Реклама

Главная - Заработок в Интернет
Чего хотят работодатели от выпускников MBA. У выпускников мва по-прежнему самые высокие зарплаты История МВА в Европе

Кэролайн Циммерман вместе со степенью MBA в бизнес-школе INSEAD приобрела обычный набор преимуществ: понимание основ бизнеса и широкую сеть связей. Однако один навык программой не предлагался – программирование на языке Python.

Python – один из важнейших инструментов в работе Циммерман (она руководит анализом и обработкой данных в музыкальной компании BMG). Однако отсутствие технических навыков не помешало ей поступить на должность, потому что в INSEAD она научилась правильному отношению к проблемам – не бояться их. И Циммерман сама выучила Python на онлайн-курсах.

Желание научиться чему-то новому, чего ты не знаешь, в технологическом секторе ценится выше обширных знаний, говорит Циммерман.

Способность решать сложные проблемы – один из пяти самых востребованных работодателями навыков выпускников MBA, показало проведенное FT исследование 2018 FT MBA Skills Gap Survey. В исследовании приняли участие более 70 крупнейших работодателей мира.

Данные FT показывают, что работодатели стремятся нанимать выпускников, обладающих нужными социально-психологическими качествами (soft skills), такими как умение работать в команде и находить общий язык с самыми разными людьми (в числе самых важных их назвали 64 и 54% респондентов FT соответственно).

Программы MBA традиционно дают различные профессиональные знания и рабочие навыки (hard skills), и, по словам работодателей, кандидатов с нужными профессиональными навыками (например, владеющих бухгалтерским учетом, знающих маркетинг, экономику, программирование или иностранные языки) найти легче.

Сьюзен Сэндлер Бреннан, помощник декана Sloan School of Management в MIT, говорит, что полезные социально-психологические качества помогут их обладателям защитить свои рабочие места в эпоху автоматизации. Однако на стадии найма сотрудника такие качества сложнее оценить, чем то же владение бухучетом. Сейчас компании все чаще применяют предварительное онлайн-тестирование кандидатов, это значит, что до стадии собеседования доходят только соискатели с необходимыми профессиональными знаниями и опытом. Способность строить, поддерживать и расширять связи может быть очень ценна для работодателя, но без необходимых технических навыков выпускника на собеседование не пригласят, говорит Сэндлер Бреннан.

Ведущие работодатели все чаще стали выражать скепсис в отношении бизнес-школ как канала подготовки сотрудников с необходимыми навыками – как социально-психологическими качествами, так и профессиональными знаниями.

Самые важные навыки для работодателей

1) Способность работать в команде 2) Способность работать с самыми разными людьми 3) Способность решать сложные проблемы 4) Способность строить, поддерживать и расширять связи с людьми 5) Тайм-менеджмент и способность определять приоритеты

«Мы ждем от кандидатов профессионального опыта, умения управлять командой и координировать работу с клиентами», – говорит Анна Перчас, партнер KPMG UK. Консалтинговая компания ищет кандидатов с опытом работы по профилю, с лидерскими качествами и увлеченных работой. Однако в KPMG UK обнаружили, что таких кандидатов можно найти не только в бизнес-школах, но и в других компаниях, особенно в технологическом секторе. «Мы не занимаемся привлечением выпускников MBA и даже не следим, сколько наших сотрудников имеют такую степень», – рассказала Перчас.

Работодатели из всех отраслей признались, что труднее всего найти аналитиков больших данных. 13% респондентов FT заявили, что нанять таких специалистов невозможно.

Кандидаты на должности в KPMG, связанные с кибербезопасностью или анализом данных, должны хорошо разбираться в языках программирования, таких как Python и R, и средствах визуализации данных, например Tableau.

Циммерман говорит, что недостаток технических дисциплин в программе MBA не повлиял на ее удовлетворенность курсом, приобретенные знания и опыт и без того оказались ценными, но ей кажется, что бизнес-школы не уделяют техническим навыкам достаточно внимания, тогда как многие их выпускники идут работать именно в технологический сектор.

Генеральный директор Graduate Management Admission Council (организация, администрирующая вступительные экзамены в бизнес-школы) Сангит Чуфла говорит, что бизнес-школы стараются добавлять в программы технические дисциплины и этот процесс идет достаточно быстро.

Тем не менее треть технологических компаний, опрошенных FT, заявили, что им труднее всего найти выпускников MBA, владеющих навыками программирования.

Пять навыков, которые работодателям труднее всего найти

1) Способность влиять на других 2) Стратегическое мышление 3) Энергичность и стойкость 4) Умение анализировать большие данные 5) Способность решать сложные проблемы

Почти половина участников исследования признались, что им трудно находить выпускников бизнес-школ с нужными им навыками и качествами и что с каждым годом трудности усугубляются.

Чуфла рекомендует бизнес-школам действовать в двух направлениях: определять кандидатов с нужным работодателям потенциалом и заставлять студентов в процессе обучения решать непривычные задачи и взаимодействовать с непохожими на них людьми. Все это поможет им в работе.

Выпускники MBA в целом согласны с работодателями, что подходящие социально-психологические качества важнее всего, показал опрос FT. Однако они совершенно иначе оценивают свои сильные стороны, нежели работодатели. Выпускники элитных бизнес-школ чаще всего называли своими самыми сильными качествами энергичность и стойкость, а также умение решать сложные проблемы. Рекрутеры же говорят, что именно эти качества им труднее всего найти у кандидатов из бизнес-школ. Сэндлер Бреннан признает, что выпускники MBA переоценивают свои возможности.

Перевела Надежда Беличенко

Каждый выпускник бизнес-школы мечтает о том, чтобы как можно скорее устроиться на престижную, ответственную и высокооплачиваемую работу. Но каковы его реальные шансы на успех? Статистика трудоустройства выпускников является важнейшим показателем успешности программы MBA. Хорошая должность в надежной компании с достойной оплатой труда и большими перспективами роста – это и есть та самая цель, которая оправдывает далеко не маленькие средства, финансовые и временные, вложенные слушателем программы в собственное обучение.

Как составляются рейтинги

Здесь надо отметить один существенный нюанс. Если показатели той или иной школы в рейтинге неожиданно ухудшаются – это еще не повод паниковать. В ряде случаев это может свидетельствовать о том, что многие выпускники данного учебного заведения пытаются запустить собственные стартапы или идут работать в некоммерческие организации. Соответственно, если вы мечтаете о создании собственного инновационного бизнеса, возможно, вам следует обратить внимание именно на такую школу, в которой создана наиболее благоприятная среда для стартапов – а не на ту, чьи студенты подписывают выгодные контракты с крупными корпорациями.

Бизнес-школы – лидеры

Судя по статистике выпуска 2014 года, четыре бизнес-школы в США могут похвастаться тем, что 98% их бывших учеников приступили к работе через три месяца после окончания учебы: это Chicago Booth, Goizueta, Tuck и Wharton. Goizueta уже третий год подряд стабильно выдает этот показатель, являясь, таким образом, мировым рекордсменом по количеству учеников, успешно трудоустроенных через 90 дней после выпуска. Однако если смотреть на статистику трудоустройства на момент получения диплома, то международным лидером будет Tuck с 91%.

Любопытно, что школы отличаются и по готовности своих выпускников принять предложения о работе. Например, в Chicago Booth 98% обладателей диплома были в течение трех месяцев приглашены занять должность в той или иной компании, и 97% ответили согласием. В Columbia Business School предложения получили 97% бывших учеников, но приняли их только 91%.

На наивысший уровень дохода может рассчитывать соискатель, который обладает не только набором соответствующих навыков, но и внушительным опытом работы и впечатляющим портфолио с проектами, реализованными до поступления на MBA. Некоторые выпускники вправе ожидать стартовый оклад в $300 тыс. – именно такая цифра значится в контракте нескольких специалистов, в прошлом году покинувших Stanford, Wharton и Harvard и занимающихся инвестиционно-банковской деятельностью, частным акционерным и венчурным капиталом.

В последние годы все больше специалистов мечтают о работе с частным акционерным капиталом, так как за это предлагают весьма солидное вознаграждение. Однако спрос на выпускников MBA в этой сфере относительно невелик по сравнению с тем, что имеет место в консалтинге, банковском деле или работе с высокими технологиями. Рекрутеры набирают молодых профессионалов в очень ограниченном кругу престижных учебных заведений, и за место под солнцем в перспективной отрасли предстоит как следует побороться. В 2014 году выпускники Stanford, начавшие работать с частным акционерным капиталом, получали медианный оклад $170 тыс. – это рекордный уровень зарплаты для выпускника программы MBA за все времена. Сверх оклада эти специалисты получали стартовый медианный бонус в размере $40 тыс., а общая сумма компенсаций, выдаваемых им за год, составляла $175 тыс. в среднем и $300 тыс. в своем максимальном выражении.

Если говорить о бонусах, то в 2014 году самая большая в мире годовая компенсация размером $350 тыс. досталась выпускнику Wharton. С учетом основного оклада доход счастливчика за двенадцать месяцев достиг (а, возможно, и превысил) полмиллиона долларов. Согласно расстановке сил на сегодняшний день, за высокими бонусами в дополнение к зарплате следует идти в хедж-фонды: там ежегодная компенсация эффективным сотрудникам достигает $150 тыс. при окладе в $125 тыс.

Наиболее скромные зарплаты обычно предлагают в розничной торговле, здравоохранении, индустрии развлечений и СМИ. Не могут похвастаться феноменальными доходами и обладатели дипломов MBA, трудоустроенные в некоммерческие организации. Особняком стоят те специалисты, что отправляются работать в Азию или другие регионы мира , где в соответствии с местным уровнем жизни их зарплата более чем конкурентоспособна, но в пересчете на долларовый эквивалент кажется скромной. Так, в прошлом году выпускник Kenan-Flagler Business School, уехавший в азиатскую страну с развивающейся экономикой, начал получать всего лишь $23 тыс. Еще три выпускника таких школ, как Columbia, Michigan и Carnegie Mellon, стартовали с оклада в $24 тыс. – и это был рекордно низкий показатель для 2014 года.

Впрочем, следует понимать, что личные доходы – это очень деликатная тема. Большинство благополучно устроившихся выпускников если и предают что-то огласке, то, как правило, уровень зарплаты, но никак не размер бонусов. Некоторые бизнес-школы – в том числе Harvard – не публикуют зарплаты своих бывших учеников даже на условиях полной анонимности, ограничиваясь более абстрактными показателями (например, что 13% их выпускников, работающие с частным акционерным капиталом и левереджированным выкупом, могут рассчитывать на медианный бонус в размере $80 тыс.). Конспирация соблюдается с целью обеспечения приватности специалистов, а также ради того, чтобы у абитуриентов не возникало завышенных ожиданий относительно собственных перспектив.

В 2017 году, в рамках подготовки очередного, восьмого по счету, «Народного рейтинга» лучших бизнес-школ МВА на российском рынке, портал «МВА в Москве и России» (сайт) провел опрос выпускников программ МВА и Executive MBA 2013-2015 гг. выпуска.

По сумме среднеарифметических оценок выпускников программ MBA и EMBA определялись оценки следующие параметров:

  • увеличение дохода
  • карьерный рост
  • уровень установленных деловых связей
  • личное и профессиональное развитие

Каждый параметр выпускники оценивали от 1 (бесполезно) до 5 (отлично). Следует подчеркнуть, что все эти оценки выражают степень удовлетворенности выпускников результатами обучения и не всегда напрямую связаны с конкретными цифрами дохода, который выпускники получают через два года после окончания бизнес-школ.

Главной особенностью результатов опроса являются более сдержанные оценки практически по всем показателям. Этому может быть несколько объяснений, от снижения качества подготовки до влияния общеэкономической ситуации. Очевидно, в 2014-2015 гг. сильно выросли требования работодателей к знаниям и умениям менеджеров, в то время как рост зарплат был ограничен. Поэтому слушатели, в свою очередь, предъявляют более высокие требования к обучению и хотели бы видеть более эффективную отдачу.

Судя по оценкам, можно предположить, что многие бизнес-школы не смогли быстро перестроиться и продолжают обучать в прежнем, «докризисном» режиме. Только оценки личного и профессионального развития по-прежнему высоки, тут бизнес-школы выдают стабильно высокий результат.

На основе анкетирования выпускников МВА 2013-2015 годов выпуска был обновлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса . По-прежнему, большинство составляют мужчины, хотя их доля снизилась с 74% до 68%. Соответственно, доля слушательниц МВА выросла на 6%.

Как видно, наиболее крупные возрастные сегменты составляют более трех четвертей (76%).

Большинство выпускников МВА решило получать бизнес-образование , работая на позициях менеджеров среднего (42%) и высшего звена (28%). Оставшуюся треть составляли линейные менеджеры (19%) и владельцы бизнеса (11%).

После обучения на МВА доля менеджеров среднего звена сократилась на 17%, доля линейных менеджеров - на 15%. В это же время число менеджеров высшего звена выросло на 20% , а число владельцев бизнеса увеличилось вдвое (22%).
Карьерные траектории внутри каждой категории менеджеров показывают общую тенденцию на неуклонное повышение по службе после завершения обучения на МВА.

В международных рейтингах бизнес-школ обычно используются реальные цифры годовой заработной платы, которые сообщают выпускники МВА. Отечественная ментальность не предполагает откровенности такого рода, поэтому в Народном рейтинге выпускник указывает лишь процент увеличения своего дохода и оценивает удовлетворенность его ростом по пятибалльной шкале. Иными словами, выпускник оценивает степень соответствия фактического результата зарплатным ожиданиям при поступлении.

В подавляющем большинстве случаев карьерный рост сопровождался увеличением дохода. Средний рост дохода по всем должностным категориям слушателей МВА через 2 года после окончания бизнес-школ в Москве составил 47% , в Санкт-Петербурге - 58% , в регионах - 34% .

БИЗНЕС-ШКОЛА РОСТ
ДОХОДА
%
МОСКВА
Международные программы МВА&EMBA Кingston/ РАНХиГС
71
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
64
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС 63
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 56
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ)
55
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ
Банковский институт НИУ ВШЭ 54
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО
53
Школа IT-менеджмента РАНХиГС 52
Бизнес-школа МФЮА 49
Международная школа бизнеса Финансового Университета при Правительстве РФ
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС 48
Международный институт менеджмента ЛИНК
Институт государственной службы и управления РАНХиГС 47
Высшая школа бизнеса ГУУ 45
Бизнес-школа «Синергия» 43
Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ 43
Бизнес-школа школа ВАВТ 41
Академия PwC 39
Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ
37
Moscow Business School 36
Экономический факультет МГУ им М.В.Ломоносова
31
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Бизнес-школа Бизнес-школа ИМИСП
67
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета

66

Высшая экономичекская школа СПбГЭУ 53
Бизнес-школа AMI 50
Программа МВА Балтийского государственного технического университета "Военмех" (Санкт-Петербург)
48
РЕГИОНЫ
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) 51
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления 39
Бизнес-школа EMAS (Москва-Нижний Новгород) 34
Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск) 24
МВА-центр (Бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург) 23

В шорт-лист участников VIII Народного рейтинга из 43 бизнес-школ по числу представленных анкет смогли пройти только тридцать. Как и в предыдущих рейтингах, для компенсации погрешностей, одно рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различались между собой менее, чем на 0,03.
Участники VIII Народного рейтинга бизнес-школ совокупно представляют не менее 95% рынка российских программ МВА. Показатели по каждой школе бизнеса представлены .

Источник данных

С февраля по май 2017 г. на портале «MBA в Москве и России» было проведено онлайн-анкетирование выпускников бизнес-школ, получивших диплом MBA в период с 2013 по 2015 годы. В опросе приняли участие 980 выпускников 43 российских бизнес-школ из девяти регионов: Москва. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Иркутск.

Бизнес-школы, выпускники которых приняли участие в анкетировании на портале «MBA в Москве и России»

1. Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск)
1. Академия PwC
2. Балтийский государственный технический университет "Военмех" (Санкт-Петербург)
3. Банковский институт НИУ «Высшая школа экономики» (Москва)
4. Бизнес-школа Всероссийской академии внешней торговли (Москва)
5. Бизнес-школа AMI (Санкт-Петербург)
6. Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)
7. Бизнес-школа МФЮА (Москва)
8. Бизнес-школа EMAS (Нижний Новгород - Москва)
9. Бизнес-школа Уральского федерального университета (Екатеринбург)
10. Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ (Москва)
11. Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (Москва)
12. Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань)
13. Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск)
14. Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва)
15. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
16. Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ (Москва)
17. Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС (Москва)
18. Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург)
19. Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (Москва)
20. Институт государственной службы и управления РАНХиГС (Москва)
21. Институт коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ (Москва)
22. Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (Москва)
23. Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ (Москва)
24. Каспийская Открытая школа бизнеса «АстраханЛИНК» (Астрахань)
25. Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ
26. Международный институт менеджмента ЛИНК (Москва)
27. Международные программы МВА и ЕМВА РАНХиГС с Kingston University (Москва)
28. Международный центр подготовки кадров в области логистики НИУ ВШЭ (Москва)
29. Московский государственный строительный университет (Москва)
30. Московская школа управления «Сколково» (Москва)
31. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Москва)
32. Плехановская школа бизнеса «Intregral» Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова
33. Стокгольмская школа экономики в России (Санкт-Петербург-Москва)
34. Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург)
35. Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС (Москва)
36. Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (Москва)
37. Школа бизнеса Линкама (Пермь)
38. Школа бизнеса "Синергия" (Москва)
39. Школа IT-менеджмента РАНХиГС (Москва)
40. Экономический факультет Московского государственного университета (Москва)
41. First_Business_School (Уфа)
42. City Business School (Москва)
43. Moscow Business School (Москва)

Недавно компания topmba.com, известная организацией мировых турне World MBA Tour, выпуском справочников по МВА: The MBA Career Guide и исследованиями рынка МВА, провела очередной опрос крупнейших работодателей мира International Recruiters Survey 2003. Цель этого масштабного исследования - выявить последние тенденции на рынке бизнес-образования и трудоустройства выпускников МВА. О некоторых из них читайте ниже.

Тенденции

В опросе приняло участие 4000 работодателей - международные корпорации и компании, не ограничивающие поиск высококлассных профессионалов пределами своей страны. Глобализация бизнес-образования и диплома МВА - одна из главных тенденций, выявленных исследованием.

МВА (магистры бизнес-администрирования) становятся востребованными действительно в глобальном масштабе, неважно, находится работодатель в Бомбее или Буэнос-Айресе, Бостоне или Брюсселе. И это расширяет возможности выпускников бизнес-школ, делает их более мобильными.

К примеру, в последнее время число рабочих мест для МВА в Нью-Йорке уменьшилось, зато в Пекине наблюдается настоящий бум на этих специалистов. Наметился рост и в Восточной Европе, Австралии и Индии, странах, которые до недавнего времени были мало заинтересованы в МВА.

Выпускники менее известных школ начинают потихоньку конкурировать с элитой. У них не такие высокие требования к зарплате, а знаний зачастую столько же. Многие компании, особенно не входящие в число международных гигантов, предпочитают выпускников местных сильных школ тем, у кого диплом школы с мировым именем.

Согласно исследованию, в этом году ситуация с приемом на работу выпускников МВА улучшилась по сравнению с предыдущим годом. Это относится к двум сферам: производству и консалтингу. Производственные компании, особенно активно развивающие международную сеть филиалов (к, примеру, Siemens, DaimlerChrysler, BASF), даже создают специальные программы по привлечению лучших МВА. Другой быстрорастущий рынок - IT и телекоммуникационные компании. В финансовом секторе значительных изменений не наблюдается. Однако, по прогнозам рекрутеров, в следующем году ожидается рост во всех

областях. Зарплаты МВА в этом году увеличились на 2%, в целом же за последние семь лет они поднялись на 16,5%. Рост зарплат прогнозируется и дальше, особенно в Северной Америке и Азии.

Строя прогнозы на будущий год относительно судьбы МВА, эксперты полны оптимизма. "Рекрутеры возвращаются в кампусы и планируют взять на работу в 2004 году гораздо больше выпускников МВА, чем в последние годы", - говорит Элисон Эдмондс из Манчестерской бизнес-школы. Ее слова подтверждает Мелисса Карлсон из американской Tuck School of Business: "Мы ожидаем 100-процентное трудоустройство выпускников будущего года".

Эдриан Баррет из международной службы трудоустройства выпускников МВА добавляет: "Все больше небольших компаний берут на работу МВА. Срабатывает цепная реакция: сначала в такую компанию устраивается один МВА, и получив право нанимать новых сотрудников, он привлекает себе подобных".

Принято считать, что обладателя диплома МВА ждет карьера управленца высшего звена, в сферу ответственности которого входит стратегический менеджмент и развитие компании. Тем не менее статистика показывает, что большинство занимается консалтингом и маркетингом. Наименее популярная сфера приложения диплома МВА в последнее время - электронная коммерция.

Чем занимаются выпускники МВА

Консалтинг - 18%

Маркетинг - 14%

Стратегическое планирование - 12%

Консалтинг в области финансов - 10%

Продажи и развитие - 10%

Финансы - 9%

Общий менеджмент - 8%

Операционный менеджмент - 6%

IT/технологии - 5%

Логистика/закупки - 5%

E-коммерция - 3%

Десятка ведущих консалтинговых компаний по найму МВА в 2003 году

Accenture

AT Kearney/EDS

Boston Consulting Group

Booz Allen

Bain & Company

Deloitte Consulting

IBM Consulting

McKinsey & Co

Mercer Management Consulting

Roland Berger

Десятка ведущих банков и финансовых компаний по найму МВА в 2003 году

ABN Amro

American Express

Barclays Capital

Citigroup

Deutsche Bank

GE Capital

Goldman Sachs

JP Morgan Chase

Merrill Lynch

Morgan Stanley

Десятка ведущих производственных компаний по найму МВА в 2003 году

Eli Lilly

Ford

General Electric

General Motors

GlaxoSmithKline

Johnson & Johnson

L"Oreal

Pfizer

Procter & Camble

Unilever

Десятка ведущих компаний в сфере высоких технологий по найму МВА в 2003 году

AOL Time Warner

AT&T

Bertelsmann

British Telecom

IBM

Lucent

Microsoft

Philips

Siemens

Vodafone

Чего хотят работодатели

Исследование показывает, что больше половины работодателей (53%) ищет кандидатов с опытом работы от одного до четырех лет, 38% заинтересовано в специалистах с опытом от 4 до 8 лет. По мнению рекрутеров, именно такие МВА обладают оптимальным сочетанием молодости, энергии, профессионализма и разумных амбиций. Те, у кого профессиональный опыт превышает 8 лет, рассчитывают уже на гораздо большую зарплату, более высокую позицию и более эксклюзивную работу. Но таких кандидатов, а соответственно, и работодателей, немного (9%), так же, как и абсолютных новичков без опыта (5%).

Говоря же о профессиональных навыках, работодатели ставят на первое место умение управлять людьми, стратегически мыслить и лидерские качества. Это, по их мнению, гораздо важнее академических, финансовых и IT-знаний. Среди прочих важных составляющих успешного кандидата и будущего управленца - предпринимательство, знание международного рынка и наличие международных связей, способность мыслить и работать в глобальном масштабе.

Чего хотят МВА

Как известно, степень МВА получают не только ради карьеры, но и ради высокого дохода. Всплеск интернет-бизнеса в 1999 году (так называемый dot.com boom) вознес зарплаты МВА до заоблачных высот. Однако обвал этого рынка уже в следующем году и начавшаяся в 2001 году рецессия экономики охладили пыл работодателей, и средний уровень зарплат упал. И только в этом году снова наблюдается небольшой подъем, который, по прогнозам, продлится и в будущем, причем уже к концу 2004 года достигнет докризисной отметки. (см. график 2). Правда, рост зарплат МВА наметился только в США и Азии,

в Европе пока все осталось по-прежнему. В ожидании очередного подъема, эксперты советуют не терять времени и соглашаться на работу, которая, возможно, и не соответствует ожиданиям по зарплате, но может способствовать развитию профессиональных навыков, знаний и связей. Хотя, несмотря на неустойчивость экономики, игра стоит свеч: ведь, по статистике, диплом МВА обеспечивает его обладателю увеличение дохода на 50-100% по сравнению с тем, что он имел раньше.

Средняя зарплата МВА в США и Европе ($)

1996 - 65106

1997 - 66678

1998 - 66563

1999 - 73807

2000 - 78372

2001 - 81680

2002 - 74367

2003 - 75846

Самые высокие зарплаты - в финансовом секторе, здесь же и самые крупные бонусы и компенсации, в результате чего средний общегодовой доход МВА, работающих в этой области, переваливает за $100 тыс. Второе место по финансовой привлекательности на сегодняшний день занимает консалтинг. Однако если учитывать бонусы, то ему почти не уступает высокотехнологичный бизнес (IT, телекоммуникации, телефония).

Общий уровень доходов по секторам ($)

Производство: з/п 69392, бонус 13642

Высокие технологии: з/п 69281, бонус 20656

Консалтинг: з/п 73964, бонус 16143

Финансы: з/п 81144, бонус 26107

Компании, работающие в США и Западной Европе, предлагают примерно одинаковую зарплату выпускникам МВА. Немногим уступают и международные корпорации и инвестиционные банки, расположенные в Азии (правда, главным образом, в крупных финансовых центрах - Гонконге, Токио, Шанхае). Более низкие доходы у МВА в Латинской Америке и Восточной Европе. Это обусловлено рядом причин: нестабильной экономикой, меньшей инвестиционной привлекательностью, неустойчивой валютой, а кроме того, более низкой стоимостью жизни. Последнее, кстати, имеет большое значение при выбор

е места работы. Ведь, безусловно, реальный доход гораздо важнее номинального. А цифры говорят, что, например, в Мексике стоимость жизни на 24% ниже, чем в Штатах. Значит, отмеченная разница в зарплате в 33% не имеет большого значения, потому что уровень жизни мексиканца и американца с МВА примерно одинаковый. В то же время, скажем, Япония на 36% дороже США, при этом японский МВА получает в среднем на 10% меньше, так что его уровень жизни существенно ниже. Если верить цифрам, лучше всех себя чувствует обладатель диплома МВА, живущий и работающий в Восточной Европе. На

пример, стоимость жизни в Венгрии на 55% ниже, чем в США, а зарплата меньше всего на 44%. Подобных цифр по России нет в исследовании. Но если учесть, что Москва - один из самых дорогих городов мира, то вряд ли бы получилась такая же оптимистическая картина, как с Венгрией.

Средняя зарплата МВА по регионам ($)

США - 76953

Западная Европа - 75929

Азия - 70182

Латинская Америка - 51070

Восточная Европа - 49667

Патрик МакДональд



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS