Реклама

Главная - Франшизы
Создание электронных библиотек. Информационная безопасность электронной библиотеки Институт этнологии и антропологии

В основе государственной и муниципальной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности населения к информации и культурным ценностям, которые накапливают и предоставляют населению библиотеки. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек одной из главных задач развития библиотек считает работу по преодолению «цифрового разрыва», который существует в обществе. Документ утверждает – «библиотеки должны стать электронным окном в информационный мир» для всех своих пользователей. В связи с этим информатизация библиотек предоставляет возможности для полноценной реализации права человека на информацию, внедрение информационных технологий рассматривается как одна из форм развития библиотечной деятельности, направленной на поддержку образовательной, культурной, информационной сфер жизни общества.

Одной из актуальных задач дальнейшего информационного развития библиотек и их включения в жизнь местного сообщества является реализация социально значимых проектов. В настоящее время библиотеки способны активно включиться в работу по формированию новой системы взаимоотношений граждан и органов власти – взаимодействию в электронной среде.

Использование в информационно-библиотечном обслуживании новых информационных технологий позволит населению города, в первую очередь социально незащищенным и малообеспеченным гражданам, не имеющим доступа к современным средствам коммуникации (отсутствие компьютера, Интернет-связи), воспользоваться современными услугами, предоставляемыми государственными и муниципальными структурами в электронном режиме. Особенно актуальной становится и проблема широкого просвещения населения в вопросах функционирования «Электронного правительства», навыков использования порталов государственных и муниципальных услуг, необходимости включения каждого в систему «Электронный гражданин».

В настоящий период в г. Ставрополе действует муниципальная Централизованная библиотечная система (МБУ СЦБС), сформированная в соответствии с потребностями населения и учетом местных условий и включающая 17 структурных подразделений. Услугами библиотек пользуются около 75 тыс. горожан. Универсальный фонд насчитывает более 760 тыс. единиц хранения, включая печатные издания, аудио- и видеоматериалы, компакт-диски. В современных условиях традиционные виды носителей информации (печатные) активно дополняются новыми – электронными документами. Все библиотеки МБУ СЦБС с 2012 г. пользуются ресурсами полнотекстовых электронных баз данных НЭБ-ридер и ЛитРес. Доступ к этим ресурсам возможен для пользователей библиотек только с использованием современных средств телекоммуникаций.

В центральной библиотеке на базе Публичного центра правовой информации предоставляется доступ к справочно-правовой системе «Консультант Плюс», другим правовым базам данных. В библиотеках-филиалах накоплен большой массив социально значимой информации по вопросам образования, здравоохранения, культурного развития и взаимодействия. В своей работе библиотеки активно сотрудничают с государственными, муниципальными, общественными организациями. Действующие в библиотеках клубы объединяют более 500 человек, среди которых дети и молодежь, пенсионеры и люди с ограниченными возможностями.

Реализованная в 2010-2011 гг. городская программа информатизации библиотек позволила значительно расширить возможности предоставления доступа населения к электронным информационным ресурсам. Компьютерный парк МБУ СЦБС составляют 102 машины, 25 из которых используются для самостоятельной работы пользователей библиотек. Все структурные подразделения имеют доступ в Интернет. Современную техническую базу библиотек дополняет копировальная техника и специализированное программное обеспечение.

Компьютеризация муниципальных библиотек имеет, как свои достижения, так и проблемы. Достижения МБУ СЦБС в области внедрения и освоения компьютерных технологий:

– Компьютеризированы все структурные подразделения МБУ СЦБС; в библиотеках-филиалах организовано не менее одного компьютерного рабочего места для пользователей;

– В 2008 году создан и успешно функционирует сайт МУ СЦБС , предлагающий удаленным пользователям информацию о ресурсах и услугах библиотек, собственные БД и документы;

– Ведется активное пополнение электронного каталога (на базе АИБС «Моя библиотека», Liber-Media), доступ к электронному каталогу осуществляется на сайте СЦБС;

– Автоматизация библиотечных процессов позволяет предоставлять спектр услуг в электронной форме:

Информировать о ресурсах и услугах библиотек на сайте (электронный каталог, виртуальные - выставки, актуальные обзоры и пр.),

Создавать собственные электронные продукты,

Вести оперативное индивидуальное и групповое информирование по электронной почте,

Консультировать пользователей по вопросам поиска информации в Интернет и др.;

– Демонстрационное оборудование (проекторы, большие телевизионные панели) позволяет вести широкую информационную и просветительскую работу по различным направлениям с широким применением электронных технологий.

Дальнейшее развитие современных форм работы с различными категориями населения на основе расширения новых видов услуг и использования электронных сервисов библиотек МБУ СЦБС возможно при решении ряда проблем:

– Для развития инфраструктуры доступа населения к электронным ресурсам необходима продуманная маркетинговая политика деятельности библиотеки, увеличение количества компьютерного оборудования, предоставляемого для самостоятельной работы пользователей, формирование комфортной библиотечной среды;

– Осуществление полноценного доступа к электронным ресурсам ограничивается низкой скоростью Интернет-трафика и отсутствием финансирования его оплаты;

– Расширение видов услуг, предоставляемых в электронной среде, делает необходимым повышение информационной и компьютерной грамотности библиотечных специалистов и пользователей библиотек.

Реализация предлагаемой программы позволит, как расширить возможности горожан в получении качественных информационно-библиотечных услуг, так и сформировать систему действенной помощи социально незащищенным слоям населения в доступе к информации и услугам, предоставляемых в электронном режиме.

Исходя из этого, приоритетными направлениями финансирования программы информационного развития библиотек города являются:

– организация компьютеризированных рабочих мест пользователей, включая приобретение дополнительного компьютерного оборудования, мебели и оплату подключений к Интернет;

– формирование полнотекстовых баз данных, ядром которых должны стать оцифрованные документы краеведческого, библиографического и методического характера;

– проведение мероприятий обучающего и консультативного характера для различных категорий населения в целях развития информационной грамотности;

– организация системы мероприятий по обобщению опыта взаимодействия органов власти и библиотек в области использования новых электронных сервисов и реализации просветительских проектов для населения.

Практическое решение обозначенных проблем возможно при условии приоритетного и реального финансирования и дальнейшего внедрения электронных технологий. Программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы позволит муниципальным библиотекам стать современными информационными центрами, способствующими развитию, как отдельной личности, так и социума в целом.

2. Основные цели, задачи

Целью данной Программы является расширение возможностей доступа населения к библиотечно-информационным услугам, предоставляемым в электронной форме.

– Включение библиотек МБУ СЦБС в процесс формирования муниципальной информационной системы по предоставлению населению услуг в электронной форме;

– Расширение спектра информационно-библиотечных услуг, оказываемых МБУ СЦБС с использованием новых информационных технологий, повышение качества услуг, комфортности информационного сервиса;

– Реализация проектов, направленных на повышение уровня информационной культуры жителей города, в первую очередь, социально незащищенных слоев населения, просвещение населения по вопросам взаимодействия в электронной среде.

3. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2013-2015 годы.

4. Система программных мероприятий

4.1. Организация общественного доступа населения к информации и услугам, предоставляемым в электронном виде.

Основные программные мероприятия:

– Расширение функций деятельности ПЦПИ в сфере накопления и предоставления правовой и социально значимой информации;

– Создание на базе библиотек-филиалов точек общественного доступа, увеличение рабочих мест пользователей для комфортного использования электронных ресурсов,

– подключение всех точек общественного доступа к услугам быстрой безлимитной Интернет-связи;

– установка на базе городских библиотек-филиалов информационных киосков, обеспечивающих прямой доступ населения к городским порталам, прежде всего социальной, образовательной и культурной направленности, городским информационным ресурсам, создаваемым в рамках программы «Электронное правительство»;

– оснащение библиотек специальной мебелью, выставочными стеллажами.

Реализация данных программных мероприятий позволит укрепить информационный и социальный статус библиотек, расширить возможности доступа населения к новым видам муниципальных услуг.

4.2. Расширение спектра информационно-библиотечных услуг.

– накопление социально значимой информации (по вопросам экологии, здравоохранения, образования, защиты прав потребителей и пр.) и организация доступа к ней путем создания электронных баз данных;

– организация предоставления доступа к полнотекстовым электронным базам данных и подписка на электронные версии наиболее популярных периодических изданий;

– организацию доступа населения к информации о ресурсах библиотек посредством электронного каталога (пополнение электронного каталога новыми записями, совершенствование организации и поисковых возможностей АИБС «Моя библиотека», организация доступа к электронному каталогу через сайт СЦБС);

– организацию интегрированного поиска по электронным каталогам российских библиотек, архивов, музеев и других учреждений, создание и поддержание удаленного доступа к официальным сайтам Президента Российской Федерации, Губернатора Ставропольского края и Главы г. Ставрополя, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных структур гражданского общества;

– размещение информационного баннера МБУ СЦБС на сайтах культурных и образовательных учреждений города;

Комплекс программных мероприятий позволит усилить информационную базу библиотек и расширить возможность предоставления доступа населения к электронным ресурсам.

4.3. Реализация проектов, направленных на просвещение населения и повышение информационной грамотности.

Основные программные мероприятия предусматривают:

– предоставление консультационной поддержки пользователям по работе с информационными ресурсами и программными средствами;

– организацию Школы информационного комфорта, ориентированной на различный уровень владения пользователями компьютерными, информационными и телекоммуникационными технологиями:

Образовательный комплекс для лиц пожилого возраста, малообеспеченных слоев населения «Электронный поворот»;

Образовательный комплекс для молодежи «Гражданин в пространстве Интернет»;

Образовательный комплекс для детей и родителей «Безопасный Интернет»;

– укомплектование библиотек-филиалов демонстрационным оборудованием для проведения консультационных и образовательных мероприятий;

– организацию «круглых столов», консультаций и деловых встреч с представителями органов власти по вопросам использования порталов муниципальной информации и регистрации «электронного гражданина».

Реализация данных программных мероприятий окажет активное содействие формированию информационных потребностей жителей города и удовлетворению этих потребностей посредством современных компьютерных технологий.

4.4. Организационная деятельность:

Основные программные мероприятия предусматривают:

– проведение консультационных и обучающих мероприятий для сотрудников библиотек по вопросам оказания новых информационных услуг с использованием телекоммуникационных технологий;

– заключение договорных соглашений о взаимодействии библиотек и структур органов власти, ответственных за работу портала муниципальной информации;

7. Оценка эффективности реализации Программы.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать позитивным изменениям в библиотечно-информационном обслуживании населения города Ставрополя и обеспечит:

– утверждение муниципальных библиотек как социально ориентированных информационных центров, составляющих основу культурной и информационной жизни города;

– развитие современных форм работы с различными категориями населения на основе расширения видов услуг;

– привлечение новых пользователей в библиотеки города;

увеличение количества горожан, обращающихся за информацией, в том числе муниципальной, предоставляемой в электронном виде.

Успешная реализация данной программы позволит МБУ СЦБС стать площадкой передового опыта в вопросах организации работы общественных точек доступа населения к информации и услугам, предоставляемым в электронном виде, поднять свой статус в библиотечном и местном сообществе.

Предлагаемые целевые индикаторы:

1. Увеличение автоматизированных рабочих мест для пользователей библиотек.

2. Формирование современного внешнего и внутреннего облика библиотек, увеличение популярности библиотечных услуг у населения.

3. Увеличение числа услуг, оказываемых с применением электронных технологий.

4. Создание собственных баз данных (библиографических, полнотекстовых), формирование собственных электронных коллекций.

5. Увеличение количества пользователей библиотек, имеющих навыки использования ИКТ в повседневной деятельности.

В этой статье вы узнаете, как я решил все эти вопросы и организовал личную электронную библиотеку с помощью онлайнового сервиса Springpad. Забегая вперед, скажу, что полученный результат меня полностью удовлетворил, поэтому мне показалось, что этот опыт вполне достоин вашего внимания.

Прежде всего, хочу перечислить список задач, которые мне хотелось решить с помощью данного сервиса. Уверен, что большинство из них знакомы любому книголюбу.

Как видите, список не маленький, но для всех его пунктов в Springpad нашлись нужные функции. Напомню, что Springpad — это сервис для хранения ваших заметок, ссылок, картинок и других материалов, который можно . Вся информация в нем может быть организована в виде отдельных блокнотов. Блокноты бывают обычные и специальные, предназначенные для хранения только определенного рода информации. В качестве одного из таких специальных блокнотов разработчики предлагают нам отдельный каталог для хранения своей книжной коллекции. Посмотрим, как его можно использовать в наших целях.

Добавление книг

Добавлять книги в Springpad можно несколькими способами. Есть веб-интерфейс, специальные расширения-клипперы для браузеров, мобильные приложения для Android и iOS. Таким образом, где бы вы ни нашли упоминание о интересующем вас издании — на веб-странице, в письме, форуме или чате — его тут же можно отправить в свой список чтения. Окно добавления выглядит следующим образом.

Если вы вводите название на английском, то сервис сам поищет для вас соответствующую информацию и аккуратно заполнит все поля, включая обложку, жанр, автора и даже короткое описание. Для русскоязычных изданий придется сделать все это вручную, что, однако, совсем не трудно. В результате ваш список чтения приобретает такой аппетитный вид, как на иллюстрации в начале этого поста, или же, если предпочитаете, то более скромный, в виде списка.

Загрузка файлов

Чтобы не терять время в поисках загруженных, купленных, взятых почитать когда-то книг среди архивов по всему жесткому диску, их лучше всего хранить в одном месте. Электронная библиотека на основе сервиса Springpad подходит для этого просто замечательно, потому что позволяет загружать неограниченное количество файлов, размер которых не превышает 25 Мб, что более чем достаточно для текстов.

Для добавления файлов открываем меню редактирования книги и выбираем пункт Add Link or File . После загрузки файла он появится внизу под изображением обложки. Теперь все ваши архивы будут в полном порядке и готовы к загрузке на любое устройство, которое вы предпочитаете использовать для чтения.

После прочтения

Лично мне, наверняка как и многим книгоманам, не хочется так сразу расставаться с понравившимися книгами. К тому же иногда приходится обращаться к материалу повторно, чтобы уточнить какие-либо нюансы. Поэтому необходимо, чтобы прочитанные книги перемещались на особую полку, где никому бы не мешали, но были всегда под рукой. И в Springpad это очень хорошо предусмотрено.

Просто передвигаем переключатель, который имеется на карточке каждого издания, в положение Read, и книжка отправляется на полку прочитанного. Одновременно появляется небольшое окошко с предложением написать свой отзыв-комментарий о содержании. Тут же вы можете оценить книгу по пятибалльной системе. Те книги, которые получат от вас оценку в четыре и пять баллов, отправятся на особую полку избранного.

Совместное использование

Разумеется, предложенный мной подход, несмотря на все его достоинства, не лишен и недостатков. Springpad ни в коем случае не подойдет тем людям, которые скачивают и хранят на своих жестких дисках гигабайты текстов. Предложенный мной подход подразумевает ручное добавление книг, самостоятельный поиск обложек, написание комментариев о впечатлениях от прочитанного. Одним словом, этот способ больше подойдет тем, кто действительно читает, а не собирает многотомные архивы, которые, увы, так никогда и не будут открыты.

Р оль библиотеки в современном мире меняется. От классической функции «книгохранилища» библиотеки двигаются к модели публичного информационного центра. Новые задачи требуют новой инфраструктуры и иного интерфейса взаимодействия с читателями. Значительная часть вопросов организации сервисов может быть решена с по мощью внедрения современных информационных технологий.

Решения, которые можно объединить под названием «полнотекстовая электронная библиотека», призваны упростить доступ к информации, в том числе для удалённых читателей, и обеспечить сохранность библиотечных фондов.

Создание полнотекстовой электронной библиотеки требует комплексного подхода. Внедряемое решение должно как минимум обеспечивать решение следующих задач:

  • оцифровка печатных изданий;
  • распознавание электронных ресурсов;
  • атрибутирование электронных ресурсов;
  • организация хранения информации;
  • обеспечение удобного доступа к информации;
  • информационная безопасность электронной библиотеки.

Компания Xerox, обладая многолетним опытом внедрения специализированных программно-аппаратных комплексов для оцифровки, хранения и обеспечения библиотечных ресурсов, разработала и успешно продвигает на рынке решение «Полнотекстовая электронная библиотека» (ПЭБ Xerox).

Решение имеет модульную структуру (архитектура ПЭБ Xerox представлена на рис. 1), что даёт возможность внедрить отдельные его модули с использованием уже существующих систем и оборудования. Важно отметить, что ПЭБ Xerox интегрируется со многими популярными АБИС, в том числе «Ирбис 64».

Рассмотрим потенциальный эффект внедрения данного решения в разрезе каждого из ключевых автоматизируемых процессов.

НАПОЛНЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ЭЛЕКТРОННЫМИ РЕСУРСАМИ

На рынке представлен достаточно широкий ассортимент сканирующего оборудования для перевода книг и документов в электронный вид – от самых простых моделей до промышленных сканеров, максимально автоматизирующих процесс оцифровки.

Преимущества профессиональных книжных и планетарных сканеров не только в высокой скорости сканирования, но и в том, что они позволяют бережно, с минимальными рисками повреждения оригиналов сканировать редкие и ветхие издания, сохраняя уникальные фонды. Кроме того, такие устройства могут сканировать не только книги, но и различные документы, сшитые папки, журналы, подшивки газет без предварительной подготовки и необходимости расшивать документы. В настоящее время в ряде российских библиотек и вузов компанией Xerox успешно внедрены промышленные сканеры семейства Kirtas (рис. 2). Используемая ими вакуумная технология позволяет бережно перелистывать до 3000 страниц в час в автоматическом режиме. При этом не повреждается оригинал и обеспечивается высокая гарантия перелистывания только одной страницы за операцию.

РАСПОЗНАВАНИЕ, АТРИБУТИРОВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Формирование электронных коллекций не ограничивается одним лишь качественно выполненным сканированием. Для создания полноценного электронного ресурса потребуется распознать отсканированное изображение, чтобы в дальнейшем получить возможность полнотекстового поиска по документу. Кроме того, ресурсу должны быть присвоены определённые атрибуты (шифр, название, имя автора и т.д.), необходимые для его хранения и поиска в базе библиотеки. Очевидно, что при больших объёмах оцифровки потребуется автоматизировать эти процессы с помощью единого программно-аппаратного комплекса. На рис. 3 представлен процесс формирования электронного контента библиотеки с помощью решения ПЭБ Xerox.


ПРОСМОТР СОДЕРЖИМОГО ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Доступ к основному массиву электронных библиотечных фондов обычно ограничен: он возможен только в читальных залах библиотеки и в виртуальных залах, которые могут создаваться в подразделениях библиотеки. В свободном доступе (в открытой электронной библиотеке) находятся только те электронные издания, для которых имеются соответствующие разрешения авторов.

Таким образом, технология обслуживания пользователей зависит от места предоставления услуг. Читатели основного электронного фонда делятся на две категории: те, кто пользуется электронной библиотекой в читальных залах, и те, кто получает доступ к ней через Интернет. У первой категории есть возможность оперативного доступа ко всем сервисам и ресурсам библиотеки. Вторая категория читателей обслуживается с учётом ограничений законодательства об авторском праве и в рамках допустимой пропускной способности каналов связи.

При этом обеспечиваются следующие функции:

  • предотвращение возможности несанкционированного скачивания и копирования электронного ресурса;
  • поиск текста внутри электронного ресурса;
  • расширенные возможности навигации по тексту электронного ресурса;
  • выбор формы отображения содержимого электронного ресурса;
  • детальное масштабирование содержимого электронного ресурса;
  • низкие требования к аппаратному обеспечению, быстрое время реакции.

На рис. 4 представлен общий вид документа в интерфейсе ПЭБ Xerox.

АТРИБУТИВНЫЙ И ПОЛНОТЕКСТОВЫЙ ПОИСК

Возможности поиска являются, пожалуй, одним из наиболее важных показателей удобства электронной библиотеки для читателей. Очевидно, что поиска только по названию и автору недостаточно – требуется поиск по любой фразе документа. ПЭБ Xerox предоставляет следующие возможности:

  • хранение электронных ресурсов в упорядоченном дереве электронных коллекций;
  • атрибутивный и полнотекстовый поиск электронных ресурсов по страницам, абзацам, главам;
  • отображение статистики поиска;
  • отображение фрагментов текста с цветовым выделением искомых фраз и возможностью их просмотра;
  • сортировка результатов поиска;
  • аутентификация читателя, разграничение прав доступа для читателей и групп читателей;
  • личный кабинет читателя (личная книжная полка);
  • использование форумов и блогов;
  • обширные возможности интеграции в информационное окружение.

ТИРАЖИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА ПО ТРЕБОВАНИЮ

В связи со значительным изменением потребностей современных читателей библиотеки постоянно расширяют спектр своих сервисов. Интересные возможности в этом направлении предоставляет услуга печати по требованию. Суть её заключается в том, что читатель может заказать печать персонального экземпляра любого электронного ресурса библиотеки. Для печати используются промышленная цифровая машина и линия послепечатной обработки, что позволяет в считанные минуты после отправки заказа получить готовую книгу в полноценном переплёте. Это весьма удобно для читателя и позволяет библиотеке привлечь дополнительные средства. Кроме того, есть возможность упростить взаиморасчёты с авторами: при отправке заказа на счёт автора будет перечисляться определённая договором сумма.

Для автоматизации этой услуги предназначен модуль тиражирования электронных ресурсов по требованию, обеспечивающий:

  • возможность оформить заказ на печать изданий, найденных через электронный каталог на библиотечном портале;
  • расчёт стоимости заказа;
  • формирование каталога электронных ресурсов, доступных для заказа;
  • разграничение прав доступа участников (издательство, правообладатель, сервис-провайдер, интернет-магазин, типография);
  • формирование политики ценообразования и финансовых отчислений для каждого участника;
  • возможность в режиме реального времени просмотра статистики по электронным ресурсам для каждого участника;
  • контроль исполнения заказа.

ЭФФЕКТ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПЭБ XEROX

Таким образом, программно-аппаратный комплекс ПЭБ Xerox позволяет решить все задачи по оцифровке, размещению, хранению ресурсов, а также обеспечивает удобный и безопасный доступ к электронной библиотеке для читателя.

По и тогам внедрения системы ПЭБ Xerox можно ожидать следующих результатов:

  • создание технологического решения для планомерной оцифровки книжных фондов и постоянного пополнения электронной библиотеки;
  • обеспечение доступа к полнотекстовой электронной библиотеке через каталог АБИС и библиотечный портал. Библиотечный портал выступает единой точкой доступа к электронным информационным ресурсам библиотеки;
  • оперативность предоставления пользователям необходимых изданий, документов;
  • доступ к разнородным электронным ресурсам (текстовым, видео, аудио) из одной точки, в среде одного экрана;
  • доступ для широкого круга читателей к редким книгам, фотоальбомам и изданиям в единственном экземпляре (рукописные книги и архивы);
  • сохранение ценных и редких документов;
  • внедрение новых форм библиотечного и информационного обслуживания читателей;
  • быстрое и качественное тиражирование (репринт) по требованию редких книг, рукописных книг и архивных материалов (от одного экземпляра).

Компанией Xerox выполнен ряд проектов по созданию технологического комплекса сканирования и печати, а также внедрению системы электронных коллекций в ведущих российских учреждениях культуры и образования. Комплекс ПЭБ Xerox или отдельные элементы системы работают в таких учреждениях, как Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева, Сибирский федеральный университет, Кубанский государственный университет, Тюменская областная научная библиотека имени Д.И. Менделеева, Центральная городская публичная библиотека имени А.П. Чехова (г. Таганрог), Томский государственный университет и др.

Пример реализации доступа к электронным коллекциям через Интернет вы можете оценить на сайте Государственной публичной научно-технической библиотеки России (http://gpntb.ru/ ) в разделе «Электронный архив».



Электронные библиотеки

Под электронной мы понимаем библиотеку, обладающую крупной распределенной коллекцией документов в электронной форме, доступной через сети передачи данных. Идея электронной библиотеки работает сегодня в отдельных зарубежных университетских библиотеках. В России же началась деятельность по созданию национальной электронной библиотеки РГБ в рамках специального проекта ее модернизации, осуществляемого при содействии ЮНЕСКО. Определенные шаги в этом направлении делают сегодня университетские библиотеки России и стран СНГ.

Электронная библиотека -- информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.). локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Электронная библиотека -- не только организатор доступа к удаленным ресурсам, но и производитель своих собственных ресурсов, предоставляемых в пользование широкой публике: конвертированных материалов из печатного фонда, электронных версий собственных публикаций, «гостевых материалов» (например, совместные работы ГПНТБ России и Университетской технической библиотеки г. Ганновера, Германия). Электронная библиотека -- это локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные единой идеологией структуризации и доступа. Как отмечает А. И. Земсков в учебном пособии , создание, функционирование и развитие электронных библиотек определяется; во-первых, внешними по отношению к самим библиотекам факторами -- наличием общедоступных компьютерных и коммуникационных технологий; во-вторых, развитием библиотечно-информационных технологий с учетом уровня развития общества, в первую очередь экономики и высоких технологий.

Цели создания электронных библиотек

1. Обеспечение сохранности печатного материала, е первую очередь редких и ценных документов; придание новых свойств печатным и рукописным материалам.

2. Создание условий для большей доступности содержания печатного материала; повышение качества информационного обслуживания, расширение номенклатуры информационных видов и тематики, увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам за счет предоставления в доступ текстовой информации, изображений и любых других видов мультимедийной информации .

Основные задачи электронных библиотек -- интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. К основным особенностям электронных библиотек следует отнести:

* профильность хранимой информации, то есть наличие определенной концепции формирования информационного пространства, доступного пользователю, и политика ее реализации;

* инвентаризацию, в частности каталогизацию (в самом широком смысле), объектов и различных их объединений, образующих это информационное пространство.

На концепцию электронных библиотек, а также на их программное Обеспечение существенное влияние оказывают требования, связанные предоставлением и возможностью использования информации.

Преимущества электронных библиотек рассмотрим на примере Фундаментальной библиотеки Российского педагогического университета имени А. и. Герцена в Санкт-Петербурге:

* оперативность -- если нашел книгу с файлом, достаточно нажать «горячую клавишу», и полный текст появится на экране;

* единая точка доступа -- нет необходимости бегать от алфавитного каталога к картотеке статей, от зала одних изданий к залу других;

* эффективная защита -- библиотеки и читатели защищены от сетований на вырванные страницы или потрепанные края страниц или на то что книга оставлена читателем в троллейбусе, а значит, для фонда утеряна безвозвратно;

* доступность недоступного -- становятся доступными для значительного большего числа пользователей документы, имеющиеся в библиотеке в ограниченном количестве или в единственном экземпляре;

* не просто чтение -- появляется возможность редактировать, соединять, добавлять, вводить подразделы, перестраивать и т. д., и в то же время электронный документ может быть абсолютно защищен от любого внешнего воздействия, кроме простого чтения с экрана;

* оперативный расширенный поиск -- возможно быстрое и качественное сканирование (отыскание) имен, определенных слов или фраз в большом документе;

* удобство хранения -- сохранение фондов литературы в машиночитаемой форме существенно более экономно и удобно, нежели в традиционных хранилищах (отсюда экономия площадей и помещений библиотек);

* всегда рядом -- пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения, своего или библиотеки; таким образом, читатель может стать удаленным пользователем библиотеки. Кроме того, это способствует развитию дистанционного образования, а также отвечает другим задачам современного образовательного процесса.

Электронная библиотека может быть частью корпоративной электронной библиотеки. Библиографическая запись, созданная одной библиотекой, становится доступной с помощью протокола Z39.50 через сводный каталог, например, АРБИКОН:

Электронная библиотека осуществляет обслуживание различными по доступности видами машиночитаемых ресурсов.

1. Ресурсы, находящиеся в собственности библиотеки и размещенные на ее серверах или в ее помещениях. Их селекция осуществляется аналогично селекции печатных материалов, а библиографические описания включены, как правило, либо в отдельный каталог, либо в общий каталог библиотеки, либо в оба.

2. Удаленные ресурсы, расположенные на серверах поставщиков информации, доступ к которым лицензирован (оплачен). Следует составить списки подобных материалов, чтобы обеспечить рекламу, интенсивное использование и контроль за использованием, а также, при длительной лицензии включать их библиографические описания в электронный каталог с указанием мест хранения документов.

3. Удаленные ресурсы, рассмотренные, оцененные сотрудниками данной электронной библиотеки. Библиотека рекомендует эти ресурсы. Ее участие может также заключаться в организации удобного доступа к ним, например, через создание единого интерфейса.

4. Все остальные удаленные ресурсы. Доступ к ним -- дело свободного выбора и навыков пользователя. Библиотекарь электронной библиотеки должен уметь оказать помощь в проведении тематического поиска.

Электронная библиотека работает не только с имеющимся электронам ресурсом (локальным или удаленным), но может широко используют технологию «конверсии по заказу» имеющегося печатного материала электронный формат и дальнейшее обслуживание пользователя электронным ресурсом.

Приоритетное значение для понимания функций электронных библиотек имеет возможность обслужить электронным ресурсом локального или удаленного пользователя, удовлетворить его потребности. Для электронах библиотек характерно наличие полнотекстовых документов -- электронных книг, журналов, что отличает ее от огромных библиографических баз данных .

Виды электронных ресурсов

* Электронные ресурсы, не имеющие печатных аналогов (электронная почта, домашние страницы и другие материалы web-сайтов, дискуссионные группы в Интернете, некоторые научные, популярные журналы, базы данных, мультимедийные материалы, специфические виды рекламы, вирусы и т. п.).

* Электронные ресурсы, созданные для поддержки имеющихся печатных ресурсов, например, для обеспечения сохранности или расширения и улучшения обслуживания пользователей (в частности, организация мультидоступа для спрашиваемых изданий), и подлежащие долговременному хранению (электронные книги, цифровые версии печатных документов и т. п.)

* Электронные ресурсы, создаваемые на короткий срок в технологических целях на основе печатных ресурсов и не предназначенные для долговременного хранения или подлежащие уничтожению после однократного пользования (копии материалов, используемые в системе МБА и доставки документов в библиотеках, электронные справки, квитанции, системы перекрестных ссылок и т. д.)

Виды электронных ресурсов по общественному назначению: научные, образовательные, библиотечные и развлекательные материалы, художественная и научно-техническая информация, СМИ (новости, ТВ), объявления, реклама, пропаганда, электронная коммерция, производственная, технологическая и финансовая информация системы автоматизации экспериментов, проектных робот производства, другое.

Виды электронных ресурсов по степени доступности, бесплатные, условно бесплатные, платные, закрытые для публичного доступа, в том числе закрытая и/или конфиденциальная информация, финансовые и налоговые сведения, частная жизнь .

Метаданные -- информация об информации, описание электронных ресурсов согласно общепринятым рекомендациям. Наиболее распространенным среди них является протокол Dublin Core (Дублинское ядро).

Услуги и продукты на основе электронных ресурсов -- базы данных оглавлений (таблицы, содержания) научных журналов; службы агрегирования, обеспечивающие единую отправную точку, единый пароль и адресацию в сети; возможность присоединять собственные продукты и базы данных (данные из электронного каталога библиотеки, библиографические БД и т. п.); система ссылок, допускающая многовариантный вход пользователя в систему (из баз данных) с переходом в основную БД через название журнала, определенного номера, выпуска или отдельной статьи.

Существует весьма сильная зависимость между уровнем развитие страны и возможностью реализации права на информацию. Мировой информационный рынок фактически монополизирован англоязычным СМИ. Однако организован бесплатный доступ к сайту государственно РИА «Новости» как попытка усилить позиции России на мировом рынке информации. Разработаны межведомственные программы "Электронные библиотеки России», «Электронная Россия 2002--2010 годы», «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1998--2001 годы). «Научная электронная библиотека РФФИ» приводится на сайте РФФИ: www.rfbr.ru. Международное взаимодействие в создании электронных библиотек отражает проект Европейского сообщества «Библиотека универсалис» (5, с. 85--87). В связи с этим заслуживает серьезного внимания книга А. И. Земскова и Я. Л. Шрайберга "Электронная информация и электронные ресурсы» .

В связи с созданием электронных библиотек возникают задачи подготовки библиотекарей и пользователей к работе в электронных библиотеках, обучения с помощью электронных библиотек, в том числе и дистанционное.

Усиливается роль электронных библиотек в модернизации образования. Отмечены изменения в системе высшего образования:

* количество студентов непрерывно растет;

* непрерывное образование самым тесным образом связано с методической необходимостью научить студента учиться самому;

* полученные знания быстро устаревают;

* ввиду разнообразия студенческих типов, приходится заниматься адаптацией под их нужды способов и методов обучения, готовить учебные материалы, соответствующие самым различным аудиториям; учебные материалы по курсу должны учитывать неодинаковую исходную подготовку студентами и знание ими базовых дисциплин;

* система образования постоянно ощущает нехватку средств, поэтому поиски наиболее эффективных экономных технологий обучения всегда актуальны;

* поведение студентов во всевозрастающей степени напоминает поведение покупателей, которые желают иметь возможность выбора учреждения, в котором они хотели бы учиться; это значит, что студенты вовсе не привязаны к единственному образовательному учреждению, как это было ранее;

* современная система образования дает очень большой отсев учащихся.

В вузовской библиотеке важное значение имеет формирование структуры и содержания ресурсного обеспечения образовательной среды. филиальной сети на основе электронной библиотеки вуза. Практические вопросы создания и использования библиотечно-информационных ресурсов управления ими, в контексте вузовской электронной библиотеки с разветвленной сетью филиалов, можно рассмотреть на примере опыта Центра информационных технологий Тюменского государственного университета, описанного в статье Т. Ю. Габдрахмановой . Электронная библиотека представляет собой разновидность информационной системы, отличающуюся широтой охвата пользовательской аудитории, интенсивностью движения фондов, повышенными требованиями к обработке и хранению разнородных электронных ресурсов. Помимо перечисленных особенностей, вузовская электронная библиотека должна учитывать сложную иерархию категорий читателей, тесную взаимосвязь с учебным процессом взаимодействие с другими подразделениями вуза и филиалами. В связи с этими положениями в Тюменском государственном университете принята к реализации единая система свободного доступа к информационным образовательным ресурсам для целевой аудитории образовательного процесса (студенты, преподаватели, научные работники, сотрудники).

Для вуза с разветвленной сетью филиалов первым существенным шагом в направлении создания информационной образовательной среды может стать проект, направленный на создание электронной библиотеки как основы базовой технологии открытого непрерывного образования. Традиционная вузовская библиотека выполняет задачи по удовлетворению потребностей учебного и научного процессов путем выдачи во временное пользование печатных материалов по требуемой тематике. Формирование информационно-образовательной среды классического университета предполагает изменение функций библиотеки -- превращение ее из хранилища книг в информационного провайдера, использующего новые компьютерные технологии для повышения качества и оперативности обслуживания всех категорий пользователей. В настоящее время под университетской библиотекой обычно понимается набор возможностей по использованию новых технологий обработки, хранения и поиска документов для образовательной и научной деятельности. Это представление об электронной библиотеке как наборе электронных документов и электронных каталогов основано на интуитивном понимании информационной системы как аппарата для поиска и манипуляций с данными традиционных типов (строки, числа). Развитие компьютерных технологий позволяет использовать для построения сложных информационных систем объективно-ориентированный подход, предполагающий, что в базе данных информационной системы хранится не только статистическая информация, но и объекты -- активные данные, свойства и методы которых позволяют эффективно решать те или иные пользовательские задачи.

Для информационной системы «Электронная библиотека вуза и филиалов» Тюменского государственного университета разработаны классы объектов, с помощью которых создан ряд подсистем.

Подсистема web-сайта Корпорации «головной вуз -- филиалы», которая включает следующие службы:

* служба электронного каталога -- обычного -- только поиск и расширенного, который включает авторизированный доступ, набор коммуникативных сервисов, личную папку заказов и возможность отслеживания их исполнения;

* служба поддержки комплектования библиотечного фонда на основе массива учебных планов, позволяющая совместно с филиалами разрабатывать и постоянно обновлять тематический план комплектования библиотеки;

I * служба поддержки системы электронной доставки документов -- единый сервис для сбора, обработки и формирования пакетов, которые доставляются оптимальным способом транспортировки;

* служба поддержки работы с базами данных по образовательном» тестированию;

* служба новостей электронной библиотеки;

* консалтинговая служба по отдельным темам, стандартам и технологиям.

Подсистема формирования цифровой коллекции, оцифровка редакционно-издательская подготовка, библиографическое описание размещение в базе данных, организация поиска и доступа.

Подсистема информационного взаимодействия, с внешними источниками на основе общепринятого стандарта -- протокола Z39.50.

Аппаратную поддержку распределенной университетской библиотеки осуществляет серверный центр, в структуру которого входят: сервер баз данных; центральный сервер приложений; внешняя дисковая подсистема хранения цифровых коллекций; обязательные серверы филиалов и лаборатория по созданию цифровых коллекций.

В совокупности предложенный подход к программно-аппаратному обеспечению электронных библиотек университетской филиальной сети позволяет построить информационных информационную систему, которая является базисом для эффективной организации образовательного процесса. Практическая реализация предлагаемой идеологии осуществляется в проекте «Электронная библиотека как основа корпоративного образовательного пространства вуза с разветвленной сетью филиалов».

Опыт создания электронной библиотеки в научной библиотеке МИФИ описан В. Золотаревой (7, С.35-37). Она отмечает, что быстрое и полное удовлетворение информационных запросов студентов, аспирантов и преподавателей, а также обеспечение свободного доступа к информации, решение вопросов интеграции информационных ресурсов, развитие дистанционного образования, безусловно, способствуют повышению уровня и качества учебно-научной деятельности университета. Проект «Электронная библиотека» предусматривает:

* автоматизацию всех основных библиотечных процессов, от заказа до поступления книг читателю, обмен информационными ресурсами;

* доступ к локальным и удаленным базам данных; организацию централизованного доступа к внутренним электронным ресурсам МИФИ и внешним мировым базам данных по научным направлениям института;

* получение реферативной и полнотекстовой информации в режиме он-лайн;

* формирование и хранение электронных фондов;

* замену традиционных каталогов электронными, обновление последних;

* штриховое кодирование фонда научного читального зала и научного абонемента;

* внедрение единого формата библиографической записи стандарта USMARC или Unicode (для обмена информацией);

* развитие новых форм методической и информационно-справочной деятельности для преподавания библиотечно-библиографических и информационных дисциплин студентам.


Создание электронных ресурсов

как один из факторов сохранения библиотечного фонда

Библиотечные фонды, формирующиеся в течение многих лет, в эру информатизации общества знаний претерпели множество изменений в составе, способах комплектования, правилах хранения, формах раскрытия и использования. Все эти изменения нашли отражение в обеспечении информационных потребностей, в организации фонда и его использовании, постепенно усложняя задачи библиотек. Сегодня мы переживаем очередной этап развития библиотечных фондов, проходящих под активным воздействием электронной среды.

Ориентация на использование новых информационных технологий, кардинальные социально-экономические и политические преобразования в Украине меняют положение библиотеки в обществе, расширяют и усложняют функции и задачи вузовской библиотеки. Библиотеки высших учебных заведений с целью оперативного и качественного информационного обеспечения учебного, воспитательного и научного процесса особенное внимание уделяют созданию ЭР как фактору сохранения БФ. Приоритетным направлением деятельности библиотек вузов является создание ЭБ.

Физическое состояние библиотечного фонда напрямую зависит от условий его хранения. Статистика показывает, что более 70% фондов библиотек содержится в условиях, не соответствующих нормативам хранения литературы, так как большая часть фонда располагается в сырых подвальных помещениях. Единственный выход в такой ситуации – перевод части фонда на альтернативные носители и организация он-лайн доступа к научным ресурсам.

Обеспечение сохранности фонда - одна из основных функций, без надлежащего выполнения которой библиотеки со временем не смогут в полной мере удовлетворять запросы читателей. Приобретение современных средств оцифровки и хранения данных становится актуальной задачей.

^ Электронные ресурсы библиотеки - это совокупность электронных источников различных типов, на различных типах носителей, в т. ч. АБИС, электронные каталоги, веб-сайты, репозитарии, сетевые ресурсы в т. ч. системы метаданных (ссылки на ресурсы Интернет), медиатеки, электронные тематические коллекции документов, управленческая, инструктивно-методическая документация и т. п.

^ Современный электронный образовательный ресурс должен содержать способы привлечения внимания студента, мотивировать его на обучение и активную работу.

Поскольку основной задачей современной вузовской библиотеки является обеспечение научно-образовательного процесса остановимся более подробно на современных электронных образовательных ресурсах (ЭОР)

ЭОР можно разделить на несколько групп:


  • Текстографические . Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

  • Гиппертекстовые . ЭОР этой группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту (гиппертекстовые ссылки на разделы, термины и т. п.).

  • Визуально-звуковые .

  • Мультимедиа. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
^ Электронная библиотека – комплексная информационная система сбора и хранения представленных в электронной форме документов разных типов и видов, которая обеспечивает при однократном вводе ресурса в систему возможность многоаспектной обработки и многократное использование информации для удовлетворения разнообразных информационных потребностей, с оперативным распределенным многопользовательским доступом через единый интерфейс.

Целью создания электронной библиотеки является совершенствование и повышение эффективности и оперативности обслуживания читателей, расширение способов сохранения культурного наследия, хранящегося в ее фондах, предотвращение износа физических экземпляров, расширение потенциально доступных источников комплектования библиотечных фондов, а также обеспечение дополнительных возможностей научно-исследовательской работы.

Электронные библиотеки можно поделить на несколько категорий:


  • Локальные (сетевые). Доступ к ресурсам таких библиотек осуществляется преимущественно в пределах локальной сети. Виртуальные (Интернет-библиотеки). Размещаются на серверах провайдеров удаленного доступа. Их еще называют он-лайн библиотеками или библиотеками удаленного доступа.

  • Медиатеки . Включают различные типы электронных документов, в том числе электронные библиотеки на различных типах носителей, Медиатеки могут быть внутренними (внутри ВНЗ, библиотеки и т. п.) и внешние (здание медиатеки, которая содержит комплексную информацию на различных типах носителей, с преобладанием электронных источников данных). Сейчас такие библиотеки функционируют во многих странах мира.
Следующий этап развития электронных библиотек - «Системы знаний» - совокупность различных типов электронных ресурсов (электронные библиотеки, репозитарии, электронные архивы научной информации, прикладное программное обеспечение, системы проектирования и разработки, системы метаданных и т. п.) Социальная значимость организации ЭБ, состоит в том, чтобы всемерно содействовать выполнению основной миссии библиотек – оперативного обеспечения общества максимально полной информацией, хранящейся в их фондах, используя для выполнения этой задачи новые информационные технологии и средства телекоммуникации.

Фондообразующими для ЭБ являются следующие пути пополнения:


  1. Оцифровка документов из фондов

  2. Создание собственных электронных изданий (в том числе электронных аналогов печатных изданий),

  3. Получение электронных документов из основных и дополнительных источников комплектования,
Фонд электронной библиотеки является совокупностью следующих основных и подсобных фондов:

  1. Депозитарный фонд архивных копий (основной фонд);

  2. Фонд документов на электронных носителях (основной фонд);

  3. Фонд пользовательских копий (подсобный фонд);

  4. Виртуальный фонд (подсобный фонд).
^

Состав фондов:


  1. В депозитарном фонде архивных копий хранятся :
- электронные копии, созданные по плану оцифровки, по индивидуальным и коллективным заказам, электронные издания, архив изданий.

Все материалы, находящиеся в депозитарном фонде электронной библиотеки, хранятся на носителях длительного хранения (CD, DVD и т.д. типа “только для чтения”, и т.д.).


  1. ^ В фонде документов на электронных носителях хранятся (основной фонд):
- документы, получаемые библиотекой из источников основного и дополнительного комплектования, в электронной форме, электронные копии документов из внешних источников или в рамках совместно осуществляемых проектов.

Все материалы записываются на электронные носители длительного хранения.


  1. ^ В фонде пользовательских копий хранятся (страховые копии): электронные копии созданные из отдельных документов, копии электронных изданий.

  2. Виртуальный фонд электронной библиотеки представляет собой часть действующего фонда пользовательских копий с динамически меняющимся содержанием. Виртуальный фонд содержит электронные ресурсы, получаемые из внешних источников во временное пользование (авторизованный on-line доступ к информации, размещенной на удаленных серверах).
К современным формам комплектования фондов электронными ресурсами относятся:

  • Участие в консорциумах (корпорациях) библиотек, организованных с целью совместного формирования и использования ресурсов;

  • Приобретение лицензий на право прямого доступа к электронным документам или версиям периодических изданий ограниченного доступа;

  • Приобретение онлайновых баз данных с правом их периодического обновления;

  • Подписка на периодические издания с правом прямого доступа к
полнотекстовым электронным версиям;

  • Приобретение и получение в дар компакт-дисков с электронными документми, изданиями, библиотеками, базами данных и т. п.
При создании электронных копий документов, хранящихся в библиотеке, либо получении электронных ресурсов из легитимных источников (от владельцев авторских прав, правообладателей, равно как и ресурсов, не являющихся объектами права) для ЭБ может быть создано несколько копий или экземпляров одного и того же документа с одинаковыми или разными техническими характеристиками.

Библиотека ВДПУ принимает участие в нескольких корпоративных проектах, среди которых Центральный украинский кооперативный каталог (ЦУКК), региональный кооперативный каталог (РКК), всеукраинский проект «Украиника наукова». Сейчас проходит предварительная подготовка всеукраинского проекта «Создание цифровых копий изданий ценного и редкого фонда» (координатор – ГНПБ Украины им. В. Сухомлинского). Библиотека ВДПУ входит в состав кандидатов.

Библиотека формирует цифровые копии документов и по запросам кафедр университета.

Так с целью пополнения фонда исторической литературы, на основе материалов и изданий кафедры истории славянских народов, формировались цифровые копии изданий и обрабатывались программой компьютерной графики фотокопии отдельных документов. На их базе сформировано DJVU (.PDF) документы. Таблица иллюстрирует данный процесс.


^ Назва услуги

Количество названий назв

Количество страниц

Формирование.DJVU (.PDF) документовв из фотокопийй изданий

30

4449

Оцифровка изданий и формирование.DJVU (.PDF) документов

3

1185

Итого

33

5634

Таб. 1

При формировании базы данных «Ценный и редкий фонд» производится оцифровка фрагментов и иллюстраций отдельных изданий.

Одной из современных электронных технологий, внедряемых в практику работы библиотек, является электронная доставка документов (ЭДД).

Электронная почта (ситема Skype, Интернет-хранилища открытого доступа, и подобные им системы обмена данными) дают возможность оперативно передавать и принимать заказы, направляемые по МБА. Служба электронной доставки строится на основе сводных каталогов, позволяющих быстро установить место хранения нужного пользователю документа. Создаваемые сводные электронные каталоги предусматривают функцию прямого заказа необходимых материалов.

Объектом доставки является электронный документ, он может содержать не только текстовую, но и другую, самую различную информацию. Электронная доставка документов по существу – это тот же МБА, только на более высоком уровне, в качестве средства передачи используются компьютерные сети, и стоимость доставки не зависит от удаленности источника. Технология ЭДД создает реальную основу электронной библиотеки, которая, в свою очередь, предоставляет новые возможности для поиска документов. Это – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, получаемые в удобном для пользователя виде. По мере развития службы электронной доставки библиотеками будут формироваться полнотекстовые базы данных часто запрашиваемых документов, что значительно сократит трудоемкость и стоимость обслуживания.

Библиотека ВДПУ исполняет ЭДД на запросы пользователей и коллег из других библиотек. Наблюдается и определенная динамика роста этой услуги. Так в 2010 г. выполнено ЭДД - 114 документов. На сегодняшний день ЭДД в 2011 г. – 228 док.

Чтобы удовлетворять потребности современного пользователя, библиотеки не могут оставаться в стороне от потока электронной информации, им необходимо приобщение к последним достижениям в области информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий, называемых «технологиями информационного общества».

Главным стратегическим направлением в развитии фондов становится расширение комплектования цифровыми материалами. Многие библиотеки сегодня считают одним из главных приоритетов своей деятельности на ближайшее будущее разработку последовательной стратегии оцифровывания фондов.

Библиотека ВДПУ формирует электронный каталог с 2004 года, медиатеку с 2005 года, полнотекстовую БД, электронные коллекции, виртуальную библиотеку с 2006 года.

На сегодняшний день электронный ресурс библиотеки состоит из фондов нескольких типов:

Баз данных электронного каталога – (165561 док. в БД доступных читателям);

Интернет- каталога библиотеки, который насчитывает более 115 тыс. документов и доступен через сайт библиотеки.

Ресурсов на магнитных и оптических носителях – (534 единиц хранения);

Локальных сетевых ресурсов. Так БД «Полнотекстовые издания» доступная в клиент-серверной локальной сети библиотеки состоит из более чем 2600 электронных документов за основными разделами знаний.

Интернет-ресурсов (виртуальной библиотеки).

Интернет-навигатор библиотеки включает около 1400 сссылок на ресурсы различной тематики в том числе:


  • научные и образовательные – 491 ссылка

  • полнотекстовые электронные библиотеки – 146

  • краеведческие – 159

  • библиотечные – 602
- на сайте библиотеки выставляются полные тексты изданий библиотеки, и методических модулей, на очереди формирование репозитария;

Архива выполненных читательских запросов;

Коллекции изображений в т. ч. портретов персоналий Украины и мира;

Тематических коллекций «Винниччина в Интернете» и «Подольские персоналии»;

Тематической подборки «Библиотечному специалисту».

^ Электронный каталог библиотеки используется для поиска таких материалов, как книги, периодические издания, аудио, видео, CD (DVD) - изданий. Каталог предоставляет каждому пользователю возможность отбора перечня необходимой литературы и сохранения списка библиографических записей.

В библиотечном электронном каталоге реализована возможность полнотекстового открытого доступа к электронным книгам и публикациям. Электронный библиотечный каталог обеспечивает доступ к библиографическим записям книг, публикаций, мультимедийных и электронных ресурсов.

Электронный каталог позволяет легко находить источник или группу документальных источников информации по интересующей читателя тематике. С этой целью поиск может быть реализован по таким признакам, как автор, название, предметная рубрика, ключевое слово и т.

Важной составляющей ЭР является медиатека, содержащая информацию на трёх видах носителей: магнитном (аудио- и видеокассеты), цифровом (компьютеры и программное обеспечение) и телекоммуникативном (компьютерные сети). Актуальной становится задача надежности электронных средств хранения и транспортировки данных.

Сохранив прежние функции, библиотека раздвигает границы и превращается в центр хранения информации как на традиционных,так и электронных носителях, совмещая в себе различные методы подачи и обработки информации.

^ Використані джерела:


  1. Воскобойнікова-Гузєва, О. Бібліотекознавча спадщина: формування електронних ресурсів: Міжнародна наукова конференція "Інтернет/екстранет - ресурси в наукових бібліотеках" / О. Воскобойнікова-Гузєва, Л. Петрова, С. Масловська // Бібліотечний вісник. - 2007. - № 6. - С. 35-38.

  2. Електронні інформаційні ресурси: створення, використання, доступ: збірник матеріалів Республіканської науково- практичної Інтернет-конференції м. Вінниця, 12-18 квітня 2010 року / ВНТУ. - 2010

  3. Іваницька, Тамара. Інформаційний простір бібліотеки: нові технології - нові можливості : Одеському державному економічному університету 90 років / Т. Іваницька, Н. Фадєєва // Вища школа. - 2011. - № 4. - С. 113-122

  4. Кислюк, Л. Аналіз структури та ступеня впровадження електронних ресурсів і баз даних бібліотек вищих навчальних закладів України / Л. Кислюк // Вісник Книжкової палати. - 2009. - № 3. - С. 28-31

  5. Колесникова, Тетяна. Електронні форми бібліотек ВНЗ як вищий рівень інформатизації бібліотечної діяльності в освіті / Т. Колесникова // Вісник Книжкової палати. - 2011. - № 3. - С. 23-28

  6. Кузнєцова, М. Корпоративні умови формування системи краєзнавчих електронних ресурсів бібліотек України / М. Кузнєцова // Вісник Книжкової палати. - 2008. -№ 10. - С. 20-23

  7. Левківський, Казимир. Бібліотека вищого навчального закладу - ключова ланка інформаційного забезпечення навчального процесу на сучасному етапі / К. Левківський // Вища школа. - 2008. - № 5. - С. 33-41

  8. Лопата, О. Електронні ресурси: порядок доступу та їх використання читачами наукової бібліотеки / О. Лопата // Бібліотечний вісник. - 2010. - № 3. - С. 8-15

  9. Лопата, О. Практика використання електронних інформаційних ресурсів читачами сучасної наукової бібліотеки / О. Лопата // Вісник Книжкової палати. - 2010. - № 4. - С. 25-29

  10. Лопата, О. Практика використання електронних інформаційних ресурсів читачами сучасної наукової бібліотеки / О. Лопата // Вісник Книжкової палати. - 2010. - № 5. - С. 35-39

  11. Маєр, Тетяна. Електронні інформаційні ресурси / Т. Маєр // Пам"ять століть. - 2010. - № 1/2. - С. 52-60.

  12. Наукові праці Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського: інформаційні технології в системі інноваційної діяльності наукової бібліотеки. Вип. 20/ ред. О. В. Воскобойнікова-Гузєва. - 2008

  13. Пасмор, Надія. Деякі питання формування і розвитку електронного навчального середовища ВНЗ / Надія Пасмор // Вища школа. - 2008. - № 8. - С. 49-59

  14. Cоловяненко, Д. Академічні бібліотеки у новому соціотехнічному вимірі: Частина друга. Інфрастуктура зберігання електронних науково-інформаційних ресурсів / Д. Cоловяненко // Бібліотечний вісник. - 2010. - № 5. - С. 3-15

  15. Трачук, Л. Електронні бібліографічні ресурси віддаленого доступу на сайтах українських бібліотек / Л. Трачук // Вісник Книжкової палати. - 2008. - № 12. - С. 10-13

  16. Шамралюк, О.Л. Електронні бібліотеки - механізм своєчасного отримання інформації / О.Л. Шамралюк // Шкільна бібліотека. - 2008. - № 5. - С. 50-51.

  17. Шаронова, Н. Актуалізація феномена електронних ресурсів бібліотек у системі наукових комунікацій / Н. Шаронова // Бібліотечний вісник. - 2008. - № 3. - С. 47-50

  18. Шемаєва Г. Електронні ресурси бібліотек України в інформаційному забезпеченні науки: стан та перспективи розвитку / Шемаєва Г. // Вісник Книжкової палати. - 2006. - № 8. - С. 29 - 32

  19. Шемаєва, Г. Електронні ресурси бібліотек України в інформаційному забезпеченні науки: стан та перспективи розвитку / Г. Шемаєва // Бібліотечна планета. - 2006. - № 4.-С.21-25

  20. Ярошенко, Т. Проект "Електронна бібліотека: центри знань в університетах України" - інновації через співробітництво / Т. Ярошенко // Бібліотечний вісник. - 2009. - № 3. - С. 3-5

  21. Ярошенко, Т. Семінар "Електронні ресурси для науки та освіти" / Т. Ярошенко // Бібліотечна планета. - 2008. - № 1.-С.35
 


Читайте:



Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

Должностная инструкция санитарки палатной

Должностная инструкция санитарки палатной

Стандартная форма должностной инструкции санитарки включает в себя следующие разделы: Основные положения. Это первый раздел документа, который...

Формирование и повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия Анализ финансовых ресурсов организации

Формирование и повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия Анализ финансовых ресурсов организации

Министерство образования и науки Украины Приазовский государственный технический университет Кафедра Финансы и Банковское дело Курсовая работа По...

feed-image RSS