Разделы сайта
Выбор редакции:
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00
Реклама
Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. О продлении срока службы грузоподъемных кранов Нормативный срок службы портального крана |
Режим работы Режим работы ГПМ устанавливается согласно ГОСТ 25546–82 и стандартом
ISO 4301/1–88.
Группу режима работы ГПМ определяют в зависимости
от класса
его использования и класса
нагружения. Таким образом, эта характеристика крана учитывает степень нагрузки крана за весь
срок его использования. Выбор режима работы ГПМ влияет на экономические
и технические
аспекты предприятия. Режим работы крана и его
стоимость взаимосвязана, так как чем выше режим работы, тем больше издержки по его изготовлению, а, следовательно, и конечная
цена выше для клиента. Разница в цене
между ГПМ с одинаковой
грузоподъемностью и пролетом,
но разным
режимом работы, может отличаться. Соответственно сделаем вывод: не стоит
выбирать тяжелый режим работы крана, т.к. это может быть экономически нецелесообразно. При попытке сэкономить и ввести
в эксплуатацию
ГПМ с легким
режимом работы может привести к еще
более печальным последствиям. Длительные предельные нагрузки на ГПМ
с легким
режимом работы, не предназначенным
для тяжелых работ ведет к повышенному
износу механизмов оборудования, их ремонту -
как следствие простой оборудования приводит к экономическим
потерям на предприятии.
В итоге
кран может не проработать
срок службы, установленный изготовителем. Из этого
следует вывод –легкий режим работы крана не предназначен
для длительных нагрузок с весом
близким к номинальному.
Определить режим работы крана на производстве
не легко,
так как нужны достоверные исходные данные, которыми часто не обладает
будущий владелец крана. Хорошо, если приобретаемый кран покупается взамен старому или на производстве
уже существует аналогичный. В этом
случае можно собрать исходные данные для расчета оптимального режима работы. Если есть
возможность -
желательно заказать выезд специалиста ГПМ для определения на месте
режима крана. И даже
в этих
случаях собрать необходимую, а главное
достоверную, информацию о характере
перемещаемых грузов и интенсивность
работы крана затруднительно, так как требуется довольно длительный срок и точный
подсчет этой информации. СРОК СЛУЖБЫ ГПМ Сроки службы грузоподъемных машин регламентированы государственными стандартами, техническими условиями и другими
нормативными документами. В среднем кран служит 25–30 лет.
Срок службы кранов, которые работают под открытым небом, может быть ниже на 25%, чем у крана,
работающего в помещении.
Каждый кран имеет определенный срок службы, указанный в его
техническом паспорте, по окончании которого механизм должен быть списан или обследован на предмет
его дальнейшего использования. Срок службы крана зависит от срока службы несущих металлических конструкций. Практика показывает, что в процессе эксплуатации крана за время его службы практически все навесные детали (электромоторы, полиспаст, тормозная система) изнашиваются и заменяются новыми. | РД 10-112-3-97 Группа Г86 РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН С ИСТЕКШИМ СРОКОМ СЛУЖБЫ ЧАСТЬ 3. БАШЕННЫЕ, СТРЕЛОВЫЕ НЕСАМОХОДНЫЕ И МАЧТОВЫЕ КРАНЫ, КРАНЫ-ЛЕСОПОГРУЗЧИКИ Срок действия с 01.01.98 * Документ действующий. Предисловие 1. РАЗРАБОТАН И УТВЕРЖДЕН Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краностроения (СКТБ БК) СОГЛАСОВАН с начальником Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России В.С. Котельниковым - письмо № 12-7/1056 от 13.11.97. 2. РАЗРАБОТЧИКИ: Галетин В.М., Голев С.П., Жуков В.Г., Инденбаум А.И., Котельников В.С., Красных А.М., Лампер Л.И., Лунден Е.Е., Невзоров Л.А., Пазельский Г.Н., Певзнер Е.М., Постникова Н.А. 3. ВЗАМЕН РД 22-318-91 и в дополнение к РД 10-112-96 ч. 1. 1. Область применения Настоящий документ распространяется на башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, а также на краны-лесопогрузчики*. Документ действует совместно с РД 10-112 часть 1 и устанавливает конкретные требования к обследованию вышеуказанных кранов. 2. Термины и определения, нормативные ссылки. В настоящем РД в дополнение к РД 10-112 часть 1 используются следующие термины и определения:
2.2. В настоящем РД использованы ссылки на стандарты, приведенные в приложении А3. 3. Общие требования. 3.1. Виды и периодичность обследования. 3.1.1. Требования по видам и периодичности обследования, приведенные в настоящем РД, основаны на РД 10-112 часть 1 и уточняют их применительно к особенностям кранов, указанных в п. 1, не отменяя указаний, приведенных в эксплуатационной документации, информационных письмах предприятий-изготовителей, Госгортехнадзора и проектных организаций на эти краны. 3.1.2. Первичное обследование крана с истекшим нормативным сроком службы проводится по истечении нормативного срока службы, определяемого с даты выпуска крана предприятием-изготовителем. 3.1.3. Нормативный срок службы крана следует принимать по данным эксплуатационной документации. При отсутствии в документации этих данных нормативный срок службы необходимо принимать по таблице 1. Таблица 1. Нормативные сроки службы* ________________ * Нормативному сроку службы соответствует ресурс (в мото-часах), принимаемый согласно эксплуатационной документации (ЭД) на кран. При отсутствии этих данных в ЭД ресурс за срок службы рекомендуется принимать: Для кранов грузоподъемностью до 10 т вкл. - 16500 м.ч. То же, св. 10 т - 27000 м.ч. Для переносных кранов - 8600 м.ч.
3.1.4. Краны в процессе эксплуатации помимо полнокомплектных ремонтов, проводимых по результатам обследования, должны подвергаться и капитально-восстановительному ремонту. При этом ремонте в процессе разборки должна проводиться дефектация всех элементов с ремонтом тех из них, которые имеют дефекты, превышающие допустимые. 3.1.5. Периодичность обследования и сроки проведения капитально-восстановительного ремонта следует принимать согласно таблице 2. Таблица 2. Максимальная периодичность между обследованиями
3.1.5.1. Максимальный срок допускается принимать в тех случаях, если по результатам обследования отсутствуют существенные замечания по техническому состоянию крана, по системе функционирования ТО и Р и по состоянию крановых путей. 3.1.5.2. Периодичность между обследованиями для кранов повышенного риска устанавливается отдельными методиками, разрабатываемыми для конкретных типов кранов СКТБ БК, а для кранов, работающих в условиях агрессивной среды принимаются на 0,5 года меньше, чем приведено в табл. 2. 3.1.5.3. Решение о досрочном проведении капитально-восстановительного ремонта может принять комиссия, проводящая обследование. 3.1.6. Капитально-восстановительный ремонт может быть совмещен с полнокомплектным ремонтом и перебазировкой крана. 3.1.7. Обследование кранов: Изготовленных по зарубежным нормам; Имеющих серьезные дефекты конструкции или изготовления, которые отражаются на их безопасности (кранов повышенного риска), Работающих в условиях агрессивной среды, должно выполняться в соответствии с требованиями настоящего РД и с учетом дополнительных требований, разрабатываемых для конкретных случаев СКТБ БК, и в частности в соответствии с ВРД 22-28-25, МУ 22-28-01 и МУ 22-28-02. Эти же требования относятся и к кранам, при обследовании которых обнаружены отступления от паспортных данных (по температуре окружающей среды, ветровому или сейсмическому районам, режиму работы, на вечномерзлых грунтах). При указанных отступлениях возможность дальнейшей эксплуатации должна быть подтверждена экспертным заключением головной организации. 3.1.8. Внеочередному обследованию подвергают краны в следующих случаях: При возникновении в процессе эксплуатации повторных трещин в несущих металлических конструкциях; При появлении деформаций металлических конструкций, возникающих в процессе перебазировки, монтажа, технического освидетельствования, в случае появления аварийных ситуаций и др.; По требованию органов госгортехнадзора или по заявке владельца крана. 3.2. Организация обследования. 3.2.1. Общие вопросы организации работ при обследовании изложены в разделе 3.2. РД 10-112 часть 1. 3.2.2. При определении возможности дальнейшей эксплуатации в зависимости от состояния крана обследование может проводиться в один или два этапа. 3.2.2.1. В один этап обследование должно проводиться в случае, если в процессе обследования не выявлено дефектов, препятствующих проведению статических и динамических испытаний. Обследование ограничивается одним этапом также и в случае принятия решения о списании крана. 3.2.2.2. В два этапа обследование проводится в случае, если по результатам обследования для устранения выявленных дефектов необходимо проведение ремонта или реконструкции. В этом случае второй этап, заключающийся в оценке качества проведенного ремонта, в проведении испытаний и составлении заключения о возможности продления срока службы, должен проводиться после выполнения ремонта (реконструкции) крана. 3.3. Основные работы при обследовании. 3.3.1. Обследование кранов, помимо работ, предусмотренных п. 3.3.1. РД 10-112 часть 1, должно включать: 3.3.1.1. Оценку качества проведенного ремонта (реконструкции) в случае их проведения; 3.3.1.2. Оценку состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта; 3.3.1.3. Разработку ограничений по дальнейшей эксплуатации кранов (при необходимости). 3.3.2. Все работы по обследованию должны проводиться в объемах, приведенных в пп.3.4.-3.14 настоящего РД. Последовательность этих работ определяется комиссией. 3.4. Ознакомление с документацией. 3.4.1. В процессе обследования комиссия должна ознакомиться со следующей документацией, предоставляемой владельцем крана: Паспортом (ПС), включая принципиальную электрическую схему; Техническим описанием (ТО), инструкцией по эксплуатации (ИЭ) и инструкцией по монтажу крана (ИМ); Вахтенным (крановым) журналом; Актами нивелировки и сдачи-приемки кранового пути; Журналом осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (журналом периодических осмотров) кранов (крановых путей); Актами проверки сопротивления изоляции и заземления; Актами поверки приборов устройств безопасности и измерительных приборов; Справкой о характере выполненных краном работ (форма справки дана в приложении Б3); Проектом кранового пути (при его устройстве для специальных условий эксплуатации, в т.ч. на вечномерзлых грунтах ВМГ); Проектом ранее проведенного ремонта или реконструкции крана; Актом предыдущего обследования крана (в случае повторных обследований); Материалами по оценке остаточного ресурса (при ее проведении); Имеющимися информационными письмами или предписаниями органов госгортехнадзора, предприятий-изготовителей, проектных организаций. 3.4.2. В процессе ознакомления с эксплуатационной документацией по крану уточняется рабочая карта обследования, приведенная в приложении В3. При этом из формы рабочей карты исключаются все лишние узлы, которых нет на карте, или вводятся недостающие, не предусмотренные картой. Особое внимание необходимо уделять узлам и элементам, работающим на усталость. 3.4.3. При ознакомлении с паспортом должны быть выявлены: Проведенные на кране ремонты (замены узлов); Наличие технической документации на ремонт и сертификатов свариваемых металлов и присадочных материалов (металлопроката, электродов, сварочной проволоки и др.), использованных при ремонте, а также соответствие их требованиям РД 22-16; Соответствие климатического, ветрового, сейсмического исполнения крана зоне (району) его эксплуатации. 3.4.4. При ознакомлении с актами предыдущих обследований, материалами по оценке остаточного ресурса и информационными письмами выявляется выполнение записанных в этих документах предписаний. 3.4.5. Ознакомление с прочей документацией должно проводиться с целью выявления характера использования крана, уровня его обслуживания и проведенного ремонта (реконструкции), соответствие нормативным данным параметров крана, его пути, приборов безопасности, сопротивления изоляции и заземления. С целью облегчения оценки условий использования крана по группе классификации (режиму работы) в табл. 3 дается перевод режимов работы кранов, записанных в паспортах ранее выпущенных кранов, в группы классификации, принятые в настоящее время в Правилах ПБ-10-14 (ИСО 4301). Таблица 3. Перевод режимов работы существующих кранов и механизмов в группы классификации по Правилам
3.5. Проверка состояния металлических конструкций. 3.5.1. При проверке состояния металлических конструкций следует руководствоваться указаниями раздела 3.5. РД 10-112 ч.1. 3.5.2. Основные конкретные места возможного появления характерных повреждений металлических конструкций приведены в приложении Г3. 3.5.3. При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают в первую очередь у концентраторов местных напряжений. На рис. 1-5 стрелками показаны места наиболее вероятного возникновения усталостных трещин. К типичным концентраторам относятся: а) элементы с резким перепадом поперечных сечений (рис. 1) б) узлы прикрепления раскосов, стоек, диагоналей, связей косынок к поясам (рис. 2); в) места окончания накладок, ребер (проушин) (рис. 3); г) отверстия: с необработанными кромками, прожженные, заваренные; д) места пересечения сварных швов и их окончания (рис. 4, а), начало и окончание прерывистых швов (рис. 4, б); е) перепады в толщинах (высотах) стыкуемых листов (элементов) (рис. 4, в); ж) технологические дефекты сварных (и, в первую очередь, ремонтных) швов: подрезы, прожоги, перерывы в швах, незаваренные кратеры, резкие переходы от наплавленного металла к основному, чрезмерное усиление сварного шва (валика), незаполненность (неполномерность) шва (рис. 5); з) места повторной заварки трещин в сварных швах или по основному металлу. 3.5.4. При оценке погнутостей металлических конструкций необходимо обращать внимание на следующие основные дефекты, приводящие к снижению несущей способности: а) отклонение от прямолинейности оси башни; б) отклонение от прямолинейности оси стрелы; в) отклонение от прямолинейности элементов решетки башен и стрел; Методика измерения указанных дефектов приведена в приложении Д3. При наличии значительных величин этих дефектов они измеряются и при превышении нормативных величин заносятся в ведомость дефектов. 3.5.5. В замкнутых элементах (например, ходовая рама, поворотная платформа) необходимо проверять наличие отверстий для стока воды во избежание вздутия и разрыва стенок при замерзании зимой попавшей внутрь воды. При отсутствии этих отверстий они должны быть просверлены (силами владельца крана) диаметром 9-16 мм в самой нижней точке, но не ближе 50 мм от сварных швов. 3.5.6. В металлических конструкциях следует обращать внимание на те элементы, в которых задерживается влага, скапливается грязь, в местах слабо вентилируемых, что способствует появлению коррозии. Возможными местами появления коррозии являются: Замкнутые пространства (коробки) ходовых рам, кольцевых балок, пояса и стойки порталов; Опорные узлы башен, стрел; Зазоры и щели, образующиеся вследствие неплотного прилегания сопрягаемых элементов; Соединения (сварные), выполненные прерывистыми швами. 3.5.6.1. Определение степени коррозии металла должно проводиться прямыми измерениями с помощью ультразвуковых толщиномеров или путем засверливания. 3.6.Проверка состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов. 3.6.1. При проверке механизмов, канатно-блочных систем и других узлов следует особое внимание обращать на следующие возможные дефекты: Трещины в рамах, корпусах редукторов или рычагах тормозов, в тормозных шкивах и т.п. узлах; Поломка тормозных пружин; Износ зубчатых зацеплений; Износ ходовых колес; Выработка (износ) шарнирных соединений, тормозных шкивов, обкладок тормозов, дорожек качения ОНУ, крюка и т.п.; Ослабление болтовых соединений; Нарушение соосности валов, соединенных зубчатой или втулочно-пальцевой муфтой; Неудовлетворительная балансировка тормозного шкива или барабана; Износ или разрушение уплотнений. 3.6.2. Для блоков канатной системы характерны следующие повреждения, которые могут привести к обрыву или перетиранию каната: Трещины или сколы реборды; Износ по ручью или реборде блока; Отсутствие смазочного материала в подшипниках и, как следствие, их поломка, стопорение блока. 3.6.3. Для оценки норм браковки канатов по числу оборванных проволок рекомендуется пользоваться таблицей 4. Наиболее опасными местами по обрыву проволок являются те участки каната, которые за период работы проходят по большому числу блоков. Кроме того контролируются места крепления каната на барабанах и на конструкциях крана. Опасными местами, где может появиться коррозия, являются места, в которых скапливается влага и где канат редко или совсем не перемещается по блокам (например, на нижних обоймах стреловых полиспастов кранов-погрузчиков, кранов с балочной стрелой или на уравнительных блоках стрелового расчала). В этих случаях канат бракуется раз в 5 лет независимо от числа обрывов проволок. 3.6.4. Основные характерные дефекты и повреждения механизмов, канатно-блочных систем, других узлов и конкретные места их возможного появления приведены в приложении Е3. Таблица 4. Нормы браковки стальных канатов по числу обрывов проволок
Примечания: 1. При использовании канатов, не приведенных в настоящей таблице, следует пользоваться данными по браковке канатов, приведенными в Правилах. 2. Один обрыв проволок может иметь два видимых конца. 3. - номинальный диаметр каната. 3.6.5. Обследование состояния механизмов, канатно-блочных систем и др. узлов, помимо указанных в п. 3.6.1. РД 10-112 ч. 1, должно включать также проверку работоспособности механизмов под нагрузкой. 3.6.6. Проверку работоспособности механизмов рекомендуется совмещать с аналогичной проверкой электрооборудования. Проверка проводится при поочередной работе всех механизмов с грузом на крюке, соответствующем 30-100% грузового момента. При работе обращается внимание на плавность пуска и торможения механизмов, отсутствие биения тормозных шкивов и барабанов, состояние креплений, характер шума в редукторах, опорно-поворотном устройстве, правильность намотки канатов на барабан. 3.6.7. Необходимость измерения износа, выявления наличия поломок зубчатых передач и износа подшипников в редукторах может быть определена по появлению повышенного неравномерного шума при работе механизма. Решение о необходимости разборки узла, редуктора принимает комиссия. 3.6.8. Проверка состояния креплений механизмов осуществляется в процессе работы крана. При резком пуске и торможении механизмы должны быть неподвижны (кроме элементов подвижного крепления - опоры трехопорных лебедок, амортизаторы привода передвижения). 3.6.9. Проверка состояния крепления и правильности монтажа трехопорной лебедки должна производиться путем измерения перемещения наружного торца фланцевого электродвигателя в вертикальной плоскости. Перемещение определяется на лебедке в сборе как разность между крайними верхним и нижним положениями любой точки торца двигателя во время прокручивания барабана лебедки без нагрузки вручную за тормозной шкив на полный оборот. Величина перемещения не должна превышать /600 (рис. 6). При этом опоры лебедки должны быть закреплены согласно эксплуатационной документации, обеспечивая предусмотренные конструкцией степени свободы. Проверку правильности установки опор легко проверять по вертикальному перемещению лап редуктора и выносной опоры барабана при подъеме краном груза. При нормальной установке перемещение лапы в опоре не должно превышать 2-х мм (рис.7) 3.6.10. Обследование опорно-поворотного устройства должно включать измерение перекоса и оценку состояния болтовых соединений. Измерение перекоса поворотной опоры должно производиться в соответствии с приложение И.3. или другим аналогичным способом. Обследование болтовых соединений опорно-поворотного устройства должно включать визуальный осмотр, остукивание болтов, проверку затяжки. При визуальном осмотре устанавливается наличие всех болтов, стопорных планок (контровки). В случае обнаружения обрыва 1-2 болтов, необходимо провести контроль затяжки всех болтов. При наличии оборванных болтов более 2 шт. производится замена всех болтов соединения. При обнаружении ослабленных болтов этот недостаток должен быть отражен в ведомости дефектов, а затем устранен владельцем путем затяжки динамометрическим или специальным ключом с контролем крутящего момента. Момент затяжки принимается по эксплуатационной документации. Если возникает сомнение в материале болтов, производится контрольная проверка химсостава и прочностных свойств () болтов. 3.6.11. Проверка работоспособности всех шарнирных соединений (у штоков гидротолкателей, в шарнирах элементов тормозов и т.п.) должна производиться при работе крана либо при неработающем кране путем проверки легкости перемещения элементов вручную. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00
- Лист ознакомления с должностной инструкцией образец бланк