Реклама

Главная - Автобизнес
Мои профессиональные планы после окончания учебного заведения. Можно ли построить карьеру после окончания ссуза? Как студенту строить планы после окончания универа

В соответствии с образовательными стандартами (ОС) НИУ ВШЭ с 2014 года в учебный план образовательных программ бакалавриата включена проектная и научно-исследовательская работа.

В отличие от лекций и семинаров проект - это самостоятельная организованная деятельность студентов, осуществляемая под руководством руководителя проекта и направленная на поиск решения практической или теоретически значимой проблемы.

Проекты, как и учебные дисциплины, бывают:

- обязательные – «жестко» закрепленные в учебном плане и выполняемые на условиях образовательной программы;

- вариативные - доступные для самостоятельного выбора студентом из числа одобренных академическим руководителем программы.


Что дает участие в проектах?

Проектная деятельность позволяет студентам приобрести, закрепить или развить практические знания или умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности, а также опыт самоорганизации. При этом степень практической значимости проектной работы и самостоятельности студентов возрастает вместе с уровнем образования.

Проектная деятельность не привязана к графику учебного процесса. Она может быть организована в течение всего года как ограничено по времени, так и распределенно, включая периоды занятий и каникулярное время.


Где посмотреть, сколько кредитов отведено на проектную деятельность на текущий год?

Объем проектов на текущий учебный год отражается в учебном плане программы, который можно найти в разделе «Документы» на сайте каждой образовательной программы.


Где найти проекты?

Выбор студентами проектов осуществляется при помощи общеуниверситетского сервиса «Ярмарка проектов» (ссылка также располагается на вкладке «Студентам» на сайтах образовательных программ и в разделе «Образование»). Допускаются любые иные способы организации проектной деятельности, предлагаемые факультетами и образовательными программами, включая сервисы в среде электронной поддержки образовательного процесса LMS. Подробную информацию о наличии альтернативных способах поиска проектов можно уточнить в своем учебном офисе.

Выбор студентом вариативных проектов осуществляется самостоятельно исходя из научных и профессиональных интересов и возможностей. Используя предложения на «Ярмарке проектов», студент может подать заявку на любые проекты, из числа предложенных для образовательной программы, на которой он обучается.

В случае, если студент оформил заявку на участие в проекте из числа НЕ рекомендованных для его образовательной программы, такой проект может быть зачтен только по заявлению студента, в качестве факультативного "сверх" объема образовательной программы.

Руководитель проекта имеет право отклонить заявку студента, если студент не соответствует требованиям, предусмотренным в проектном предложении. В случае отклонения заявки автоматическое извещение приходит на корпоративную электронную почту студента.

Студент может самостоятельно предложить проект на Ярмарку проектов в том случае, если руководителем проекта станет один из сотрудников НИУ ВШЭ, заинтересованный в таком проекте. Информацию о научных интересах и контактах преподавателей можно найти на персональных страницах НИУ ВШЭ.

Какие бывают проекты?

Проекты бывают разных типов. С точки зрения целей и результатов различаются следующие типы проектов:

- Исследовательский – проект, основной целью которого является проведение исследования. В качестве результата предполагается получение статьи, публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заявки на научный грант, методического пособия и иного научного продукта;

- Прикладной – проект, основной целью которого является решение прикладной, либо коммерческой задачи. Результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный по заказу продукт.

- Сервисный – проект, направленный на решение служебных задач или для обеспечения текущей работы Университета. Результатом такого проекта является вклад участника проекта в организацию какого-либо мероприятия (например, конференции, олимпиады, экскурсии, дня открытых дверей, приемной кампании) или в реализацию организационных процессов (например, организацию обратной связи преподавателя и студентов, техническую подготовку каких-либо материалов, организационную помощь в процессе проведения занятий, систематизации баз данных).

Доля сервисных проектов ограничена и не может превышать 25% от указанного общего числа зачетных единиц, выделяемых на проектную деятельность для любой образовательной программы.


Как записаться/ отписаться от проекта?

Подача студенческих заявок на участие в проекте доступна с момента опубликования проекта на Ярмарке и до окончания даты записи на проект.

Совершая свой выбор, студент должен подать электронную заявку на участие в проекте, используя логин и пароль в электронной системе LMS. При заполнении заявки студенту необходимо написать мотивационное письмо объемом не более 200 знаков, отвечающее на вопрос «Почему вы хотели бы участвовать в этом проекте?», а также прикрепить свое резюме (рекомендуемое, но не обязательное поле). После отправления заявки на корпоративную электронную почту студенту должно прийти подтверждение о принятии заявки.

После окончания даты записи на проект в течение 7 календарных дней руководитель проекта проводит отбор поданных заявок и связывается со всеми отобранными для участия студентами. В случае если заявка не была одобрена руководителем проекта, студент получает уведомление об отказе на электронную почту.

Студенты, которые по каким-либо причинам не прошли электронную регистрацию записи, но были отобраны для участия в проекте, должны получить от руководителя проекта письменное подтверждение об участии в проекте и копию проектной заявки. В этом случае, студент-участник проекта самостоятельно передает письменное подтверждение об участии в проекте в учебный офис образовательной программы, на которой он обучается, в течение одной рабочей недели.

Если заявка была утверждена, но по каким-либо причинам студент не может принять участие в проекте, ему необходимо согласовать возможность отказа от участия с руководителем проекта. После чего заявка должна быть аннулирована руководителем в системе Ярмарки проектов. Извещение об этом приходит на электронную почту студента. Далее с указанным извещением студент должен обратиться в учебный офис своей образовательной программы для снятия проекта из индивидуального учебного плана в LMS.

Нужно ли согласовывать свое участие в проекте с академическим руководителем?

Проекты, представленные на «Ярмарке проектов», проходят предварительное согласование у академических руководителей и рекомендуются для ограниченного количества образовательных программ. Проекты, найденные или предложенные студентом самостоятельно, требуют получения согласия академического руководителя о возможности их зачета в качестве основной проектной деятельности.

Студенту не запрещается выполнять вариативные проекты из числа не согласованных с академическим руководителем. Результаты, полученные студентом по таким проектам, могут быть зачтены факультативно "сверх" нормативных зачетных единиц. В такой ситуации за студентом остается право решать: участвовать ли ему в несогласованном проекте на факультативных основаниях или выбрать другой проект, который будет согласован с академическим руководителем для зачета в рамках образовательной программы.


Кто и как будет оценивать проекты?

Оценка за проект выставляется руководителем проекта по заранее определенным в проектном предложении критериям каждому участнику проекта. Оценка за проект (не относящийся к категории обязательный) вносится руководителем проекта в оценочный лист без оформления ведомости, также руководителем проекта подписывается отчет по проекту, заполненный студентом самостоятельно. Заполненный оценочный лист и отчет передается менеджеру образовательной программы для внесения оценок в индивидуальные учебные планы, а также в электронное портфолио студента.

Руководитель проекта имеет право снизить число зачетных единиц, засчитываемых студенту по итогам выполнения проекта, по сравнению с первоначально заявленным в случае, если студент не смог выполнить все взятые на себя обязательства по объективным (болезнь, стажировка) или субъективным причинам.

Когда наступает академическая задолженность по проектной деятельности?

Ответственность за выбор проектов на предусмотренное учебным планом число зачетных единиц за весь период обучения несет студент. Академическая задолженность по проектам формируется в двух случаях:

Получение неудовлетворительной оценки за проект, внесенный в индивидуальный учебный план студента;

Невыполнение проектов на общее число зачетных единиц, рекомендованное учебным планом программы к моменту государственной итоговой аттестации.

В отличие от других видов образовательной деятельности, проекты могут выполняться на любом курсе обучения. В случае если студент не выполнил вариативные проекты на число зачетных единиц, рекомендованных учебным планом на данный учебный год, менеджер программы уведомляет студента о необходимости выполнить проекты на последующих годах обучения. Иными словами, студент может выполнять вариативные проекты в любом удобном для себя графике без формирования академической задолженности.

По всем вопросам, связанным с проектной работой, можно обратиться по адресу

Одним из плюсов и одновременно минусов советского образования было обязательное трудоустройство выпускников учебных заведений. Да, после окончания вуза студент был уверен в том, что он не останется без работы. Но в рамках обязательного распределения его могли отправить работать в абсолютно любой уголок нашей необъятной Родины. Именно поэтому с началом реформы образования многие вздохнули свободно: появилась возможность выбора места жительства и деятельности.

Однако свобода выбора практически убила шансы на помощь в трудоустройстве со стороны учебного заведения. На сегодняшний день поиск работы - дело рук самого выпускника, его окружения и запрос рынка. Свой вклад в ситуацию в последние годы внес и кризис: в непростые для бизнеса времена компании не могут себе позволить содержание даже высококвалифицированных специалистов, массово сокращая сотрудников. И уж тем более они не стремятся набирать молодых людей, которых еще и учить надо производственным реалиям: к сожалению, мало кто непосредственно после вуза готов эффективно трудиться без дополнительного обучения.

НЕТ ОПЫТА – НЕТ РАБОТЫ.

И НАОБОРОТ

Молодежную безработицу считают одной из глобальных проблем человечества. По данным ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы», на конец 2016 года она превышала 71млн молодых людей во всем мире - 13,1% остались без постоянного места работы. При этом молодые люди 15–29 лет составляют около 35% всего трудоспособного населения.

Как считают в ассоциации, в числе основных препятствий для молодых людей, ищущих работу, общая экономическая ситуация. Это, в частности, влечет за собой отсутствие рабочих мест, подходящих для навыков начального уровня. Для молодых наиболее доступной оказывается работа в неформальном секторе или слаборазвитых отраслях промышленности.

Добавляет негатива отсутствие информации и знаний о современном рынке труда, что не позволяет сделать правильные выводы по построению собственной карьеры. Молодые люди также испытывают недостаток таких навыков, как сотрудничество, коммуникации, критическое мышление, творчество.

И, конечно же, мешает трудоустройству молодых людей отсутствие у них опыта с точки зрения работодателя. Многие компании скептически относятся к способности бывших студентов применить навыки. И в то же время они не хотят вкладывать средства в обучение молодых людей, когда более опытные взрослые работники могут быть безработными и доступны для найма.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Вузы сами прекрасно понимают, что ситуация с трудоустройством их выпускников непростая, и стараются искать пути решения проблемы. Наиболее добросовестные и ответственные из них даже имеют специальные программы поддержки студентов, содействуя их подготовке к реалиям производства и дальнейшему трудоустройству. К примеру, показательной является ситуация в НИТУ «МИСиС», который по итогам 2016 года вошел в топ-5 российских вузов в рейтинге QS Graduate Employability Rankings, отражающем уровень взаимодействия вузов с работодателями и то, насколько успешно трудоустраиваются их выпускники.

В НИТУ «МИСиС» разработана комплексная программа профессиональной навигации и подготовки к трудоустройству и совершенствования системы мониторинга трудоустройства. Благодаря ей университет набрал в упомянутом рейтинге максимальные 100 баллов из 100 возможных. Только семь вузов в мире имеют такой же показатель, среди них Калифорнийский технологический институт и Университет Аризоны.

Как рассказали в университете, программа идет в течение всего обучения студентов и имеет несколько ключевых этапов: адаптация в среде университета, саморазвитие и развитие, а также подготовка к трудоустройству, повышение квалификации. Последний пункт, утверждают в НИТУ «МИСиС», представляет собой дополнительные практики и стажировки, предоставляемые работодателями и партнерами. В качестве дополнительной подготовки на данном этапе работает программа «Успешный старт в карьеру», которая проходит в течение пяти месяцев в весеннем семестре. Вообще студентам предлагается принять участие в целом ряде программ и специально-разработанных курсов, в числе которых такие, как чемпионат по решению бизнес-кейсов CUP MISIS CASE, форумы YоuLead и BreakPoint и др.

В результате в 2016 году в рамках содействия трудоустройству студентов университета заключены договоры на прохождения практики более чем с 1200 компаниями по всем направлениям подготовки студентов. В их числе такие крупные промышленные предприятия РФ, как «Металлоинвест», ОМК, РУСАЛ, НЛМК, «Норильский никель», ЕВРАЗ, «Северсталь», АЛРОСА, «Мосметрострой», «Евро-Хим», СУЭК и др.

Другой пример - РГСУ, который кроме сотрудничества с крупными российскими и международными компаниями активно развивает партнерские отношения с компаниями-рекрутерами, лидерами рынка, такими как Head Hunter и «Анкор». Сотрудничество позволяет на площадке вуза проводить различные рекрутинговые, профориентационные мероприятия и мастер-классы по развитию дополнительных компетенций студентов.

Кстати, как рассказывает руководитель центра кадровых решений РГСУ Кристина Чумбайкина, в вузе активно решают проблему трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями. «К сожалению, - говорит она, - проблема занятости людей с инвалидностью в России и так стоит довольно остро, а при условии, что данный человек еще входит в категорию вчерашнего выпускника вуза, задача усложняется в несколько раз». В качестве уже действующего решения при РГСУ создан ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ).

Большую работу проводят партнеры института - некоммерческие организации: так, например, в РООИ «Перспектива» есть отдел трудоустройства, который оказывает услуги по поиску работы для людей с инвалидностью и инициировал создание совета бизнеса по вопросам инвалидности (СБВИ), куда входят более 40 крупнейших компаний-работодателей и представителей вузов.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ Проблема трудоустройства по специальности во многом надуманна, полагает председатель общественного совета при департаменте образования Москвы Татьяна Минеева. Во-первых, объясняет она, само высшее образование в отличие от профессионального - это прежде всего система получения знаний. Студент после окончания вуза должен обладать системным мышлением и владеть необходимым базисом общих знаний, уметь самостоятельно работать с источниками, заниматься исследованиями и т.п. И совершенно не факт, что та профессия, которую выбрал выпускник школы, будет ему интересна к пятому курсу. Но система получения знаний и информации, их структурированность - вот что отличает качественное высшее образование и будет с выпускником до конца профессиональной деятельности.

Во-вторых, говорит эксперт, в нашей стране само высшее образование как явление сильно переоценено. Этим и объясняется отчасти огромное количество высших учебных заведений на душу населения. Графа в резюме «образование» просто обязана быть заполнена названием какого-нибудь университета - и чем престижней, тем лучше.

Ситуацию лучше всего характеризует поговорка про спасение утопающих, которое является делом их собственных рук, полагает Минеева. Никто не мешает студенту работать по специальности начиная с самых младших курсов. Крупные компании и некоторые государственные учреждения с удовольствием берут молодых людей на стажировки. К старшим курсам эти стажировки уже могут быть оплачиваемыми (известны случаи, когда пятикурсники получали зарплаты, сильно превышающие средние по региону). А по договоренности с вузами студенты вообще выходят на полный рабочий день и на индивидуальный график обучения.

Конкуренция на рынке труда так называемых «белых воротничков» довольно высока. И работодатель охотней возьмет к себе выпускника уже с опытом работы в своей сфере. Поэтому не стоит удивляться, когда видите почти в каждой вакансии требования обязательного опыта работы. Кроме того, дефицит вакансий стимулирует мобильность населения. На Западе это абсолютно обычная практика. Есть даже целые страны так называемой «открытой иммиграции», когда правительство облегчает получение вида на жительство и гражданства людям тех профессий, которые остро необходимы на данном историческом отрезке. «А в нашей стране времена распределений закончены. Но наступили времена возможностей, а это гораздо важнее и интереснее», - заключает Татьяна Минеева.

Задача трудоустройства выпускников может быть решена только совместными заинтересованными усилиями, и прежде всего самих выпускников, работодателей и учебных заведений, уверен член президиума генерального совета «Деловой России», руководитель общественно-делового совета при проектном комитете по стратегическому направлению развития «Образование» Александр Рудик. Работодатели должны больше внимания уделять кадровому планированию и выстраиванию системного сотрудничества с ключевыми образовательными учреждениями. Вузы и ссузы должны быть более открытыми, быстрее и гибче отвечать на запросы бизнеса, развивать каналы коммуникации и совместные проекты. В числе первоочередных мер решения проблемы Рудик называет, во-первых, повышение прозрачности и предсказуемости действий и стратегий всех участников, развитие инструментов и площадок согласования политики компаний и учебных заведений. Например, включение представителей бизнеса в наблюдательные советы вузов и ссузов. Они могут стать тем самым «окном» в вуз для заинтересованных в сотрудничестве предпринимателей, помочь сформировать пакет востребованных на рынке образовательных услуг, оказать реальную поддержку в коммерционализации результатов научных исследований. Многие предприниматели готовы прийти в вуз, например, преподавать, делиться опытом.

Во-вторых, важна ориентация образовательных учреждений на кадровые потребности бизнеса. У вуза и бизнеса есть две ключевые точки взаимодействия с рынком труда - практика студентов и наем выпускников. Сегодня практика студентов зачастую носит формальный характер. Дипломник приходит без четкого задания на исследование, тема исследования не согласуется с компанией и ее интересами. Непрозрачность системы принятия решений и ее участников делает учебное заведение непредсказуемым.

И, в-третьих, говорит Александр Рудик, всем сторонам надо сконцентрироваться на профессионализации студентов, максимальном погружении в реальную практику - вовлекать студентов в совместные проекты, волонтерские программы и другие активности, развивающие самостоятельность слушателей, повышать качество их ориентации на рынке труда. В некоторых странах студентам предоставляется академический отпуск на год для работы в реальной индустрии, после которого кардинально меняется уровень вовлеченности и требований студентов к получаемым знаниям.

Все эти меры должны поддерживать инициативных выпускников, действительно стремящихся к развитию и самореализации в профессии. Надо больше внимания уделять осознанности выбора учебного заведения, развивать еще в школе навыки анализа рынка труда, принятия решений, поиска работы. К сожалению, у выпускников наблюдаются зачастую неадекватные зарплатные ожидания, завышенные требования к условиям труда, неоправданные амбиции. И ни вуз, ни предприниматель, ни государство не должны стимулировать инфантильность.

СОВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

Что же делать студентам, чтобы найти если не работу своей жизни, то хотя бы стартовую площадку для этих поисков - свое первое рабочее место? В первую очередь понять, что поиски или хотя бы подготовка к ним начинаются с самых первых курсов вуза. Для этого следует понять, какими именно компетенциями и знаниями человек уже обладает и будет обладать после окончания учебного заведения. На этом этапе нужно четко сформулировать для себя, какую именно профессию получит студент, чем конкретно он намерен заниматься. Зачастую в вузах дают слишком общее образование в рамках одного курса, что позволяет претендовать сразу на несколько специальностей.

Вторым важным шагом является оценка знаний и навыков, которыми студент обладает на текущий момент. Выбрав же сферу или профессию, стоит поискать начальные позиции, с которых обычно начинаются рост специалистов и их поиск предприятиями: как правило, рядовые сотрудники требуются чаще, чем руководители. Бояться занимать такие позиции не нужно - мало того, что именно тут можно получить бесценный начальный опыт, позволяющий понимать механизм функционирования выбранной компании или отрасли, но еще и полгода-год стажа уже позволят потенциальному работодателю более серьезно присматриваться к такой кандидатуре сотрудника, чем к его «коллегам» без опыта работы вовсе.

Кстати, такую работу можно поискать в любое время, даже в процессе обучения, а не только по окончании института - современные технологии (как обучения, так и занятости) позволяют студентам совмещать обучение с трудовой деятельностью. Работать можно как в вечерние часы, выходные, так и на фрилансе в любое свободное время. Да, это не облегчает обучение, занимая достаточное количество времени, однако в перспективе создает неплохой задел для получения профессии и трудоустройства, не говоря уже о том, что отдельные предметы, обладая практическими навыками, изучать также гораздо проще.

В условиях высокой конкуренции за рабочие места стоит подумать, куда устроиться на работу. Если есть выбор из нескольких компаний, нужно выбирать ту, в которой будут обучать, развивать и продвигать молодого специалиста. Надо также понимать, что если вы хотите работать по специальности, следует быть готовым к тому, что за-работная плата не сильно станет отличаться от стипендии.

Есть и несколько практических советов. Так, на сегодняшний день существует достаточно большое количество площадок, в том числе в интернете, где размещаются вакансии. Поиску помогают ярмарки вакансий, рекрутинговые агентства, конкурсы для студентов. Их надо мониторить постоянно, вовремя откликаясь на запросы работодателей. Для этого требуется составить резюме и сопроводительное письмо, быть готовым к оперативному собеседованию и не отказываться от их посещения, даже если в нескольких местах будет получен отказ. Кстати, многие ведущие компании постоянно набирают сотрудников на стартовые вакансии, поэтому часто такая информация присутствует на сайтах крупных компаний в разделе «Вакансии».

Что говорят сами студенты? Они также считают, что проблема решаема. Так, по словам студента магистратуры Академии труда и социальных отношений Дмитрия Романова, основной путь решения проблемы - стажировки. Многие крупные международные компании отбирают потенциальных сотрудников именно через такие стажировки, и неудивительно, ведь для многих работодателей стажировки - это возможность «познакомиться» с новоиспеченным специалистом в условиях реальной рабочей нагрузки и оценить качества, которые стажер проявит (или не проявит), решая выстраиваемые перед ним задачи. Помочь трудоустроиться могут вузы, хотя занимаются этим немногие, при этом и сам студент должен приложить к поиску работы все усилия.

Вообще же в России уже третий год проводится национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Чемпионат среди людей с ограничениями по здоровью проходит по олимпийской системе и включает в себя более 50 профессий, наиболее востребованных на рынке труда. По результатам соревнований у участников есть реальный шанс получить работу.

Еще одним важным направлением в решении сложившейся проблемы, по словам Чумбайкиной, является выявление талантов у ребенка в школьном возрасте. Так, с 2012 года существует концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В России сформирована новая, разветвленная инфраструктура выявления талантов: кроме традиционных олимпиад, охватывающих 6млн школьников ежегодно, организуются интеллектуальные и творческие конкурсы, общее число которых в текущем учебном году достигло 62, в том числе всероссийская олимпиада профессионального мастерства, национальный чемпионат World Skills.

Подводя итог, надо сказать, что проблема поиска работы вчерашним студентом стоит остро, но часто ее решение напрямую зависит именно от усилий самого выпускника вуза. Компании всегда нуждаются в добросовестных, ответственных и квалифицированных специалистах, и постоянная работа надо собой, поиск вариантов и самосовершенствование с высокой долей вероятности помогут стать именно таким работником.

Практические навыки ценятся больше, чем теоретические, красный диплом — вовсе не гарантия успешного трудоустройства, а хорошее знание английского станет весомым плюсом для соискателя. Главные работодатели Красноярска делятся секретами: что делать студенту, чтобы после окончания вуза быстро найти хорошую работу.

Проявляйте настойчивость, мыслите нестандартно

Андрей Руппель, директор по персоналу Красноярского алюминиевого завода компании РУСАЛ

— Самое главное, что стоит понимать каждому студенту: трудоустройство после окончания вуза — это исключительно его забота, никто не принесет вам работу «на блюдечке». Поэтому нужно сделать все, чтобы работодатель знал тебя, хотел видеть сотрудником компании. Для этого есть два пути.

Первый — еще во время учебы определиться, куда и как ты хочешь развиваться и очертить пул компаний, отвечающих этим целям. Наладить с этими компаниями контакт — попасть на практику и зарекомендовать себя как перспективного работника. Приглашение в штат для такого соискателя не заставит себя ждать. Стажировка важна еще и потому, что позволяет в самом начале понять, правильный ли выбор сделан — будет ли эта работа любимой, приносить моральное удовлетворение.

К слову, с 2012 года в компании РУСАЛ работает программа подготовки квалифицированного кадрового резерва. В СФУ сформированы целевые группы по направлению «Металлургия», компания сопровождает таких студентов и выплачивает им корпоративную стипендию. Зачисление в группу практически 100% гарантирует попадание в штат компании.

Путь второй больше подходит для тех, кому практика на предприятии недоступна — к примеру, человек учится в педагогическом университете и вдруг понимает, что хочет стать металлургом. В этом случае нужно мониторить вакансии на сайте компании, отправлять свое резюме или лично обращаться в отдел кадров. Отказ — не повод опускать руки. Любая компания — это «живой организм», одни увольняются, другие — приходят. Главное — попасть в базу предприятия и тогда при наличии вакансии тебя могут пригласить на работу.

Важный этап — собеседование и первые месяцы после трудоустройства. Нужно трезво оценивать свои возможности, нередко приходят студенты, уверенные в том, что они все знают и умеют. Открытость ко всему новому, принятие корпоративной культуры предприятия, умение быть «нестандартным в стандартном»: улучшать работу, видеть потери и возможности их восполнения — эти качества оценит любой работодатель.

Подкрепляйте теорию практикой, не стройте иллюзий

Марина Тишковская, начальник отдела розничных продаж «Лизинговой компании «Дельта»

Общие рекомендации — во время учебы подкреплять теорию практикой, самостоятельно выполнять все курсовые работы, а не списывать их из интернета. Отличник — это всегда прекрасно, но далеко не всегда это залог отличного уровня знаний.

Нередко отличники — это «зубрилки» , которые выучили, сдали и забыли. Трудно переоценить пользу от ежегодной производственной практики — она позволяет применить и закрепить теоретические знания. Без этих навыков сложно влиться в рабочий процесс предприятия. Рекомендую начинать стажировку с 1-го курса, ежегодная практика на разных предприятиях даст разный взгляд на одни и те же процессы — это бесценный опыт. Безусловным плюсом будет совмещение учебы и работы, но делать это стоит не раньше, чем после 3-го или 4-го курса. Именно к этому времени в вузе пройдена большая часть фундаментальных наук, без знания которых трудно освоить специальные дисциплины и есть риск запустить учебу. Если позволяют время и деньги, можно и нужно изучать языки, проходить дополнительные тренинги, расширять свой кругозор.

Обязательно готовьтесь к собеседованию и адекватно оценивайте себя. Вы — начинающий специалист, не стоит строить иллюзий относительно высокого заработка. Основная задача на первом рабочем месте — набраться максимального опыта и закрепить теорию практикой. Дайте понять потенциальному работодателю, что не боитесь трудностей и всегда готовы искать выход из сложившейся ситуации.

Работайте над портфолио, учите английский

Антон Шаталов , главный архитектор института «Красноярскгражданпроект»

— Оценки в дипломе никому не нужны и не гарантируют успешного трудоустройства вчерашнего студента. Если говорить о архитектурной профессии, в приоритете — реальные навыки и внушительное портфолио, оно обсуждается с соискателем на собеседовании. Приветствуется практика во время учебы, совмещение учебы и работы в реальном проектном офисе.

Я сам пошел работать в офис еще учась на 4-м курсе, сейчас нередко работаю со студентами над реальными проектами. От студента требуется немало сил, чтобы совмещать учебу и работу, но и дает это куда больше опыта и пользы, нежели один лишь университет. Увы, но наше образование оторвано от практики — выходя из института студенты не готовы к реальной жизни .

Кроме профессиональных, стоит развивать и общечеловеческие навыки. Если, будучи студентом, можно быть одиночкой и работать на себя, ни с кем не консультируясь, то работа в реальной жизни всегда командная. Люди должны быть терпимы по отношению к коллегам, не бояться коммуницировать — это обогащает их собственный опыт, помогать и делиться знаниями. Важна мотивация. Когда на первых минутах собеседования человек спрашивает: «А какая у меня будет зарплата?» , вряд ли он надолго задержится в компании — в командной работе первично желание отдавать, а не получать. Это правило одинаково актуально и для больших компаний, и для небольших рабочих групп.

Важнейший фактор — знание английского языка на высоком уровне. Такие соискатели сегодня в дефиците, в то время как спрос на них есть — часто приходится работать с зарубежными партнерами. Знание языка позволяет учиться и общаться без потери смысла, которая неизбежна при коммуникациях через переводчика.

Соизмеряйте свои силы, расширяйте кругозор

Виктория Петрова, адвокат Адвокатского бюро «Глисков и партнеры»

— Учиться, получать максимум знаний по своей специальности, расширять кругозор, изучая не только обязательные предметы — все это вклад студента в успешное трудоустройство в будущем. Важную роль в этом может сыграть и общение с сокурсниками и преподавателями, которые могут предложить вакансии.

Практика крайне важна, но проходить она должна без ущерба для учебы. Отодвинув на второй план «теорию», студенты потом уходят в академический отпуск, переносят на полгода-год сдачу «госов» или защиту диплома. Зачем? Нужно рационально использовать свое время: сначала отучиться, получить диплом и потом спокойно искать работу на полный день и расти профессионально. Нужно рассчитывать свои силы и возможности, чтобы не «погнаться» за двумя зайцами и в итоге — ни одного не поймать.

Другой вопрос — стажировка, начинать ее стоит как можно раньше . Это возможность определиться, в какой сфере в рамках своей специальности студент хотел бы работать. Итогом стажировки может стать даже решение вообще поменять сферу деятельности. В этом случае стоит стажироваться в разных компаниях — разный опыт расширяет возможности для самоопределения.

Вопрос развития непрофессиональных компетенций решается индивидуально. Нигде не будет лишним английский язык, только положительно на дальнейшем трудоустройстве скажется посещение различных тренингов. Лично мне в работе помогает спортивная подготовка — участие в различных спартакиадах повышает мой личный авторитет среди коллег.

Стажируйтесь по специальности, не опаздывайте на собеседование

Елана Таращук, руководитель пресс-службы компании HeadHunter по УФО и СФО

— Для того, чтобы без проблем найти работу после окончания вуза, нужно еще во время учебы приложить усилия. Например, пройти стажировку в компании, которая работает по профилю получаемой специальности. И обязательно получить опыт работы!

Не знаю, к счастью ли, но цвет диплома мало влияет на дальнейшее трудоустройство : соискателю с красным дипломом работодатель предпочтет сотрудника без такового, но с минимальным опытом работы. Прежде всего потому, что это доказывает — молодой специалист не ошибся с выбором вуза, он готов работать в данной сфере. Кроме этого, обучение и работа — вещи разные. Практический опыт дает представление о том, как вести себя на работе, учит строить отношения с коллегами, находить пути решения задач и вопросов.

Еще до начала поиска работы, стоит серьезно подойти к созданию резюме — визитной карточки сотрудника в дальнейшем. Для этого можно почитать статьи с практическими советами на специализированных ресурсах. Обязательно проверьте резюме на грамотность!

Собеседование — второй, не менее важный этап трудоустройства. Как пройти его успешно? Во-первых, не опаздывайте. Если задерживаетесь, позвоните и предупредите рекрутера. Заранее продумайте в чем пойдете. Лучше, если одежда будет удобной, но в деловом стиле. Момент третий — подготовьтесь к встрече: посмотрите сайт компании, в которую идете на собеседование, узнайте о ее проектах в интернете. В-четвертых, не стоит бояться и сильно волноваться — в компании вас встретят такие же люди, как и вы — когда-то они тоже устраивались на свою первую работу.

Наталья Мороз, фото из личного архива

Обучение в университете предполагает то, что сразу после его окончания вы свободно найдете себе рабочее место в рамках выбранной специальности. Однако у организаций и правительства другие планы.

Государство со своей стороны редко правильно прогнозирует точное количество нужных специалистов в какой-то области. Так что не факт, что места вам хватит. С другой стороны и блат никто не отменял.

Есть и еще один момент, который сложно будет кому-то предугадать: кризис. В тяжелые времена компании не могут себе позволить содержание даже высококвалифицированных сотрудников. Идут массовые сокращения. Так куда же можно устроиться на работу после университета в подобных условиях? Ведь знаний-то у вас хватает, а вот с опытом беда. И работодатель пригласит скорее того, кто лишен амбиций, но уже давно знаком с деятельностью в определенной сфере.

А что остается вчерашним студентам, если не устроиться на работу после института? Правильно: неквалифицированная работа или фриланс. Но разве для этого вы парили свой несчастный мозг столько лет и корпели над выполнением всех контрольных, курсовых, дипломных?

Жизнь после окончания института: как устроиться на работу?

Еще на этапе поступления было бы хорошо промониторить данные о том, после какого института легко устроиться на работу молодому специалисту. Дело в том, что есть вузы, которые помогают в трудоустройстве выпускников по специальности.

Также не мешает проследить за компаниями. Некоторые организации заинтересованы в притоке свежего молодого «мяса». Такие сотрудники стоят дешевле опытных, а при этом в качестве бонуса компания в лице такого работника получает молодость, энтузиазм и желание обучаться. Даже при условии небольшой оплаты вашего труда идти туда стоит, хотя бы для того, чтобы набраться опыта в своей сфере.


Не стоит пренебрегать мнениями HR-менеджеров, которые отмечают в молодых специалистов завышенный уровень самооценки и собственной рыночной стоимости.

Даже если работа во время каникул оплачивалась гораздо больше того, что вам предлагает работодатель, не спешите отказываться. Зачастую к маленькой зарплате прилагаются карьерные возможности. А это куда более важно для вас на данный момент.

Не забывайте ответственно подходить к подготовке к собеседованиям. Предварительно узнавайте подробности о деятельности компании. А на встрече постарайтесь продемонстрировать все свои преимущества. Дайте работодателю понять, что вы заинтересованы работать у них, хоть у вас и нет опыта в этой сфере.

Как найти работу выпускнику университета без опыта работы?

Мало кто знает, что кризис-идеальное время для поиска работы молодым специалистом, у которого еще совсем нет опыта.

Работодатели не могут содержать опытных и высокооплачиваемых сотрудников. И вот тут ваша задача – предложить таким работодателям себя во всей красе. Убедите его, что вы будете делать то же самое, но за гораздо меньшие деньги.

Кризис рано или поздно закончится, а к тому времени вы наберетесь опыта и навыков, которые станут основой к тому, чтобы попросить прибавки.

Зачастую работодатели готовы компенсировать отсутствие знаний у работника маленькой зарплатой.

Если нет работы по специальности

Бывает и так, что даже если вы согласны на любые условия, найти работу по специальности не получается а кушать-то хочется.

Что следует делать в этом случае:

  • поднять все старые связи, если вы когда-то подрабатывали в логистике, продажах, колл-центре, на аутсорсе;
  • искать работу помощником или ассистентом на неполный рабочий день;
  • найти любую черновую работу (курьером, грузчиком, консультантом) и продолжать искать работу, рассылать резюме, ездить на собеседования.
Между прочим, найти работу в Англии после университета тоже весьма нелегко. Бывшим студентам приходится и поработать в Макдональдсе, и побыть безработными прежде, чем они смогут найти что-то подходящее. Основное отличие от нас заключается в том, что иностранные студенты к этой ситуации готовы.

Не старайтесь устроиться на первое попавшееся вам место, однако и с амбициями следует быть осторожными. Хорошо, когда ты знаешь себе цену. Но часто выпускники делают одну и ту же ошибку: стараются найти работу с зарплатой на рынке, которая соответствует этой специальности.

Помните: высокая зарплата – это результат тяжелой работы, набранного опыта и постоянной работы над собой, повышения квалификации. И пока этого у вас нет, совершенно естественно, что и получать за эти же функции вы будете в разы меньше, чем более опытный коллега.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

А вот несколько полезных советов, которые помогут вам выделиться и запасть в «душу» работодателям.

  1. Составьте свое резюме так, чтобы оно отличалось от ваших конкурентов. Опишите те свои преимущества, которых, по вашему мнению, нет у других. Определенный вес вашему резюме прибавят знания иностранных языков (чем больше – тем лучше), отличное знание офисных программ и техники и т.д.
  2. Еще на последних курсах начните заниматься самообразованием. Проходите курсы, которые не предусмотрены программой университета. Пусть это будут обычные кулинарные курсы или курсы вождения автомобиля – эти данные помогут составить о вас мнение, как о целеустремленном и способном к обучению молодом специалисте. Если есть возможность, проходите практику во время учебы на тех предприятиях, которые известны в вашем регионе. Это поможет при трудоустройстве.
  3. Уверенность в себе (заметьте – уверенность, а не самоуверенность) – это ключ к получению работы. Спокойствие, самообладание и уверенность дадут работодателю понять, что вы не просто готовы получить эту работу, но и достигнуть определенных высот в этой сфере. А раз уж вы сами собираетесь подняться на определенный уровень, то и компанию заодно за собой подтянете. Во время испытательного срока покажите себя как трудолюбивого, ответственного и исполнительного.

Запомните: не важно, как долго вы протянете на своем первом рабочем месте. Главное – уметь его получить, а дальше – это будет уже совсем другая история. Ну а пока вы подыскиваете, присматриваетесь и подумываете,



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS