Реклама

Главная - Красота и здоровье
Главном управлении по делам печати. Архив научных статей

Образовано для заведования делами цензуры и печати. При учреждении в его функции входило: наблюдение за действиями местных комитетов по делам печати и инспекторов по делам печати, цензоров драматических сочи­нений, а также установление цензуры иностранной; разрешение их недоразу­мений и вопросов, рассмотрение жалоб; наблюдение за произведениями пе­чати и сообщение о возбуждении судебного преследования; ведение дел об открытии типографий, литографий, металлографий и заведений, произво­дивших и продававших принадлежности тиснения; надзор за этими заведени­ями и за книжной торговлей.

Совет Г. у. п. д. п. состоял из «находившихся налицо» в Петербурге председателей цензурных комитетов и из членов, назначавшихся указами им­ператора по представлению министра внутренних дел. Председатель - на­чальник Г. у. п. д. п.

Первоначально распределением занятий между чиновниками ведал на­чальник Г. у. п. д. п.

До 24.11.1905 от предварительной цензуры были освобождены только повременные издания Петербурга и Москвы. B «обеих столицах» издавались также без предварительной цензуры все оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов, переводы не менее 20 печатных листов. За преде­лами столиц без предварительной цензуры выходили: все правительственные издания, все издания академий, университетов, ученых обществ, все издания на древних классических языках и переводы; чертежи и карты.

Издания, нарушавшие этот закон, подвергались судебному преследованию.

После отмены предварительной цензуры повременной (21.11.1905, 18.03.1906) и неповременной печати (26.04.1906) функции Г. у. п. д. п. были распределены между пятью отделениями.1

1- е отделение вело дела по периодическим органам печати и по книгам, выходившим в округе Санкт-Петербургской судебной палаты, а также дело­производство по всем правительственным изданиям.

2- е отделение ведало делами о газетах и книгах по округам Московской, Киевской, Одесской, Харьковской и Новочеркасской судебных палат.

3- е отделение занималось делами периодических органов печати и по книгам, выходившим по округам Саратовской, Казанской, Тифлисской, Ташкентской, Иркутской и Омской судебных палат.

4- е отделение разрабатывало законодательство о печати; составляло цир­кулярные разъяснения; вело дела по иностранной цензуре; дела о книгах и газетах по районам Варшавской и Виленской судебных палат.

5- е отделение заведовало личным составом Управления и цензурных уч­реждений; счетной частью; библиотекой; делами по типографиям, литогра­фиям, металлографиям и книжной торговле.

Хозяйственный комитет (с 30.10.1908)2 рассматривал все предложения, касавшиеся хозяйственной части ведомства и отчетной части; ведал делами ти­пографии МВД и редакций газет «Правительственный вестник» и «Сельский вестник».

Осведомительное бюро (с 26.08.1906,3 с 1915 - Бюро печати) - обслу­живало официальные и частные повременные органы печати достоверными, подлежавшими оглашению сведениями, касавшимися предположений, дейст­вий и деятельности правительства, правительственных и административных лиц и учреждений; а также «главнейших фактов общественно-политической жизни России и заграницы». Ha сотрудников бюро, кроме того, возлагалась проверка слухов и сообщений печати.4 B результате реорганизации 24.03.1913 разделено на два отдела.

Отдел печати обследовал столичные газеты для создания выборки заме­ток и статей, подлежавших срочному докладу председателю Совета минист­ров, министру внутренних дел и начальнику Г. у.

П. д. п., очередному докла­ду всем министрам и главноуправляющим, их товарищам, директорам депар­таментов и начальникам управлений; занимался обследованием провинци­альных газет для министра внутренних дел и начальника Г. у. п. д. п.

Отдел обслуживания ведомств и информации делал подборки газетных вырезок для докладов министрам, главноуправляющим, директорам департа­ментов и начальникам управлений; составлял проекты сообщений, разъясне­ний и опровержений, а также занимался созданием «справочно-руководст- венного и информационного» архива; дежурно-техническая часть осуществ­ляла дежурства, выпуск бюллетеней, прием запросов и выдачу справок, а также ведала регистратурой, перепиской, изготовлением вырезок, печатных обзоров и бюллетеней, обслуживанием телефонов.

Военная цензура (с 20.07.1914)5 следила за тем, чтобы в печать не про­никли военные сведения, представлявшие военную тайну.

Военные цензоры находились в подчинении Петроградского комитета по делам печати, выполняли задания Главной военно-цензурной комиссии при Главном управлении Генерального штаба и местных военно-цензурных ко­миссий при военно-окружных штабах.

Комиссия для выработки положения об установлении надзора над кине­матографическими произведениями (действовала с 27.03.1916).6 Положение не было принято в связи с ликвидацией Г. у. п. д. п. 27.04.1917.

Особая комиссия по ликвидации Главного управления по делам печати существовала с 27.04.19177 по 16.09.1917. После упразднения Г. у. п. д. п. был учрежден новый орган цензорского контроля - Книжная палата. Осу­ществление цензуры на местах возлагалось на губернских и уездных комис­саров.8 30.11.1917 Книжная палата была включена в состав Наркомата по просвещению.

Начальники Главного управления по делам печати:

1865.30.8- 1866.02.12 - Щербинин М.П.

1866.02.12 - 1870.24.09 - Похвиснев M.H.

1870.24.9- 1871.15.11 - Шидловский M.P.

1871.19.11- 1875.23.01 - Лонгинов М. H.

1875.23.1- 1880.04.04 - Григорьев B.B.

1880.04.4- 1881.05.04 - Абаза H. С.

1881.05.4 - 1883.01.01 - кн. ВяземскийП.П.

1896.11.6 - 1899.30.12 - Соловьев М. П.

1900.01.1 - 1902.25.04 - кн. Шаховской H. В.

1902.09.5- 1905.16.01 - Зверев H.A.

1905.19.2- 1912.27.03 - БельгардА.В.

1912.27.3- 1915.29.03 - Татищев C.C.

1913.29.3- 1915.30.12 - КатенинА.А.

1915.30.12 - 1916.07.05 - Судейкин B.T.

1916.07.5- 1917.21.01 - Удинцев B.A.

1917.27.1- 1917.15.03 - КатенинА.А.

2 ПСЗ. Т. 40. № 41988, 06.04.1865; ЗПСЗ. Т. 25. № 26962, 24.11.1905; Т. 26. № 27574, 18.03.1906; СУиРВр.Пр. № 79. Ст.453, 04.03.1917; № 1748, 16.09.1917; № 6. Ст. 104, 30.11.1917.

РГИА, ф. 776 (3400 д.).

1 РГИА, ф. 776, оп. 23, 1906 r., д. 22.

2 Там же, 1908 r., д. 50.

3 Там же, 1907 г., д. 18.

4 Предшественником Осведомительного бюро был «официоз» С. Ю. Витте «Рус­ское государство».

5 РГИА, ф. 778, оп. 1,д. 1, 1914.

6 Там же, ф. 776, оп. 23, д. 20.

7 ГА РФ, ф. 1787 (б/ф P-397), 38д.

8Там же, ф. 1791, оп. 1, д. 116, л. 195.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ (ГУДП), центральное учреждение в составе МВД Российской империи, руководившее цензурой в 1865-1917 годах. Образовано в связи с передачей в 1863-го цензуры из Министерства народного просвещения в МВД (в 1863-65 функции ГУДП исполнял Совет министра внутренних дел по делам книгопечатания). Действовало на основании Временных правил о печати 1865, затем - Временных правил о печати 1905-06. Местными органами и должностными лицами ГУДП являлись цензурные комитеты (с 1906 комитеты по делам печати) и отдельные цензоры (с 1906 инспекторы по делам печати). Руководство иностранной цензурой осуществлял подчинённый ГУДП Комитет (с 1894 Центральный) цензуры иностранной в Санкт-Петербурге, отдельные цензоры, а также местные комитеты в Одессе (до 1909) и Риге (до 1915). В вопросах цензуры ГУДП подчинялись также те вице-губернаторы, которые, за отсутствием в губернии местных органов ГУДП, с 1881 года сами осуществляли цензорские функции. При начальнике ГУДП состоял Совет (совещательный орган), в который входили «находившиеся налицо» в Санкт-Петербурге председатели цензурных комитетов и назначавшиеся императором постоянные члены. ГУДП осуществляло цензуру периодической печати и книжной продукции, рассматривало ходатайства об учреждении продававших типографское оборудование заведений, новых органов периодической печати, типографий и пр., осуществляло надзор за ними и за книжной торговлей, накладывало административные взыскания или инициировало судебные разбирательства в отношении нарушителей цензурного законодательства, вводило запрет на обращение в публичных библиотеках отдельных книг.

В 1906 году ГУДП разделено на 5 отделений, 4 из них ведали цензурой на территории отдельных округов судебных палат: 1-е - Санкт-Петербургской палаты (выполняло также дела по всем правительственным изданиям); 2-е - Киевской, Московской, Новочеркасской, Одесской и Харьковской палат; 3-е - Иркутской, Казанской, Омской, Саратовской, Ташкентской и Тифлисской палат; 4-е - Варшавской и Виленской палат (также разрабатывало законодательство о печати). Тогда же в составе ГУДП создано Осведомительное бюро (с 1915 Бюро печати), которое предоставляло периодическим изданиям подлежавшие обнародованию сведения о намерениях и действиях правительства, государственных органов и должностных лиц, а также проверяло некоторые публиковавшиеся в печати слухи и сообщения. Бюро формировало выборки заметок и статей, подлежавших срочному докладу председателю СМ, министру внутренних дел и начальнику ГУДП или очередному докладу всем руководителям министерств, департаментов и управлений, составляло проекты официальных разъяснений и опровержений. В 1907-м ГУДП начало издавать библиографический журнал «Книжная летопись», в котором наряду с информацией о новых книгах помещались списки книг, изъятых из продажи, перечни постановлений об уничтожении изданий и т. д. В 1908 году в составе ГУДП образован Хозяйственный комитет, который, помимо прочего, руководил редакциями газет «Правительственный вестник» и «Сельский вестник». В связи с введением военной цензуры 20.7(2.8).1914, сразу после начала 1-й мировой войны, Петроградскому комитету по делам печати ГУДП подчинены все военные цензоры, которые выполняли задания Главной военно-цензурной комиссии при Главном управлении Генерального штаба и местных военно-цензурных комиссий при штабах военных округов. ГУДП упразднено после Февральской революции 1917 года в связи с полной отменой цензуры, для наблюдения за печатью и учёта выходящих изданий создана Российская книжная палата. В РСФСР в 1919-22 годах функции цензуры осуществлял Госиздат, в СССР - Главное управление по делам литературы и издательств.

Начальники ГУДП: М. П. Щербинин (1865-66), М. Н. Похвиснев (1866-70), М. Р. Шидловский (1870-71), М. Н. Лонгинов (1871-75), В. В. Григорьев (1875-1880), Н. С. Абаза (1880-81), П. П. Вяземский (1881-83), Е. М. Феоктистов (1883-96), М. П. Соловьёв (1896-99), Н. В. Шаховской (1900-02), Н. А. Зверев (1902-05), А. В. Бельгард (1905- 1912), С. С. Татищев (1912-15), А. А. Катенин (1915, 1917), В. Т. Судейкин (1915-16), В. А. Удинцев (1916-17).

Лит.: Чернуха В. Г. Главное управление по делам печати в 1865-1881 годы // Книжное дело в России во 2-й половине XIX - начале XX в. СПб., 1992. Вып. 6; Патрушева Н. Г. История цензурных учреждений в России во 2-й половине XIX - начале XX в. // Там же. СПб., 2000. Вып. 10.

<*> Ambros"ev A.V. Informational bureau attached to the Main department of print matters of the Ministry of Internal Affairs of the Russian empire: structure and organization of activity.

Амбросьев Андрей Валентинович, адъюнкт Академии управления МВД России.

Статья посвящена организации деятельности Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати МВД Российской империи, главной задачей которого являлось обслуживание официальных органов печати и должностных лиц достоверными сведениями, касающимися деятельности правительства, правительственных и административных лиц и учреждений, а также неофициальных периодических изданий.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской империи, Главное управление по делам печати, Осведомительное бюро, цензура, органы печати.

The article is devoted to organization of activity of the Information Bureau attached to the Main Department on Print Matters of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire, the main task of which was rendering services to official agencies of printing and officials with regard to reliable information related to activity of the Government, Governmental and administrative persons and institutions and also non-official periodicals.

Key words: Ministry of Internal Affairs of the Russian empire, Main Department on Print Matters, Information Bureau, censorship, printing agencies.

В ходе прогрессивных демократических реформ 60 - 70-х годов XIX в. в Российской империи проводится и цензурная реформа. Власть отказывается от предварительной цензуры для определенных периодических изданий и книг объемом не менее десяти печатных листов, заменив ее судебной ответственностью в случае нарушения ими предписаний, установленных законами Российской империи и иными нормативными актами, издаваемыми министерствами и ведомствами.

Именным Указом от 6 апреля 1865 г. "О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати" контроль над деятельностью цензурных комитетов, наблюдение за органами печати, освобожденными от предварительной цензуры, из Министерства народного просвещения передаются в ведение Министерства внутренних дел. Для реализации этой функции в системе МВД создается Главное управление по делам печати.

В задачи этого ведомства входило, в частности, составление периодических обзоров российской печати для императора Александра II.

Ранее этим занималось Главное управление цензуры Министерства народного просвещения <1>. Обзоры составлялись двумя специальными чиновниками Главного управления и представлялись царю ежедневно "в размере от двух до трех листов письма с приложением вырезок из газет и журналов" <2>. В отчете о деятельности Главного управления за 1865 - 1867 гг. отмечено, что с 1 сентября 1865 г. по 1 января 1867 г. Александру II было представлено 495 подобных "обозрений". "Материалами для них служили исключительно повременные, выходящие в России издания: главнейшим же образом в обозрения вносились все те статьи, которыми более или менее определялось направление отечественной журналистики" <3>.

<1> Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1808 - 1917). Книжное дело в России в XIX - начале XX в.: Сборник научных трудов. СПб., 2008. Вып. N 14. С. 187.
<2> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 4. Д. 195. Л. 14.
<3> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 3. Д. 17. Л. 24.

Начало первой российской революции, Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", даровавший, в частности, свободу печати, способствовали небывалому ранее оживлению общественно-политической жизни. Значительно возрастает число издаваемых газет и журналов, во многих из них достаточно резко критикуется правительство, дискредитируется самодержавие.

Характерной особенностью того времени было увеличение числа сатирических газет и журналов. "Революционная и демократическая сатира затопила журнальный рынок... при этом все сатирические издания, почти без исключения, были ультрарадикальными" <4>.

<4> Стернин Г.Ю. Художественная жизнь в России в начале XX века. М., 1976. С. 174.

Власть рассматривает деятельность многих газет и журналов как важную причину роста революционного движения и пытается административными мерами повлиять на характер публикуемых в них материалов.

Первого сентября 1906 г. распоряжением председателя Совета министров и министра внутренних дел П.А. Столыпина при Главном управлении по делам печати было образовано Осведомительное бюро. Характерно, что Осведомительное бюро было создано за неделю до введения военно-полевых судов для борьбы с революцией.

П.А. Столыпин определил, что главная задача Бюро заключается в обеспечении "официальных, частных повременных органов печати достоверными, подлежащими оглашению сведениями, касающимися предположений и действий правительства, правительственных и административных лиц и учреждений. Материалами для передачи в средства печати являлась информация, полученная в Бюро, непосредственно от официальных лиц и учреждений. На сотрудников Бюро возлагается обязанность проверки слухов и сообщений печати" <5>.

<5>

В письме от 13 марта 1910 г. под грифом "секретно" начальник Главного управления по делам печати А.В. Бельгард доводит до сведения сотрудников Осведомительного бюро, что они во всех своих действиях должны строго руководствоваться всеми общими требованиями, предъявляемыми к лицам, состоящим на государственной службе. Их обязанности заключаются: "1) в облегчении всеми возможными способами доставления Осведомительному бюро правительственными учреждениями сведений и сообщений, которые будут признаны этими учреждениями, подлежащими опубликованию; 2) в доставлении в эти учреждения из Осведомительного бюро вырезок из петербургских газет со сведениями, которые касаются этих учреждений и по своему содержанию могут требовать опровержения или соответствующего разъяснения через посредство Осведомительного бюро" <6>.

<6> Там же.

Таким образом, Осведомительное бюро, с одной стороны, информировало государственные учреждения и должностных лиц об оценке их деятельности в периодической печати, с другой - стремилось обеспечить публикацию в газетах и журналах сведений, которые в выгодном свете отражали бы деятельность правительства.

По мнению руководства МВД, в условиях легализации политических партий, общественных организаций, проведения выборов в Государственную Думу у правительства возникла необходимость распространения "верных, фактических данных по всем наиболее важным вопросам и событиям, ввиду появления за последнее время массы столичных и провинциальных газет, распространяющих ложные сведения о событиях в России, и во избежание неправильного или тенденциозного толкования вносимых правительством в Государственную Думу законопроектов, а также действий, намерений и распоряжений правительства и отдельных представителей гражданской и военной власти" <7>.

<7> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 34. Ед. хр. 18. Л. 19.

В состав Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати входили: отдел обследования печати, отдел, обслуживающий ведомства, и дежурно-техническая часть.

Рабочий день отдела обследования печати должен был начинаться не позднее 7 часов утра. Численный состав сотрудников определялся количеством столичных газет и "количеством времени для этого" <8>. Рано утром отдел предоставлял вырезки из столичных газет председателю Совета министров, министру внутренних дел и начальнику Главного управления по делам печати. В 10 часов утра сведения, почерпнутые из печати, доставлялись в виде систематизированных вырезок и комментариев к ним. В 12 часов дня эти сведения с определенными дополнениями доставлялись всем министрам и главноуправляющим, их заместителям, директорам департаментов и начальникам управлений.

<8> ОР РНБ. Ф. 152. Архив Военского К.А. Оп. 3. Дело N 283.

Сотрудники отдела с раннего утра просматривали и анализировали ведущие столичные общественно-политические газеты: "Новое время", "Речь", "День", "Русская молва", "Современное слово", "Гражданин", "Русское слово", "Утро России", "Земщина". Целью этого "обследования" было выявление основных тенденций в газетной политике по отношению к органам государственной власти. Естественно, в первую очередь чиновников Бюро интересовали так называемые нападки на правительственные структуры и трактовка их деятельности <9>.

<9> Кельнер В.Е. Создание и деятельность Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати: 1906 - 1917 гг.: Международная научная конференция "Книжное дело в России в XIX - начале XX в.".

Официальная инструкция определяла задачи отдела. Он действовал для составления "соответственных докладов правительству; информирования ведомств; извлечения материалов, подлежащих обследованию отделом, обслуживающим ведомства; учета значения и влияния самой печати - составления характеристики ее групп (политических и порайонно) и каждой газеты" <10>.

<10> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 89.

Отдел обследовал 50 столичных и 137 провинциальных газет, причем последние подразделялись на издания первого и второго значения. Число обследуемых газет со временем предполагалось довести до трехсот. Судя по документам, работа строилась следующим образом. Сотрудники просматривали поступавшие газеты и делали на них соответствующие записи. Это была целая система из 25 знаков. Например , в печатном органе партии конституционных демократов - основной оппозиционной силы к власти - газете "Речь" за 17 января 1913 г. сделано 105 пометок, из них 87 по ведомствам и 18 обзорно-докладных <11>.

<11> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 156.

Второй отдел, обслуживающий ведомства, отвечал за составление архива вырезок из периодической печати. Архив делился на две части - официальную, в которую помещались материалы, касающиеся деятельности органов власти и управления, и неофициальную, в которую шли сведения, которые и в будущем могли представлять общественно-политический интерес. Направление материалов в официальную часть архива было в компетенции заведующего Осведомительным бюро, а в неофициальную часть они попадали по распоряжению секретаря этого подразделения МВД <12>.

<12> ОР РНБ. Ф. 152. Архив Военского К.А. Оп. 3. Ед. хр. 283.

В обязанности дежурно-технической части входил прием запросов и выдача справок, регистратура, переписка, изготовление вырезок, печатание обзоров и бюллетеней.

Сотрудники Бюро снабжались "надлежащими" удостоверениями за подписью заведующего Бюро.

Осведомительное бюро также снабжало правительственные учреждения вырезками из газет по заявленным ими темам. Два раза в сутки выпускались специальные бюллетени для информирования редакций периодических изданий о правительственных мероприятиях и о желаемом освещении различных общественно-политических событий, которые рассылались по подписке <13>.

<13> Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г. Указ. соч. С. 203.

Обслуживание печати производилось путем издания подобных бюллетеней Бюро, доставляемых редакциям за плату в 30 руб. в месяц для малотиражных и в 50 руб. - для многотиражных газет. Данные бюллетени состояли из двух частей: сначала шла информация, которую Бюро официально рекомендовало редакциям для публикации, а затем опровержение и уточнение информации, уже прошедшей в печати.

За первые пять месяцев 1914 г., например, для печати было дано 2434 официальных сообщения и 968 неофициальных <14>.

<14> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162, Л. 112.

По мнению начальника Главного управления по делам печати А.В. Бельгарда, идея об издании и распространении бюллетеней Осведомительного бюро оказалась "очень полезной и удачной, по крайней мере на них подписались не только все значительные газеты и журналы, но и многие корреспонденты провинциальных и иностранных газет. Помимо этого, бюллетени рассылались всем губернаторам, а через них передавались начавшим в то время возникать в разных городах при содействии правительства правым органам печати или по крайней мере печатались в "Губернских новостях" <15>.

<15> Бельгард А.В. Воспоминания. М., 2009. С. 299.

Таким образом, Осведомительное бюро Главного управления по делам печати МВД становилось важным инструментом в "информационной борьбе", которую вело правительство с "левой", оппозиционной печатью, в условиях отсутствия предварительной цензуры.

Подобные бюллетени распространяли сведения о деятельности высших ведомств России, тем самым подготавливая в определенном плане общественное мнение, вводя его в круг проблем, обсуждение которых в печати представлялось правительству возможным или нужным <16>.

<16> Летенков Э.В. Из истории политики русского царизма в области печати (1905 - 1917 гг.): Дис. ... к.ю.н. Л., 1974. С. 73.

С момента образования Осведомительное бюро публиковало в "Правительственном Вестнике" опровержения о тех или иных сообщениях, публикуемых в газетах, которые не соответствовали действительности. С 1907 г. в "Вечернем выпуске Правительственного Вестника" Бюро публиковало сообщения, которые обобщались в следующие рубрики: разъяснения Правительствующего Сената, административные известия, армия и флот, церковь и духовенство, торговля и промышленность, пути сообщения, судебные известия, продовольственное дело, финансы и кредиты, переселенческое дело, сельское хозяйство, тюремное дело, учебное дело, разные известия.

Осведомительное Бюро обслуживало не только редакции газет, но и высокопоставленных должностных лиц. Два раза в сутки (8 и 12 часов ночи) рассылались бюллетени для председателя Совета министров, начальника Главного управления по делам печати, членов Совета министров внутренних дел и других. Один раз в сутки для министра Императорского двора, министра финансов, министра иностранных дел, обер-прокурора Святейшего синода, управляющего делами Совета министров и многих других. В час ночи выпускался ночной бюллетень. Помимо этого, на случай экстренного выпуска один из сотрудников дежурил до трех часов ночи.

В 1914 г. число подписчиков на получение бюллетеней составляло 71 <17>. В целях "обслуживания и осведомления" сотрудниками Бюро посещались самые различные учреждения, среди которых: Государственный Совет, Канцелярия Совета Министров, Канцелярия управляющего делами наместника его величества на Кавказе, Алексеевский Главный комитет, Особый Комитет по усилению флота, Утренняя, дневная и ночная Комиссии Государственной Думы, Комитет по празднованию 300-летия благополучного царствования Дома Романовых, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, 1-й и 2-й Департаменты Министерства иностранных дел и многие другие. Всего в перечне "установлений, с обозначением числа посещений их сотрудниками Бюро" указано 113 учреждений. Некоторые из них посещались сотрудниками Бюро ежедневно, другие 1 - 3 раза в неделю. В отчетах Главного управления по делам печати указано 304 посещения <18>.

<17> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 128 - 130.
<18> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 23. Ед. хр. 18.

Осведомительное Бюро конкурировало с другими организациями, также призванными снабжать информацией массовую периодическую печать: Санкт-Петербургским телеграфным агентством, Бюро русских журналистов, которое также выпускало ежедневные бюллетени о правительственной деятельности, Санкт-Петербургским литературно-информационным бюро Э. Петцгольда, рядом ведомственных учреждений. Изначально Осведомительному бюро придавался некий главенствующий характер. Оно было призвано стать центральным органом распространения официальной информации. Главная цель Бюро - нейтрализация воздействия оппозиционной печати и контроль над всей информацией об официальных лицах и учреждениях государства <19>.

<19> Кельнер В.Е. Указ. соч.

Согласно справке директора департамента Общих дел МВД "на Осведомительное бюро была возложена работа по изданию отчета о заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы. На эти отчеты установлена особая плата, по 200 руб. в месяц" <20>. С 1 января 1913 г. эта обязанность была возложена на Санкт-Петербургское телеграфное агентство.

<20> РГИА Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 22. Ед. хр. 276.

В связи с некоторыми изменениями в направлении деятельности Осведомительного бюро проводилась его реорганизация. Так, например, в циркуляре Главного управления по делам печати от 4 августа 1910 г. говорилось, что условия работы в Осведомительном бюро изменились с 1 января 1910 г. "вследствие возложения на Бюро задач по информированию Санкт-Петербургского телеграфного агентства и обслуживанию Государственного Совета и Государственной Думы, с изданием кратких отчетов об их собраниях. Поэтому для проведения надлежащей работы необходимо некоторое увеличение личного состава, а главным образом придание штатам Бюро гибкости и подвижности" <21>. В соответствии с вышеизложенным заведующим Бюро в 1910 г. были "составлены новые расписания должностей и окладов вознаграждений служащих Бюро" <22>. Помимо средств, выделяемых на содержание сотрудников Бюро и курьеров, секретарско-технической части, выделялись деньги на гонорар построчный, постатейный и по особым соглашениям, а также на вознаграждения за особые поручения.

<21> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 18.
<22> Там же.

Как всегда, возникли межведомственные сложности взаимодействия Осведомительного бюро с другими государственными учреждениями и ведомствами. Они могли сами готовить информацию, в том числе и опровержения на публикации в средствах массовой печати материалов о своей деятельности. При этом, как отмечал начальник Осведомительного бюро, "оно лишено возможности, - ввиду того характера, который ему придан, - критически относиться к получаемым опровержениям. В силу этого Бюро превращается в чисто механический аппарат, передающий, однако, почти всегда от своего имени, опровержения ведомств редакциям газет. Увлекаясь полемикой, доходящей до мелочности, ведомства создали пренебрежительно-насмешливое отношение со стороны печати ко всем уже исходящим от Бюро (и самого правительства) опровержениям" <23>.

<23> ОР РНБ. Ф. 152. Архив Военского К.А. 1913 г. Оп. 3. Л. 3.

Начало Первой мировой войны потребовало лучшей информированности правительства о состоянии страны, о процессах, происходящих в обществе, в экономике и находящих отражение в печати. Требования руководства МВД, отвечавшего за внутреннюю политику, в том числе за проведение мобилизации, возросли. Но, как отмечалось в приказе заведующего Бюро от 15 сентября 1914 г., требования недостаточно хорошо исполнялись его подчиненными.

Заведующий отмечал, что "обследование как столичных, так и провинциальных газет выполняется поверхностно; в срочный доклад сплошь и рядом не включаются статьи и заметки большого значения, в ведомства направляется материал несоответствующий. Подбор включаемых в обзор статей или носит случайный характер, или, страдая излишней односторонностью, не дает ясного представления о характере газетного дня; нередки случаи, что тот или иной вопрос излагается тенденциозно, чем нарушается главнейшее свойство обзора - полная объективность; характеристика дня иногда мало продумана, а иногда - искусственно подгоняется трафаретом, совершенно не отражая действительного облика дня; сам обзор, как по полноте освещения, так и по объему, не всегда соответствует емкости затронутых печатью вопросов; не наблюдается строгой преемственности и логической последовательности при каждодневном составлении обзора; корректируются обзоры очень неряшливо" <24>.

<24> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 1. Ед. хр. 46.

Важным и характерным замечанием в этом приказе было то, что "центр тяжести обзора печати, в том числе провинциальной, перенесен на часть политическую за счет деловой".

Это, очевидно, означало, что в условиях патриотического подъема, охватившего страну в первые недели войны, возникла иллюзия наконец-то достигнутого "единения власти и народа". Оппозиция в Государственной Думе, за исключением группы социал-демократов, и в прессе перестала критиковать власть. Правительство нуждалось в сведениях не столько о политическом, сколько экономическом состоянии провинции и готовности ее переносить тяготы войны.

Приказ предлагал немедленно "ввести систему тщательного чтения (а отнюдь не просмотра) местных газет, под непрерывным наблюдением заведующего отделом" <25>.

<25> Там же.

Подобные замечания, отраженные в приказе по Бюро, во многом предопределили его реорганизацию летом 1914 г.

Главной причиной, вызвавшей реорганизацию Осведомительного бюро, стала начавшаяся мировая война, вызвавшая реорганизацию государственного аппарата.

Правительству был необходим контроль за сведениями, поступавшими с театра боевых действий.

На следующий день после начала войны было обнародовано "Временное положение о военной цензуре", заранее разработанное Генеральным штабом для условий военного времени.

Оно вводилось в обязательном порядке в местах боевых действий, объявленных на военном положении, а также по решению военных властей могло вводиться и в других местностях. Там, где вводилась цензура военного времени, создавались военно-цензурные комиссии.

При штабах фронта вводились должности военных цензоров. Одной из важных задач этих цензоров было контролировать передачу сведений, имеющих военное значение. Цензоры числились в военном ведомстве и даже имели специальные нагрудные знаки. Военное ведомство не хотело отдавать цензурные функции Министерству внутренних дел, жандармерии, с которыми у них были давние трения, усилившиеся во время войны. Специальный цензор был назначен в Ставке Верховного командования. Его главная задача была обеспечить связь высшего командования с прессой <26>.

<26> Лемке М.К. 259 дней в царской Ставке. М., 2003.

Военная власть берет на себя информирование прессы интересующими ее сведениями, оказывает давление на нее через органы военной цензуры. В этих условиях должна была измениться роль Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати МВД.

На совещании в МВД, на котором присутствовали представители почти всех министерств, был установлен следующий порядок информирования прессы Осведомительным бюро: "во-первых, путем бесплатных официальных бюллетеней, и, во-вторых, путем тоже бесплатного инспирирования отдельных представителей печати в стенах Осведомительного бюро" <27>. (Бесплатное инспирирование, т.е. аккредитация журналистов при Осведомительном бюро, их уже не могло интересовать. Более значимая информация приходила с фронта, из финансово-промышленных кругов, от оппозиции в Государственной Думе, наконец, из деревни, с фабрик и заводов, где начиналось брожение против войны и существующей власти.)

<27>

В 1915 г. Осведомительное бюро было преобразовано в Бюро печати. Составление обзоров печати и обслуживание ведомств вырезками остались его обязанностью на прежних основаниях, информирование же прессы стало происходить не только посредством бюллетеней, но и путем непосредственного сообщения сведений представителям газет <28>.

<28> Полянская Л.И. Архивный фонд Главного управления по делам печати: Обзор // Лит. наследство. М., 1935. Т. 22 - 24. С. 603.

Важно отметить, что учреждения, подобные Осведомительному бюро, существовали не только в России. В Германии, к примеру, существовало Особое правительственное бюро, которое информировало печать по различным общественно-политическим вопросам. На его содержание тратились немалые деньги, очевидно, роль этого подразделения была высока. В его состав входили представители всех министерств <29>.

<29> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 68.

Существование такого подразделения, как Осведомительное бюро (Бюро печати), во время активизации общественно-политической жизни в стране свидетельствовало о признании властью силы общественного мнения. Осведомительное бюро информировало органы власти о настроениях в обществе и одновременно пыталось влиять на формирование общественного мнения в целях поддержки им усилий правительства по борьбе с надвигавшейся социально-политической катастрофой.

После Февральской революции 1917 г., провозгласившей независимость и свободу печати, было ликвидировано Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел, а вместе с ним и Бюро печати.

И отдельных цензоров по внутренней и иностранной цензуре, за бесцензурными изданиями, типографиями, металлографиями, литографиями, заведениями, производившими и продававшими произведения тиснения, а также для осуществления так называемой «театральной» цензуры, переданной из 5-й экспедиции Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии . Главному управлению по делам печати подчинялись местные цензурные учреждения - цензурные комитеты и отдельные цензоры.

Задачи

Дела, подлежавшие ведению Главного управления, подразделялись на административные и цензурные. К первым относились: выдача разрешений на открытие типографий, на ведение книжной торговли, на выпуск периодических изданий (и освобождение их от предварительной цензуры), наблюдение за исполнением местными цензурными и полицейскими органами судебных решений по делам печати, составление правил и инструкций для руководства инспекторам и чиновникам по надзору за типографиями и книжной торговлей и цензурным комитетам и цензорам. К «цензурным делам» относились: наблюдение за периодическими изданиями и отдельными сочинениями, выходившими как под предварительной цензурой, так и освобожденными от неё; за действиями цензурных комитетов и отдельных цензоров, дела об административных взысканиях периодическим изданиям, рассмотрение заявлений, жалоб и вопросов, связанных с печатью, просмотр недозволенных к печати сочинений, полученных из цензурных учреждений.

Структура

Главное управление по делам печати возглавлялось начальником, под председательством которого действовал Совет главного управления. Начальник Главного управления по делам печати назначался и увольнялся Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел. Совет Главного управления по делам печати состоял из членов, назначаемых Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел, а также из председателей цензурных комитетов, находившихся в Санкт-Петербурге .

Канцелярия Главного управления по делам печати возглавлялась правителем дел, при котором находились помощники, особые цензоры драматических сочинений и чиновники особых поручений, назначаемые и увольняемые приказами министра внутренних дел. В канцелярии Главного управления по делам печати велись: списки пьес, рассмотренных цензурой, алфавитные списки произведений печати, запрещенных министром внутренних дел к обращению в общественных читальнях, и другие реестры запрещенных книг, а также журналы совета, в которых кратко излагались доклады, высказывания и особые мнения членов Совета и его решения; журналы утверждались министром внутренних дел.

Библиотека Главного управления по делам печати собирала все выходящие в стране печатные издания. Как правило, они передавались через год в другие заинтересованные библиотеки или в макулатуру. С 1906 года библиотека занялась распределением обязательного экземпляра всех печатных изданий в главные библиотеки страны. С 1 июля 1907 года была введена карточная регистрация всей печатной продукции страны и стала издаваться «Книжная летопись».

Главное управление по делам печати было ликвидировано в соответствии с постановлением Временного правительства от 8 марта 1917 года , а на его основе возникли Книжная палата, частное телеграфное агентство и другие учреждения.

Руководители

  • Лонгинов, Михаил Николаевич (1871-1874)
  • Григорьев, Василий Васильевич (1875-1880)
  • Абаза, Николай Саввич (1880-1881)
  • Феоктистов, Евгений Михайлович (1883-1896)
  • Соловьёв, Михаил Петрович (1896-1900)
  • Шаховской, Николай Владимирович (1900-1902)
  • Зверев, Николай Андреевич (1902-1904)
  • Бельгард, Алексей Валерианович (1905-1912)
  • Урусов, Сергей Петрович (1914-1915)
  • Удинцев, Всеволод Аристархович (1916-1917)

Источники

  • ;
  • ;

Напишите отзыв о статье "Главное управление по делам печати Российской империи"

Отрывок, характеризующий Главное управление по делам печати Российской империи

– Monsieur le baron de Funke a ete recommande a l"imperatrice mere par sa soeur, [Барон Функе рекомендован императрице матери ее сестрою,] – только сказала она грустным, сухим тоном. В то время, как Анна Павловна назвала императрицу, лицо ее вдруг представило глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью, что с ней бывало каждый раз, когда она в разговоре упоминала о своей высокой покровительнице. Она сказала, что ее величество изволила оказать барону Функе beaucoup d"estime, [много уважения,] и опять взгляд ее подернулся грустью.
Князь равнодушно замолк. Анна Павловна, с свойственною ей придворною и женскою ловкостью и быстротою такта, захотела и щелконуть князя за то, что он дерзнул так отозваться о лице, рекомендованном императрице, и в то же время утешить его.
– Mais a propos de votre famille,[Кстати о вашей семье,] – сказала она, – знаете ли, что ваша дочь с тех пор, как выезжает, fait les delices de tout le monde. On la trouve belle, comme le jour. [составляет восторг всего общества. Ее находят прекрасною, как день.]
Князь наклонился в знак уважения и признательности.
– Я часто думаю, – продолжала Анна Павловна после минутного молчания, подвигаясь к князю и ласково улыбаясь ему, как будто выказывая этим, что политические и светские разговоры кончены и теперь начинается задушевный, – я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни. За что вам судьба дала таких двух славных детей (исключая Анатоля, вашего меньшого, я его не люблю, – вставила она безапелляционно, приподняв брови) – таких прелестных детей? А вы, право, менее всех цените их и потому их не стоите.
И она улыбнулась своею восторженною улыбкой.
– Que voulez vous? Lafater aurait dit que je n"ai pas la bosse de la paterienite, [Чего вы хотите? Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви,] – сказал князь.
– Перестаньте шутить. Я хотела серьезно поговорить с вами. Знаете, я недовольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказано (лицо ее приняло грустное выражение), о нем говорили у ее величества и жалеют вас…
Князь не отвечал, но она молча, значительно глядя на него, ждала ответа. Князь Василий поморщился.
– Что вы хотите, чтоб я делал! – сказал он наконец. – Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles. [дураки.] Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль – беспокойный. Вот одно различие, – сказал он, улыбаясь более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что то неожиданно грубое и неприятное.
– И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас, – сказала Анна Павловна, задумчиво поднимая глаза.
– Je suis votre [Я ваш] верный раб, et a vous seule je puis l"avouer. Мои дети – ce sont les entraves de mon existence. [вам одним могу признаться. Мои дети – обуза моего существования.] – Он помолчал, выражая жестом свою покорность жестокой судьбе.
Анна Павловна задумалась.
– Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля? Говорят, – сказала она, – что старые девицы ont la manie des Marieiages. [имеют манию женить.] Я еще не чувствую за собою этой слабости, но у меня есть одна petite personne [маленькая особа], которая очень несчастлива с отцом, une parente a nous, une princesse [наша родственница, княжна] Болконская. – Князь Василий не отвечал, хотя с свойственною светским людям быстротой соображения и памяти показал движением головы, что он принял к соображению эти сведения.
– Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит 40.000 в год, – сказал он, видимо, не в силах удерживать печальный ход своих мыслей. Он помолчал.
– Что будет через пять лет, если это пойдет так? Voila l"avantage d"etre pere. [Вот выгода быть отцом.] Она богата, ваша княжна?
– Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне. Знаете, этот известный князь Болконский, отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем. Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый. La pauvre petite est malheureuse, comme les pierres. [Бедняжка несчастлива, как камни.] У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова. Он будет нынче у меня.
– Ecoutez, chere Annette, [Послушайте, милая Аннет,] – сказал князь, взяв вдруг свою собеседницу за руку и пригибая ее почему то книзу. – Arrangez moi cette affaire et je suis votre [Устройте мне это дело, и я навсегда ваш] вернейший раб a tout jamais pan , comme mon староста m"ecrit des [как пишет мне мой староста] донесенья: покой ер п!. Она хорошей фамилии и богата. Всё, что мне нужно.
И он с теми свободными и фамильярными, грациозными движениями, которые его отличали, взял за руку фрейлину, поцеловал ее и, поцеловав, помахал фрейлинскою рукой, развалившись на креслах и глядя в сторону.
– Attendez [Подождите], – сказала Анна Павловна, соображая. – Я нынче же поговорю Lise (la femme du jeune Болконский). [с Лизой (женой молодого Болконского).] И, может быть, это уладится. Ce sera dans votre famille, que je ferai mon apprentissage de vieille fille. [Я в вашем семействе начну обучаться ремеслу старой девки.]

Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная, как la femme la plus seduisante de Petersbourg [самая обворожительная женщина в Петербурге,], молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие.

(Амбросьев А. В.) («Российский следователь», 2010, N 21)

РОЛЬ МВД В ЦЕНЗУРНОЙ ПОЛИТИКЕ ДО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ <*>

А. В. АМБРОСЬЕВ

——————————— <*> Ambros’ev A. V. Role of the MVD in Censor Policy before Creation of the Main Department of Publishing Issues.

Амбросьев Андрей Валентинович, адъюнкт Академии управления МВД России.

В начале 60-х годов XIX в. в Российской империи в ходе буржуазно-демократических реформ происходит изменение в организации цензуры. Власть признает возрастание влияния прессы на общественное мнение и за счет реорганизации цензуры пытается усилить контроль над ней, использовать средства массовой информации в своих интересах. Цензура переходит в ведение МВД. Ведущую роль в этой реорганизации сыграл министр внутренних дел граф П. А. Валуев. Он создает систему поддержки прессы, лояльной власти. Основным органом государства, осуществлявшим цензуру и проводившим политику власти в отношении средств массовой информации, становится Главное управление по делам печати МВД Российской империи.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской империи, цензура, Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел, Главное управление цензуры Министерства народного просвещения, пресса, журналистика.

In the beginning of 1860-s in the course of bourgeois-democracy reforms in the Russian Empire the change in organization of censorship took place. The authorities recognize increase of impact of press on public opinion and at the account of reorganization of censorship try to strengthen control thereof, use the means of mass media in its own interests. The censorship was transferred to the MVD. The leading role in this reorganization was played by the Minister of internal affairs count P. A. Valuev. He created the system of support of press loyal to the authorities. The Main Department of Publishing Issues of the MVD of the Russian Empire has become the main agency of the state effectuating censorship and policy of the authorities with regard to mass media.

Key words: Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire, censorship, Main Department of Publishing Issues of the Ministry of People’s Education, press, journalism.

С 1804 по 1862 г. цензура в России находилась в ведении Министерства народного просвещения (в 1817 — 1824 гг. — Министерства духовных дел и народного просвещения). В 1804 — 1826 гг. она подчинялась Главному управлению училищ, в 1826 — 1828 гг. — Верховному цензурному комитету, в 1828 — 1862 гг. — Главному управлению цензуры, в 1863 — 1865 гг. — Совету министра внутренних дел по делам книгопечатания, в 1865 — 1917 гг. — Главному управлению по делам печати <1>. ——————————— <1> См.: Гринченко Н. А., Патрушева Н. Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1808 — 1917) // Книжное дело в России в XIX — начале XX века: Сб. научных трудов. СПб., 2008. Вып. N 14. С. 186.

Предложение о том, чтобы цензура перешла под опеку Министерства внутренних дел, было высказано министром народного просвещения Е. В. Путятиным, сменившим на этом посту Е. П. Ковалевского в 1861 г. В первую очередь он отметил возросшую роль журналистики, ее «разрушительное направление» и «весьма вредное» влияние на общество. При этом цензура бессильна что-либо предпринять, так как «журналисты находят, к сожалению, сочувствие к себе большинства», «на их стороне общественное мнение». Министр предлагал установить для периодики систему залогов, когда власть имела бы возможность «в случае уклонения» от «благонамеренности» издания оштрафовать издателя или редактора, использовав залог. Далее Путятин логично приходил к выводу: «Но при этих условиях, дающих цензуре характер как бы карательный, она не может оставаться при Министерстве народного просвещения, а по естественному порядку должна перейти в Министерство внутренних дел». Граф Путятин этим самым открыто высказал то, на что уповали многие высшие чиновники. Без сомнения, Министерство внутренних дел имело значительно большие возможности в борьбе с «разрушительными началами», могло предпринять более действенные меры против печатных изданий, выходящих за рамки дозволенного цензурой и распоряжениями властей. Устранялось и двойственное положение цензурного ведомства. Фактически министр народного просвещения граф Е. В. Путятин предопределил значительный поворот в деятельности российской цензуры. Для обсуждения поставленной им проблемы 22 ноября 1861 г. был организован подготовительный комитет под председательством А. А. Берте. Проблема реорганизации цензуры решалась несколько позднее и другими государственными деятелями. 25 декабря 1861 г. министром народного просвещения был назначен А. В. Головнин, а с апреля 1861 г. министром внутренних дел стал граф П. А. Валуев. Историк А. А. Корнилов называет Головнина «умным и последовательным либералом». При нем были выработаны Либеральный университетский устав 1863 г., Устав гимназий 1864 г., Положение о начальных народных училищах и др. Вероятно, можно его заслугой считать то, что Министерство народного просвещения перестало непосредственно заниматься цензурой. В этом отношении Головнин нашел общий язык с министром внутренних дел графом П. А. Валуевым, стремившимся расширить власть своего ведомства. Уже в 1862 г. оба министерства в равной степени занимались вопросами цензуры, разграничив свои обязанности <2>. ——————————— <2> См.: Жирков Г. В. История цензуры в России XIX — XX вв.: Учеб. пос. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 119 — 120.

10 марта 1862 г. вышел Указ Сената о преобразовании управления цензурой, пока еще сохранивший цензуру за двумя ведомствами: Министерство внутренних дел должно было наблюдать за печатью и деятельностью цензоров, а Министерство народного просвещения — заниматься всеми остальными вопросами цензуры. Ведомственная пресса находилась под контролем соответствующих министров и губернаторов. Вместо канцелярии Главного управления цензуры создавалась Особенная канцелярия Министерства народного просвещения. Опека цензуры со стороны Министерства внутренних дел этим Указом усиливалась. Высшей цензурной инстанцией вместо Главного управления цензуры стал Совет министра внутренних дел по делам книгопечатания. Но изменения произошли только в названии и статусе: кадровый состав остался прежний, основная роль в управлении цензурой перешла к министру внутренних дел. О совместных усилиях двух ведомств по созданию более жесткого цензурного режима свидетельствует письмо А. В. Головнина графу П. А. Валуеву от 17 мая 1862 г., где он просит: «Благоволите приказать Вашим наблюдателям обращать внимание не только на частные случаи упущений, но на общее направление, какое примут главные журналы и газеты, дабы за общее вредное направление подвергнуть запрещению». Первые шаги к переходу цензуры в ведение Министерства внутренних дел были сделаны. Существование двух руководящих цензурой министерств вело, несмотря на всю гибкость А. В. Головнина, к противоречиям между ними. Кроме того, постоянные столкновения с графом П. А. Валуевым, его настойчивые указания на упущение Министерства народного просвещения мешали А. В. Головнину заниматься своими прямыми обязанностями. Александр II поддержал мнение П. А. Валуева о передаче цензуры в Министерство внутренних дел <3>. ——————————— <3> См.: Борисов А. В. Министры внутренних дел России, 1802 — октябрь 1917 г. СПб., 2001.

Уже 10 января 1863 г. вопрос был решен, 14 января вышел именной Указ Императора, по которому цензурное управление было полностью передано Министерству внутренних дел. Этим актом, можно сказать, был предопределен новый принцип организации цензуры в государстве. И это было важным шагом на пути к цензурной реформе, внесшим ясность в намерения власти <4>. ——————————— <4> См.: Патрушева Н. Г. История цензурных учреждений в России во второй половине XIX — начале XX века: Сб. научных трудов. Вып. N 10. СПб., 2000.

Для управления цензурным ведомством было создано два новых учреждения. Руководящим органом цензуры стал Совет министра внутренних дел по делам книгопечатания (к нему перешли обязанности членов Главного управления цензуры), а исполнительным — Центральное управление по цензурному ведомству (выполняло функции Канцелярии с 16 января 1863 г. до 1 сентября 1865 г.) <5>. Обязанностью членов Совета был просмотр периодических изданий — наблюдение за направлением периодики и действиями цензоров. После упразднения Совета министра внутренних дел по делам книгопечатания восемь чиновников продолжили службу в цензурном ведомстве <6>. ——————————— <5> ПСЗ. Собр. 2. Т. 41. N 41990. <6> См.: Пржецлавский О. А. Воспоминания цензора, 1830 — 1865 // Рус. старина. 1875. N 9. С. 153 — 155.

В Министерство внутренних дел были переданы цензурные учреждения и суммы на их содержание. По Указу от 25 января 1863 г. главой цензурного ведомства временно стал председатель С.-Петербургского цензурного комитета Н. В. Медем. Кроме обязанностей по руководству этим комитетом на него были возложены и дополнительные: сообщение всем цензурным учреждениям распоряжений министра внутренних дел, ведение переговоров с другими ведомствами, дела по личному составу цензурного ведомства и по периодической печати <7>. ——————————— <7> ПСЗ. Собр. 2. Т. 38. N 39211.

Переход цензуры под контроль Министерства внутренних дел означал усиление ее охранительной функции, что было обусловлено определенными объективными основаниями. Государство вынуждено было защитить себя от развивающегося революционного движения и терроризма, получившего достаточно широкое распространение в России 60-х годов XIX в. Субъективные честолюбивые устремления министра внутренних дел графа П. А. Валуева совпали с потребностью охранять порядок в стране. Граф П. А. Валуев — государственный деятель новой для России формации. Отличительными чертами его были широкое образование, поразительная работоспособность, умение улавливать веяние времени и настроение верховной власти. Но особо важно отметить то, что Валуев оценил значение журналистики, знал журналистику изнутри, так как сам был публицистом, представлял характер творческого процесса и т. д. <8>. В одной из первых своих записок императору он утверждал: «Влияние прессы не подлежит никакому сомнению. Ни одно правительство, допускающее печатные толки в делах общественных, не пренебрегает пользою, которую может оказать ему печатный орган его собственных воззрений». В записке от 26 июня 1862 г. «О внутреннем состоянии России» Валуев подчеркивает: «Пресса стала неоспоримой силой. Это факт не исключительный, а общий, который вытекает из универсальных форм цивилизации» <9>. ——————————— <8> См.: Чернуха В. Г. Главное управление по делам печати в 1865 — 1881 гг. // Книжное дело в России во второй половине XIX — начале XX века: Сб. науч. тр. Вып. 6. СПб., 1992. С. 23 — 25. <9> Борисов А. В. Указ. соч. С. 94.

Необходимо обратить внимание на то, что именно П. А. Валуев стал основателем нового, более сложного и гибкого, подхода в создании цензурного режима в государстве: регулирование отношений с журналистикой не только через цензурный аппарат, но и через другие средства, объединенные понятием «покровительство правительства», но негласного, «чтобы не уронить доверия публики к изданию, на которое тотчас может упасть обвинение в подкупности». С другой стороны, покровительствовать надо тем изданиям, которые вызывают «интерес у читателей», ведутся талантливо. Под покровительством понималось оказание прямой материальной или иной поддержки. Александр II внял министру. Этим началась новая страница в истории цензуры: определенные издания стали получать правительственные льготы и оплачивали их содержанием публикуемых в них статей. Граф П. А. Валуев добился того, что такой газетой стало «Наше время» (редактор — Н. Ф. Павлов), затем более авторитетная газета «Голос» (редактор — А. А. Краевский), позднее, в конце 70 — 80-х годов, газеты «Отголоски», «Берег». Все эти издания не имели популярности в аудитории, поэтому вполне справедлива реплика газеты «Новое время» (редактор — А. С. Суворин) от 3 января 1881 г. по поводу кончины «Берега»: «Казенные и частные субсидии могут дать газете кратковременное существование, но не могут дать читателей» <10>. ——————————— <10> Жирков Г. В. Указ. соч. С. 130.

Одной из важных сторон программы министра внутренних дел П. А. Валуева в области журналистики было регулирование диапазона ее информации. Министр быстро оценил то, что журналистика несет обществу разностороннюю информацию. В этом была одна из основных забот любого издания. В связи с этим перед цензурным ведомством открывались новые возможности. Не обязательно было действовать только запретами. Так, период реформирования общества сопровождался обострением его внимания к проблемам политики. Министр внутренних дел стремился предоставить прессе такое поле деятельности, которое отвлекало бы ее от сосредоточенности на политических вопросах, а именно проблемы общественной и хозяйственной деятельности («земско-хозяйственные учреждения, новые предприятия, банки, заводы, железные дороги и т. д.»). «Это будет питать активность значительной части прессы, наряду с людьми, замечал П. А. Валуев в записке императору 26 июня 1862 г., — которые шумят и фрондируют в настоящее время потому, что им нечего делать» <11>. ——————————— <11> Валуев П. А. Дневник. М., 1961. Т. 2.

Делая краткий вывод, необходимо отметить, что программа П. А. Валуева усиливала цензурный режим. Он теперь поддерживался не только новым цензурным ведомством, но и целым рядом своеобразных мер, регуляторов социальной информации общества. Министерство внутренних дел закрепило за собой право определять цензурную политику, успешно организовывать работу, о чем говорит достаточно длительное существование Главного управления по делам печати, в течение полувека (1865 — 1917 гг.) осуществлявшего политику самодержавия в сфере печати.

——————————————————————



 


Читайте:



Информационная безопасность электронной библиотеки Институт этнологии и антропологии

Информационная безопасность электронной библиотеки Институт этнологии и антропологии

Электронные библиотекиПод электронной мы понимаем библиотеку, обладающую крупной распределенной коллекцией документов в электронной форме,...

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

feed-image RSS