Реклама

Главная - Бизнес идеи
Управление в условиях глобализации. Развитие менеджмента в условиях глобализации Теория и практика управления в условиях глобализации

Управление предприятием в условиях глобализации экономики: проблемы и пути совершенствования

MANAGEMENT by ENTERPRISE In the conditions of GLOBALIZATION of ECONOMY: PROBLEMS And WAYS of PERFECTION

Полянский Семен Яковлевич

доктор экономических наук,

Заведующий кафедрой финансы и кредит

Московский университет им. С.Ю. Витте,

филиал в г. Рязани

Степанов Александр Аннаярович

доктор экономических наук,

профессор кафедры менеджмента и маркетинга

Московского университета им. С.Ю. Витте

S. Polyanskiy

The Doctor of Economics,

Managing chair the finance and the credit

The Moscow university of S.JU.Vitte,

Branch in Ryazan

A. Stepanov

The Doctor of Economics,

The professor of chair of management and marketing

The Moscow university of S.JU.Vitte

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние управления предприятием, выявляются проблемы, возникшие в условиях глобализации экономики и ужесточения конкуренции по всему рыночному спектру, предлагаются пути его совершенствования.

Ключевые слова: управление, глобализация, международная торговля, транснациональные корпорации, финансовый менеджмент.

Annotation

In article the current state of operation of business is considered, the problems which have arisen in the conditions of globalization of economy and toughening of a competition on all market spectrum come to light, ways of its perfection are offered.

Keywords: management, globalization, international trade, multinational corporations, financial management.

Экономика России в последнее десятилетие активными темпами втягивается в общемировой процесс глобализации хозяйственных связей, который в ближайшей и обозримой перспективе будет определять основные принципы политики любого государства.

В большинстве публикаций и официальных документах международных организаций процесс глобализации определяется как «существенное возрастание объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков при их растущей взаимосвязи». (1).

Процесс глобализации экономики в отличие от своего прародителя международной торговли заключается в том, что в первом случае национальные корпорации одних стран реализуют в собственных экономических интересах сравнительные преимущества производства других стран, превращаясь тем самым в транснациональные корпорации. Во втором случае, в условиях международной торговли сравнительные преимущества каждая страна превращает в конкурентные преимущества индивидуальных, имея при этом собственную выгоду от международной торговли. (2).

Нормой в международных отношениях в современном мире становится жесткая, безжалостная конкуренция за рынки сбыта, за обладание сырьевыми природными ресурсами, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. Все виды деятельности становятся более глобальными, так как размываются понятия географических границ, ускоряются темпы научно-технического прогресса и возрастает его роль как фактора конкурентной борьбы, повышаются требования потребителя к качеству всех видов деятельности товаропроизводителя и предприятий, оказывающих услуги.

Если ставить перед собой цель победы в жесткой конкурентной борьбе, то одним из актуальных направлений институциональных преобразований в сфере экономики России является ее адаптация к изменяющейся внешней среде функционирования, повышения устойчивости, ресурсо-экономичности и экологичности.

Недостаточно будет больше работать, чем ранее. Победителями окажутся те, кто сможет организовать деятельность предприятия, нацеливающую весь коллектив на обслуживание потребителей его продукции и услуг.

Взаимосвязи предприятия с заказчиками и другими организациями должны быть подчинены только двум целям – обеспечение требований потребителя и завоевание рынка.

Отсюда, одной из первоочередных организационно-экономических задач России является, по нашему мнению, трансформация старой, столетней давности системы управления предприятием с жесткими формальными правилами, процедурами и полномочиями, которая до настоящего времени применяется в большинстве предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, производящих товары, а также в предприятиях, оказывающих услуги, и замена ее на управление предпринимательского, менеджерского типа. Парадигма управления сложившаяся в период стабильного развития перестает работать и экономический кризис превращается в кризис управления. Роль управления в ближайшей и отдаленной перспективе будет состоять не в том, чтобы стоять на вершине иерархической пирамиды и командовать «сверху», а управлять делом фирмы, конкретного предприятия, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность перед коллективом, обществом в целом за их результат.

Победителями окажутся те фирмы, предприятия и организации, где не только будут бояться быстрых темпов изменений, но где будут с удовольствием стимулировать их развитие.

Но это возможно только при том условии, если будет повышаться роль интеллектуализации трудовой деятельности менеджеров и всего трудового коллектива, т.е. повышаться уровень знаний, навыков, квалификации и нравственного состояния. Квалифицированный рабочий представляет собой важнейший ресурс производительности труда и прорывных технологий. Известно, что одну и ту же технологическую операцию квалифицированный и малоквалифицированный рабочий проводят на разном качественном уровне, что в итоге по-разному сказывается не только на продуктивности производства, но и на экономическом состоянии предприятия в целом. Отсюда без повышения квалификации, технологической дисциплины и нравственного воспитания конкретных исполнителей производственного процесса невозможно преодолеть бесхозяйственность и добиться максимума отдачи вложенного капитала.

В современных условиях глобализации экономики перед предприятием любого вида хозяйственной деятельности на повестку дня выдвигается первоочередная задача непрерывного обучения всех сотрудников на различных иерархических уровнях. Ежегодные затраты на обучение и повышение квалификации должны рассматриваться не как дорогостоящие расходы, а как средство повышения эффективности деятельности предприятия. Непрерывное обучение позволит каждому работнику находить лучшие решения возникающих задач.

Второй, не менее важной задачей является совершенствование системы управления персоналом на предприятии.

За последние годы на большинстве предприятий особенно в сфере коммерческой финансовой и консалтинговой деятельности, в сфере услуг идет процесс вытеснения с рынка труда людей возраста 40 лет и старше и формируется одновозрастной коллектив со своими корпоративными интересами. Данным персоналом легче манипулировать. Им далеко до пенсии, зарплата в конвертах, при минимуме социальных гарантий, пока устраивает всех, а прежде всего, работодателей.

С другой стороны, на многих предприятиях, занимающихся производственной деятельностью, особенно на крупных предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, где условия труда мало привлекательны для молодого поколения персонал сформирован в основном из людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Исследования показывают, что и тот и другой принцип формирования персонала не имеют перспективы, становятся опасными для экономики государства в целом. Настало время выработки на государственном уровне кадровой политики, в основу которой должен быть положен принцип оптимального соотношения кадровых и молодых работников с полными социальными гарантиями. Персонал, состоящий из работников разных возрастов является более жизнеспособным, нравственно здоровым, высокопроизводительным коллективом, способствует тому, что опыт и квалификация людей старшей возрастной группы со временем становится достоянием молодого поколения в овладении профессиональным мастерством.

Должна возрастать роль и значение финансового менеджмента в деле управления финансовыми потоками и формирования их положительного баланса. Деньги становятся самым дорогим и самым ограниченным ресурсом предприятия.

Особым видом производственного ресурса предприятия являются прошедшие производственную проверку научные разработки. Проблема устойчивого развития предприятия не может быть разрешена в условиях научно-технической революции, охватившей все страны мира, вне использования разработанных наукой в области экономики, организации и управления новейших отечественных технологий, которые определяют уровень производительности труда, энергозатрат, материалоемкости и в целом уровень жизни населения.

Однако, следует признать, что данный нематериальный производственный ресурс остается порка мало востребованным. И дело здесь не только в состоянии экономики. Дело в восприимчивости руководителей и специалистов к нововведениям и неэффективности еще существующей системы внедрения достижений науки. В рыночной экономике не существует внедрения новейших достижений, в привычном нам понятии. Просто идет естественная смена технологий. В противном случае выжить в жесткой конкурентной борьбе невозможно. А это требует, прежде всего, знаний, чего, к сожалению, порой не хватает и является одной из причин того, что эволюционная смена технологий не стала еще нормой жизни аппарата управления предприятием.

Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе, имеющей исключительно важное значение в трансформации системы управления и адаптации ее к жестким конкурентным условиям.

Мониторинг экономической, финансовой и хозяйственной деятельности предприятий Рязанской области, проведенный за последние 3 года показал, что быстрый экономический рост многих из них вовсе не связан с дополнительным вовлечением в актив баланса материальных ресурсов, а основан, прежде всего, на более высоком уровне предпринимательства. Наличие у предприятия таких нематериальных антикризисных инструментов, каковыми является производственно-финансовый план, внутрихозяйственный коммерческий расчет, рычаги контроля за результатами хозяйственной деятельности устанавливают ему целевые ориентиры на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу и определяют процедуру контроля за их достижением в процессе трансформации цели в реальный план действий.

Многие руководители и специалисты предприятий, особенно аграрной сферы, считают, что в быстро меняющемся мире переходного периода мало опорных точек для планирования. Они утверждают, что и цены, и доступность ресурсов окружены настолько большой неопределенностью, не говоря уже об ожидаемых результатах продуктивности, что доверять прогнозам и планам нельзя и в большинстве своем перевели функционирование хозяйств в режим «экономического хаоса». Хотя попытка заглянуть в будущее чревата трудностями, ценность планирования в условиях рынка, тем не менее, очень велика. Планирование представляет собой сознательное направление энергии коллектива для достижения определенной разумной цели. Всякая хозяйственная жизнь складывается из множества отдельных операций хозяйствующего субъекта, которые определяются мотивами коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования, а всякая экономическая деятельность по своей природе стремится получить большее за меньшее, стремится к реализации положительных ценностных разностей. Отсюда фактически в мире никогда не существовало и не существует беспланового хозяйства. Каждое хозяйство обязательно включает в себя план, как важнейшую часть управленческой деятельности, которая предусматривает организацию рационального использования основных элементов производства – земли, труда и капитала с тем, чтобы в будущем, в результате производственной деятельности создавалось большое количество экономических благ и чтобы производственная деятельность совпадала с целями и задачами хозяйствующего субъекта. В условиях глобализации механизма хозяйствования, значение плана многократно возрастает, поскольку в условиях социалистической системы значительное большинство промышленных предприятий, особенно оборонной промышленности, работали за «мощным щитом» государственной поддержки и редко задумывались над проблемой самоокупаемости.

Наличие бизнес-плана, коммерческого расчета и других инструментов экономического механизма хозяйствования само по себе не устраняет причин бесхозяйственности. Важная роль здесь принадлежит руководителю предприятия, лидерам внутрихозяйственных хозрасчетных формирований (один в поле не воин), их регулятивным, организационным и контрольно-исполнительным функциям. Провести в действие план, коммерческий расчет, оживить хозяйственный и экономический механизм, с приданием ему нового качества, сможет только команда высокопрофессиональных управленцев единомышленников, социально, морально и интеллектуально ответственных руководителей перед обществом, коллективом, людьми, которые вверили им право управлять собой.

Итак, какую бы форму хозяйствования мы не приняли, какая бы форма собственности на землю и основные средства производства не существовала, в каких бы политических и социально-экономических условиях не вели хозяйственную деятельность, в основе всякого хозяйствующего субъекта должна лежать рациональность, которое есть то, в коем ничего не делается без обладания суммой знаний, без обдуманного расчета и соображения. Все дело и теперь, и как это было в дореформенный и более ранние периоды, и как будет всегда – именно в осмыслении ведения хозяйства. В противном случае вкладывать в хозяйство какие-либо средства бессмысленно и оставлять его в таком прозябании слишком накладно как для государства, всего общества, так и для самого коллектива.

Литература:

  1. Мировая экономика и международные отношения. -1996. № 12 – с.93.
  2. Костяев А.И. Глобализация экономики и проблемы развития АПК России.//Материалы научно-практической конференции. С.-Петербург. Пушкин, 2002.
  3. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. 2-е Издание. М:, Проспект, 2004.
  4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала (Опыт лучших промышленных фирм США. Японии и стран Западной Европы). М:, М.П. Сувенир, 1993.
  5. Полянский С.Я. Организационно-экономические аспекты формирования эффективной системы управления сельскохозяйственными предприятиями. //Тезисы доклада на международной научно-практической конференции. «Наука и инновации агропромышленного комплекса». г. Кемерово, 16-19 октября 2007 года

Рост целостности и единства современного мира, усиление взаимосвязи и взаимозависимости между людьми и странами – это тенденция, которая проявляется в политической, экономической, социальной и культурной областях. Важнейшей частью этого процесса является глобализация экономики. Мировой рынок объединил национальные рынки и образовал глобальный рынок.

Глобализация рынков – это объединение исторически отдаленных и независимых друг от друга национальных рынков в глобальный рынок. Термин глобальный рынок ввел Теодор Левит. На глобальных рынках противостоят фирмы друг другу. Например кока-Кола и Пепси Ко. Происходит глобализация производства товаров, которая заключается в распространении производственной деятельности отдельных компаний по всему миру, в их стремлении приобретать факторы производства (рабочую силу, энергию, землю и капитал) в разных регионах, а также приближении производства к потребителю.

Глобализация непосредственно затрагивает и российскую экономику. Идут процессы слияний и поглощений в российской экономике, в которых участвует международный бизнес.

Глобализация мировых рынков капитала позволяет российским компаниям привлекать зарубежные инвестиции в ходе первичных публичных размещений акций как на российском фондовом рынке, так и за рубежом.

Для того чтобы дать определение категории «международный (глобальный) менеджмент», необходимо осмыслить понятие международного бизнеса как формы предпринимательства, в соответствии с которой товары и услуги производятся и реализуются в разных странах.

Международный бизнес – это основная форма предпринимательства, заключающаяся в сотрудничестве хозяйствующих субъектов двух или более стран с целью извлечения выгоды. К специфике этой формы относится осуществление производства и реализации товаров и услуг в разных странах с обеспечением основных факторов жизнеспособности предприятия:

Непрерывного совершенствования процесса производства;

Рациональной модели организационной структуры предприятия в условиях внешнеэкономической деятельности;

Научно обоснованного стратегического планирования.

Основополагающим принципом деятельности специалиста в области международного бизнеса является стремление к дальнейшему развитию международного разделения труда, способствующему прогрессу производительных сил и росту производительности труда в мировом масштабе. Такое разделение предполагает межотраслевую и внутриотраслевую специализацию производства.

Для национального хозяйства каждого государства определяющее значение имеет межотраслевая специализация производства с ведущими для экономики отраслями: промышленность со специализацией по конкретным отраслям (топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение и т.д.), сельское хозяйство – растениеводство, животноводство. Наиболее эффективной моделью специализации во всемирном хозяйстве является высокая степень развития наукоемких отраслей с дорогостоящей продукцией, которая характерна для США, членов Европейского союза и Японии. Остальные страны, с недостаточным уровнем развития производительных сил участвуют в международном разделении труда на межотраслевой основе как поставщики на мировой рынок минерального и сельскохозяйственного сырья, некоторых видов продовольствия.

Внутриотраслевая специализация, получившая распространение на современном этапе развития мировой экономики, основана на использовании результатов научно-технической деятельности. Ее направлениями стали предметная специализация (производство отдельных видов готовой продукции – электронной техники, металлообрабатывающих станков и т.д.); подетальная специализация (сосредоточение на выпуске узлов и деталей, которые используются в качестве комплектующих изделий для готовой продукции); технологическая специализация – изготовление для внешнего и внутреннего рынка заготовок, отливок и поковок).

К новым явлениям в международном разделении труда следует отнести интернационализацию НИОКР - это перенос транснациональными корпорациями центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из страны головной компании в принимающие государства. Использование зарубежных исследовательских центров позволяет:

Получать новые технологии;

Нанимать более квалифицированных специалистов с невысокой заработной платой;

Контролировать деятельность конкурентов;

Снижать издержки производства и сбыта наукоемких изделий;

Использовать растущие кадровые ресурсы развивающихся государств и стран с переходной экономикой.

Размещать свои центры НИОКР за рубежом ТНК предпочитают в государствах, обладающих значительным числом квалифицированных кадров и проводящих активную научно-техническую политику. Для деятельности исследовательских центров ТНК за рубежом необходима также нормативная правовая основа с эффективной системой управления.

Теория глобального менеджмента базируется на положениях экономистов-теоретиков и основоположников школ и направлений менеджмента.

Базовыми концепциями глобального менеджмента:

1. Концепция абсолютных преимуществ (А. Смит), которая предусматривает организацию производства товаров и услуг в той стране, где выше производительность труда и качество продукции, а издержки производства ниже, чем в других странах. Такие условия дают возможность эффективно осуществлять экспорт товаров и услуг из страны с абсолютными преимуществами в другие страны. Абсолютные преимущества стимулируют развитие международного бизнеса.

2. Концепция сравнительных преимуществ (Д. Рикардо), предусматривает специализацию стран на производстве товаров и услуг с наименьшими издержками производства. Эта концепция дает основания для организации в стране производства нескольких видов товаров и услуг. В этом случае менеджеру предстоит выбрать и сосредоточить усилия на выпуске и экспорте той продукции, которая обладает абсолютными преимуществами, а остальные товары и услуги могут быть предназначены для внутреннего рынка, и часть потребностей в нем может удовлетворена за счет импорта.

Комбинация относительных и абсолютных преимуществ с присущей каждой нации организацией производства и государственной политикой обеспечивает фирмам разных стран преимущества в условиях конкуренции и высокую репутацию. Ориентировочно показатель сравнительных преимуществ (ПСП) какого-либо товара или услуги в определенной стране можно рассчитать по формуле:

где Э х у - объем экспорта товара х страны у;

Э у - общий объем экспорта страны у;

И х - объем мирового импорта товара х;

И – общий объем мирового импорта.

Если ПСП больше 1, то для данной страны степень специализации на товаре или услуге Х сравнительно высока и ее доля экспорта сравнительно выше, чем средняя доля импорта этого товара или услуги. Следовательно, страна У обладает сравнительными преимуществами при специализации на товаре или услуге Х. Чем меньше ПСП, тем меньше степень сравнительных преимуществ.

Так, например конкурентоспособность корпораций США несомненна в производстве пассажирских самолетов (компания «Боинг»), мощных компьютеров (компания «ИБМ»), компьютерных программ (компания «Майкрософт»), оборудования для охраны окружающей среды, удобрений. В Германии конкурентноспособны товары, как автомобили, химикаты, сельскохозяйственные машины, оптические приборы, полиграфическое оборудование, в Японии такие компании как, телекоммуникационного оборудования, морских судов, автомобилей, бытовой электроники, итальянские фирмы – призванные производители керамических и текстильных изделий, спортивной обуви, упаковочного оборудования.

3. Концепция международного жизненного цикла продукта базируется на теории жизненного цикла продукта, выдвинутой американским экономистом Верноном. Он разделяет процесс сбыта любого товара на 4 стадии с целью акцентирования внимания предпринимателей на проблемах эффективности производства и сбыта товаров и услуг условиях быстро меняющейся конъюнктуры и острой конкурентной борьбы на внутреннем и мировом рынках при выходе на них с новым товаром.

Стадии жизненного цикла товара:

Нововведение

Быстрый рост спроса

Насыщение рынка

4. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – капиталовложения, рассчитанные на долговременные деловые отношения между предприятием страны – прямого инвестора и фирмами принимающей страны. ПИИ привносят в экономику принимающей страны капитал, новые технологии, современные методы управления предприятиями, эффективную систему сбыта товаров и услуг.

На выбор инвестором страны приложения прямых иностранных инвестиций влияют:

Темпы экономического роста;

Банковский процент и условия кредитов;

Издержки производства товаров и услуг;

Внешняя задолженность;

Политическая и макроэкономическая стабильность.

5. Концепция, базирующаяся на достижениях всех школ и направлений (начиная со школы научного управления Ф. Тейлор; административной школы – Г. Эмерсон, А. Файоль, Л. Уранк, М. Вебер; школы человеческих отношений – Э. Мэйо, А. Маслоу, М. Фольь; управленческой школы – Д. Форрестер, Р. Акофф).

Для квалифицированного менеджера глобального масштаба выходу на иностранный рынок должно предшествовать тщательно проведенное маркетинговое исследование – активное изучение рынка принимающей страны с выявлением национальных особенностей предпочтений потребителей. Большое значение в теории и практике международного менеджмента приобретает социальная составляющая как критерий эффективности в деятельности компании за рубежом (менеджеры глобального масштаба ставят первоочередной задачей не прибыльность фирмы, а максимальное удовлетворение запросов потребителей, которые могут резко отличаться в разных странах). Достижению высокой эффективности в деятельности компании за рубежом, ее конкурентоспособности способствует «человеческий капитал» - квалификация, инициатива и личные качества сотрудников.

Изучение новейших особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в России, в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев экономической политики в стране. Очевидно, что в обстановке повышенной неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные ситуации, управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях.

Важнейшими функциями менеджмента на перспективу являются маркетинг и инновации.

Специфические условия хозяйственной деятельности в России ставят перед отечественными менеджерами особые задачи:

  • 1) обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;
  • 2) максимизировать прибыль в конкретных условиях рынка;
  • 3) осуществить программу развития коллектива фирмы, включая решение его социальных проблем;
  • 4) совершенствовать работу компании на основе внедрения новых форм ведения бизнеса, применения современных методов управления. Заблаговременно готовить нововведения, улучшать структуру и функции предприятия;
  • 5) уметь в разумных пределах идти на риск и исключать его воздействие на рыночное положение фирмы.

В мире бизнеса инновации осуществляются посредством реализации инновационных проектов. Принято считать, что инновационный проект занимает промежуток времени от выдвижения идеи (продукта, услуги, технологии) до выведения нового продукта на рынок. На известной S-образной кривой, характеризующей жизненный цикл товара, инновационному проекту принято отводить начальный участок, деятельность на котором часто предполагает проведение исследований и разработок.

Серьезные задачи стоят перед российским бизнесом в части развития его правовой основы. Несогласованность федеральных и местных законов нередко ставит предприятия в сложное положение и даже приводит к банкротству.

Особая проблема для нашего менеджера - создание новой дисциплины, нового отношения к труду (достаточно вспомнить феномен бывшей ГДР, которая, несмотря на значительные финансовые "вливания" и относительно небольшой срок пребывания в социалистическом блоке, все еще далека от своих бывших западных соседей по производительности труда).

Предлагается семь стратегий организационных преобразований, составляющих суть организационной демократии, являющейся, по мысли авторов, концом эпохи шаблонных решений и альтернативой менеджменту.

Стратегия 1: сформируйте содержание ценностей, этических вопросов, целостности.

Стратегия 2: сформируйте живую, эволюционирующую сеть ассоциаций.

Стратегия 3: сделайте лидерство связующим звеном, обеспечьте его проникновение во все организационные сферы.

Стратегия 4: сформируйте самоуправляемые команды с инновационным мышлением.

Стратегия 5: внедрите упрощенные открытые процедуры и процессы, облегчающие совместную деятельность.

Стратегия 6: создайте комплексную, самокорректирующуюся систему.

Стратегия 7: осуществите стратегическую интеграцию, трансформирование самого способа изменений.

Предполагается, что реализация упомянутых стратегий сделает организацию более демократичной, самоуправляемой и придерживающейся принципов сотрудничества. Все это должно, по мысли авторов, обеспечить процесс трансформации самой сути организации, имеющий революционное значение. Рассмотрим последствия становления организационной демократии.

Последствия демократических изменений, влияющих на общество и политику. Процесс демократизации организаций дает право надеяться, что будет обеспечено более высокое качество условий труда для всех категорий сотрудников, что будет создано более интегрированное, демократичное, равноправное общество, претворены, наконец, в жизнь те обещания, которые были даны в Афинах еще 2,5 тысячи лет назад.

Ответственность перед обществом и организацией. Со сменой парадигмы труда должны смениться особенности, определяющие организацию, а вслед за ними и ответственность за социальные последствия решений и за формулирование организационных ценностей. Эти ценности должны признавать приоритет человеческих нужд над экономической выгодой, необходимость преобразования организации в объединение сотрудничающих сообществ. Нужно придавать социальному вкладу и ответственности перед окружающей средой большее значение, чем задаче достижения конкурентного преимущества. Развитие понимания ответственности в более широком смысле, как ответственности перед всем обществом, а не как простого "пригляда" за своей организацией, командой, семьей, собой лично, имеет самые ошеломляющие результаты, влияющие на всю инфраструктуру, в которой действует организация. К таким эталонам в США, например, относят министерство по развитию строительных работ (WPA), созданное в период Великой депрессии, Движение корпораций за социальную ответственность и др. Из истории бывшего СССР известна масса аналогичных примеров (определенная часть которых, впрочем, была чистой воды пропагандистским вымыслом).

Ценности, глобализация, пределы применимости экономической выгоды. Глобализация представляет собой процесс экономической экспансии, призванной уничтожить практически любые препятствия на пути конкурентного экономического обмена. В рамках этого процесса вырисовываются ключевые ценности, которые преимущественно состоят из принципов, поддерживающих гонку за экономическое превосходство и безусловное финансовое доминирование. На практике эти ценности превращаются в неконтролируемое стремление наращивать производство, сокращать расходы на оплату труда и защиту окружающей среды, пренебрегать социальными программами и другими приоритетами, хотя они и не ведут к увеличению прибыли. К сожалению, гуманитарные ценности, социальные нужды, экономическая стабильность, защита окружающей среды, искусство и культурные традиции отходят на второй план перед целью максимизации экономического преимущества и генерации прибыли. Чтобы противостоять этой разрушительной силе, необходимо создать такие новые формы экономической организации, которые были бы одновременно основаны на ценностях и на производственной эффективности и могли бы производить высококачественные, конкурентоспособные товары и услуги, не разрушая окружающей среды, не принижая ценности человеческой жизни, не уродуя, местные, самобытные культуры. Принципы конкурентной экономики строятся на обладании и делании, тогда как основа таких ценностей, как сотрудничество, демократия и стабильность окружающей среды, состоит в том, чтобы быть или являться. Важно и то и другое, но в условиях глобализации мерилом успеха является, к сожалению, только первое.

Постмодерн в менеджменте. Постмодернистская теория менеджмента отвергает господство каких-либо определенных структур или авторитетов, стирает грани между повседневной жизнью и ее отображениями, отказывается от абсолютизации объективности и универсальности, утверждает права малых структурированных общностей. Следует заметить, что обсуждение этого направления носит в России в основном теоретико-методологический характер, не реализуясь на практике (даже возможности канонического менеджмента используются не более чем наполовину).

Последствия становления организационной демократии. За прошедшие несколько сотен лет капитализм сделал человеческий труд весьма эффективным. В то же время капитализм породил систему менеджмента, которая способствует формированию враждебных отношений между трудом и управлением, ожесточению конкуренции, организационной изолированности, делению людей на владельцев, менеджеров и работников. С ростом производительности труда накопление богатства становится зависимым не только от технологического оснащения, но и от применения принципов сотрудничества, всепроникающего лидерства, самоуправления - другими словами, от организационного самоуправления. Соответственно теряет свое значение и менеджмент. Сочетание независимых децентрализованных услуг, инновации в технологическую сферу, отношения на основе сотрудничества, процессы саморегулирования и принцип самоуправляемости команд доказали высокую эффективность в решении текущих проблем, постепенно делая менеджмент избыточной роскошью. Соответственно контроль над экономикой и политической сферой становится все более демократичным, переходя в руки команд работников и связующих лидеров, которые не просто имеют к работе непосредственное отношение, но чья жизнь напрямую зависит от принимаемых решений.

Рассмотрим проблемы управления в условиях динамичности среды решений. Неопределенность в современном бизнесе может принимать четыре формы - четыре уровня неопределенности.

К числу основных относятся три перечисленные ниже проблемы.

  • 1. Технологии приспособления к динамичной среде посредством установления контроля за экономической средой. Эти технологии включают:
    • а) кооперацию хозяйственных связей и объединение усилий в производстве, основанные на размывании границ этих связей и границ фирмы. Образование квазифирм;
    • б) формирование сети обслуживающих структур: финансовых, торговых и прочих фирм (образование обслуживающих отраслей без формирования системы управления на межорганизационном уровне);
    • в) создание межорганизационных структур управления для реализации контроля за формированием рынков, образованием промышленных отраслей, законодательными инициативами, инвестиционными процессами конкурирующих фирм и т.д.
  • 2. Метатехнологии (принятия решений) - технологии управления, направленные на модификацию систем принятия решений посредством их приспособления. При этом корректируется и сама система управления. Первостепенную важность имеют системы принятий оперативно-технических, финансово-сбытовых, оперативных производственных решений и принятия стратегических решений по продуктивным инновациям, систем планирования ликвидности товаров и планово-контрольных систем принятия решений.
  • 3. Комбинированные технологии, достигающие стратегии приспособления и установления контроля, на основе корректировки систем управления и систем принятия решений в интерактивном режиме.

11. Государственное управление в условиях глобализации

Трансформация систем управления.

Особую роль в ожесточении международной конкуренции играет разворачивающаяся в мире трансформация систем управления. Распространение технологий формирования сознания подорвало эффективность не приспособленных к ним общественных и корпоративных систем управления. Их общими пороками стали самопрограммирование, отрыв от реальности, сосредоточение на пропаганде вместо решения реальных проблем и отгораживание от общества. Однако вызов, брошенный им технологиями формирования сознания не менее десятилетия назад, не мог остаться безответным и уже породил стремление к восстановлению внутренней целостности управляемого общества хотя бы по отдельным значимым параметрам. Это стремление порождает усиление процессов делегирования ответственности и перенос внимания управленческой науки с трансформации традиционных пирамидальных организационных структур в конструирование независимых сетевых структур. Управление последними осуществляется не столько прямыми воздействиями, сколько изменения среды их функционирования (в первую очередь информационной и финансовой компонент этой среды).

Предельное выражение этой тенденции – попытки разработки теории эвристического управления (в противовес обычному, основанному на формальной логике). Вместе с тем нельзя исключить, что, наряду с осознанным совершенствованием систем управления людьми, происходит и их стихийная эволюция как некоторых целостностей, элементами которых являются образующие их чиновники и, что не обязательно, управляемые структуры. Аналогии между функционированием организаций и живых организмов достаточно очевидны и подкрепляют тот факт, что многие эффективные действия организаций, обеспечивающие достижение стоящих перед ними целей, не осознаются не только сотрудниками, но даже и руководителями этих организаций.

Принятие гипотезы о формировании в организациях (и тем более – в обществах) надличностного «коллективного разума» позволяет предположить, что распространение технологий формирования сознания является не вызовом ему, но средством повышения его эффективности, важным этапом его саморазвития. В этом случае устаревшие технологии управления, не соответствующие указанным технологиям, будут сметены не просто в силу своей неэффективности, но как оковы, мешающие самореализации коллективного разума. Скорость их замены новыми технологиями управления, не просто сохраняющими эффективность в условиях массового и хаотического применения технологий формирования сознания, но и использующего их для повышения своей эффективности, станет одним из ключевых факторов конкурентоспособности уже в ближайшем десятилетии.

11.1. Повышение эффективности работы государственного аппарата

Проблемы глобализации.

Развитие глобализации, как правило, сопровождается преодолевающей государственные границы информатизацией, которая позволяет гражданам сравнивать условия своей жизни с условиями жизни в более свободных и процветающих странах, а потому и побуждает их требовать от собственного правительства обеспечения аналогичных общественных благ. Кроме того, сама глобализация порождает новые проблемы, решение которых невозможно без участия государства. К примеру, возникают проблемы регулирования иммиграции и уровня безработицы, нелегального притока наркотиков, роста преступности, терроризма и «отмывания грязных денег». Усиливается необходимость контроля за деятельностью финансовой сферы в целях смягчения воздействия на нее мировых финансовых кризисов. Появляются новые проблемы налогового регулирования с тем, чтобы предотвратить утечку налоговых платежей от транснациональных компаний, стремящихся увести свои капиталы в страны с менее высоким налогообложением.

Решение указанных проблем во многом зависит от эффективности работы государственного аппарата.

Глобализация требует эффективности государственного аппарата.

Глобализация, развитие которой обусловлено, прежде всего, решением задач достижения наибольшей эффективности, заставляет государство пересматривать способы исполнения своих функций, обращая внимание, в первую очередь, на результативность и эффективность для общества своей деятельности. В частности, именно для обеспечения наибольшей эффективности государство проводит политику приватизации предприятий государственного сектора, идет на сокращение государственного участия в экономике. Для сохранения и увеличения уровня предоставляемых обществу благ государство увязывает свертывание прямых форм своего участия в экономической деятельности с развитием его более тесных партнерских отношений с частным сектором в производстве общественных благ и оказании общественных услуг. Тем самым государство освобождает себя от непосредственной хозяйственной деятельности, если она может осуществляться достаточно эффективно частными компаниями. Это достигается посредством контрактной системы, когда государство нанимает частные компании или покупает их продукцию.

Важнейшее условие повышения эффективности работы государственного аппарата – борьба с коррупцией, превращающей государственный аппарат в источник обогащения бюрократов и отдельных влиятельных бизнесменов. Эта болезнь в той или иной мере присуща всем странам. Вот почему международное сообщество уделяет этому аспекту растущее внимание. В 1996 г. проблема коррупции стала предметом специального обсуждения на ежегодной сессии МВФ и Всемирного банка. С тех пор и в рамках отдельных стран, и на международном уровне были приняты многочисленные законодательные нормы и административные меры, призванные ограничить масштабы этого бедствия.

Особое значение приобретает общемировая борьба против финансовых преступлений. В этой борьбе задействованы органы государственного финансового контроля, а во многих странах, кроме того, созданы специальные органы финансовой разведки, призванные выявлять подозрительные трансакции, связанные с отмыванием грязных денег или финансированием международного терроризма. В целях координации своих действий эти органы из 58 стран создали объединение «Эгмонт» – аналог Интерпола, позволяющее вести активный обмен информацией, объединять усилия в противодействии отмыванию преступных капиталов. Все эти органы руководствуются едиными юридическими нормами.

Без эффективного государства устойчивое и экономическое, и социальное развитие, невозможно. Причем в условиях глобализации главной проблемой становится не размер государственного сектора, а качество управления им и экономикой в целом, эффективность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.

Эффективность государства важна как для развитых стран, даже в таких объединениях, как им является Европейский союз, так и для развивающихся стран, особенно когда приходится иметь дело с последствиями разрушительных финансовых кризисов. Опыт стран Латинской Америки, Тихоокеанского и других регионов показывает, что при отсутствии устойчивой финансовой системы и банковской сферы именно правительствам этих стран приходилось вводить жесткие ограничения на приток и отток иностранного капитала с тем, чтобы справиться с возникшими трудностями и проводить разумную макроэкономическую политику. И от того, как правительства справлялись с этими задачами, зависела стабильность государства, тяготы преодоления им последствий финансового кризиса.

Таким образом, не глобализация, а неэффективность государственного управления, не позволяющая государству достойно исполнять свои основные функции, может стать главной причиной его девальвации.

Оптимизация бюджетной политики.

Эффективность государственного управления во многом определяется эффективностью проводимой государством бюджетной политики. Для государства бюджет является и инструментом макроэкономической политики, и финансовой основой его деятельности, и базой для предоставления общественных благ. Поэтому исполнение государством на должном уровне возложенных на него функций без существенного увеличения для граждан бремени государственных расходов требует от него проведения эффективной бюджетной политики как в области расходов, так и в области обеспечивающих их доходов. В частности, большое значение приобретает снижение бюджетных дефицитов, оптимизация государственных расходов, проведение налоговых реформ с целью уменьшения налогового гнета на экономику и граждан.

Сокращение государственного участия в экономике, уменьшающее его возможности в части использовании бюджетной политики в качестве инструмента макроэкономического регулирования, одновременно повышает требования к эффективности управления государственными финансовыми и материальными ресурсами, заставляет государство действовать более эффективно как в плане мобилизации доходов бюджета, так и в плане расходования бюджетных средств.

Отказ государства от использования бюджетной политики в качестве главного инструмента макроэкономического регулирования и стабилизации конъюнктуры выдвинул на передний план новые концепции организации бюджетного процесса. Все чаще ставится вопрос о необходимости внедрения в него определенных бюджетных «правил». Речь идет о таких правилах или нормах, которые являются или могли бы стать критериями здоровой и эффективной бюджетной политики, а также качественного финансового контроля. Необходимость принятия таких правил или норм, по мнению многих экономистов и политиков, обусловлена тем, что государственные финансы большинства развитых и развивающихся стран, особенно стран с формирующейся рыночной экономикой, в течение многих лет отличаются превышением расходов над доходами. Отсюда бюджетные дефициты, рост государственной задолженности, увеличение расходов на обслуживание государственного долга, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на темпах экономического роста и стабильности денежных систем.

В последние годы под влиянием этих обстоятельств некоторые страны, как развитые, так и развивающиеся, уже ввели отдельные нормы и правила, налагающие жесткие ограничения на бюджетную политику в целях достижения макроэкономической стабильности, укрепления финансовой надежности государства и доверия к экономической политике правительства развития системы государственного финансового контроля.

Одним из главных условий эффективности бюджетной политики является прозрачность всего бюджетного процесса, основанная на открытости, правдивости и точности используемой информации, обеспечиваемых и подтверждаемых органами государственного контроля всех уровней бюджетной системы. Только в этом случае правила будут способствовать финансовой дисциплине и порядку. В противном случае могут возникнуть нарушения и отклонения, которые будут вызывать эрозию самих правил.

Однако, хотя использование бюджетной политики для потребностей макроэкономического регулирования и отошло на второй план, оно вовсе не утратило своего значения. В период рецессии или кризиса такое регулирование выступает серьезным подспорьем денежно-кредитной политики, что вновь заставляет вспомнить кейнсианство. Об этом говорит реальная практика, когда США и европейские страны после долгого периода роста в 2001 г. вступили в фазу резкого замедления.

Управление государственным долгом.

В условиях глобализации особое значение в макроэкономической политике приобретает управление государственным долгом. Неслучайно, что в Маастрихтских соглашениях условием вступления в ЕС является не только не превышение определенного уровня бюджетного дефицита (3% ВВП), но и определенной нормы государственной задолженности (не выше 60% ВВП). Ведь процентные платежи наряду с социальными расходами были наиболее динамичной статьей, стимулировавшей рост бюджетных расходов.

Немаловажное значение имеет также структура государственной задолженности. Западные страны стремятся уменьшить долю краткосрочных долгов, повысив долю долгосрочных, что способствует сокращению бюджетных расходов на их обслуживание. Следует также отметить, что в некоторых странах существует ряд жестких правил, регулирующих условия внешних заимствований, в частности новые займы не должны превышать суммы подлежащих погашению ежегодно долгов, а использование займов допускается только в инвестиционных целях. В 1999 г. бюджетный дефицит в странах Европейской валютной зоны составил в целом 1,6%, а уровень государственного долга – 72,9% ВВП. При этом данная область финансовых отношений с особой тщательностью подвергается государственному финансовому контролю на предмет нарушений и злоупотреблений.

Эффективность государственного управления в условиях глобализации в немалой степени определяется эффективностью финансового контроля, осуществляемого как на национальном, так и на международном уровне.

11.2. Государственное управление дополняет рыночное саморегулирование

Какова сейчас роль государства в социально-экономической жизни? Определимся: под государством мы понимаем объединенный общими целями и национальными интересами политический союз граждан (как это определял И. Ильин).

Современный мир является свидетелем того, что экономическое процветание государств в значительной мере определяется системой правления. Объяснение причин и мотивов успешного роста или многолетней стагнации следует искать, прежде всего, в основах экономической политики, государственных и общественных институтах соответствующих стран. Практика опровергает представление о том, что разница в уровнях доходов и благосостояния в тех или иных странах непосредственно определяется культурным, интеллектуальным, профессиональным и физическим капиталом наций. Наличие богатых природных ресурсов не является непременным условием процветания страны, а государства с самым высоким уровнем дохода на человека располагают, как правило, малыми природными ресурсами. Не является причиной бедности страны и нехватка земли (в Аргентине на квадратный километр приходится 11 человек, в Германии – 246, а в Гонконге – 5000). Нет прямой связи между уровнем благосостояния страны и уровнем образования населения - многие страны оказываются не в состоянии решить проблему занятости лиц с высшим образованием.

Мировая практика свидетельствует о том, что экономическое благополучие народов определяется эффективностью государственного управления, стабильностью законодательства и конкретной политической стратегией руководства страны.

«Невидимая рука рынка» не в состоянии обеспечить стабильное развитие национальной экономики. Она нуждается в корректировке и дополнении «видимой рукой» – государственным регулированием. Рыночная эффективность и социальная справедливость чаще всего не гармонируют друг с другом, что требует включения в экономическую систему механизмов перераспределения создаваемого дохода и накопленного богатства в интересах решения социальных и общенациональных проблем, преодоления нарушений в процессе воспроизводства, создания инфраструктуры национальной экономики и обеспечения ее целостности.

Суть государственного регулирования экономики содержится в известной формуле Рузвельта: «Я имею в виду не всеобъемлющее регламентирование и планирование экономической жизни, а необходимость властного вмешательства государства в экономическую жизнь во имя истинной общности интересов не только различных регионов и групп населения, но и между различными отраслями ее народного хозяйства».

Государственный сектор экономики является необходимым дополнением к рыночному механизму. Причиной создания и функционирования этого сектора является принципиальная неспособность рыночного хозяйства в определенных обстоятельствах решать задачи:

    развития инфраструктуры,

    реконструкции и модернизации ряда отраслей наукоемкого производственного комплекса,

    обеспечения народного хозяйства дешевыми энергоресурсами и сырьем,

    масштабного финансирования общегосударственной организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Создание и функционирование экономических структур государственного сектора чаще всего основывается на принципах, нередко отличающихся от принципов деятельности частных компаний, так как направляется на решение общенациональных задач и обеспечение эффективности государственного регулирования экономики в целом. Монопольная прибыль, а нередко и просто прибыль, не является первостепенной целью создания и использования государственной собственности в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, в сфере научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, охраны окружающей среды.

Государственный сектор экономики играет роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экономики, компенсирует слабость национального капитала, ограждая развивающиеся отрасли, жизненно важные отрасли и отдельные регионы от их захвата иностранным капиталом. Он дополняет частное хозяйство в обстоятельствах недостаточной мотивации для частного капитала, выступает инструментом перераспределения национального продукта в решении общественно необходимых задач. Громадное значение имеет государственный сектор в проведении НИОКР в США и других индустриально развитых странах в развитии университетской науки и переподготовке кадров, обеспечивая бюджетное финансирование исследований и разработок с последующей поставкой их результатов во все сферы экономики.

11.3. Причины кризиса государственного управления

Рассматривая причины системного кризиса в экономике России, авторы на первом этапе оставили в стороне причины, определяющие кризис государственного управления. Однако как предшествующие перестройке 70 лет функционирования директивного управления экономикой, так и настоящее его функционирование в условиях рыночных отношений позволяют констатировать, что в России как ранее, так и сейчас (правда, с учетом специфики рынка) влияние государства на все стороны воспроизводства общественной жизни очень существенно. В настоящее время можно констатировать кризис государственного управления, причины которого лежат в отсутствии реального механизма государственной деятельности. Используя критерии этого управления можно было бы ориентировать российскую экономику на достижение целей, необходимых для вхождения России в процессе глобализации в качестве полноправного партнера в сферу внешнеэкономического сотрудничества в рамках мирового экономического порядка.

Касаясь ретроспективы развития российской экономики, следует отметить, что переход к рынку, конечно, изменил функции государственного управления, в то же время ослабив их сами по себе.

В годы переходного периода усилилась безответственность органов государственной власти за результативность, компетентность и эффективность принимаемых решений. В настоящее время государственное управление в России, особенно в ее регионах, в большинстве своем малоэффективно и продолжает сохранять практически все недостатки, которые отметил еще в 2001 году Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию.

Президент России, отметив эту неэффективность, указал, что существующая система работы и законодательных, и исполнительных органов власти по-прежнему продолжает защищать права последней на получение «статусной ренты» и тормозит любые преобразования, посягающие на ее «привилегии».

Возможно, именно этим можно объяснить то, что существующая система государственного управления тормозит проведение любой реформы государственного финансового контроля, которая могла бы ограничить ее «привилегии». До сих пор в стране не принята единая концепция развития государственного контроля прежде всего из-за того, что органы, управляющие финансовыми и материальными ресурсами государства не желают допустить контроля и проверки эффективности своей деятельности. В их глазах «кардинальная реформа» государственного финансового контроля – это просто экстенсивный рост органов внутреннего финансового контроля, которые, априори, не могут контролировать качество работы создавших их структур. По этой же причине ими неоднократно делаются попытки ограничить деятельность органов внешнего финансового контроля лишь одной функцией – контролем за исполнением бюджета. С этой же целью, чтобы исключить попытки проконтролировать качество работы чиновников – распорядителей государственных средств изобретаются многочисленные причины (бюджетный федерализм, налоговая тайна и т.д.), в силу которых управление государственными средствами не может быть сделано «прозрачным».

Отсутствие реальной ответственности высших государственных чиновников перед обществом, внешнего контроля за их деятельностью позволяет сохранить существующий порядок, при котором государственному чиновнику важнее успешно отчитаться перед руководством, чем принести реальную пользу государству и обществу. В таких условиях чиновников высокого ранга больше беспокоят проблемы сохранения своих руководящих постов и связанных с ними «привилегий», чем заботы об обеспечении высокого качества управления. Часто словами о своей особой заботе о качестве управления государственными средствами они прикрывают свою некомпетентность и использование служебного положения в личного целях, в частности для создания плацдармов возможного «отступления» в высокоприбыльный частный бизнес или для обеспечения безбедной жизни для себя и своих родственников в странах, в которых государство больше заботится о своих гражданах.

В стране, особенно в отдельных регионах, отмечается нехватка компетентных и дисциплинированных чиновников. Часто кандидатов на государственную службу оценивают не столько по их образованию или деловым качествам, сколько по степени личной полезности руководству. Этим можно объяснить, например, те факты, что в настоящее время у 30% государственных служащих базовое образование не соответствует занимаемой ими должности, а в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации таких сотрудников больше половины. Продолжает оказывать негативное влияние на квалификацию кадров органов государственного управления начавшееся в постсоветский период падение социального статуса государственных служащих.

Престиж госслужбы подрывает и низкая по сравнению с доходами коммерсантов и бизнесменов заработная плата государственных служащих среднего и низшего звена. Все это лишает российских государственных служащих как материальной, так и моральной мотивации к высококачественному труду, сказывается на их стремлении повышать свою квалификацию, чтобы более качественно выполнять свои должностные обязанности. По этой же причине трудно ожидать притока в органы государственного управления высококвалифицированных специалистов.

Наконец, причиной кризиса, замедления всех экономических и социальных процессов могут стать недостатки в формировании гражданского общества. В развитых странах (да и не только в них) по меньшей мере 90% усилий народа в сфере экономики, оптимизации социальных отношений, развития культуры приходятся на долю т.н. «третьего сектора», составляющего основу гражданского общества. Именно он, а не государство и капитал инициируют большую часть прогрессивных преобразований во всех сферах жизнедеятельности социума. У нас же пока главным локомотивом таких преобразований выступает государство. Капитал работает большей частью на себя, а народ, объединенный «третьим сектором», «безмолвствует». А ведь даже в условиях этатистского строя, господствовавшего в СССР, именно народная, то есть гражданская инициатива была решающим фактором общественного развития. При Президенте В.В.Путине эта инициатива начинает возрождаться, в том числе и усилиями государства, но делается еще ничтожно мало.

ВДокумент

Культура, искусство и образование в России в условиях глобализации» . В рамках конференции предполагается проведение лекций... - глобализация и ее влияние на развитие культуры, искусства и образования; - роль культуры и искусства в условиях глобализации ; ...



С.П. Болотов

В статье рассматриваются факторы совершенствования менеджмента. Уделено внимание концепции планомерного роста конкурентоспособности и концепции «центральной компетенции организации». Приведены основные пути практического повышения способностей организации. Описаны основные виды организационных способностей: абсорбционные способности, многофункциональные способности, трансформационные способности. Исходя из анализа сущности способностей автор делает вывод о возможном измерителе.

Рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке. По мнению автора, требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

В условиях конкуренции Российские предприятия работают уже более 10 лет. Конечно в каждой отрасли свои условия конкуренции, где-то слабее, где-то сильнее, но средний уровень конкуренции все-таки ниже, чем в развитых странах запада. Российские менеджеры работают пока в не очень сложных конкурентных условиях. Сложность их работы заключается в неустойчивости деловой среды, в изменчивости законодательства, в неумелом администрировании, в неполном исполнении обязанностей многими участниками рынка, включая государство, как орган регулирования рыночной деятельности.

Чтобы ускорить поступательное развитие Российской экономики, следует постепенно менять деловую среду Российских предприятий. Она обычно меняется под воздействием двух групп факторов: совершенствованиезаконодательства в сфере экономики, включая нормативные правительственные акты и совершенствование менеджмента в российских предприятиях. В данной работе рассмотрим факторы совершенствования менеджмента.

Еще одним важным фактором, влияющим на Российскую деловую среду можно назвать глобализацию экономических процессов. Влияние зарубежных стран, их законодательства и их компаний на российскую экономику безусловно имеет место и будет в дальнейшем усиливаться.

Поскольку конкуренция усиливается, в том числе со стороны зарубежных компаний, то Российские менеджеры должны строить свою конкурентную борьбу на таком же уровне, как и их соперники. Иначе российские компании не выдержат напора современных методов и средств конкуренции со стороны зарубежных компаний, отстанут от них и создадут им условия для завоевания Российского рынка.

В последнее десятилетие теория менеджмента обогатилась разработкой глубинных процессов развития конкурентных преимуществ компаний. Если раньше только строились отдельные гипотезы о влиянии менеджмента на экономические результаты компаний, то сейчас имеется концепцияпланомерного роста конкурентоспособности.

Основой новой теории являются способности организации или организационные способности. Они необходимы для трансформации бизнеса, т.е. для перестройки всей системы производства с целью приобретения конкурентных преимуществ над другими компаниями. Способности рассматриваются как свойство организации, заключающееся в эффективном использовании своих ресурсов. Правда эффективность рассматривается как получение новых рыночных результатов за счет рационального применения как внутренних, так и внешних ресурсов.

Поскольку рыночное окружение меняется, то чтобы успешно работать организации надо создать другой набор способностей. Способности означают получение данной организацией продукта, с помощью которого можно расширить продажи и потеснить конкурентов. Для создания нового набора способностей необходимо расширение «репертуара» поведения организации. В свою очередь поведение организации складывается из новых действий менеджеров, таких, которые раньше они не могли выполнять. Ниже будет раскрыт механизм формирования новых способностей организации.

Проблема развития организационных способностей возникает тогда, когда использование старых способностей не позволяет организации видеть перспективы в новых рыночных условиях. Использование в этом случае прошлых способностей в новых условиях может навредить компании.

Способности частью заложены в организации при ее создании, но могут также приобретаться извне. Приобретение способностей очень сложный процесс, включающий приобретение знаний, получение опыта,формирование основных компетенций, расширение «репертуара», развитие стратегического видения и стратегическую трансформацию.

Еще в 1990 году американские ученые Прахалад и Хамел обосновали новую для того времени концепцию «центральной компетенции организации». Центральная компетенциярассматривается как опыт умелого соединения ресурсов и способностей организации для достижения реального результата. Центральная компетенция – это управленческий стратегический потенциал в виде опыта реализации какого-либо проекта, приведший организацию к получениюхорошего рыночного результата.

Когда предприятие организует выпуск хорошей продукции и она дает рыночный успех, то этот опыт умелого применения всех ресурсов в динамике является по сути компетенцией генерального менеджмента , которая включает разработку стратегического плана, привлечение необходимых ресурсов, умелое объединение их и организацию всей деятельности с высокой эффективностью. Слабая центральная компетенция не дает возможности развивать способности организации.

Компетенции являются важным условием для развития способностей организации. Способности – это внутреннее свойство организации, определяемое результатами ее деятельности. А результаты деятельности зависят от компетенции, т.е. от знаний, умений и навыков работников организации. Однако существует иерархия управления, согласно которойвысшие определяют необходимую компетенцию низших. Следовательно, компетенцияработников во многом определяется высшими менеджерами и частично объективными условиями.Высшиеменеджеры имеют возможность преодолеть за несколько лет неблагоприятные условия и в идеале компетенция организации на 100% зависят от высшего менеджмента.

Имеются несколько основных путей практического повышения способностей организации (см. работу по ссылке 1):

1.Открытие новых каналов информации;

2.Пересмотр новых рыночных реальностей;

3.Процессы сбора, своевременной обработки и обмена информацией;

4.Использование форм и методов взаимодействия персонала.

Компетенция, лежащая в основе способностей может прирастать только двумя способами: научными исследованиями или приобретением знаний, опыта и навыков. Чаще всего предприятия не занимаются собственными научными исследованиями. Даже те крупные компании – мировые лидеры, которые ведут научные исследования, многие знанияпокупают извне, так как невозможно исследования проводить во всех необходимых направлениях. Есть специализированные научные организации, которых трудно обогнать. Легче приобретать специализированные знания.

Другое дело умения и навыки. На основе приобретенных знаний можно произвести собственные опыты и эксперименты, которые и дают умения и навыки. Но есть специализированные обучающие организации, которые наряду со знаниями дают навыки через умения. Однако обучающие организации могут дать только основные, стандартные навыки и умения. А на предприятии всегда имеются собственные особенности, которые чаще заключаютсяв наборе ресурсов и компетенций.

Это обуславливает необходимость обладания высшей стратегической компетенцией, которая большей частью формируется в результате творческого осмысления действительности и нахождения творческих управленческих решений. Сущностная основа такого рода компетенции – это стратегическое видение того, как может компания умело применить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для последовательного превращения их в значительные рыночные результаты.

В пользу такого вывода говорит тот факт, что имитация (абсорбция) новой технологии предприятием не всегда ведет к новым способностям, т.к. организационные способности формируются через специфические ресурсы и условия, такие как управленческий потенциал, стратегическое видение рынка, конкурентные преимущества и т.д.

Способности у предприятий всегда эволюционируют. Они могут размываться, или развиваться неадекватно рыночным условиям. В результате можно наблюдать отставание предприятия от рыночных условий. Это происходит тогда, когда генеральный менеджмент имеет недостаточную компетенцию и не может эффективно управлять стратегическим развитием организации.

Различают следующие основные виды организационных способностей:

1.Абсорбционные способности, которые всегда присутствуют в той или иной форме. Бывают скрытые способности, когда отдельные работники сами приобретают знания и умения, но их не включают в систему развития компетенции для достижения новой способности.Для развития организационных способностей недостаточно наличие пусть даже высокого уровня (как система) абсорбционных способностей. Нужны еще другие способности.

2.Многофункциональные способности (стратегическое видение и планирование). Способности анализа рынка, оценки позиции конкурентов и проведения управленческого обследования ведут к разработке стратегии, которая охватывает все стороны и аспекты деятельности предприятия. Поэтому такие способности были названы многофункциональными. Сама способность разработки стратегии не дает гарантии получения реального конкурентного преимущества. Планы могут быть не реализованы.

3.Трансформационные способности, которые включают работников с определенными компетенциями в общую деятельность. Если система новой деятельности продумана и имеются работники всех необходимых компетенций, то последовательное включение этих работников с их новым «репертуаром» в систему бизнес-процессов преобразует организацию. И эти преобразования запускают процесс изготовления новой продукции и другие новые процессы, которые в совокупности создадут рост продаж, рост прибылии увеличение доли рынка.

Развитие способностей организации заключается не только в обучении работников, повышении их уровня компетенции. Крайне необходим коллективный опыт совместной деятельности по внедрению нововведения. С этой целью необходимо приобрести опыт в эксперименте по изменению «репертуара» путем реконфигурации и рекомбинации ресурсов и рутин (под рутинами понимаются стандартизованные действия работников) . Такой эксперимент поможет увеличить способности компании к освоению нового знания и к трансформации организации.

Другим условием развития способностей является экспертиза. Наивысший уровень компетенции, как было давно доказано, имеется у экспертов. Экспертами являются специалисты узкого профиля, проработавшие по этой специальности более 10 лет, имеющие научные публикации и практический опыт решения проблем по специальности. Эксперты обладают не только большими знаниями и опытом, но и творческими способностями. Им легче найти нестандартное решение по их профилю. А как мы помним, способности организации – это не только выработка новой продукции, но и получение рыночных результатов. Поскольку рыночные условия меняются, то организация должна быть способна вырабатывать новые решения для достижения успеха всякий раз за многие годы. Следовательно, вырабатывать новые нетрадиционные решения могут только эксперты, как специалисты высшей компетенции.

Если экспертыинтегрированы в компанию, тогда достигается преимущество в способностях. Чтобы интегрировать экспертов, необходимо создать систему распространения, интеграции и трансформации знаний. Эта система делает организацию менее зависимой от экспертов, поскольку они находятся вне организации, но связаны с ней информационными каналами и договорами. Это будет система импортирования экспертных знаний.

При создании механизма развития организационных способностей важно иметь методику оценки уровня способностей. Она должна показывать, насколько развиты способности у организации. Для этого нужно иметь шкалу и показатели для сравнивания. Поскольку проблема оценки способностей новая, то пока никаких методик оценки еще не выработано. Можно только предложить подход к оценке организационных способностей.

Исходя из анализа сущности способностей можно сделать вывод о возможном измерителе. Таким инструментомможет служить вопрос: в какой мере учтены организацией рыночные реальности? Дело в том, что если способности организации слабые, то в своей деятельности она плохо учитывает рыночные реальности. А если она полностью учитывает рыночные реальности, то должны быть получены максимальные рыночные результаты. Следовательно, способности соответствуют мере учета рыночных результатов.

Другим направлением оценки является оценка компетенции. Компетенция в организации, как правило, представлена многообразная. Поэтому оценку надо проводить по направлениям деятельности и по должностям. Например, стратегическая компетенция соответствует высшим менеджерам. Она охватывает понимание стратегических проблем в общем и проблем реальных в организации в частности. Компетенция может быть разделена по уровням на знания, умения и навыки. Компетенция высшего уровня должна включать навык творческого решения стратегических проблем.

В данной работе кратко рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке.

Требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

Практические менеджеры в РФ к сожалению имеют недостаточную профессиональную подготовку. По нашим оценкам, только около 20 % менеджеров имеют дипломы высшего образования по менеджменту. Еще около 20 % имеют сертификаты курсов по менеджменту. Таким образом, при решении вопросов стратегического развития организации в условиях международной конкуренцииотечественные менеджеры заметно уступают иностранным в профессиональной подготовке.

Обучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20 % потребности.

Россия отстает от развитых стран и по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное. Многое студентам дается из книг и сугубо теоретического материала, тогда как на работе выпускникам приходится решать практические проблемы. Недостаток практических навыков и нехватка современных зарубежных материалов объясняется трудностями всей системы образования в РФ. Профессора, доценты и преподаватели мало участвуют в управленческих исследованиях, в которых осваивается практика Российских предприятий. Существует также проблема нехватки учебников, специальных журналов и книг по менеджменту. Сейчас в России издательский бум. Переводят на русский язык самые современные книги по менеджменту, но они не попадают в библиотеки и к студентам, по причине нехватки финансовых ресурсов.

Проблемы развития менеджмента в РФ при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

Bhatt G. D. A resource-based perspective of developing organizational capabilities for business transformation// Knowledge and process management. 2000., V. 7., N. 2, pp. 119-129

Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation// Harvard Business review. 1990, V. 68, No. 3, pp. 79-91

 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS