Реклама

Главная - Разное
Составить 10 вопросов в рассказе матренин двор. Тест по рассказу асолженицына матренин двор

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

Когда был написан рассказ « Матрёнин двор»? В 1959 году.

Оба эти рассказа были напечатаны в 1963 году в январском номере журнала «Новый мир». Что общего между рассказами А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка»?

Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского? Именно он дал ему такое название.

Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»? «Не стоит село без праведника».

Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна? Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны? Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…? Козе.

Чем кормила Матрёна своего жильца? «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа? Работа.

Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньИ, а больше всего почему-то….» Поезда.

Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение? Пропал котелок со святой водой.

Назовите полное имя Матрёны. Григорьева Матрёна Васильевна.

О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло». О русской печке.

Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире? Горницу.

Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку? «Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне? Романсы Глинки.

Какую погоду называла Матрёна дуЕль? Метель.

«От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите. «В ладах с совестью своей».

Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни? «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил? «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

Продолжи: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….» «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испытание праведника страданием (по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты (2 варианта) по рассказу

А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

10-11 класс

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2012

Пояснительная записка

Тесты по творчеству А.И.Солженицына позволяют выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.

К каждому вопросу в части А даётся четыре варианта ответа. Задания части В предполагают развернутый ответ.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 - 11 классах.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) - правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,

«3» (удовлетворительно) - правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов.

ТЕСТ

Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Кроме Матрены и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания ее о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а – сильный одновременный удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа.

А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?

В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.

В4. Напишите название любимого растения героини.

В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

ТЕСТ

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

Вообще, приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

– А почему вы коровы не держите, Матрена Васильевна?

– Э-эх, Игнатич, – разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою" с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозява, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава –- медовая...

Так, одной у"тельной козе собрать было сена для Матрены – труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила ее домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.

А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа…»)

В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.

В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?

В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так, одной у"тельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.


Использованная литература:

    Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

    Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

    Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

    Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2008.

Литературная викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала для проверки

знаний учащихся по содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

1.Общий раздел

1. Как первоначально назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите год действия в рассказе.

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича название деревни Тальново?

9. В каком значении употреблено слово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой образ рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая музыка ближе Матрёне Васильевне - народные песни в исполнении Шаляпина

или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива ли была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, что в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их

взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15.Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16. Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

посягнул на целостность Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1. «Простодушный взгляд блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и

грозным взглядом как бы военная».

3. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так что рот был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший как кот после блинов».

5. «Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

«…с мужем воспитывали её престарелую мать»?

«…в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в

замусоленной книжке учётчика»?

«…валилась и сутки - двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не

шевелилась почти»?

« Боялась …пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то - поезда»?

Жаловалась, «что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу,

«по улице на мужиков с кулаками бегал…»?

«…все дружно обругали её (Матрёну) дурой за то, что горницу отдала, сказали, что

видеть её больше не хотят…»?

«Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его теперь

не в тюрьму, его в дом безумный»?

«…не пришёл на поминки Матрёны…Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил

в эту избу на переговоры с Матрениными сёстрами и с сапожником - дезертиром»?

« И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным

сожалением»

4.Кому принадлежат слова:

1. « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

2. «Бойся портного да пастуха. По всей деревне тебя ославят, если что им

не так».

3. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

4. «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

5. «Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю».

6. «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

злодеев».

7. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый

праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Ответы.

1. Общий раздел.

1. «Не стоит село без праведника». 2. А.Т.Твардовский. 3.1959. 4.1956.

5. 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7.Тальново. 8. Мечту о кондовой России.

9.В значении «старинный, исконный». 10. 1) Конкретное социально- историческое. 2)

Символическое значение: двор (дом) Матрёны Васильевны является островком

христианской России, здесь живут по законам христианской морали. 11. Романсы

Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевна почувствовала

искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая

просветляет и преображает. 12. Нет. 13.Умерли один за другим шестеро детей, «не

гналась за обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям

бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с

презрительным сожалением». 14. С помощью работы, после которой Матрёна

становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость,

«спасительный круг». 16. Матрёна в принципе не может отказать в помощи

нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали как безумные… в

ожесточении…»

2. Чей это портрет

1.Матрёны. 2. Жены председателя. 3. Фаддея Григорьева. 4. Антошки Григорьева. 5.

Киры, приёмной дочери Матрёны.

3. Кто из персонажей рассказа…

1.Женщина, торговавшая молоком. 2.Матрёна. 3. Матрёна. 4. Матрёна. 5.Матрёна,

жена Фаддея. 6.Ефим, муж Матрёны Васильевны. 7.Три сестры Матрёны. 8. Муж Киры.

9. Фаддей. 10.Золовка Матрёны.

4. Кому принадлежат слова

Литературная викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала для проверки знаний учащихся по содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

· возможно проведение литературного турнира по творчеству А.И.Солженицына с использованием данного материала.

1.Общий раздел

1. Как первоначально назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите год действия в рассказе.

5. В каком году был опубликован рассказ?

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича название деревни Тальново?

9. В каком значении употреблено слово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой образ рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая музыка ближе Матрёне Васильевне - народные песни в исполнении Шаляпина или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива ли была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, что в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15 .Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16 . Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

17. Как автор показывает святотатственный характер действий тех, кто

посягнул на целостность Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1 . «Простодушный взгляд блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы военная».

3. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так что рот был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший как кот после блинов».

5 . «Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

    «…с мужем воспитывали её престарелую мать»?

    «…в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?

    «…валилась и сутки - двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти»?

    « Боялась …пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то – поезда»?

    Жаловалась, «что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе…»?

    «по улице на мужиков с кулаками бегал…»?

    «…все дружно обругали её (Матрёну) дурой за то, что горницу отдала, сказали, что видеть её больше не хотят…»?

    «Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его теперь не в тюрьму, его в дом безумный»?

    «…не пришёл на поминки Матрёны…Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил в эту избу на переговоры с Матрениными сёстрами и с сапожником – дезертиром»?

    « И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»

4.Кому принадлежат слова:

1 . « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

2. «Бойся портного да пастуха. По всей деревне тебя ославят, если что им

не так».

3 . «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

4 . «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

5 . «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю».

6 . «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

злодеев».

7. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый

праведник , без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

8. «Итак, по Солженицыну, праведник – это тот, в ком воплотился

высокий этический идеал русского народа, совпадающий по своим

основным «параметрам» с идеалом христианским».

9. Кто сказал, что после публикации в 1963 году в журнале «Новый мир»

рассказа «Матрёнин двор» «деревенская проза » « стала не просто

крестьянской, а христианской»?

10. «… главной темой творчества этого писателя (Солженицына) является вовсе не критика коммунизма и не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом – вечная тема мирового искусств

Ответы.

1. Общий раздел.

1 . «Не стоит село без праведника». 2 . А.Т.Твардовский. 3 .1959. 4. 1956.

5 . 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7 .Тальново. 8. Мечту о кондовой России. 9 .В значении «старинный, исконный». 10 . 1) Конкретное социально- историческое. 2) Символическое значение: двор (дом) Матрёны Васильевны является островком христианской России, здесь живут по законам христианской морали. 11 . Романсы Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевна почувствовала искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая просветляет и преображает. 12. Нет. 13 .Умерли один за другим шестеро детей, «не гналась за обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с презрительным сожалением». 14 . С помощью работы, после которой Матрёна становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость, «спасительный круг». 16 . Матрёна в принципе не может отказать в помощи нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали как безумные… в ожесточении…»

2. Чей это портрет

1. Матрёны. 2 . Жены председателя. 3 . Фаддея Григорьева. 4 . Антошки Григорьева. 5. Киры, приёмной дочери Матрёны.

3. Кто из персонажей рассказа…

1 .Женщина, торговавшая молоком. 2 .Матрёна. 3 . Матрёна. 4 . Матрёна. 5 .Матрёна, жена Фаддея. 6. Ефим, муж Матрёны Васильевны. 7 .Три сестры Матрёны. 8 . Муж Киры. 9 . Фаддей. 10 .Золовка Матрёны.

4. Кому принадлежат слова

1. Матрёне. 2. Матрёне. 3 .Автору. 4. Маше, подруге Матрёны. 5 .Древней

старухе. 6 . Автору. 7 . Автору. 8 . А.В.Урманову. 9 . В.Чалмаеву.

10. А.В.Урманову.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS