Реклама

Главная - Услуги населению
Что такое привычка коротко. Значение слова привычка

Привычки разделяют на полезные и вредные. Первые могут оздоровить человека, а также положительно влиять на его жизнь в целом. Вредные же влекут за собой проблемы. Поэтому поговорим о том, чем можно себя занять и при этом еще и с пользой для здоровья. Тем более что существует достаточно много увлечений, которые реально способны улучшить жизнь.

Сила привычки

Вся человеческая жизнь состоит из повторяющихся поступков. Они определяют характер, формируют определённые индивидуальные черты: волю, выносливость, терпение и так далее.

Обычно люди не задумываются над повторением одного и того же жеста, выполнением какого-то автоматического движения. Они действуют по инерции, неосознанно.

Как появляется привычка?

Приучить себя к автоматическому движению может каждый. Но для начала придется сознательно задаться целью.

К примеру, человек хочет научиться готовить суп. Для этого он будет очень внимательным в первый раз. Выберет кастрюлю. Аккуратно нарежет указанные в рецепте овощи. Обжарит часть из них на сковородке. Бросит все в кастрюлю в определенной последовательности.

Сознание будет работать очень активно. Но если человек продолжит готовить суп каждый день, то через некоторое время все движения будут происходить автоматически. Думать при этом он может о чем угодно, слушать музыку или смотреть телевизор. Подсознание не даст ошибиться в механических движениях.

Тяжелее всего не приобретать, а избавляться от привычек. Человек должен опять активно подключать сознание. Вредные и полезные привычки подчиняются его воле.

Вредные привычки

Эти выработанные годами действия могут отравлять жизнь и самому индивиду, и его близким. А бывает и так, что привычка вредит не самому обладателю, а его окружению. Яркие примеры:

    громкий смех;

    неумение выслушать других;

    едкие замечания.

Тем не менее все из перечисленного выше не может причинить физического вреда, только моральный. От этого при желании легко избавиться.

Что такое вредная привычка? Это противоположность полезной. Она приносит множество неприятностей и делает жизнь ее владельца невыносимой, даже если он и не замечает ее.

Пагубные повадки

Самыми опасными привычками считаются:

  • чревоугодие;

    алкоголизм;

    одержимость токсичными веществами, наркотиками, таблетками;

    игромания.

Такие привычки могут убить человека. Они быстро перерастают в зависимость и болезнь, от которой нужно лечиться в больницах, под присмотром профессиональных врачей.

Эти проблемы могут появляться из-за ослабленного психического состояния, проблем с нервной системой.

Среди неприличных привычек выделяют следующие:

    ковыряние в носу;

    агрессия;

    грызение ногтей;

    беспочвенная ревность;

    постоянная зевота;

    частые опоздания.

Они не настолько вредны, как предыдущие, тем не менее портят взаимоотношения между людьми.

Полезные привычки человека

Преуспевающий в жизни человек имеет целый ряд полезных навыков, доведенных до автоматизма. Они служат ему для того, чтобы добиваться желаемого.

Самые полезные привычки человека:

    Рано ложиться и пораньше подниматься. Нормальному человеку нужно спать от шести часов в сутки. Люди, которые просыпаются раньше, когда мозг находится на стадии активности, успевают сделать гораздо больше дел, чем сони.

    Питаться правильно. Активный человек так выстраивает свою диету, что организм начинает работать на него. Овощи, рыба, мясо, фрукты, молочные продукты обеспечивают здоровьем и долголетием. Нужно выработать полезные привычки и не останавливаться, проходя мимо фастфуда, не смотреть через окно. Желательно отказаться от газированной воды.

    Умение благодарить. Эту привычку сложно выработать. Положительные эмоции, улыбка, подаренная другому человеку, возвращаются вдвойне. Сделав приятное другому, человек осознает свою значимость, остается довольным собой на весь день.

    Избавиться от зависти. Обижаться на других за то, что у них что-то получилось, - одна из самых вредных привычек. Нужно научиться радоваться за людей. И добиваться своего.

    Жить настоящим. Планировать наперед очень полезно, но нужно помнить о том, насколько скоротечным бывает существование. То, что можно выполнить уже сегодня - вечером почистить туфли на утро, подготовить одежду, собрать сумку, приготовить еду, запастись продуктами, - не стоит переносить на следующий день. Постоянно вспоминать о прошлом или мечтать о будущем не стоит. Это ограничивает собственные возможности, сводит к нулю полезные привычки.

      Положительное мышление - самое полезное умение, которое предстоит выработать каждому. Любую ситуацию, даже самую плохую, можно воспринимать как препятствие, сделавшее сильнее того, кто преодолел его.

      Обучение. Учиться нужно в любом возрасте. Главное - поставить себе за самоцель изучать что-то новое за день.

      Перевыполнять план. Хорошо, когда человек может сделать все то, что заранее записал в своих действиях на день. Но лучше, если он сумеет превзойти собственные ожидания и создать из этого полезные привычки.

    Избавление от плохих привычек

    Ранее уже упоминалось о том, что с любыми приобретенными навыками можно бороться. Главное - проявлять терпение, включать в работу сознание.

    Приобрести вредные и полезные привычки легче, но это не значит, что от них нельзя избавиться.

    Что понадобится?

      Время. Нельзя довести какое-то действие до автоматического, а потом за пару секунд или часов искоренить его.

      Решительный настрой.

      Вся сила воли.

      Контроль над собственным поведением.

    Работа над навыками

    Привычка не уйдет сама по себе. Для этого человек должен окружить себя правильными условиями. Убрать раздражитель, триггер, который может возбуждать желание повторять привычные действия.

    Яркий пример: человек хочет меньше кушать, но ему сложно перебороть себя. Он обязан обходить все кондитерские, магазины со сладостями, убрать со стола корзинку с конфетами, а из холодильника - вредную еду. Можно попросить своих родных воздержаться от показательного поедания каких-то продуктов.

    Отказавшись от покупки вредной еды, человек начинает экономить деньги. Вскоре могут выработаться более полезные привычки - откладывать те суммы, которые раньше тратились на продукты.

    Постоянный и неусыпный контроль над самим собой. Если надеяться на кого-то, можно никогда не избавиться от вредной привычки. Мозг должен получать приказы от человека, чтобы обрабатывать их.

    Облегчить задачу может простой блокнот, в котором человек будет записывать все достижения. Он станет вторым напоминанием о необходимости себя контролировать.

    Если индивид грызет ногти, то после каждого раза должен отметить в блокноте дату этого процесса. День ото дня записей будет становиться меньше.

    Формирование полезных привычек у детей

    К полезным навыкам лучше всего приучать в детском возрасте. Родители должны не только показывать положительный пример подрастающему поколению, но еще и следить за тем, чтобы ребенок вырабатывал нужные черты в своем характере. Полезные и вредные привычки детей могут быть сформированы или устранены достаточно быстро и безболезненно.

    За каждое правильное действие следует выработать систему поощрений, дабы связать навык с приятной ассоциацией.

    Полезные привычки для детей

    Основные инстинкты, которые нужно вырабатывать с детства:

      Уборка кровати должна формироваться с раннего возраста родителями, а потом подкрепляться воспитателями в детском саду.

      Мыть руки после прогулки, использования уборной, перед едой. Мама или папа должны сами мыть руки ребенку на ранних стадиях его взросления.

      Чистить зубы. Можно придумать игру, в которой малыш сам захочет пользоваться щеткой и пастой, чтобы спасти белые зубки от налета.

      Утренняя зарядка. Приучать к физической культуре малыша нужно с двух лет. Упражнения должны нравиться, вызывать интерес. С возрастом этот навык становится достаточно сложно выработать. В школе также поддерживают эти полезные привычки. 1 класс, кроме физкультуры, активно проводит минутки здоровья через 15-20 минут после начала урока.

      Уборка. Несложные действия по складыванию игрушек в ящик может делать любой малыш. Благодаря этому он учится опрятности, любви к труду, ответственности.

    Когда в школе проходит классный час, полезные привычки должны стать одним из предметов для обсуждения. Учителя рассказывают детям о том, как важно правильно питаться, соблюдать распорядок дня. Все это позволит ребенку избежать дурного влияния со стороны.

Словарь антонимов русского языка

Привычка

Тезаурус русской деловой лексики

Привычка

Syn: обыкновение, обычай

Фразеологический словарь русского языка

Привычка

Привычка - вторая натура - привычку трудно искоренить или не искоренить вовсе

Словарь Ефремовой

Привычка

  1. ж.
    1. Образ действий, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-л. за определенный период жизни и ставшие обычными, постоянными для кого-л.
    2. разг. Привычный образ действий; обычай, обыкновение.

Энциклопедический словарь

Привычка

сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма и т. п.

Словарь Ожегова

ПРИВЫ ЧКА, и, ж.

1. Поведение, образ действий, склонность, ставшие для когон. в жизни обычными, постоянными. Хорошие, плохие привычки. Вошло в привычку заниматься гимнастикой. Сила привычки. Опаздывать не в моих привычках (т. е. я не люблю опаздывать).

2. Навык, умение (прост.). На всякое дело нужна п. Без привычки косить тяжело.

В привычку (прост.) привык, умеет. Не в привычку рано вставать комун. Давай зашью, мне в привычку.

Педагогический терминологический словарь

Привычка

автоматизированное действие, выполнение которого в определённых условиях стало потребностью. Формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.

Образование мн. П. начинается в раннем детстве, причём большую роль играет подражание старшим. П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные привычки. Формирование полезных П. и борьба с вредными - важнейшая задача воспитания. П. придают устойчивость системе воспитания, являются важной частью становления личности в целом.

Т.о., как будет протекать овладение тем или иным видом деятельности во многом определит, какие у ребёнка возникнут П. - полезные или вредные. П., сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих - облегчают или затрудняют их воспитание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 215)

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Привычка

Привычка

♦ Habitude

Лёгкость, возникающая в результате повторения. Еще Аристотель заметил, что часто выполняемое действие становится почти инстинктивным («Риторика», I, 11). Поэтому мы и говорим: привычка – вторая натура. Это и в самом деле нечто вроде приобретенной натуры, которая исправляет или замещает то, что заложено природой. Неясно только, как наблюдательно заметил Паскаль, является ли сама эта природа первой привычкой («Мысли», 126–93).

Уменьшая трудности, привычка делает не таким необходимым участие в действии сознания. Иногда она способна вовсе обходиться без него, предоставляя тело, так сказать, самому себе. Это «нерассуждающая непосредственность» (Равессон (***), «О привычке»), позволяющая думать о чем-нибудь другом. Так виртуоз, свободный от необходимости читать ноты, думает только о музыке.

Кабанис и Дестют де Траси подчеркивают, что последствия привычки неоднозначны. Они могут как способствовать развитию способности, так и мешать ему. Тренированное ухо слышит то, что недоступно другим; развитое обоняние способно улавливать запахи, не различимые для других. В то же самое время привычный шум или постоянный запах в конце концов перестают нами восприниматься. «Привычка усиливает все активные навыки, – отмечал еще Юм, – но ослабляет пассивные» («Трактат о человеческой природе», книга II, часть 3, глава 5; судя по всему, эта идея заимствована им у Джозефа Батлера (***)). Именно этим, по мнению Мен де Бирана, объясняется различие между пассивными (чувства: видеть, слышать, обонять, испытывать прикосновение) и активными (ощущения: смотреть, слушать, нюхать, трогать) впечатлениями. Первые привычка ослабляет или делает менее четкими; вторые оживляет и делает более точными. В результате мы хуже слышим (например, тиканье будильника или дорожный шум), но лучше слушаем (например, музыку или подсказку). Таким образом, привычка может служить «реактивом», способным осуществить внутри нас «реакцию диссоциации», т. е. разложения на пассивное (то, что Мен де Биран связывает с телом) и активное (то, что связано с нашим Я или волей) («О влиянии привычки», гл. I и II). В этом пункте тема привычки, первоначально трактуемая Кондиль-яком и Юмом в духе эмпиризма, переходит в плоскость спиритуализма. Эта тенденция продолжается вплоть до Равессона, который указывает: «Человеческая восприимчивость снижается, непосредственность восприятия увеличивается – таков общий закон привычки» (Равессон, указ. соч., II). Дух как будто спускается к природе, или природная непосредственность становится духом. Что это, проявление дуализма? Не уверен. Спиритуализма? Это лишь одно из возможных объяснений. Не исключено, а может быть, и более верно, что душа есть не более чем привычка тела.

Жан Гаспар Феликс Равессон-Мольен (1813–1900) – французский философ-спиритуалист, археолог и историк искусства. Диссертация Равессона «О привычке» получила высокую оценку современников, в том числе В. Кузена.

Джозеф Батлер (1692–1752) – английский богослов и философ-моралист. Защищал религию откровения от нападок современных ему рационалистов, подверг критике доктрину деизма. Автор трудов «Аналогия религии» и «О природе добродетели».

Привычка

Действие, обретшее ритуализованный характер или характер принуждения. При формировании привычки из-за неоднократного выполнения некоего действия весьма важное значение имеет вызываемый самим выполнением действия приятный эмоциональный тон.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Действие, приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какого-либо действия чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением действия приятный эмоциональный тон.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПРИВЫЧКА

(англ. habit ) - автоматизированное , выполнение которого в определенных условиях стало потребностью (напр., делать зарядку по утрам, быстро ходить и т. д.). С формированием П. связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением П. мотивом становится само действие, возникает потребность в его выполнении.

П. формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном «приятного удовольствия». Образование многих П. начинается в раннем детстве, причем большую роль играет старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие П. сформируются у ребенка.

П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать П. полезные (П. к труду, П. помогать товарищам, гулять перед сном и др.) и вредные (несдержанность, П. перебивать говорящего и др.). Жизненно важные, общественно ценные П. облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицат. - дезорганизуют поведение. Формирование полезных П. и борьба с вредными - важнейшие задачи воспитания.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Привычка

   ПРИВЫЧКА (с. 465) - автоматизированное действие, вытолнение которого в определенных условиях стало потребностью. Формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.

Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные привычки. Формирование полезных привычек и борьба с вредными - важнейшие задачи воспитания и самовоспитания.

Физиологической основой привычки является динамический стереотип нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Деятельность, возникающая на основе динамического стереотипа, протекает легко, свободно, автоматизированно и вызывает положительный эмоциональный тон. Таким образом, при формировании привычки имеет значение не только организация действия, но и повторное его выполнение при неизменных обстоятельствах, упражнения, что, собственно, и превращает сформированное действие в привычку.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Привычка

Поведеиие, которое было выработано в рсзультате жизненного опыта и теперь выполняется почти автоматически. Примером привычки может служить удовлетворение психологической зависимости (обжорство или курение). Существуют различные взгляды на происхождение привычек. Психоаиалитики объясняют привычки как проявление подавлеииых импульсов в виде привычного поведения. Специалисты в области теории изучения рассматривают привычки как разновидность усвоенного поведения, которое слабо поддается осознанному контролю. Привычка может быть усвоена в результате последствий того или иного поведения; как только привычка укореняется, она становится самодостаточной и трудно устранимой.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "привычка" в других словарях:

    ПРИВЫЧКА - вторая натура. Аристотель Привычка, эта вторая натура, оказывается для большинства людей их единственной натурой. Ромен Роллан Привычка это разум глупцов. Пьер Буаст Чем больше привычек, тем меньше свободы. Иммануил Кант Ко всему можно привыкнуть … Сводная энциклопедия афоризмов

    Привычка - Привычка ♦ Habitude Лёгкость, возникающая в результате повторения. Еще Аристотель заметил, что часто выполняемое действие становится почти инстинктивным («Риторика», I, 11). Поэтому мы и говорим: привычка – вторая натура. Это и в самом деле… … Философский словарь Спонвиля

    привычка - Навык, обыкновение, повадка, замашка, манера, прием, шаблон, рутина; норов, сноровка. Привычка вторая натура. Аристократические замашки. По привычке, по обыкновению. .. Ср … Словарь синонимов

    ПРИВЫЧКА - в психологии любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Привычка, которая может касаться любой сферы деятельности – от еды и сна до мышления и реагирования; формируется… … Философская энциклопедия

    ПРИВЫЧКА - ПРИВЫЧКА, сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты… … Современная энциклопедия

    ПРИВЫЧКА - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера,… … Большой Энциклопедический словарь

    Привычка - действие, приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какого либо действия чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением действия приятный… … Психологический словарь

    ПРИВЫЧКА - ПРИВЫЧКА, и, жен. 1. Поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого н. в жизни обычными, постоянными. Хорошие, плохие привычки. Вошло в привычку заниматься гимнастикой. Сила привычки. Опаздывать не в моих привычках (т. е. я не люблю… … Толковый словарь Ожегова

    ПРИВЫЧКА - англ. habit; нем. Gewohnheit. Автоматизированное действие, особая форма поведения индивида в определенных условиях, приобретающая характер потребности. П. может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в устойчивые черты… … Энциклопедия социологии

    привычка - О длительности, степени усвоенности привычки. Автоматическая, вековая, врожденная, всегдашняя (разг.), глубокая, давнишняя (разг.), давняя, дедовская, длительная, долговременная, долголетняя, закоренелая, заскорузлая (разг.), застарелая, затяжная … Словарь эпитетов

Книги

  • Привычка к творчеству. Сделайте творчество частью своей жизни , Тарп Твайла. Вдохновляющая и практичная книга "Привычка к творчеству" научит, как наполнить творчеством каждый день. В книге - 32 упражнения, разработанные известным хореографом Твайлой Тарп на основе ее…

Слово произошло от английского «habit». В переводе оно означает автоматический сложившийся тип определенного поведения.

Что такое привычка по своей сути? Эта некая программа, которая заложена в человеке и работает на уровне подсознания. Пословица гласит, что привычка является второй натурой. И этому есть свое объяснение. Задумайтесь, ведь подавляюще количество действий выполняется нами автоматически. Иначе говоря, по привычке. Одно и то же действие, которое человек повторяет каждый день, усваивается им и переходит в управление подсознания. При этом сознание от контроля за ним освобождается.

Плохие привычки. Классификация

Привычки людей делят на определенные виды. Они могут быть профессиональными и бытовыми, социальными и индивидуальными, возникающими постепенно или мгновенно. В психологической сфере тоже есть свое разграничение этого понятия. Здесь привычки делят на эмоциональные и физические, а также поведенческие.

Краткая характеристика

Примером профессиональной привычки может послужить действие слесаря, ежедневно протирающего свой станок после работы. В бытовой сфере это мытье рук перед едой. Социальные привычки - это определенный социальный уклад, который принят именно в данном обществе. При этом они являются культурной нормой. Индивидуальные привычки, то есть принадлежащие лично кому-то, служат определенным резервом для социальных. Свою категорию они изменят в том случае, если будут замечены обществом и востребованы в нем. Так, например, деловая хватка и инициативность в прежние времена были наказуемы. В настоящее время это стало весьма почитаемо, войдя в категорию социального Я. Примеров тому множество. Так, инициативного человека считают личностью более богатой в социальном плане.

Индивидуальные привычки условно подразделяют на вредные и полезные. Некоторые люди обладают пагубной системой поведения. Они курят и разбрасывают по всей квартире вещи, ужинают перед телевизионным экраном и любят откладывать на потом дела. Это обширная тема. Вредные привычки не приносят пользы с позиции общественного блага. Они пагубны для здоровья самого человека, а иногда и для окружающих.

Что такое привычка полезная? Это значит, например, вовремя ложиться спать, рано вставать, заботиться о других и жить с чувством любви.

Как правило, привычки появляются в определенный период. Однако к разновидности таких подсознательных действий можно отнести и возникающие мгновенно различные состояния или реакции.

Что такое привычка физическая? Это, например, стремление грызть ногти или хрустеть пальцами. Примером эмоциональных автоматических действий могут быть звонки молодому человеку, хотя сознание подсказывает, что делать этого не следует. Ходить на учебу или работу одним и тем же маршрутом считается поведенческой привычкой.

Значение в жизни человека

Для сегодняшнего дня характерны бешеные ритмы и бесконечные круговороты событий. Для того чтобы современному человеку приспособиться ко все более возрастающей динамике будней, нужны привычки. Только ленивые люди не пробовали каким-то образом управлять своими автоматическими действиями. Человек биосоциален. И на то, какие навыки и привычки у него сформируются, большое влияние оказывает социальная составляющая. Если существует необходимость приспособиться к окружающей среде, то разум найдет, как это сделать. Таким образом, появляется новая привычка. Другими словами, окружающие обстоятельства диктуют определенные условия поведения и вынуждают вырабатывать автоматические навыки.

Что такое привычка в жизни человека? Это одна из важнейших характеристик его личности. И этому есть свое объяснение. Из привычки складывается характер, который, в свою очередь, влияет на судьбу. Автоматические действия, которые выполняются человеком на уровне подсознания, могут быть как его друзьями, так и врагами. Именно поэтому за своими привычками каждый должен очень внимательно следить. Плохие, к сожалению, липнут сами. Хорошие же появляются только при определенных условиях.

Закрепление

По утверждению психологов, появление привычки происходит на двадцать первый день. Одним из условий ее формирования служит ежедневное повторение определенных действий. Если же вы решили выработать у себя полезную привычку, а после трех недель она так и не возникла, то отчаиваться не следует. Успех обязательно придет при повторении попыток.

Условия формирования

Для того чтобы у человека выработалась привычка, первым делом потребуется привлечь внимание, "зацепить", а после и заинтересовать его. При этом создается уверенность и ощущение, что он это может. Стоит помнить о том, что малоперспективным занятием считается отучение человека от пагубных привычек. Задача в этом случае должна быть сформулирована иначе. Это должна быть не борьба с плохими навыками, а выработка новых, полезных.

Человек обязательно должен понимать смысл При этом новые автоматические действия должны хорошо вписываться его в образ жизни, а также поддерживаться близкими людьми. В том случае, если человек внимателен к себе, он не позволит, чтобы у него появлялись пагубные привычки.

Формирование автоматических действий у детей

Огромной радостью для всей семьи является рождение ребенка. Для каждого из родителей маленькое чудо - самое неповторимое и замечательное. Однако со временем, когда ребенок подрастает, у него появляются свои привычки. При этом некоторые из них не совсем хорошие. Наиболее распространенные детские вредные привычки - это обкусывание ногтей и сосание пальца, кручение или выдергивание волос, а также ковыряние в носу.

Причины появления

Могут возникать от бессознательного желания малыша кому-либо подражать. Именно поэтому близкие для ребенка люди должны внимательно следить за своими действиями. Это не даст повода любимому чаду копировать кусание ногтей или ковыряние в носу взрослого человека.

Детские психологи разъясняют еще одну причину появления у детей вредных привычек. Она кроется в недостатке внимания к ребенку, который он ощущает в своей семье. Например, малыша надолго оставляют одного, рано отлучают от груди, редко берут на руки. Ребенку при этом скучно, неуютно и даже страшно. Кроха должен как-то успокоиться. В качестве компенсации и успокоения он теребит ухо, сосет палец или ковыряет пупок. Такими ритуальными действиями ребенок привыкает успокаивать сам себя. Постепенно все переходит в разряд вредных привычек. И если сразу эти действия являются утешительными в мамино отсутствие, то впоследствии они ему становятся интересными даже в том случае, если родители рядом.

Методы борьбы

Стоит сказать, что запрещая какие-то действия ребенку, добиться положительного результата невозможно. Не поможет здесь и наказание. Избавление от вредных привычек является делом непростым. Родители должны запастись терпением, чтобы убедительно доказывать ребенку, что под ногтями много микробов и грязи, которые попадают ему в рот, если он грызет ногти. Маленьким деткам можно рассказывать сказку о пальчиках-братьях. Девочке же стоит внушать то, что женские руки должны быть ухоженными и красивыми. Не имеет смысла ругать Его следует отвлечь интересными играми и занятиями. Кроху можно просто приласкать.

Как бы там ни было, основой всех вредных детских привычек являются проблемы психологического характера. Борьба с ними - это устранение неуверенности и тревожности ребенка. При этом важно, чтобы атмосфера в доме была мирной и доброжелательной, тогда любые невзгоды будут преодолены.

РЕФЕРАТ

Психология

Психология привычки. Роль привычек в жизнедеятельности людей

Введение 3

1. Психология привычки 4

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей 7

3. Как избавиться от вредных привычек 12

Заключение 15

Литература 16

Введение

Привычкой в психологии называют любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Она может касаться любой сферы деятельности (от еды и сна до мышления и реагирования) и формируется посредством подкрепления и повторения. Подкрепление способствует повторению поведенческого проявления или отклика каждый раз, когда возникает стимул, первоначально вызвавший отклик. С каждым повторением действие становится все более автоматическим (как говорится, еще немного, еще чуть-чуть).

Некоторые привычки, однако, могут возникать в результате единственного события, особенно в случае эмоциональной вовлеченности.

Привычки полезны для освобождения высших психических процессов для творческой деятельности, но способствуют негибкости поведения, а отрицательные привычки и вовсе могут негативно отражаться на всех факторах жизнедеятельности. Психологи говорят, что от привычки нельзя избавиться – ее можно изменить или заменить. Это не касается привычек, которые носят положительный характер, а только тех, которые действительно мешают нам жить.

Актуальность исследования психологии привычки и роли привычек в жизнедеятельности людей, несомненна, позволит рассмотреть отрицательные и положительные аспекты привычек в жизнедеятельности людей.

Цель исследования: рассмотреть психологию привычки и роль привычек в жизнедеятельности людей.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с психологией привычки.

2. Рассмотреть роль привычек в жизнедеятельности людей.

3. Определить - как избавиться от вредных привычек.

Объект исследования: различные аспекты психологии привычки.

Предмет - роль привычек в жизнедеятельности людей.

1. Психология привычки

Привычка – это хорошо усвоенное действие, которое человек повторяет, руководствуясь инстинктами и установками. Такое определение привычки дают психологи. Проще говоря – это поступки, которые мы совершаем не задумываясь.

Процесс приобретения привычки очень прост. Однажды, человек делает какой-либо поступок. Первоначально, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. Однако, повторяя несколько раз, совершать его становится проще, а в дальнейшем и совсем перестаешь замечать, как приходя домой, привычно надеваешь тапочки и т.д. 1

В результате постоянных повторений человек начинает выполнять многие действия не задумываясь. Это и называется привычкой. Именно в этом кроется вся сложность механизма привычки. То, что заставляет нас делать привычные действия, живет глубоко внутри.

Привычка – это подсознательная программа, следуя которой человек действует. Вопреки расхожему мнению, эта программа совсем не враг личности, а наоборот – прекрасный помощник.

Это средство экономии энергии в нашей внутренней системе.

Становясь автоматизированными, привычные действия или реакции, перестают отнимать у нас время и силы на их обдумывание, подготовку к ним, переживания и их совершение. Они происходят сами собой, оставляя нам энергию на решение более сложных задач.

К сожалению, существуют вредные привычки, которые губят наше здоровье, отталкивают от нас людей, ставят нас в безвыходные положения и т.д. От них хочется избавиться, но сделать это очень сложно, но радует, что, все таки, возможно.

Различают положительные и отрицательные привычки .

Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда у станка, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.) - важное условие производительности труда, соответствия поведения общественным нормам, условие охраны здоровья. Облегчая соблюдение тех или иных правил, привычки оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека.

Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.

Имеются большие индивидуальные различия между людьми в формировании привычек.

Образование привычек начинается в раннем детстве, по мере того как ребенок приучается к самообслуживанию, аккуратному одеванию и раздеванию, бережному обращению с игрушками, хранению их в определенном порядке.

Большую роль в формировании привычек у детей играет подражание старшим членам семьи и посильное участие в трудовой жизни семьи.

В детском саду ребенок привыкает участвовать в работе детского коллектива, ответственно относиться к своей работе, к своим обязанностям в игре, преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в своей деятельности, помогать товарищам и пр.

В школе учащиеся привыкают внимательно и напряженно работать во время урока, ответственно относиться к выполнению домашних заданий, соблюдать определенный режим труда, отдыха, сна, питания, терпеливо преодолевать трудности, планировать работу, заранее определяя ее содержание и правильно распределяя во времени. 2 Соблюдая школьные правила, ученик овладевает привычками культурного поведения.

Основными условиями образования привычек в период обучения в школе являются руководство и пример учителя , систематическая оценка работы и поведения ученика учителями, общественное мнение классного

коллектива, пионерской и комсомольской организаций. Важное условие формирования привычек - непримиримая борьба с отрицательными привычками (со стороны родителей, учителей, классного коллектива, пионерской и комсомольской организаций), категорическое осуждение каждого проявления дурной привычки. 3

Важно замещать отрицательное действие положительным, а также предупреждать возникновение и возможность развития дурных привычек.

Работа по воспитанию привычек в семье, детском саду, в школе должна быть систематической и непрерывной, так как всякое нарушение привычки разрушает у детей потребность в выполнении действий, необходимых для образования или закрепления этой привычки.

Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. Формирование полезных привычек и борьба с вредными, отрицательными привычками составляет одну из важнейших задач воспитания.

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей

В жизни и деятельности людей большое значение имеют именно привычки. Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями. (рис.1)

Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания.

Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами.

Рис.1. Потребности человека

Излишне говорить, что вся наша жизнь состоит из привычек. То, как мы осваиваем новое направление деятельности, новую область знаний, то, как мы разговариваем с другими людьми, и как мы их воспринимаем, то, как мы реагируем на жизненные обстоятельства, решаем возникшие в жизни трудности, ну и, в конце концов, то, как мы едим, все это результат укоренившихся в нас привычек.

Можно даже сказать ещё больше, возникаемые в нашей жизни обстоятельства - это результат наших привычек.

Поэтому в своей книге "Сезоны жизни" Джим Рон сказал: "Если мы хотим изменить обстоятельства, мы должны изменить свои привычки, свою позицию, свое мнение…". 4

Разница между вредными привычками и полезными состоит только в том, что вредные привычки возникают без всяких усилий с нашей стороны, тогда как полезные привычки не возникают сами по себе, если только их не привили с детства мудрые родители.

Любая привычка – это, по сути, неосознанное автоматическое действие, которое сформировалось от многократного повторения.

Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы изменить вредную привычку надо её для начала осознать, т.е. вывести её из состояния автоматизма, и перевести её в состояние контроля над совершаемым действием.

Затем нужно сформулировать в виде цели именно положительную привычку, которую мы хотим приобрести и уже стараться совершать соответствующее формулировке действие (или воздержание от действия).

Многократное повторение такого действия сформирует у нас положительную привычку.

Безусловно, формирование положительных привычек уже требует от нас значительных усилий, т.к. имеющиеся у нас привычки создали определенную зону комфорта, а новое всегда вызывает дискомфорт.

Но процитируем здесь слова Билл Ньюмена, автора бестселлера "Парите вместе с орлами": "Помните: каждый разумный человек старается превратить свои намерения в навыки и привычки." 5

Человек в мире культуры, цивилизации и ценностейКурсовая работа >> Философия

... человека . Повседневность в современном представлении – заботы и тревоги, привычки ... и использованием; б) всеобщая технизация жизнедеятельности человека , ведущая к стандартизации вещей и... тела человека . 4. Ценности и их роль в жизни общества и человека С...

  • Роль физической культуры в укреплении здоровья человека

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности человек , для которой характерно единство и целесообразность... из самых вредных привычек . Широко распространены мифы о курении, играющие роль «психической защиты» ...

  • Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека , направленные на... на индивидуальном развитии человека ; о роли семейного воспитания и... 1978). 1.3.2. Искоренение вредных привычек Искоренение вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания...



  •  


    Читайте:



    Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

    Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

    Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

    Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

    Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

    Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

    Проектный цикл включает следующие этапы

    Проектный цикл включает следующие этапы

    Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

    Медицинские осмотры: кто за кого платит?

    Медицинские осмотры: кто за кого платит?

    Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

    feed-image RSS