Реклама

Главная - Продукты питания 
Прокариоты презентация. Презентация "Прокариоты" презентация урока для интерактивной доски по биологии (10 класс) на тему
краткое содержание других презентаций

«Строение и функции клетки» - Ядра клетки. Оболочка. Микроскоп. Клеточный центр. Оболочка ядра. Строение клетки. Ученый. Цитоплазма. Лизосомы. Хромосомы. Ядро. Митохондрия. Органоид. Типы клеток. Как увидеть и изучить клетку. Рибосома. Комплекс Гольджи. Электронный микроскоп. Ядерный сок. Цитоскелет. Эндоплазматическая сеть.

«Состав живой клетки» - Строение и ядра клетки. Лизосомы. Методы изучения клетки. История развития учения о клетке. Аппарат Гольджи. Функции ядра. Рибосомы. Хромосомы. Пластиды. Наружная цитоплазматическая мембрана. Органоиды движения. Виды эндоплазматической сети. Органоидами называют постоянно присутствующие в клетке структуры. Митохондрии. Эндоплазматическая сеть ЭПС. Эукариотическая клетка. Цитоскелет. Ядерный сок. Кариолемма.

«Немембранные органоиды» - Немембранные органоиды. Структура клеточного центра. Схема сборки рибосомы. Клеточный центр. Разные виды эвглен. Ультрамикроскопическое строение жгутика. Рибосомы. Строение жгутиков и ресничек. Организация клеточного центра. Центриоли. Органоиды движения. Строение центриоли.

«Строение клетки организма» - Клеточное ядро. Митохондрия. Деление клетки. Значение АТФ в обмене веществ. Рибосома. Энергетический обмен в клетке. Строение клетки. Клеточный центр. Ядрышко. Эндоплазматическая сеть. Аппарат Гольджи. Лизосома. Обмен веществ. Пластиды. Клеточная теория. Значение органоидов клетки. Превращение энергии в клетке.

«Мембрана» - Лабораторное исследование. Закрепление. Структура. Различия. Модель строения мембраны. Функции мембраны. Заряженные молекулы. Гликопротеид. Экзоцитоз. Сходство. Сравните прокариотические клетки с эукариотическими. Эукариотическая клетка. Плазмолиз в листе элодеи. Органоиды клетки. Работа макрофага. Диффузия. Поработаем в лаборатории. Микроскопическое строение клеток. Терминология урока. Облегченная диффузия.

«Строение эукариот и прокариот» - Значение бактерий. Цитоплазма. Среда обитания. Прокариоты. Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки. Бактерии. Способность к активному передвижению. Выживаемость прокариот. Гетеротрофы. История открытия. Количество бактерий. Строение клеток. Органоид. Разнообразные способы питания. Роль бактерий в природе. Простота строения. Митохондрии. Генетический материал. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Прокариоты и эукариоты. У современных и ископаемых организмов известны два типа клеток: прокариотическая и эукариотическая. Эти клетки так сильно различаются по особенностям строения, что было выделено два надцарства - прокариот (доядерных) и эукариот (настоящих ядерных). Промежуточные формы между этими крупнейшими таксонами живого пока неизвестны. Основное отличие прокариотической клетки от эукариотической заключается в том, что их ДНК не организована в хромосомы и не окружена ядерной оболочкой. Эукариотические клетки устроены намного сложнее. Их ДНК, связянная с белком, организована в хромосомы, которые располагаются в особом образовании, по сути самом крупном органоиде клетки - ядре. Кроме того, внеядерное активное содержимое такой клетки с помощью эндоплазматической сети разделено на отдельные отсеки. ЭПС образована простейшей мембраной. Эукариотические клетки обычно крупнее прокариотических.

Слайд 7 из презентации «Клетка организма» к урокам биологии на тему «Клетка»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке биологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Клетка организма.ppt» можно в zip-архиве размером 1309 КБ.

Скачать презентацию

Клетка

«Митоз деление клетки» - Профаза Метафаза Анафаза телофаза. Метафаза. Анафаза. Интерфаза. В ядре происходит спирализация ДНК; Ядрышки исчезают. Образование веретена деления, укорочение хромосом, формирование экваториальной пластинки. Затем происходит митоз (деление клетки), и цикл повторяется заново. Нарушения митоза. Телофаза.

«Клетка организма» - Прокариотический тип клеточной организации предшествовал эукариотическому типу клеточной организации. 1 Введение. Гипотеза. Чем объясняется разнообразие типов строения клеток? 3 Сравнение растительной и животной клетки. Рабочая группа: Кобец В., Дедова А., Фокина А., Нечаев С., Цветков В., Дацкевич Ю.

«Клетка в организме» - Клетки большинства Одноклеточных организмов содержат все части эукариотических клеток. Микроскопы постоянно совершенствовались. Классификация клеток. Клетки многоклеточных животных. Соматические клетки Половые клетки. Контрольные вопросы. Из каких компонентов состоит клетка? Какие вы знаете клетки?

«Деление клетки» - Мейоз греч "мейоз" - уменьшение. Поздняя профаза. Митоз. Митотический цикл. Хромосомы концентрируются на противоположных полюсах клетки. Митоз греч "митос" - нить. Биологический смысл. Типы деления клеток. Соматических. Анафаза. Метафаза. Амитоз. Телофаза. Ранняя профаза. Половых.

«Мейоз» - Из исходных клеток с диплоидным набором хромосом возникают гаметы с гаплоидным набором. Сперматогенез. Второе деление мейоза приводит к образованию гаплоидных сперматоцитов второго порядка. Первое деление мейоза. В основе размножения и индивидуального развития организмов лежит процесс деления клеток.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организация класса.

  1. Приветствие

I I Сообщение темы и целей урока. (слайд №1)

На протяжении нескольких уроков, мы расширяли знания о строении эукариотической клетки. И сегодня на уроке мы будим говорить о различии в строении клеток эукариот и прокариот.

Сегодня на уроке: (слайд №2)

Систематизируем знания о строении и функциях компонентов и органоидов эукариотической клетки.

Проверим умения сравнивать различные типы клетки.

Выявим основные различия между эукариотами и прокариотами.

I I I Проверка домашнего задания.

Но для начала проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков по теме «эукариотическая клетка».

Фронтальный опрос

И сейчас проведем диагностику начального состояния знаний и умений.

  1. Какая клетка называется эукариотической?
  2. Назовите 3 основных компонента клетки?
  3. Давайте вспомним органоиды цитоплазмы. Необходимо будет назвать и показать одномембранные органоиды.

Двумембранные.

Немнмбранные

2. Задания по карточкам.

Ученик 9 класса подготовил реферат по теме «Особенности строения эукариотической клетки», а утром обратил внимания на то, что страницы лежат неровной стопкой. Только теперь он вспомнил, что забыл пронумеровать страницы. Колонки с названиями органоидов, с определением их функций были перепутаны. Вся информация не соответствует действительности. Помогите установить соответствие.

А теперь возьмите задание №1, которые лежат у вас на парте. Работая в парах, вам необходимо будет найти ошибки и их исправить.

На выполнения этого задания дается 2 минуты.

(слайд №3)

А сейчас проверим правильность выполнения.

3.Таблица «Сравнительная характеристика строения клеток эукариот»

Мы выделяли общие черты строения, внешне разнообразных клеток. Почему же они, несмотря на такую несхожесть, относятся к эукариотам?

Я читаю признак, а вы характеризуете клетку.

(слайд №4)

IV Изучение нового материала

На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и все это огромное разнообразие может быть отнесено либо к эукариотами, либо к прокариотам.

Особенности, которых надо знать.

Но для начала давайте вспомним, что обозначает термин «прокариоты»

Все прокариоты объединены в царство Дробянки. Относится около 3000 видов организмов. А к эукариотам относится более 2 мил. видов организмов.

  1. Работа с учебником.

Но чтобы достигнуть цели урока вам необходимо познакомиться со строением и жизнедеятельностью покариотической клетки.

Откройте учебник на с.58 и прочтите §2.7.

Работать будем по плану:

  1. Назвать представителей прокариот и место обитания. (слайд №5)
  1. . (Слайд №6)

Многие прокариоты - анаэробы, т. е., в отличие от подавляющего большинства эукариот, им не нужен кислород воздуха. С другой стороны, многие прокариоты способны захватывать и использовать для своих нужд азот воздуха, чего не могут эукариотические организмы.

  1. Размножение прокариот. (Слайд №7)

Прокариоты чаще размножаются бесполым путем, а именно делением клетки надвое. Половой процесс, т. е. процесс обмена генетическим материалом, у прокариот встречается значительно реже. Многие прокариоты, например бактерии, в неблагоприятных условиях способны образовывать споры. При этом содержимое бактериальной клетки сжимается, и вокруг него выделяется плотная оболочка. После этого прежняя бактериальная клетка разрушается, и спора выходит наружу. Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами. При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.

Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут при температуре 100 С. Высушивание переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохранятся жизнеспособными в течении 1000 лет.

  1. Особенности строения прокариотической клетки. (Слайд №8)

Прокариотические клетки обычно очень малы: их размеры не превышают 10 мкм. У них нет ядерной оболочки, и единственная хромосома часто имеет кольцевидную форму и находится непосредственно в цитоплазме клетки. Клетка окружена мембраной, поверх которой у большинства прокариот выделяется защитная клеточная стенка, фиксирующая форму клетки и придающая ей прочность. Внутри прокариотической клетки отсутствуют органоиды, окруженные мембранами, т. е. в ней нет эндоплазматической сети (ее роль выполняют многочисленные выступы клеточной мембраны), нет митохондрий, нет пластид. Рибосомы у прокариот мелкие. Прокариоты часто имеют органоиды движения - жгутики и реснички.

Зная характеристику клеток, давайте сравним эукариотическую и прокариотическую клетку. (Слайд №9)

В чем вы видите отличия в строении этих клеток? (Слайд №10)

V Итог урока

Подведем итог урока. Цели, которые ставили в начале урока, достигли?

(Выставление оценок с комментарием, а так же выставлю оценки за тестовые задания)

Домашнее задание.

Знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке используйте при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание у вас будет на карточках, карточки лежат у вас на парте, посмотрите. Вы должны заполнить таблицу «Основные различия между прокариотами и эукариотами»

(Слайд №11)

Задания разной степени сложности, я разрешаю выбрать задания, которые будут соответствовать вашему уровню подготовленности. §2.7.

Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания в парах

Проверка и коррекция ответов

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы, соответствующие пунктам алгоритма

Вспоминают и формулируют цели, которые ставили в начале урока

Тема урока: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот»

Цели: Систематизировать знания о строении и функциях компонентов и органоидов эукариотической клетки.

Проверить умения сравнивать различные типы клетки.

Выявить основные различия между прокариотами и эукариотами.

Воспитывать любознательность, самостоятельность, уважение друг к другу.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : Учебник «Биология»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.; мультимедийный проектор; экран; таблицы “Строение эукариотической клетки”, “Строение прокариотической клетки”, «Клетки простейших».

Дидактический материал : презентация по теме «Углерод», карточки с заданиями, набор индивидуальных заданий для домашней работы.

Литература : Учебник «Биология»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

План урока.

I Организация класса

  1. Приветствие

I I Сообщение темы и целей урока

I I I Проверка домашнего задания

  1. Фронтальный опрос
  2. Задания по карточкам.
  3. Работа с таблицей «Сравнительная характеристика строения клеток эукариот»

I V Изучение нового материала

  1. Назвать представителей прокариот и место обитания
  2. Особенности дыхания прокариот
  3. Размножение прокариот
  4. Особенности строения прокариотической клетки
  5. Сравние эукариотической и прокариотической клетки

    1. Эндоплазматическая сеть – синтезирует и накапливает в своих цистернах различные вещества, а также участвует в их внутриклеточной транспортировке. 2 . Цитоскелет - определяет форму клетки, обеспечивает движение клеточных органоидов, обеспечивает движение всей клетки 3. Клеточный центр – формирования веретена деления у клеток грибов и животных, лежат в основании жгутиков и ресничек 4 . лизосомы – одномембранные органоиды, участвуют в клеточном пищеварении 5. Комплекс Гольджи – место образования лизосом 6. Митохондрии – энергетический центр клетки, двухмембранный органоид клетки, наружная мембрана гладкая, внутренняя образует выросты кристы 7 . рибосомы – осуществляют синтез белка 8. Пластиды – двухмембранные органоиды, свойственные только растительным клеткам, осуществляют фотосинтез

    Признаки Клетки простейших грибов растений животных Клеточная стенка Крупная вакуоль Хлоропласты Центриоли Резервный углевод Способ питания

    1.Назвать представителей прокариот и среду обитания 2.Особенности дыхания прокариот 3.Размножение прокариот 4.Особенности строения прокариотической клетки

    Среда обитания Вода Воздух Почва Живые организмы Бактериальные клетки под микроскопом Бактериальные колонии в чашке Петри

    Особенности дыхания По способу дыхания бактерии делятся на две группы: 1. Аэробы – для дыхания используют кислород. 2. Анаэробы – для дыхания кислород не используют.

    Размножение Размножаются бесполым путем, а именно делением клетки. При благоприятных условиях деление происходит каждые 20-30 минут.

    Особенности строения прокариотической клетки

    Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки В чем вы видите отличия в строении этих клеток? Эукариотическая клетка Прокариотическая клетка

    Действительно, в прокариотической клетке отсутствуют: 1. Оформленное ядро 2. Пластиды 3. ЭПС 4. Митохондрии 5. Комплекс Гольджи

    Домашнее задание: Таблицы «Основные различия между прокариотами и эукариотами», §2.7


    рассмотреть особенности строения и функции немембранных и двумембранных органоидов.



    Характеристика бактерий

    Распространены повсеместно: в воде, почве, воздухе, живых организмах. Они обнаруживаются как в самых глубоких океанических впадинах, так и на высочайшей горной вершине Земли - Эвересте, как во льдах Арктики и Антарктиды, так и в горячих источниках. В почве они проникают на глубину 4 и более км, споры бактерий в атмосфере встречаются на высоте до 20 км, гидросфера вообще не имеет границ обитания этих организмов.

    Бактерии способны поселяться практически на любом как органическом, так и неорганическом субстрате.

    Несмотря на простоту строения, они обладают высокой степенью приспособленности к самым разнообразным условиям среды. Это возможно благодаря способности бактерий к быстрой смене поколений. При резкой смене условий существования среди бактерий быстро появляются мутантные формы, способные существовать в новых условиях среды.


    Размеры от 1 до 15 мкм. По форме клеток различают: Шаровидные - кокки:

    микрококки - делятся в разных плоскостях, лежат одиночно;

    диплококки

    тетракокки

    стрептококки -

    стафилококки -

    сарцины -

    • диплококки - делятся в одной плоскости, образуют пары; тетракокки - делятся в двух плоскостях, образуют тетрады; стрептококки - делятся в одной плоскости, образуют цепочки; стафилококки - делятся в разных плоскостях, образуют скопления, напопоминающие грозди винограда; сарцины - делятся в трех плоскостях, образуют пакеты по 8 особей.

    Вытянутые - бациллы (палочковидные) - делятся в разных плоскостях, лежат одиночно;

    Извитые – вибрионы (в виде запятой); спириллы - имеют от 4 до 6 витков; спирохеты - длинные и тонкие извитые формы с числом витков от 6 до 15.

    Помимо основных, в природе встречаются и другие, весьма разнообразные, формы бактериальных клеток.



    Клеточная стенка

    Бактериальная клетка заключена в плотную, жесткую клеточную стенку, на долю которой приходится от 5 до 50% сухой массы клетки.

    Клеточная стенка выполняет роль наружного барьера клетки, устанавливающего контакт микроорганизма со средой.

    Основным компонентом клеточной стенки бактерий является полисахарида - муреин. По содержанию муреина все бактерии подразделяются на две группы: грамположительные и грамотрицательные.


    У многих бактерий поверх клеточной стенки располагается слизистый матрикс - капсула. Капсулы образованы полисахаридами. Иногда в состав капсулы входят полипептиды. Как правило, капсула выполняет защитную функцию, предохраняя клетку от действия неблагоприятных факторов среды. Кроме того, она может способствовать прикреплению к субстрату и участвовать в передвижении.


    Цитоплазматическая мембрана регулирует поступление питательных веществ в клетку и выход продуктов метаболизма наружу.

    Обычно темпы роста цитоплазматической мембраны опережают темпы роста клеточной стенки. Это приводит к тому, что мембрана часто образует многочисленные инвагинации (впячивания) различной формы - мезосомы .


    Мезосомы, связанные с нуклеоидом, играют определенную роль в репликации ДНК и последующем расхождении хромосом.

    Возможно, мезосомы обеспечивают разделение клетки на отдельные обособленные отсеки, создавая тем самым благоприятные условия для протекания ферментативных процессов.


    В клетках фотосинтезирующих бактерий имеются внутрицитоплазматические мембранные образования - хроматофоры , обеспечивающие протекание бактериального фотосинтеза.


    Для бактерий характерны 70 S -рибосомы, образованные двумя субъединицами: 30 S и 50 S . Рибосомы бактериальных клеток собраны в полисомы, образованные десятками рибосом.


    Бактериальные клетки могут иметь разнообразные цитоплазматические включения - газовые вакуоли, пузырьки, содержащие бактериохлорофилл, полисахариды, отложения серы и другие.

    Нуклеоид. Бактерии не имеют структурно оформленного ядра. Генетический аппарат бактерий называют нуклеоидом . Он представляет собой молекулу ДНК, сосредоточенную в ограниченном пространстве цитоплазмы.


    Молекула ДНК имеет типичное строение. Она состоит из двух полинуклеотидных цепей, образующих двойную спираль. В отличие от эукариот, ДНК имеет кольцевую структуру, а не линейную.

    Молекулу ДНК бактерий отождествляют с одной хромосомой эукариот. Но если у эукариот в хромосомах ДНК связана с белками, то у бактерий ДНК комплексов с белками не образует.

    ДНК бактерий закреплена на цитоплазматической мембране в области мезосомы.


    Клетки многих бактерий имеют нехромосомные генетические элементы - плазмиды . Они представляют собой небольшие кольцевые молекулы ДНК, способные реплицироваться независимо от хромосомной ДНК. Среди них различают F -фактор - плазмиду, контролирующую половой процесс.

    Жгутики. Среди бактерий имеется много подвижных форм. Основную роль в передвижении играют жгутики.

    Жгутики бактерий только внешне похожи на жгутики эукариот, строение же их иное. Они имеют меньший диаметр и не окружены цитоплазматической мембраной. Нить жгутика состоит из 3-11 винтообразно скрученных фибрилл, образованных белком флагеллином.



    У основания располагается крюк и парные диски, соединяющие нить с цитоплазматической мембраной и клеточной стенкой. Движутся жгутики, вращаясь в мембране. Число и расположение жгутиков на поверхности клетки может быть различно.

    Фимбрии - это тонкие нитевидные структуры на поверхности бактериальных клеток, представляющие собой короткие прямые полые цилиндры, образованные белком пилином. Благодаря фимбриям, бактерии могут прикрепляться к субстрату или сцепляться друг с другом. Особые фимбрии - половые фимбрии , или F -пили - обеспечивают обмен генетического материала между клетками.


    Физиология бактерий. Питание

    Способы питания

    Гетеротрофы

    Автотрофы

    Сапротрофы

    Фотоавтотрофы

    Хемоавтотрофы

    Симбионты

    Физиология бактерий. Питание

    Питание бактерий.

    Вместе с пищей бактерии, как и другие организмы, получают энергию для процессов жизнедеятельности и строительный материал для синтеза клеточных структур.

    Среди бактерий различают:

    гетеротрофов, потребляющих готовое органическое вещество. Они могут быть:

    сапротрофами , то есть питаться мертвым органическом веществом;

    Физиология бактерий. Питание

    Другая группа, автотрофы , способна синтезировать органические вещества из неорганических. Среди них различают:

    фотоавтотрофов, хемоавтотрофов

    • фотоавтотрофов, синтезирующих органические вещества за счет энергии света, и хемоавтотрофов , синтезирующих органические вещества за счет химической энергии окисления неорганических веществ: серы, сероводорода, аммиака и т.д. К ним относятся нитрифицирующие бактерии, железобактерии, водородные бактерии и т.д.

    Фотоавтотрофы:

    Фотосинтезирующие серобактерии (зеленые и пурпурные) Имеют фотосистему-1 и при фотосинтезе не выделяют кислород, донор водорода – Н 2 S:

    6СО 2 + 12Н 2 S С 6 Н 12 О 6 + 12 S + 6Н 2 О

    У цианобактерий (синезеленых) появилась фотосистема-2 и при фотосинтезе кислород выделяется, донором водорода для синтеза органики является Н 2 О:

    6СО 2 + 12Н 2 О С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 + 6Н 2 О


    Физиология бактерий

    Хемоавтотрофы :

    Хемосинтетики окисляют аммиак (нитрифицирующие бактерии) сероводород, серу, водород и соединения железа. Источником водорода для восстановления углекислого газа является вода. Открыт в 1887 году С.Н.Виноградским.

    Важнейшая группа хемосинтетиков – нитрифицирующие бактерии , способные окислять аммиак, образующийся при гниении органических остатков, сначала до азотистой, а затем до азотной кислоты:

    2 NH 3 + 3O 2 = 2HNO 2 + 2H 2 O + 663 кДж

    N О 2 + O 2 = 2HNO 3 + 142 кДж

    Азотная кислота, реагируя с минеральными соединениями почвы, образует нитраты, которые хорошо усваиваются растениями.


    Физиология бактерий

    Хемоавтотрофы:

    Бесцветные серобактерии окисляют сероводород и накапливают в своих клетках серу:

    2 S + О 2 = 2Н 2 О + 2 S + 272 кДж

    При недостатке сероводорода бактерии производят дальнейшее окисление серы до серной кислоты:

    2 S + 3О 2 + 2Н 2 О = 2Н 2 S О 4 + 636 кДж

    Железобактерии окисляют двувалентное железо до трехвалентного:

    4 FeCO 3 + O 2 + H 2 O = 4Fe(OH) 3 + 4CO 2 + 324 кДж

    Водородные бактерии используют энергию, выделяющуюся при окислении молекулярного водорода:

    2 + О 2 = 2Н 2 О + 235 кДж


    Физиология бактерий. Размножение

    Бактерии способны к интенсивному размножению. Половое размножение у бактерий отсутствует, известно только бесполое размножение. Некоторые бактерии при благоприятных условиях способны делиться каждые 20 минут.

    Бесполое размножение

    Бесполое размножение является основным способом размножения бактерий. Оно может осуществляться путем бинарного деления и почкования.

    Большинство бактерий размножается путем бинарного равновеликого поперечного деления клеток. При этом образуются две одинаковые дочерние клетки. Перед делением происходит репликация ДНК.

    Почкование. Некоторые бактерии размножаются путем почкования. При этом на одном из полюсов материнской клетки образуется короткий вырост - гифа , на конце которого формируется почка, в нее переходит один из поделившихся нуклеоидов. Почка разрастается, превращаясь в дочернюю клетку, и отделяется от материнской в результате формирования перегородки между почкой и гифой.



    Половой процесс, или генетическая рекомбинация.

    Половое размножение отсутствует, но известен половой процесс. Гаметы у бактерий не образуются, слияния клеток нет, но происходит главнейшее событие полового процесса - обмен генетической информацией. Этот процесс называют генетической рекомбинацией . Часть ДНК (реже вся) клеткой-донором передает клетке-реципиенту и замещает часть ДНК клетки-реципиента. Образовавшуюся ДНК называют рекомбинантной . Она содержит гены обеих родительских клеток.

    Различают три способа генетической рекомбинации: конъюгация, трансдукция, трансформация;

    Конъюгация - это прямая передача участка ДНК от одной клетки другой во время непосредственного контакта клеток друг с другом. Клетка-донор образует называемых F-пилю, ее образование контролируется особой плазмидой - F-плазмидой . Во время конъюгации ДНК передается только в одном направлении (от донора к реципиенту), обратной передачи нет.


    Трансдукция – перенос фрагментов ДНК от одной бактерии к другой с помощью бактериофагов.


    Значение бактерий

    Бактерии играют огромное значение и в биосфере, и в жизни человека. Бактерии принимают участие во многих биологических процессах, особенно в круговороте веществ в природе. Значение для биосферы:

    Гнилостные бактерии разрушают азотсодержащие органические соединения неживых организмов, превращая их в перегной.

    Минерализующие бактерии разлагают сложные органические соединения перегноя до простых неорганических веществ, делая их доступными для растений.

    Многие бактерии могут фиксировать атмосферный азот. Причем, азотобактер , свободноживущий в почве, фиксирует азот независимо от растений, а клубеньковые бактерии проявляют свою активность только в симбиозе с корнями высших растений (преимущественно бобовых), благодаря этим бактериям почва обогащается азотом и повышается урожайность растений.


    Значение бактерий

    Симбиотические бактерии кишечника животных (прежде всего, травоядных) и человека обеспечивают усвоение клетчатки, образуют витамины (В 12 , К).

    Существенную роль играют бактерии и в процессах почвообразования (разрушение минералов почвообразующих пород, образование гумуса).


    Значение бактерий

    Значение для человека:

    • Получение молочнокислых продуктов, для квашения капусты, силосования кормов;
    • Для получения органических кислот, спиртов, ацетона, ферментативных препаратов;

    Значение бактерий

    • Активно используются в качестве продуцентов многих биологически активных веществ (антибиотиков, аминокислот, витаминов и др.), используемых в медицине, ветеринарии и животноводстве;
    • Благодаря методам генетической инженерии, с помощью бактерий получают такие необходимые вещества, как человеческий инсулин и интерферон;

    Значение бактерий

    • Человек использует бактерии и для очистки сточных вод.
    • Отрицательную роль играют патогенные бактерии, вызывающие заболевания растений, животных и человека.
    • Многие бактерии вызывают порчу продуктов, выделяя при этом токсичные вещества.

    Повторение:

    Продолжите предложения:

    • Генетический материал у прокариот представлен (_).
    • Рибосомы прокариот отличаются от эукариотических (_).
    • Из одномембранных органоидов у прокариот отсутствуют: ЭПС? Комплекс Гольджи? Лизосомы? Вакуоли?
    • Из двумембранных органоидов у прокариот отсутствуют: Ядро? Митохондрии? Пластиды?
    • Размножаются прокариоты (_).
    • По отношению к кислороду бактерии делятся на (_).
    • Гетеротрофные организмы - (_).
    • Автотрофные организмы - (_).


 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS