, а активная разработка месторождения привела к тому, что карьер приблизился на недопустимое расстояние к нефтепроводам УБКУА и НКК. Более того, при разработке месторождения ОАО «ЮГК» нарушило требования проектной документации: в зоне минимально допустимых расстояний нефтепроводов без разрешения АО «Транснефть – Урал» велись земляные работы, превышались ограничения по массе взрывных зарядов и так далее. В результате в настоящее время северный борт карьера «Березняковский» находится всего в 43 метрах от оси нефтепровода УБКУА.+

Когда АО «Транснефть – Урал» потребовало разработать план мероприятий по укреплению северного борта карьера и прекращению работ, ОАО «ЮГК» представило проект, который предусматривает дальнейшее сближение северного борта карьера с действующими магистральными трубопроводами – уже на расстояние до 34 метров.
Несмотря на то, что Уральское управление Ростехнадзора неоднократно выдавало ОАО «ЮГК» предписания об устранении нарушений, а Еткульский районный суд на 60 суток приостанавливал деятельность на участке карьера «Березняковский», работы на карьере в настоящее время продолжаются. Между тем, продолжение работ в охранной зоне чревато подвижками грунта, а значит, и нарушением целостности магистральных нефтепроводов, что может повлечь человеческие жертвы, большой материальный ущерб и масштабный урон для экологии всей Челябинской области.
АО «Транснефть – Урал» предложило ОАО «ЮГК» подписать соглашение о вынесении участков магистральных нефтепроводов УБКУА и НКК на безопасное расстояние от карьера, разделив финансовые затраты на выполнение данных работ. Эта мера позволит обеспечить безопасную эксплуатацию как месторождения, так и магистральных нефтепроводов, однако «Южуралзолото» софинансировать данные работы отказывается.
Есть и еще один важный момент. В силу особенностей местности вынос участков нефтепроводов УБКУА и НКК в обход золоторудного месторождения может быть осуществлен только через 96-й квартал Еманжелинского участкового лесничества. Однако именно на данном участке местности ОАО «Еткульзолото» (структура ОАО «ЮГК») приступило к оформлению лесного участка в аренду для разработки полезных ископаемых. Это обстоятельство может привести к срыву реализации проекта обхода золоторудного месторождения и невозможности обеспечения безопасной эксплуатации участков магистральных нефтепроводов.
В этой связи АО «Транснефть – Урал» обратилось к руководству Челябинской области с просьбой запретить передачу указанного участка в аренду ОАО «Еткульзолото» и зарезервировать его для выноса участков магистральных нефтепроводов в обход золоторудного месторождения.
При этом предприятие рассчитывает на устранение разногласий и возобновление конструктивных переговоров с ОАО «ЮГК», что позволит достичь подписания соглашения о вынесении участков магистральных нефтепроводов УБКУА и НКК на безопасное расстояние от карьера при условии совместного и равного финансирования работ по выносу. На предприятии уверены, что это даст возможность обеспечить безопасную работу и магистральных нефтепроводов, и карьера.
Заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Челябинской области по данному вопросу намечено на 24 ноября.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS