Реклама

Главная - Изобретения 
Как читать рентгеновские снимки легких, позвоночника, пазух носа. Рентгеновские снимки легких – норма

Рентгенография является самым распространенным методом обследования легких. Она назначается гораздо чаще или КТ из-за своей небольшой стоимости. Суть этого метода заключается в рентгеновском излучении, которое проходит через тело человека и в различной степени отражается на пленке в зависимости от того, через какую ткань проходит.

Многие считают, что флюорография и рентгенография – это одно и то же. Принцип этих диагностических методов действительно один и тот же, но флюорография менее информативна, с ее помощью можно определить только значительные нарушения, при этом доза облучения во время рентгенографии меньше.

Рентген легких в отличие от редко назначается в профилактических целях. Обычно эта процедура рекомендуется при наличии характерных жалоб у пациента. Несмотря на то, что рентгенография более информативная, она и более дорогостоящая, поэтому для профилактической проверки здоровья до сих пор применяется флюорография.

Описание рентгеновских снимков занимает больше времени и включает целый ряд параметров. Расшифровкой снимков должен заниматься врач-рентгенолог. На руки пациенту выдается готовое заключение.

Рентгенография применяется как при постановке диагноза, так и при уже известном диагнозе для проверки эффективности лечение.

Показаниями к проведению процедуры являются:

  1. Хронический кашель. При длительных и мучительных приступах кашля, которые длятся более месяца, рекомендуется сделать рентген.
  2. Боль в легких. Любые болезненные ощущения в легких во время кашля или при движении, а также одышка требуют обязательного обследования.
  3. Кровохарканье. Появление крови в мокроте – это тревожный симптом, который нельзя игнорировать. Кровохарканье может быть симптомом многих серьезных заболеваний, поэтому рекомендуется полное обследование.
  4. Беспричинная потеря веса. В случае резкой потери веса рекомендуется сделать рентген легких, чтобы исключить онкологию.
  5. Проверка состояния во время лечения. Рентген делают в обязательном порядке при пневмонии, туберкулезе легких, плеврите, раке легких. Рекомендуется проходить рентгенографию не чаще, чем раз в полгода, но в случае крайней необходимости возможно более частое проведение процедуры.

Доза облучения, которую получает человек во время процедуры, невелика и не наносит вреда здоровому организму. Но рентгеновское излучение негативно сказывается на активно делящихся клетках, поэтому эту процедуру не рекомендуется проводить детям и беременным женщинам.

К рентгеновскому излучению особенно чувствительны половые клетки. Чтобы избежать нарушений половой системы до наступления полового созревания профилактическая рентгенография не проводится. Эта процедура назначается только по жизненным показаниям.

Подготовка и процедура

Процедура рентгенографии проводится очень быстро и безболезненно. Подготовки никакой не требуется. Перед проведением процедуры не нужно придерживаться диеты или менять свой образ жизни.

Современное оборудование позволяет полноценно обследовать легкие при минимальных облучениях. Поэтому рекомендуется выбирать клиники с новым рентген-аппаратом. Формат снимков обычно универсальный, поэтому с полученным результатом потом можно будет обращаться в любую клинику. В указанное время пациент приходит к рентген-кабинету с направлением. Процедура занимает не более нескольких минут.

Пациент раздевается по пояс полностью и снимает все металлические украшения. На шее не должно быть никаких подвесок и цепочек. Длинные волосы необходимо собрать в пучок и поднять над линией шеи. Если оборудование современное, можно проходить процедуру в белье, но если оно не содержит металлических предметов и синтетики.

При необходимости процедуру можно проводить лежа или сидя.

На пациента надевают специальный фартук, если есть необходимость провести процедуру беременной женщине, фартуком закрывают живот и репродуктивные органы.

Если процедура обзорная (обследуются все легкие), то пациент встает прямо между лучевой трубкой и принимающим экраном. Врач просит пациента задержать дыхание на время действия аппарата. Это длится не более нескольких секунд, после чего пациент выдыхает и может одеваться.

Больше информации о рентгенографии можно узнать из видео:

Если процедура прицельная и обследуется определенный участок легкого, то пациент просят встать или сесть определенным образом (чтобы лучи проходили под определенным углом). В остальном прицельная рентгенография ничем не отличается от обзорной.

Результат выдается пациенту в течение часа. Соблюдение правил проведения процедуры важно, поскольку на достоверность результатов влияют многие факторы. Даже прядь волос, которая упала на спину и отразилась на снимке может привести к ошибочному результату. Также на результат влияет положение тела, выполнение рекомендаций врача. Если пациент вдохнул или пошевелился во время проведения процедуры, результат будет искажен.

Медицинский алгоритм чтения рентгенограммы

Чтение рентгеновских снимков – это сложный процесс. Он занимает некоторое время, поскольку описать нужно множество параметров.

При расшифровке обязательно учитывается качество снимка и теневая картина. Если на снимке картина нечеткая, пациента попросят сделать рентген еще раз через некоторое время.

Примерный алгоритм чтения рентгенограммы включает в себя следующие пункты:

  1. Проекция снимка. Необходимо учитывать, в какой проекции был сделан снимок (боковая, задняя, передняя). Врач обязательно берет в расчет погрешности, которые допускаются в той или иной проекции.
  2. Форма грудной клетки. Грудная клетка пациента может быть бочкообразной, воронкообразной или цилиндрической.
  3. Объем легких. Оценивается общий объем легких. Он может быть пониженным, нормальным или повышенным.
  4. Наличие очаговых или инфильтративных теней. На снимке кости отображаются белым цветом, ткань легких или образования – серым, а пустоты – черным. Если на сером поле есть темные пятна, это может указывать на воспаление или новообразование. При наличии такого пятна врач подробно описывает его размеры и локализацию.
  5. Деформация легочного рисунка. В норме рисунок не деформирован, он имеет четкие края, что говорит о нормальном кровообращении в тканях легких.
  6. Структура корней. Под этой фразой понимается описание легочных артерий. У здорового человека они имеют четкую структуру. Если же артерии расширены и на снимке в области корней есть затемнения, врач может заподозрить опухоль.
  7. Структура костной ткани. Врач оценивает, деформированы ли ребра, есть ли трещины, переломы.
  8. Диафрагма. Описывается структура диафрагмы, наличие изменений.

Если отклонения отсутствуют, после завершения чтения врач пишет в заключении «легкие без видимой патологии».

Расшифровка снимка – это сложная процедура. Даже опытный врач допускает, что при расшифровке можно допустить ошибку, поэтому при подозрении на серьезное заболевание (туберкулез, онкология) часто рекомендуется провести дополнительное обследование и уточнить диагноз.

Описание патологий на снимке

Любые патологии, обнаруженные на рентгенограмме, врач очень подробно описывает. Если есть подозрения, назначается или для подтверждения диагноза.

У здорового человека рисунок легких четкий без лишних затемнений. С помощью рентгена можно обнаружить следующие патологии:

  • Плеврит. При плеврите воспаляется серозная оболочка, которая окружает легкие. Он сопровождается характерными симптомами: увеличение грудной клетки, боль, повышение температуры тела, кашель. Часто плеврит сопровождается скоплением жидкости, поэтому на рентгеновском снимке он выглядит как оттягивание вперед трахеи.
  • Онкология. Злокачественная опухоль выглядит на снимке как затемнение на ткани легких. Обычно это затемнение имеет четкие контуры. В некоторых случаях это могут быть увеличенные лимфоузлы, поэтому рекомендуется дополнительное обследование ( или МРТ).
  • Туберкулез. При туберкулезе наблюдается сильный воспалительный процесс легочной ткани. На рентгенограмме он выглядит как несколько округлых очаговых теней. Как правило это увеличенные лимфоузлы. Также при туберкулезе легочный рисунок в верхней части усилен.
  • Пневмония. Воспаление легких на рентгенограмме выявляется как инфильтративные затемнения и уменьшение прозрачности легочных полей. Как правило, врач диагностирует пневмонию безошибочно.
  • Застойная недостаточность. При застойных явлениях легочный рисунок будет нечетким, а также на рентгенограмме можно заметить, что размеры сердца увеличены. Это сердечное заболевание, но оно отражается и на работе легких, появляется кашель, одышка, удушье в положение лежа, увеличение массы тела и появление отеков.
  • Саркоидоз. Это заболевание, при котором поражаются многие органы. В тканях появляются гранулемы, которые нарушают их функционирование. При саркоидозе наблюдается деформация корней на снимке, а также округлые четкие затемнения.

Стоит помнить, что небольшие кисты или опухоли на рентгене могут не отображаться, закрываться ребрами или сердцем. Если тревожные симптомы продолжают беспокоить, через некоторое время нужно повторить процедуру или пройти МРТ.

Анализ легочных полей на рентгенограмме

Под легочными полями понимаются те участки снимка, на которые проецировалась легочная ткань. Легочные поля располагаются по обе стороны от тени средостения.

Анализ легочных полей имеет несколько особенностей:

  1. Правое и левое легочное поле имеют разный размер. Правое, как правило, шире, но короче левого, а левое более узкое и вытянутое. Это считается нормой.
  2. Срединная тень не должна находиться точно в центре полей. Сердце слегка смещает ее, поэтому у здорового человека тень немного расширена с левой стороны. Это также не указывает на патологию.
  3. Чтобы было проще анализировать картинку легочных полей, ее делят на 3 части: внутреннюю среднюю и наружную. Каждая зона описывается отдельно.
  4. Оценивается прозрачность полей. Она зависит от того, насколько легкие наполняются воздухом и насколько полноценно легочная ткань напитывается кислородом. При нарушении кровообращения прозрачность полей будет изменена.
  5. У женщин описание легочных полей может быть изменено из-за мягких тканей молочных желез. Это учитывается при расшифровке снимка.
  6. При оценке легочного рисунка во внимание принимаются индивидуальные особенности организма. Это длительный и сложный процесс, провести грамотно его может только опытный специалист. Легочная артерия в каждой зоне легочных полей имеет различное направление. Также учитываются венозная и капиллярная сети.
  7. Плевра на снимке отображаться не должна. Она слишком тонкая. Если же она видна, значит ее стенки утолщены, что говорит о воспалении или опухоли. В некоторых случаях плевра отображается при боковых снимках.
  8. Артерии ветвятся в каждом легком по-разному. Поэтому оценивается каждый сегмент легочного поля. В правом легком их 10, в левом – 9.

Стоит помнить, что отсутствие пятен и затемнений на снимке не гарантирует отсутствие патологий. Если сохраняются тревожные признаки, нужно обратиться к врачу за дальнейшим обследованием.

Стоматологический ликбез. Расшифровка ортопантомограммы. December 14th, 2010

Одна из целей моего блога - это повышение стоматологической грамотности населения. Пока вы, уважаемые друзья, не будете сами хотя бы поверхностно разбираться в собственном лечении, всегда будет казаться, что вас обманывают.

Поэтому начнем с диагностики, и постепенно, в рамках стоматологического ликбеза, мы рассмотрим наиболее интересные и актуальные вопросы современной стоматологической практики.

Мои коллеги могут даже не заглядывать в этот пост - ничего нового они в нем не найдут. Тем не менее, я очень надеюсь, что он будет полезен простым обывателям, которые желают хотя бы немного больше знать о стоматологии. В своем блоге я выкладываю много подобных снимков и, для того, чтобы они были Вам хоть чуть-чуть понятны, я решил "расшифровать" их для Вас.

Что такое ортопантомограмма и для чего она нужна?

Ортопантомограмма (или "ОПТГ", "панорамный снимок зубочелюстной системы") - одна из разновидностей диагностической рентгенографии. В стоматологии ОПТГ имеет ключевое значение - многие виды лечения нельзя начинать без проведения этого метода диагностики.
В техническом отношении проводится она следующим образом: источник луча (рентгеновская трубка) и его приемник (пленка или цифровой датчик" движутся вокруг исследуемого объекта в противоположных направлениях. В результате, в фокусе оказывается очень ограниченная часть объекта изучения, все остальное оказывается размытым.
В зависимости от настроек, можно получить четким только конкретный, интересующий нас слой, а все остальное на снимке будет размыто.
Делаются панорамные снимки с помощью ортопантомографов. Ортопантомографы бывают разные - пленочные и цифровые. Пленочные ОПТГ - почти история, в то время как "цифра" занимает все больше и больше места в современной стоматологии.
Выглядит современный ортопантомограф примерно вот так:

На данной фотографии - дентальный томограф фирмы Planmeca с цефалостатом. Последний нужен для телерентгенографии - исследования, которое широко применяется в ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии.

Существует распространенное мнение о вреде данного вида исследования. На самом деле, объем излучения даже пленочного ортопантомографа таков, что можно делать панорамные снимки каждый день в течение месяца без ощутимого вреда для здоровья.
А излучение цифровых аппаратов в разы меньше, чем у пленочных и получаемая доза излучения намного меньше той, что Вы получаете, к примеру, при двухчасовом авиаперелете.

Когда нужна ортопантомограмма?

В принципе, она нужна всегда.
При лечении зубов, протезировании, ортодонтическом лечении, в хирургии и имплантологии, даже в ринологии при исследовании придаточных пазух носа ценность панорамных снимков невозможно переоценить.
Однако ориентироваться только по ОПТГ в некоторых случаях нельзя - все же, мы переносим объемное изображение на плоскость, а поэтому возможны искажения. Но следует рассматривать ортопантомографию как первичное рентгенологическое обследование, по результатам которого выстраивается тактика как дальнейшей, более углубленной диагностики, так и лечения.

Ортопантомография взрослого человека.

Для примера, вот снимок:

Обратите внимание на форму зубного ряда. Получается, что человек на снимке как бы улыбается))) . Если же улыбки мы не видим (наоборот, "грустная форма") - значит снимок сделан неправильно и количество искажений в нем будет очень высоким. Такой снимок для хорошей диагностики не годится.

На ортопантомограмму смотрят не как в зеркало, а как на другого человека. То есть, левая сторона справа, а правая - слева. Иногда для удобства с левой стороны проставляют букву L (left) или с правой стороны букву R (right). Или же подписывают снимок так, что данные пациента можно прочитать только с одной стороны.

У взрослого человека в норме 32 зуба. Но Вы неоднократно видели в моем блоге, что мы обсужаем, к примеру, лечение 44 или удаление 48 зуба... Как так получается?

Дело в том, что каждый зуб помимо названия имеет номер. Согласно принятой во всем мире классификации ВОЗ, зубной ряд делится на четыре сегмента. Верхний правый сегмент - это десятки. Верхний левый - двадцатки, Нижний левый и нижний правый, соответственно - тридцатки и сороковки. Нумерация идет от центра зубного ряда. Получается, что правый верхний центральный резец - это 11 зуб, следующий за ним зуб (правый верхний боковой резец) - 12, нижний левый второй премоляр - 35, а нижний правый зуб мудрости - 48 зуб.

Хотя мой друг, Валера Колпаков, который сейчас живет и работает в США, рассказал, что у них принята другая классификация: зубки обозначают просто порядковым номером по часовой стрелке. У нас подобные обозначения - большая редкость. Европа все же...

На снимке желтыми цифрами обозначены номера зубов взрослого человека. Теперь Вы сможете удивить Вашего стоматолога, сказав ему, что у Вас болит не какой-то там нижний коренной, а конкретно - 36 зуб. Он все поймет и с таким уважением на Вас посмотрит...

Некоторые доктора называют зубки по номеру сегмента. Например, "четыре, два", нижний левый боковой резец. Такой счет усиленно навязывается в институтах и университетах, в основном, преподавателями предпенсионного возраста.
Такая классификация неправильна в корне. Почему? Потому что изначально данная система счета зубов задумывалась под машинную обработку, а машина работает с цифрой "сорок два" а не с цифрой "четыре два". Поэтому и называть зубки надо правильно.

Большинство стоматологических материалов изготавливаются рентгеноконтрастными. Делается это для того, чтобы можно было контролировать объем и расположение этого материала на рентгеновских снимках. Например, пломбировочные материалы для корневых каналов на снимке обозначены буквой А.

Когда ортопантомограмма зубочелюстной системы попадает к недалекому ЛОР-врачу, последний сразу замечает проникновение корней зубов в верхнечелюстную пазуху (буква B на снимке). Более того, в старых учебниках стоматологии об этом упоминается.
На самом деле, корни зубов ооочень редко проникают в верхнечелюстной синус. Чаще всего они огибают его по краям таким образом, что дно пазухи находится между корней зубов. Эту тему мы скоро рассмотрив в цикле "Ринология для стоматологов".

Ортопантомография дает хорошее представление о расположении зубов мудрости (на снимке буква С). Даже прицельные снимки не дают полной картины о строении и локализации восьмерок. Поэтому без проведения ОПТГ я крайне не рекомендую браться за удаление или лечение "мудрых" зубов.

Помимо зубов на ОПТГ видны и другие структуры, которые могут интересовать стоматолога.

Например, зеленым цветом выделен нижнечелюстной канал, который проходит в толще нижней челюсти и содержит в себе сосудисто-нервный пучок. Последний иннервирует зубки, соответствующую половину губы и подбородка. Выходит наружу этот пучок через ментальное отверстие (обозначено темно-зеленым цветом), которое некоторые "специалисты" иногда путают с кистой.

Красным цветом обозначены границы верхнечелюстных пазух и носовые ходы. На снимке видно искривление носовой перегородки и, как следствие, асимметрия носовых ходов. Это является косвенным признаком хронического риносинусита, в том числе и аллергической природы.

Височно-нижнечелюстные суставы обозначены синим цветом. В норме они должны быть симметричны и иметь определенную форму. Заметная разница в форме суставов, а также их асимметрия - один из признаков хронического артрита. На данном снимке суставы практически симметричны, следовательно, проблем с суставами у пациентки нет.

Рентгеноконтрастные материалы выделены фиолетовым цветом. На снимках очень хорошо видны все пломбы, качество пломбировки каналов и т. д. Тонкая фиолетовая полоска на передних зубах - это ретейнеры, устанавливаемые после ортодонтического лечения.

Также на ОПТГ есть структуры, которые не очень интересуют, но все же видны.

Например, красным цветом выделены мочки ушей, синим пунктиром на фоне нижней челюсти - позвоночный столб. По бокам от него - подъязычная кость. В фокус она попадает только в боковой проекции, поэтому и видна, как две отдельные части.

Горизонтальная линия над верхней челюстью - твердое небо, а по бокам от него хорошо видны скуловые кости.
В контуре мочек ушей можно различить шиловидный отросток, сосцевидный отросток и отверстие наружного слухового прохода.

Таким образом, панорамный снимок, хоть и с искажениями, может дать почти полную картину состояния зубочелюстной системы - благодаря этому в качественной диагностике стоматологических заболеваний он просто необходим.

Ортопантомограмма ребенка.


Как ни странно, у детей зубов больше:

Но принцип их нумерации тот же самый. Разве что молочные зубы обозначаются не десятками или двадцатками, а пятидесятками, шестидесятками, семидесятками или восьмидесятками - так, как обозначено на снимке. Например, 75 зуб - это левый нижний молочный моляр.

Под зубами молочными располагаются зачатки постоянных зубов (обозначены желтыми цифрами). В разном возрасте они выглядят по-разному и имеют разную форму. На данном снимке можно, к примеру, не увидеть коронок формирующихся 15, 25 зубов, но видно контуры зачатка - следовательно, зубки будут.

Голубым цветом на снимке обозначен нижнечелюстной канал.

Синий цвет - височно-нижнечелюстные суставы. Обратите внимание на то, как отличается относительное положение головки сустава, суставного бугорка и впадины от строения сустава взрослого человека.

Фиолетовая линия - контуры верхнечелюстной пазухи. У детей она относительно меньше, чем у взрослых. Поэтому голос тише и выше.

Зеленый цвет - носовая перегородка и носовые раковины. Пока наблюдается относительная симметрия, однако вследствие травмы, хронического ринита, аллергии или просто из-за неравномерного роста возможно искривление носовой перегородки. Как я уже писал, это фактор риска при развитии хронического риносинусита (гайморита).

Красным стрелками и буквой А обозначены артефакты от сережек. В некоторых случаях украшения в виде пирсинга, цепочек и т. д. могут вносить существенные искажения и затруднять диагностику. Поэтому перед проведением ортопантомографии все украшения с лица и шеи лучше снять.

Конечно, специалисты видят на снимках гораздо больше простых людей. А специалисты-рентгенологи - гораздо больше простых специалистов. Было бы замечательно, если бы этот пост прокомментировал кто-нибудь из специалистов-рентгенологов.

В общих чертах диагностическая картина по панорамным снимкам выглядит именно таким образом. Теперь Вы можете взять свой панорамный снимок, внимательно на него посмотреть и уже не говорить: "Я ничего тут не понимаю". Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, верно?

Содержимое:

Магнитно-резонансная томография (МРТ) - метод исследования с использованием магнитного поля и компьютера для получения подробных изображений структуры мозга, позвоночника, костей и тканей, поэтому этот способ диагностики очень важен для врачей. В большинстве медицинских центров пациенту выдают диск или флеш-карту с записью МРТ - обычно об этом даже не нужно просить. Конечно, диагноз будет ставить врач, но вы можете и сами посмотреть диск дома, правда, не стоит делать никаких выводов, не обсудив это с врачом.

Шаги

1 Загрузка диска

  1. 1 Вставьте диск в дисковод компьютера. Обычно после обследования пациенту везде выдают диски. Делается это для того, чтобы у человека была возможность показать запись врачу, но никто не запрещает вам посмотреть диск самостоятельно дома, поэтому для начала вставьте диск в компьютер.
    • Помните : в некоторых медицинских центрах диски не выдают. Бывает такое, что МРТ записывают на флеш-носитель или пересылают через интернет. Не имеет значения, каким способом запись попадет на ваш компьютер.
  2. 2 Если программа загрузится автоматически, следуйте инструкциям на экране. Если вам повезет, при загрузке диска программа запустится сама. Тогда вам останется только нажимать на соответствующие кнопки. Обычно в этом нет ничего сложного: "да", "нет", "применить", "отменить".
    • Однако программы для просмотра МРТ часто очень ненадежные. Нередко даже сами врачи страдают от этого. Возможно, вам придется потратить на это чуть больше времени (об этом речь пойдет ниже).
  3. 3 При необходимости установите программу для просмотра МРТ. Если программа не открылась автоматически, обычно на диске с записью можно найти файл для установки приложения. Откройте диск, посмотрите, какие на нем есть файлы, найдите установщик и запустите его. Конкретная последовательность действий зависит от того, какую программу вам записали.
    • Если у вас ничего не получается или установщика на диске нет, попробуйте скачать бесплатную программу из интернета. есть ссылки на большое количество программ, которые позволяют просматривать снимки в стандартном формате DICOM.
  4. 4 Загрузите запись. И здесь тоже конкретная последовательность действий будет зависеть от выбранной программы. Обычно в таких приложениях есть опция загрузить запись сверху экрана. Найдите эту опцию, затем выберите запись на диске.
    • Помните, что нередко в подобных приложениях запись называется исследованием, поэтому не удивляйтесь, если найдете кнопку "загрузить исследование".
    • Бывает так, что после загрузки программа сама выводит на экран список доступных к просмотру записей на диске. В таком случае вам нужно будет просто выбрать свое исследование.
  5. 5 Просмотрите все изображения. Обычно в программах для просмотра МРТ с одной стороны экрана есть большая черная область, а с другой - панель инструментов. Если вы видите изображения предпросмотра в панели инструментов, дважды кликните по нужному изображению. Оно откроется в большой черной области.
    • Не спешите. Может показаться, что снимков мало, но на самом деле в каждом исследовании содержится огромное количество информации, поэтому ваш компьютер может не сразу загрузить изображение.

2 Интерпретация исследования

  1. 1 Узнайте, какими способами можно просматривать снимки. Когда МРТ загрузится, если вам повезет, вы сразу поймете, что перед вами. Однако очень часто на снимке будет лишь совершенно непонятная смесь из черного, белого и серого. Понимание того, как делается МРТ, поможет вам прочитать снимок. Есть три плоскости, в которых просматривают органы при МРТ:
    • Саггитальная . Обычно такие снимки проще всего интерпретировать. Саггитальный просмотр - это просмотр органов или тканей сбоку или в профиль. Изображение представляет собой вертикальный разрез в двусторонней симметрии.
    • Корональная . Это фронтальная плоскость. Вы рассматриваете органы человека, который словно стоит лицом к камере.
    • Поперечная . Как правило, с этой плоскостью работать непрофессионалам сложнее всего. Эта плоскость словно нарезает тело на мелкие горизонтальные полоски.
  2. 2 Обратите внимание на контраст. МРТ - это черно-белая запись, поэтому иногда сложно понять, где находится какой орган. Поскольку здесь нет цвета, ориентироваться надо будет по контрасту. К счастью, разные ткани по-разному отображаются на снимке, поэтому вы сможете рассмотреть контраст на их стыке.
    • Точный оттенок тканей будет зависеть от настроек аппарата МРТ. Две основные настройки - это Т1 и Т2. Разница между ними небольшая, но они позволяют врачам более точно ставить диагноз. К примеру, Т2 обычно используется для анализа заболеваний (а не травм), поскольку при этой настройте ткани, пораженные болезнью, видны лучше. подробно описываются различия в настройках Т1 и Т2.
  3. 3 Выберите подходящий режим просмотра. Программы для просмотра МРТ часто умеют показывать более одного изображения за раз. Благодаря этому врачам проще сравнивать разные проекции одной и той же области или даже снимки, сделанные в разное время. Непрофессионалу лучше выбрать режим, при котором будет показываться только одно изображение за раз, и просматривать снимки последовательно. Тем не менее, в программе должна быть кнопка, позволяющая показывать 2, 4 и более снимков одновременно, поэтому не бойтесь ее нажимать.
  4. 4 Нажмите на специальную линию, чтобы увидеть, где пересекаются проекции. Если вы решите открыть изображение с пересекающимися проекциями, вы увидите особую прямую линию, пересекающую изображение. Она бывает не на всех записях. Если на вашей ее нет, на втором снимке будет показано, где находится область пересечения. Вы сможете смещать линию к центру, направо и налево. Это позволит рассмотреть органы под другим углом.
    • Линия также укажет, с какой стороны был сделан снимок. К примеру, если бы МРТ был снимком обычного предмета (к примеру, дерева), линия указала бы вам на то, откуда была направлена камера: сверху с самолета, из окна второго этажа или с земли.
  5. 5 Перетяните линию, чтобы рассмотреть разные области на снимке. Это позволит вам перемещаться внутри изображения. Снимок будет автоматически менять проекцию.
    • К примеру, если вы рассматриваете изображение позвоночника в саггитальной плоскости и также загрузили область с пересекающимися плоскостями, двигая линию, вы сможете изучить позвонки как сверху, так и снизу. Этот инструмент особенно полезен для диагностирования грыжи межпозвоночных дисков.

3 Анализ органов

  1. 1 Ищите несимметричные участки. В целом, тело симметрично. Если на снимке вы заметили светлый или темный участок, которого нет с другой стороны, это может быть причиной для беспокойства. Если в части тела есть повторяющиеся фрагменты, их отсутствие с другой стороны также может указывать на проблему.
    • Примером второго случая служит грыжа межпозвоночных дисков. Позвоночник состоит из разных позвонков, которые располагаются друг на другом. Между ними есть диск, наполненный жидкостью. Когда диск надламывается, жидкость вытекает, в результате чего образуется грыжа. Из-за давления на нервные окончания в позвоночнике появляется боль. Все это можно увидеть на МРТ позвоночника: там будет длинная цепь здоровых позвонков и один очень заметный позвонок.
  2. 2 Изучите структуру позвонков, если вы рассматриваете МРТ позвоночника. МРТ позвоночника прочитать едва ли не проще всего остального (особенно в саггитальной проекции). Поищите нарушения в расположении позвонков или межпозвоночных дисков. Если хотя бы один будет не не своем месте (как в примере выше), это может стать источником сильной боли.
    • За позвоночником в саггитальной проекции вы увидите что-то белое, похожее на веревку. Это спинной мозг, который связан со всеми нервными окончаниями в организме. Поищите участки, где позвонки или диски прижимают спинной мозг. Поскольку нервные окончания очень чувствительные, даже небольшое давление приводит к боли.
  3. 3 Используйте горизонтальную проекцию при просмотре МРТ мозга. МРТ тканей мозга используется для диагностики опухолей мозга, нагноений и других заболеваний мозга. Проще всего рассмотреть их в горизонтальной проекции, спускаясь сверху вниз. Ищите несимметричные участки. Светлое или темное пятно, которого нет с другой стороны, может стать причиной для беспокойства.
    • Опухоли мозга обычно представляют собой круглые образования в форме мяча для гольфа. На МРТ они отображаются как очень светлые или серые области, окруженные белым кольцом. Однако и другие заболевания (например, множественные уплотнения) отображаются как белые участки, поэтому лишь одно это не может указывать на опухоль мозга.
  4. 4 Если вы просматриваете МРТ колена, ищите отличия в снимках двух коленных чашечек. Сравните снимок здорового колена в корональной проекции со снимком травмированного колена, и вы найдете проблему. МРТ колена часто делают для диагностики следующих заболеваний и травм:
    • Остеоартрит . На снимке расстояние между суставами будет меньше, чем должно быть. Может быть заметно образование костного нароста.
    • Разрыв связок . На снимке расстояние между суставами будет больше, чем должно быть. Пазуха может наполняться жидкостью, которая будет отображаться белым или светло-серым. Может быть виден сам разрыв.
    • Разрыв мениска . На снимке расстояние между суставами будет ненормальным. Будут видны темные участки, направленные внутрь, с любой стороны сустава.
  5. 5 Не ставьте себе диагноз сами на основании просмотра МРТ. Повторим снова: если вы увидите что-то, в чем вы не уверены, не предполагайте, что у вас тяжелое заболевание, не показав запись врачу. У непрофессионалов нет нужных знаний и опыта в интерпретации снимков, поэтому если сомневаетесь, обратитесь за помощью к врачу.
  • Помните, что горизонтальная проекция также называется "аксиальной" .
  • Если вам не удалось просмотреть файл МРТ в формате DICOM, попробуйте конвертировать его в другой формат. На есть бесплатный конвертер (с инструкцией).

Чтение рентгеновских снимков независимыми врачами-рентгенологами онлайн – мечта современного человека. Сервис рад предложить клиентам данный вид услуг. Врачи лучевой диагностики (наши консультанты) ежедневно встречаются с клиническими ситуациями, описывают десятки рентгенограмм, мрт томограмм. Высокое качество, доступные цены, предоставление консультации онлайн, по телефону, скайп позволяет врачам быть доступными для пользователей сайта.

Pентгенограмма тазобедренных суставов

Чтение рентгеновских снимков – особенности

Правильное чтение рентгеновских снимков возможно врачом лучевой диагностики со стажем. Сразу после окончания института молодой специалист не сможет правильно интерпретировать рентгенологическую картину, так как у каждого человека индивидуальные особенности анатомии. Только с годами глаз «научиться» отличать норму на снимке от патологии.

Алгоритм оценки рентгеновских симптомов (синдромы просветления, затемнения):

  • Положение;
  • Интенсивность;
  • Число;
  • Размеры;
  • Форма;
  • Контуры;
  • Рисунок;
  • Смещаемость.

Каждый рентгеновский синдром следует оценивать по приведенному алгоритму.

Для примера приведем чтение рентгеновских снимков легких врачом-рентгенологом.

Протокол рентгенологического обследования пациента (профосмотр)

Вид исследования: флюорография легких

На представленной цифровой рентгенограмме легких в прямой проекции прослеживается сгущение легочного рисунка в проекции обоих легочных полей. Корни тяжисты. Контуры диафрагмы и реберно-диафрагмальные синусы без особенностей. Сердечная тень обычной конфигурации.

Заключение: инфильтрации не отмечается.

Для человека без медицинского образования сложно понять медицинские термины, поэтому объясним их подробнее:

  • Сгущение легочного рисунка – увеличение количества артерий и вен на квадратную площадь легких;
  • Корни тяжисты – расхождение сосудистой сети в виде тяжей. Встречается при хронических легочных заболеваниях;
  • Контуры диафрагмы без особенностей – фраза описывает нормальное анатомическое расположение куполов;
  • Реберно-диафрагмальные синусы без особенностей – в проекции полостей не наблюдается свободной жидкости или фиброзных разрастаний;
  • Сердечная тень обычной конфигурации – анатомическая структура сердца не изменена.

Такое чтение рентгеновских изображений в норме. При наличии патологических синдромов врачи-рентгенологи подробным образом вначале описывают изменения легких, а нормальные ткани – в последнюю. Существует два основных рентгенологических синдрома – затемнение, просветления, на основе которых можно описать каждое изменения на рентгенограмме.

Чтение снимка обязательно состоит из описательной и заключительной частей. Каждый человек обязан знать дозу облучения, полученную при обследовании. Она указывается в протоколе рентгенологического заключения.

Расшифровка рентгенограмм легких – самая сложная отрасль рентгенологии. В данном органе часто прослеживается комбинированная патология. Это происходит по двум причинам:

  1. Легкие не содержат болевых рецепторов;
  2. Среди населения распространено курение.

Врачи лучевой диагностики знают, что нужно тщательно анализировать легочную паренхиму. Начальное проявление рака – небольшое затемнение (около 5 мм). Если его пропустить, то через несколько месяцев опухоль станет крупной.

Предлагаем независимое чтение рентгенограмм. Если сомневаетесь в заключении своего рентгенолога, отправьте снимки нашим специалистам. Проанализируем рентгеновские синдромы, составим квалифицированное заключение. В сложных ситуациях проводим консилиум между врачами-рентгенологами, мрт, компьютерной томографии.

Чтение мрт снимков – как расшифровать правильно

Чтение мрт снимков создает сложности не только для человека. Расшифровать магнитно-резонансную томограмму не сможет даже подготовленный врач-рентгенолог. Для анализа мрт необходимо знание основ формирования изображений при прохождении исследуемой области через магнитное поле.

Чтение рентгенограмм легких и придаточных пазух

Врач лучевой диагностики в отличие от врача-рентгенолога имеет представление не только о костной топографии, но и о расположении суставно-связочного аппарата. При проведении мрт ангиографии специалист знакомится с особенностями хода артерий и вен по исследуемой области. Качественная рентгенография невозможна без владения знаниями о строении человеческого тела.

Правильное чтение мрт снимков требует определенного практического опыта. Квалифицированный рентгенолог четко отличает нормальные и патологические затемнения рентгенограмм. Молодой доктор часто перестраховывается, назначая людям повторные снимки при выявлении на первоначальном варианте подозрительных теней.

Чтение рентгенограмм в стоматологии – особенности

В стоматологии чтение рентгенограмм часто проводится стоматологами. Частные центры не содержат в штате рентгенолога. Делают рентгеновские снимки рентген-лаборанты, а читает их непосредственно лечащей врач. Такой подход с точки зрения клинической медицины является грубейшей ошибкой.

Стоматологов интересует только состояние зубных каналов, периодонтальных тканей. Специалисты не знакомы с рентгеновскими тонкостями определения синдромов просветления и затемнения. В результате неквалифицированного подхода будут пропущены костные остеомы и другие раковые заболевания.

При обнаружении злокачественного образования лечение зубов отходит на второй план, так как главная задача – ликвидация опухоли. Предлагаем присылать рентгенограммы зубов нашим врачам. Они составят свое альтернативное мнение.

Квалифицированные врачи лучевой диагностики предлагают услуги пользователям сайта – чтение, расшифровка рентгенограмм онлайн, по скайп, телефону. Если сомневаетесь в компетентности заключения, позвоните или напишите нам!

Фотографии способны рассказывать истории наравне с текстами, созданными на естественном языке, быть инструментом и объектом социального исследования. Представленный курс позволит овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

О курсе

Курс предполагает последовательное освоение девяти тематически взаимосвязанных модулей. Представленный теоретический материал и выполнение практических заданий позволят овладеть языком фотографии, необходимым для анализа уже существующих снимков или создания новых.

Формат

Еженедельные занятия предполагают просмотр видео-лекций и других материалов с вопросами на самопроверку, а также выполнение тестовых и творческих заданий.

В курсе предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому разделу и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

Информационные ресурсы

  1. Банников К. Социальная фотосессия // Социальная реальность. 2008. № 8-10. С. 108-116.
  2. Барабанщиков В.А., Ананьева К.И., Харитонов В.Н. Организация движений глаз при восприятии изображений лица // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 2. С. 31–60.
  3. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.
  4. Барт Р. Риторика образа // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С. 297-318.
  5. Барт Р. Camera Lucida. M.: Ad Marginem, 1997.
  6. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания, IX (2/96). С. 521-559.
  7. Богданова Н. М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Том XV. № 2 (61). С. 98 – 113.
  8. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии.//INTER. – 2007. - № 4. С. 13-32.
  9. Воронкова Л. «Социологические выставки»: визуальные презентации в социальных кругах» //Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – 296с.
  10. Гомбрих Э. История искусства. – М.: Изд-во АСТ, 1998. – 688 с.
  11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д.Ковалёва. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
  12. Зонтаг С. О фотографии. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013.
  13. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 3-14.
  14. Круткин В. Л. Фоторепортаж как источник социологической информации // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 65-76.
  15. Лапин А. Фотография как… Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 296 с.
  16. Лишаев С. А. Помнить фотографией. – СПб.: Алетейя, 2012. – 140 с.
  17. Михалкович О.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989. – 296 с.
  18. Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический Проект, 1999. С. 43 -57.
  19. Пауэлс Л. Репрезентируя движущуюся культуру // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 37-63.
  20. Петровская Е. Антифотография. – М.: «Три квадрата», 2003. – 112 с.
  21. Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2008.
  22. Харпер Д. Фотовыявление: истоки, развитие, темы и формы / Пер. с англ. и вступительное слово Н. М. Богдановой // Социологический журнал. 2013 №3. С. 16-42.
  23. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник /пер. пол. Н. В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с. + 32 с. цв. Ил.
  24. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир / Пер. с англ. Вильнюс: ЕГУ, 2010.
  25. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
  26. Ball M. S., Smith G. W. H. Analyzing visual data. London: Sage. 1992.
  27. Banks M. Visual methods in social research. London: Sage, 2001.
  28. Becker, H. S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It"s (Almost) All a Matter of Context. // Visual Sociology 10 (1-2), 5-14.
  29. Bolton A., Pole C. and Mizen P. Picture This: Researching Child Workers/ Sociology, Vol. 35,No. 2,pp. 501–518.
  30. Cheatwood D., Stasz C. Visual Visual Sociology // Images of information. Still photography in the social sciences. Ed. by J. Wagner. Beverly Hills: Sage, 1979. P. 301–308.
  31. Hall S. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices/ Edited by Stuart Hall. Sage Publication. London. Thousand Oaks/ New Delhi/ The Open University, 1997.
  32. Harper D.A. Visual sociology. New York: Routledge, 2012.
  33. Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Routledge, 2001.

Требования

Полное среднее образование, бытовое знакомство с фотографией и базовые навыки владения фотокамерой.

Программа курса

Модуль 1. Фотография и язык. Фотография как текст, или Зачем нужна «визуальная грамотность». Как «говорит» фотография, или Истории в картинках. Четыре агента фотописьма и фотографическое приключение. Где рождается смысл: текст и контекст. «Чтение» фотографии: от узнавания до понимания.

Модуль 2. Восприятие фотографии: время и пространство, статика и динамика. Фотография как образ прошлого, или Что значит «помнить фотографией». Время и пространство фотографии. Геометрия фотографии, или Куда приводят углы. Движение в статике фотографии.

Модуль 3. Фотография и общество. История человека в фотографии. Фотография: реальность или вымысел. Фотография как «зеркало» и «идеализатор поведения». Фотоконструкция образа «Я». Жажда жанра.

Модуль 4. Прикладные возможности фотографии в науке. Интеграция фотографии и науки. Назначение фотографии в науке. Партнёрская работа с фотографией. Визуальные методы обратной связи: фотовыявление. Визуальные методы обратной связи: фотоотклик. Фотография и маркетинг: как картинки заставляют нас покупать.

Модуль 5. Практика создания фотографии в целях исследования. Как и зачем фотографировать, если ты не фотограф, а исследователь. Как развить визуальное воображение. Этика работы с фотографией: «вхождение» VS «вторжение». Что такое «портрет с окружением». Три ошибки фотографирующего исследователя.

Модуль 6. Практика анализа фотографии. Секвенционная интерпретация Р. Брекнер. Семиотическая и структурная интерпретация. Герменевтическая и дискурсивная интерпретация. Иконография и иконология Э.Панофского. Контент-анализ фотографии: за и против. Комплексный подход к анализу фотографии.

Модуль 7. Предметное поле фотографических исследований. (Авто)биография и фотография в семейном альбоме. Фотография в исследованиях городского пространства. Идеологичность видения в фокусе фотокамеры. Мода, красота и телесность в зеркале фотографии. Фотография в СМИ: функции и возможности.

Модуль 8. От фотографии к киноплёнке. Кино аттракционов и первые оптические приборы. Фотография как застывший кадр. Фотография как основание природы фильма З. Кракауэра.

Модуль 9. Фотографирование само по себе. К вопросу о мотивах фотосъёмки. Туристическая фотография. Фотография в обрядах перехода. Мобилография, вернакулярная фотография и социальные сети. Фотография как повседневное искусство.

Модуль 10. Итоговое тестирование.

Результаты обучения

  • оперировать основными понятиями визуалистики и теории зрительного восприятия плоского изображения;
  • выделять и оценивать роли отдельных агентов фотографических практик;
  • выбирать наиболее релевантные подходы к анализу визуальных данных;
  • самостоятельно проводить анализ фотографии;
  • проблематизировать и объяснять визуальные проявления социальной жизни;
  • создавать собственные информативные визуальные тексты;
  • выстраивать ряд фотографий в связный и последовательный визуальный нарратив.

Формируемые компетенции

  • Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1 ФГОС ВПО)
  • Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-2 ФГОС ВПО)
  • Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6 ФГОС ВПО)
  • Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 ФГОС ВПО)
  • Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность презентовать результаты собственных фундаментальных и прикладных исследований с использованием современной аппаратуры и учетом особенностей потенциальной аудитории (ОК-42 ФГОС ВПО)
  • Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-1 ФГОС ВПО)
  • Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 ФГОС ВПО)
  • Способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 ФГОС ВПО)
  • Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9 ФГОС ВПО)


 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS