Реклама

Главная - Бизнес идеи
Профессиональное самоопределение учащихся. Самоопределение старших школьников

Время на чтение: 3 мин

Профессиональное самоопределение - это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции. В условиях рыночной экономики остро встаёт проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника.

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический - когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический - поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический - формирование индивидуального строя жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

Дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

Начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие - осознания личного «Я». Старшеклассник "определяется": кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Профессиональное самоопределение личности

Профессионально-личностное самоопределение психологи относят к процессу формирования у человека личного отношения к профессиональной трудовой сфере, а также самореализации через согласование социально профессиональных и внутриличностных потребностей.

Рассмотрим профессиональное самоопределение, включая разные стадии становления личности.

В дошкольном детстве малыши в игровой деятельности подражают взрослым и воспроизводят их действия. Широкое распространение в дошкольном возрасте приобретают сюжетно-ролевые игры, часть из которых несут профессионально ориентированный характер. Малыши играя, присваивают себе роли продавцов, врачей, строителей, воспитателей, поваров, водителей транспортных средств.

Большое значение в профессиональном самоопределении представляют первоначальные трудовые действия - выполнение простых действий по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Эти действия способствуют у малышей развитию интереса к труду взрослых. Профессионально-ролевые игры, выполнение элементарных видов труда, наблюдение за трудом взрослых способствуют самоопределению дошкольников. В младшем школьном возрасте малыши охотно подражают действиям взрослых и, исходя из этого, идет ориентация на профессии родственников, родителей, учителей, близких знакомых. Важной особенностью школьников является мотивация достижений в учебной деятельности. Осознание ребенком своих возможностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, учебной, трудовой деятельности формирует представление о будущей профессии.

Конец младшего школьного возраста отмечается существенным возрастанием индивидуальных различий в развитии способностей между детьми, а это в свою очередь влияет на значительное расширение спектра профессиональных предпочтений. Трудовая и учебная деятельность влияет на развитие воображения детей, как творческого, так и воссоздающего. Благодаря этой способности осуществляется обогащение представлений о различных видах труда, развивается умение видеть себя в определенной профессии. Зачастую у ребенка возникают профессионально окрашенные фантазии, оказывающие в будущем огромное влияние на профессиональное самоопределение.

Подростковый возраст отмечается закладкой основ нравственного отношения к различным видам труда, у подростка формируется система личностных ценностей, определяющих избирательность в отношении профессий. Этот период психологи относят к ответственному за становление личности.

Мальчики-подростки, подражая внешним формам взрослого поведения, ориентируются на романтические профессии, которые обладают выдержкой, сильной волей, смелостью, мужеством, например, космонавт, летчик-испытатель, автогонщик. Девочки отдают предпочтение профессиям «настоящих женщин» - это обаятельные, популярные, привлекательные топ-модели, эстрадные певицы, телеведущие.

На романтические профессии ориентация направляется под воздействием средств массовой информации, которые тиражируют образцы «настоящих взрослых». Такой профессиональной романтической ориентации способствует желание подростков к самоутверждению и самовыражению. Дифференцированное отношение к различным занятиям в кружках, учебным предметам формирует у детей намерения и мечты. Мечты, образцы желаемого будущего являются штрихами самоопределения.

Профессиональное самоопределение личности в ранней юности является важнейшей задачей. Зачастую планы подростка очень аморфны, расплывчаты, представляют характер мечты.

Подросток чаще всего представляет себя в различных эмоционально привлекательных ролях и психологический обоснованный выбор профессии самостоятельно сделать не может. А в начале юношеского возраста данная проблема встает перед юношами и девушками, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Они составляют треть старших подростков, которые поступают в учреждения среднего и начального профессионального образования, а другие же вынуждены приступать к трудовой самостоятельной деятельности.

Психологи установили, что зачастую учащиеся получающие образование в профлицеях, профтехучилищах, колледжах и техникумах окончательно не определились и их выбор учебного учреждения был психологически не обоснован.

Подавляющее большинство молодежи в возрасте 16 - 23 лет в учебных заведениях получают образование или проходят профессиональную подготовку в учреждениях или на предприятиях. Зачастую романтические устремления, мечты остались в прошлом, а желаемое будущее стало уже настоящим и многие переживают разочарование и неудовлетворенность от сделанного выбора. Некоторыми предпринимаются попытки по внесению корректив в профессиональный старт, а у большинства юношей и девушек во время обучения укрепляется уверенность в правильности своего выбора.

В возрасте 27-ми лет отмечается социально-профессиональная активность. Уже имеется место работы и определенный опыт. Актуальности приобретает профессиональный рост и достижения. Однако подавляющее большинство начинают испытывать психологический дискомфорт, который обусловлен возвышенными, нереализованными планами, а также трудовым насыщением.

Неопределенность перспектив карьеры, отсутствие достижений актуализируют рефлексию личного бытия, порождая самооценку «Я-концепции» и самоанализ. Для этого периода характерна душевная смута. Ревизия профессиональной жизни толкает к определению новых значимых целей. Некоторые из них включают повышение профессиональной квалификации и совершенствование; смену работы и инициирование повышения в должности; выбор новой профессии или смежной специальности.

Для многих людей к 30-ти годам вновь становится актуальной проблема профессионального самоопределения. Здесь возможны два пути: либо утверждать себя далее в избранной профессии и становиться профессионалом или же менять место работы, а также профессию.

Возрастной период до 60-ти лет считается самым продуктивным. Этот период отмечается реализацией себя как личности, а также характеризуется использованием профессионально-психологического потенциала. Именно в этот период реализуются жизненные планы, оправдывается смысловое существование человека. Профессия дает уникальную возможность, используя свои способности на трудовом посту, реализовать потребность быть личностью, а также выработать индивидуальный стиль деятельности.

После достижения пенсионного возраста люди уходят из профессии, однако к 60-ти годам личность полностью не успевает исчерпать свой потенциал. Этот период отмечается тревожным состоянием, поскольку в одночасье рушатся складывавшиеся десятилетиями стереотипы, а также образ жизни. Умения, знания, важные качества - все становится невостребованным. Такие негативные моменты ускоряют социальное старение. Большинство пенсионеров испытывают психологическую растерянность, переживают свою ненужность и бесполезность. Снова возникает проблема самоопределения, однако, в общественно-полезной, социальной жизни.

Психология профессионального самоопределения

Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями.

Над данной проблемой работали следующие исследователи: М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов.

Наиболее разносторонне и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера.

Е.А. Климов отнес профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития человека. В течение жизни у индивида формируется определенное отношение к разным областям труда, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения.

Согласно Е.А. Климову, важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания.

Структура профессионального самосознания включает:

Осознание личной принадлежности к конкретной профессиональной общности («мы - строители»);

Оценивание своего места и личного соответствия эталонам в профессии (один из лучших специалистов, новичок);

Знание индивида о его признании в социальной группе («меня относят к хорошим специалистам»);

Знание слабых и сильных сторон, индивидуальных, а также успешных способов действия и путей самосовершенствования;

Личное представление о себе, а также работе в будущем.

Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении:

Гностический (перестройка самосознания и сознания);

Практический (изменения в социальном статусе человека).

Э.Ф. Зеер выделяет проблему самоопределения индивида в контексте прикладной психологии, где профессиональное самоопределение отмечается:

Избирательностью в отношении индивида к миру профессий;

Выбором с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, а также социально-экономическими условиями и требованиями в профессии;

Постоянным самоопределением субъекта на протяжении жизни;

Определением внешних событий (изменение места жительства, окончание обучения);

Проявлением социальной зрелости индивида с тесной связью самореализации.

Задачи в самоопределении решаются все по-разному на каждой из стадии профессионального развития. Они определяются межличностными отношениями в коллективе, социально-экономическими условиями, профессиональными и возрастными кризисами, но ведущая роль остается за активностью личности и ее ответственностью за личное становление.

Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии.

H. С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя такие компоненты:

Осознание личностью ценностей общественно полезного труда, а также необходимости профессиональной подготовки;

Ориентирование в социально-экономической ситуации, а также прогнозирование престижности выбираемого труда;

Определение профессиональной цели-мечты;

Выделение профессиональных ближайших целей, как этапов для достижения дальнейших целей;

Поиск информации о специальностях и профессиях, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;

Представление о личностных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также о возможных трудностях в достижении целей;

Наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения;

Практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.

Профессиональное самоопределение по Н.С. Пряжникову происходит на следующих уровнях:

Самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл деятельности в качественном выполнении операций или отдельных трудовых функций, при этом свобода выбора действий индивидом ограничена);

Самоопределение на трудовом конкретном посту (трудовой пост отмечается производственной ограниченной средой, которая включает определенные права, средства труда, обязанности), при этом выполнение многообразных функций дает возможность самореализации выполняемой деятельности, а смена трудового поста сказывается негативно на качестве труда, вызывая неудовлетворенность работника;

Самоопределение на уровне определенной специальности предусматривает смену трудовых постов, что позволяет расширить возможности самореализации индивида;

Самоопределение по конкретной профессии;

Жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, которое включает досуг и самообразование;

Личностное самоопределение определяется нахождением образа Я и его утверждением среди окружающих индивидов (индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином личной жизни и окружающие люди причисляют его как к хорошему специалисту, так и уважаемой, уникальной личности);

Самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется существенным вкладом в развитие культуры, что дает возможность говорить о социальном бессмертии индивида.

Проблема профессионального самоопределения

Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Многие учащиеся не могут ответить: "Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?"; "Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?"

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.

Вопросы самоопределения школьников активно обсуждаются в современной педагогике и педагогической психологии. Актуальность этой темы обусловлена многими факторами. Развитие науки, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышают требования к общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации каждого отдельного выпускника учебного заведения. Постоянно увеличивающийся поток научной информации и изменения в научных представлениях, которые с ним связаны, требуют новых подходов к образовательным программам.

Профессиональное самоопределение – это сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация духовных и физических возможностей, формирование им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Ученик сейчас должен быть подготовлен в соответствии с запросами современного информационного общества, формирующаяся идеология которого определяет, что трудовая деятельность и связанная с ней профессиональная ориентация теперь не «подгоняют» конкретного индивида под требования профессии, а учитывают, прежде всего, его личностные особенности, склонности и мотивации, предоставляя возможности для наиболее полной его самореализации и удовлетворения от своей деятельности. При этом увеличивается степень его ответственности как будущего работника, активность, гибкость мышления, способность к постоянному обучению и т.д. И это вне зависимости от сферы и направления деятельности.

Более того, в современных условиях возникают профессии, существование которых ранее было невозможно, следовательно, профориентация и образование должны быть направлены не столько на получение конкретной профессии, сколько на вид профессиональной деятельности в целом. При этом личностные усилия ученика выходят на первый план. Именно от его компетентности, квалификации, умения использовать новые знания зависит как его экономическая, так и социальная состоятельность.

Это означает, что профильное обучение должно обеспечивать минимальный (базовый) уровень освоения государственных стандартов общеобразовательной подготовки всеми учащимися, а также широкую возможность выбора учащимся содержания образования и уровня его освоения, предоставляя подросткам возможность спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного ответственного профессионального выбора.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.


Цель профориентационной работы – активизация процесса самопознания, самоопределения. При этом совершенно необязательно, чтобы юноша или девушка сразу выбрали узкую профессиональную сферу, важно, чтобы они ориентировались в более широких профессиональных направлениях (гуманитарном, техническом, экономическом, естественно-научном и т.д.), чтобы понимали, какая деятельность близка им по интересам, способностям, особенностям характера.

По мнению психолога Пряжникова Н.С. направление профориентации на системную мотивацию является наиболее важным, т.к. стимулирует учащихся к взятию на себя ответственности за свой профессиональный выбор, а также мотивирует на целенаправленную самостоятельную подготовку в выбранной профессиональной сфере.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Профильное обучение предполагает достаточный уровень автономности личности. Автономность определяется умением вычленить себя из мира окружающих людей, умением отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, пониманием целостности своей личности, стремлением к самореализации, уровнем реализма в принятии карьерных решений. Отбор в профильные классы следует рассматривать как средство формирования реалистичного представления учащихся о себе, как элемент систематической психолого-профориентационной работы в школе.

Важнейшим этапом в организации профильного обучения является момент непосредственного выбора, составления старшеклассником проекта собственного индивидуального плана. Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных обучающимися для освоения из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базового учебного плана.

Все предметы, изучаемые в профильной школе, делятся на три группы: обязательные дисциплины, предметы по выбору, изучаемые на трёх уровнях: базовом, расширенном и профильном, а также элективные курсы.

Базовые курсы предназначены для завершения базового образования учащихся по непрофилирующим предметам или областям, они могут быть интегрированными. Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в выбранной области образования. Желательно, чтобы выбор профильных предметов соотносился с тем набором экзаменов, который будет сдавать выпускник школы.

Профессиональные пробы, социальные практики;

Углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента;

Пропедевтика вузовских дисциплин;

Общеразвивающие тренинги;

Удовлетворение познавательных интересов;

Расширение отдельных тем обязательных предметов, имеющих прикладной характер.

Следующим этапом становится согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана профильной школы на текущий учебный год, которая начинается с определения границ предложения и спроса. Организация профильного обучения подразумевает: работу школы старшей ступени посредством группово-поточного расписания с сохранением классного коллектива как единицы воспитательной и социальной работы. Состав классного коллектива формируется с учетом психологического комфорта взаимодействия классного руководителя – ученика – родителя.

Составление расписания учебных занятий по индивидуальным учебным планам связано с формированием так называемых учебных комплексов. Составить полный учебный комплекс – это занять на данном уроке теми или иными предметами всех учащихся в параллели, что при организации учебного процесса иногда не представляется возможным, т.к. по некоторым предметам один педагог работает в нескольких учебных группах. Поэтому в расписании у 10-классников неизбежно появляются «окна».

Задача педагогического коллектива в качественном удовлетворении социального заказа – обучении школьника на выбранном им уровне изучения предметов, в не зависимости от текущей успеваемости бывшего 9-классника. Ребёнок имеет право поставить себе завышенные, по мнению педагогов, цели в образовании. Помочь ему в достижении этого уровня, поддержать его первоначальный порыв быть успешнее по окончании школы и реализации им профплана – задача педагогов. Она заключается в индивидуальном подходе к обучающимся не только через реализацию ИУП, но и формирование, и поддержку учебной мотивации, имеющей естественную тенденцию к снижению у 10-классников. Также важно скорректировать круг применяемых педтехнологий, т.к. обучение происходит уже не в профильных классах, которые формируются на основе оценки способностей и склонностей учащихся, а в группах сформированных по выбору учащихся, т.е. группах с разным уровнем подготовки. Этого невозможно достичь без внутренней мотивации педагогического коллектива к деятельности в новых условиях – предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Критериями эффективности результатов психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях профильного обучения являются:

Успешность адаптации учащихся к обучению в профильных классах, что проявляется в снижении уровня тревожности, фрустрированности в ситуации выбора;

Удовлетворенность обучающимися выбором профиля; выявление и корректировка трудностей в обучении, а также эффективность обучения старшеклассников в конкретном профиле;
- повышение уровня мотивации и рост качества успеваемости, показателями которых являются: совпадение внутренней и внешней мотивации обучения, развитие устойчивого познавательного интереса;

Повышение уровня психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, что можно диагностировать через сформированность профессиональных планов обучающихся.

Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков своего самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность старшеклассников. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения: «Никто не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение»; «У меня есть свои убеждения, и я могу их отстаивать, спорить из-за них». Старшеклассники претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, чем подростки: «Хочется самому выбрать интересную специальность и стать мастером своего дела».

Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего . Л.И. Божович обосновывает необходимость возникновения самоопределения логикой личностного и социального развития подростка. Она рассматривает самоопределение как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом.

На данном возрастном этапе начинает складываться «социальное, личностное, профессиональное самоопределение, т.к. именно в самоопределении, в обстоятельствах жизни в период раннего юношеского возраста, в ее требованиях к школьнику кроется самое существенное, что во многом характеризует условия, в которых происходит формирование его личности. Л. И. Божович указывает на то, что самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему («связано» с выбором профессии) .

И. В. Дубровина уточняет, что «в старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение - личностное, профессиональное (шире - жизненное), а психологическая готовность к нему» . Психологическая готовность к самоопределению предполагает формирование у старшеклассников неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь. «В психологической готовности к самоопределению, безусловно, ведущую роль играет самосознание - осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я» .

В относительно короткий срок для старшего школьника (два года) необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план - не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения конкретных жизненных целей.

Сейчас, по некоторым данным, старшеклассники обращены в настоящее не меньше, чем в будущее. Такое изменение ориентации, видимо, является временным явлением и объясняется спецификой современной ситуации в обществе - обострением социальных проблем, снижением жизненного уровня значительной части населения страны, неясностью перспектив экономического развития, разрушением старых идеалов, дававших надежду на далекое светлое будущее.

В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности . Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Ядром самоопределения у старших школьников является формирующаяся Я-концепция - совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Школьник стремится понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость.

Рассматривая процесс самоопределения старшеклассников, важно учитывать тот факт, что каждый человек обладает своей индивидуальной сущностью, которую во многом определяет как сам процесс самопознания человека, так и его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели.

С профессиональным самоопределением у старших школьников связано изменение учебной мотивации. Старшеклассники рассматривают учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют в основном те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. По мнению А. В. Петровского, именно в старшем школьном возрасте впервые после стольких лет обучения появляется сознательное отношение к учебной деятельности.

У старших школьников детские мечтания о будущем сменяются размышлениями о нем с учетом собственным возможностей от обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практической деятельности. Старшие школьники интересуются многими профессиями зачастую в нескольких направлениях, как правило, старшего школьника привлекают профессии важные и современные, те, где можно проявить творчество. Часто школьники романтизируют привлекательную для них профессию, не замечая трудностей, переоценивая собственные возможности.

Не всегда одинаково идет профессиональное развитие старших подростков. Одни подростки стараются перевести мечтания в действия, другие примерят себя к разным вариантам будущего, третьи решают проблему соответствия собственных возможностей требованиям профессии, следующие выясняют, соответствует ли содержание профессии их представлениям о ней.

Старшие подростки начинают собирать информацию об особенностях привлекающих их профессий, об учебном заведении, где ее можно получить, обсуждают профессиональные проблемы с близкими, интересуются планами одноклассников.

Одни подростки размышляют и адекватно оценивают свои возможности, другие - переоценивают их. У некоторых появляются серьезные сомнения, и они отказываются от прежних мечтаний.

В условиях современного школьного обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию или профиль обучения в возрасте 13-14 лет, подростки зачастую оказываются не готовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в профессиональном самоопределении. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии. Неспособность к профессиональному самоопределению является причиной серьёзной озабоченности многих молодых людей. Чтобы принять это решение, подросток должен знать, что он из себя представляет. В любом обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, выбор карьеры превращается и в выбор стиля жизни.

В настоящее время родители часто оказываются дезориентрированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.

Задача будущей профессии не может быть решена без личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.

Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста. «Интересно, какой я буду человек? Говорят, что люди со временем меняются. Кто - портится, а кто, наоборот, - найдет себя. А почему? От чего это зависит? Почему есть на свете добрые и злые? Почему одному доставляет удовольствие видеть страдающего человека, а другой готов пожертвовать всем ради его счастья? Мне это непонятно. И неужели мое сердце может когда-то окаменеть?». Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у старших школьников носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения.

Самоопределение старших школьников, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Важнейшее психологическое условие для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения учащихся - их ценностные ориентации. Большие изменения и собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый); усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это, как отмечает И. В. Дубровина, резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентированную деятельность .

Социальное самоопределение молодого человека - это определение им своего места в обществе относительно выработанных в нем (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенному социальному кругу, а также ограничение себя некоторым кругом профессий.

Социальное самоопределение определяет социальную прослойку (социальный круг), к которой молодой человек стремится принадлежать.

Самоопределение старших школьников связано с новым восприятием времени - соотнесением прошлого и будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временнамя перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлениями о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего. Еще одна трудность в образовании временной перспективы - диспропорция между прошлым и будущим. В ранней юности прошлого мало, будущего - много. Прошлое как бы присутствует в настоящем, определяя многие поступки. Небольшой прошлый опыт - основа максимализма и ранимости в настоящем, его не хватает, чтобы реально планировать будущее.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему в настоящем плохо, а потому, что впереди будет еще лучше.

Осознание временной перспективы и создание жизненных планов отражаются на характере юношеской мечты. Мечта о будущем теперь не только более определенна и реальна, чем фантазии подростка. Она включает основные устремления данного возраста - потребности в признании окружающих, в любви и в самосовершенствовании, самореализации

Итак, самоопределение как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём.

В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте тесно связана с выработкой мировоззрения, системой ясных устойчивых убеждений.

Проблемы профессионального самоопределения школьников.

Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь

провести в нем всю оставшуюся жизнь.

Чарльз Кеттерлинг

Один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека, – вопрос правильного выбора профессии. Правильный ответ на этот вопрос сегодня, в условиях постоянно меняющейся экономики, чрезвычайно актуален. Все мы видим, насколько радикально изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей и друзей. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь и, как следствие, уровень благосостояния и удовлетворенностью жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно. Это не простое, но очень важное дело. Важно, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознано.

С одной стороны, планирование своих профессиональных перспектив – это личное дело каждого человека, это высшее проявление его свободы и ответственности за свое счастье. Но с другой стороны, человек живет в обществе и, чем он будет заниматься в этом мире, должно это общество беспокоить. Молодой человек, живущий в среднем по масштабу российском городе, выбирает в среднем из примерно 700 профессий, а житель крупных мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург, – из 2–3 тысяч. При этом низкая информированность о рынке труда о своих возможностях и личностной направленности позволяет нам говорить о том, что выбор осуществляется практически вслепую.

Задача выбора профессии достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения и адаптации молодых специалистов к профессиональной общности. При этом с другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Ситуация профессионального самоопределения для старших школьников и ситуацией неодолимой для него неопределенности. Дело усугубляется еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий большие трудности доставляет так же ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможно. Поскольку мир профессий изменчив (профессии возникаю, дробятся, объединяются, отмирают), он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследований, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 – 26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Многое из того, что касается мира профессий, надо постигать умом, мысленно. И здесь незаменимым средством ориентировки оптанта оказывается не просто «картинка» и даже не только живая, предметная наглядность, например, с помощью экскурсий на производство, а обдуманное слово, речь, в частности специально построенный информирующий и мотивирующий текст, описание профессии. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Введение в учебные программы школ курса основ экономических знаний позволяет сменить ориентиры и ликвидировать пробелы знаний об окружающей действительности. Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, аналитическим, но и эмоциональным, синтетическим.

Изучив данные исследований по этой проблеме, были выделены специфические задачи профессионального самоопределения:

1.Постоянное формирование общей готовности к будущей трудовой жизни и профессиональному самоопределению.

2.Психолого-педагогическая помощь в профессиональном выборе (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы).

3.Психолого-педагогическая помощь при овладении уже выбранной профессией в профессиональном учебном заведении, на работе.

4.Самосовершенствование при выполняемой трудовой деятельности.

5.Освоение смежных видов профессионального труда.

Профессия, которую мы выбираем, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, требоваться работодателям. Она должна еще и нравится, быть интересной. А забегая вперед, скажу, что она должна соответствовать еще и нашим возможностям. Разумеется, прежде чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо о ней узнать. Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, человек может попросить рассказать об интересующих профессиях знающих людей.

Во-вторых, человек имеет возможность прочесть о профессиях в литературе или узнать о некоторых из них из фильмов.

В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочих местах.

В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому. Наиболее полная и точная информация о профессиях имеется в распоряжении специалистов, занимающихся профессиональным консультированием.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Также молодые люди мало информированы о содержании будущей профессии. «Знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!» Младшие школьники хотят быть: учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, летчиками, пограничниками. В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Ошибкам, совершаемым при выборе профессии, уделяли внимание практически все авторы, работающие над этой проблемой. Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии – выбор из соображений «престижа». Но «престиж» – понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К. С. Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Некоторые молодые люди, повинуясь старому инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника. У многих учащихся есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае тоже есть риск ошибиться в выборе профессии, если отождествлять интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут быстро, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча. Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или удивительного фильма. Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все: телесериалы, советы чужих людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии – не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность других вариантов. К примеру, не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком.

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Стоит проанализировать выбранные вами профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую – их недостатки. На протяжении всей жизни каждый человек в среднем 4–5 раз меняет профессию. Если этого не делать, может наступить профессиональная деформация – явление, заметное только окружающим. Сформулировав, куда вы хотите попасть, надо определить, с чего начать, то есть проанализировать свои возможности достижения поставленной цели.

Огромное внимание этой проблеме уделяют психологи. В современной психологии имеются несколько подходов к исследованию проблемы профессионального самоопределения; в настоящее время предпочтение отдается классическому подходу – всестороннего изучения личностных особенностей и направленностей на определенную сферу деятельности. Огромное значение в профессиональном самоопределении играет мотивация и информированность респондентов.

Резюмируя выше изложенное, мною разработана программа элективного курса для учащихся девятых классов впервые столкнувшихся с проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута. Программа позволит ответить на следующие вопросы: чем руководствоваться при выборе профессии, как оценить свои профессиональные склонности и способности, как найти им соответствие в мире профессий, что такое современный рынок труда, как спланировать свое профессиональное будущие и на многие другие вопросы.


Федорова Людмила Дмитриевна

МАОУ СОШ № 35 г.Екатеринбург

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения школьников. Профессиональное самоопределение рассматривается как социокультурный процесс с проведением анализа структурных и личностных факторов профессионального самоопределения. Анализ ценностно-мотивационной структуры сознания учащихся позволил обнаружить устойчивые сочетания ценностей, отражающих скрытые установки учащихся в профессиональной сфере. В частности, ассоциация ценностей хорошего образования с социальным обеспечением и льготами, а также обратная зависимость между собственной значимостью в профессии и хорошим образованием отражают не только специфическую парадоксальность мотивационной структуры молодежи, но и служат индикаторами противоречивости складывающейся трудовой культуры на макроуровне.

Ключевые слова: Профессиональное самоопределение ся, трудовая культура.

Выбор профессии это один из самых важных шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда социальные изменения, связанные с реформированием экономики, системы образования, которые произошли в России за последние десятилетия, оказали большое влияние на ценностные ориентации и жизненные пути молодежи . Произошли значительные преобразования в системе тех объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на определение молодежью своего жизненного пути, выбора профессии. Сохраняется проблема соответствия этого выбора потребностям рынка труда и тем способностям, которые необходимы для достижения успеха в конкретной трудовой деятельности. Вопросы профессионального самоопределения молодежи широко изучается в рамках психологии, педагогики, но, на наш взгляд, с точки зрения социологии, проблемы, связанные с самоопределением молодежи при выборе профессии, в их современном контексте, рассмотрены недостаточно.

Актуальность изучения самоопределения школьников при выборе ими профессии в рамках социологии обусловлена рядом обстоятельств, связанных как

Ценностно-мотивационная структура сознания учащих-

с разработкой социологического подхода к изучению данного социокультурного процесса, так и с теми факторами, которые влияют на самоопределение учащейся молодежи при выборе профессии в современной жизни. Реформирование системы образования, возросшие возможности общества потребления, увеличение рисков, связанных с нестабильностью рынка труда и экономической сферы, во многом осложняют выбор жизненного пути для молодежи. Отсутствие необходимой поддержки со стороны старшего поколения, институтов образования, бизнес-сообщества, государства при выборе профессии, соответствующей целому ряду требований, как социума, так и личности, обостряют проблему самоопределения школьников

Вопросы становления и развития молодежи нашли свое отражение в многочисленных российских и зарубежных исследованиях в области педагогики, психологии, социологии, социальной антропологии и т.д. Каждая наука, вычленяя свой предмет исследования, затрагивает различные аспекты данной проблематики. Так, в социологии молодежь рассматривается как особая социально-демографическая группа, занимающая определенное положение в социальной структуре общества. Этому посвящено немало работ различных авторов, в том числе Ю. А. Зубок, С. Н. Иконниковой,

А. И. Ковалевой, Л. Н. Когана, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, В. В. Павловского, и др. Работы

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

перечисленных авторов позволили изучить важные стороны самоопределения молодых людей при выборе профессии в современном обществе. Вместе с тем, ощущается недостаток социологического изучения тех особенностей, противоречий, которые характеризуют данный процесс у разных групп учащихся в современных условиях .

Специфика социологического подхода к пониманию сущности профессионального самоопределения в значительной степени обусловлена теми процессами и явлениями, которые актуальны в конкретное время и в конкретном социуме.

Главное противоречие процесса профессионального самоопределения заключается в согласовании объективного и субъективного измерений: структурных ограничений и личностных диспозиций. В связи с этим, профессиональное самоопределение понимается как социокультурный процесс, который реализуется через серию индивидуальных выборов, обусловленных социальными факторами, с одной стороны, и личностной субъективностью, с другой. Интеграция индивида в социально-профессиональную структуру общества представляется как процесс разрешения обозначенных противоречий .

Профессиональное самоопределение тесно связанным с понятием «профессиональная социализация», которое предоставляет индивиду возможности для профессионального выбора . Как разновидность социальной идентичности профессиональная идентичность означает отождествление себя индивидом с некоторой профессией.

Многомерность проявлений профессии делает ее объектом изучения многих наук и выражается в разнообразии концепций. В классической социологической мысли условно можно выделить макросоциологический подход к пониманию профессии, сформированный в основном благодаря идеям К. Маркса, Э. Дюр-кгейма, Т. Парсонса, и микросоциологический подход в работах М. Вебера и П. Сорокина. С точки зрения первого, профессия воспринимается сквозь призму социально-структурных отношений общества - разделения труда, дифференциации и интеграции общества. Второй подход позволяет сосредоточить внимание на профессии с позиции индивида, его поведения, системы ценностей и т.д. Место и роль профессии в жизни человека раскрывается через призму социального положения индивида (как один из статусных критериев).

Профессиональное самоопределение рассматривается в работе как социокультурный процесс, с проведением анализа структурных и личностных факторов профессионального самоопределения, базирующийся на результатах эмпирических исследований, проводившихся в МАОУ СОШ № 35 при участии автора в рамках работы Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) .

С точки зрения социокультурного подхода, ключевая проблематика профессионального самоопределения молодежи заключается в противоречии между

предпочтениями, ценностями, ориентациями субъекта профессионального самоопределения и объективными структурными рамками профессионального самоопределения молодежи, прежде всего институтами вторичной социализации. Среди таких институтов особое значение придается рынку труда и системе образования, находящимися в непосредственных связях с институтом профессии. Так, разрыв институциональных связей между рынком труда и системой образования является ключевым противоречием для российского переходного общества. Среди основных тенденций отмечаются: переориентация профессионального образования на предпочтения индивида в ущерб потребностям экономики; превращение образования в сферу услуг; универсализация ценности высшего образования и кризис других уровней подготовки (особенно, системы начального профессионального образования); повышение образовательного ценза к работнику и потребность в простой рабочей силе и т.д.

С целью изучения особенностей профессионального самоопределения учащихся в течение 3-х лет каждый сентябрь проводилось специальное социологическое исследование среди учащихся 8 классов школы № 35. Всего было опрошено 432 человека.

При изучении профессионально-образовательных ориентаций выпускников школы использовались следующие показатели: планы по окончании 9-го класса, ориентация на получение профессионального (среднего или высшего) образования, определенность с направлением подготовки.

В целом, для учащихся доминирующей образовательной ориентацией является получение высшего образования, причем каждый год количество желающих продолжать обучение в старшей школе возрастает: 2011 год - 71%, 2012 год - 72%, 2013 год - 82%. Таким образом, образовательные планы восьмиклассников не отличаются большим разнообразием: наиболее популярные перспективы - это продолжить обучение в школе с целью получения общего среднего образования. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования собираются получать профессию: 2011 год - 23%, 2012 год - 20%, 2013 год - 13%, хотя подавляющее большинство учащихся (74,3%) планируют в будущем получать высшее образование. Не определились в профессиональном выборе: 2011 год - 6%, 2012 год - 8%, 2013 год - 5%. Надо заметить, что нет учащихся, которые бы хотели получить начальное профессиональное образование по окончании основной школы, хотя при определении своих профессиональных предпочтения указали рабочие профессии.

Данные об особенностях выбора образовательной траектории учащихся иллюстрируют важнейшие структурные изменения в системе образования: подавляющее большинство учащихся старших классов основной школы, планирующих продолжить обучение в школе, ориентируются на дальнейшую подготовку в вузе, а средний и начальный уровни профессиональ-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Диаграмма 1

Профессиональный выбор восьмиклассников за три года

ной подготовки рассматриваются как промежуточный этап или как вынужденная стратегия, причем учреждения начального профессионального образования в нашем городе практически ликвидированы, а о том, что рабочиегруппы имеются при СПО, учащиеся не знают, т.к. еще не приступили к предпрофильному обучению. Тем самым универсализация ориентации на высшее образование обуславливает кризис уров-невой системы подготовки кадров и входит в противоречие с запросами рынка труда.

Особый интерес в исследовании представлял открытый вопрос о профессиональных предпочтениях тех, кто определился с профессией или выбирает из нескольких вариантов. Данные исследования представлены на диаграмме 1.

Из приведенных данных видно, что интерес к медицине, информационным технологиям, юриспруденции, экономике остается примерно одинаковым. Интерес к технике с 14% в 2011 году упал на 10% в 2013 г. Вместе с тем интерес к силовым структурам (армия, полиция, ФСБ, таможня) вырос в 19 раз. На основании проведенного опроса можно сделать следующий вывод: школьники не ориентируются в современном рынке труда, ведь спрос на такие редкие в 90-е годы специальности, как: менеджер, юрист, экономист, сейчас добавились к этому списку банковские работники, полицейские служащие в свое время были нужны, и они имели, и сейчас имеют на хороших должностях солидное денежное вознаграждение. Но в настоящее время эти отрасли заняты, в них высокая конкуренция, вызванная в первую очередь п рестижностью профессии и широчайшим ассортиментом специалистов. Рынок труда специалистами этих профессий перенасыщен. С другой стороны массовый приток на эти специальности обеспечил отток от инженерных и производящих профессий

Анализ структурных различий, осуществленный по временным факторам, демонстрирует социальную обусловленность профессионально-образовательных ориентаций учащихся и демонстрирует противоречие

межру потребностьюобщиства в ориентированном

на современное состояние рынка труда самоопределении молодежи при выборе профессии и отсутствием в информационном пространстве необходимой и достаточной информации о содержании, характеристиках востребованных в обществе профессий.

Ценностно-мотивационная структура профессионального самоопределения восьмиклассников школы

В этой части нашей работы представлена попытка растр содержание ценностно-мотивационного механизма регуляции процесса профессионального самоопределения, а также выявить субъекты и факторы влияния учащихся на выбор профессии.

Таблица 1

Субъекты влияния на самоопределение старшеклассников при выборе профессии

Год Собственные предпочтения Родители Знакомые, друзья

2012 78% 17% по

Приведенные данные показывают, что у подростков происходит формирование внутренней позиции взрослого человека с сознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего самостоятельно. В то же время семья является мельчайшей моделью общества, полно-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

стью отражающей процессы, происходящие в стране. Именно семейная обстановка, пример родителей, круг их интересов более всего должны влиять на молодых людей. К сожалению, приведенные данные подразумевают падение влияния института семьи на профессиональные предпочтения подростков и уменьшения родительского влияния на детей.

Таблица 2

Факторы влияния на самоопределение старшеклассников при выборе профессии

Год Школа Рынок труда СМИ (ТВ) Фильмы Лит-ра

2013 15% 13% 34% 30% 8%

2012 14% 13% 31% 32% 10%

2011 14% 15% 30% 32% 9%

Приведенные данные выявляют специфику влияния различных социальных факторов на самоопределение учащихся. Наибольшее воздействие на подростков имеет массовая, повседневная культура, поп - индустрия. «В развитии культурных процессов прослеживается ярко выраженная тенденция к плюрализму художественных ориентаций» (Л. В. Богомолова, Т П. Голубева). Являясь эмоционально насыщенной, динамичной, доступной пониманию зрителя, не требующей большого интеллектуального напряжения, массовая культура все явственнее завоевывает популярность у старших школьников. Таким образом, наибольшее влияние на самоопределение подростков оказывает «видео», которое используется в качестве альтернативного способа постижения жизни и выработки поведения. Возникает противоречие между традиционными способами подачи информации в школе и массовой культурой, которая является все более действенным фактором процесса самоопределения старшеклассников.

Особый интерес в данном конкретном исследовании представляет изучение тех смыслов и ценностей, которыми руководствуются молодые люди в своем профессионально-образовательном выборе.

Таблица 3

Ценностные характеристики профессии

Ценностные характеристики 2013 2012 2011

Благосостояние. Высоко оплачиваемая работа 31% 14% 15%

Престиж профессии. 6% 18% 22%

Собственная значимость в профессии. 6% 19% 23%

Удовлетворенность от собственной деятельности. Проявление своего таланта 11% 28% 30%

Умение контактировать с людьми. 1% 2% 2%

Карьерный рост 3% 4% 2%

Социальное обеспечение, привилегии, льготы 19% 6% 2%

Хорошее образование 23% 9% 4%

В мотивации профессионального выбора в 20112012 годах доминируют удовлетворенность от собственной деятельности и проявление своего таланта, хотя их не волнует качество образования, в то время как в 2013 году главным являются благосостояние и высокооплачиваемая работа при условии получения хорошего образования. В ходе анализа выявилась зависимость мотивов от образовательных устремлений учащихся в 2011 году, ориентированных на высшее образование, которые в своем выборе чаще опираются на статусные атрибуты профессии (престиж профессии, собственная значимость в профессии). В то время как в 2013 году учащиеся чаще ориентируются на зарплату, социальное обеспечение, привилегии и льготы. Практически ни одну группу не волнует карьерный рост и умение контактировать с людьми.

В результате проведенной работы были исследованы основные объективные и субъективные факторы, влияющие на самоопределение современных старшеклассников при выборе профессии, которые позволяют сделать следующие выводы:

1. Процесс профессионального самоопределения учащихся старших классов основной школы является отражением состояния ценностно-нормативной системы общества, находящегося в процессе трансформации, осложнен отсутствием четких ориентиров, гарантирующих молодому человеку определенное будущее.

2. В ситуации незавершенности коренных преобразований современного российского общества новые требования порождают разнообразные противоречия и парадоксы в профессиональном самоопределении молодежи: противоречие между потребностью общества, которое ориентировано на современное состояние рынка труда и самоопределением молодежи; уменьшением влияния семьи и примера родителей.

3. Анализ ценностно-мотивационной структуры сознания учащихся позволил обнаружить устойчивые сочетания ценностей, отражающих скрытые установки учащихся в профессиональной сфере. В частности, ассоциация ценностей хорошего образования с социальным обеспечением и льготами, а также обратная зависимость между собственной значимостью в профессии и хорошим образованием отражают не только специфическую парадоксальность мотивационной структуры молодежи, но и служат индикаторами противоречивости складывающейся трудовой культуры на макроуровне.

4. Исследование структурных факторов процесса профессионального самоопределения показал недостаточное влияние специфики регионального рынка труда и системы образования как важнейших, образовательных и профессиональных ориентаций, характерных для молодежи региона и продемонстрировал отсутствие в информационном пространстве необходимой и достаточной информации о содержании, характеристиках востребованных в обществе профессий.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

В заключение, нам бы хотелось обратить внимание на следующее наблюдение. Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. На основании нашего исследования мы можем дать следующие предложения, направленные на формирование навыков самоопределения учащихся при выборе профессии в современном динамично меняющемся мире:

> необходимо воссоздать на новых основаниях систему профориентации в каждой школе, включающую психологические методики профориентирования, систему информирования о мире профессий и рынке труда;

> разрабатывать специальные образовательные программы для школьников, включающие методики формирования навыков самоопределения с целью усиления самостоятельности учащихся в обоснованном выборе будущей профессиональной деятельности (проектная, творческая работа учащихся и т.д.);

> наладить систему взаимодействия школы и рынка труда (центров занятости, предприятий) с целью повышения уровня информированности учащихся о востребованных в обществе профессиях и активизации заинтересованности будущих работодателей в успешности профессионального выбора молодежи. Периодически проводить для школьников специальные мероприятия - экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий - направленные на помощь учащимся в самоопределении при выборе профессии;

> с целью оказания помощи семье в проблемах самоопределения детей разработать методические пособия для родителей старшеклассников по проблемам профессиональной ориентации подростков, основанные на принципах формирования навыков самоопределения. Включить обсуждение вопросов о профессиональном ориентировании учащихся в регулярные родительские собрания в школах;

> создать специализированные информационные системы в Интернете, доступные для учащихся, содержащие основную информацию об имеющихся профессиях, их требованиях к личности, условиях труда, возможностях самореализации и самоутверждения в них и т.д.

> при государственной поддержке создавать для молодежи телевизионные программы, культурные мероприятия (фестивали, встречи, пиар-акции) с участием популярных личностей, включающие тематику профессиональной ориентации, основанной на ценностях обоснованного самоопределения при выборе профессии.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). Изд. 3-е. Т. 27. М.: «Советская энциклопедия», 1977. 624 с.

2. Гапонюк П. Н. Модель педагогических технологий профессионально-ориентированного опережающего довузовского обучения. Образование и наука. 2011. № 8. с. 57-64

3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. с. 66-85

4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. с. 49-54.

5. Зборовский. Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда //Социс. 2003. № 4. с. 99-106.

6. 3боровский Г. Е. Социология образования. Поиск взаимодействия. // Социс. 1997.- № 2:- С. 3-17.

7. Кадеева О. В., Лапина Е. Д. Профессиональное самоопределение младших школьников на примере игры «Мир профессий». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 5. с. 45-48.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

9. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 320 с.

10. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1984. 335с. Электронный* ресурс. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/kon у/ (дата обращения: 20.10.2008).

11. Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.- 191с. Электронный ресурс. URL: http:// psvchologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000020/index.shtml

12. Комолова В. А. Взаимодействие с социальными партнёрами как одно из условий успешного развития образовательного учреждения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 6.С. 13-18.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 487 с.

14. Садырин В. В. Рационализация профильного обучения в условиях разноуровневых муниципальных образований // Образование и наука 2011 № 5. С. 39-46

15. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). с. 56-64.

16. Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.35-48.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS