Реклама

Главная - Животные и растения
Что надо сделать чтобы стать архитектором. Профессия архитектор: где учиться и зачем

Где-то полгода назад я написал статейку в небольшой журнал на тему архитектурного образования. Отправил и забыл, так что не знаю ее дальнейшей судьбы, собственно, и не особо интересно. Спустя время, признаю что это далеко не лучший материал для абитуриента, но может кому и понадобится. А профессионалам - так ради праздного интереса. Заранее прошу не корить за ошибки и ляпы.

- кому подходит профессия;

Профессия архитектор охватывает настолько большое поле деятельности, что в ней сможет себя найти почти любой человек. Тут важен вопрос мотивации освоения этой профессии. В двух словах, опишу мотивации, с которыми стоит идти в архитектуру, а с которыми нет. №1 - творческие амбиции, без них делать в архитектуре - нечего. Должно присутствовать желание постоянно создавать что-нибудь новое, причем, самое лучшее. Очень важно желание быть известным (или популярным). Если посмотреть на зарубежных «звезд» архитектуры: Норманна Фостера, Сантьяго Калатравы, Фрэнка Герри - все они публичные люди. Важно не только желание создать, но и рассказать об этом всему миру. Еще одна мотивация - желание быть разносторонне развитым человеком. Профессия архитектора находится на стыке инженера и художника. Желание «знать все» будет сильно помогать будущему специалисту.

Теперь то, что может сильно помешать. Во-первых, поиск «легкого пути». В архитектуре 5% - талант, а остальное - работа. Это действительно очень тяжелая специальность. На моих глазах люди падали в обмороки от переутомления, зарабатывали хронические заболевания во время учебы. Были даже смертельные случаи. Надо быть к этому готовым и не бояться. Во-вторых, желание заработать много денег, и по возможности сразу. Хороший архитектор созревает медленно, как вино. В начале, он стоит очень дешево, но спустя годы работы - становится дорогим. Это тоже надо осознавать. Большие заработки будут, но путь к ним достаточно долгий. В-третьих, излишняя восприимчивость будет сильно мешать в профессии. Количество критики всегда превышает количество похвалы. Особенно в начале пути. Надо уметь все спокойно воспринимать. Каждый хороший архитектор много раз слышал о том, из какого места у него растут руки, какая у него солома в голове, и что он никогда не станет архитектором. Нельзя подобные высказывания принимать близко к сердцу.

Исходя из вышесказанного, думаю, будет не сложно создать портрет человека, кому подходит эта профессия и примерить его на себя.

- краткий обзор вузов;

Выбор вуза для получения архитектурного образования, конечно важен, но не критичен. Специфика учебы на архитектора такова, что и в среднем, по общему мнению, вузе можно получить замечательное архитектурное образование. Главное - преподаватели творческих специальностей, которые встретятся на пути студента. Программы вузов и архитектурных факультетов примерно похожи. Единственный большой плюс престижных вузов, как МАрхИ, например, больший шанс встретить отличного преподавателя.

Подготовку к творческому конкурсу лучше всего не форсировать. У каждого вуза свои очень жесткие требования к рисунку и черчению. Лучший вариант - подготовительные курсы или частные занятия с преподавателями вуза, куда планируется поступление. Грамотный преподаватель подготовит человека «с нуля» до сдачи экзамена за год или полтора. Как ни странно, но хорошо, если до этого абитуриент нигде не учился рисунку. Преподавателю проще сразу поставить правильную технику, чем исправлять «ошибки школы». Сильно заранее готовиться к творческому экзамену не стоит. Лучше за год, но с большой интенсивностью, чтобы будущий студент «набрал форму» к экзамену и не сильно утомился от многолетней подготовки.

На мой взгляд, самая большая ошибка - попытка поступить в один вуз в течении нескольких лет. Годы подготовки для поступления даже в лучший архитектурный вуз не дадут никаких знаний в архитектуре. Надо всегда помнить, что цель - стать архитектором, а не поступить в МАрхИ или МГСУ. Для достижения этой цели необходимо двигаться вперед: поступить в другой вуз; в тот же вуз, но на вечернее или заочное отделение; не стоит отбрасывать вариант получения среднего специального образования. Подготовка к поступлению это «топтание на месте», а учеба в профессиональном учебном заведении - путь к профессии, который может быть более тернистым, чем ожидается.

- как проходит учеба;

Когда я учился в МАрхИ, ходила поговорка: «Вылететь из института намного сложнее, чем поступить». Доля правды в этом есть. Можно, конечно, много говорить о том, что учиться тяжело, бывают конфликты с преподавателями, но получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, независимо от того - является студент «физиком или лириком». Дело все в том же стыке инженера и художника. Все предметы можно «грубо» разделить на 3 вида: творческие, инженерные и общеобразовательные. Традиционно студенты ходят на творческие предметы - проект, рисунок; время от времени появляются на инженерных - конструкции, сопромат, архитектурная физика; очень редко вспоминают про общеобразовательные предметы - философия, социология. Это плохая традиция. В программе нет случайных предметов. Все знания, которые дает институт, пригодятся в профессии, но в одном случае это очевидно - проект, конструкции, материаловедение; а в другом нет.

Приведу небольшой пример. На занятиях по философии я бывал 2-3 раза за семестр. Объяснял себе это тем, что знание Канта и Гегеля мне никак не пригодятся в архитектурной практике. Получал свой трояк на зачете и был доволен. Спустя годы, в аспирантуре я проходил курс «философия науки». Только там я увидел, насколько глубоки философские корни в архитектуре и работа в современной архитектуре без знания философии просто невозможна. Мне пришлось тратить время на чтение учебников и рвать волосы от досады, что не посещал занятия в институте.

