Реклама

Главная - Услуги населению
Исторические основы развития украинских народных ремесел. Художественные промыслы украины

Гончарство – один из древнейших видов народного ремесла. Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетическом вкусе давних гончаров, их высоком мастерстве. Гончарство несет в себе ценную информацию об этнографических особенностях быта древнейших племён и народов, которые заселяли нашу землю в прошлом. Имея сведения о геомагнитном поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким в течение многих столетий).

Керамика (гр. keramos – глина) во времена средневековья испытала технологические нововведения: применение ножного гончарного круга, производство плитки и т.п. В XVII в. в Украине распространилась одна из разновидностей керамики – майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя центры её изготовления были лишь в Киеве, Нежине, Ичне, а позднее – в Опошне (Полтавщина), Косове (Ивано-Франковщина), Славянске (Донетчина). Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью и расписанные в народном стиле, и ныне украшают дома современных украинцев. Популярна сегодня и керамическая пластика: игрушка и скульптура. Среди керамических изделий – миски, кувшины, горшки, макитры, кружки, бочонки. Изделия керамической пластики – львы, кони, олени, птицы, сюжетные наборы скульптурок.

Резьба – одна из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье и Буковине технику плоской резьбы очень часто объединяют с инкрустацией – орнаментальным обрамлением кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и т.п.

Для художественного декорирования дерева издавна использовали росписи разной краской, которые потом покрывали лаком.

Гутничество – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине свыше тысячи лет назад. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских погребениях уже находят ожерелья из стекла с добавлением разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "гута", что означает стекловарную печь.

Изделия из стекла были не будничными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это была не только посуда, но и декоративные игрушки, а также разные подсвечники, ожерелья. Сегодня гутнические промыслы – редчайшее явление в Украине. Известны только три его центра: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество – один из древнейших и самых важных элементов национальной культуры украинского народа. О наличии ткацкого производства на восточнославянских землях в древнейшие времена свидетельствуют археологические находки периода ранних неолитических культур. Практическая потребность человека в тканях для одежды и хозяйственных нужд обусловила массовое их изготовление в домашних условиях. Решетиловка (Полтавщина) – один из центров украинского народного ткачества, ковроделия, вышивки и кушнирства. Решетиловские ковры отличаются неповторимым цветочным орнаментом, каждая веточка, каждый цветочек которого – словно гимн красоте природы.

Вышивка – один из давних и наиболее распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства. Она возникла очень давно и передавалась от поколения к поколению. Ныне вышивкой занимаются на всей территории Украины. Основная функция вышивки – обрамление одежды и тканей для обустройства жилья. Вышивание одежды – давняя восточнославянская традиция.

Декоративная роспись. Петриковская роспись – визитная карточка Украины. Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х гг. ХХ в. Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статев. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую мастерицу Татьяну Пату. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Бондарство – вид деревообрабатывающего промысла, связанный с изготовлением ёмкостей – бочек, кадок, вёдер и т.п. По сравнению с плотничеством и другими деревообрабатывающими промыслами бондарство в Украине распространилось позднее. Это ремесло требовало особого мастерства, поскольку связано со сложными техническими операциями. Бондари владели началами геометрии: в частности радиус дна кадки вычисляли путем деления величины ее окружности на шесть.

Кузнечество – обработка металлов способом горячей ковки. Процесс ковки происходил так: кузнец разогревал докрасна кусок металла в горне, где горел древесный уголь (горение усиливалось раздуванием пламени), потом брал клещами железо, бил по нему молотом, придавая нужной формы. Часто кузнецу помогал помощник – обычно подросток, который исполнял обязанности молотобойца. Выковав предмет, его бросали в корыто с водой для закала. Важными видами кузнечества были подковка коней, а также оковка телег и особенно натягивание железных шин на колеса. С большим почетом и вместе с тем с определенной предубежденностью относились к кузнецам как к волшебникам, которые владеют сложным и таинственным искусством преобразования металла в те или другие вещи. В них видели защитников от нечистой силы, "кузнецов человеческих судьб". Кузница на селе по обыкновению была местом собрания мужчин, своеобразным клубом. Сегодня наибольшим центром кузнечества является Донетчина.

Народные ремёсла и промыслы в России

Русские народные промыслы

В России известны такие центры народных промыслов:

v Хохлома

v Жостово

v Городец

v Филимоново

v Федоскино

v Дымково

v Гусь-Хрустальный и др.

Хохлома

Хохлома – один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в ХVІІ в. близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, где причудливо переплетены травные узоры из ярко-алых ягод и золотых листьев на чёрном фоне.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие краски: красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Жостовская роспись

В начале ХІХ в. в деревне Жостово Мытищинского района Московской области жили братья Вишняковы, которые занимались росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись.

Ростовская финифть

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали – "финифть" – происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".

Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно "вошедшие" в современную моду – не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в ХVІІ в. в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его вытесняла однотонная финифть: белая, синяя и зелёная. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В 1760-х г. оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле свое частное, или, как тогда говорили, "партикулярное" предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и "приборы для нагревания воды". Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками и др.

В начале XIX в. известность приобретает фабрика "Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле", основанная в 1812 г. На крышках самоваров гравировали надпись: "Василый Iван Ломовъ въ Туле".

За высокое качество самовары Ломовых одними из первых имели право носить государственный российский герб как высшую награду. И сейчас самовары, сделанные руками тульских мастеров, – это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России.

Гжель

В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой.

Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики.

На самом деле, никто не знает, когда возник этот промысел, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 г.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы домашнего обихода, посуду, изразцы, черепицу.

Со второй половины XVIII в. Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX в. наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.

Палехская миниатюра

Это народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области.

Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.Палехская миниатюра – это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Городецкая роспись

Городецкая роспись возникла в середине ХІХ в. в городе Городец. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой; украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филимоновская игрушка

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Возраст филимоновской игрушки достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной игрушки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности. Главное в игрушке – свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень изображал удачный брак, тепло и плодородие. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей – монолитные, скупые на детали, они близки к древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это ёлочки и солнце.

Как одна из предшественниц промышленного производства было развито на Украине с древних времён, но долгое время было оторвано от прочих родов деятельности.

Ремесло периода Древности и Средневековья

Ремесло было развито в античных городах Северного Причерноморья. В ранний период, начиная с 1-го тысячелетия началось отделение ремесла от сельского хозяйства. В княжеские времена ремёсла отличались сложностью характера производства и более высоким . В крупных городах уже существовало более 60 отраслей: металлургия, кузнечество, переработка меха, шерсти, льна, кости, камня, производство стекла. Своего расцвета достигло производство украшений, одежды и культовых сооружений. По социальному положению ремесленники Киевской Руси были поделены на свободных и холопов, а также на княжеских, боярских и городских (наибольшее количество). Они преимущественно селились в одном районе или на одной улице города. Для защиты своих интересов они создавали общества, которые можно считать зарождениями цехов. Татаро-монгольское нашествие привело к упадку ремесел. Они возродились только во времена Галицко-Волынского государства. Во 2-й половине XIV века - 1-й половине XV века появилась цеховая организация в системе Магдебургского права.

Ремесло Новых времён

Во 2-й половине XVII века ремесленничество в Западной и Правобережной Украине уменьшилось в связи с общим упадком городов и мещанства, распространением нецехового ремесла, поселением при замках, панских дворах в городах и пригородах подданных сельских ремесленников, конкуренцией товаров европейских ремесленников. Лучше развивались ремесла в Киеве, Чернигове, Полтаве, Новгород-Северском, Нежине. В 1-й половине XIX века ремесленничество ощутило давление налоговой политики на центральных и восточных землях, а также в Галиции. Во 2-й половине XIX века негативное влияние оказало развитие фабричной промышленности и капитализма, строительство железных дорог, что облегчило перевозки фабричных товаров, утрата значения ремесленнических цехов, низкий уровень образования ремесленников. Значительный кризис ремесленники переживали в связи с неконкурентоспособностью перед фабрично-заводской продукцией в течение 1870-1890-х годов.

Ремесло XX века

Перед 1-й мировой войной в 9 украинских губерниях Российской империи ремесленников и кустарей было 700 тысяч, самостоятельных ремесленников 57 тысяч, налогонеоблагаемых кустарей и ремесленников 105 тысяч, кустарей пищевой промышленности 135 тысяч, участников различных нетоваровых промыслов 45 тысяч. Кустари жили преимущественно в сёлах, ремесленники - городах. В начале 20-х гг. значение ремёсел частично увеличилось в связи с упадком фабричной промышленности. Количество ремесленников и кустарей в УССР возросло до 820 тысяч к 1928 г. Со временем, из-за национализации и развития фабричной промышленности, ремесла приходили в запустение. Количество ремесленников и кустарей в УССР в 1939 г. - 57.7 тысяч. После ликвидации промышленной кооперации в 1960 г. ремесленная и кустарная промышленность была передана в систему государственной региональной промышленности.

Народные промыслы

Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. По-разному называли рушник, в зависимости от его назначения. Рушник для вытирания рук и лица - утирач; для посуды, стола и лавы - стирач; праздничный, для застилания стола - обрус; для увязывания сватов - плечевик. А был еще один - рушник судьбы. Его готовила мать еще до рождения ребенка. Для мальчика вышивала на нем дубовые листочки, чтобы сильным и мужественным был сын, а для девочки - калину, чтобы дочь была красивой, словно калина. Этот рушничок после рождения ребенка клала мать под детскую подушечку. С ним несли ребенка крестить, на нем благословляла мать сына или дочь на бракосочетание, с ним рядила ребенка в далекую дорогу. Это рушник берегли всю жизнь и клали в гроб, когда человек умирал.

В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

Народная мудрость гласит, что человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. И начинать нужно именно со строительства дома.

Когда-то наши предки, заселяя новые земли, выбирали наилучшие, самые живописные места для строительства жилья.

Дома на Украине чаще всего строили из дерева, глины, соломы, камыша, лозы. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Выбирая место для будущего дома, украинцы придерживались определенных традиций: где любит лежать скот, там и людям будет хорошо; если на выбранном для строительства месте хорошо росла рожь, то это место хорошее для дома. А еще нельзя было строить ом там, где раньше были кладбища, где часто болели, на пустырях, на раздорожье, перекрестке дорог.

Обсаживали дом мальвами, любистком, мятой, был он всегда чисто отбеленным, очень часто разрисованным.

В доме был свет и солнечно, поэтому и назывался он светлицей. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, она обогревала дом. За это очень уважали ее в украинской семье. Каждая хозяйка после того, как вытопит печь, подметала ее, часто подмазывала белой глиной.

  1. 1. Гончарство Вышивка Резьба по дереву Витинанка Лозоплетение Петриковская роспись
  2. 2. Территория гончарного центра г.Вышгород. Музей гончарства
  3. 3. Павильон над горном Гончарный центр
  4. 4. Древнерусский гончарный горн Древнерусский гончарный горн
  5. 5. Музейная экспозиция Работы современных мастеров
  6. Опошня - центр украинского гончарства. Здесь обнаружено более 40 сортов глины. Когда-то в этом селе почти все были гончарами. Этот замечательный музей знаменит не только в Украине, но и в мире. Изделия из Опошни приобретают лучшие музеи мира. В музее собрана коллекция произведений гончарства от лучших мастеров Украины прошлого и современности. Часть скульптур выставлена под открытым небом, а самое ценное хранится в помещении музея. Во время экскурсии все желающие могут попробовать себя за гончарным кругом.
  7. 7. Музей – заповедник украинского гончарства под открытым небом
  8. 8. Такая работа называется витинанка - ажурное вырезание из бумаги. Не путать с оригами! Искусство это не так давно ещё было популярно в Подолье, Приднепровье, Прикарпатье. На Украине оно идёт издревле, из языческих времён. Витинанками, как оберегами, украшали балки, печи и окна в домах, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. В каждом регионе оно имеет свои особенности. Для Приднепровья характерны красочные композиции: вазоны, букеты. Подольские витинанки ограничены в цвете и передают орнаментальные мотивы: ветви с птицами, кружочки, звёзды. Прикарпатские отличаются геометрическими формами и растительными композициями.
  9. 9. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Петриковская роспись – визитная карточка Украины
  10. 10. Здание, в котором работают Петриковские мастерицы Галерея работ мастеров Петриковки
  11. 11. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Работы, выполненные «чепурушками»
  12. 12. Целый год селяне Изы ухаживают за лозой, удобряют, окучивают, обильно поливают, а потом,осенью на Покров (14 октября) за один день срезают все выращенное до последней веточки. Даже в школе будним днем учебу отменяют. Словом, село закрыто - все ушли на сажаницу. И так из года в год. Свежесрубленный прут лозы не годится для плетения. Потому что ломается. Зато, когда лозину часа три поварить в кипятке - она становится гибкой, как спина у молодой гуцулки. Некоторые ремесленники устраивают варку на дому: в огород выносят ванну, в нее - воду с лозой, под днищем разводят два костра, и только успевай дрова подкладывать.
  13. Как и положено, огонь здесь пылает под землей. Вымурованная из кирпича (наверняка довоенного обжига) печь, в полукруглой пасти которой запросто поместится корова, обвалована метровой земляной насыпью, очень похожа на партизанскую землянку. Над печью закреплен прямоугольный котел. Вместимость - 1000 л воды и 200 кг лозы. Помещенные в кипяток прутья, как макароны, впитывают в себя всю воду, набухают и, получается, не варятся, а тушатся на пару. Набухшая же лоза постоянно выпирает из котла.
  14. 14. Резьба по дереву - искусство, насчитывающее не одну тысячу лет. Изделия из этого экологически чистого, теплого материала украшали жилища испокон веков и сейчас помогают создать в домах атмосферу тепла и уюта.
  15. 15. Вышивка - это искусство шитья декоративными стежками по материалу. Это очень древнее искусство. Остатки вышитых одежд были найдены при археологических раскопках развалин ассирийских и персидских городов. В Ветхом Завете описывается красота вышивок на праздничных одеждах иудеев в библейские времена. Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение выполняется на тканях, коже и других материалах. Используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, металлические нити, а также волос, бисер, жемчуг, монеты или блестки.
  16. 16. Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.
  17. 17. Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе, но не просто копировали ее, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное. В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами. Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др. В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые.
  18. 18. Подготовила учитель начальных классов Бережная Т.В.

Народные промыслы Украины
(Информация предоставлена Головановой Галиной Антоновной – Нижегородское общество украинской культуры «Джерело», член правления, зам. председателя регионального отделения КУР),

Народные художественные промыслы в Украине являются неотъемлемой составляющей украинской культуры, они вобрали у себя черты, присущие отдельным этнографическим регионам страны. Из поколения в поколение передавались тайны технического и технологического мастерства, совершенствовались приемы обработки природных материалов. На протяжении веков мастера создавали вещи, необходимые людям в быту. Лучшие из них мы называем теперь произведениями народного искусства.

В ряде населенных пунктов (Опишня, Решетиловка, Косел, Богуслав, Гавареччина, Петриковка, Дихтяри, Глиняни, Клембивка и другие) существовали школы традиционного народного искусства.

Под воздействием климатических, естественных условий, особенностей быта украинцев, свойств местного сырья и исторических факторов в каждом этнографическом регионе Украины производили локальные предметы художественной образности, орнаментики, формотворення.

И тем не менее, в народных промыслах Украины много общего с другими славянскими народами. Как и в Беларуси, России, так и в Украине было развито:

Гончарство – один из найдревнейших видов народного ремесла. Технология гончарного производства сложная и длительная. Для украинских гончарных изделий характерна глубокая традиционность, пластичная виразительность, народна декоративность и простота, которая придает самобытному искусству национальный колорит. В настоящее время керамические промыслы существуют во многих городах и селах Украины (Виннице, Коломые, Косове, Мукачеве, Одессе и других городах и селах Украины).

В ХVIII ст. в Украине распространился один из видов керамики – майолика. Майоликовые изделия из цветной глины, расптсанные в народном стил, и ныне украшают жилища современных украинцев.

Серед керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры, барыла и др.

Кузнечное дело . О розвитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки на територии Украины. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Руду в давние времена добывали из болотных руд, которых было много в долинах рек, особенно в Поднипровье. Приеомы обработки металла – кувка, сварка, термическая обработка. На Киевской Русі существовало более 16 кузнечных ремесел, ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк. Это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская збруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементи одежды.

Мастера Львова, Ивано-Франковска, Черновцов, Ужгорода продолжают традиции старых кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, подсвечниках и тому подобном.

Ткачество – самое древнее ремесло, которым занимались украинские женщины. Ткани изготовляли сначала для собственного потребления, но уже с ІХ-Х ст. это домашнее ремесло переросло в промысел, который удовлетворял потребности городского населения. С возникновением промышленного изготовления ткани домашние ткацькие ремесла постепенно пришли в упадок.

Ткачество как ремесло было распространено на всех землях Украини со времен Киевськой Руси. С появлением мануфактур и фабрик опять сосредоточилось в селах как кустарный промысел.

Оброботка кожи - это одно из найдревнейших занятий украинцев. Достаточно высокого розвития техника и технология обробоки шкур животных достигла еще в дренерусский период.

Гутництво – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла. Название промисла происходит лт слова “гута”, что означает стекловарную печь. Гутництво было широко распространено на территории Полесья. Гутники изготовляли столовую, кухонную, аптечную посуду.

Ковроделие – такое древнее направление ручного ткачества, что археологи находят остатки ковровых изделий в скифских поселениях. Известные центры украинського ковроделия: Подилля, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Нине традиционным ковроделием в Украинеі занимаються 24 фабрики и художественные мастерские.

Деревообработка, резьба по дереву . С древних времен из дерева изготавливали посуду, орудия труда, лодки, предметы быта и т.д. Техника обработки дерева очень разнообразная. Самая тонкая работа – резьба. Художественная обработка дерева известна со времен Киевской Руси.

К работе сдеревом можна отнести и лозоплетение, которое особенно распространено на Полесье и Западной Украине.

Оброботка металлов . Бронзоплавильное производство в Украине известно с с IV-II тисячелетия до н.э.).

Писанкарство . Уникальним украинским искусством, связаним одновременно и с веруванниями, мифологией, и с обрядами, является писанкарство, т.е. расписывание яиц с помощью различных техник. Еще не так давно писанки изготовлялись специально на продажу, так как умением писать писанки владела далеко не каждая хоэяйка. Постепенно настоящие домашние писанки витеснили сувениры - деревяные, керамические. Но в некоторых регионах Запалной Украини еще до сих пор можна заказать писанки у мастрицы-писанкарки. Символіка писанки чрезвичайно глубока и в тоже время проста. Яйцо – символ солнца, весеннего возрождения природы.

Обработка камня.

Роспись . Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Вышивка . Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. Рушник - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

Домашняя промышленность, неразрывно связанная с земледелием и характеризовавшаяся переработкой сырьевых материалов, получаемых в крестьянском хозяйстве самой крестьянской семьей, широко была распространена на Украине в период феодализма и капитализма. Крестьянские промыслы отличались большим разнообразием - было развито ткачество, гончарное дело, обработка дерева и металла, переработка пищевых продуктов.

Тяжелое экономическое положение крестьянства вынуждало его в домашнем обиходе и хозяйстве пользоваться своими собственными изделиями из дерева, глины, соломы, камыша. Часть этой продукции шла на рынок. В крестьянских промыслах вплоть до Октябрьской революции сохранялись в основном примитивные способы добычи и переработки сырья, та же рутинная техника, которая была и в период феодализма. В западных областях Украины это сохранялось вплоть до воссоединения их в УССР.

Благодаря постепенно крепнувшим торговым связям с Россией изделия украинских ремесленников все чаще стали проникать в русские города. Прежде всего это относится к кафелям, изделиям из гутного стекла и коврам. Одним из наиболее распространенных домашних промыслов была обработка растительного волокна (лен, конопля), шерсти. Процесс обработки растительного волокна был трудоемким: коноплю мочили в водоемах, лен для вымачивания стлали тонким слоем на мокром лугу, а потом просушивали и «трепали», т. е. с помощью специальных приспособлений (характерных для всех славян) - мялок - отделяли волокно от кострищ, а затем чесали. Пряли с помощью самодельного веретена. Для окраски пряжи крестьяне пользовались растительными красителями, которые сами изготовляли. Со второй половины XIX в. для окраски стали применять химические красители.

Обработка шерсти была менее сложной. Овец стригли металлическими ножницами (отписками). Затем шерсть мыли в щелочи, перебирали и расчесывали проволочными щетками на специальных досках с гвоздями (грем- плях). Пряжа из шерсти грубошерстных овец делилась в зависимости от длины волосков на тонкую (довгу волость) и грубую (шпинь). Из первой преимущественно изготовляли декоративные ткани (ковры, скатерти и т. д.), из второй - сукно. Пряли шерсть с помощью веретена.

На Украине были широко распространены юризонтальные и вертикальные ткацкие станки. Основной частью вертикального (более древнего) станка была рама, состоящая из двух столбов, соединенных вверху и внизу двумя перекладинами. Вертикальные станки были двух подтипов: для тканья ковров (в Восточной Украине эти станки назывались кросна, в Западной Украине - разбо"1) и для тканья рогож. Наиболее простым видом горизонтальных станков на Украине были кросна или версшат. Этот тип ткацкого станка был широко распространен в Черниговской и Киевской губерниях и волынском Полесье. В некоторых районах Украины (Полесье) были распространены станки - стаей, лишь немного отличающиеся от кросен.

Техника тканья у украинцев была разнообразна. Самым цростым считалось тканье на двух подножках, когда получали белые гладкие полотна. Традиционным узорным тканьем у украинцев, русских и белорусов было тканье на четырех подножках. При таком способе получался узор со- сонка (елочка). Известна еще была техника тканья под закладку (так изготовлялись на Волыни женская поясная одежда - запаски и ковры). На станках ткали полотна, рушники, скатерти, ковры, мешковину и рогожу. Ткацкая продукция потреблялась в основном внутри крестьянского хозяйства и лишь незначительная часть (ковры) шла на рынок.

Обработка шкур была распространенным промыслом в различных частях Украины. Она делилась на четыре самостоятельных ремесла: выделка овчины (куштрство), выделка кожи (чинбарство), сапожничество (шевство), изготовление конской сбруи (лимарство). Из овечьих шкур крестьяне делали кожухи и шапки. Обувь, сбрую и другие хозяйственные изделия изготовляли из кожи волов, лошадей и свиней. Шкуры домашних животных обрабатывались различными способами (с помощью хлебного кваса, мела, извести, пепла, соли, дубовой коры, глины) в зависимости от того, какой вид кожи изготовлялся.

Обработка дерева считалась одним из самых важных домашних промыслов на Украине. Особенно она была развита в лесных и лесостепных районах Украины.

Важным деревообрабатывающим промыслом являлось изготовление возов, колес, полозьев для саней и др. (стелъмашество). Широко было распространено бондарство. Самой сложной технической операцией при изготовлении бочек была прорезка ymopie - кривых пазов в клепках, в которые входит днище. Бондари имели несложный инструментарий-деревянный циркуль (розм1ряч), кривой струг (уторник) и клинья, используемые при надевании обручей. Иногда изделия выдалбливали из цельных кусков дерева. Так делали ульи, лодки, ступы, корыта, ковши, солонки, ложки и т. д. На Украине было также распространено изготовление деревянных гребней, а также сундуков (скрынь), нередко декорированных росписью либо резьбой (гуцульские скрыни).

Помимо этих промыслов, широкое распространение имело плетение изделий из лозы, коры, соломы. Из этих материалов делали коробки, корзины, плетенки для зерна (солом’яники), шляпы (брилъ) и др.

Гончарное дело также занимало одно из ведущих мест среди крестьянских промыслов. Керамическая продукция потреблялась частично в самом крестьянском хозяйстве, частично шла на продажу. В разнообразных формах украинской керамики было много общего с посудой русского и белорусского народов. Свои изделия гончары производили в основном на ножных гончарных кругах. На Украине были распространены два типа гончарных кругов: волошские и шленские. Волошский состоял из двух деревянных дисков - большего нижнего (стдняка) и меньшего верхнего (верхняки). Диски были насажены на общую ось и приводились в движение ногой. В шленском, более древнем гончарном круге, верхняк и сшдняк соединялись при помощи шести спиц. После просушки посуду обжигали в специальной печи (горнъ). Глазурованную посуду обжигали дважды. Все виды керамических изделий могут быть } разделены на четыре группы: бытовая посуда, бытовая декоративная посуда, керамическая декоративная скульптура и техническая декоративная и строительная керамика. К первой группе относилась посуда для хранения, приготовления и подачи пищи: миски, полумиски, различные горшки (борщЬвники, кашники, близнята), глечики, тикви и т. д. Бытовая декоративная посуда, покрытая изнутри разноцветной поливой и украшенная снаружи растительным и животным орнаментом, и фигурная посуда (куманщ, баранщ, плесканщ) в крестьянских жилищах постоянно находилась на открытых полках - мисниках. Ею пользовались только в праздники, а в остальные дни она служила украшением. Керамическая скульптура представляет интерес как разновидность украинского изобразительного искусства. Наиболее распространенными видами ее являлись разного рода свистунщ, курочки, твники, уточки, баранчики, собачки. Из технической декоративной керамики наиболее интересным было производство глазурованного кафеля, которым облицовывались печи. Для строительных нужд производились кирпичи, черепица, облицовочные плитки. Главными гончарными центрами на Украине в XIX в. считались в Полтавской губ.- с. Опошня, с. Хомутец; в Киевской - с. Дибинцы, с. Межигорье, Васильков; в Черниговской - Ичня, Нежин; на Подо- лии - с. Бубновка, с. Кришинцы, с. Бар; в Галиции - с. Пистынь, с. Косов; в Закарпатье - Ужгород, Хуст. Известными мастерами керамических изделий, которые создали свои школы, были Д. Забила, Ф. Чер- винка (Полтавская губ.), К. Масюк (Киевская губ.), Т. Гончар и И. Гончар (Подолия) и мн. др. При общности форм украинской народной керамики, каждый гончарный центр изготовлял продукцию, отличавшуюся теми или иными локальными особенностями.

Выработка стекла была известна на территории Украины со времен Киевской Руси. В XVI-XIX вв. на Волыни, в Черниговской, Сумской, Харьковской и Киевской губерниях, на Подолии, в Галиции, Закарпатье и Буковине стекло производилось на небольших предприятиях - гутах. Гуты были разной мощности - на одну, две и три печи. Каждая печь имела несколько огнеупорных керамических сосудов (дойницъ) для выплавки простого, зеленого, синего, дымчатого стекла, а также хрусталя. Гуты выпускали преимущественно оконное стекло и посуду: бокалы, штофы, баклаги, тарелки. Очень своеобразным изделием была фигурная посуда для напитков в виде медведей, зайцев и т. д. Гутные изделия часто раскрашивались масляными красками. Гутное производство прекратило свое существование во второй половине XIX в. с развитием капиталистического производства.

На Украине издавна была известна добыча селитры, которую использовали при изготовлении стекла, консервировании продуктов, для производства пороха (с начала XV в.).

Широкое распространение также получила обработка металлов: железа, меди, олова, свинца, а также золота и серебра. Сельские кузнецы изготовляли орудия для обработки дерева (топоры, струщ, долота); сельскохозяйственные орудия (наральники, лемеха, лопаты), хозяйственно-бытовые предметы (рогачи, ножи и т. д.). Кузнецы также оковывали возы. Главными кузнечными инструментами были: наковальня, щипцы, молот, молоток-пробойник; в конце XIX в. стали употреблять пилы-ножовки, ключи для нарезки винтов, расточки для копыт, инструменты для производства гвоздей. Ковку применяли и холодную и горячую. Последняя была распространена на Украине в XIX в. шире.

Переработка пищевых продуктов у украинцев очень своеобразна. Вплоть до начала XX в. на Украине были распространены ручные и ножные ступы, а также ручные мельницы - жорна, которые состояли из двух жерновых камней, соединенных железным веретеном.

Помол большого количества муки производился на водяных и ветряных мельницах - вЬтряках. В XIV-XV вв. на Украине существовали только водяные мельницы. Они были стационарные, с плотиной, а на больших реках - наплавные, на пароме. Стационарные мельницы приводились в движение водой, которая падала с плотины на ковши, закрепленные на колесе, наплавные - текучей водой. Водяные мельницы имели не только устройство для размола зерна, но и крупорушки, а также использовались как двигательная сила при обработке дерева (лесопильни), переработке масличных культур, валянии сукна, изготовлении пороха, в железорудном деле (с XV в.), в производстве бумаги (с XVI в). Ветряные мельницы получили широкое распространение с XVII-XVIII в. по всей территории Украины - от Слободской Украины до Буковины и от северных границ до Черного моря.

Конструктивных вариантов ветряных мельниц было очень много (восьмигранная башня с вертикальными стенами, усеченная пирамида, квадратная, переходящая в восьмигранную, просто квадратная и др.), но все они делились на три основных типа. Первый, наиболее древний тип, не имел устройства для поворота крыльев к ветру и поэтому со временем исчез. Второй тип, с вращающейся основой, был распространен преимущественно в лесостепных и степных районах Харьковской, Полтавской, Киевской губерний и в южных районах Украины. Третий - с вращающейся крышей, наиболее часто встречался в Черниговской губ. Мельницы принадлежали обычно помещикам или кулакам. Многие же бедняки пользовались примитивными ручными мельницами.

Для выдавливания растительных масел применяли ручные маслобойки. Основой маслобойки служили два столба - лапки, укрепленные вязю,- горизонтальной колодой. Посредине столбов помещались две плахи - мачухи. Они давили на мешок с зерном, помещенный в выемке каждой мачухи, при помощи клиньев, вставленных в отверстия на лапках.

При общности в технологии изготовления и орудиях производства изделия домашних промыслов украинцев отличались значительным разнообразием. Локальные отличия проявлялись довольно ярко в украинских домашних промыслах и в период капитализма. Так, особенностью черниговской керамики было своеобразие древнеславянских форм и орнаментации. Черниговские мастера на сырой фон одного тона поливы наносили другой цвет, что придавало поверхности посуды мраморный оттенок. Они же вкладывали много художественной находчивости и таланта в разработку орнамента на кафелях, которыми облицовывали стены и печи. Характерной особенностью черниговских кафелей был синий растительный орнамент на белом фоне. Оригинальной тональностью отличалась волынская и полесская керамика так называемая чернолощеная посуда (сиваки с вертикальными блестящими полосами). Этот тип посуды широко бытовал в районах Тернополя, Львова и Станислава. Подольская керамическая продукция славилась своей полихромной яркой расцветкой и оригинальными формами. Миски, изготовлявшиеся в Полтавской губ., разрисовывались растительным орнаментом на темно- коричневом, желтом, зеленом и серо-голубом фоне. Среди керамических изделий гуцулов преобладала посуда, покрытая белой поливой, с гравировкой и орнаментом. Локальные особенности существовали и в расцветках ковров. Так, в центральной Украине был распространен «полтавский тип» с волнистым узором из больших цветов. Подольские ковры украшались сплошным геометрическим и растительным орнаментом без общего фона.

Разнообразие и отличие многих видов продукции домашних промыслов украинцев при единстве их главных, общих черт, свидетельствовало о том, что развитие промыслов было своеобразным в каждом из локальных районов Украины. Во второй половине XIX - начале XX в. с развитием капитализма народные промыслы стали постепенно приходить в упадок; снижались художественные достоинства изделий. Домашние промыслы существовали более продолжительное время только в экономически отсталых районах Украины (Полесье, Волынь, Карпаты).

Развитие мелких крестьянских промыслов способствовало подготовке рабочих кадров, привлекавшихся на работу в мануфактуру и крупную машинную индустрию. В. И. Ленин отмечал: «Крупная машинная индустрия не могла бы так быстро развиться в пореформенный период, если бы позади нее не стояла продолжительная эпоха подготовки рабочих мануфактурой»*.

После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый период в истории народных промыслов. Народные умельцы освободились от гнета и эксплуатации скупщиков и ростовщиков.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS