Реклама

Главная - Бизнес с Китаем
Происхождение и значение птиц в природе. Значение птиц и их охрана

Цель:

  • Найти и показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся, обсудить гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся, формирование экологического сознания.
  • Сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, используя материал урока.

Задачи: формировать экологическое сознание: экология человека и экология среды. Учащимся надо освоить основные знания и умения сохранения биологического разнообразия и охраны птиц, защиты окружающей среды.
Личностные : научить учащихся устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам
Регулятивные : определение цели работы, плана ее реализации; осуществление контроля и коррекции усвоения материала; овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения: (видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою идею)
Познавательные : составлять таблицы, сравнивать биологические объекты; устанавливать связи между строением и образом жизни (приспособление птиц к полету), находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные : умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; учить слушать и вступать в диалог, работать в паре.

Оборудование: Скелет птицы и пресмыкающегося, таблицы «Происхождение птиц». « Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь». Цифровой микроскоп, раздаточный материал (лапки курицы, перья птицы, роговая чешуя черепахи, скорлупа яйца). Влажный препарат ящерицы, змеи. Ноутбуки. Презентация .

1 часть: Проверка домашнего задания. 10 мин.

Проверка знаний по вопросам:

Каковы особенности годового жизненного цикла птиц? Каких птиц называют перелетными? В чем биологическое значение перелетов птиц? Как изучают перелеты птиц?
Чем отличается образ жизни оседлых птиц от кочующих?
Какие оседлые, перелетные и кочующие птицы живут в Московской области?
Предлагается построить схему, содержащую основные этапы жизненного цикла птиц:

Возможные записи учеников в кружках: размножение, ритуальное поведение, гнездостроение, насиживание. Забота о потомстве. Подготовка к зиме, зимовка, миграции. Значение птиц. Происхождение птиц. Кто выполнил задание правильно, поставьте рядом плюс.

Подвожу учащихся к выводу: птицы имеют более сложную организацию, которая проявляется не только в их строении, но и в годовом жизненном цикле. Прошу записать биологические и понятия: оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы и объяснить, как они понимают термины: «инвазироваться», «интродукция», «синантропы», антропогенные факторы среды, экология. А как вы понимаете термин экологическое сознание?

2 часть: Изучение нового материала 25 мин.

Фронтальная работа с классом (5 мин.)

  • Чем строение птиц отличается от строения пресмыкающихся – сравниваем по таблице.
  • В чем сходство птиц с пресмыкающимися: во внешнем строении, в строении скелета, систем внутренних органов, размножении и развитии? (используются модели скелетов, скорлупа яйца)
  • О чем могут свидетельствовать черты сходства птиц и пресмыкающихся?

Сформулируйте тему нашего нового урока, продумайте цель урока. Как связаны между собой экология среды и экология человека, прошлое, настоящее и будущее нашей планеты? Нам сегодня предстоит познакомиться с разными гипотезами о происхождении птиц.

За дополнение и ответы ставлю плюсы и оценки.

Делаю обобщение: действительно много признаков указывает на родство птиц с пресмыкающимися. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях. Перья развиваются из тех же самых эпителиальных зачатков, что и роговые щитки пресмыкающихся. Большое сходство существует и у эмбрионов птиц и пресмыкающихся (строение яйца). Особенно много общих черт у птиц с небольшими древними рептилиями – текодонтами, жившими около 200 млн. лет назад.

Работа с учебником (5 мин.)

Для выяснения особенностей строения первоптицы предлагается прочитать раздел учебника стр. 99 – дополнительные сведения, рассмотреть рисунок 189 и заполнить таблицу (Найти не менее 3-х признаков) (Приложение 1 ).
(проверяем и оцениваем работу – 2 ученика) 2 плюса за таблицу полностью заполненную.

Практическая работа (10 мин.)

Проверим информацию в таблице, проведя лабораторные исследования. На столах у вас есть инструктивные карточки и материал для исследований, выполните работу в паре. (Приложение 3 )

Работа с печатным материалом (5 мин.)

У вас на столах лежат материалы о происхождении птиц. Познакомьтесь с представленной гипотезой. Подчеркните, с чем вы согласны, а что вам непонятно или вызывает сомнение. Представьте свои аргументы за происхождение птиц от пресмыкающихся или против, выскажите свою точку зрения. На доске таблица:

Происхождение птиц от пресмыкающихся
Аргументы: за Аргументы: против сомнение

3 часть Обобщение материала . 10 мин .

Первоптица – это древняя примитивная птица, во многом похожая на пресмыкающееся. Она способна бегать по земле на двух сильных ногах, взбираться на ветви деревьев с помощью удлиненных когтистых пальцев, расположенных на крыльях. Следует отметить, что эта птица плохо летала, но могла планировать, преодолевая короткие расстояния, благодаря крыльям и длинному широкому хвосту.
Мы с вами попробовали выяснить, кто же является возможным предком птиц. Вы познакомились с разными гипотезами, но может быть и ваши будущие исследования в этой области принесут какие – то новые теории о происхождении птиц. На сегодняшний момент ваша задача сохранить для своих потомков то разнообразие птиц, которое есть сейчас на Земле, а для этого вы больше должны знать о своем окружении, какие птицы есть рядом с вами, а для этого надо формировать экологическое сознание. Как вы думаете, может ли антропогенный фактор стать решающим в уменьшении биологического разнообразия птиц на планете.
Давайте вспомним птиц, живущих в Москве и московской области. Как человек и вы ребята можете помочь сохранить пернатых своего края. Предложите меры защиты птиц. Непримиримая борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц, уничтожением птиц из рогаток, спугивание птиц с гнезда. Меры по привлечению пернатых: заготовка для них корма, изготовление и установка кормушек. Развешивание гнездовий и скворечников.
В системе охраны природы в нашей стране большую роль играют государственные заповедники, среди которых есть орнитологические. В них проводится большая работа по изучению биологии и охране птиц. Более 200 птиц занесено в Красную книгу Московской области. (Постановление правительства Московской области от 13 февраля 1997г. №11/4 «Об учреждении красной книги московской области»)

Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми представителями птиц, продумайте план проектной работы по сохранению данного вида.

Поиск возможных новых мест гнездования филина и организация здесь особо охраняемых природных территорий. Регуляция численности кабана и бродячих собак в местах гнездования вида. Пропаганда необходимости охраны вида среди охотников и местного населения.

Оценки за работу на уроке и дополнения (2-3 ученика)

Задание на дом: П.50, вопр.№5,6 пис. Создать проект по сохранению редких птиц: одного вида птиц из Красной книги Московской области (по выбору)

Самоанализ урока.

Тип урока: традиционный в системно-деятельностной парадигме с постановкой проблемных вопросов. На уроке формируются базовые, корпоративные и личностные ценности через содержание урока, такие как экологическое сознание, экология человека и экология среды, гражданственность, доброта. Бережное отношение к природе, защита прав и ответственность.

На уроке формируются УУД по ФГОС (перечисленные в начале конспекта):

– сравнение (анализ и синтез), термины: синантропы, оседлые, кочующие и перелетные птицы.
– способность анализировать
– способность моделировать(составлять таблицы)
– работать с практическим материалом(исследовательская деятельность),работа с компьютером и цифровым микроскопом.
– формирование грамотной речи: формулировка гипотез и выдвижение аргументов за и против, работа с различными типами текста
– способность корректировать материал
– работа в парах

12-15 оценок за урок.

Приложение 1.

Заполнение таблицы.
Черты сходства первоптицы с птицами и пресмыкающимися.

Приложение 2

Проведение лабораторных исследований

Подтверждение данных таблицы в лабораторных исследованиях с использование цифрового микроскопа:

Инструктивная карточка № 1

1. Рассмотрите строение пера птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Найдите основные части.
3. Сделайте фотографии

  • Строение пера птицы 60*
  • Очин, опахала, стержень, бородки.

5. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Происхождение птиц".

Инструктивная карточка № 2

1. Рассмотрите строение кожицы на цевке птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении и роговые чешуи панциря черепахи.
2. Определите, чем покрыты ноги и пальцы птицы, и какой покров тела имеют пресмыкающиеся.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:

  • Роговые образования птицы 10* 60*и
  • Роговые образования пресмыкающихся 10*.60*

Инструктивная карточка № 3

1. Рассмотрите строение скорлупы яйца птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Определите, какое значение имеет такое строение яйца для развития организма на суше.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:

  • Скорлупа яйца 10* 60*

5. Сохраните рисунки в своей папке под названием "Происхождение птиц".

После окончания самостоятельной работы проверяем, как она выполнена. Добавляем данные в таблице сравнения. Предлагаю учащимся сделать презентацию на следующем уроке. Составьте презентацию: 4-5 слайдов: Археоптерикс.

Инструктивная карточка № 4

1. 1-й слайд – название презентации. Кто составил.
2. 2-й слайд – Сходство с птицами.
3. 3-й слайд – Сходство с?
4. 4-й слайд – Сходство с?
5. Сохраните презентацию в своей папке под названием "Происхождение птиц".

Показ 1-2 презентаций с оценкой (2 ученика)

Птицы - пернатые друзья человека. Их роль в природе неоценима. Об их и охране читайте в статье.

Птицы: общая характеристика

Пернатые являются высокоорганизованными теплокровными животными. В природе насчитывается девять тысяч видов современных птиц. Характерными признаками класса являются следующие особенности:

  • Перья.
  • Жесткий клюв из роговицы.
  • Нет зубов.
  • Пара передних конечностей превращена в крылья.
  • Грудная клетка, тазовый пояс и вторая пара конечностей имеют особенное строение.
  • Сердце состоит из четырех камер.
  • Имеется воздушный мешок.
  • Птица насиживает яйца.

Птицы, общая характеристика которых представлена выше, благодаря перечисленным особенностям способны летать. Это и отличает их от других классов животных позвоночных.

Появление на земле

Происхождение птиц объясняется несколькими теориями. По одной из них предполагается проживание пернатых на деревьях. Сначала они перепрыгивали с ветки на ветку. Потом скользили, затем совершали небольшие перелеты в пределах одного дерева и наконец научились летать в открытом пространстве.

Другая теория предполагает, что происхождение птиц связано с предками пернатых, которые были рептилиями с четырьмя ногами. Эволюционируя, чешуйки становились перьями, что позволяло рептилиям совершать прыжок, пролетая небольшое расстояние. Позже животные научились летать.

Происхождение пернатых от рептилий

Опираясь на эту теорию, можно сказать, что предками птиц тоже были ползающие рептилии. Сначала их гнезда были на земле. Это привлекало хищников, которые постоянно уничтожали гнезда вместе с птенцами. Заботясь о своем потомстве, рептилии поселились в гуще ветвей деревьев. Одновременно с этим на яйцах стала образовываться твердая скорлупа. До этого они были покрыты пленкой. Вместо чешуи появились перья, которые служили источником тепла для яиц. Конечности стали длиннее и покрылись оперением.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся очевидно, как считают ученые. Предки пернатых начинают заботиться о своем потомстве: они кормят птенцов в гнезде. Для этого твердую пищу дробили на мелкие кусочки и вкладывали ее в клювики малышей. Обладая способностью летать, первобытные птицы древнего периода времени могли лучше защищаться от нападения своих врагов.

Предки - водоплавающие птицы

Происхождение птиц, согласно еще одной теории, связано с их водоплавающими собратьями. Своему существованию данная версия обязана останкам древних пернатых, которые были найдены в Китае. По мнению ученых, они были водоплавающими и жили более ста миллионов лет тому назад.

Согласно теории, птицы и динозавры жили вместе шестьдесят миллионов лет. Среди находок были перья, мышцы, перепонки. Исследуя останки, палеонтологи сделали такое заключение: предки древних птиц плавали. Чтобы добыть пищу из воды, они ныряли.

Если изучать происхождение птиц, сходства между ними и представителями других классов найти нетрудно. Оперение является самой заметной особенностью внешнего вида пернатых. У других животных перьев нет. Это отличие пернатых от других животных. следующие:

  • Пальцы ног и цевка у многих птиц покрыты чешуйками из роговицы и щитками, как у пресмыкающихся. Значит, чешуя на ногах может заменять перья. Характерно, что зачатки перьев у птиц и пресмыкающихся не отличаются. Только у птиц потом развиваются перья, а у пресмыкающихся - чешуя.
  • Исследуя происхождение птиц, особенности в сходстве которых с пресмыкающимися невероятные, ученые определили, что более заметным является челюстной аппарат. Только у птиц он превратился в клюв, а у пресмыкающихся остался прежним, как у черепах.
  • Еще один признак сходства птиц и пресмыкающихся - скелетное строение. Череп и позвоночник сочленяются только одним бугорком, расположенным в затылочной области. Тогда как у млекопитающих и амфибий в этом процессе задействованы два бугорка.
  • Расположение тазового пояса птиц и динозавров одинаковое. Это видно по скелету ископаемого. Такое расположение связано с нагрузкой на кости таза при ходьбе, так как в удержании тела задействованы только задние конечности.
  • У птиц и пресмыкающихся сердце четырехкамерное. У некоторых рептилий перегородка камер бывает неполной, и тогда артериальная и венозная кровь смешиваются. Таких пресмыкающихся называют хладнокровными. У птиц более высокая организация, по сравнению с рептилиями, они теплокровные. Это достигается устранением сосуда, который несет в аорту кровь из вены. У птиц она не смешивается с артериальной.
  • Еще одна похожая особенность - насиживание яиц. Это характерно для питонов. Они откладывают около пятнадцати яиц. Змеи сворачиваются калачиком над ними, образуя своеобразный полог.
  • Больше всего птицы похожи с пресмыкающимися эмбрионами, которые в первой стадии своего развития похожи на рыбообразные существа с хвостами и жабрами. Это делает похожим будущего птенца на других позвоночных в ранних стадиях развития.

Отличия птиц от пресмыкающихся

Когда палеонтологи изучают происхождение птиц, они сравнивают факты и находки, собранные по крупицам, и выясняют, чем птицы схожи с пресмыкающимися.

В чем их различия, читайте ниже:

  • Когда у птиц появилось первое крыло, они стали летать.
  • Температура тела пернатых не зависит от внешних условий, она всегда постоянная и высокая, тогда как рептилии засыпают на время холодов.
  • У птиц многие кости сращены, они отличаются наличием цевки.
  • У пернатых имеются воздушные мешки.
  • Птицы строят гнезда, высиживают яйца и вскармливают птенцов.

Первоптицы

В настоящее время найдены ископаемые остатки древних птиц. После тщательного исследования ученые пришли к выводу, что все они относятся к одному виду, жившему сто пятьдесят миллионов лет тому назад. Это археоптериксы, что в переводе означает «древнеперые». Их отличие от сегодняшних пернатых настолько очевидно, что археоптериксов выделили в отдельный подкласс - ящерохвостые птицы.

Мало изучены древние птицы. Общая характеристика сводится к определению внешнего вида и некоторых особенностей внутреннего скелета. Первоптица отличалась небольшим размером, примерно как современная сорока. Передними конечностями у нее были крылья, концы которых заканчивались тремя длинными пальцами с когтями. Вес костей большой, поэтому древняя птица не летала, а лишь ползала.

Место обитания - прибрежные территории морских лагун с густой растительностью. Челюсти имели зубы, а хвост - позвонки. Между археоптериксом и современными птицами никакие связи не установлены. Первоптицы не являлись прямыми предками наших птиц.

Значение и охрана птиц

Происхождение птиц имеет огромное значение в биогеоценозах. Птицы являются составной частью биологической цепочки и участвуют в круговороте живого вещества. Питанием растительноядных пернатых являются плоды, семена зеленая растительность.

Разные птицы играют разную роль. Зерноядные - поедают семена и плоды, отдельные виды - запасают их, перенося на большие расстояния. По дороге к месту хранения семена теряются. Так происходит расселение растений. Некоторые птицы обладают способностью опылять их.

Велика роль в природе Они контролируют численность популяций насекомых, поедая их. Если бы не было птиц, разрушительная деятельность насекомых была бы непоправимой.

Человек, по мере своей возможности, охраняет птиц и помогает им выжить в суровые зимы. Люди повсюду развешивают временные гнездовья. В них поселяются синицы, мухоловки, лазоревки. Зимние периоды характеризуются отсутствием природного корма для птиц. Поэтому пернатых следует подкармливать, наполняя гнездовье мелкими плодами, семенами, крошками хлеба. Отдельные птицы относятся к промысловым видам: гуси, утки, рябчики, глухари, тетерева. Их ценность для человека велика. Спортивный интерес представляют вальдшнепы, кулики, бекасы.

Из глубины веков: тело и ноги археоптерикса были покрыты длинными перьями, три с половиной сантиметра. Можно предположить, что ногами птица не размахивала. Перья достались по наследству от предков, которые жили в более древние времена и при полете использовали все четыре крыла.

Сегодня: заполняя гнездовье птиц кормом, нужно следить, чтобы соль туда не попала. Она является белым ядом для пернатых.

Птицы играют важную роль в природных экосистемах. Растительноядные птицы питаются плодами, семенами, вегетативными частями растений. Однако роль разных птиц этой группы в природных сообществах различна. Зерноядные птицы поедают значительную часть семян и плодов растений. Многие виды запасают плоды и семена, переносят их на значительные расстояния. Теряя их в пути, они способствуют расселению растений. Мелкие тропические птицы, например колибри и нектарницы , опыляют растения.

Велика роль насекомоядных птиц. Они выполняют исключительно важную роль контроля за численностью популяций насекомых. В естественных природных сообществах птицы поедают множество насекомых, снижая их разрушительную деятельность. Особенно полезную роль играют насекомоядные птицы в садах, скверах и парках.

Поэтому человек охраняет и привлекает птиц, развешивая искусственные гнездовья – синичники, скворечники, дуплянки (рис. 187). Их занимают насекомоядные птицы-дуплогнездники: большая синица, лазоревка, мухоловка-пеструшка .

В наиболее суровые и бескормные периоды зимы птицы нуждаются в подкормке. Нужно позаботиться, чтобы на птичьей кормушке всегда был корм: семена и плоды дикорастущих растений, семена подсолнечника, крошки белого хлеба. Если регулярно подкармливать птиц до самой весны, можно добиться того, что они останутся здесь на гнездование. Следите, чтобы случайно на птичью кормушку не попала соль. Это яд для птиц!

Охотничье-промысловые птицы. Некоторые птицы не утратили своего значения как промысловых животных. Обычно охотятся на крупных птиц: из водоплавающих – на гусей и уток ; из боровой дичи – на рябчиков, тетеревов, глухарей . Важное значение для жителей северных районов имеет промысел белой куропатки . Издавна имела значение спортивная охота. С чисто спортивным интересом связана охота на небольших вертких в полете куликов: вальдшнепа и бекаса – во время их токовых полетов, когда они на тяге со своеобразными звуками в утренние или вечерние часы пролетают над лесными полянами. Сейчас из-за избыточного промысла (перепромысла) число объектов спортивной охоты и охотничьих птиц резко сократилось.

Для сохранения дичи издавна существуют правила охоты, включающие регламент сроков и объектов охоты. Полностью исключена охота в гнездовое время. Запрещена охота на виды, численность которых резко сократилась, на виды, включенные в Красные книги.

Домашние птицы. Приручение птиц произошло в глубокой древности (рис. 188). Предком всех современных пород домашних кур был один вид – банкивская , или кустарниковая, курица , распространенная в лесах Юго-Восточной Азии. Одомашнивание произошло в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. В Европу куры завезены в античное время. Кур разводят для получения мяса, яиц и перьев. Есть бойцовые петухи и декоративные куры. В процессе одомашнивания значительно возросла продуктивность кур. Если дикие банкивские куры откладывают 12-15 яиц в год, то современные яйценосные породы – 200-300 яиц и при этом несутся почти ежедневно. Таковы породы леггорн , разводимые во многих европейских странах и США, и выведенные от них русские белые . Леггорны утратили инстинкт насиживания. Выведены общепользовательные породы, от которых получают и мясо, и яйца. В России разводят юрловских голосистых и первомайских кур . Масса тела юрловских кур достигает 4 кг, в то время как банкивская курица имеет массу около 800 г.

В птицеводческих хозяйствах кур разводят на промышленной основе. Здесь действуют крупные птицефабрики, где содержат сотни тысяч кур, от которых получают миллионы яиц в год. При клеточном содержании несушки находятся на решетчатом полу с наклоном. Снесенное яйцо по наклону выкатывается на наклонный желоб. После проверки яйца укладывают в специальные ящики и отправляют на продажу. На птицефабрике имеются инкубатор (аппарат для искусственного разведения птиц из яиц) и помещение, в котором выращивают цыплят.

Значительное место среди сельскохозяйственных птиц занимают домашние утки. Выведены они от дикой утки кряквы , широко распространенной в Евразии и Северной Америке. Уток разводят у водоемов. Наибольшее распространение получили породы пекинских уток, московских белых, украинских . Они быстро растут и к осени достигают массы более 2 кг (рис. 189).

Домашние гуси произошли от дикого серого гуся (европейские породы) и от сухоноса (китайские породы). Индейки были одомашнены в Центральной Америке. Домашние индейки сравнительно быстро растут: индюки достигают массы 10-35 кг, индейки – 5-11 кг. Эти птицы откладывают 100-150 яиц за один сезон.

1. Какова роль растительноядных птиц в природных экосистемах?

Растительноядные виды питаются плодами, семенами, вегетативными частями растений. Роль разных птиц этой группы в природных сообществах различна. Зерноядные птицы поедают много семян и плодов растений. Иногда они запасают плоды и семена, иногда переносят на значительные расстояния. Теряя их, они способствуют расселению растений. Мелкие тропические птицы - колибри и нектарницы опыляют растения.

2. Расскажите о значении насекомоядных птиц в природе.

Они играют исключительно важную роль, поедая множество насекомых, регулируя их численность в природных сообществах. Большую услугу человеку оказывают насекомоядные птицы, уничтожая вредителей в садах, скверах и парках. Они снижают разрушительное воздействие насекомых на растения в лесопосадках, лесных хозяйствах и на полях, в садах и огородах.

3. Назовите два-три вида промысловых птиц. Где они обитают, какой образ жизни ведут?

Гуси и утки; куриные птицы; рябчик, тетерев и глухарь. Они обитают в Сибири, в Европе, на побережьях Крайнего Севера.

4. Охарактеризуйте две-три породы домашних птиц. Какую продукцию от них получают? Где и как их разводят? .

Значительное место среди сельскохозяйственных птиц занимают домашние утки. Выведены они от дикой утки кряквы, широко распространенной в Евразии и Северной Америке. Уток разводят у водоемов. Наибольшее распространение получили породы пекинских уток, московских белых, украинских.

  • Кур разводят для получения мяса, яиц и перьев. Есть бойцовые петухи и декоративные куры. В процессе одомашнивания значительно возросла продуктивность кур.
  • Индейки были одомашнены индейцами в Центральной Америке. Домашние индейки быстро растут, достигая массы от 10-35 кг (самцы) до 5-11 кг (самки). Они откладывают 100-150 яиц за один сезон.

5. Назовите основные сходные признаки у птиц и пресмыкающихся.

Сходство птиц и пресмыкающихся заметно как во внешнем, так и во внутреннем строении. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях. Перья развиваются из тех же самых эпителиальных зачатков, что и роговые щитки пресмыкающихся. У тех и других имеется клоака - последний отдел пищеварительной системы, в который открываются и мочеточники, и протоки половых желез. Большое сходство существует и у эмбрионов птиц и пресмыкающихся.

6. Рассмотрите рисунок 189. Назовите особенности строения археоптерикса. Сравните его с современной птицей. В чем их различия?

Тело его было покрыто перьями, которые даже в мельчайших деталях были похожи на перья современных птиц. Передние конечности представляли собою крылья, на концах которых находилось по три длинных пальца с когтями. Киля на грудине не было. Кости были тяжелыми, поэтому считают, что археоптерикс не летал, а лазил по ветвям и мог планировать, перепрыгивая с одной ветки на другую. Первоптица обхватывала ветки не только имеющимися на ногах пальцами, три из которых, как и у современных птиц, были направлены вперед и один назад, но и пальцами, расположенными на крыльях. Так же поступают птенцы современных южноамериканских птиц гоацинов." у них сохраняются пальцы на крыльях.

Никаких связей археоптерикса с современными птицами не установлено. Археоптерикс не был прямым предком современных птиц, а был боковой ветвью в их эволюции. Настоящие птицы появились в конце мезозойской эры.

Значение птиц и их охрана

Птицы – наши крылатые друзья. Одни птицы приносят больше пользы другие меньше, но бесполезных птиц нет. Какую пользу приносит та, или иная птица? Чем они питаются? Сколько и каких поедают вредителей лесов и полей?

На эти и другие вопросы можно ответить, только наблюдая за жизнью птиц в естественных условиях.

Птицы имеют большое значение для лесоводства, полеводства, садоводства, огородничества. Также птицы являются объектом для охоты. И, поэтому очень важным является изучение биологических особенностей промысловых видов птиц. Велико и эстетическое значение птиц как красивых и оригинальных элементов природы.

Долгое время кукушку считали вредной птицей, считая, что она уменьшает популяции других птиц, выбрасывая из их гнезд яйца и подкладывая свои. Наблюдения орнитологов установили, что кукушка питается мохнатыми гусеницами, которых не ест ни одна другая птица. С тех пор кукушку перестали считать «вредной», а услышав в лесу знакомое «ку-ку» сразу понимаешь, что этому лесу не угрожают гусеницы, что он чист.

Наблюдая за перелетными птицами, орнитологи установили не только местонахождение зимовок и гнездовья, но и лежащие на их пути места, благоприятные для кормежки и отдыха. Установили, что за время перелетов гибнет много птиц. Они погибают от бескормицы, бурь, от рук браконьеров. На путях миграции птиц устраивают наблюдательные пункты. С помощью данных с этих пунктов устанавливают скорость перелета стай, количество птиц в них, сроки пролетов. Заботясь о численности птиц, во многих странах запрещают охоту на дни гнездования и вывода птенцов, на время их пролета.

Выяснив, в результате наблюдения, что много водоплавающих птиц гибнет от нефти, разливаемой морскими судами, был подписан международный договор «Об охране мирового океана». Согласно этому договору, ученые следят за водами и, если где-то обнаруживается нефтяное пятно, его уничтожают с помощью химических реагентов, а «грязных» птиц, испачканных нефтью, вылавливают, отмывают, спасая тем самым им жизнь и сохраняя численность популяций.

Для охраны птиц создаются заповедники.

Наблюдая за скворцами, орнитологи установили, что их популяции стали сокращаться из-за уменьшения в лесах количества деревьев, в дуплах которых они гнездились. И тогда люди стали изготавливать для них домики – скворечники. Сейчас, в результате наблюдений установлено, что резко снижается численность синиц, горихвосток и мухоловок-пеструшек и поэтому орнитологи обращаются с призывом к населению изготавливать домики не только для скворцов, но и для мелких птиц и развешивать их в садах, парках, скверах.

Так, наблюдая за поведением птиц, орнитологи отвечают на многие вопросы из их жизни, увеличивают их численность, могут говорить о пользе птиц, прививать человеку любовь к природе, приобщают его к красоте и таинственности жизни в диком мире.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS