Главная - Технологии 
Отмена внутренних таможенных пошлин. Отмена внутренных таможенных пошлин в россии Упразднение всех внутренних таможенных пошлин

Первый исторический опыт внедрения такого фискального проекта, как ликвидация внутренних таможен, в Российском государстве состоялся в XVIII веке и был связан с необходимостью осуществления комплексной реформы.

Краткий исторический очерк

Данный шаг способствовал формированию целостного экономического пространства в стране, требующей укрепления внутреннего финансового положения и четких юридических границ.

На рассматриваемом этапе фискальная система Российского государства находилась на стадии разработки и состояла из таких элементов, как:

  • таможенные пункты отдельных административных образований (губерний и провинций);
  • городские таможни;
  • фискальные учреждения особого подчинения;
  • портовые пункты;
  • пограничные пошлинные пункты.

Естественно, что такая структура была слишком громоздкой и неэффективной. Кроме того, интенсивное взыскание внутренних пошлин усложняло процесс централизации Российской империи.

Реформа таможенной системы: актуальные аспекты

Согласно новой концепции фискального контроля, вес таможенных сборов и пошлин был равномерно распределен по внешним пределам государства, таким образом, упрощая механизмы внутренней коммуникации, и способствуя развитию российской торговли и производства.

Иногородние купцы освобождались от необходимости уплачивать внутренние сборы, что существенно укрепляло конъюнктуру страны в целом.

Итогом реформирования стало принятие Таможенного устава (1775 год), согласно которому фактически проводилось упразднение системы морально устаревших внутренних таможен и пошлин.

Процедура расформирования внутренних таможен была прописана довольно детально – делопроизводство данных учреждений передавалось провинциальным и губернским канцеляриям, с сохранением кадрового состава служащих.

Стоит отметить, что последствия рассматриваемой реформы проявились достаточно быстро. Казна Российской империи получила весомую прибыль, а внутренняя торговля и производство ощутили значительную динамику количественного и качественного развития.

Кроме того, не стоит упускать из виду существенное возрастание доходов от внешних пошлин, которые были юридически упорядочены и урегулированы.

На 1762 год эта цифра достигала около 2 миллионов рублей, тогда как внутренние сборы даже в лучшие годы приносили прибыль, не превышающую 700-900 тысяч рублей.

Формирование экономического пространства новой эпохи - ЕврАзЭС

Ликвидация внутренних экономических границ вполне оправдала себя в условиях исторического развития России XVIII века.

Но как оказалось, данный механизм вполне эффективен и в условиях ХХI столетия, когда экономическое пространство Российской Федерации переживает новую эпоху трансформации и глобализации, связанную с созданием Евразийского экономического сообщества (Таможенного союза).

Важно: началом существование данного внешнеэкономического образования стал 2009 год, когда был принят пакет нормативной документации, регулирующей цели и задачи создания ЕврАзЭС, принципы его функционирования, перспективы дальнейшего расширения таможенных границ и другие вопросы.

Членами сообщества стали:

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Киргизская Республика.

Кроме того, действие всех нормативных постановлений, регулирующих функционирование ТС относительно границ и пошлин, распространяется также на все объекты международного административного права, на управление которыми у стран‒членов сообщества имеется исключительная юрисдикция.

Это могут быть любые объекты, находящиеся за пределами обозначенных государств.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность и обозначающим пределы фискальных границ Таможенного Союза, является Таможенный кодекс, предусматривающий создание единого таможенного пространства в рамках, оговоренных международными договоренностями странами-членами союза.

На 2009 год был принят базовый проект кодекса. Впоследствии данный документ подвергался нескольким редакциям. На 2016 год предполагается внедрение нескольких юридических нововведений, направленных на углубление и оптимизацию условий экономического партнерства.

Закономерно, что одним из основоположных вопросов при создании единого таможенного пространства, оставался аспект функционирования таможен внутреннего порядка: в каком именно формате они должны были продолжать свое существование, если, вообще, это оставалось возможным?

Вопрос внутренних экономических пределов: нормативное регулирование

Если говорить о юридическом определении экономических границ в пределах ЕврАзЭС, то статья 2 Таможенного кодекса четко оговаривает наличие единой таможенной территории и таможенной границы.

Важно: на практике единая фискальная территория означает упразднение внутренних пошлин и формирование качественно нового экономического пространства на основах взаимовыгодного сотрудничества стран ‒членов сообщества.

Естественно, фискальная система государств, которые вошли в таможенный союз, не была готова к таким радикальным преобразованиям.

На 2011 год процесс переноса внешних экономических границ только начинался, и многих беспокоила процедура упразднения системы внутренних таможен.

На этом этапе многие вопросы оставались открытыми, и, поскольку не все нормы Таможенного кодекса таможенного союза были надлежащим образом проработаны, регулирование внутренних пошлин было прерогативой таможенного законодательства стран‒членов Союза.

К примеру, значительной проблемой оставался вопрос практической реализации процесса, предполагающего устранение внутренней таможни как фискальной институции.

Уже на 2011 год в Российской Федерации было ликвидировано значительное количество таможенных пунктов, и процесс этот развивался по нарастающей. Соответственные тенденции наметились и в других странах сообщества.

На 2016 год процесс трансформации процедуры таможенных сборов в ЕврАзЭС практически завершен. Сбор пошлин в рамках сообщества ведется только в отдельных, регламентированных международными договоренностями отраслях, и не исключено, что в дальнейшем эти условия будут пересматриваться.

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Протекционизм Петра Первого

В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.

Правление Елизаветы Петровны

Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.

Законопроект

Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.

Отсутствие общего рынка

В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.

Причины отмены

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

Проведение реформ

Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.

Текущая страница: 14 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Шрифт:

100% +

56
1726 год. Внешняя торговля России

Приведенные материалы позволяют выяснить состав экспортных и импортных товаров, проследить связь между развитием отечественной промышленности в годы петровских преобразований и вывозом изделий русских мануфактур, а также оценить внешнеторговый баланс страны в целом.

* * *

Вывоз товаров


Ввоз товаров



СПб., 1859. Ч. 3. С. 23–25.

57
1731 год, 16 июня. Указ о свободной торговле всякого звания иноземцам в России с уплатою положенной с товаров пошлины

(печатается в сокращении)


В годы правления императрицы Анны Иоанновны в торговой политике произошли изменения. Указ от 16 июня 1731 г. ставил в одинаковые условия отечественных и иностранных купцов, что создавало преимущества для последних. Помимо этого Таможенный тариф 1731 г. значительно снизил пошлины на ввозные товары.

* * *

Указали Мы, по доношению Нашего Правительствующего Сената и Нашей Комиссии о коммерции, по силе старого торгового 717 года уставу, иноземцам, как от портов так и от границ с товарами везде позволить, а каким образом, о том объявлено в следующих пунктах, которые напечатав, публиковать и по оным исполнять непременно и сообщить к таможенным уставам. Дан в Москве июня дня 1731 года.

1. Всем и всякого звания иноземцам как от портов, так и от порубежных городов, где свободной приезжим людям торг назначен и пограничные таможни определены, заплатя тамо настоящую по тарифу пошлину, ежели пожелают те свои товары везти в Москву и в другие города, тем дается воля прямо ездить в Москву и в другие города, заплатя за такой вольной впуск в портах и на границе при отпуске товаров толикое число проезжей пошлины, поскольку с российских подданных в городах при продаже берется <…> а когда такие товары при привозе и по объявлению и досмотре таможенном в городах продадут, то уже ни какой пошлины с них взято не будет, но одна аксиденция за досмотр на содержание таможен.

2. Те товары вольно продавать оптом, кипами, ящиками, или большими стаями, а врознь половинками, штуками, весовое фунтами и пудами продавать по прежнему запрещается под штрафом <…> понеже такого розничною продажею пользуются граждане.

3. Им же иноземцам дается воля изпродав свои товары, с таможенным объявлением, и с запискою купить в тех Российских городах у купецких людей российские товары стаями, а не врознь же, и отпускать к портам, также и за границы чрез те города, которые к свободному проезду назначены.

4. При отпуске таких товаров в городах должны заплатить внутреннюю пошлину, какую российские подданные платят <…>

5. При сем изволении всем иноземцам запрещается российские товары, кроме купцов, у разночинцов и у крестьян, кои не имеют позволения в торгах, явным и тайным образом не скупать и не подряжать и денег и товаров наперед под образом долгу не давать, и под именем россиян к портам и границам не отпускать, и оттуда своих для кражи пошлин не привозить, также перепродаж (то есть свой товар испродав и другаго накупя, здесь же продавать станет) отнюдь того чинить не дерзать под потерянием всех таких товаров и денег по особому о том уставу.

6. Впрочем, что в порядочном торгу касается до осмотров, и с которых отправления и дачи пашпортов, в том во всем поступать по уставам таможенным, никого как иноземца так и русского неразличая.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VIII. № 5806.

58
1753 год, 20 декабря. Указ об отмене внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов

(печатается в сокращении)

К середине XVIII в. в России существовало около двух десятков различных внутренних таможенных пошлин. Бурное развитие ремесел, мануфактур, внутренней и внешней торговли требовало от правительства активной экономической политики в части обеспечения интересов отечественного крупного купечества и дворянского предпринимательства. Сохранение внутренних таможенных пошлин оказывало отрицательное влияние на динамику развития национального рынка.

Разработчиком реформы был видный деятель елизаветинского царствования П. И. Шувалов. 18 августа 1753 г. он подал «записку» в Сенат о денежных сборах, которая была одобрена и представлена императрице Елизавете Петровне. 18 декабря 1753 г. она утвердила доклад Сената, который вошел в основу именного указа. Отмена внутренних таможенных пошлин способствовала развитию капиталистических отношений в России. При этом следует иметь в виду, что снижение государственных доходов вследствие отмены внутренних пошлин возмещалось за счет повышения пошлин с экспортно-импортных товаров.

* * *

Объявляем во всенародное известие <…> Между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутрь государства таможенных пошлин происходят отягощения подверженным к платежу оных, хотя они без наказания по изследовании не оставляются, но пресечения не видно, а всегдашние приметки, грабительство и воровство, а оттого следствии комиссии так умножаются, что учрежденным местам для расправ и судов настоящих дел течение пресекают, купечеству ж помешательство в торгах, перебойка товаров и прочие убытки следуют; то как для сего, а особливо, дабы народ в лучшее состояние и силу пред нынешним привести, положенной в подушной оклад, и как оной, так и всякого звания людей, который следующим платежам подвергнут, из Нашей Императорской милости к народу и любви отечеству, верноподданных Наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов, то есть:

1. таможенных, с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов, с сена и с дров и с прочего, что в Москве в большую, померную и мытенную, також и в других городах в таможни сбиралось (кроме конских пошлин); 2. с найма извощиков и с плавных судов десятой доли, и с извозу; 3. с клеймения хомутов; 4. с мостов и перевозов (кроме Санктпетербурга); 5. вместо валешных подымных; 6. с подпалых и палых лошадиных и яловичных кож и с скотины; 7. привальных и отвальных; 8. с яицкой рыбы десятого сбора; 9. канцелярских мелочных; 10. с ледоколу и с водопою; 11. с четвериков померных; 12. с продажи дегтя; 13. с весов весчих товаров; 14. с каменного жернового промысла и горчечной глины; 15. с приезжих грамот печатных, которые сбираются в казанской таможне с приезжих торговых людей при объявлении выписей; 16. вычетных у винных подрядчиков и у объявителей за домовыми расходы недонимаемых по записям таможенных пошлин; 17. с таможенного письма.

Какое же облегчение из сего всемилостивейшего Нашего установления верноподданному Нашему народу, следующему к платежу вышеименованных сборов, произойдет от разных при оных бываемых случаев, и притом как велико число сбираемых с них до сего денег, которое не в одном, но более в миллионах состояло, положенным в подушный оклад останется; сколько ж по оным сборам доносов, а по них продолжительных следствиев в государстве было и есть, по которым бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов происходило, как от правых, так и ложных доносов, что сим в пресечении таможен конец свой возмет, ибо тот случай, по которому оное происходило, искореняется. Чего ради всемилостивейше повелеваем: все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных), уничтожить, а как им не быть, так и вышеписанного сбора не сбирать, а ту сумму сбирать в портовых и пограничных таможнях с привозного и отвозного товара внутренние пошлины единственно по 13 копеек с каждого рубля, более ж сего с того товара, с которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую как иностранные и российские купцы в привозных, так подданные Наши с отвозных товаров платить имеют, ибо подданные Наши российские купцы внутри государства Нашего всякие товары продавать и покупать будут безпошлинно, которой пошлины с одного товара с продажи и с покупки в один ряд бывает в платеже по гривне с рубля, а с перепродажи один другому сверх того пошлину ж платили, и тако с одного товара тройная пошлина и более в платеже бывает; а ныне те Наши подданные купцы от того всего будут свободны, а только той внутренней пошлины, как выше сего явствует, платить будут в одних портовых и пограничных таможнях, против прежнего при портах внутреннего платежа, 5 копеек, с прибавкою токмо по 8 копеек с рубля; также и иностранные купцы от платежа той внутренней пошлины излишнего убытка претерпеть не могут, ибо они те свои товары продавать будут российским купцам не инако, как с приумножением той пошлины.

Кто из Наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе…

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10.164.

59
1754 год, 13 мая. Указ об учреждении Государственного заемного банка

(печатается в сокращении)


Указом от 13 мая 1754 г. в России были созданы Дворянский и Купеческий банки для оказания экономической помощи дворянам и купцам. В дешевых кредитах особенно нуждалось дворянство, которое, по мнению правительства, должно было использовать эти средства на рационализацию своего хозяйства. Поэтому указ в большей степени отражал интересы дворян, нежели купцов, для которых условия кредитования были менее выгодными, а сама возможность кредитной операции была ограничена ведением торговли только через порт Петербурга.

* * *

Объявляется во всенародное известие. Многие российские Наши подданные, а более из дворянства, имея в деньгах нужду, принуждены занимать у других с великими процентами и с закладами такими, которой против взятья денег в полтора или вдвое стоить может; выкупить же чем на положенной срок не может исправиться, и от того приходят в убожество и разорение, и дают не токмо по 10, но и по 15 и по 20 процентов, чего во всем свете не водится: а иные есть и такие безсовестные грабители, что по прошествии срока и малых дней положеннаго заклада, хотя б и деньги приносил, не отдают; а другие вымышленно обнадеживая, незапискою закладного имения продолжают, и по сроке заложенныя деревни за собой записывают; и тако в малых деньгах великаго закладу лишаются. Того ради всемилостивейше повелели Нашему Сенату, для уменьшения во всем государстве процентных денег, учредить Государственные банки из казны Нашей, первой для дворянства в Москве и в Санктпетербурге, второй для поправления при Санктпетербургском порте коммерции и купечества, в знатной сумме <…> а при раздаче российскому дворянству <…> брать по шести процентов с рубля в год, а не более, и раздавать оныя тем, кто в заем потребует, а именно: каждому от 500 до 10 000 рублей, а более того числа, и в другой ряд, пока он взятую сумму не заплатит сполна, одному, хотя б и требовать стал, не давать. <…>

2. Кто из российских же дворян потребует в заем денег, и объявит под заклад недвижимое имение, села и деревни с людьми и крестьяны и со всеми угодьи, тогда те недвижимыя имении, села и деревни с людьми и со крестьяны и со всеми угодьи под заклад принимать, счисляя мужеска полу на 500 рублей по 50, а на 1000 рублей по 100 душ <…>

3. Кто из российских же дворян требовать будут в заем денег, и объявят, что сколько им в заем денег потребно, и на такую сумму за ними недвижимаго имения нет, а объявят, что в той сумме будут по них поручители, люди знатные и пожиточные; и те люди в займе денег в поруках по них быть не отрекутся, и по усмотрению Банковой конторы те поручители явятся надежные, и в том им поверить будет можно, и таким людям по требованиям их, деньги в заем давать не более ж года <…>

Второму банку, для поправления при Санктпетербургском порте коммерции и купечества, быть в Коммерц-коллегии <…> при раздаче из онаго банка в заем одним российским купцам, торгующим при Санктпетербугском порте, денег брать по вышеписанному ж, счисляя в год по шести процентов с рубля, и отдавать оныя не менее месяца, а не более полугода, следующим порядком, а именно: когда кто из российских купцов, торгующих при Санктпетербургском порте, потребует из онаго банка в заем деньги, тогда тому купцу объявить, под заклад привезенных им к тому порту своих собственных товаров, для уверения, чтоб оных было против требуемой им суммы больше четвертою долею…

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIV. № 10.235.

60
1758–1760 годы. Внешняя торговля

Приведенные данные позволяют проанализировать статьи вывоза и ввоза товаров через порт Архангельска, определить структуру российского экспорта, зависимость внешней торговли от развития отечественной промышленности и дать оценку внешнеторговому балансу Российской империи в целом. Было бы уместно провести сравнительную аналогию с данными 1726 г.

* * *


Семенов А. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности.

Ч. 3. СПб., 1859. С. 29–30.

61
1762 год. Указ об отмене торгово-промышленных монополий

(статьи печатаются выборочно)


Монополии как средство поощрения отечественных промышленников появились еще при Петре I. В царствование императрицы Елизаветы Петровны торгово-промышленные монополии создавали ее фавориты для извлечения исключительно собственной выгоды, что наносило урон экономике страны. Император Петр III подтвердил существование монополий, однако пришедшая к власти Екатерина II стала последовательно проводить курс на устранение препятствий для развития свободного предпринимательства. Определенное влияние на такое законодательное решение сыграло издание Манифеста о вольности дворянства 1762 г.

* * *

Объявляем всем Нашим подданным. Присутствуя, Мы, Высочайше, в Нашем Правительствующем Сенате разсматривали данный Сенату марта, 28 дня, сего года о коммерции указ и принадлежащие к тому обстоятельства, нашли в оном многие неудобства, клонящиеся ко вреду и тягости общенародной. В отвращение чего, по представлении Нам от всего Правительствующего Сената мнениям, имея довольное разсуждение для поправления и пользы коммерции и всех Наших верноподданных, учиненное в Сенате постановление всемилостивейше опробовали и собственною Нашею рукой подписали, повелевая поступать по нижеследующему:

1. Хлебный торг из России за море и за границы производить от всех портов, не исключая и на Каспийском и Черном морях лежащие, невозбранным, с половиною пошлиною против той, какая собирается в Рижском, Ревельском и Перновском портах и на острове Эзеле <…>

2. Отпускать от Санктпетербурга и от всех портов за море не только всякие соляные мяса, но и самою скотину, если на то купцы и охотники будут, с половинною против собираемой в украинских пограничных таможнях пошлиною; однако ж дабы в Санктпетербурге дороговизны не последовало, ту скотину и мяса позволять отпускать с такою предосторожностью, когда оные здесь в продаже не больше двух копеек фунт будет; а из Сибирской губернии, дабы от излишней продажи и сами тамошние народы в безсилие и крайний недостаток придти не могли, выпуск одного скота позволять в такое время, когда мясо не дороже копейки фунт в продаже будет <…>

4. Сальный промысел так оставить, как оный был за прежними промышленниками, и как дан был генералу-фельдмаршалу графу Шувалову именным, блаженной и вечной славы достойной памяти, Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1748 года указом, до определенным тем указом урочных 20 лет; а какие по причине того сального промысла сделаны в Архангелогородской губернии еще на какие-либо товары запрещения и все то, что сверх того сделано, уничтожить без всякого изъятия.

5. Порт города Архангельского всеми теми преимуществами и выгодностями снабдить, какими Санктпетербургский пользуется, и всяких товаров привоз и отпуск беспрепятственно позволяем, с равною против Санктпетербургского и прочих портов свободою и пошлиною, как и по публикованному в 1755 году новому таможенному уставу велено возить в Санктпетербург и к городу все невозбранно <…>

8. Смоляной торг, бывший по прежним указам казенным, а с 1726 по 1740 в вольной торговле, а с 1740 паки казенным, как то и в 1743 году именным, блаженной и вечной славы достойной памяти, Государыни Императрицы Елизаветы Петровны указом подтверждено, а с 1760 года отданный в содержание на 20 лет генералу аншефу Нарышкину, из платежа, кроме пошлин, прибыльной суммы в казну по 8396 рублей в год, отдать в вольную торговлю всем, кто бы ни пожелал оным торговать и за море отпускать, с преждеположенною в тарифе пошлиною, расположа вышепомянутую казенную прибыльную сумму 8396 рублей, к той же пошлине прибавить, и к откупу таможенных сборов приложить, дабы оные ежегодно в казну доходили <…>

11. Данное в 1759 году обер-инспектору Шемякину позволение вывозить одному ему в Россию и продавать потребный для фабрик шелк всяких сортов, как сырец, так и крашеный без платежа пошлин и для закупки китайского, также для заготовления по способности через Турцию и Польшу италианского шелка, в разсуждении, что туда вексельного курса нет, отпуска на китайскую границу камчатские бобры, да украинскую и прочую мерлушку, и всяких родов белку с пошлиною, отменить. И как выписывание шелка, так отпуск о промысел бобров (кои до сего времени в казенном торгу состояли) то же и мерлушку и белки, чем прежде все купечество пользовалось, оставить в вольной торговле на прежнем основании, и с положенною по тарифам пошлиною.

12. Китайский караван, который пред сим, по силе заключенного в 1728 году трактата, через каждые три лета отправлялся из казны, отдать в вольную торговлю и позволить всем, кто бы ни пожелал, как на границе торговать, так и в самый Пекин с платежом пошлин по тарифу в сходственность с постановленным о том трактате между Российскою империею и Китайским государством пунктом, товары свои отправлять по примеру преждепосыланных казенных караванов <…>

16. Учиненное о компаниях от Астраханского порта в Персию, Хиву и Бухарию запрещение, дабы незаписавшимся в те компании другим не торговать, уничтожить и отныне для общей всем торгующим пользы и удовольствия, не только при том Астраханском порте, но и в Персию, также в Хиву и Бухару всеми дозволенными Российского продукта и иностранными товарами торги производить и мореходные суда иметь, как им, обер-директору и Саханову с товарищами, так и другим всем невозбранно <…>

18. В Астраханской губернии тюленевый промысел, который отдан на откуп и в содержание с 1751 по 1768 год покойному генерел-фельдмаршалу графу Шувалову из платежа в год по 264 рубля по 70 ¼ копеек, уничтожа оный, оставить астраханскому купечеству в вольной торговле, как и прежде состоял <…>

20. Табачный откуп, который, напоследок, с 1759 года из платежа откупной суммы по 70 000 рублей в год, отдан на 20 лет покойному генерал-фельдмаршалу графу Шувалову и его наследникам и, кроме его, другим никому, как внутри государства табаком торговать, так и за море и за границы отпускать не велено, в рассуждении того, чтоб не один, но все общество тем торгом пользовалось, уничтожить и как внутри здешнего государства табаком торговать, так и за море и за границы отпускать позволить всем невозбранно; но чтоб получаемая с того табачного откупа сумма по 70 000 рублей в год вовсе не пропала, и казна сего дохода не лишилась, то велеть вместо собираемой ныне с табаку пятикопеечной пошлины брать при отпуске за море и за границы с каждого пуда по 20 копеек, считая оные на российские деньги, а не на ефимки.


Полное собрание законов Российской империи. Т. XVI. № 11.630.

Тема IV
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева

Народные восстания XVIII в. продолжали события «бунташного» XVII в. Вместе с этим новые социально-экономические и политические реалии обостряли классовые противоречия в XVIII в. Оформление и укрепление абсолютистского государства, прикрепление к подушной подати сельского и посадского населения, ужесточение и углубление крепостничества, расширение дворянских привилегий и злоупотребления органов власти на местах вызвали протест народных масс.

Петровские преобразования значительно ухудшили положение посадского и крестьянского населения в центре страны. В отдаленные регионы страны, еще не охваченные крепостническтвом, устремлялись потоки беглых из центральных губерний России. Однако в условиях ведения Северной войны и здесь беглых ожидали непосильные налоги и злоупотребления местных воевод и начальников. Эти факторы вызвали крупное выступление стрельцов и казаков в Астрахани 1705 г., восстание на Дону под предводительством К. Булавина в 1707–1708 гг. и восстание в Башкирии в 1705–1711 гг.

Существенной особенностью народных выступлений XVIII в., в отличие от предшествующего столетия, стало расширение социальной базы недовольных. Мотивы выступления отдельных социальных групп были продиктованы спецификой их положения в системе абсолютистского крепостнического государства. Для помещичьих крестьян борьба становилась следствием повышения феодальной ренты в условиях втягивания помещичьих хозяйств в рыночные отношения и злоупотреблений со стороны помещиков. Новым явлением социальной борьбы во второй половине XVIII в. становится активное участие приписных крестьян и работных людей на мануфактурах и заводах. Приписка к заводам государственных крестьян означала резкое ухудшение их положения, так как заводчики использовали приписных крестьян на самых тяжелых работах, а платили в несколько раз меньше, нежели вольнонаемным рабочим. Поэтому вместе с работными людьми приписные крестьяне выступали против злоупотреблений заводских начальников и за улучшение условий труда. Наиболее крупными выступлениями работных людей стали восстания на Урале (1750–1760), в Карелии (1769–1771) и Чумной бунт в Москве в сентябре 1771 г.

Самым крупным антикрепостническим движением в России стала крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Казак Зимовейской станицы Емельян Иванович Пугачев (1742–1775) в конце 1772 г. появился на Яике и выдал себя за императора Петра III. Группа казаков, недовольная правительственной политикой ущемления своих социально-экономических привилегий, поддержала Е. И. Пугачева. Уже через несколько недель повстанческая армия, численность которой доходила до 30 000 человек, нанесла поражения регулярным войскам. Неподалеку от осаждаемого Оренбурга была создана главная ставка Е. И. Пугачева, из которой осуществлялось руководство армией, и распространялись манифесты «императора Петра III».

Крестьянская война охватила огромную территорию Южного и Среднего Урала, Приуралья и Поволжья. В боевых действиях в армии Пугачева принимали участие казаки, работные люди, крестьяне и представители нерусских народностей.

В июле 1774 г. войска Е. И. Пугачева после неудачной осады Казанского кремля переправились на правый берег Волги. Карательные правительственные войска в это время уже значительно превосходили по численности войска восставших. После неудачной осады Царицына в августе 1774 г. Е. И. Пугачев переправился на левый берег Волги, где он был пленен яицкими казаками и выдан властям.

PAGE_BREAK--После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута острой критике. В правящих кругах пришли к тому заключению, что внутреннее производство не развилось в первой четверти XVIII в. настолько, чтобы в его интересах стеснять привоз иностранных товаров. Показательно в этом отношении заключение Комиссии о коммерции - высшего экономического органа страны («к коему Коммерц-коллегия входила с рапортами») о состоянии игольного производства: “Игольная фабрика самая вредительная государству, понеже на оной фабрике ни единой доброй иглы не делают, от чего государство, паче крестьянство, терпят великую нужду:
- в негодности тех игол;
- что иностранные иглы продавались тем временем по 10 алтын тысяча, а иглы негодные здешние продаются по 20 алтын и выше”.
Одновременно обнаружилась неспособность таможенной службы и таможенной инфраструктуры противостоять ввозу контрабандных товаров, приток которых провоцировался тарифом 1724г. Более того, сам механизм взимания таможенных платежен, отличавшийся крайним несовершенством, не побуждал таможенных чиновников радеть о казенном интересе. В самом деле, оберцольнерам было предоставлено право и даже вменено в обязанность принимать на себя товар, цена которого при перемещении через границу сознательно занижалась, с уплатой купцу-нарушителю объявленной стоимости товара с прибавлением одной пятой части. Это вынуждало оберцольнеров не только вступать в коммерческие отношения с купцами-перекупщиками, но и закрывать глаза на явные злоупотребления со стороны торговых людей, которые с этого времени могли без опасений занижать стоимость товара на 20%. Ведь если рублевый товар оценивался купцом в 80 коп., то таможенный чиновник, пожелавший оставить товар за таможней, уплачивал купцу 96 коп. Последний только выигрывал от такой “сделки”, позволявшей развязаться с целой партией товара. Оберцольнер же оставался внакладе, поскольку ему было невозможно реализовать даже за 96 коп. то, что торговец- профессионал продавал на месте за 1 руб.
Денежное и иное содержание таможенников было крайне незначительным. Низшие чины вовсе не получали жалования и должны была кормиться из таможенных доходов. Неудивительно, что таможенные чиновники стяжали славу наиболее продажных. Их нравственный облик был настолько непривлекателен, что возникали предания, будто в прежнее время все споры в таможне разрешались быстро и справедливо.
В интересах развития внешней торговли и для пользы “лучшего распорядку в купечестве” в 1729г. был издан вексельный устав. Примерно к этому же времени относится создание национальной таможенной статистики. Таможням было предписано составлять реестры привозным и отпускным товарам по всем статьям тарифа. С на чала 40-х гг. XVIII в. составлялись ведомости о внешней торговле по всей империи. Наконец, в 1731г. был принят Морской пошлинный регламент или устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты и подробно описавший процедуры таможенных формальностей. В частности, всякому корабельщику вменялось в обязанность сочинить на собственном языке и предоставить таможенную декларацию с указанием названия судна, своего имени, национальности и страны отправления, а также с подробным описанием ввозимых товаров. При этом иностранцам под угрозой “великого неотменного штрафа запрещалось, чтоб никого из таможенных служителей при отправлении их дела непристойными словами не поносили или весьма побоями не оскорбляли”.
В середине 18 века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записей в книгах была весьма сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли и по инициативе графа П.Н.Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х годах 18 века и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 годах была проведена крупная таможенная реформа.
Данный вопрос мы и рассмотрим в следующем параграфе реферата.

2. Таможенный проект графа Шувалова
Хотя таможенные пошлины составляли значительную часть государствен­ного дохода существование внутренних таможен и обложение внутренней торговли таможенными пошлинами самым негативным об­разом сказывались на формировании общероссийского рынка и развитии внут­реннего товарообмена. Например, на пути от Троице-Сергиевой Лавры до Москвы, то есть на расстоянии в 60 верст, торговец должен был уплатить сбор в четырех или пяти местах, в том числе и там, где он объезжает мост или гать. На оплату этих сборов, пошлин с продажи товара и на содержание лошади в пути у крестьянина зачастую уходила половина суммы, вырученной от прода­жи товаров. К тому же взимание сборов сопровождалось массой злоупотреб­лений со стороны, как верных сборщиков, так и таможенных откупщиков.
Отмене внутренних пошлин в России предшествовали некоторые изменения в системе внутренних торговых сборов. Как уже отмечалось, начало XVIII века сопровождалось введением новых пошлин, но уже во второй четверти XVIII ве­ка обнаружились признаки ослабления системы внутренних таможен, несоот­ветствия их целям развития товарооборота.
С 20-х годов XVIII века один за другим стали появляться проекты пере­стройки таможенной системы во всех ее звеньях. Все эти проекты, однако, воз­никали и обсуждались независимо друг от друга, так как до 1750-х годов еще не существовало единой концепции перестройки таможенной системы в целом. Шестнадцатого марта 1753 года граф П. И. Шувалов, занимавший руко­водящее положение в правительстве Елизаветы Петровны, внес в Сенат новый проект, предложив отменить «во внутренних городах внутренние все сборы, кои во внутренних таможня собираются», а суммы этих сборов «расположить на портовые и пограничные таможенные сборы», для чего, по его расчетам, следовало повысить пошлины во внешней торговле с 5 до 13 копеек с рубля, а также заменить устаревший тариф 1731 года новым тарифом.
Сенат одобрил проект П. И. Шувалова 18 августа 1753 года. Спустя че­тыре месяца, 18 декабря, сенатский доклад утвердила императрица Елизаве­та Петровна, а 20 декабря был опубликован именной манифест «Об уничто­жении внутренних таможенных и мелочных сборов». В манифесте призна­валось, «какие от сборщиков внутрь Государства таможенных пошлин про­исходят отягощения подверженным к платежу оных», указывалось, что от «грабительства и воровства» и других злоупотреблений при сборе таможен­ных пошлин «купечеству помешательство в торгах, перебойка товаров и про­чие убытки следуют». Внутренние таможенные пошлины объявлялись препят­ствующими «умножению благополучия и силы Государства и народа», вслед­ствие чего всемилостивейше повелевалось «все Таможни, имеющиеся внутри Государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить». В манифесте пе­речислены 17 видов упраздняемых внутренних сборов. Среди них главным видом были таможенные пошлины «с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов». Провозглашалась отмена проезжих пошлин («с найма извозчи­ков», «с извозу», «с плавных судов», «привальные» и «отвальные», «с мос­тов и перевозов (кроме Санктпетербурга)»). Были отменены и остальные внутренние торговые и канцелярские сборы, которые собирались сверх пяти­процентной внутренней таможенной пошлины.
12 мая 1754 года Елизавета подписала сенатский доклад, предусматривав­ший перестройку пограничной таможенной системы по юго-западной и южной границам. К декабрю 1755 года по сухопутным границам России было создано 27 пограничных таможен (не считая 6 сибирских) с целой системой форпостов и застав на всем протяжении государственной границы. Кроме того, имелось 15 портовых таможен.
Портовые и пограничные пошлины стали единственными таможенными пошлинами в стране. Необходимо отметить, что в России ликвидация внутрен­них пошлин произошла раньше, чем в других европейских странах.
Таким образом, закончилась целая эпоха в истории российской таможен­ной политики.
1 декабря 1755 года императорским указом был принят таможенный устав России, отражавший новые экономические реалии, сложившиеся с связи с от­меной внутренних таможен и таможенных сборов. В его 15 главах подробным образом рассмотрены различные аспекты таможенной политики Российского го­сударства. В преамбуле устава, в частности, еще раз объяснялись причины, по­будившие правительство освободить внутреннюю торговлю от обременитель­ных таможенных пошлин: «Сколь нужно есть установление доброй и порядоч­ной коммерции с окрестными государствами, способом которой надежное бы­вает государственных доходов приумножение, столь надлежит за главное при том почитать, чтобы сбором внутренних пошлин народ отягощен не был, но ус­тановленным к тому порядком пользуясь, мог бы беспрепятственно продолжать к приумножению государственного интереса полезную с иностранными государ­ствами коммерцию, довольствуясь разными выгодами в обращениях внутри го­сударства нашего торгов. Вследствие чего в прошлом 1753 году Сенат наш че­рез поданный нам доклад всеподданнейше доносил, что изобретенным средством нашим сенатором и кавалером графом Шуваловым, о котором он в предложе­нии своем подробно изъяснил, ко облегчению всенародному надлежит все внут­ренние таможни уничтожить, и разного звания пошлинные и прочие изнутри нашего государства собираемые сборы, от которых всегдашнее нашим поддан­ным происходит отягощение и немалое разорение, оставить; что мы к немало­му нашему удовольствию, видев из оного общенародную пользу и облегчение, всемилостивейше конфирмовали».
По всей стране ликвидируемые таможни должны были составить отчет и «в самой скорости» передать свое делопроизводство - «все дела и книги» - в местные губернские и провинциальные канцелярии. Туда же переходили и тамо­женные чиновники - «приказные служители»
Радикальная таможенная реформа 1753 года, освободившая внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин, за счет роста ставок та­рифа при заграничной торговле принесла российской казне значительную при­быль. Так, если при императрице Елизавете Петровне таможенные сборы со­ставляли, как указывалось, около 900 тыс. рублей в год, то в начале царство­вания Екатерины II пограничные таможни доставляли казне уже свыше 2 млн. рублей.

3. Реализация таможенной реформы Шувалова
Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 года. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможенные пошлины 1724 года. Согласно тарифу 1757г. размер таможенного обложения ввозимых фабрично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17, 5-25%-й адвалорной ставкой (“ефимочной” пошлиной), а также “внутренней” пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.
Тариф 1757г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и “ходячими” деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.
В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.
Одновременно с этим правительство решилось вновь ввести откупную систему. В 1758 г. оно вверило таможенное управление по сухопутной западной границе Шемякину и Ко, уполномочив их на шестилетний срок взимать таможенные сборы, не притесняя при этом купцов и не требуя с них лишнего. Им также вменялось в обязанность вести таможенные книги и предоставлять в Коммерц-коллегию верные рапорты о привозе и вывозе товаров. Компания обязывалась не только уплачивать откупную сумму, но также содержать таможни и выплачивать жалованье таможенным служащим. Одновременно она получила право осуществлять кадровую политику вплоть до замещения управляющих таможнями (обычно назначавшихся из отставных обер-офицеров) свободными лицами любого звания.
Дальнейшее развитие событий показало ошибочность всей затеи с возрождением откупной системы. Шемякина, задолжавшего казне, обвинили в непредоставлении срочных балансовых ведомостей о поступлении таможенных платежей, подлогах в таможенной документации, потворстве купцам, с которых при перемещении товаров через границу пошлина взималась в меньшем размере, чем следовало согласно действующему тарифу и др. Контракт с компанией был расторгнут. Шемякин оказался а тюрьме. В 1762г. таможни вновь перешли в казенное ведение и управление.
Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II (1761-1796 гг.) было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение. Об этом свидетельствуют десятки пространных записок по таможенной проблематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.
Важной побудительной причиной такой необычной активности в обществе стало широкое проникновение в страну из-за рубежа идей меркантилизма, физиократизма, фритредерства. Сама императрица в большей степени разделяла учение физиократов (Ф.Кенэ, А.Р.Тюрго и др.), признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства и выступавших сторонниками свободной торговли. В своем известном Наказе Комиссии по составлению нового уложения она записала: “Предел торговли есть вывоз и привоз товаров в пользу государства, предел таможен есть известный сбор с сего самого вывоза и привоза товаров в пользу также государства; для сего должно государство держать такую середину между таможнею и торговлею и делать такие распоряжения, чтобы сии две вещи одна другую не затрудняли, тогда наслаждаются там всегда вольностью торговли”.
Вместе с тем нельзя сказать, что экономические воззрения Екатерины II отличились последовательностью. Слова императрицы “вольность торговли не то, когда торгующим дозволяется делать, что они захотят… что стесняет торгующего, то не стесняет торговлю” свидетельствуют, что она допускала в принципе государственное вмешательство в дела торговли, несовместимое со свободой торговли. В своей практической деятельности Екатерина II была “очень далека от того, чтобы открыть границы империи для беспрепятственной свободной торговли” (В.Витчевский).
При всех колебаниях Екатерина II все же была противницей непосредственного государственного вмешательства в сферу экономических отношений. Тотчас по вступлении на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба (при условии его относительной дешевизны внутри страны), узкого холста, соломы и других товаров. Закон 1762 г. уравнял в правах порты в Архангельске и Петербурге. В 1763 г. при дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П.Шаховским, приступившая к составлению нового тарифа. В мае 1766 г. результаты ее работы были доложены императрице и получили высочайшее одобрение.

4. Новый таможенный тариф
Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766г., а с 1 марта 1767г. он вступил в силу в большинстве таможен империи. Поддержав предложение Комиссии о коммерции о регулярном пересмотре тарифа, Екатерина II поручила Коммерц-коллегии пересматривать одобренный тариф каждые 5 лет, используя для этого достоверные справки из таможен “и перемещать товары по надобности из одного в другое правило, умеривая прибавку пошлины по распространению или уменьшению торгу каждого товара”.
От тарифа 1757г. новый отличался тем, что, во-первых, все импортные товары, которые в России не производились “и без которых для общей нужды никак обойтись нельзя”, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной; во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находилось в зачаточном состоянии; в-третьих, ввозные пошлины на “материалы или составы” для отечественных предприятий также отличались умеренностью; в-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной в сравнении с полуфабрикатами; в-пятых, импортные товары, производство аналогов которых в стране уже было освоено, облагались сравнительно высокой 30%-й пошлиной, признававшейся совершенно достаточной для поощрения внутреннего производства, а, “ежели того недовольно окажется, то ясно заключить можно, что такие фабрики держать бесполезно”.
продолжение
--PAGE_BREAK--Вывозные пошлины отличались еще большей умеренностью, составляя по общему правилу 5°/о с объявленной цены товара. При этом сырьевой экспорт подлежал повышенному пошлинному обложению в сравнении с экспортом обработанных товаров.
Принятие тарифа 1766г. означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В то же время не следует преувеличивать его либеральную направленность. Новый тариф скорее отвечал духу умеренного протекционизма. Отдельные же его статьи, например, о запрещении экспорта некоторых жизненно важных товаров или о 200%-й ввозной пошлине на товары, внутреннее производство которых достигло значительных размеров, носили явные следы таможенной политики петровского времени.
После отмены в 1762г. таможенной откупной системы и возвращения таможен в казенное ведомство была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия во главе с Эрнстом Минихом, которой и было поручено управление таможенным делом. Изменился социальный состав таможенных чиновников. В результате кадровых перестановок откупного периода на таможенную службу пришло немало разночинцев. После реорганизации 1762г. большинство из них сохранило за собой прежние должности, в том числе управляющих таможнями.
Несмотря на эти и другие реорганизационные мероприятия эффективность таможенной системы в целом оставалась невысокой. Как и прежде, она не могла положить конец контрабандному ввозу. Стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией по всему ее протяжению таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализация внешней торговли путем понижения ставок таможенных пошлин, установленных тарифом 1766 года. По мнению Комиссии о коммерции только это могло снять остроту проблемы контрабандного ввоза.
С конца 1781 г. началась работа по составлению нового тарифа. Сначала были выработаны общие правила, т.е. намечены категории товаров. Затем товары были распределены по категориям с установлением расценок и размеров пошлинного обложения. При этом Комиссия о коммерции руководствовалась указанием Екатерины II о том, чтобы российские товары (особенно высокой степени обработки), предназначенные на экспорт, а также иностранные товары, “необходимые для русского народа”, и те, внутреннее производство которых было незначительным (при условии, “чтобы не было нанесено подрыва русским фабрикам и рукоделиям”), были обложены умеренными пошлинами. 27 сентября 1782 г. проект тарифа был утвержден императрицей и передан в Сенат для опубликования.
С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья; очень умеренной пошлиной облагались импортируемые полуфабрикаты; на дорогую мебель, ткани высших сортов, которые также выделывались в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20%, на импортируемые предметы роскоши, которые производились в России в достаточном количестве, была установлена пошлина до 30%; вывозные пошлины были понижены до 2-4%; в тарифе фигурировал целый ряд товаров (селитра, ядра и т.п.), ранее запрещенных к вывозу из страны. Размер оклада с этих и других экспортных товаров, ранее обложенных 200%, понижался до 30%. Пошлину было определено взимать с иностранцев наполовину ефимками, наполовину “ходячими” деньгами.
Русским и англичанам было дозволено уплачивать пошлину русскою монетой. Таможням, затруднявшимся с определением статьи, по которой следовало взыскивать пошлину, предписывалось направлять образцы соответствующих товаров в Главную над таможенными сборами канцелярию.
Таким образом, тариф 1782г. вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. За редким исключением в нем отсутствовали запретительные статьи. Большинство импортных товаров было обложено 10%-й пошлиной. Множество товаров (главным образом экспортных) было вообще освобождено от пошлин.
Именным указом Екатерины Сенату от 27 сентября 1782 г. “Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров” в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты (губернского коллегиального органа Министерства финансов по департаменту государственного казначейства) по делам таможенным “добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным”. Предполагалось иметь двух объездчиков на каждые 10 и одного таможенного пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе. Если объездчик не в состоянии был сам задержать контрабандистов, он должен был преследовать их до ближайшего селения и там обращаться за помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть конфискованных товаров передавалось в пользу задержателей. Таможенный надзиратель наблюдал за действиями объездчиков. Под его непосредственным началом находилась два особых таможенных объездчика. В скором времени обнаружилась недостаточность принятых мер. В стремлении остановить контрабандный поток правительство Екатерины II пошло на крайность, издав в середине 1789 г. указ о запрещении привоза в Россию товаров через сухопутные таможни по западной границе. Сильная сторона принятого решения заключалась в том, что “всякому таможенному служителю, объездчику, надзирателю, також всем и каждому, какого бы звания ни был” даже за содействие в поимке или обнаружении контрабанды полагалась награда в виде конфискованного товара за вычетом ввозной пошлины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поворот в таможенном деле России произошел в годы царствования Елизаветы Петровны (1741 - 1761).
Важнейшим мероприятием в области таможенной политики при Елизавете Петровне явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме “мытов”, “перевозов”, “мостовщины” и др. существовало еще множество всяких “мелочных сборов”, сильно стеснявших внутренюю торговлю.
Автором давно назревшей реформы стал П.И.Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 “мелочных сборов” были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнительное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.
В последние годы своего царствования (начиная с 1793г.) Екатерина II почти совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 апреля 1793г. ею был подписан Манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию различных товаров. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе 14 сентября 1795г., при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить фискальные интересы казначейства.
Новый таможенный тариф должен был вступить в силу с 1 января 1797 года. Этого не случилось только потому, что Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796г., отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако в 1800г. запрет на ввоз в Россию целого ряда товаров все же был наложен. В марте 1801г. Павел I запретил вывоз товаров из русских портов не иначе как с высочайшего разрешения.

ЛИТЕРАТУРА
1. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Драганова В.Г. Основы таможенного дела. -2-е изд. – М.: Экономика, 2003
3. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского 907 – 1995 гг. -2 –е изд. М., 2001.
4. Козырин А.Н. Таможенное право России. -2-е изд. – М.: 2004.
5. Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуск 1. «Развитие таможенного дела в России». М., 2001.
6. Таможенное дело в России. X - начало XX вв. СПб., 2002.
7. Таможенный кодекс РФ. – М.: ИНФРА-М, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Указ императрицы Елизаветы Петровны
«Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов».
1753 год
10. 164. - Декабря 20. Именный. - Об уничтожении внутреннихъ тамоменыхъ и мелочныхъ сборовъ. - Съ приложением Высочайше утвержденнаго доклада Сената по сему предмету.
Объявляемъ во всенародное извъстiе. Благополучiе и силу Государства и народа умножать и возстановлять, Наше удовольствiе и желаше о томъ всегдашнее попечете имъя, разными способы по многимъ матерiямъ со времени возшествiя Нашего на Прародительски и Родителей Нашихъ Престолъ возобновлять не оставили; отъ чего Богу, спомоществуюшему Намъ, благо дареше. Государство въ цветущую силу и славу возрастаете народъ, темъ пользуяся, въ лучшее состояше приходить началъ; между прочимъ Всемилостивъйше усмотръли, катя отъ сборщиковъ внутрь Государства таможенныхъ пошлинъ происходять отягошеюя подверженным» къ платежу оныхъ, хотя они безъ наказашя по изслъдоваши не оставляются, но пресъвчетя не видно, а всегдашшя приметки, грабительство и воровство, а отъ того слъдствш коммисш такъ умножаются, что учрежденнымъ мъстамъ для расправь и судовъ настояшихъ дълъ теченiе пресъкаютъ, купечеству жъ помешательство въ торгахъ, перебойка товаровъ и прочiе убытки слъдуютъ; то какъ для сего, а особливо, дабы народъ въ лучшее состояше и силу предъ нынъшнимъ привести, положенной въ подушной окладъ, и какъ оной, такъ и всякаго звашя людей, который слъдующимъ платежамъ подвергнуть, изъ Нашей Императорской милости къ народу и любви отечеству, върноподданныхъ Нашихъ Всемилостивъйше жалуемъ и освобождаемъ отъ платежа внутри Государства таможенныхъ и мелочныхъ сборовъ, то есть:
1. Таможенныхъ съ товаровъ, съ хлъба и со всякихъ съестныхъ припасовъ, съ съна и съ дровъ и съ прочаго, что въ Москвъ въ большую, номерную и мытенную, такожъ и въ другихъ городахъ въ Таможни сбиралось (кромъ конскихь пошлинъ);
2. Съ найма извошиковъ и съ плавныхъ судовъ десятой доли, и съ извозу;
3. Съ клейменiя хомутовъ;
4. Съ мостовъ и перевозовъ (кромъ Санктпетербурга);
5. Вмъсто валешныхъ подымныхъ;
6. Съ подпалыхъ и палыхъ лошадиныхъ и яловичныхъ кожъ и съ скотины;
7. Привальныхъ и отвальныхъ;
8. Съ Яицкой рыбы десятаго сбора;
9. Канцелярскихъ мелочныхъ;
10. Съ ледоколу и съ водопою;
11. Съ четвериковъ помърныхъ;
12. Съ продажи дегтя;
13. Съ въсовъ въсчихъ товаровъ;
14. Съ каменнаго жерноваго промысла я горчетаой глины;
15. Съ проъзжихь грамотъ печатныхъ, которыя сбираются въ казанской Таможяъ съ проъзжихъ торговыхъ людей при объявленш выписей;
16. Вычетныхъ у винныхъ подрядчиковъ и у объявителей за домовыми расходы недонимаемыхъ по вьписямъ Таможеншыхъ пошлинъ;
17. Съ таможеннаго письма.
Какое же облегчете изъ сего Всемилостивъйшаго Нашего установлеюя верноподданному Нашему народу, следующему къ платежу вышеимеиованныхъ сборовъ, произойдетъ отъ разныхъ при оныхъ бываемыхъ слу-чаевъ, и притомъ какъ велико число сбираемыхъ съ нихъ до сего денегъ, которое не въ одномъ, но болъе въ милiонахъ состояло, положеннымъ въ подушной окладъ останется; сколько жъ по онымъ сборамъ доносов», а по иихъ продолжительныхъ слъдствiевъ въ Государства было и есть, по которымъ безчисленное истязанiе, гибель людей и разореше домовъ происходило, какъ отъ правыхъ, такь и ложныхъ доносовъ, что симъ въ пресъченiи Таможенъ конепъ свой возметъ, ибо тотъ случай, по которому оное происходило, искореняется; чего ради Всемилостиввйше повелеваемъ: всъ Таможни, имъющiяся внутри Государства (кромъ портовыхъ и пограничньтхъ) уничтожить, и какъ имъ не быть, такъ и вышеписаннаго сбора не сбирать, а ту сумму сбирать въ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, съ привознаго и отвознаго товара внутренiя пошлины единственно по 13 копъекъ съ каждаго рубля, болъе жъ сего съ того товара, съ которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую какъ иностранные и Россiйскiе купцы съ привоз-ныхъ, такъ подданные Наши съ отвозньгхъ товаровъ платить имеютъ, ибо подданные Наши Россiйскiе купцы, внутри Государства Нашего всяюе товары продавать и покупать будутъ безпошлинно, которой пошлины съ одного товара съ продажи и съ покупки въ одинъ рядъ бываетъ въ платежи по гривн съ рубля, а съ перепродажи одинъ другому сверхъ того пошлину жъ платили, и тако съ одного товара тройная пошлина и болъе въ платежъ бываетъ, а ньне тъ Наши подданные купыы отъ того всего уже будутъ свободны, а только той внутренней пошлины, какъ выше сего явствуетъ, платить будутъ въ однъхъ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, противъ прежняго при портахъ внутренняго платежа, 5 копъекъ, съ прибавкою токмо по 8 копъекъ съ рубля; также и иностранные купцы отъ платежа той внутренней пошлины излишняго убытка пре-терпъть не могутъ, ибо они тъ свои товары продавать будутъ Россiйскимъ купцамъ, не инако, какъ съ прiумножеюемъ той пошлины. кто жъ изъ Нашихъ Россiйскихъ подданныхъ купцовъ о поставки къ портамъ товаровъ до ньшвшняго новаго учреждетя съ иностранными купцами контракты заключили, темъ быть въ своей силе, токмо по сему учрежденiю при портахъ и пограничныхъ Таможняхъ съ техъ товаровъ прежнее положенiе внутренней пошлины платить темъ, кто контрактомъ обязался, а къ тому вновь прибавочную 8 копъеекъ съ рубля платить Нашимъ подданнымъ, а не иностраннымъ, въ разсужденш последующей имъ изъ того пользы; буде же прежняго положешя пошлину кому платить въ контрактахъ заключенныхъ не написано, то и оная остается въ платежъ со стороны подданныхъ Нашихъ; положенныя жъ платежемъ съ привозу и отвозу товаровъ по Тарифу портовыя ефимочныя пошлины остаются впредь до указа на прежнемъ основами. И сей Нашего Императорскаго Величества указъ действо свое взять имъетъ будущаго 1754 года Апреля съ 1 дня, къ которому времени стараться всъ таможеиныя выписи платежемъ очистить, а между темъ Сенату Все-милостивъйше поведали потребныя учрежденiя къ тому времени сделать, которыя тогда и публикуются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Шувалов Петр Иванович (1710-1762) Выдающийся государственный деятель России граф Петр Иванович Шувалов родился в 1710 году (по другим данным - в 1711). Происходил из дворянского и графского рода, история которого прослеживается с XVI века. Из рядных записей и актов следует, что во второй половине XVI века в Костромском уезде жил помещик Дмитрий Шувалов. Его внук Андрей Семенович был воеводой (1616). Один из родственников Андрея, Данило, состоял московским стрелецким сотником (1636) и впоследствии был пожалован в бояре (1669). Отец П.И. Шувалова - Иван Максимович, правнук Андрея Семеновича, был вызван к службе реформами Петра I, занимал значительные, хотя и не первостепенные должности, был обер-комендантом Выборга, определял границу между Россией и Швецией, содействовал заключению Ништадтского мира. Умер он в 1736г. губернатором в Архангельске, генерал-лейтенантом, кавалером ордена Св. Александра Невского.
Именно своему отцу, Ивану Максимовичу, обязаны началом военно-придворной карьеры двое его сыновей - старший Александр и младший Петр. В последние годы царствования Петра Великого И.М. Шувалов, тогда еще комендант Выборга, имел случай определить своих сыновей пажами к Высочайшему двору. Не было секретом, что образованием пажей того времени была сама служба, участие в обедах и ассамблеях, «мир, двор, путешествия, походы и балы», но не серьезная учеба. В записках камер-юнкера Голштинского двора мы встречаем упоминание о церемонии коронования Екатерины в 1724г. В процессии в парадных зеленых бархатных кафтанах, белокурых париках и с белыми перьями на шляпах - пажи, среди которых братья Шуваловы. Сроки службы пажей, присягнувших «живота не щадить», а что «поверено будет, со всей молчаливостью тайно содержать», составляли от 4 до 6 лет. Это давало возможность усвоить обычаи двора и получить подготовку для продолжения придворной карьеры или службы офицерами в гвардии.
продолжение
--PAGE_BREAK--

Причины возврата таможенных пошлин

В современном мире достаточно часто осуществляются процедуры импорта и экспорта. За каждую операцию, касающуюся передвижения товара, декларант должен выплачивать денежные средства в пользу таможенных органов.

Определение 1

Под плательщиками таможенных платежей понимают субъекты (юридические или физические лица), у которых возникает обязанность выплаты таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товара через государственную границу.

Таможенную пошлину на ввозной товар исчисляют в зависимости от базы исчисления таможенной пошлины.

Ставки, установленные на вывоз товара, устанавливаются на уровне законодательства государств – членов Союза.

Для правильного определения тарифа очень важно использовать верную классификацию товара, правильно определить страну происхождения и рассчитать базу.

Обязанность по уплате возникает в случае, если:

  1. товар перемещается через границу Таможенного союза. Данная обязанность возникает в случае, если был ввезен иностранный товар на территорию Таможенного союза,
  2. если данный вид товара входит в список товаров, подпадающих под обязательное таможенное обложение.

Возврат таможенных пошлин происходит в том случае, если они подлежат возврату. Необходимые документы вместе с заявлением подают в налоговую службу, где осуществлялось декларирование товара. В случае, если порядок использовался в формате централизованного вида, то заключается соглашение с применением указанных условий. Реверсирование возможно использовать не позднее трех лет с момент, когда взыскали уплату.

Причины, по которым декларант переплатил сумму таможенных пошлин, могут быть разные, но не во всех случаях, переплаченную сумму можно вернуть. Поэтому перед тем, как подготовить документы, необходимо понять в какие организации необходимо обратиться. Помимо этого, очень много зависит от самой компании. Так, например, во многих компаниях, которые перевозит определенную продукцию через таможню, все трудности принято решать в момент рабочего процесса.

Как правило известно, какую сумму организация перечисляет таможне за постоянную перевозку товара. Данные денежные средства именуют платежами. Однако, к концу года при подведении итогов, руководство порой замечает переплату. Причины этому совершенно разные. Например, таможенный орган не соглашается с количеством отсканированных документов. В этом случае можно сделать вывод, что таможня переквалифицировала груз самостоятельно. В результате вместо текущей таможенной пошлины, ее уплатили в двойном размере. Еще может возникнуть такая ситуация, когда таможня не согласилась с декларационными документами. Корректировка в этом случае произошла самостоятельно. Как итог, стоимость платежей увеличили.

Порядок возврата таможенных сборов

В случае, если порядок урегулирования спорной ситуации соблюдался, но при этом таможенный орган отказался возвращать платежи, то плательщик может обратиться в суд. Плательщик должен:

  1. обратиться в судебные инстанции,
  2. написать и предъявить заявление, в котором указана информация о том, что он хочет вернуть излишне оплаченную пошлину.
  3. доказать в суде при необходимости, что он заплатил излишнююсумму.

Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению прилагают следующие виды документов:

  • официальную бумагу, которая подтверждает, что перечисление авансовых транзакций прошло,
  • бумаги, которые указаны в части 4-7 текущей статьи (в зависимости от статуса лица),
  • другие документы, которые предоставляются лицом для подтверждения обоснованности возврата.

Заявление на возврат таможенных платежей

По закону таможенный орган обязан вернуть излишне уплаченные деньги, которые уплатили при ввозе товара в виде пошлин. Если контролирующие звено самостоятельно обнаружило оплату выше указанной суммы, то в течении месяца оно обязано предупредить плательщика о выявленном факте. Дополнительно прилагаются опциональные документы, которые характеризуют стоимость реверсирования.

Плательщиком подается специальное заявление о возврате пошлин, которые он уплатил. Данная форма утверждена Приказом ФТС России №2520, и к ней прилагаются перечисленные документы. Срок рассмотрения такого заявления не должен быть свыше одного месяца с того момента, когда данное заявление было подано совместно с документами.

На сегодняшний день разбор споров между плательщиками и таможенными органами тянется достаточно долго. Зачастую это происходит из-за отказов в возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин. Адвокатские услуги в данной сфере являются одними из самых востребованных на рынке юридических услуг. Так, в 2016 г. было рассмотрено свыше 300 тысяч дел по данному вопросу, сумма же по всем этим искам составила свыше 3,5 миллиардов рублей. Если рассматривать исход споров в процентном соотношении, то 94% дел было решено в пользу плательщиков.

Возврат таможенных пошлин достаточно сложная и спорная процедура. Таможенные органы априори не заинтересованы в возврате денежных средств плательщику. Так возникают длительные судебные тяжбы, что достаточно сильно влияет на экономическую составляющую субъекта. Декларант, зачастую, для отстаивания своих интересов, обращается за помощью к юристам. В большинстве случае суд все же становится на сторону декларанта.



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS