Разделы сайта
Выбор редакции:
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00
- Лист ознакомления с должностной инструкцией образец бланк
Реклама
Легкие легочные и тканевое дыхание. Лёгочное и тканевое дыхание |
Класс: 8 Презентация к уроку Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Задачи урока:
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения. Методы обучения:
План урока: 1. Актуализация знаний. ХОД УРОКА Приветствие. (В ходе урока школьники работают в рабочих листах: Приложение 1 , Приложение 2 ) Учитель: Вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились? (Ответы учащихся) Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание». 1. Биологический диктант По окончании работы учащиеся
осуществляют взаимопроверку, оценивают работы. III. Изучение нового материала Определение проблемы и цели урока, которая может быть поставлена на основании проведения опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Задание. В пробирки налейте известковую воду и опустите в неё стеклянную трубку. В одну из пробирок сделайте несколько выдохов через эту трубку, а в другую продувайте воздух через «грушу». Пронаблюдайте, что произойдет с известковой водой. Сделайте вывод о том, какой газ содержится в выдыхаемом воздухе. Эвристическая беседа: – Как изменилась вода в пробирках? (В
одной из пробирок она стала мутной).
Задание: изучив текст учебника, сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и заполните таблицу. Сделайте вывод, о том, что же произошло с воздухом в легких? Беседа Учитель: Каково процентное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе? – Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха? – Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Учащиеся: Из таблицы видно, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а во вдыхаемом воздухе увеличивается количество кислорода почти на 5%. Учитель: Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Как происходит газообмен в организме человека и его механизмы?) Сообщение темы: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения» Учитель:
Как же это происходит?
Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается
количество углекислого газа и уменьшается
количество кислорода? (Проблемный вопрос) Видео-ролик «Газообмен в легких и тканях» Учитель: Какое физическое явление лежит в основе газообмена? Что называется диффузией? (Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.) Учитель: Как же протекает процесс газообмена в легких и тканях? Об этом вы узнаете, поработав с текстом. Работа в группах с текстом:
Газообмен в легких Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в легких» и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»).
Задание: заполните 1. Какой физический процесс лежит в основе газообмена?
2. Где происходит легочный газообмен?
3. Какая кровь поступает в легочные капилляры?
4. Что происходит с кровью в легочных капиллярах? 5. Какая кровь покидает легочные капилляры?
6. Почему со временем падает интенсивность диффузии? Запишите вывод: При газообмене в легких кровь в капиллярах легких малого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ . – Выполните задание, осуществите самоконтроль. Запишите результат «+» или «–». Обсуждение результатов работы. Ученики, правильно ответившие на вопросы, получают бонусы. Учитель:
Результатом
газообмена в легких стало превращение венозной
крови в артериальную. А для чего нужен кислород
нашему организму? (Для обмена веществ)
Газообмен в тканях Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в тканях» и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»)
1. Благодаря чему осуществляется тканевое дыхание?
2. Почему в тканях мало кислорода?
3. Почему в тканях много углекислого газа?
4. Что происходит с кровью при тканевом дыхании? Запишите вывод: При тканевом дыхании кровь в капиллярах тканей большого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ . Осуществите самоконтроль, отметив результат «+» или «–». Обсуждение результатов работы. По ходу обсуждения ученики заполняют таблицу Беседа 1. В чем сходство и в чем отличие процесса
газообмена в легких и тканях? 2. Какие системы внутренних органов связаны между собой? (Дыхательная и кровеносная) Обобщаем сказанное, записываем выводы в тетрадь. Выводы: 1. В основе газообмена в легких и тканях
лежит процесс диффузии. (Газы перемещаются из
области большей концентрации в область меньшей
концентрации) Работа по определению изменений объема грудной клетки при вдохе и выдохе. Для выполнения работы учитель вызывает к доске двух учеников, которые выполняют задание по следующему плану: 1. Измерьте окружность груди при
спокойном и глубоком вдохе и выдохе, внесите эти
данные в таблицу на доске (учащиеся класса делают
соответствующие записи в рабочих тетрадях). Объясните, почему изменяется объем грудной клетки при спокойном и глубоком дыхании? 2. Сделайте выводы из наблюдений. Учащиеся легко делают выводы о том, что при вдохе меняется окружность грудной клетки и большие изменения происходят при глубоком вдохе. 3. Просмотр видеоролика о дыхательных движениях, модель Дондерса – беседа. Задание. Заполните обобщающую таблицу. Регуляция дыхания: работа со слайдами IV. Закрепление – А сейчас, ребята, для закрепления темы, вы выполните задания 1. Тест на закрепление – работа со
слайдом Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности. а) поступление кислорода к клеткам тела; Для выполнения задания вы можете пользоваться текстом учебника. На выполнение задания даётся 5 минут. (Ответ зачитывает ученик первым правильно выполнивший это задание. Правильный ответ: в, з, и, б, а, д, е, ж, г).
VI. Домашнее задание Тема «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения» Темы сообщений (опережающее задание) 1. Невидимые враги в воздухе.
Приложенные файлы Цели урока:
Задачи урока:Обучающие: изучить анатомические особенности легких человека и научиться различать легочное и тканевое дыхание ; Развивающие: продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений; Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности и расширение кругозора. Основные термины:Легкие - парный орган, занимающий почти весь объем грудной клетки. Различают правое и левое лёгкое. Они являются органами воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров). Лёгкими называют также органы дыхания у некоторых беспозвоночных животных (у моллюсков, голотурий). В лёгких осуществляется газообмен между воздухом, находящимся в паренхиме лёгких, и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам. Лёгочное дыхание - обмен газов между кровью и атмосферным воздухом, происходящий в органах дыхания. Обмен газов между кровью и клетками тканей. Ход урока:Проверка домашнего задания.Дайте короткий ответ на вопросы: 1.Что такое дыхание и для чего оно нам нужно? 2.Что представляет собой система органов дыхания? 3.Какие существуют виды дыхания ? 4.Что относится к верхним дыхательным путям? 5.Что относится к нижним дыхательным путям? Легкие.Лёгкие являются основным органом дыхательной системы. Это парный орган, занимающий почти весь объем грудной клетки. Различают правое и левое лёгкое. По форме они представляют собой усеченные конусы, верхушкой обращенные к ключице, а вогнутым основанием - к куполу диафрагмы (на рисунке 1 представлены легкие человека). Рис. 1. Легкие человека. Верхушка лёгкого достигает I ребра. Наружная выпуклая поверхность прилегает к ребрам. С внутренней стороны, обращенной к средостению, в каждое лёгкое входят главный бронх, лёгочная артерия , лёгочные вены и нервы. Они образуют корень лёгкого; в нем находится большое количество лимфатических узлов, защищающих от проникновения в лёгкие патогенных микроорганизмов. Место вхождения бронхов и сосудов в лёгкие называется воротами лёгкого. На рисунке 2 можно посмотреть, где они располагаются. Рис. 2. Ворота легкого и бронхиальное дерево. По своим размерам правое лёгкое шире и короче, чем левое. Левое лёгкое в нижнепередней области имеет выемку, образованную сердцем. Каждое лёгкое делится на доли, правое - на три, левое - на две. Многочисленные разветвления бронхов составляют бронхиальное дерево. Ткань лёгкого состоит из пирамидальной формы долек (длиной 25 мм, шириной 15 мм), основание которых обращено к поверхности. В вершину дольки входит бронх, который последовательным делением образует в ней 18-20 концевых бронхиол. Каждая из последних заканчивается структурно-функциональным элементом лёгких - ацинусом. Ацинус состоит из 20-50 альвеолярных бронхиол, делящихся на альвеолярные ходы; стенки тех и других густо усеяны альвеолами. Каждый альвеолярный ход переходит в концевые отделы - 2 альвеолярных мешочка. Альвеолы (диаметр - 0,15 мм) представляют собой полушаровидные выпячивания и состоят из соединительной ткани и эластичных волокон, выстланы тонким прозрачным эпителием и оплетены сетью кровеносных капилляров. В альвеолах происходит газообмен между кровью и атмосферным воздухом. При этом кислород и углекислый газ проходят в процессе диффузии путь от эритроцита крови до альвеолы, преодолевая суммарный диффузионный барьер из эпителия альвеол, базальной мембраны и стенки кровеносного капилляра, общей толщиной до 0.5мкм, за 0.3с. На рисунке 3 приведен пример альвеол. Рис. 3. Альвеолы. Т.к. легкие – один из важнейших органов человека, на них довольно часто проводят операции: Легочное и тканевое дыхание.Различают лёгочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей. Обмен газов в лёгких происходит благодаря диффузии (рисунок 4). Рис. 4. Диффузия. Пример диффузии молекул представлен на видео: Кровь , поступившая от сердца в капилляры, оплетающие лёгочные альвеолы, содержит много углекислого газа. В воздухе лёгочных альвеол его мало, поэтому он покидает кровеносное русло и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало, потому что его непрерывно связывает находящийся в эритроцитах гемоглобин, превращаясь в оксигемоглобин. Ставшая артериальной кровь покидает альвеолы и по лёгочной вене направляется к сердцу. Для того чтобы газообмен проходил непрерывно, необходимо, чтобы состав газов в лёгочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается лёгочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха. Тканевое дыхание происходит в капиллярах большого круга кровообращения, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода, и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ. Выделяющаяся при этом энергия используется для процессов жизнедеятельности клеток и тканей. Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, а частично растворяется или химически связывается солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его в правое предсердие, оттуда он поступает в правый желудочек, который по лёгочной артерии выталкивает венозную кровь в лёгкие - круг замыкается. В лёгких кровь снова делается артериальной и, вернувшись в левое предсердие, попадает в левый желудочек, а из него в большой круг кровообращения. Чем больше расходуется кислорода в тканях, тем больше требуется кислорода из воздуха для компенсации затрат. Вот почему при физической работе одновременно усиливается и сердечная деятельность, и лёгочное дыхание. На рисунке 5 можно посмотреть, что представляет собой тканевое дыхание. Рис. 5. Тканевое дыхание. Выводы.1.Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют «воротами легких». 2.Лёгочное дыхание – это дыхание, во время которого в органах дыхания происходит обмен газов между кровью и атмосферным воздухом. 3.Тканевое дыхание происходит в капиллярах большого круга кровообращения, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. Контролирующий блок.1.Что такое легкие и каково их строение? 2.Что такое легочное дыхание? 3.Что такое тканевое дыхание? 4.Благодаря чему происходит обмен газов в легких? Домашнее задание.Подготовьте сообщение о легочном и тканевом дыхании и сравните их между собой. Курение – один из страшнейших пороков человечества. Вредная привычка, обернувшаяся локальной болезнью, переросшей сначала в эпидемию, а очень скоро в пандемию. Сегодня табакокурение перестало быть прерогативой «благородных донов», «аристократичных сэров» и «великодушных господ». Курят все категории населения Земли, всех возрастов и обоих полов. Курят тайком и открыто, дорогой табак и окурки, на улице и дома. Табакокурение страшно не только ухудшением здоровья курящего, но и вредным воздействием на окружающих. По сути, это не индивидуальная болезнь, а социальная. В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока, из которых, вызывают рак, а также несколько сотен ядов, включая никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту и т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год! Температура тлеющей сигареты 700 - 900 градусов! Легкие курильщика со стажем - черная, гниющая масса. Посмотритевидео , в котором показано влияние никотина на легкие: Список литературы:1.Урок на тему «Дыхательная система. Легочное и тканевое дыхание» Червякова С.М., учитель биологии, МОУ "Мещеринская СОШ№1". 2.Урок на тему «Строение легких. Газообмен в легких и тканях» Стафийчук Н.И., учитель биологии, ЯНАО, п. Вынгапуровский. 3.Никишов А.И., Рохлов В.С., Человек и его здоровье. Дидактический материал. М., 2001. Отредактировано и выслано Борисенко И.Н. Над уроком работали: Червякова С.М. Стафийчук Н.И. Борисенко И.Н. Запорожец А. Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме «Гигиена дыхания» - Через легкие за 1 мин проходит около 100 л воздуха. Внутреннее строение легкого. Наблюдения: Пристеночная плевра. Бронхи – бронхиолы - альвеолы. Звук. Дыхательная система. Первая помощь и гигиена органов дыхания. Внешнее. Цели и задачи урока: Биологическое значение дыхания: Газообмен в тканях и легких. «Биология 8 класс дыхание» - Как осуществляется процесс вдоха и выдоха? Образующиеся пустоты будут заполняться воздухом. Такое состояние называется эмфиземой легких. Регуляция дыхания. Органы дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Механизмы легочного дыхания. Как называется процесс газообмена между воздухом в легких и кровью. Модель Дондерса. «Дыхание растений» - Все органы растения дышат. Сущность процесса дыхания. Какой газ растения выделяют в процессе дыхания? Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха? Откуда берутся в воздухе примеси? Опыт: В какое время суток дышат растения? Условия, влияющие на дыхание растений. Сделайте вывод. Какие деревья, устойчивые к запыленному воздуху, вы знаете? «Дыхание» - Основные структурные элементы аппарата внешнего дыхания у млекопитающих. Легкие и стенка грудной полости. Резервный объем выдоха. Центральные хеморецепторы. Гортань. Продолговатый мозг. Внутренние межреберные мышцы. растворенный СО2 (7%). Эритроцит. Системный капилляр. Обратная связь в системе дыхания. «Дыхание человека» - 7) После расслабления проползаем по диафрагме- на другую сторону грудной клетки. Дыхание является связующим звеном между человеком и окружающей средой обитания. Нам пора! 5) В лёгких делимся на пары, и каждая пара едет по отдельной горке. Путешествие «Бобика». Сегодня мы отправимся вместе со мной в путешествие! «Значение и строение органов дыхания» - Альвеолы или лёгочные пузырьки. Выбрать предложения, которые соответствуют вашему настроению. Трахея. Строение гортани. Сократ. Строение трахеи. Рефлексия. Сегодня на уроке: Меня удивили ответы ребят. Лёгкие. Трп. Заболевания органов дыхания». Строение носовой полости и глотки. Тема: «Значение дыхания. |
Популярное:
Новое
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00
- Лист ознакомления с должностной инструкцией образец бланк
- Информационная безопасность электронной библиотеки Институт этнологии и антропологии