Но, конечно, самый важный предмет - архитектурное проектирование. По сути, все остальные предметы программы служат для продвижения студента в этом предмете. Многие мои коллеги вспоминают институтский проект, как «золотое время». Все потому, что фантазия архитектора ничем не ограничена. Нет никаких требований экономики, занудливых заказчиков, неуступчивых смежников. Это лучшая возможность проявить свой творческий потенциал. Не случайно, при приеме на работу очень часто просят институтские работы. Работая над клубом, музеем, пожарным депо, надо понимать что он для вас, скорее всего, единственный проект на эту тему. Лучше не жалеть сил и времени на проект. Именно тогда закладывается потенциал для роста в профессии. Главные архитекторы и «звезды» архитектуры начинаются с интересных творческих проектов.

- логика карьеры профессионала;

Сейчас подавляющее большинство студентов начинает работать уже на 2-м, 3-м курсе. Я считаю - это хорошо, но только в меру. Подработка помогает в освоении архитектурных программ, дает первое представление об архитектурной практике и психологически подготавливает к будущей работе. Но не стоит забывать, что №1 - все равно учеба. К работе в этот период лучше относиться не очень серьезно - просто, как к возможности попрактиковаться. Заниматься только учебой можно, но судя по практике, у таких студентов если и начинается карьерный рост, то с большим опозданием.

Я уже писал, что поле деятельности архитектора очень велико. Важно настроить себя на то место в архитектуре, где человек будет чувствовать себя наиболее гармонично. Выбрать свою нишу. Совершенно не обязательно стремиться стать успешным и популярным архитектором. Гнаться за большими объектами. Хороший макетчик может зарабатывать намного больше главного архитектора. Можно заниматься исследовательской деятельностью, преподаванием, малыми архитектурными формами - всем чем угодно, если это «твое». Быть в этой области успешным и зарабатывать достаточно много. Сейчас в архитектуре нет низкооплачиваемых специальностей, и хороший специалист получает высокую зарплату. Но в то же время, очень сложно «заработать состояние», занимаясь только архитектурой.

Карьера архитектора может развиваться совершенно в любом направлении, но для успешного развития необходима постоянная работа над собой. Прежде всего - самообразование; активное участие в общественной архитектурной жизни: посещение лекций, семинаров, выставок.

- трудовые будни, взаимодействие с инженерами;

Специфика профессии архитектора такова, что для осуществления творческих замыслов всегда нужно привлекать дополнительных специалистов - инженеров, конструкторов. Характер работы нагляднее всего можно рассмотреть на примере. Возьмем самый распространенный архитектурный заказ - индивидуальный жилой дом (в простом языке - коттедж). Архитектор получает заказ и начинает работу с эскизов. Делает планировки, фасады и согласовывает их с заказчиком. Затем идет архитектурный проект - чертежи планов, фасадов, врисовки в рельеф, общие спецификации. На этом, как кажется, работа архитектора заканчивается, но по архитектурному проекту нельзя построить дом. Нужны строительные чертежи, проекты инженерных систем. Это как раз работа инженеров. Грамотный архитектор знает основы инженерных специальностей и заранее предусматривает в архитектурном проекте возможность реализации тех или иных систем. Лучше всего работать над проектом в связке с конструкторами и инженерами, или, по крайней мере, консультироваться на этапе архитектурного проектирования. Даже после выполнения всех смежных проектов, работа архитектора может продолжаться. Речь идет об авторском надзоре за строительством. На крупных объектах ведется соответствующая документация, на небольших - приезжает человек с чертежами и рулеткой, и с умным видом ходит по стройплощадке. Зачастую, окончательные решения по выбору отделочных материалов, рисунку окон и ограждений принимаются уже во время строительства, когда архитектура не на бумаге, а ее можно «потрогать». В любом случае, посещение стройки очень полезно для понимания всего процесса создания архитектуры. При проектировании и строительстве крупных объектов, все усложняется, но суть остается той же самой.

Рабочий процесс может проходить совершенно по-разному: можно сидеть на работе с 9-ти до 6-ти; можно работать в свободном графике; ездить по объектам, согласующим организациям, смежникам; работать дома как частный архитектор - кому как больше нравится. В архитектурной деятельности, на мой взгляд, самое главное - результат, хорошая архитектура, а как она получилась, не так важно. Можно за 5 минут нарисовать «на коленке», а можно месяцами просиживать у монитора.

- ситуация в профессии сегодня, тенденции.

Сегодня российская архитектура переживает глубочайший кризис. Это признают и профессионалы и обычные люди, которым не безразлично то, что происходит в стране. Под кризисом я подразумеваю следующее: архитектура большинства строящихся крупных объектов просто безобразная (достаточно сравнить то, что строят во всем мире и что у нас), вероломно разрушаются объекты архитектурного наследия, очень тяжело идет смена поколений (особенно среди преподавателей вузов).

Профессиональная среда находится тоже в кризисе. Проектные институты, как показал последний год, убыточные. Хорошие должности в больших организациях достаются родственникам или знакомым, и пробиться через стройные ряды «своих» людей очень сложно даже классному архитектору. В частных мастерских тоже тяжело. Там большая конкуренция и не всегда честная. Работать частным архитектором можно, но рынок частных архитекторов настолько сильно наводнен непрофессионалами, что очень сложно хоть немного подняться из этого болота. Сейчас в архитектурной деятельности, если у тебя нет родственников или высоких покровителей, всего приходится добиваться «потом и кровью».

К счастью, любой кризис рано или поздно заканчивается. На мой взгляд, «поднять» российскую архитектуру способно новое поколение молодых архитекторов. Для этого есть все предпосылки: доступна информация по современной зарубежной архитектуре, появляются объединения молодых архитекторов, есть возможность обучения и стажировки за рубежом. Я верю, из поколения, которое только собирается поступать в архитектурный институт вырастут наши Кендзо Танге и Ричард Роджерс.



Как сказал известный архитектор Евгений Асс, чтобы достичь высот в этой профессии, необходимо «учиться всю жизнь, везде и всему». Довольно образно и размыто, но так точно. Ведь способности к рисованию еще не определяют будущего в архитектуре. Как стать архитектором, будет рассказано в этой статье.

Что нужно, чтобы стать архитектором?

В первую очередь соответствующее . Тем, кто хочет знать, как стать архитектором без образования, придется как минимум получить опыт в архитектурной мастерской, но в любом случае без высшего образования никто не доверит такому человеку строительство объектов, ведь в задачи специалиста такого профиля входит:

  • разработка проектной документации, то есть всевозможных смет, таблиц и чертежей;
  • проектирование объектов строительства;
  • дальнейший надзор за процессом возведения здания;
  • реализация комплексных решений касательно возводимых строений;
  • взаимодействие с заказчиками и авторами проектов.

Интересующимся, что нужно знать, чтобы стать архитектором, необходимо обладать талантом и прилагать усилия. Без острой наблюдательности не обойтись, а еще нужно понимать потребности людей и идти в ногу со временем. Ведь придумывая новую конструкцию, необходимо представлять, как она будет выглядеть в пространстве, как в ней будут перемещаться люди и осваивать полезную площадь и все это под влиянием политики, истории и дыхания современной культуры.

Спрашивающим, что нужно сдавать, чтобы стать архитектором, стоит ответить, что сначала стоит подготовиться к творческому конкурсу при поступлении в , потом окончить его и получить опыт по какой-либо стажерской программе. У уже в конкретной компании занять должность помощника архитектора. А что касается освоения соответствующих инженерных программ, то этому можно обучиться уже на месте, потому как в каждой компании свое используемое программное обеспечение.

Для начала, необходимо убедиться, правильно ли вы понимаете, кто же такой архитектор и в его обязаности. Архитектор - специалист, который осуществляет архитектурное проектирование, в том числе разрабатывает объемно-планировочные и интерьерные решения. Архитектурное проектирование - это организация архитектурной среды, проектирование зданий и , включая разработку интерьерных и объемно-планировочных решений.


Чтобы стать студентом-архитектором, нужно обладать определенными личностными качествами.


Творческие способности. Конечно же, умение красиво рисовать, писать картины и штриховать карандашом - то, что должен уметь человек, поступающий на архитектурный факультет. Однако важно, чтобы это умение не лишь на перерисовывании чужих работ и копировании фотографий. Архитектор - он же творец. Он должен уметь видеть в обычных вещах необычное, перерабатывать их в голове и выплескивать на бумагу. Карандаш, краски, маркеры - это всего лишь инструменты. Человеку, который учился в художественной школе, будет и учиться, однако, как показывает практика, самоучки тоже имеют шансы добиться успехов, если будут стараться и прислушиваться к замечаниям преподавателей.


Развитое пространственное мышление. Очень важное качество. Пространственное мышление - это вид умственной деятельности, при котором создаются пространственные образы, помогающие в решении практических и теоретических задач. Студенту-архитектору придется изучить непростые дисциплины, такие как начертательная геометрия, статика, и инженерные конструкции. Возможность мыслить пространственно, абстрактно дается не всем, поэтому если у будущего студента нет такой способности, то перечисленные выше предметы стнут для него настоящим испытанием. К счастью, это качество (если оно хоть немного присутствует) можно развивать.


Ответственность, бдительность. Студенту-архитектору, а в будущем специалисту просто невозможно быть халатным и безответственным. Эта проессия требует внимательности, потому как любая ошибка может привести к разрушению постройки с последствиями, травмами и даже смертью людей.


Трудолюбие, усидчивость. Из лентяя просто не получится архитектор. Лентяй вылетит из ВУЗа после первой же сессии. Мало того, студент-архитектор должен быть готов к работе над проектами и другими заданиями днями и ночами. Если у представителей других специальностей такой распорядок актуален во время сессии, то следует отметить, что студенты-архитекторы трудятся в таком ритме весь учебный год.


Организаторские способности помогут студенту распределить всю нагрузку равномерно и избежать бессонных ночей и состояния "полузомби" во время сессии.


Оригинальность, находчивость, креативность отличают студента-архитектора от других специальностей. Архитектор должен уметь смотреть на многие вещи иначе нежели другие люди, должен уметь находить неординарные решения и справляться с поставленными задачами используя смекалку и оригинальность.


Чувство гармонии, вкуса и стиля необходимые качества творческой личности. Прокты и другие арт-работы просто будут неинтересными и скучными, а в худшем случае безвкусными и неэстетичными.


Наблюдательность. Важная черта, присущая любому творцу. Чтобы создать что-то новое, необходимо внимательно относиться к тому, что уже существует. Архитектор должен замечать все красивое вокруг, стараться это перерабатывать и использовать в своих идеях.


Хорошая память не помешает ни одному студенту, однако представителям архитектурного факульета это качество особенно необходимо. Архитектор должен быть подкованным человеком со всех сторон, у него должен быть широкий кругозор. Чтобы проектировать здания и сооружения разного назначения, архитектор должен разбираться во многих отраслях.


Коммуникабельность - черта, необходимая любому современному специалисту. Архитектор должен уметь работать как ссамостоятельно, так и в команде. Студенту-архитектору коммуникабельность нужна чтобы уметь общаться со своими одногруппниками, студентами старших курсов и преподавателями, специалисту-архитектору - чтобы уметь разговаривать с заказчиком, находить общий язык с коллегами.


Пунктуальность, тактичность - эти качества в принципе являются плюсами для любого человека, особенно для архитектора.


Профессия "архитектор" подходит тем, кто обладает перечисленными выше качествами и навыками. Профессия интересная, ответственная, требует внимания, усидчивости и усердия, но очень интересная и увлекательная. Многие студенты-архитекторы, несмотря на трудности учебы, очень рады, что выбрали именно эту профессию.

По просьбе «Газеты.Ru» Евгений Асс, Иван Овчинников, Данир Сафиуллин и Сергей Чобан рассказали о том, кто, когда, где и при каких условиях может стать архитектором.

Евгений Асс: «Учиться всю жизнь, везде и всему»


Мне не пришлось ничего решать, все решилось само собой, поскольку у меня отец архитектор, и мать занималась историей архитектуры, и вокруг были одни архитекторы. Книги по архитектуре, треугольники, рейсфедеры, линейки, кальки - все это составляло мир моего детства, и отказаться от этого я не мог. Поступил в , закончил его и постепенно стал архитектором.


Выучиться на архитектора просто: закончил институт и можешь работать архитектором. А вот стать архитектором - для этого требуется и талант, и большие усилия. Чтобы стать архитектором нужно обладать особой чувствительностью к окружающему миру, к материи этого мира. Нужна острая наблюдательность: нужно видеть жизнь, наблюдать за движениями и перемещениями людей, за тем, как они осваивают пространство. Очень важно обладать воображением, для того чтобы представить себе как в пространстве, которое вы создаете, будут люди двигаться, что они будут чувствовать, откуда будет проникать свет, какие физические ощущения вызовет прикосновение к стене или к полу.
Необходима изобретательность, чтобы придумать такую форму, которая была бы интересной, новой и привлекательной для людей. Надо чувствовать конструкции: какой должна быть балка для того, чтобы она не обрушилась - это должно быть на уровне чувств, а не на уровне расчетов, которые делают инженеры. Нужно понимать, как будет себя вести твой объект в том мире и в том окружении, куда ты его погружаешь. Нужно понимать историю, политику, осязать дыхание современной культуры. И, наконец, надо быть художником, чтобы все эти ощущения, мысли, знания и представления превратились в ценную пространственную, материальную форму. Вот это все и составляет особенности архитектурной профессии.
Все, то, о чем я говорил выше, приходит с годами. Необходимо пройти какой-то путь, вчувствоваться в мир, накопить жизненный опыт. По-моему, академик Жолтовский говорил, что архитекторами становятся только после сорока.


В Москве – это, конечно же, МАрхИ, и скромно упомяну нашу школу . В Санкт-Петербурге - это Академия художеств и Архитектурно-строительный университет. Есть отдельные хорошие педагоги в Самаре, Казани, Ростове, Вологде. Но в целом российская архитектурная школа, хотя и обладает глубокими традициями, в последнее время далеко отстала от мирового уровня образования. И обсуждать, почему затормозила наша архитектурная школа, это все равно что обсуждать - почему Россия вообще затормозила и на каком этапе. Были трудные годы, когда архитектуры почти не было в стране, поэтому есть объективные причины.
Если говорить про наиболее значимые мировые школы, то традиционно это американские университеты - Колумбийский, Гарвардский, Корнельский. В Европе лидирующие места сейчас занимают Технический университет в Делфте в Голландии, три превосходных школы в Швейцарии - в Цюрихе, Лозанне и Мендризио, Мадрид и Барселона в Испании. Безусловно, Англия - Архитектурная ассоциация, Бартлет, Вестминстер, Лондонский университет Метрополитен, с которым сотрудничает наша школа МАРШ. В Японии много хороших архитектурных школ, в Южной Америке – Чили и Мексика… Есть очень много прекрасных мест для учебы. Наши студенты, увы, ограничены в возможностях выбора даже внутри страны.

4. Помимо обязательной учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Архитектура - это и искусство, и наука, и техника, и философия, и поэзия, и еще много чего. Сколько бы всему этому ни учили в институте, всегда будет недостаточно, поэтому могу порекомендовать архитектору учиться всю жизнь, везде и всему.
Традиционно существует представление, что архитектор прежде всего должен уметь рисовать. Хотя рисунок важен в работе архитектора, я не считаю, что это определяющий компонент профессии - не обязательно хорошо рисующий человек становится архитектором. Архитектура, бесспорно, искусство, но не искусство рисования. Художественные практики в наше время гораздо многообразнее просто рисунка - это и инсталляции, и перформансы, и видеоарт, и фотография. Самые разные формы творчества могут добавить к профессиональному образованию важные штрихи.
Архитектурное образование связано с таким обширным кругом знаний и умений, что оно позволяет довольно легко сориентироваться в разных областях, поэтому из архитекторов легко уходят в разные творческие профессии. В поэзию, как Андрей Вознесенский, в театр, как Сергей Бархин. Участники групп «Пинк Флойд» и «Пет Шоп Бойз» - тоже архитекторы. Янис Ксенакис, замечательный композитор в свое время был сотрудником мастерской Ле Корбюзье.


Ваш вопрос неспроста имеет определенный коммерческий оттенок. Архитектура, к моему глубокому сожалению, все больше определяется как бизнес, а не как социальное творчество. Для бизнеса сейчас не самые простые времена. В ситуации экономического кризиса строительство довольно сильно свернулось. Универсальный архитектор редко выбирает, в какой области ему работать: заниматься ли ему жильем или театрами. Как правило, не он выбирает, а его выбирают и дальше от этого зависит его профессиональный и экономический успех. Во всем мире моментом выбора может стать победа на конкурсе. У нас же конкурсов нет и в помине.
А востребовано сейчас то же, что и всегда: будущее исторических центров, массовое жилье, проблема разрастания городов. Сегодня модная тема - это экология, энергоэффективность и «устойчивое развитие», хотя мне кажется, что эти вопросы всегда существовали и традиционно решались на уровне здравого смысла и профессиональной ответственности.


В России не хватает архитекторов, а за границей из наших более или менее успешно ассимилировались буквально единицы. Поехать можно, но другое дело - насколько легко будет реализоваться: везде существуют свои профессиональные сообщества, и в них внедриться очень непросто. Больших русских имен там вы не найдете. Это одна из наших проблем: российская архитектура слабо интегрирована в мировой процесс, наши архитекторы не включены в глобальный архитектурный оборот. В то время, когда в Россию приглашают десятки западных архитекторов, русских архитекторов почему-то никто не зовет ни в Лондон, ни в Париж. В какой-то мере это связано с недостатками в подготовке, но по большей части, как я уже говорил, с дезинтегрированностью России в мировое архитектурное сообщество.
Если говорить о том, где сейчас самые большие архитектурные рынки, то, конечно, это Китай. Вся мировая архитектура сейчас работает на Китай, там строится сумасшедшее количество зданий. Это вообще, наверное, самый успешный архитектурный рынок в истории. И китайские архитекторы, кстати, благодаря этому интегрировались в глобальное мировое архитектурное пространство. Во всем мире больше всего архитектурных студентов из Китая. А в 2012 году самую главную международную архитектурную награду - премию Притцкера - получил китайский архитектор Ванг Шу. Русские архитекторы даже близко не подошли к тому, чтобы претендовать на такую награду.


Не надо обольщаться - если человек хорошо рисует, то это еще не достаточное основание для того, чтобы стать архитектором. Надо проверить в себе наличие тех качеств, о которых я говорил вначале: надо начать внимательно присматриваться к миру, начать фиксировать свои ощущения и умозаключения, записывать, зарисовывать, начать читать книжки об архитектуре, изучать памятники архитектуры и все окружающие пространства. И тогда со временем, может быть, удастся стать архитектором.

Иван Овчинников: «Профессия интересная, надо идти и пробовать»

1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?
Когда я выбирал институт, то вначале пошел посоветоваться к маме, а она у меня радиовзрыватель, заканчивала Бауманку. Я говорю: «Мам, куда мне идти учиться?» Она говорит: «Иди в Бауманский». Я подумал и понял, что мне туда совсем не хочется. Пошел к папе, а он архитектор и посоветовал идти в архитектурный. Я решил, что там поинтересней. О том, когда я стал архитектором, даже неудобно говорить. Ну, наверное, когда построил свой первый дом два года назад.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Необходим довольно большой набор качеств. В первую очередь, чувство вкуса и фантазия. Также, безусловно, важны чувство конструкции, чувство материала. Огромное значение имеет понимание всех жизненных процессов, которые происходят вокруг нас. Архитектор должен быть и социологом, и психологом, поскольку в каждом архитектурном проекте происходит своя жизнь, и очень важно ее понимание и осознание.
Понять, что правильно выбрал профессию, мне кажется, очень сложно и не только в архитектуре. Вот я до сих пор сомневаюсь (смеется - прим. ред.). Надо попробовать, только так - опытным путем. Что касается возраста... Кто-то выбирает этот путь смолоду и идет по нему, кто-то сворачивает после окончания института, а кто-то становится архитектором уже к зрелым годам и находит себя в этом деле.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
Естественно, очень сильная школа в Голландии. По инженерии, конструктиву и по осознанности сильная школа в Германии. Лично мне понравился подход у финнов и у шведов: у них он, что ли, более приземленный и имеет более тесную связь с реальностью.
В России основной архитектурный вуз – МархИ, хотя в последнее время принято считать, что он не дает того образования, которое нужно современному архитектору, и я отчасти эту позицию разделяю. И плюс, и минус нашего отечественного архитектурного образования - в мощной фундаментальной подготовке, но в целом оно оторвано от реалий. Человек выходит из МАрхИ, зная историю архитектуры, умея рисовать, умея разрабатывать концепции, но полностью проект он построить не готов - не хватает знаний, они все какие-то очень поверхностные.


Нужно понимание рынка, понимание материалов, понимание требований заказчика, понимание конструкций. Эти знания обычно получают, когда уже идут работать в какие-то архитектурные мастерские. Там и начинается реальное обучение.
Что касается дополнительного обучения, то мы с 2005 года организуем фестиваль «Города», в рамках которого стараемся заполнить часть пробелов в архитектурном образовании. Во всех европейских вузах очень распространена практика работы с материалами, и сам процесс проектирования и обучения более жизненный и больше привязан к реалиям. Нормальной практикой в западном образовании считается строительство учебных проектов в натуральную величину - то есть студент может участвовать в строительстве дома еще на первых курсах. На мой взгляд, это очень важно для архитектора. Если ты своими руками построил дом, совершенно по-другому начинаешь воспринимать то, что ты проектируешь. Мы то же пытаемся сделать и в России - даем возможность архитекторам реализовать свои проекты «от» и «до».
Этой зимой мы проводим фестиваль в парке искусств «Музеон», где будет построен 21 «микродом» - функциональные эксплуатируемые объекты площадью от 5 до 15 квадратных метров. По сути, это задание на дом-комнату. Каждый участник должен понять на этом проекте, как устроен пирог стен, как работает тот или иной материал, что такое энергоэффективность и как банально сделать так, чтобы в доме было тепло. Какие-то примитивные вещи, которым как раз в МАрхИ не учат. Микродома будут строиться зимой в непростых условиях, а потом полгода они будут функционировать как общественные и жилые здания. Все это время мы будем их тестировать - оценивать по тем критериям, которые на западе уже давно стали нормой, а в России практически не используются. В российской практике такое делается впервые.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Не берусь судить про высокооплачиваемость, но по ощущениям это небольшие проекты, которые ближе к конкретным заказчикам, материалам и строителям. В большой архитектуре намного сложнее сделать имя и строить крупные общественные или жилые здания. Это удается единицам. А интерьеры, квартиры, коттеджи проектируют все кому не лень. У меня ощущение, что денег там больше, но насколько это способно приносить творческое удовлетворение - каждый уже решает сам.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Я никогда не искал работу за границей. Но, насколько я знаю, за границей с нашим образованием принимают на работу неохотно.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Помню, еще до поступления в институт я был с родителями на какой-то архитектурной тусовке. И там присутствовал уже состоявшийся архитектор, но сильно подвыпивший. И когда он узнал, что у меня есть планы на эту профессию, то сказал: «Вань, если хочешь стать таким же, как я, иди в архитектурный».
Ну, а если серьезно, то профессия интересная, надо идти и пробовать. Все архитекторы любят свою работу, и есть за что любить. Когда ты что-то построил и тебе удалось реализовать свои творческие планы, ты получаешь удовлетворение. И это самое главное. Никогда не нужно идти на компромиссы и на уступки, надо выдерживать давление со всех сторон, отстаивать свою позицию, держать качество архитектуры и отвечать за свои действия.
Я не берусь давать каких-то универсальных рецептов, но надо понимать, что архитектура - это не просто рисование эскизов и гуляние по стройке с важным видом. Это тяжелая работа и часто ненормированный график без сна и отдыха. Любой архитектурный проект - это сложнейший механизм. Человеку, который не готов к долгой скрупулезной работе, будет тяжело.

Данир Сафиуллин: «Надо любить жизнь, людей, их жилище»

1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?
В далеком детстве в городе Буинск под Казанью я закончил художественную школу. Я с детства очень любил рисовать. Когда встал вопрос о выборе профессии, я понял, что поблизости нет ни одного художественного вуза, лишь архитектурный в Казани. Он опосредованно, но все же был связан с рисованием. Туда я и решил поступить. А вообще я тогда об архитектуре знал очень мало. Уже в процессе я понял, что это за профессия и чем занимаются архитекторы. Надо сказать, меня это очень сильно заинтересовало.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Надо любить жизнь, людей, их жилище. Без этого сложно проектировать дома и интерьеры. Чтобы создать комфортное жилье, надо иметь любовь к самому процессу и тогда все получится.
Я понял, что правильно выбрал профессию в институте. Осознал, что без архитектуры мне уже не интересно. Мне кажется, что в любом возрасте можно начинать проектировать и есть много примеров, когда люди уже в преклонном возрасте начинали заниматься архитектурой и продолжали этим заниматься до самого конца.
Насколько мне известно, швейцарский архитектор Петер Цумтор вначале был мебельщиком, плотником и только потом стал проектировать и строить дома. К этой профессии можно прийти по-разному и в разном возрасте.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
В основном все сильные российские архитекторы - это выходцы из МАрхИ. Есть приличные школы архитектурного образования в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани. При этом очень талантливые архитекторы и интересные проектировщики добиваются успеха в своей карьере и становятся звездами архитектуры независимо от школы, благодаря своим личным качествам.
Минус российского образования в его негибком и устаревшем подходе. Мы до сих пор руководствуемся СНиПами - нормами и правилами строительства, которые пришли к нам еще из советских времен. Они очень сильно ограничивают архитекторов в действиях. К примеру, возьмем классическое дерево: мы по ограничению СНиПа не можем его применять в малоэтажных общественных зданиях, потому что это запрещено.
И к слову, об иностранных подходах к обучению. Помню, по обмену к нам приезжали из Швейцарии группы архитекторов и у нас был совместный урок быстрого проектирования на определенную тему. У них была всего лишь одна картинка какого-нибудь интерьера, и они могли рассказать по ней всю концепцию: как это будет выглядеть, каков замысел. У нас же были планы, разрезы, фасады, все по шаблону, как правильно учили. У них больше свободы мысли. Что касается зарубежного образования в целом, то тут у меня нет однозначного ответа. Чтобы выбрать для себя какую-то определенную школу, нужно пробовать, если есть возможность. Нужно смотреть, что ближе.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Они нужны всегда и постоянно. Мир не стоит на месте, все время появляются новые материалы, новые технологии. Все это увеличивает пространство для творчества в архитектуре и строительстве. Получать и искать эти знания нужно самому. Если раньше было сложно найти эту информацию, то сейчас в современном мире это не проблема.
В Москве открываются различные архитектурные школы: институт «Стрелка», МАРШ, Британская школа дизайна. У всех разные методы обучения и свои особенности. Студент может параллельно учиться иным подходам.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Наверное, нужно искать заработок там, где есть частный капитал. Государство очень скромно оплачивает градостроительные проекты, плюс законодательные базы очень сильно ограничивают нормами. Поэтому выгодно работать с частными инвесторами и, скорее всего, в области общественных сооружений: культурных и досуговых объектов. Еще есть сфера частного интерьера, когда заказчик и инвестор вкладываются во внутреннее пространство - свой дом, офис.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Сложно везде. Но преимущество работы в России - это большая территория и большие потребности: много городов, поселков, а значит больше работы. Если говорить о Европе, то там очень большая плотность и уже практически негде строить, поэтому сильная конкуренция. Уезжать не так уж и легко. Если человек едет не ради большого заработка, а хочет получить некий новый опыт в архитектуре и творчестве, то он может поехать в Европу, в Японию. А если он хочет заработать денег, то надо ехать в те страны, где ведется масштабное строительство: Арабские Эмираты, Китай, Казахстан. Все зависит от конкретных потребностей.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Нужно интересоваться наукой, культурой, образованием и иметь познания во всех этих областях. Нужно постоянно развиваться и познавать. И самое главное - нужно уметь видеть будущее и конечный результата своей работы: каким будет объект через десять лет.

Сергей Чобан: «Главная цель - найти свою философию»

1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?
Я учился на графическом отделении в художественной школе имени Бориса Иогансона при Академии художеств СССР, тогда еще в Ленинграде. Это была одна из двух школ в городе, которая готовила будущих художников в рамках лицея. Всегда интересовался архитектурой через рисунок: делал много рисунков, пейзажей со зданиями, мне была очень интересна и петербургская архитектура, и архитектура, например, Древнего Новгорода. И тем не менее, я целенаправленно хотел стать художником-графиком.
А потом случилась довольно странная вещь, которая и определила мою дальнейшую судьбу. Я проиллюстрировал книгу автора, который был в Советском Союзе запрещен. Это не было каким-то сознательным выступлением - чистая случайность: нашел книгу на даче, она меня поразила, и я ее проиллюстрировал. Мои работы очень понравились и попали на полугодовую выставку. Пришли люди из Академии художеств, увидели, на какую тему иллюстрации, и мне любезно сказали, что на «идеологический» факультет лучше документы не подавать и что единственная возможность для меня - это архитектурный. Мне сказали: «Ты хорошо занимаешься математикой, физикой, у тебя хороший рисунок, ты хорошо рисуешь здания, так делай это». И вот так, не желая того, я поступил на архитектурный факультет.
Сегодня с расстояния тех изменений, которые произошли в Советском Союзе, а потом в России, я могу сказать: как хорошо, что я не стал художником. То, что сейчас происходит в искусстве, я никогда не понял бы и не смог бы в этом направлении двигаться. Поэтому в то время для меня это было несчастьем, которое привело к счастливой развязке. Я поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, оказался в этом замечательном входном вестибюле академии, и меня захватила эта атмосфера.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Нужна довольно быстрая реакция. Зачастую ты должен принимать решения в сжатых во времени обстоятельствах. В рамках одного разговора ты не всегда можешь сказать: я должен подумать, я должен с кем-то посовещаться. Если ты хочешь быть лидером, архитектором, который какие-то вещи привносит в жизнь, ты должен быстро уметь принимать решения, за которые тебе потом не будет стыдно. Должна быть реактивность в дискуссии с коллегами, с сотрудниками, с заказчиком, с властями. Вторая важная часть - это лидерские качества и умение брать на себя ответственность за эти принятые решения, умение реализовывать их потом в работе с коллегами и сотрудниками. Но это скорее инструменты.
А главное – это некое свое видение архитектуры, города. Это цель, к которой ты движешься всю жизнь и, наверное, никогда ее в идеале не достигаешь. Это некий путь к себе. Осознать: а какой город нравится тебе, а в каком городе ты сам хочешь жить, в каком здании и как архитектурными средствами твои замыслы воплотить. Главная цель - найти свою философию в этом огромном мире архитектуры и архитекторов.
Понять, насколько человек обладает быстрой реакции, задатками лидера и другими механизмами воплощения своих идей, можно, думаю, на последних курсах обучения. А вот уйти от подражания и невольного повторения того, что уже делают другие, найти свой мир для этой реализации и найти свое собственное «я» - это процесс длительный. По этому пути нужно двигаться долго, и очень поздний возраст может привести к каким-то результатам. В тридцать, в сорок и в пятьдесят можно понять - что именно ты хотел сказать в этой профессии.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
Мой опыт подсказывает, что в Европе это Швейцария. В Цюрихе техническая высшая школа, безусловно, одно из лучших учреждений. Если говорить о Германии, то это Брауншвейг или Ахен - два университета, которые готовят хороших специалистов.
Что касается России, то, на мой взгляд, образование МАрхИ по-прежнему лидирующее, и у нас в офисе много выпускников этого вуза, которые это подтверждают. В Санкт-Петербурге лидерство поделено на две равные половинки между архитектурным факультетом института Репина и инженерно-строительным университетом.
Мне кажется, что основу все равно задает сочетание учебы, практики и тот профессор, с которым ты непосредственно общаешься. Редко студент может добиться успеха, самостоятельно работая над собой. Все-таки нужен спарринг-партнер, наставник, с которым ты проговариваешь все свои идеи. Он должен раскрыть необходимые качества, не пытаться эти качества заглушить или наоборот вытащить на свет божий слишком рано. Мне очень повезло с моими профессорами. Но образование сегодня складывается не только из университета, а и из работы в фирмах, в частных компаниях архитекторов. Из той практики, которую молодой архитектор получает еще на стадии обучения, работая в частных компаниях.
Что касается сильных и слабых сторон, то я не вижу никаких преимуществ или недостатков российского и зарубежного образования друг перед другом. В какой-то момент мне казалось, что техническая сторона лучше на Западе, а в России мне нравилась рисовальная подготовка. Сегодня все смешалось, потому что многие вещи делаются студентами в компьютере, начиная от идеи и заканчивая проектированием. Более технические познания современных конструкций происходят на уровне глобального обмена информацией через интернет, через различные публикации. Все технологии примерно известны. Сказать, что рисование рукой является гигантским преимуществом, я тоже не могу. Скорее это некая гимнастика, которую можно заменить другой. Рисовать очень хорошо, например, как рисую я, - задача очень индивидуальная, и ни один институт привить это не в состоянии.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Это даже не назовешь знаниями или умениями. Должно быть два основных обстоятельства, которые, на мой взгляд, необходимы архитектору: это хорошее здоровье и знание языков. Я считаю не лишним знание математики, как глобальной гимнастики для мозга. Такая тренировка позволяет грамотно и четко излагать мысли.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Сегодня востребованы все области. В России идет активное строительство всего чего угодно: университеты, музеи, театры, я уж не говорю об офисных, жилых и торговых зданиях. Другое дело, что все всех областях нужно повышать качество того, что делается, оно не достигло того уровня, который можно было бы считать среднеевропейским.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Если говорить о выпускнике, который ищет работу как сотрудник, то при наличии знания иностранных языков, определенных способностей и знания всех механизмов, включая компьютерную программу, шансы равны. У меня есть большой офис в Германии, в котором, кстати, работают, в том числе и выпускники МАрхИ. Найти работу нашему выпускнику в берлинском офисе вполне возможно при наличии разрешения на пребывания и других формальностей, которые существуют.
Если вы самостоятельный архитектор, то, конечно же, рынок на Западе более жесткий и найти заказ там гораздо сложнее. Сделать имя сложно всегда. Это больше, чем просто получить заказ. Это получить десятки заказов и подтвердить решением этих задач, что ты являешься специалистом необходимого уровня. Это всегда тяжело, и иностранцу во много раз тяжелей, чем человеку, который говорит на родном языке этой страны.
И если есть желание попробовать свои силы за пределами России, то лучше обратить внимание на страны, где более стабильная экономика, причем стабильная не только в пункте «сейчас». В какой-то момент Испания была очень интересна, но теперь мы видим, что там происходит. Если говорить о стабильных странах, то это Германия, Голландия, Англия и Америка.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Если кто-то просто задумывается, не приложив к этому никаких усилий: не обучаясь в художественной школе, не находясь в детской архитектурной школе, не поработав ни с объемом, ни с плоскостью, не попытавшись перевести свою мысль в некое изобразительное начало; если это желание абсолютно абстрактное, из серии «нравится профессия архитектора, а еще вчера нравилась профессия врача» - в этом случае, наверное, лучше все еще раз взвесить и не рисковать. Потом может быть большое разочарование. Когда я заканчивал институт, у нас каждый курс был более 50 человек, но сегодня занимаются архитектурой очень немногие.
Если желание пойти в эту профессию связано с тем, что человек с детства много конструировал и макетировал, постоянно выстраивал объемы, много рисовал здания, если замечал здания на улице и отдавал себе отчет в том, почему одно здание нравится, а другое нет; если мозг вращается вокруг строения как такового, то есть вероятность, что это - твое.

Не сразу, сначала я хотел стать спортсменом. Но после 8 класса родители, тоже архитекторы, предложили поступить в архитектурный техникум. Я согласился. Там уже я вспомнил детское увлечение рисованием и черчением, потом как-то втянулся в учебный процесс и понял, что архитектура — это моё.

Как стать архитектором?

Стать архитектором несложно, для этого институт надо закончить, а вот стать хорошим архитектором уже сложнее, тут многое должно сойтись — учителя, участие в интересных проектах, творческий коллектив и окружение. Именно такая атмосфера сейчас формируется в Институте, и мы хотим дальше работать в этом направлении: приглашать молодых талантливых архитекторов, давая им возможность применить полученные в вузе знания и возможность проявить себя, научить нас чему-то новому. Они, в свою очередь, перенимают практический опыт наших специалистов, получается такой взаимный обмен. Важно постоянно поддерживать этот процесс, как на уровне Института в целом, так и на уровне отдельных структурных подразделений, иначе не избежать стагнации. Именно в такой атмосфере формируются хорошие архитекторы.

Топ-3 качеств архитектора?

Ответственность перед людьми, эмоциональный интеллект, любознательность, усидчивость. Получилось четыре, но продолжать можно бесконечно, в разных ситуациях требуются разные качества.

Что Вам нравится в работе архитектора?

В работе архитектора есть всё — уединенный творческий процесс, шумные коллективные обсуждения, адреналин публичных выступлений, общение с разными людьми: представителями власти, инвесторами, жителями, умение искать компромиссы, где это возможно, и умение быть твердым в тех вопросах, которые влияют на качество проекта. Архитектор работает на стыке всех областей жизни, именно это мне и нравится.

Каким проектом больше всего гордитесь и почему?

Больше всего мне нравится работать над проектами с нуля: от разработки концепции до осуществления авторского надзора. Таким проектом для меня стал проект района Куркино, и он мне дорог, не только потому, что один из первых, а потому что теперь я сам тут живу и наблюдаю за его развитием. Самое ценное в такой работе видеть её результат и то, как люди взаимодействуют с той средой, которую ты создал. Четыре года назад мы начали работать над рядом проектов на территории новой Москвы, а также запустили ряд проектов по программе реновации. Будет интересно наблюдать за воплощением этих проектов, но это уже тема для дополнительного разговора.

Ваше кредо архитектора?

Нельзя забывать про то, что мы работаем для людей — именно они будут пользоваться тем, что мы создаем, и это большая ответственность.

Какие хобби могут быть у архитекторов?

Архитекторы парадоксальные люди, обычно в свободное время они продолжают работать — рисовать, чертить, лепить. Часто их хобби связаны с педантичной систематизацией, многие что-то коллекционируют. Это особенности мышления, своего рода, профессиональная деформация.

Лично я люблю бег - он также требует системности и последовательности. Ещё увлекаюсь аквариумистикой — чем-то напоминает процесс проектирования, только тут у тебя в руках целая экосистема, пусть и не очень большая.

Архитектура постоянно находится в движении, как успевать быть в тренде ?

Не думать, что ты самый умный; нужно уметь слушать людей, особенно если они моложе и говорят странные, на первый взгляд, вещи.

Беседовала: Илона Акимкина



 


Читайте:



Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Режим и график работы: все принципы правильной организации трудового распорядка

Отношения между работником и работодателем регулируются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или , если условия труда данного...

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Стоящие перед российской экономикой задачи долгосрочного развития требуют радикального повышения эффективности управления на различных уровнях. В...

Проектный цикл включает следующие этапы

Проектный цикл включает следующие этапы

Проекты как системная деятельность обладают рядом структурных выражений. Это и структура участников реализации, и организационная структура, и...

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Медицинские осмотры: кто за кого платит?

Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ). Предварительный медосмотр Предварительные...

feed-image RSS