Реклама

Главная - Продукты питания 
Урок математики. Тема "Измерение длины отрезка

«Единицы измерения длины» - Единицы метрической системы мер. Единицы длины. Периметр квадрата. Если отрезок разделен на несколько частей, то его длина равна сумме. Периметр прямоугольника. Найти сторону квадрата. 1 км. На Руси использовали единицу «поприще». Сравнить длину измеряемого отрезка с отрезком единичной длины. 1 верста = 500 саженям.

«Метр» - Дециметр. Заполни таблицу: Сантиметр. Вырази в дециметрах: Древние единицы измерения: Что можно измерить с помощью метра? Вырази в метрах: Метр. Практическая работа. Урок математики во 2 классе по теме «Метр».

«Старинные русские меры длины» - Человек. Единицы измерения. Мера длины. Перст. Косая сажень. Пядь. Семь пядей во лбу. Фут. Шаг. Локоть. Верста. Царство. Сажень. Указчик. Сидит как аршин проглотил. Длина человеческого шага. Современные меры. Старинные русские меры длины в народных пословицах и поговорках. Аршин. Длина.

«Миллиметр» - Единица измерения длины – миллиметр. Физкультминутка. Единица измерения длины– МИЛЛИМЕТР. Конструирование коробочки для мелких предметов. Инженер. Линейка.

«Длина» - Математика. Удав. Длина. Какие карточки перевёрнуты. Найди нужную запись. Реши для себя. Задача. Какие числа спрятались в окошках. Сантиметр. Величины. Свойство. Какую коробку выбрать для карандаша. Задача Вовы.

«Русские меры длины» - Спрашивается, в какое время собака догонит зайца. Вершок. Локоть – расстояние от конца пальцев до локтевого сустава. 1 локоть приблизительно равен 46 см. Пядь. Взаимопроверка. Аршин. Старинных задачи. 1 аршин примерно равен 71 см. Маховая сажень –размах рук – равна примерно 2,5 аршинам. Пядь приблизительно равна 18 см составляла четверть аршина.

Форма урока: игра

  • познакомить с использованием сантиметра для измерения длин, упражнять в измерении;
  • познакомить со старинными мерами длины;
  • развивать внимание, ориентирование в пространстве, воображение;
  • воспитывать трудолюбие, доброе отношение друг другу.

Оборудование: раздаточный материал, сантиметровая лента, нить (1,5 м), нарисованная “большая” ладонь, презентация , мультфильм .

Ход урока

  1. Приветствие.

Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!

2. Оргмомент. Проверить готовность к уроку.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книга и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Сегодня у нас необычный урок математики. И начнем мы его с игры. Будьте внимательны. Если вы согласны, отвечайте хором – “да”, если не согласны – “нет”.

Мы друг друга понимаем?
Хором: Да, да, да!
- Хорошо всегда считаем?
Хором: Да, да, да!
- А задачи мы решаем?
Хором: Да, да, да!
- На уроке засыпаем?
Хором?
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моей одежде кто я по профессии. (Швея, портной).

Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьёт одежду).

Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую.

3. Устный счет.

3.1. “Лесенка”

А прийти в мастерскую можно по лесенке. Cлайд 3

Вы должны догадаться, какие числа пропущены, и назвать их (0, 10). Почему?

Молодцы! Так, теперь вы мои полноправные помощники.

3.2.Загадки.

А с какими же инструментами работает портной? Давайте отгадаем загадки.

  1. Я одноухая старуха.
    Я прыгаю по полотну
    И нитку длинную из уха,
    Как паутинку я тяну (иголка).
  2. Проведу им по бумаге:
    На листке зажгутся флаги
    Захочу, и, словно в сказке,
    Малышей помчат салазки
    Что сейчас в руках держу
    По бумаге, чем вожу (карандаш).
  3. Два братца

Одно сердце (ножницы). Слайд 4

Все эти инструменты нужны в мастерской.

3.2. Задание на внимание.

Портной еще должен быть внимательным, и я вам предлагаю задание на внимание. Слайд 5

Посмотрите внимательно на слайд, и через две минуты я уберу картинку, а вы должны будете выложить это изображение из палочек на столе. Слайд 6

Проверьте, какие вы внимательные. Поднимите руку, кто выполнил все правильно. Молодцы! Слайд 7

Из каких геометрических фигур состоит данное изображение.

Молодцы, вы оказались очень внимательными помощниками.

4. Введение в тему.

4.1. Измерение парт мерками.

А ещё портному надо уметь хорошо считать. У вас на столе лежат файлы, в которых находятся полоски (разной длины). Вам необходимо с помощью их измерить парты. Первый ряд измерят красными полосками, а второй ряд – синими. Работать будете в парах. И нашим девизом будут слова.

Слайд 8 “В одиночку не одолеешь и кочку”

Какую длину получил первый ряд, какую – второй (результат получился разный).

4.2. Просмотр фрагмента мультфильма.

Что такое, разве у нас парты разные? Ребята, с такой же проблемой столкнулся и герой мультфильма.

Слайд 9 Просмотр фрагмента мультфильма “38 попугаев”

Почему длина удава получилась разной? (измеряли разными предметами)

Какой выход можете предложить? (полоски должны быть одинаковыми…)

Физкультминутка.

Два щелчка пальцами над головой.

Если нравится тебе, то делай так:

Два хлопка за коленками.

Если нравится тебе, то делай так:

Два притопа ногами.

Если нравится тебе, то делай так:

Покажи класс (большой палец)

Если нравится тебе, то делай так, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай так, то делай все (повторяют все движения).

Для того чтобы измерять, люди придумали единые единицы измерения (Дм, см, км, м, мм.). И сегодня мы с вами познакомимся такой единицей измерения, как САНТИМЕТР. Слайд 10

Даже в сказках мы встречаем эти старинные названия. Слайд 11

4.3. Историческая справка с практической деятельностью учащихся.

Но такие измерения существовали не всегда. Даже в сказках мы встречаем эти старинные названия. В древности люди использовали для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Одной из самых распространенных единиц длины ЛОКОТЬ. Слайд 12

Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая на руку. И мне как портному часто приходилось иметь дело с такой единицей измерения. При помощи локтя я могу измерить длину ткани или нити (Учитель-мастер измеряет нить, затем предлагает измерить ученику).

Что заметили? (результат получился разный)

Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ. Слайд 13

Было даже такое выражение, как “семь пядей во лбу” (Учитель – мастер показывает меру длины на лбу и предлагает показать детям).

Как вы думаете, про какого человека можно сказать, что у него “семь пядей во лбу” (так говорили про умного человека).

А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ.

Было такое выражение “Косая сажень в плечах”. Про какого человека так могли сказать? (сильного)

Также были такие меры длины как ВЕРСТА, АРШИН, ВЕРШОК (“От горшка два вершка” (очень маленький)), ШАГ. Слайд 15

Ещё существует такая мера длины, как ЛАДОНЬ. Мне нужны два помощника. Я предлагаю вам измерить доску (сначала один ученик измеряет доску своей ладонью, а другой в специальной перчатке (большой)).

Что вы заметили? (результаты разные)

У нас опять получилась длина разная.

Удобно пользоваться старинными мерами длины? (Нет, получают разные результаты, так как человек имеет индивидуальное строение тела)

Мы еще раз убедились, что удобно измерять одинаковой величиной, такой как сантиметр. Это слово принято обозначать двумя буквами СМ. Слайд 16

5. Изучение новой темы.

Тема нашего урока: Измерение длин отрезка. Сантиметр. Сегодня на уроке мы будем учиться измерять предметы. Слайд 17

5.1. Введение понятия “сантиметр”.

У портного есть лента, называется она сантиметровая.

Для чего она нужна? (измерять).

А вы помощники, чем можете измерять (линейками, с ее помощью можно чертить отрезки и измерять их длину). Слайд 18

Что на ней изображено (черточки, цифры).

Это короткие отрезки. Вот расстояние от одной отметки до следующей называется сантиметр. Сколько здесь сантиметров-10см. Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается. Посмотрите на рисунок, и скажите, сколько сантиметров карандаш (10). Слайд 19

6. Закрепление пройденного материала.

6.1. Измерение ленты.

А теперь я предлагаю вам поработать с линейкой в тетради.

Достаньте ленту из файла желтого цвета. Вам необходимо отмерить от ленты часть, длиной 9 сантиметров. А девизом нам будут служить слова “Ум – впереди дела”. Слайд 20

Как вы должны измерять:

1.Взять линейку.

2. Положить линейку так, чтобы отметка 0 совпадало с началом ленты.

3.И где стоит отметка 9 провести линию отреза.

А я беру в руки ножницы, и буду заготавливать материал для мастерской. (Учитель – мастер собирает остатки ленты)

Приступаем к работе (после объяснения). Ведь у нас в мастерской не бывает скуки, коли, заняты руки. Слайд 21

Сравните ленты, у всех ли они одинаковые (Да).

Молодцы, лишнее все убрали в файлы.

6.2. Измерение подручного материала.

А, теперь ребята, давайте вспомним какие предметы, мы называли для мастерской портного.

Я вам предлагаю измерить длину этих предметов и записать их (индивидуальные листочки для каждого ученика). Слайд 22

(Учитель – мастер на доске выкладывает из отрезков по 9 сантиметров слово УРА!).

А теперь давайте проверим. Слайд 23

Посмотрите на слайд, если ответ совпадает, похлопайте себе под уровнем груди, если совпадает второй ответ, похлопайте над уровнем лица, если совпадает третий ответ, похлопайте над головой – И так в честь ваших правильных ответов прозвучал салют.

И я в честь своих помощников, как мастер говорю “ура!”.

Итак, ребята, предлагаю вам закончить предложения. Слайд 24

8. Самостоятельная работа.

И так мои помощники вы научились хорошо измерять и теперь вы можете справиться и с более серьёзной работой, но перед этим приготовим наши руки.

Физкультминутка.

Вам необходимо измерить ленты лежащие у вас на столе.

А теперь давайте, измерим наши полоски

Проверим.

Молодцы!

9. Рефлексия.

Ребята, посмотрите на доску, это я (улыбающиеся лицо). Почему я улыбаюсь.

А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение

  • Если вам понравилось и вас всё получалось, и вы всё поняли, возьмите “улыбающийся ротик”
  • Если вам не понравилось и вас не все получалось, возьмите “неулыбающийся ротик” (со спущенными уголками губ)

Все в нашей мастерской друзья
Дружнее не сыскать
Мы в мастерской одна семья
Нас каждый должен знать.

По вашим лицам я вижу, что вам понравилось, а если у вас, что-то не получалось, то получится на следующем уроке. Потому что: Слайд 25

Конспект урока математики 1 – д класс

учителя начальных классов МБОУ «Кезская СОШ №1» Главатских Надежды Анатольевны.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Измерение длины отрезка. Сантиметр.

Тип урока: урок - практикум Цель: сформировать у учащихся умения пользоваться линейкой: чертить отрезки заданной длины и измерять длину предмета с помощью линейки Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся практических навыков работы с линейкой; организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися; развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся; воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позиции, проявлять инициативу. Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода, ИКТ Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная. Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку. Учебник: А.Л. Чекин «Математика 1 класс», часть 2. Рабочая тетрадь О.А.Захарова «Математика в вопросах и заданиях» часть 2. Прогнозируемые результаты: Предметные: В конце урока ученики: знают алгоритм пользования линейкой; умеют измерять длину предмета с помощью линейки и чертить отрезки заданной длины. Метапредметные: Р: умеют ставить учебные задачи и формулировать выводы; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить коррективы в действия после его завершения К: умеют работать в паре, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использовать речь для регуляции своих действий Л: умеют сотрудничать с учителем и сверстниками; способность к адекватной самооценке, пользуясь разработанными критериями П: строить речевые высказывания в устной форме, пользуясь математической терминологией; проводить сравнение по заданным критериям; строить рассуждения в форме простых суждений

Ход урока

Этап урока, время

Задачи этапа

Методы, приёмы, формы обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД-ы и предметные действия

I Стадия вызова.

  1. Актуализация знаний по теме урока

(3 мин)

2. Постановка учебной задачи

1.Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

2.Активизировать у учащихся мыслительные операции, внимание, память

1.Вызвать учебно-познавательный интерес к изучению новой темы

Простой вопрос. Диалог

Беседа; опорные слова

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность .

Ребята, вчера, когда я шла домой, услышала спор двух мальчиков. Один говорит: «Мне мама лыжи купила!» Другой ему отвечает: «Ну и что? У меня лыжи длиннее!» Первый ему: «Нет у меня длиннее!» И так они горячо спорили, что второй мальчик от обиды заплакал. Мне стало его так жалко и помогла им разрешить их спор.

– А вы, ребята, могли бы помочь им разрешить их спор? - Давайте вспомним, как можно сравнить предметы по длине.

Слайд 1

Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Если затрудняются ответить на поставленный вопрос, попросить открыть учебники на стр.18)

Давайте зафиксируем это на доске, чтобы в конце урока оценить, как мы справились с поставленными задачами.

Включаются в учебную деятельность. Вступают в диалог с учителем. Вспоминают материал предыдущего урока по слайду рассказывают о разных способах сравнения длины предметов

Высказываются по заданному вопросу

Высказывания по вопросу

Р: принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры П: строить речевые высказывания в устной форме; вспомнить изученный материал по данной теме К: использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

II Стадия содержания

1. Объяснение нового материала (15 мин)

2. Физкультминутка

(2 мин)

3. Продолжение работы над новой темой (17 мин)

1. Знакомство с алгоритмом измерения длины отрезка

2. Ознакомление с алгоритмом построения отрезка заданной длины с помощью линейки

3. Знакомство с измерительной единицей: сантиметр и его обозначением в математике (см)

4. Развитие математической речи

5. Контроль и оценка промежуточных результатов деятельности

Динамическая зарядка во избежание переутомления детей

Деятельностный подход: работа ведётся индивидуально и в парах

Работа по учебнику стр.18 № 1 (практическое знакомство с линейкой: шкала, сантиметр)

Беседа

Простой вопрос Беседа

Работа по учебнику стр.18 № 2 (практическая работа в измерении длины предметов в смсантиметрах)

Деятельностный подход на индивидуальном уровне

Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией; организация активной работы. Определение направлений в изучении новой темы. – Положите линейку перед собой и расскажите, для чего нам нужна линейка. - А как это умение нам пригодится в жизни?

Внимательно рассмотрите свою линейку и расскажите, что вы видите на ней.

(Понятия: мера длины, шкала, сантиметр) - Покажите на линейке расстояние 1 см. А в другом месте линейки можно показать это расстояние?

Покажите это на линейке на слайде. Слайд 2

Назовите длину карандаша, изображённого в учебнике. Обратите внимание на левый конец карандаша. С каким числом на линейке его совместили? - Как вы думаете это важно для того, чтобы точно определить длину предмета? - Запишем это в тетради в клетку. - Ребята, мы на прошлом уроке говорили, как наши предки измеряли длину предмета. Почему сегодня я предлагаю вам измерять длину с помощью линейки? - Совместите свою линейку с соседом так, чтобы видно было, что расстояние между длинными чёрточками одинаковое.

Выполним № 2 и проверим ещё раз верность нашего наблюдения. Измерим длины нарисованных предметов. – Оцените свою работу, как научились измерять длину предмета

Мы с вами научились измерять длину предметов по линейке. А теперь попробуем сами чертить отрезки. Я буду называть длину, а вы будете чертить в тетради. Но для начала расскажите мне, как это можно сделать. (Знакомство с алгоритмом построения отрезка заданной длины)

Работать будем на нелинованной бумаге. - Начертите отрезок длиной 4 см, 6см, 10см (Обратить внимание, что чертить отрезки можно в разных направлениях, изменяя направление линейки) - Подпишите сверху длину отрезка так, как мы сегодня учились. – Проверьте работу друг друга. - Оцените свою работу с учётом замечаний соседа по парте.

Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии вызова.

Дети рассказывают план работы на урок по условным обозначениям.

Высказывания детей.

Рассматривают линейку, лежащую перед собой и рассказывают, что они видят на ней.

Высказывания детей, используя новый термин

Высказывания детей

Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей.

Дети открывают тетради пишут число и записывают за учителем длину карандаша: 10 см

Дети совмещают линейки и приходят к выводу, что расстояния действительно одинаковы

Движения под музыку «Буги – вуги»

Записывают в тетрадях полученные длины: 8см, 5см, 3см, 1см

Самооценка

Высказывания детей, использую изученную терминологию

Упражнения в практическом построении отрезков заданной длины. Запись длины в общепринятом виде.

Взаимопроверка

Самооценка

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учитывать выделенные учителем ориентиры; вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения; адекватно оценивать правильность выполнения действия П: строить речевые высказывания в устной форме; использовать полученную информацию для выполнения учебных действий; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К: использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение; умение сотрудничать с партнёром и учителем Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к адекватной самооценке

III Первичное закрепление

(3 мин)

1. Контроль и оценка промежуточных результатов деятельности

2. Выбор способа действия

3. Анализ информации по теме урока

Деятельностный подход: работа ведётся индивидуально и в парах.

Самостоятельная работа

- А теперь закрепим всё, чем мы занимались сегодня на уроке. Откройте тетради стр. 24. Выполним №№ 1, 2.

(Задания читают Мила и Настя)

Проверка выполнения

А теперь возьмите полоски, которые я вам положила на парту в начале урока. Измерьте их длину и покажите цифрой из конвертика - Оцените свою работу

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

Проверка, коррекция своих действий

Самооценка

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу П: строить речевые высказывания в устной форме; использовать полученную информацию для выполнения учебных действий; К: использовать речь в регуляции своего действия;

IV Рефлексия

(5 мин)

1. Способность использовать полученные знания на практике

2. Умение строить устное высказывание по теме урока

3. Контроль и оценка результатов деятельности

4. Способность удерживать учебные задачи

Словесная

Работа в парах

Словесный метод: опорные слова

- Начертите на нелинованной бумаге полоску длиной 10 см. Половину этой полоски закрасьте зелёным карандашом. (Можно спросить, что значит половина? Как её найти?)

Сверьте свою работу с соседом по парте

А теперь проверьте по слайду. Слайд 3

Вернёмся к нашим задачам, поставленным в начале урока. Всё ли мы успели сделать? - Оцените свою работу, как вы справились с поставленными задачами. Спасибо вам, ребята, за сегодняшнюю работу. Вы большие молодцы! Кто сегодня сильно устал поднимите красный карандаш, кто немножко – жёлтый, кто совсем не устал – зелёный

Самостоятельная работа на листочках.

Сравнение работы с соседом по парте

Ребята озвучивают задачи урока по опорным словам

Поднимают карандаши соответствующего цвета

Р: умение сохранять учебную задачу; адекватная самооценка выполнения действий П: использовать знаково-символические средства; строить рассуждения в форме связи простых суждений; строить речевые высказывания К: учитывать разные мнения; использовать речь в регуляции своего действия; формулировать собственное мнение Л: способность к адекватной самооценке на основе выработанных критериев; учебно- познавательный интерес к изучаемому материалу




 


Читайте:



Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

Должностная инструкция санитарки палатной

Должностная инструкция санитарки палатной

Стандартная форма должностной инструкции санитарки включает в себя следующие разделы: Основные положения. Это первый раздел документа, который...

feed-image RSS