Разделы сайта
Выбор редакции:
- Фотограф Всеволод Тарасевич: сумасшедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00
Реклама
Профстандарт менеджера по снабжению. Специалист по закупкам: обязанности, требования, обучение, профессиональный стандарт специалист в сфере закупок |
На кого распространяются требования профессиональных стандартов. Профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» разработаны Российской академией народного хозяйства и государственной службы с учетом требований законодательства РФ в области профстандартов и высшего профессионального образования. Из ТЗ конкурса на право разработки данных профстандартов ясно, что выборка, на базе которой апробировались макеты профстандартов, не включала заказчиков по 223-ФЗ. Отсюда можно сделать вывод, что профстандарты разрабатывались без учета закона о закупках. Профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок» утверждены приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и 626н. Что такое «сфера закупок»? Сначала необходимо понять, в какой области должен работать специалист, чтобы соответствовать уровню профессионального стандарта. 44-ФЗ Статья 3 пункт 3 Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта; 223-ФЗ Статья 1 часть 1 Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. То есть понятие «закупка» Законом №223-ФЗ четко не определено. С точки зрения автора, закупка - это удовлетворение потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Кто такой «специалист в сфере закупок»? С точки зрения 44-ФЗ , специалист в сфере закупок - это тот, кто осуществляет совокупность действий, осуществляемых в установленном 44-ФЗ порядке и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. С точки зрения 223-ФЗ , специалист в сфере закупок - тот, кто обеспечивает удовлетворение потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. То есть это специалисты, работающие в государственных корпорациях, государственных компаниях, субъектах естественных монополий, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственных унитарных предприятиях, муниципальных унитарных предприятиях, автономных учреждениях, а также в хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; В дочерних хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам; . в дочерних хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более пятидесяти процентовдолейвсовокупностипринадлежитуказаннымдочернимхозяйственнымобществам; В бюджетных учреждениях при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 закона 44-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Группы занятий Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ-08) Если посмотреть на структуру любого профстандарта, разработчики всегда выделяют группу занятий по Общероссийскому классификатору занятий. В строке «Группа занятий» указывается наименование одной или нескольких базовых групп занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. При отсутствии информации в графе ставится прочерк. Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача. Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
3323 ЗакупщикиЗакупщики покупают товары и услуги для использования или перепродажи от имени промышленных, коммерческих, государственных или иных учреждений и организаций. В их обязанности входит:
Таким образом, часть позиций даже по одной рассмотренной группе занятий распространяется как на заказчиков по 44-ФЗ, так и на специалистов, работающих по 223-ФЗ. Поэтому специалист в сфере закупок в плане группы занятий, например, «Закупщики» - это специалисты, работающие в двух этих областях. Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:
Отнесение к видам экономической деятельности Стандарта «Специалист в сфере закупок» (ОКВЭД 2) 68.1 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества 68.2 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом 70.2 Консультирование по вопросам управления 82.11 Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации 84.1 Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего и социально-экономического характера 84.2 Предоставление государственных услуг обществу 84.3 Деятельность в области обязательного социального обеспечения 99.00 Деятельность экстерриториальных организаций и органов То есть если смотреть по видам экономической деятельности, то профстандарт в большей степени относится к 44-ФЗ. Единственный вид деятельности, который может соответствовать работе в рамках 223-ФЗ - это: Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации Эта группировка включает: комплексные ежедневные административные услуги, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе, такие как услуги приемной, финансового планирования, регистрации, выставления счетов, руководства персоналом и рассылки почтовых сообщений и т.д. Эта группировка не включает:
Что из себя представляет стандарт «Специалист в сфере закупок»? Уровни профстандарта «Специалист в сфере закупок». Самый первый уровень по- пятый, самый высокий - восьмой. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Что получается на базе того, что сделали разработчики с учетом уровней квалификации, утвержденных приказом Минтруда №148н? С 01.07.2016 вступила в силу Статья 195.3. ТК РФ. Порядок применения профессиональных стандартов, согласно которой: Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Возникает вопрос: Должна ли квалификация работника, занимающегося закупками соответствовать требованиям стандарта «Специалист в сфере закупок»? А именно: должен ли уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника обязательно соответствовать требованиям указанного стандарта? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, установлены ли Трудовым кодексом, 44-ФЗ или 223-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ требования к квалификации специалиста в сфере закупок, а именно к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыту работы работника. В Трудовом кодексе никаких таких требований не установлено. В 44-ФЗ установлены требования к уровню знаний: Статья 38 часть 6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Статья 112 часть 23. До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В 223-ФЗ такие требования не установлены. Однако к нормативным правовым актам РФ также относятся акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти РФ (ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генеральная прокуратура РФ и т. д.). Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013г. N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» определены функции и полномочия контрактной службы. Встает вопрос: функции и полномочия - это то же самое, что умения и профессиональные навывки? Вопрос дискуссионный. Однозначного ответа нет. С позиции автора, это практически одно и то же. То есть для контрактных управляющих установлены требования квалификации в части наличия образования, а для сотрудников контрактных служб установлены как требования квалификации в части наличия образования, так и по умениям, профессиональным навыкам (функциям, полномочиям). Для сотрудников уполномоченных органов (учреждений), не входящих в контрактную службу и не назначенных контрактными управляющими, ничего в 44-ФЗ не установлено. Итак, на основании всего изложенного, ответим на поставленный выше вопрос: Должна ли квалификация работника соответствовать требованиям Стандарта «Специалист в сфере закупок»? А именно: должен ли уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника обязательно соответствовать требованиям указанного стандарта? По 223-ФЗ - нет. А если нет никаких обязательных требований, значит требования профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» применительно к работникам по 223-ФЗ может являться основой для выдвижения требований к квалификации самим работодателем. Включать такие требования к трудовым функциям, полномочиям сотрудников или нет, определяется решением руководителя. По 44-ФЗ контрактные управляющие обязательно должны иметь соответствующий уровень дополнительного профессионального образования. Сотрудники контрактной службы по 44-ФЗ должны иметь соответствующий уровень дополнительного профессионального образования, а также умения и профессиональные навыки для выполнения функций уполномоченного сотрудника контрактной службы. Исходя из этого целесообразно умения и профессиональные навыки сотрудников контрактной службы соотнести с приказом Минэкономразвития РФ № 631 и дополнить должностные инструкции или обязанности соответствующими умениями и проф. Навыками (трудовыми функциями). Соотнесение Типового Положения о контрактной службе и Профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (уровни 5, 6, 7)
Отличия по трудовым действиям минимальны. Резюме: Что из Профстандарта не включено в 631 Приказ? Уровень квалификации: «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Трудовая функция: Подготовка закупочной документации
Трудовая функция: Обработка результатов закупки и заключение контракта
Что из Профстандарта не включено в 631 Приказ? Уровень квалификации: «Экспертиза результатов закупок, приемка контракта» Трудовая функция: Проверка соблюдений условий контракта
Минтруд не раз доводил до сведения информацию о применении профстандартов в сфере труда.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ от 10 февраля 2016 года О ПРИМЕНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ТРУДА
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ от 10 февраля 2016 года О ПРИМЕНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ТРУДА
Возникает вопрос: Должно ли наименование в трудовых договорах должности и квалификационные требования к ней соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (по специалистам в сфере закупок ничего в квалификационном справочнике нет!), либо профессиональном стандарте «Специалист в сфере закупок»? В соответствии со статьей 57 ТК РФ: трудовая функция должна указываться в трудовом договоре (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Здесь нужно ответить на другой вопрос: Установлены ли Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях: контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы? Компенсаций, льгот при работе в должности контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы нет. Есть ли ограничения?
То есть ключевых фактора здесь два:
Т.е. по 44-ФЗ требования по наличию высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок - есть ограничения, исходя из которого наименование должности (профессии) сотрудника контрактной службы, контрактного управляющего должно соответствовать наименованию, предусмотренному в едином квалификационном справочнике (нет там ничего!)или профессиональном стандарте. Что делать?
А если в должностные обязанности (инструкции) бухгалтера внесены функции специалиста контрактной службы в соответствии с 631 Приказом, должно ли оформляться совместительство? По идее, если работнику поручен конкретный вид работы - и работник ознакомлен со своей должностной инструкцией, то это - трудовая функция. А трудовая функция указывается в трудовом договоре, но это не значит, что бухгалтер автоматически становится по совместительству сотрудником контрактной службы. Минобрнауки рассказало о применении профстандарта специалиста по закупкам: С 1 июля 2016 г. вступает в силу ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В связи с этим специалисты Минобрнауки России обратили внимание на существование таких профессиональных стандартов как "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок" и напомнили о необходимости проведения профессиональной переподготовки или повышения квалификации сотрудников в сфере закупок. Вместе с тем отметим, что, как следует из ст. 195.3 ТК РФ, она устанавливает необходимость применения лишь тех требований профстандартов, которые предусмотрены иными нормативными актами. При этом требования Закона N 44-ФЗ в том числе в части требований к квалификации специалистов в сфере закупок работодатели обязаны были соблюдать, начиная со дня вступления соответствующего закона в силу, то есть задолго до 1 июля 2016 года. В этой части вступление в силу ст. 195.3 ТК РФ не приведет к возникновению обязанностей по соблюдению каких-либо новых требований. Как следствие, если в данный момент в организации работает специалист в сфере закупок, квалификация которого не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, работодателю необходимо думать не о повышении его квалификации, а об установленной законом обязанности по расторжению с таким работником трудового договора по п. 11 части первой ст. 77ТКРФ,посколькуонзаключенвнарушение действующего законодательства. Информация от 5 апреля 2016 г. Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики. ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений; согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора. По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов. При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ. ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений; согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны. КОАП Статья 5.27.Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
25.04.2016
Понятие профстандарта и нормативная базаВпервые понятие «профессиональный стандарт» появилось в нормативной базе почти 4 года назад - в так называемом «майском» указе Президента РФ №597 1 . В этом документе шла речь в том числе о необходимости подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профстандартов; утвердить план их разработки; разработать и утвердить не менее 800 таких стандартов. В декабре 2012 г. в Трудовом кодексе появилось определение «профессионального стандарта»: под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности 2 . В январе 2013 г. Правительством РФ были приняты Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов 3 . После этого Минтруд РФ начал разрабатывать и утверждать профстандарты, а также вести их реестр на специализированном Интернет-сайте http://profstandart.rosmintrud.ru (на середину апреля 2016 г. таких стандартов было уже утверждено более 800). К разработке стандартов привлекаются научные и образовательные организации, действующие в той или иной профессиональной сфере, органы государственной власти местного самоуправления. Наконец, в мае 2015 г. были приняты важные изменения в Трудовой кодекс РФ 4 , в соответствии с которыми с 1 июля 2016 г. профстандарты будут обязательны для применения работодателями, если обязательность их применения будет установлена в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ 5 . Если же такого требования не будет, то профстандарты должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда5. По сути это означает, что если, например, в федеральном законодательстве об образовании указано, что лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью, должны в числе прочего отвечать квалификационным требованиям, установленным в профстандартах 6 , то работодатель (образовательная организация) должен обеспечивать соответствие своих педагогических работников этому требованию. А вот если, скажем, в отношении такого работника, как «ведущий телевизионной программы», требования к квалификации установлены только в профессиональном стандарте, а в нормативных правовых актах требования о соответствии такого работника данному профстандарту не содержится, то работодатель вправе и не предъявлять к работнику данные требования (например, по уровню образования), если в связи с теми или иными «особенностями организации производства и труда» это не представляется возможным. Кроме того, с 1 июля 2016 г. вступит в силу норма, согласно которой Правительство РФ будет иметь право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности 7 . Это означает, что в скором времени могут появиться отдельные решения Правительства РФ, обязывающие перечисленные выше организации применять в своей деятельности те или иные стандарты. 1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». 2 Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. 3 Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». 4 Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 5 Ст. 195.3 ТК РФ. 6 Ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 7 Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Отметим, что под применением профстандарта работодателем понимается их использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления» 8 . Профстандарты не обошли и сферу закупок. Осенью 2015 г. были утверждены 2 таких стандарта: «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок» 9 . Разработчиками обоих стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций. Пока ни законом 44-ФЗ, ни законом 223-ФЗ не установлено требование о строгом соответствии закупщиков этим профстандартам (см. для сравнения ситуацию в законодательстве в образовании, описанную выше). Лишь в 44-ФЗ указывается, что работники контрактной службы/контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок 10 . Никаких других ссылок на профстандарты ни в этих законах, ни в подзаконных нормативных правовых актах нет, равно как нет и положения об обязательном применении этих профстандартов и в утверждающих их приказах Минтруда РФ 11 . Но нельзя исключать появления такого требования в будущем как по отношению ко всем заказчикам, работающим по тому или иному закону, так и в отношении отдельных категорий организаций (см. выше). Поэтому ознакомиться с содержанием этих профстандартов заказчикам стоит уже сейчас, и в данной статье, собственно, и делается соответствующий обзор. Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок»Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулирован как «деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Таким образом, стандарт распространяется как на закупки в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Стандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции и 9 соответствующих каждой из них трудовых функций:
Обратим внимание, что не все трудовые функции в полной мере могут относиться к практике применения сразу обоих законов. Например, ни о каком обосновании закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не упоминается, хотя, конечно, такая процедура может в принципе предусматриваться положением о закупке конкретного заказчика. Кроме того, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ вообще относятся не к полномочиям заказчиков, а к полномочиям государственных и муниципальных органов. В этой связи рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:
Как можно понять из приведенной таблицы, на практике возможны различные комбинации. Например, если у заказчика, осуществляющего закупки только по 223-ФЗ, работает один сотрудник, который занимается всеми вопросами, связанными с закупками, то его должность должна называться «ведущий специалист по закупкам», поскольку именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут относиться к деятельности заказчика. Если закупками у заказчика занимается группа сотрудников, то каждый из этих сотрудников может заниматься выполнением своей собственной обобщенной трудовой функции в соответствии со своей должностью, например, обеспечением закупок - специалист, осуществлением закупок - старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой результатов контракта - ведущий специалист или руководитель подразделения (его заместитель). Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, то, как уже говорилось выше, в отношении заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ она неприменима. К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:
Как показывает приведенная таблица, если у заказчика закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям - иметь высшее образование по специалитету или магистратуре, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта. В зависимости от сложности каждой обобщенной трудовой функции в стандарте присвоен свой уровень квалификации 12: самый низкий (5-й) у первой функции «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд», а самый высокий (8-й) - у последней «Контроль в сфере закупок». Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены с 6-м и 7-м уровнями квалификации соответственно. В принципе, уровни квалификации коррелируют с предъявляемыми требованиями - чем выше требования, тем выше и уровень. В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. Таблицу 1), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям. Пример 1 Рассмотрим трудовую функцию «предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги». Для выполнения этой функции сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия: 1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги. 2. Готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами. 3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей). умениями : 2. Создавать и вести информационную базу данных. 3. Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию. 4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы. И, наконец, сотрудник должен обладать следующими знаниями : 2. Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам. 3. Основы антимонопольного законодательства. 5. Особенности ценообразования на рынке (по направлениям). 6. Методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта. 7. Основы информатики в части применения к закупкам. 8. Этика делового общения и правила ведения переговоров. 9. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок. 10. Требования охраны труда. Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать этику делового общения, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.). Отметим, что опять же не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, могут одновременно относиться к закупочной деятельности как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Например, трудовая функция «составление планов и обоснование закупок» содержит трудовое действие «разработка плана-графика и осуществление подготовки изменений для внесения в план-график». В деятельности заказчика, который ведет закупочную деятельность только в рамках 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, этот заказчик составляет только планы закупки. Однако если потенциально заказчик может попасть под действие 44-ФЗ (например, получить бюджетную инвестицию, расходование средств которой предусмотрено с применением именно этого закона, предусматривающего применение планов-графиков), то рекомендуется сразу включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением оговорки «в установленных законодательством РФ случаях». Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» 13Данный стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:
К практической деятельности заказчиков здесь может быть отнесена только трудовая функция «экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта» . Причем эта функция может реализовываться только в рамках 44-ФЗ, который обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчику в определенных случаях проводить ее, не привлекая внешних экспертов, а «своими силами» 14 . Возможная должность, которую занимает сотрудник заказчика, осуществляющий эту функцию - контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования - наличие высшего образования (специалитет, магистратура), наличие дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок), наличие опыта практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Пример 2 Для выполнения функций контрактного управляющего сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия : 1. Осуществление экспертизы выполнения контракта. 2. Осуществление экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта. 3. Осуществление проверки соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта. 4. Осуществление проверки соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта. 5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения. Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями : 1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций. 2. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта. 3. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом. 4. Выявлять при осуществлении проверки нарушения качества товаров, услуг, работ. 5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения. И, наконец, для выполнения данной трудовой функции сотрудник должен обладать достаточно широким кругом следующих знаний : 1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок. 2. Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам. 3. Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям. 4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам. 5. Основы статистики в части применения к закупкам. 6. Особенности составления закупочной документации. 7. Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг. 8. Особенности претензионной работы. 9. Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта. 10. Этика делового общения и правила ведения переговоров. 11. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок. 12. Требования охраны труда. Также как и в предыдущем стандарте (см. выше) к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. Уровень квалификации сотрудника в данном случае - 7. 8 Пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». 9 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок». 10 Ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 11 Для сравнения - такое положение, например, содержится в приказах Минтруда РФ, утвердивших профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания. 12 См. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». 13 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок». 14 Части 3 и 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С июля текущего года применение профессиональных стандартов может стать обязательным для государственных и муниципальных учреждений. А значит, руководителям АУ нужно уже сегодня обратить внимание на те стандарты, которые относятся к сфере деятельности возглавляемых ими учреждений. В то же время большинству АУ полезно изучить стандарты, определяющие требования к специалистам по закупкам. Впервые понятие "профессиональный стандарт" появилось в нормативной правовой базе более трех лет назад – в так называемом майском указе Президента РФ*(1). В этом документе шла речь о необходимости подготовить и направить в Государственную Думу проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, сформировать план их разработки и принять не менее 800 профстандартов. В декабре 2012 года в Трудовом кодексе появилось определение профессионального стандарта – под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления какого-либо вида профессиональной деятельности*(2). А в январе 2013 года Правительство РФ приняло Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*(3). После этого Минтруд начал разработку самих стандартов и ведение их реестра на специализированном сайте profstandart.rosmintrud.ru. Профстандарт "Специалист в сфере закупок"Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулировано как деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Таким образом, документ охватывает закупки в рамках законов N и 223-ФЗ.
Обратите внимание, что на практике не все трудовые функции в полной мере могут относиться к работе сотрудника автономного учреждения. Например, ни о каком обосновании закупок в Законе N 223-ФЗ не упоминается (в отличие от Закона N ), хотя данная процедура в принципе может предусматриваться положением о закупке конкретного учреждения. Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках Закона N , так и в рамках Закона N 223-ФЗ вообще не относятся к полномочиям заказчиков – это полномочия, которыми наделяются государственные и муниципальные органы. В связи с этим рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:
Как следует из приведенной таблицы, в реальности возможны различные комбинации. Например, если в автономном учреждении, осуществляющем закупочную деятельность только по Закону N 223-ФЗ, работает один сотрудник и он занимается всеми вопросами, связанными с закупками, его должность должна называться "ведущий специалист по закупкам". Ведь именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут реализовываться в деятельности учреждения-заказчика. Если закупками в АУ занимается группа сотрудников, каждый из них может выполнять одну обобщенную трудовую функцию в соответствии со своей должностью: например, обеспечением закупок занимается специалист, их осуществлением – старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой контракта – ведущий специалист или руководитель подразделения учреждения (его заместитель). Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, в отношении автономного учреждения, как уже говорилось, она неприменима.
То есть если в автономном учреждении закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, он должен отвечать достаточно высоким требованиям: иметь высшее образование на уровне специалитета или магистратуры, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и обладать опытом работы в сфере закупок не менее четырех лет. Если же сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, к ним могут предъявляться разные требования в зависимости от выполняемой функции. Самая высокая "планка" в любом случае устанавливается сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта, в связи с чем отметим: если применение рассматриваемого стандарта станет в ближайшем будущем обязательным для государственных и муниципальных учреждений, это может вызвать определенные проблемы в части наличия у действующих сотрудников требуемой комбинации дополнительного профессионального образования в сфере закупок и опыта работы. Профстандарт "Эксперт в сфере закупок"Этот стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:
Как видим, к практической деятельности автономного учреждения – заказчика товаров, работ и услуг может быть отнесена только такая трудовая функция, как "Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта". Причем эта функция может реализовываться только в рамках Закона N . Он обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчикам в определенных случаях проводить экспертизу, не привлекая внешних экспертов, своими силами (ч. 3 и 4 ст. 94 Закона N ). Должность, которую может занимать сотрудник учреждения, осуществляющий названную функцию, – контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования: наличие высшего образования (специалитет, магистратура), дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок), опыта практической работы в сфере закупок не менее четырех лет. * * *Рассмотренные профессиональные стандарты в сфере закупок наряду с другими стандартами могут стать обязательными для применения с июля 2016 года. Поэтому руководителям автономных учреждений уже сейчас нужно обратить самое пристальное внимание на имеющиеся стандарты для возможного принятия в будущем необходимых кадровых решений (об изменении штатного расписания, разработке или корректировке должностных инструкций, подборе персонала, соответствующего требованиям стандартов). ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── *(2) Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании", ст. 195.1 ТК РФ. *(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (далее – Правила N 23). *(4) Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". *(5) Приказы Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" и 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок". *(6) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". *(7) Федеральный закон от 05.04.2013 N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". *(8) См. Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов". *(9) Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N . К.Г. Чагин, Следующая запись Здравствуйте, Ирина В соответствии с требованиями закона о контрактной системе работники контрактной службы, контрактные управляющие должны иметь образование в сфере закупок. Часто возникают вопросы о каком образовании идет речь. В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона № 44- ФЗ данные работники должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Согласно части 23 статьи 112 до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. С 01.01.2017 все работники контрактной службы, контрактные управляющие для осуществления их полномочий в соответствии с Законом №44- ФЗ должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом требований к наименованию документов, которыми подтверждается наличие у работников контрактной службы высшего или дополнительного профессионального образования, Закон № 44- ФЗ не предъявляет. Соответственно, включение в состав контрактной службы работников, не имеющих указанного образования, неправомерно. Пунктом 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Следует отметить, что требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Так, согласно части 1 статьи 76 Закона № 273- ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. При этом в соответствии с частью 2 статьи 76 Закона № 273- ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Есть совместное письмо Минэкономразвития России № 5594- ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК- 553/06 от 12.03.2015 "О направлении методических рекомендаций". Данные Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок. Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 Методических рекомендаций. Согласно пункта 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций- заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов. Поэтому для большинства сотрудников повышение квалификации должно составлять не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организаций- заказчиков – для них не менее 40 часов. Относительно требуемой периодичности дополнительного профессионального образования в сфере закупок необходимо учитывать положения действующего законодательства и иных нормативных правовых актов. Так, согласно части 5 статьи 62 и статьи 7 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации гражданского и муниципального служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Что касается профессионального стандарта, утвержденного Приказом № 625н, то, помимо требований к дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок он включает также требования к образованию, профессиональным знаниям и навыкам, опыту практической работы и ряд других требований. Поэтому оценку соответствия работника требованиям профессионального стандарта осуществляет не образовательная организация по итогам освоения программы дополнительного профессионального образования, а работодатель. Помимо контрактных управляющих и работников контрактных служб заказчика обучение должны проходить и члены комиссий (конкурсной, аукционной, котировочной, единой..). В соответствии с частью 5 статьи 39 в состав данных комиссий должны входить преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. В рамках трудовой функции проверка качества представленных товаров, работ, услуг: 1) осуществляет проверку соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 2) осуществляет проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 3) организовывает процедуры приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и создает приемочную комиссию; 4) привлекает сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 5) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и для выполнения претензионной работы; 6) составляет и оформляет по результатам проверки документы. 3.1.3. Должностная инструкцияКак я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ). Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов. Профессиональное обучение контрактных управляющих осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Обучение может проходить, как в очной форме, так и в заочной. Какие требования предъявляются к специалистам по госзакупкамВ настоящее время в этой области действуют два документа:
Профессиональный стандарт специалиста по закупкам устанавливает, что эти виды деятельности нужны, чтобы контролировать и управлять закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Профстандарты разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Законом №44-ФЗ. Коммерческие организации могут приспособить принятые профстандарты под свою хозяйственную деятельность.
Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупокК сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования: Таблица 1. Как показывает приведенная таблица, если у заказчика занимается закупками (в том числе приемкой результатов контракта), например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету (магистратуре), пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции.
Требования к образованию сотрудников контрактной службы.При исполнении своих должностных обязанностей ведущий специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы: 1) соблюдать конфиденциальность информации; 2) соблюдать этику делового общения; 3) занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; 4) не разглашать материалы рабочих исследований; 5) не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте; 6) не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; 7) не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. 3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях) 4. Права Контрактный управляющий имеет право: 4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению. 4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям. Профстандарт: 08.026Для контрактных управляющих и сотрудников контрактной службы, согласно действующему законодательству и поправкам вступившим в силу с 1 января 2017 года достаточно (настоятельно рекомендовано) иметь один из следующих уровней образования:
Требования к квалификации сотрудников заказчика выдвигаются также в самом законе о контрактной системе и в методических рекомендациях по обучению. Профстандарт «специалист в сфере закупок»Контрактный управляющий привлекается к ответственности: — за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок; — за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации; — за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. ……… (другие положения об ответственности) 6. Заключительные положения 6.1. Профстандарты в сфере закупок по 44-фз и 223-фзПоследовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:
Должностная инструкция контрактного управляющего (скачать образец) (doc, 41 Кб). Приказ о назначении контрактного управляющего (скачать образец) (doc, 32 Кб). 6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы Согласно ч.5 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий. Контрактный управляющий требования к должности5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт8. Поиск вакансии контрактного управляющего 1.
Внимание Кто такой контрактный управляющий? Контрактный управляющий - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ). У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Контрактный управляющий должен уметь: 1) использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций; 2) вести переговоры, анализировать данные о ходе исполнения обязательств; 3) организовывать и проводить процедуры привлечения экспертов, экспертных организаций; 4) производить проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 5) применять меры ответственности и совершать иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 6) привлекать сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта; 7) составлять и оформлять по результатам проверки документы; 8) ……… (другие навыки и умения) 1.4. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Требуется продавец-консультант?
- «Полная неожиданность»: в России рухнули продажи электроники
- На слонимщине перерисовали соломенные фигуры, так как они уж очень напоминали известных людей беларуси
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом Похожие работы на - Профессиональное удовлетворение работой разными поколениями сотрудн
- Как получить грант на начало бизнеса, руководство от первого лица
- Разделение рабочего времени на части
- Презентация на английском языке И
- Как формировать профили должностей для поиска ценных сотрудников?
- Рабочее время в нестандартных ситуациях По пятницу с 9 00
- Лист ознакомления с должностной инструкцией образец бланк